Игры для аутистов: развитие с радостью. Виды сенс.игр с детьми с РАС.docx - Игры с детьми с РАС

АННОТАЦИЯ

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия психолога-педагога в работе с детьми, вопросы установления контакта и налаживания игрового взаимодействия с ребенком.

ABSTRACT

The article touches upon the choice of game therapy for corrective work with preschool children with autism spectrum disorders. The practical approach and actions of the psychologist-teacher in working with children, the issues of establishing contact and establishing game interaction with the child are also considered.

Статистические данные указывают на проявление расстройств аутистического спектра примерно у одного из ста детей. Детский аутизм плохо поддается стандартной терапии и поэтому нуждается в построении результативных коррекционных программ. Уровень умственного развития при расстройствах аутистического спектра может быть самым разнообразным: от одарённости в некоторых областях искусства и знаний, до проявленных форм интеллектуальной недостаточности .

У большинства детей с расстройствами аутистического спектра присутствует особенное сенсорное восприятие, которое может проявляться в отношении визуального восприятия, запахов, звуков, прикосновений и вкусов. Данная проблема способна очень глубоко воздействовать на все аспекты человеческой жизни, в том числе, в качестве основания для поведенческих трудностей.

Расстройства аутистического спектра представляют собой отдельный спектр психологических характеристик, раскрывающих рамки аномального поведения, сложностей взаимодействия и коммуникаций в социуме, а также строго ограниченный круг интересов наряду с многократно повторяющимися актами поведения. Нарушения такого спектра приводят к общественной дезадаптации, к искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, другими словами, механизмов, позволяющих самостоятельно определять оптимально подходящую личную дистанцию во взаимоотношениях с внешним миром, вырабатывать индивидуальные привычки и потребности, изучать неизведанное, преодолевать появляющиеся препятствия, вести активную коммуникацию со средой, налаживать эмоциональное взаимодействие с людьми и произвольно упорядочивать поведение .

Некоторые исследователи, в том числе Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и М.М. Либлинг, объединяют особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра в целом и их речи в частности с нарушенным механизмом взаимодействия с окружающей средой и уменьшением порога аффективного дискомфорта при контактах с окружающим миром. Соответственно, при нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи ребёнок может увлекаться некоторыми формами речи, игрой со звуками, слогами и словами, коверканьем или рифмованием слов. В отдельных случаях ребёнок не в состоянии обратиться непосредственно к конкретному человеку, даже просто позвать маму, проявить собственные желания, но способен рассеяно неоднократно повторять одни и те же слова, рассказы, песни. То есть данные высказывания выступают не как средство общения, а как аутостимуляция .

На сегодняшний день актуальным вопросом является разработка эффективных методик и индивидуальных программ в работе с детьми этой категории. Как правило, в России основываются на научно-практических разработках Морозовой С.С. «Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах», Нуриевой Л.Г. «Развитие речи аутичных детей», И. Ловааса «Модификация поведения аутичных детей», а также Баенской Е.Р., Никольской О.С., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок» и иных.

Значимая роль в развитии ребенка принадлежит игровой деятельности. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность коммуникации с окружающим миром.

Развитие игровой деятельности происходит по определенным правилам и проходит ряд этапов, который описал Д.Б. Эльконин. Ребенок при нормальном развитии проходит все этапы развития игровой деятельности. При этом в дошкольном учреждении создаются специальные благоприятные условия для развития игры. Но, как правило, развитие происходит без применения специальных усилий со стороны родителей и воспитателей. При этом, развитие игровой деятельности заложено в программу образования в детских образовательных учреждениях - это игры в группе, постановки и спектакли, игры на улице и т.д. По сути, этапы развития игровой деятельности являются так же этапами развития в целом личности ребёнка и идут неразделимо. К сожалению, дети с расстройствами аутистического спектра нередко застревают на самом начальном уровне развития игровых навыков. При расстройствах аутистического спектра можно преимущественно наблюдать «сенсорные» игровые действия. Что говорит, о том, что игровая сфера не развивается. Так как игра в дошкольном периоде ведущая деятельность, то следует уделить этой сфере особенное внимание. Игра не может быть сформирована у дошкольника с РАС самостоятельно и для этого нужно проведение специальных коррекционных занятий.

