Исследование. Жизнь после смерти

Профессор философии Джон Мартин Фишер из Калифорнийского университета в Риверсайде получил огромный 5-миллионный грант на проект, имеющий прямое отношение к вере и мистике. Ни на экстрасенсов, ясновидящих и прочих индивидуумов с экстраординарными способностями, ни на «паранормальный шпионаж», подобный проекту «Звездные врата» (Stargate Project), спонсированному в 70-х-90-х годах прошлого века федеральным правительством, а на проект «Бессмертие» (Immortality Project), что само по себе явление, можно сказать, беспрецедентное. Ведь его основная цель - попытаться разгадать тайну бессмертия, да не физического, не тела, а души.

Также факт запоминания этого не означает, что он был в полном отсутствии жизни, так как смерть четко не определена за пределами того факта, что на электроэнцефалограмме не хватает интенсивной электрической активности. Лола Морон - психиатр и специалист в области нейропсихиатрии. Окончила Мадридский университет Комплутенсе и Университет Куинса, преподавая в обоих. Он отвечает за отделение нейропсихиатрии больницы Клинико Сан-Карлос в Мадриде.

При недостатке кислорода сенсорная активность уменьшается и связь со складами памяти теряется. Более того, раздражители, ранее внешние, заменяются изображениями, созданными самим умом, уже отключенным от его окружения. Чувство - это абсолютная изоляция, поэтому эти переживания были связаны с вечностью.

Жизнь продолжается после смерти или кончается вместе с нею навсегда? Эта мысль будоражит умы людей с тех пор, как они осознали себя людьми. Трактаты о загробной жизни можно найти в древних культурах Индии и Китая, Египта и Тибета, в трудах философов и мистиков всех эпох и народов. А там, где не писали трактатов, она присутствует в легендах, сказаниях, мифах. И, тем не менее, никто не может сказать с полной определенностью: есть оно вообще вожделенное бессмертие, или это всего лишь мечта и надежда человека, не желающего смириться с мыслью, что уходя из жизни он уходит в никуда, во тьму, в небытие, просто перестает быть.

Изучение анатомии с использованием трупов проводится для подготовки медицинских работников, в основном студентов-медиков. В настоящее время в коллекции факультета уже работают 30 органов доноров, которые сделали регистрацию в жизни. Всего, чтобы сделать пожертвование, уже зарегистрировано около 570 человек. Помимо регистрации в жизни, факультет уже получил 23 посмертных пожертвования.

По словам координатора проекта «Жизнь после жизни» и профессора кафедры анатомии и образа медицинского факультета Умберто Алвеса, в подразделении также есть манекены, изображения и модели, но контакт с трупом необходим для процесса обучения студентов. Искусственные модели служат дополнением к исследованию. Самое главное, этот опыт с трупом уникален в смысле опыта смерти, с конечной жизнью и последующими ограничениями работы медицинских работников, - объясняет заместитель директора факультета.

Одним словом, бессмертие как явление остается для нас непознаваемой тайной, верить или не верить в него - право и выбор каждого. Фишер, возможно, всего лишь один из тех, кто рискнул попробовать докопаться до истины. Но нестандартность ситуации в том, что вопросом этим заинтересовался серьезный ученый и что его изыскания нашли отклик и финансовую поддержку, причем весьма и весьма внушительную.

Предпочтение пожертвования принадлежит людям, проживающим в Минас-Жерайсе, поскольку перевозка этих трупов между одним государством и другим юридически более сложна. С точки зрения здоровья нет никаких предварительных условий, но проводится интервью с донором, чтобы узнать причины, по которым он решил пожертвовать организм. «У нас есть беседа с человеком, чтобы мы могли минимально видеть, делает ли она это по собственной воле, чтобы не переживать ни минуты в ее жизни, что заставляет ее принять поспешное решение», - объясняет Умберто Алвис.

Размеры финансирования порученного Фишеру проекта - «неслыханные в мировой философии», считает Бен Брэдли, председатель философского факультета Сиракузского университета, специализирующийся на этических вопросах, связанных со смертью. Мега-грант в 5 миллионов ученый получил от Фонда Джона Темплтона. Кто такой Темплтон? Мистически настроенный магнат, который умер в 2008 году. Его фонд, базирующийся в Филадельфии, финансирует нестандартные изыскания в области науки и духовности.

Интервью является бесплатным разговором для человека, чтобы объяснить причину пожертвования. По словам профессора, причины, по которым человек решает пожертвовать свое тело, различаются, но среди них осознают важность трупы для обучения и трудность найти доноров, форму оценки полученной медицинской помощи, страх быть похороненным заживо, семья не может позволить себе расходы на погребение и даже не любит пробуждение и хочет избежать ситуации родственникам.

