Переходный возраст у мальчиков. «Смиритесь и не давите»

Пубертатный период – это процесс изменений в организме подростка, в результате которых он становится взрослым и приобретает способность к продолжению рода. У мальчиков переходный возраст начинается в 13-15 лет и заканчивается к 17-19 годам . Происходящие в этот период гормональные перестройки определяют не только физические перемены в теле юноши, но и влияют на его социальное поведение. Что следует знать подростку и его родителям о пубертате?

В переходный период мальчик становится мужчиной

Пубертат – это транзиторный период между детским возрастом и зрелостью. В это время происходит значительная гормональная перестройка, что и обуславливает определенное, генетически заложенное физическое развитие. Под термином пубертат обычно понимают именно половое развитие юноши, но не затрагивают происходящие при этом психологические перемены. Подростковый период по факту длится дольше, чем непосредственно пубертат и включает в себя не только физическое, но и социальное взросление.

Физическое развитие вследствие гормональной перестройки организма

Начинается переходный период у всех мальчиков в разном возрасте. В среднем первые изменения отмечаются в возрасте 13-15 лет. Для сравнения, девушки взрослеют раньше и примерно на 2-3 года опережают мальчишек. Что же происходит в этот период в организме молодого человека?

  1. Увеличивается выработка ГН-РГ (гонадотропин-рилизин гормона) в гипоталамусе.
  2. Повышается в гипофизе.
  3. Стимулируется выработка половых гормонов в яичках.

Таким образом, первым вступает в дело гипоталамус. Он начинает активно синтезировать ГН-РГ, что в свою очередь приводит к усилению выработки гормонов в подчиненном ему гипофизе и далее в тестикулах. Усиленная выработка гормонов неизбежно приводит к запуску определенных процессов и началу полового развития.

Процессы, происходящие в организме юноши под влиянием гормонов:

  • Устанавливаются связи между гипоталамусом, гипофизом и гонадами.
  • Повышается чувствительность тканей к действию половых гормонов.
  • Происходит постепенное созревание рецепторного аппарата гонад.
  • Увеличивается масса семенных канальцев.
  • Происходит созревание сперматозоидов в клетках Сертоли.

Выработка гормонов приводит к половому развитию

Все эти процессы, происходящие в организме юноши, приводят к появлению определенных изменений в теле и формированию вторичных половых признаков.

Этапы физического развития в пубертате

За 2-3 года до наступления пубертата происходит усиление выработки . Этот процесс носит название адренархе. В это время идет усиленная , что и приводит в дальнейшем к запуску остальных физиологических процессов. Точная схема регуляции адренархе до сих пор не изучена, однако отмечается влияние некоторых ферментов на этот процесс (цитохрома P450 и др.).

В переходном возрасте изменение тела юноши происходит в несколько этапов:

Увеличение наружных половых органов

Первым признаком полового созревания у мальчиков считается увеличение яичек. В допубертатном периоде их размеры остаются практически неизменными и составляют 2-3 см в длину и 1,5-2,5 см в ширину. Начиная с 12-13 лет яички увеличиваются в размерах до 4 см³. Спустя 5-6 лет пубертата объем тестикул должен составлять около 20 см³.

Половой член начинает увеличиваться в размерах вместе с ростом яичек. Повышается частота эрекций (увеличение объема пениса в результате наполнения кровью пещеристых тел на фоне сексуального возбуждения). Возникают . В норме поллюции возникают каждые 2-3 дня, но увеличение или уменьшение их частоты в подростковом возрасте не следует рассматривать как патологию. У взрослых мужчин поллюции могут быть следствием длительного полового воздержания.

К 14-15 годам у мальчика появляются полноценные сперматозоиды. После возникновения первых поллюций молодой человек теоретически готов стать отцом. Не стоит забывать о контрацепции и защите от ИППП в этот период.

Вследствие ормональных изменений формируются вторичные половые признаки

Рост волос

В первую очередь волосы появляются на лобке, и происходит это вскоре после начала роста тестикул. Первые волоски возникают у основания пениса. Становясь гуще, волосы занимают всю лобковую область, распространяются на бедра, появляются вдоль белой линии живота и доходят до пупка. Спустя 6-18 месяцев начинается рост волос в подмышечной области, вокруг сосков, над верхней губой и на подбородке. Последовательность и интенсивность роста волос индивидуальна и во многом определяется наследственностью. Не у всех юношей отмечается рост волос на груди или других частях тела. Волосы продолжают расти в течение всей жизни и со временем становятся значительно гуще.

Изменение голоса

Ломка голоса происходит под влиянием андрогенов. Усиленный синтез гормонов приводит к быстрому росту гортани, утолщению и удлинению голосовых связок. Голос юноши становится низким. В течение нескольких лет голос может быть нестабильным. Окончательно тембр голоса устанавливается к 15-16 годам и обычно предшествует появлению волос на лице.