Подчеркивая огромную роль игры в воспитании детей, в организации жизни детского коллектива, А.С. Макаренко обращал особое внимание на необходимость участия взрослых в играх детей. Он писал: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть, если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой, я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

В отечественной психологии игра рассматривается как ведущую деятельность в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова). Классическими являются утверждения Л.С. Выготского о том, что именно игра является источником развития личности ребенка и именно игра создает зону ближайшего развития ребёнка: «...по существу через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребёнка» . По А.Н. Леонтьеву «ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» .

Первый этап работы. Установление контакта.

Главной целью этого этапа является создание позитивного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, определение эмоционального контакта ребенка с педагогом. Педагог, применяя метод наблюдения, обнаруживает уровень актуального развития речи ребенка, скапливает анамнестические данные о натальном и постнатальном развитии, выявляет его пристрастия и интересы. Все наблюдения фиксируются, разбираются возможности вовлечения ребенка во взаимодействие и сотрудничество. При определении контакта стоит избегать давления на ребенка, прямого обращения к нему, длинного пристального взгляда. Первые попытки общения обязаны проходить в спокойных условиях, без излишней суетливости взрослого, без деятельного навязывания собственного ритма, предпочтений. Педагог должен отслеживать перемены в поведении ребенка: нарастание у него тревоги, аффективного напряжения может привести к ухудшению глазного и тактильного контакта, повышению моторной напряженности, суетливости, скованности в движениях, появлению моторных стереотипий. Чтобы вначале прилечь внимание ребенка с расстройствами аутистического спектра, и не напугать его, важно учитывать, что есть определенные моменты, которые ребенку могут быть неприятны. Поэтому на первом этапе:

  • Не нужно говорить громко.
  • Не нужно делать резких движений.
  • Не надо пристально смотреть в глаза ребенку.
  • Не надо обращаться прямо к ребенку, если ребенок чувствует при этом дискомфорт.
  • Не надо быть слишком навязчивым .

При достижении заинтересованности ребёнка в контакте со взрослым делается вероятным прямое общение через коллективную игру или рисование. Основное в игре – завлекать ребёнка в её сюжетную линию, где он действует, переживает события и радуется.

Работа по эмоциональному тонизированию на первом этапе ведется на базе сенсорных игр. Общему сенсорному удовольствию, и сенсорной игре необходимо придавать смысловой контекст. Вкладывать сенсорную игру в сюжет – салют, барабан, дождь. Так, если ребенок принимается раскачиваться, то взрослый, обняв его, может раскачиваться в такт с ребёнком, обыгрывая качание на качелях или раскачивание деревьев с сопровождением ритмизированных текстов, так же это может быть корабль, который качается по волнам. Сначала предлагаются ситуации стабильные, не требующие от ребенка большой активности. Для установления положительного эмоционального контакта можно проводить следующие эмоциональные игры: «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», прослушивание записей эмоций, звукоподражаний животных.

Второй этап. Установление зрительного контакта, формирование начальных коммуникативных навыков.