Среди доноров это более распространенные люди старше 40 лет и проживающие в Белу-Оризонти и столичном регионе. Его функция заключается в получении пожертвованных органов и подготовке их к использованию. Аильтон уже зарегистрировался после того, как его смерть была передана в учреждение. Я принял это решение, потому что мой рабочий материал - это те тела, которые люди так много жертвуют.

Может ли атеист Фишер доказать бессмертие души?

После того как в печати появились сообщения о гранте, люди, далекие от науки, начали осаждать профессора сотнями электронных писем, делясь с ним тем, с чем случайно столкнулись сами - собственным опытом и наблюдениями: о клинической смерти, о посмертных контактах со своими ушедшими близкими и даже - с четвероногими питомцами, оберегающими бывших хозяев и оттуда, из загробного мира.

После собеседования человек подписывает документ, в котором выражается желание сделать пожертвование. Тем не менее, семья несет ответственность за уведомление о смерти донора и все еще должна подписать срок, показывающий, что он согласен с решением. Поэтому важно, чтобы члены семьи знали о желании донора.

История На протяжении многих лет, по словам Умберто Алвеса, анатомическая дисциплина была заполнена трупами. В древние времена тела, используемые на факультете, поступали из бывшего Судебного убежища Барбакены. Санитарные условия были ужасными, многие люди погибли, а затем мы оставались на несколько десятилетий, чтобы получить там тела. К счастью, санитарные условия изменились, значительно уменьшилось количество заключенных, пока не настало время, что он прекратил свое существование, - объясняет он.

Люди пишут в надежде, что Фишер, или его группа, не только воспользуются их опытом в своих исследованиях, но и помогут им самим разобраться в том, что с ними произошло. Иные высказывают свои собственные версии, догадки и предположения. Например, что реинкарнация - не мистика и не вымысел, как считают многие, а закономерность, основанная к тому же на законах физики.

С окончанием предоставления убежища тела были получены с медицинским курсом других государств, как и с Университетом Сан-Паулу, который был связан с службой идентификации смертей, в которой участвовали судебные вопросы. Мы также не могли получить тела в Юридическом медицинском институте по ряду причин, - вспоминает Умберто Алвис.

В то время не было никакой программы колледжа, которая получала этот тип пожертвований. Консультация была направлена ​​в Генеральную прокуратуру, и этот орган был принят. «Тогдашний директор, профессор Джеральдо Бразилейро, понял, что если бы был человек с желанием сделать пожертвование, могли бы быть и другие, а затем стали предаваться гласности», - говорит Умберто Алвис.

Надо сказать, что сам Джон Мартин Фишер далек от «околонаучной» практики человечества. Более того, он - почти атеист, не верящий в божественную сущность мироздания и в бессмертие души. В своих книгах и интервью он часто вспоминает, как, будучи подростком, пытался понять, за что убили его деда во время Холокоста и как Бог мог допустить столько страданий. Поиски божественной справедливости, по его собственным словам, и побудили его погрузиться в философию.

Как и когда я, как физик, перешел от «науки» к «совестью»? Наблюдение этого вопроса или основание механистического видения реальности, которое считается «твердым», плотным, компактным и неосязаемым, теряя материальную согласованность, все больше и больше в мысли. Учитывая, что физики в таких областях, как область квантовой физики, которые поддерживаются исследованиями нейробиологии, обнаружили в Женеве Керн, что «новое первичное вещество», основа формирования Вселенной, не является «материей»,, но информация.

Поле всеобщего сознания, полностью интеллектуальное. Мастер был давней книгой, а затем его автором, великим другом Энрико Ферми, который думал передать «свидетеля». Точка отсчета была «падением мифа о Боге и Творения», определяемом точкой встречи между восточным мистицизмом и квантовой физикой.

Фишер живет в Сан-Хосе, в Калифорнии, окончил Стэнфордский, затем Корнельский университеты, получив степень доктора философии. Является президентом тихоокеанского отделения Американской философской ассоциации и научным сотрудником Центра передовых исследований в области биоэтики при Университете Мюнстера в Германии. Среди написанных им трудов наиболее популярны в научных кругах «Очерки о жизни, смерти и свободной воле» и «Метафизика смерти».