Изменение мускулатуры

В переходном возрасте мальчики быстро растут. Увеличивается длина костей, происходит рост мышечной массы. Плечевые кости и челюсти растут значительно быстрее, чем остальные части тела, что обуславливает формирование мужской фигуры. Максимальное увеличение мышечной массы отмечается спустя год после начала полового созревания. К концу пубертата юноши имеют в два раза больше мышечной массы, чем девушки того же возраста.

Изменение запаха тела

Воспалительные процессы затрагивают кожу лица и других частей тела

Под влиянием половых гормонов меняется состав жирных кислот, входящих в структуру пота. Усиливается потоотделение, возникает специфический запах. В это же время происходит усиленная выработка секрета сальными железами, что приводит к увеличению жирности кожи. Присоединение бактерий провоцирует развитие акне – воспалительных изменений на коже лица, спины, других частей тела. После завершения полового созревания у большинства юношей угри проходят самостоятельно. В ряде случаев требуется консультация специалиста и лечение.

Психологические изменения в пубертате

Гормональные перестройки влияют не только на изменения тела. Значительные перемены происходят и в психическом состоянии юноши. В возрасте около 12 лет идет значительное ускорение темпов роста головного мозга, а также отмечаются существенные перестройки в эндокринной системе. Сложные отношения между гипоталамусом и другими железами внутренней секреции создают условия для усиления возбудимости некоторых подкорковых структур, что и приводит к перестройке нервной деятельности у подростков.

Согласно многочисленным исследованиям в переходном периоде у мальчиков отмечается:

  • Снижение концентрации внимания и памяти в начале подросткового периода и некоторое улучшение показателей к концу пубертата.
  • Некоторое снижение умственной работоспособности в возрасте 14-16 лет.
  • Нарушение процессов торможения и повышение возбудимости центральной нервной системы.

В переходном периоде в организме подростка бушует самая настоящая гормональная буря. В связи с быстрым ростом головного мозга ключевые его структуры не всегда успевают адекватно кровоснабжаться, что также сказывается на умственной деятельности юноши и определяет некоторые аспекты его поведения. Нет ничего удивительного в том, что характер молодого человека меняется. Выраженность изменений может быть разная, но в большинстве случаев отмечаются такие моменты:

В результате перестройки организма меняется характер мальчика

  • Неуверенность в себе, стеснительность, низкая самооценка (нередко компенсируется избыточной агрессией).
  • Замкнутость, склонность к депрессивным состояниям.
  • Нервозность, избыточная тревожность.
  • Повышенная агрессивность, в том числе по отношению к старшим.
  • Эмоциональная лабильность. Перепады настроения и импульсивность – обычное явление для юношей в пубертатном периоде.
  • Конфликтность, противостояние с окружающим миром.
  • Появление полового влечения, интерес к противоположному полу.

Особое значение для мальчиков приобретают вопросы личных отношений. Одноклассницы из непонятных существ с другой планеты вдруг превращаются в красивых девушек. Возникает вполне понятный интерес к этой сфере жизни. Первый сексуальный опыт также нередко происходит в этом возрасте. Стоит ли удивляться, что поведение юноши постоянно меняется и практически никогда не соответствует ожиданиям родителей?

Факторы, влияющие на пубертатный период

Нельзя заранее предсказать, когда начнется половое созревание мальчика, и сколько оно будет длиться. На течение пубертата влияют следующие факторы:

О преждевременном половом развитии говорят при появлении вторичных половых признаков у мальчиков в возрасте до 9 лет. Отставание в половом развитии отмечают, если никаких изменений не происходит в возрасте 16 лет и старше. В любой из этих ситуаций следует обратиться к врачу и найти причину таких отклонений.

Советы родителям: как пережить переходный возраст

Пубертатный период – сложное время не только для самого подростка, но и для окружающих его людей. Нескладного, вредного и порой агрессивного мальчишку сложно любить так же, как умилительного толстощекого младенца. Мальчик больше не лежит смирно в пеленках, не зависает с конструктором, не поражает родителей умением складывать слова в предложения. Он мрачен и угрюм, недоволен жизнью и собой, и все время провоцирует конфликты. Не удивительно, что у подростков довольно часто случаются проблемы и недопонимания с родителями, и этих сложностей не удается избежать даже в самой любящей семье.

Родителям мальчика-подростка важно помнить: юноше забота и любовь нужна ничуть не меньше, чем младенцу, вот только выражать ее нужно несколько в иной форме. Избыточная опека молодому человеку лишь навредит и станет очередным раздражающим фактором. Взрослым нужно быть рядом и давать понять всем своим поведением, что ребенок может на них рассчитывать, что бы ни случилось. И вместе с этим нужно дать подростку возможность выразить себя, самореализоваться, найти свое место в жизни и занять определенную позицию сверстников. Найти баланс между свободой и заботой – вот что важно для родителей, чей сын вступил в сложную пору полового созревания.