Начальный этап коррекционной работы с детьми дошкольного и младше школьного возраста с аутизмом, лучше проводить в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками. Сначала вырабатывается фиксация взора на предметах и картинках, представляющих наибольший интерес для ребенка в данный момент. Когда взгляд скользнет по предъявляемому материалу, вещь дают ребенку. Понемногу время фиксации взора на предложенные вещи будет возрастать и ребенок будет замечать не только игрушку, но и педагога, который предлагает игрушку. Отрабатывается указательный жест, жесты «да», «нет». На занятиях и в повседневной жизни намеренно созданные ситуации помогают овладеть ими. Затем можно присоединять ритмические игры и танцы с речевым ритмичным сопровождением, которые вызывают положительные эмоции и оказывают благоприятное воздействие на имеющиеся у ребенка двигательные стереотипии в виде размахиваний руками, подпрыгиваний и т.п. В процессе игротерапии акцент делается на эмоциональное обогащение ребенка, включение его в содержание импровизированной сказки. Незаменимыми помощниками на данном этапе становятся специально организованные сенсорные игры, активизирующие новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые), создающие эмоционально положительный настрой.

Как известно, дети с аутизмом любят манипулировать предметами без учета их функционального назначения. При этом основным мотивом выступают привлекательные сенсорные свойства. По наблюдениям Янушко Е.А., «выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка» . Стереотипная игра характеризуется повторяемостью, неизменностью, длительностью, отсутствием сюжета. Но можно использовать ее положительные стороны (комфортная ситуация для ребенка, возможность вернуть его в уравновешенное состояние), и тогда она станет основой построения взаимодействия. Взрослый ненавязчиво и осторожно подключается к играм ребенка, улавливает подходящий момент, чтобы подать ему нужную деталь, негромко повторяет за ребенком его слова, использует любимую игрушку. Такая тактика поведения позволяет аккуратно войти в мир игры аутичного ребенка, не отвергать присутствие взрослого, завоевать его доверие, что потребует немало времени и терпения.

Вначале надо учитывать, что ребенок любит, а чего опасается. Бывает повышенная сенсорная чувствительность, поэтому нужно учитывать это в игре и соблюдать уровень комфорта. Проведение сенсорных игр позволяет ребенку переживать приятные эмоции, получать новую сенсорную информацию, способствует возникновению эмоционального контакта со взрослым. Примером таких игр могут быть игры с красками («Цветная вода», «Смешивание красок»), игры с водой («Переливание», «Фонтан», «Бассейн», «Купание кукол», «Мытье посуды»). Игры с мыльными пузырями: «Подуем на снежинки», «Плыви, кораблик», «Вертушка», «Задуй свечу», «Рисуем дымом», «Буря в стакане», «Пенный фонтан». Так же пузыри могут быть и снегом и дождем, все зависит от игровой ситуации. В целом педагог должен вносить смысл и новые элементы игры в ту игру, что уже сформировалась у ребенка с РАС. Как правило это сенсорные игры или проигрывание одно и того же определенного сюжета, стереотипные моторные действия. В любом случае добавление новых сенсорных моментов, которые осмыслены и принимаются ребенком, расширяют его игровой обзор.

Конечной целью этого этапа является стимуляция собственной психической активности аутичного ребенка, направление этой активности на взаимодействие с взрослыми и сверстниками, а так же на развитие игровых действий ребёнка.

Третий этап. Формирование активного взаимодействия со взрослым.

Важной задачей этого периода является перестройка сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание обновленных контактов ребенка с миром. В процессе игровой коррекции решаются следующие задачи: вызываются новые активные формы переживаний; воспитываются чувства по отношению ко взрослому, сверстникам, самому себе; развивается система самооценки и самосознания; обогащаются новые формы и виды игровой и неигровой деятельности.

На данном этапе ребёнок находится в активном контакте с педагогом, и не просто позволяет ему вносить новые игровые элементы и сюжеты, но и принимает их сам.

Внесение эмоционального смысла в жизнь ребенка с РАС, в то, что он делает и чувствует, – важная работа психолога для развития его личности, для включения его в реальность, для осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Этого можно достичь с помощью специального эмоционально-смыслового комментария, который должен сопровождать ребенка в течение всего дня, являясь необходимым элементом любой деятельности .