Пока физика не попадала в субатомные меандры, невозможно было понять Священные Писания и особенно гималайские тексты. Мне было дано подтверждение, что восточный мистицизм прошел от невидимого, в то время как западная наука отошла от грубого материала или видима, чтобы встретиться с ним на «тонком» плане. Психосинтез и психофизика, в частности, нашли новинку довольно сложной для переваривания. Квантовая физика демонстрирует, что естественное, что считалось столь существенным, исчезает в «нереальности» его физической согласованности.

И что делают наши самые выдающиеся лидеры научного консерватизма, чтобы убежать? Они говорят, что твердое вещество является чем-то стабильным и что правила, применимые к субатомному, не относятся к макроскопическому ньютоновскому. Они говорят, что между микро и макросом существуют два разных набора законов и правил. Это неверно, о чем свидетельствуют все эксперименты, выполненные Антоном Цайлингером, профессором физики Венского университета. Это пример, который является исключением из правила. Дело в том, что то, что разные академии доктрины не принимают, заключается в том, что «духовный» является продолжением науки и представляет ее завершение.

Берясь за проект «Бессмертие», Фишер заявил, что ни он, ни его коллеги по проекту «не собираются следовать разного рода эксцентричным советам, устраивать охоту на призраков или сеансы спиритизма». Иными словами, исследуя одну из самых таинственных сфер человеческого бытия, он заведомо отвергает подход к ней с нематериалистических позиций. Но тогда как, а главное - что он намеревается искать? Как распорядится грантом?

Как последние открытия квантовой физики подтверждают мистическое видение древности, которое символически символизирует архетипы мифологии, алхимии, астрологии, таро? Восточный мистицизм утверждает, что Бог не является сущностью, а состоянием сознания и что ученый-универсал никогда не найдет его, потому что он путешествует со слезами. По этой причине был Иисус, который со своей исторической миссией много сделал для того, чтобы заметить, что «вся вселенная - сын бесплодной женщины». Но как объяснить человеческому разуму такую ​​концепцию, которую невозможно ассимилировать?

Этой весной с помощью экспертного жюри он уже раздал на проведение экспериментов и исследований 10 научных премий по 250 тысяч каждая - неврологам, врачам, психиатрам, социологам. Деньги пойдут в том числе на экспериментальную проверку возможности моделирования внетелесного опыта, на то, как вера в рай и ад влияет на поведение землян, в частности - на людей, склонных к преступлениям. Больше 75 ученых из разных стран мира подали ему заявки.

Как проиллюстрировать, что Вселенная «несуществующая», и, таким образом, не становится, в том смысле, что она не существует, но так ли? Чтобы искать выход из проблемы, мистицизму пришлось полагаться на символ и миф, чтобы выразить Абсолютную вечную концепцию, которая устраняла идею происхождения, конца, рождения и смерти вещей и людей. Отсутствовал подходящий язык, «неолингвистический», способный переносить то, что было внутренне экспериментировано снаружи.

По этой причине наука, хотя и опаздывала, имела огромную заслугу в переводе на сложный, идеальный и более подходящий язык то, что имеет «бесконечное» измерение, чтобы передать эту «информацию» в способности интеллекта человек. Вот почему сегодня Восток признает, что «наука и духовность подобны двум ногам, которые позволяют человеку двигаться к цели». Какова роль людей во Вселенной? Человек является сыном этой вселенной, и эта вселенная является сыном человека. Один порождает другое, как семя дерева и наоборот, в кажущемся парадоксе необъяснимым.

В 2014 году дополнительные 1,5 миллиона долларов должны быть распределены среди 15 философов и богословов на финансирование исследований, на основе которых будут написаны статьи и книги о различных аспектах бессмертия. Оставшийся миллион долларов пойдет на проведение конференций в Калифорнийском университете в Риверсайде, конкурсов на лучшее сочинение и общественный сайт с библиографиями и публикациями эссе о взглядах различных религий на загробную жизнь.

Каждая из двух «особенностей» не создавала другого, иначе он дублировал бы себя, но это было просто отражено. «Все, абсолютно все, неразрывно и непрерывно между Ядром и Полем или Мышлением». Форма - это более плотная вибрационная область Единого энергетического поля. Следовательно, Наблюдаемое зависит от наличия Наблюдателя. Более того, цель вселенной - наблюдать. Без наблюдателя нет вселенной - и, наоборот, наблюдается. В противном случае, если бы это было не так абсурдно, жизни не было бы.