В переходном возрасте родителям важно найти баланс между свободой и заботой

Несколько советов:

  1. Направьте энергию юноши в полезное русло. Предложите ему занятие, в котором он будет чувствовать себя нужным. Это может быть подработка в свободное от учебы время, помощь в семейном деле, занятия спортом или каким-либо хобби. Важно, чтобы у молодого человека была возможность выбора, ведь деятельность из-под палки вряд ли будет эффективной.
  2. Предоставьте юноше личное пространство. В идеале это должна быть отдельная комната, куда взрослый не будет врываться без предупреждения. Если такой возможности нет, стоит хотя бы отгородить для подростка собственный угол в общей комнате. Не стоит покушаться на его личные вещи или подслушивать разговоры с друзьями. Тотальный контроль не будет способствовать хорошим отношениям и только настроит подростка против вас.
  3. Избегайте ненужной критики. Помните, что подростки воспринимают все очень остро, особенно если это касается внешности или отношений с девушками. Высказывайте свое недовольство в корректной форме и не забывайте хвалить своего молодого мужчину.
  4. Интересуйтесь его жизнью. Ненавязчиво спрашивайте, как идут его дела в школе. Будьте в курсе, чем он увлекается, какие вопросы его интересуют. Не лезьте в личную жизнь, но и будьте совсем в стороне. Это поможет вам не только стать доверенным человеком для подростка, но и позволит вовремя заменить негативные изменения, если юноша свяжется с плохой компанией или попадет в неприятности.
  5. Признайте в нем личность. Позвольте юноше реализовывать свои склонности и выбирать свой жизненный путь самостоятельно. Помните, что он не продолжение вас, а самостоятельный человек, и имеет право на личное мнение. Позвольте ему совершать свои ошибки и делать собственные выводы из произошедшего там, где это не представляет серьезной опасности здоровью и жизни.

Помните, что переходный возраст не вечен. Рано или поздно нескладный юноша станет взрослым мужчиной, и вам останется только вспоминать это сложное, но по-своему увлекательное время.

FAQ, или часто задаваемые вопросы

В каком возрасте пора беспокоиться о том, что не начались признаки физических изменений?

О запоздалом половом развитии стоит говорить в том случае, если к 15-16 годам у юноши не появилось ни одного вторичного полового признака (рост половых органов, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на лице, изменение голоса). В этой ситуации следует обратиться к андрологу.

В каком возрасте мальчики заканчивают рост?

Максимальный рост отмечается у юношей в возрасте 14-16 лет. В это время молодой человек практически достигает конечной отметки своего роста, но процесс на этом не заканчивается. Медленные прибавки отмечаются до 20-22 лет (по некоторым данным до 25 лет) – до полного закрытия зон роста.

Правда ли, что прыщи «пройдут сами», как только юноша начнет жить половой жизнью?

Это расхожее мнение не имеет под собой никаких научных обоснований. У большинства подростков угри проходят к окончанию полового созревания, то есть к 17-19 годам, и интенсивность половой жизни никак не влияет на этот процесс.

Нужны ли изменения в питании после наступления переходного возраста?

Питание подростка должно быть сбалансированным по основным элементам и витаминам. В рационе подростка должно быть красное мясо, свежие овощи и фрукты по сезону. Обычно в переходном периоде у мальчиков просыпается аппетит, поэтому существенных проблем с этим не возникает. Важно только ограничить долю фаст-фуда и быстрых углеводов, чтобы не спровоцировать проблемы с весом и нарушения метаболизма.

Когда этот кошмар закончится?

Все проходит, и это тоже пройдет. К 17-19 годам гормональная буря стихает, и молодой человек вступает в новый этап своей жизни. К этому возрасту вторичные половые признаки достигают своего максимального развития. Состояние кожи улучшается, уходят угри. Психоэмоциональное состояние также нормализуется по окончании переходного возраста.

Инструкция

Врачи условно подразделяют переходной период на три подпериода. Первым считается этап подготовки тела (примерно в 10-11 лет), вторым – собственно, (12-14 лет). Третий – постпереходной (15-17) – означает окончательное превращение девочки в девушку.

Невозможно однозначно сказать, когда окончится подростковый возраст. Одни девочки созревают рано, другие запаздывают. К тому же, так как девочки опережают мальчиков по развитию, их пубертатный период протекает менее интенсивно и длится на 1-2 года меньше. Это касается пробуждения либидо, которое может появиться только к 18-20 годам, то есть тогда, когда они выйдут из подросткового возраста.

Чтобы понять, когда наступит конец подросткового возраста у девочек, необходимо проследить все три этапа. Примерно в 9-11 лет фигура девочки начинает терять угловатость, приобретая округлые очертания – расширяется таз, наливаются ягодицы. В период с 10 до 12 лет могут появляться волосы вокруг сосков, на лобке и в подмышечных впадинах. Примерно в это же время начинает формироваться грудь. Она еще не заметна, но уже ноет, чешется, припухает.