Эмоционально-смысловой комментарий помогает привлечь внимание ребенка, сконцентрировать его на чем-то, чтобы достичь осмысления совершающегося, понимания сказанного. Подобный комментарий обязан быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность, в его аутостимуляцию, фиксировать приятные ощущения и сглаживать неприятные, прояснять причинно-следственные связи. Это помогает преодолевать страхи, бороться со стереотипными влечениями. Необходимо комментировать чувства и ощущения самого ребенка, а также эмоциональные реакции других людей, сказочных персонажей. Обсуждая сначала отдельные эпизоды, педагог начинает работу по их смысловому увязыванию, чтобы научить ребенка понимать логические связи между событиями, отношения между людьми. Так будет происходить прогресс в развитии понимания речи – понимание смысла нескольких последовательных событий, связанных в сюжет. Ребенка легче сосредоточить на рассказах о нем самом.

Здесь помогает сюжетное рисование . Взрослый подробно и не торопясь рассказывает историю про самого ребёнка и одновременно прорисовывает эту ситуацию, привлекая его подрисовывать, раскрашивать по желанию. Главная цель – сосредоточить его внимание на развитии событий, добиться, чтобы ребенок слушал и понимал рассказ. Далее с сюжетным рисованием можно переходить к сказкам, коротким рассказам. Так мы развиваем у ребёнка способность понимать речь, т.е. формируем его речевое мышление.

Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирования понимания речевых инструкций полезны игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Сварим кашу». А также можно использовать различные пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, исходя из индивидуальных предпочтений ребёнка. При этом следует обучить его некоторым навыкам работы с материалами: мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики и раскатывать колбаски, резать на кусочки. Отработав отдельные приемы, можно в одной игре их комбинировать («Посадим огород», «Приготовим угощение», «Пластилиновые картинки»). Если ребенок принимает сюжетное рисование и появляется интерес к различным сюжетам или сказкам можно переходить к проигрыванию. Например, можно слепить из пластилина героев сказки и проиграть сюжет или всю сказку целиком.

Следующим важным этапом будет переход от индивидуальных игровых занятий к групповым. Возможно, начать с малого, в начале вести занятие с двумя детьми, потом подключать большую группу.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что возможно использование различных вариантов игр, дающих аутичному ребенку новые сенсорные ощущения и положительные эмоциональные впечатления, которые ребенок сможет принять. И далее на этой базе развивать игровую деятельность ребёнка.

Так же стоит отметить, что игра детей с расстройствами аутистического спектра не формируется сама, необходимо проводить специальные коррекционные действия со стороны педагогов и психологов. Развивать игровую деятельность аутичных детей достаточно сложно, но можно. Скорее всего, этот процесс будет не быстрый, все зависит от конкретного ребенка, от уровня контакта с педагогом. Главное, взрослому нужно быть внимательным и отзывчивым к потребностям ребенка с расстройствами аутистического спектра, а для этого не жалеть времени, усилий, сохранять спокойствие, уверенность и проникнуться его ощущениями и чувствами. Так же очень важно правильно оценивать педагогом зону ближайшего развития, чувствовать ребенка, чувствовать его настрой, его темп, его интересы. Развитие игровой деятельности, благоприятно скажется на общем развитии ребенка с расстройствами аутистического спектра. Так как именно в игровой деятельности ребенок учится контактировать, принимать и отдавать, менять и создавать новые сюжеты. Развивая игровую деятельность детей с расстройствами аутистического спектра, мы развиваем их личность, поскольку этапы формирования игровой деятельности являются этапами развития личности ребёнка.


Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – С. 75
2. Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. - М.: ТЦ Сфера 2011.
3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. соч.: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 306
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.
5. Полински Л. PEKIP: игра движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. - М.: Тере-винф, 2009.
6. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М.: Теревинф, 2009.
7. Янушко Е. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5–3 года. – М.: Теревинф, 2010.