С наступлением месячных девочка вступает в переходной возраст. Это может случиться в 12-13 лет или позже – в 14-15. Стабилизация цикла происходит не в каком-то определенном возрасте. Обычно менструация нормализуется спустя 2-3 года после первых месячных. Это означает превращение девочки в девушку, то есть окончание переходного возраста.

И все же довольно трудно расставить конкретные временные рамки. Если еще 200-300 лет назад девочек, у которых начались регулы, сразу стремились выдать замуж, считая их взрослыми, то сегодня они в глазах родителей остаются детьми. Действительно, вполне созрев физически, девочка морально может оставаться маленькой.

Чтобы точнее определить выход дочери из подросткового возраста, необходимо внимательно следить за ее поведением. Обычно, вступая в пубертатный период, девочки становятся ранимыми, замкнутыми, агрессивными. Любое замечание по поводу внешности или поступков способно довести их до истерики. А несоответствие выдуманным канонам красоты – до мыслей о суициде.

Нужно уделять ненавязчивое внимание дочери, достигшей полового созревания. Именно в это время она больше всего нуждается в поддержке. Маме стоит заранее объяснить девочке, что именно будет происходить с ее телом, научить принимать себя со всеми изъянами. В этом случае подростковый возраст пройдет более безболезненно как для девочки, так и для ее родителей.

Помогая дочери пережить этот возраст, вы обязательно поймете, когда наступит конец пубертатного периода. Девочка снова станет ласковой, перерастет комплексы, ее поведение станет более уравновешенным.

Источники:

Переходного возраста у детей большинство родителей боятся. Существуют стереотипы, что этот период обязательно должен быть связан с множеством проблем, которые становятся причинами ссор, скандалов и необдуманных поступков. Однако обобщать всех людей в данном случае не стоит. Переходный возраст наступает не в строго определенном возрасте и проходит у каждого индивидуально.

Что такое переходный возраст

В широком смысле – это момент превращения ребенка в . С психологической точки зрения этот период определяется как стремление ребенка освоить взрослую жизнь, желание быть максимально независимым от родителей и занять определенное место в обществе.

Переходный возраст связан и с пикантным моментом – в этот период подросток достигает половой зрелости. Чаще всего этот факт становится причиной постоянных переживаний и соответственно конфликтов с окружающим людьми.

Переходный возраст у девочек

У переходный возраст начинается на несколько лет раньше, чем у . Половое созревание у них выражается в наступлении менструации и изменении пропорций тела. Одновременно происходят и психологические перестройки организма. У девочек период полового созревания длится всего один-два года, а может затянуться даже на пять лет.

Девочки во время переходного возраста начинают критично относиться к своей внешности. Обусловлено это не только традиционным появлением угрей, которые доставляют массу дискомфорта, но и чувством неразделенной любви.

Переходный возраст у девочек наступает, как правило, с 10 до 14 лет. Однако существуют и исключения, которые касаются не только возраста наступления полового созревания, но и поведения девочек. Некоторые юные представительницы прекрасного пола испытывают настоящий восторг от процесса увеличения груди или округления бедер.

Переходный возраст у мальчиков

У мальчиков переходный возраст наступает, как правило, в период с 12 до 20 лет. Чаще всего он отмечается в 14-18 лет. Самым необычным для подростка изменением в организме является формирование половых функций. Выработка характерных химических веществ может сопровождаться резкими перепадами настроение, а также внезапными приступами агрессии. Мальчик не понимает, что с ним происходит, а все изменения воспринимает слишком болезненно. Некоторые не могут справиться со своим половым влечением, что доставляет им чувство дискомфорта.

Общая информация

Независимо от того, в каком возрасте происходит переходный возраст, чаще всего он становится причиной многочисленных проблем. Ребенок практически постоянно находится в раздраженном состоянии. Задача родителей – оказать максимальную поддержку и постараться отвлечь подростка от проблем. Больше разговаривайте с ребенком, но не пытайтесь оказывать психологическое воздействие или давление. В противном случае может дойти до того, что ваше чадо решит покинуть дом в поисках взрослой жизни. Обернется такой поступок серьезными неприятностями.

Не думайте, что абсолютно все дети во время переходного возраста становятся неуправляемыми и проблемными. Нередко происходят случаи, когда родители даже не замечают этот период.

Видео по теме

Совет 3: Как родителям пережить подростковый период ребенка

Всем родителям необходимо заранее подготовить себя к тому времени, когда ребенок достигнет подросткового возраста, чтобы знать, как спокойно действовать в той, или иной ситуации.

Инструкция

Всегда будьте открытыми для общения с подростком. Он должен быть уверен, что сможет обратиться к родителям по любому вопросу, не встретив преждевременной критики и упреков. Поэтому оставайтесь спокойными и рассудительными. Поддерживайте своего ребенка и не бросайте его без внимания в трудную минуту.

Подростки переживают время взросления, поэтому требуют к себе уважения, не терпят, когда с ними продолжают общаться как с маленькими, они требуют от взрослых разговора на равных. Время для воспитания окончено, подростку можно давать ненавязчивые советы, делиться личным опытом и деликатно направлять его по правильному пути. Заставлять выполнять требования, и указания бесполезно. С подростком можно только договориться.

Подросток должен учиться самостоятельности и ответственности. Расширьте его личное пространство, возложите на ребенка новые обязательства, пусть учится ответственности, выполняя какие-либо важные поручения, касающиеся семьи, дома. Поощряйте подростка участвовать в семейных собраниях, спрашивайте его мнение потому, или иному вопросу.

Как бы ребенок ни стремился к самостоятельности, всегда будьте готовы ему помочь. Не стоит упрекать в глупости и неопытности. Для того и существуют родители, чтобы в нужный момент помочь своему чаду. Не стоит его наказывать, бросая одного в трудной ситуации, будьте рядом и в следующий раз ребенок сразу придет к вам за советом, чтобы избежать возможных проблем.

Все люди совершают различные ошибки в юности, таким образом, человек изучает нравы людей, набирается опыта. Не старайтесь защитить ребенка от ошибок всеми возможными способами. Родители не смогут вечно защищать детей от всего мира. Столкнувшись с реальной взрослой жизнью, первые серьезные проблемы и неудачи могут быстро сломить человека.

Доверяйте своим детям. Не устраивайте допросов с пристрастиями по поводу личной жизни ребенка, его друзей увлечений, не навязывайтесь, не обижайтесь, если ребенок не хочет обсуждать какие-либо темы, не находит времени специально отведенного для общения с вами. Приглашайте заняться чем-то вместе, так легче начинать и поддерживать непринужденный разговор.

Видео по теме

Переход от детского возраста к подростковому сопровождается интенсивным ростом, что порождает необходимость замены мебели в комнате повзрослевшего ребенка. Одновременно с этим нужно изменить и интерьер комнаты.

Вам понадобится

  • - мебель для комнаты подростка;
  • - принадлежности для спортивного уголка;
  • - техника;
  • - осветительные приборы.

Инструкция

Под детскую традиционно выделяют самую маленькую комнату в доме или . Но подростковая жизнь и увлечения требуют большей площади. Если у вас есть возможность, «пожертвуйте» своей спальней, чтобы обустроить комнату для подросшего ребенка.

Екатерина Бурмистрова

Подростковый возраст сильно помолодел, он начинается у девочек уже в девять лет, а у мальчиков в 10-11. Рамки действительно очень сильно сместились за последние 15 лет, подростковый возраст наступает на два года раньше, чем мы ждем, чем нам привычно. Соответственно, родители оказываются в ситуации, когда они не готовы к тому, что ребенок перестает быть ребенком и психически, и физиологически. При том, что, конечно, остановить взросление абсолютно невозможно.

Если на проблему взаимоотношений родителей и подростков посмотреть не поверхностно, а чуть глубже, то может оказаться, что некоторые трудности связаны с уровнем особой родительской тревоги, которая может звучать как придирчивость, требовательность, излишнее внимание к ребенку. Очень часто родители не понимают, насколько сильно они находятся под влиянием этой неосознаваемой тревоги.

Что обычно тревожит родителей

– У подростка есть какая-то своя жизнь , которая недоступна родителям.

– Попадет под постороннее пагубное влияние .

– Не уделяет достаточного внимания учебе.

– Увлекается непонятной странной музыкой.

– Одевается не так, волосы не так стрижет, моется реже.

– Высказывает недовольство .

– Задерживается допоздна и не сообщает об этом заранее.

Все эти опасения попадают в классику родительских тревог. Конечно же, все родители очень боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией и не сможет из нее выбраться, будет еще меньше бывать дома, и возможностей для нормального общения не останется.

А у ребенка в этом возрасте превалирует доминанта на обретение самостоятельности, своей собственной позиции и своего места в мире, при этом у него очень маленький опыт и ощущение обладания «волшебной палочкой».

За тревогой родителя, что ребенок попадет в плохую компанию, пойдет не той дорожкой, обычно стоит страх, и это настоящий страх, иногда очень сильный. И может выясниться, что при каждом столкновении с друзьями ребенка родитель вспоминает историю какого-то своего родственника, который попал в плохую историю, и все закончилось нехорошо.

Тревога от ощущения, что подросток абсолютно не слушается, он совершенно невменяемый, недоговороспособный, действует так, что родители начинают давить, а такой способ в подростковом возрасте не работает. Чем больше родитель давит, тем больше подросток сопротивляется, тем хуже он слышит.

Часто родитель начинает давить именно под гнетом тревоги, не потому что он хочет давить, а потому что он чувствует, что теряет рычаги управления.

Он использует то, что у него под рукой, что «в сундуке» лежит самое верхнее – у нас у всех это лежит – авторитарную педагогику. Чем больше родители давят, тем больше ребенок дистанцируется, защищается, отстраняется, и диалог прекращается.