Нам нередко задают вопрос: в какие игры с детьми-аутистами можно поиграть? Ответ очевиден: в те же, в которые вы бы играли, будь перед вами обычный ребенок. Удивляет другой факт — вокруг нас есть люди, которых подобный ответ ставит в тупик. А знаете почему? Потому что пока еще не для всех очевиден ответ о том, как при аутизме вовлечь ребенка в совместную игру, совместное занятие, совместное событие. Вовлечь так, чтобы он реагировал, отвечал, присоединялся, подражал, выполнял определенные игровые действия или предлагал собственные. Иначе говоря, чтобы его поведение в совместной со взрослым игре напоминало игровое поведение обычного ребенка.

Что мешает обычным играм с детьми-аутистами?

  • игры на непосредственное взаимодействие,
  • игры с предметами,
  • сюжетные этюды и сюжетные игры,
  • игры по ролям, сюжетно-ролевые игры и игры с правилами (представляете, это уже не фантастика, дети с исходно тяжелыми формами аутизма к моменту выпуска из детского сада успевают дойти даже до таких уровней).

Как начать игру с детьми-аутистами и какую цель надо преследовать?

Все еще не решаетесь поверить? А вы не верьте. Возьмите и проверьте. Оцените текущее состояние ребенка , определите, над чем в первую очередь предстоит работать, учтите важное для его ситуации сочетание статики и динамики в разыгрывании (или обыгрывании) сюжета , и затейте веселую совместную игру — либо присоединившись к его любимым занятиям, либо предложив игру на основе его любимого занятия, либо предложив несколько игр и выбрав наиболее ему понравившиеся, либо… вариантов много. Как минимум потому, что аутизм многогранен.

Единственное, о чем следует помнить, это о том, что ваши игры с детьми-аутистами в любом случае должны оказаться совместными, а не скатиться на функциональные. Цель примитивной и, как правило, автономной функциональной игры, свойственной при аутизме, — получение сенсорного удовольствия. Вам же посредством эмоционального тонизирования, смыслового комментирования и физического тормошения предстоит помочь ребенку перешагнуть эту грань . С тем, чтобы игра начала отражать его опыт, доставлять удовольствие от общения с вами, раскрывать смысл окружающих предметов и явлений, передавать новые знания и осваивать новые модели поведения. То есть стала выполнять все те функции, которые она выполняет в играх обычных детей .

Сходите и посмотрите, во что могут играть дети с аутизмом, когда педагоги не стесняются действовать: https://youtu.be/rdhUVYJ5SdA

Кстати, согласно нашим источникам, результаты, отраженные в видео, в этом дошкольном учреждении «к сожалению, уже устарели». Оказывается, их игры с детьми-аутистами привели к «неожиданному» переходу дошколят на ролевую, сюжетно-ролевую игру, и положили начало освоению игр по правилам. Речь о случаях, когда взрослый не помогает детям выполнять игровые действия. Самостоятельность в их исполнении, вот к чему оказались «недостаточно готовы» педагоги. Одним словом, «зажигают» ребята! Вдохновляйтесь, дерзайте и играйте с удовольствием. Пусть у вас тоже все получится.

Игры с детьми-аутистами: что мешает, с чего начать, к чему стремиться?

Татьяна Гниломедова
Особенности игры детей с РАС

Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации. Не только аутист страдает из-за этой особенности , но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносят родителям душевные страдания. Как педагог, прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о его приходе в детский цент заранее. Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строить ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее. Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашей встречи. Получается, что для ребенка мы при встрече «сваливаемся как снег на голову» . Ибо начало контакта для них является буквально потрясением.

Почему аутист не любит общаться - он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей . При встречах с маленькими детьми мы включаем очень много телесного контакта. Довольно скоро удаетсяи обнимать, и щекотать и кружить ребенка. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения. По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на тех же занятиях или на следующих, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, оттолкнуть.

Роль игры в развитии и воспитании детей с РАС .

Дать определение игры очень трудно , так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом , например, пальчиковые игры , простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.