Тревога иногда такая сильная, что ее нельзя побороть. Скажем, это единственный ребенок или ребенок, со здоровьем и рождением которого были связаны разные проблемы. На основе моего опыта работы с этой темой – и лекционного, и дистанционного, и в консультировании – могу заверить, что возможно научиться слышать этот голос тревоги и останавливать действия, связанные с этим беспокойством. Уже одно это не то что уменьшит тревогу, но позволит фильтровать ее проявления и повлияет в лучшую сторону на отношения.

Подростки, в силу своего небольшого жизненного опыта, не воспринимают некоторые вещи, им абсолютно непрозрачна наша тревога. «Что со мной может быть?» – удивляются они. Это особенность подросткового возраста – до определенного периода у них у всех есть «волшебная палочка» – «все плохое случится не со мной, я обойду все преграды, я справлюсь со всеми сложностями и выйду сухим из воды».

Это действительно одно из сокровищ подросткового возраста. Но постепенно подростки, приобретая опыт, иногда очень тяжелый, не какой-то травматический, а личностно тяжелый, понимают, что «волшебная палочка», если и есть, то работает не всегда. И кроме «волшебной палочки» нужны осторожность, внимательность и даже работоспособность.

Разговаривайте про свою тревогу с подростком

Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать. У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность. И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ. Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.

Важно в мирное, нейтральное время, когда все хорошо, рассказывать подростку, почему вы так реагируете и что вас так цепляет. Подросток не может догадаться, что он на 20 минут задержался, а вы уже представили, как морги обзваниваете.

Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.

Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.

Определите, что подпитывает тревогу

Иногда у родителя есть глубокие истории из детства, истории из семьи, которые запускают тревогу, опасения и предубеждения определенного типа. Если этот опыт серьезный, болезненный, нужно что-то делать, чтобы как-то его контейнировать (модное сейчас слово). Это может быть и исповедь в храме, и психотерапия, и рассказ друзьям, и ведение дневника. Это не происходит быстро, хотя уровень осознанности от таких действий растет.

Но есть вещи, которые кормят тревогу извне, которые к личной биографии никакого отношения не имеют, они цепляются в соцсетях, интернет-изданиях, по телевизору, еще где-то. Соответственно, с подпиткой чужими историями и чужими мнениями тревога раздувается как воздушный шар. Не стоит перекармливать тревогу внешними сообщениями, потому что каждый медийный повод дает рост тревожности, вплоть до нервных расстройств.

Очень важно, если есть склонность к тревожным реакциям и проецированию своих тревог на ребенка, объяснить ему, что сейчас ваша тревога подкормилась и стала большой. Иногда нужно попросить взять паузу: «Сейчас я буду бояться всего, временно возвращайся, например, в восемь». Или: «Сейчас я прочитала про очередной химикат, пожалуйста, временно, пока в голове эта новая информация не уляжется, мы не едим фастфуд».

Необходимо внимательное отношение к своей тревоге, сочувственное отношение к самому себе: «Да, я вот такой, я пытаюсь, но я тревожная мамаша, я тревожный отец. Учти эту мою слабость. Ты вон носки разбрасываешь, а я не могу перестать тревожиться».

Вспомните все, что можете, про свой подростковый период

У подростков часто случаются эксперименты с внешностью: они худеют, перекрашиваются, делают всякие татуировки, пирсинги. Это родителям очень сложно принять, понять. Но это классический поиск себя, и он связан с огромной неуверенностью в себе. Здесь хорошо вспоминать свой подростковый возраст – это гигантский ресурс, и все, что можно вспомнить про себя, надо вспомнить. Все, что можно вспомнить про других, тоже нужно вспомнить – может, вы себе ничего не красили, не подстригали и не отрезали от одежды, но наверняка у вас были друзья и родственники, которые этим занимались.

Потом, очень важно понимать, что если вы этот поиск себя будете останавливать и всячески тормозить, он просто задержится, и у подростка будет ощущение, что у него нет свободы, в частности свободы самовыражения.

Мне кажется, эксперименты с внешностью – это не самое плохое. Действительно, очень часто и мальчикам, и девочкам кажется, что они некрасивые. Вот они покрасят волосы в зеленый цвет и будут красивыми.

Но чтобы потом перекраситься в другой цвет, волосы нужно выбелить, отрастить и потом состричь, поэтому при следующей окраске ребенок обычно гораздо более аккуратный.

Конечно, тревогу у родителей вызывают постоянные татуировки, пирсинги, какие-то необратимые вещи. Но обычно у подростка на это просто нет денег. Пока он эти деньги каким-то образом зарабатывает или откладывает, или получает от родителей какие-то бонусы, проходит время, и обычно желание уже проходит.

Поиск себя, перебор масок, обликов, стилей – это необходимая атрибутика взросления. Подростки себе не нравятся, за этим стоит неуверенность в себе, тревога быть не принятым. Тут тревога подростка, что его не любят или он не крутой, накладывается на тревогу родителя, что сейчас он станет неформалом.

Когда тревоги оправданы

Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.

Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска. При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям. Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.

Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.

То есть если вы видите, что состояние у подростка серьезное, нужно понять, что там с триггером, в чем дело, из-за чего переживание. Это может быть несчастная любовь, конфликт с учителем, конфликт с одноклассником, могут быть какие-то внутренние переживания, связанные с ростом, с внешностью, с чем угодно еще. Не поняв, что это, нельзя его дергать с места.

Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.

Что переходный возраст наступает у подростков в период взросления, примерно с 12 до 18 лет. Но мало кто знает, что кроме него в течение нашей жизни мы переживаем переходный возраст еще несколько раз. Это важный период, в который происходит изменение мышления и принципов жизни, в народе часто процесс называют возрастным кризисом.

16-22 года

Тоже очень ответственный период. Вчерашние школьники и студенты стоят перед выбором профессии. Впервые в жизни они устраиваются на работу, вливаются в новый, совершенно незнакомый коллектив. Им приходится подстраиваться к этому коллективу, научиться ладить. Они зарабатывают первые собственные деньги, учатся планировать расходы. Многие выходят замуж или женятся, что предполагает еще большую степень ответственности.

30-35 лет

К этому возрасту уже можно видеть, чего достиг или не достиг в профессии. Если в карьерном росте все идет по плану, появляется страх все потерять. Малейший конфликт с коллективом или с начальством может привести к нервному срыву. "Если я потеряю эту работу, кто будет кормить мою семью?" Этот страх, все потерять, является самым большим в этот период жизни. Или, вдруг, человек начинает задумываться о том, что его работа не приносит ему удовольствия. Или к своим 30 годам он так и не смог достичь тех целей, которые изначально ставил перед собой. С этими мыслями и страхами человек живет в постоянном стрессе, что может повлечь за собой депрессию.

40 лет

Бальзаковский возраст наступает около 40 лет. Звучит красиво, однако, эти слова скрывают за собой следующий кризисный период. Он так и называется "Кризис среднего возраста". В жизни, вроде, все стабильно, дети выросли, уже не надо переживать о том, как их воспитывать, и как обеспечить им достойное образование. А ведь именно в этом и кроется причина. Сорокалетние люди, еще полные сил, начинают чувствовать себя ненужными. Ведь дети покинули родительский дом. Вечеринки, путешествия, мальчишники и девичники не приносят былого азарта и не волнуют кровь. Кажется, что смысл жизни утерян.

Женщины, задумываются над тем, что они уже не так молоды и красивы, начинают искать изъяны в своей внешности. Перестают за собой ухаживать. Мужчины сравнивают себя с молодыми людьми 20-25 лет, и это сравнение не всегда бывает в пользу сорокалетнего. Друзей почти не осталось, у каждого свои дела и заботы. К жене привык, близость с ней не радует так, как раньше. На работе тоже никаких перспектив. Ради чего жить?