Каждая мама понимает у своего ребёнка просьбу поиграть с ним. И к этой просьбе надо относиться серьезно. Игра помогает не только занять малыша, но и развивает его лучше всяких занятий. Психологи называют игру ведущим видом деятельности детей . Именно через игру дети учаться строить отношения. Многие мамы совсем не знают, во что поиграть с малышом, чем занять его дома. На самом деле выбор достаточно велик надо только понять, что больше нравится именно вашему ребенку.

Условно игры можно разделить на три группы : сюжетные, дидактические и подвижные.

К дидактическим игрушкам для детей с РАС относятся всевозможные вкладыши, матрёшки, пирамидки, мозаики, кубики и так далее. Со всем этим детей тоже надо учить играть, показывать и объяснять ему действия с ними. Дети с РАС играют не вместе, а рядом. Но вот взрослый партнер им просто необходим. Поэтому инициатива в организации игр может исходить как от ребенка, так и от взрослых. Ребенок может сам занять себя непродолжительное время. Конечно, говорить о сюжетных играх возможно весьма условно, но элементарные действия с сюжетными игрушками дети выполняют с удовольствием, особенно по образцу взрослых . Сюжетные игрушки- это куклы, машинки, игрушечные животные, посудка и так далее. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия : возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется , и расширяется круг действий ребенка : может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков, сварить ей кашу и так далее.

Играя с детьми РАС, не забывайте о том, что необходимо :

Чередовать активные игры со спокойными ;

Повторять одни и те же игры не менее 5-7 раз , иначе ребёнок не поймет суть игры ;

Стараться побуждать ребенка к активности;

Не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.

А ещё для детей очень привлекательными являются игры на планшете или в телефоне. Мы не будем отрицать, что они тоже могут быть хорошими, развивающими и интересными. Они тоже имеют место быть, но они не должны полностью заменять те счастливые моменты, которые ребёнок испытывает, играя с родителями в вышеперечисленные игры . И это живое общение, которое вы подарите друг другу в совместных играх.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись ему по вкусу.

Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры , которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать , разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Публикации по теме:

Цель: развивать умение вырезать, приклеивать космическую ракету, сложенную вдвое, космонавтов из бумаги. Определять, называть небесные объекты.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Конспект для детей РАС по песочной терапии «Следы» Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения Задачи: 1. Учить кулачками, ладонями надавливать на песок; 2. Развивать мелкую моторику.

Конспект занятия «Круг - Солнышко» для детей с РАС Цель: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного.

Конспект занятия с элементами песочной игротерапии с детьми с РАС «Лошадки» Тема «Лошадки» Задачи: 1).формировать представление о геометрических фигурах «треугольник», «круг», «квадрат»; 2) учить сравнивать предметы.

Самостоятельная игра ребенка-аутиста существенно отличается от того, во что и как обычно играют его ровесники. Поэтому игры для аутистов призваны решать не только задачу приятного досуга, но и нести элементы обучения, быть развивающими.

Чтобы подобрать наиболее интересные игры для детей с ранним детским аутизмом, давайте разберемся, в развитии каких навыков ваш малыш испытывает нехватку.

Звуковые игры для детей-аутистов

Отгораживаясь от мира, ребенок постепенно утрачивает способность воспринимать информацию на слух и теряет способность к обучению. Восстановление связи с внешним миром именно через ухо имеет колоссальное значение. Помогут в этом звуковые игры с ребенком-аутистом.

Примеры звуковых игр с ребенком-аутистом:

    «Что шумит?» Выберите несколько предметов, издающих негромкие звуки (слишком сильный звук способен причинить малышу боль). Это может быть шуршащая оберточная бумага, тихий колокольчик, негромкий маракас. Дайте ребенку изучить предметы, послушать, как они звучат, запомнить их названия. Затем отвернитесь и немного «пошумите» одним из них. Задача ребенка – угадать, что именно звучало. Такая игра для аутичных детей задает начало сосредоточения на звуках.

    «Высокий – низкий». Для этого упражнения-игры с ребенком-аутистом потребуется игрушечное или настоящее пианино. Нажимая верхние клавиши, расскажите ребенку, что так капает дождик. Помогите ребенку поднять руки вверх, комментируя: «Это высокий звук». Затем, нажимая нижние клавиши, расскажите малышу, что так топает мишка, комментируя: «Это низкий звук». Когда ребенок усвоит разницу, играйте звуки и побуждайте малыша выполнять нужные движения. В дальнейшем можно попросить его самостоятельно найти низкие и высокие звуки на инструменте.

    «Лечебная классика». Эта игра с детьми-аутистами, несомненно, станет одной из любимых. Особенно для тех малышей, кто помимо звукового вектора имеет еще и . Приготовьте несколько классических аудиозаписей по мотивам детских сказок. Это может быть «Танец феи драже» Чайковского (из балета «Щелкунчик»), отрывок из «Спящей красавицы» и т. д. Также подготовьте соответствующие картинки.

Прослушивая запись, показывайте ребенку картинку, описывая ее. Если ребенок хочет, можно вместе танцевать под музыку. Когда освоите три и более записей (фрагменты могут быть недлинными), включайте отрывки по очереди и просите ребенка угадать, какая картинка подходит к этой музыке. Если ребенок любит рисовать, можно побудить его нарисовать еще одну картинку самому.


Помните, что важнейшим правилом любых упражнений или игр с ребенком-аутистом является звуковая экология. Говорите на пониженных тонах. Выбирайте негромкие инструменты, запись тоже включайте тихо, чтобы ребенок вслушивался.

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Звуковая травма, полученная ребенком, провоцирует искажения в развитии всех остальных векторов, заданных ему от рождения. Часто такие дети испытывают сенсорный дефицит именно тех чувствительных зон, которые соответствуют его векторам. Восполнить нехватку ребенка помогут сенсорные игры при аутизме.

Можно использовать:

    Подвижные игры для кожного ребенка-аутиста, особенно с тактильными элементами. Можно изготовить из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке.

    Кожному ребенку с детским аутизмом подойдут и развивающие пальчиковые игры, пальчиковые краски, лепка из пластилина или соленого теста. Только будьте готовы чередовать сидячие занятия с подвижной игрой.

    Существенно восполнить тактильную нехватку такого ребенка при аутизме помогут игры с водой. Например, устройте «пенную вечеринку» в ванной. Из пены можно строить дворцы или сделать на голове смешную шляпу – все во власти вашей фантазии. При отдыхе за городом используйте песок и другие неструктурированные материалы, чтобы организовать тактильные игры для ребенка-аутиста.

Для зрительного ребенка чувствительным сенсором являются глаза, поэтому зрительному малышу с аутизмом подойдут такие игры:

    Яркие дидактические пособия. Глаз такого ребенка необходимо как можно раньше обучать восприятию формы и цвета. Это может быть «геометрик» или сортеры, игра «сложи квадрат» и другой яркий дидактический материал ().

    Рисование, раскраски и аппликация жизненно необходимы такому малышу.

    Природную эмоциональность такого ребенка можно реализовать через игру в кукольный театр (приобрести куклы, одевающиеся на руку или палец). Варианты с переодеванием в разные костюмы, «перевоплощение» в разные образы также прекрасно подойдет.

В каждом векторе набор сенсорных игр для ребенка-аутиста будет свой ().


Игры на развитие контакта и речевые игры для аутистов

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Отгораживаясь от мира еще в дошкольном возрасте, ребенок с детским аутизмом утрачивает не только сознательную, но во многом и чувственную связь с другими людьми. Восстановить ее помогут игры на развитие эмоционального контакта. В них легко могут быть добавлены также речевые и логопедические компоненты.