Здравствуйте!Меня зовут Маргарита,мне 19 лет.Очень давно меня стал интересовать и даже тревожить вопрос по поводу моего поведения в обществе.Сколько себя помню,я всегда была очень нервным человеком,особено в отроческие годы.Во врем учёбы в начальной школе я на протяжение 5 лет страдала от травли одноклассников.Началось всё с 1-го класса с банального обзывания,после чего на протяжение этих 5 лет меня затравливал весь мой район.Я не могла нормально выйти на улицу-там постоянно крутились мои одноклассники,которые,увидев меня,начинали кричать:"Фуу,бомжа!"."Бомжой" я была для всей школы.Бывали случаи,что даже старшеклассники меня,девочку 8 лет,обзывали и всячески пытались унизить при своих товарищах.Даже некоторые взрослые работающие люди с моего района показывали пальцем на меня и говорили вещи,о которых тяжело вспоминать.Были драки,причём дралась я одна,за меня никто никогда не вставал,а дралась я с мальчиками по 4-5 человек.Из-за всего этого в конце 5-го класса пришлось поменять школу,в которой стали происходить похожие вещи,только там я была не бомжихой,а изгоем.Никто не знал,почему я перешла в другую школу,но одноклассники как будто чувствовали,что я уже знакома с травлей.Было очень обидно,когда меня опускали,как говорится,ниже плинтуса мои одноклассники;меня били они и ученики младших классов,Я никогда не смогу забыть эти глаза,глаза маленьких детей,которые были наполнены злостью и своеобразным азартом,когда они меня пытались ударить.Кидались грязью на улице,рвали мне одежду,плевали на неё и в лицо.И всё это делали дети,которые были на несколько классов младше меня.Одноклассники от случая к случаю давали понять,что мне не место у них в классе.Однажды я спросила у одноклассницы,почему ко мне такое отношение у всех,на что она сказала,что виновата только я,потому что не вхожу в контакт с ними.А ведь я действительно не особо говорила с людьми-сказался опыт со старой школой.Каждый день я просыпалась с мыслью,чтобы поскорее закончился этот день;приходила в школу и каждую свободную минуту стояла возле окна и проедала взглядом этот серый и грязный мир.А ведь он мне нравился-каждую весну я радовалась прилёту птиц,первым лучам солнца,проталинам,сладкому воздуху предлетних дней.Так продолжалось с 6 по 10 класс.В 10 классе я поняла,что не смоогу потянуть пресловутую математику,по которой я плохо успевала.Мне в конце 10-го класса в один из майских дней дали понять мои одноклассники,что мне пора уходить,сказав при этом фразу:"Пошла вон отсюда!Ты чужая здесь!".Обиды никакой не было,так как я знала,что совсем скоро я перейду в мед.училище.Так и случилось-в конце 10-го класса я забрала документы и поступила в училище.У меня никогда не было столького количества людей,с которыми я так хорошо общалась бы.Всё было прекрасно,если бы не моя должность старосты,из-за которой меня возненавидела сильная половина группы.Меня доводили до истерик,обвиняли во всех смертных грехах,а потом просили прощение.Я не особо обижаюсь сейчас на этих людей,потому как они были для меня всё-таки ближе,чем все те,с кем я училась до этого.
У меня никогда не было парней,мне говорили,что я страшная и худая(мой высокий рост не соответствовал маленькому весу).Всё изменилось с приходом в училище,но не сразу,а на 2-м курсе,когда мой одногруппник перешёл на другое отделение,а незадолго до этого мы стали с ним общаться как друзья.Потом начали встречаться,я влюбилась в него,хоть красотой он совсем не блистал.И вот тут-то начался кошмар: на фоне отношений стали возникать ссоры,инициатором которых былп я.Мне не нравилось,что мой парень слушает тяжёлый рок и постоянно играет в компьютерные игры.Из-за этого мы много раз расходились и сходились.Было несколько раз,что я его очень сильно ударяла по лицу и телу кулаками,после чего он плакал.Да-да,плакал,а я,выйдя из своих эмоций,просила у него прощение,и он прощал.В конечном итоге я поняла,что чем дальше,тем хуже,и рассталась с ним.
То же самое происходило и в семье .Живу я с детства с мамой(родители в разводе,но отец всячески помогает),до 13 лет жили с бабушкой,которая была настоящим тираном:била меня каждый день,унижала и плюс ко всему этому она пила.И случалось,что когда она уходила пить в соседний район на окраине города,брав меня с собой.Мама работала на рынке,но выходных не было,поэтому всё воспитание легло на бабушку.И вот,под запах самогона и солёных огурцов,которые я никогда не забуду,я возрасте 5-6 лет просиживала вместе со своей бабушкой в гостях у пьяниц.Было страшно,было обиднл,но сделать ничего не могла я-один шаг в сторону бабушки,и доза ударов получена.Один раз она в состоянии алкогольного опьянения накинулась на меня с ножом,вытолкнув меня на дорогу.Машин,слава Богу,не было.Так проходило моё детство,а когда бабушка съехала в другую квартиру,мы остались с мамой жить вдвоём.Она в результате работы получила психическое заболевание,из-за которого стала инвалидом.Я стала замечать,что случаются такие моменты,что меня начинает что-то раздражать в ней,и я слетаю с катушек: начинаю кричать на неё грубым,даже звериным голосом,а так же могу ударить её.Когда прихожу в себя,то понимаю,что сделала,обещаю себе сдерживаться,но всё это повторяется и повторяется изо дня в день.Были мысли о суициде,но страх боли и смерти больше,чем желание уйти из жизни.Но и жить так тоже не могу.Я люблю свою маму и не хочу,чтобы она страдала из-за меня.В последнее время я часто стала уходить в апатию -мне хочется куда-то дется,только бы не делать никому больно.Идёт постоянное давление изнутри на саму себя,желание сделать что-то с собой.Кажется,что я бегаю возле угла,пытаюсь выпрыгнуть,проползти снизу,разбить его,но всё безрезультатно-он огромен и тёмен,а где-то сзади есть свет,на который почему-то я не бегу.Друзей нет,парня теперь тоже,а все люди меня считают если не изгоем,то стервой.Я превратилась в ничтожество,которое ненавижу.Несмотря на то,что я жалуюсь на жизнь и мне всё время всё плохо,оптимистические ноты всё же присутствуют во мне,хоть и в небольшом количестве.
Знаю,что это поведнние копировано с бабушки,но как его уничтожить-не могу понять.Обращалась за помощью к психологу ,но раскрыться полностью не смогла-стыдно за то,что делаю.Помогите разобраться,пожалуйста,что со мной происходит: проблема психологическая или надо обращаться к психиатру?Как можно научиться контролировать свои эмоции и не предаваться желанию ударить человека?



Публикации по теме