    «В ямку – бух». Начать можно с простых, известных потешек. Главная задача – добиться формирования ответной эмоциональной реакции ребенка. Позже можно сделать паузу и предоставить ребенку самому озвучить кульминационный момент: «Бух!». Такая «диалоговая» игра при аутизме во многом способствует формированию будущего навыка вербального общения ребенка.

    «На машине ехали». Научить ребенка с детским аутизмом подражать движениям можно также через игру:

    Взрослый: На машине ехали (крутит руль)

    Ребенок: Би-би-би (крутит руль)

    Взрослый: Паровозом ехали (движения руками вперед-назад)

    Ребенок: Чух-чух-чух (аналогичные движения).

    Здесь от ребенка требуется не только поддержать диалог, но и повторять движения. При необходимости используйте помощь второго взрослого. Умение подражать – залог формирования будущих навыков социально-бытовой ориентации и способности к обучению в целом.

    «Мой веселый, звонкий мяч». Не менее важно для ребенка с детским аутизмом усвоить навык передачи хода в игре. Передавая мяч по кругу, дети говорят каждый по одному слову стишка. Когда стих закончился, можно обратить внимание группы: «У кого мяч? Кто это? Назови по имени?» (остальные дети называют). Или: «Кто ты? Как тебя зовут?» (отвечает тот, у кого мяч).

Коммуникативная игра для аутичных детей – жизненная необходимость. Что касается логопедических игр – при нарушении речевого аппарата ребенка занятия должен проводить логопед.

Мама – главный человек

Влияние игр на речь и развитие аутичного ребенка трудно переоценить. Однако ключевым фактором, который влияет на развитие и поведение малыша, особенно в дошкольном возрасте, является состояние матери.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

(РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Этиология аутизма

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

Симптоматика РАС

Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

  • ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
  • трудности при кормлении грудью;
  • с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;
  • дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
  • малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
  • при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.

Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

  • монотонные движения;
  • отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
  • если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
  • малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  • ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  • длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?

У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

  • Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
  • Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

  • Моторика - нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
  • Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
  • Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

Сопровождение детей с РАС

Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психолого-педагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться.

Пребывание детей с РАС в детском саду

Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ - это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими.

При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход - это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким "аутятам". Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром.

Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.

Дети с РАС в школе

Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает перед родителями особенного ребёнка, - это его дальнейшее обучение. Как таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8-го вида. Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всё-таки не во всех. Почему же ребёнку трудно адаптироваться к школьным условиям?

  1. Недостаточная компетентность педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими детьми, потому что не знают всей специфики РАС. Решается данная проблема путём повышения квалификации кадров.
  2. Большая наполняемость в классах. Аутичному ребёнку, который всячески избегает общения, очень тяжело учиться в таких условиях.
  3. Распорядок дня и школьные правила - детям придётся привыкать к новым условиям, что таким ребятам сделать непросто.

Как и в детском саду, главными задачами обучения детей с РАС является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников. Учитель должен познакомиться с особенным ребёнком и его семьёй до начала учебного года, чтобы узнать его особенности и наладить контакт.

В школе нужно будет не только реализовывать учебную программу, но и воспитывать в школьнике с РАС определенное поведение: в классе у него должно быть постоянное место и место, где он может отдыхать. Педагог должен сформировать в детском коллективе адекватное восприятие сверстника с особыми потребностями в развитии путём различных бесед, в которых бы раскрывалась тема индивидуальности.

АОП для детей с РАС

Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.

РАС подразумевают:

  • постепенное включение детей в процесс обучения;
  • создание специальных условий;
  • оказание психолого-педагогической поддержки семье;
  • формирование социальных и культурных ценностей;
  • охрана физического и психического здоровья ребёнка;
  • обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
  • максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.

Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.

Работа с особенными детьми

Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя - нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.

Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.

Если ребёнку поставлен - это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.



Публикации по теме