Действительно ли это или это психическая иллюзия? С наблюдением волна становится корпускулой. Единое поле становится материей. Материал преобразуется и создает время и пространство. Итак, время рождается из трансформации материи. Но на самом деле времени и пространства не существует. Бывают очень быстрые интервалы, которые, как представляется, происходят непрерывно между исчезновением и появлением одной частицы, а другая. Эти интервалы, которые, как представляется, следуют быстро, кажутся временными ограничениями.

Вокруг да около - «пилим» грант?

Создается впечатление, что Фишер по ходу дела придумывает, кому раздать свалившиеся на него миллионы, исследуя все вокруг да около, кроме того, чему они были изначально посвящены. Это называется: начали за здравие, кончили за упокой - за упокой заявленной темы. Ничего, кроме распределения по чьим-то карманам пятимиллионного гранта и тяжеловесного словоблудия в виде многотомных «отчетов о проделанной работе», ожидать тут явно не приходится.

Если бы наш взгляд мог иметь более быстрое восприятие, мы бы заметили, что ничего не течет, и ничего не течет. Все, хотя это похоже на оксюморон; движение тихо, как сказал сам Иисус. Предел наших рассуждений состоит в том, что он линейный и ветры в одном направлении, в соответствии с однонаправленной ориентацией, такой как предполагаемое развитие времени, в то время как в действительности мы не видим, что он «окисляется» нашей неспособностью сделать его круговым. И это зависит от того, что мы считаем, что наше время жизни меньше, чем у Вселенной, из той концепции, которую мы сделали частью, и «в стороне», столь маргинальной для Всех, из которой мы чувствуем себя порванными, изолированный и закрытый.

Однако в ученом мире кандидатуру Фишера поддерживают и одобряют. «Не уверена, что перспективы найти доказательства существования жизни после смерти очень высоки (к сожалению), - говорит Марта Нуссбаум, профессор Чикагского университета права и философии. - Но Фишер - великолепный выбор для проведения строгого открытого исследования в проекте «Бессмертие». Он будет отстаивать самые высокие стандарты философской ясности и прозрачности». Хотелось бы верить, но больше это походит на корпоративную солидарность...

«Мы не думаем, что сможем сделать революционные открытия, которые полностью закроют все пробелы в этой области человеческих знаний. Но мы рассчитываем добиться прогресса на пути к пониманию их. Будет лучше даже, если мы не сможем полностью ответить на все вопросы», - говорит Фишер.

Информация о «Бессмертии», запущенная в интернет, вызвала всплеск противоречивых комментариев. Одни заявляют, что существование загробной жизни уже и так доказано. Другие считают, что 5-миллионный грант, крупнейший в гуманитарной сфере, мог бы найти и более достойное применение - для улучшения жизни «по эту сторону небес», например.

Уже в подготовительных семинарах и дискуссиях наметились разночтения и «разнопонимания» самого понятия «бессмертие». Если изначально речь шла о поисках доказательств бессмертия души после смерти физического тела, т.е. в религиозном, философском, мистическом, эзотерическом смыслах, то сейчас к проекту подключили изыскания ученых в области бессмертия физического тела, продления срока человеческой жизни, разработки искусственного интеллекта и создания супер-мозга.

Фишер собирается исследовать страх смерти?

Еще не начав исследование и не проанализировав его результаты, Фишер свел разговоры о бессмертии к следующему: «Полное ощущение, что мы переоцениваем свои силы, когда ищем бессмертия и затем попадаем в беду».

Верующие люди, говорит он, «очень комфорт­но чувствуют себя в своем убеждении, что после смерти их ждет снова жизнь». То есть для него, в данном случае, «убеждение» и «заблуждения» - понятия тождественные.

На вопрос, что он думает о празднике Хэллоуин, сфокусированном на смерти, Фишер отвечает, что людям свойственно бояться смерти и неизвестности, связанной с ней, и Хэллоуин служит одним из способов управлять этим страхом. И добавляет, что именно страх смерти будет в центре внимания гранта.

60-летний Фишер не верит в загробную жизнь, хоть и не отрицает возможность ее существования. Он признается, что они с женой, Тиной Луизой Фишер, не говорят со своими тремя детьми о неизбежном конце жизни, их семья не застолбила себе участок на кладбище и не имеет договоренности с крематорием. Они сосредоточены не на смерти, а на жизни и на сохранении здоровья.

Ожидание смерти, говорит он, страшит нас. «Поэтому лучшее, что мы можем сделать, это жить как можно дольше здоровой и продуктивной жизнью, а когда придет ее черед, постараться принять ее изящно» (gracefully).

Хорошее пожелание - для философа. Но не для ученого, получившего задание исследовать сам факт наличия или отсутствия жизни после смерти, не так ли?

Фишер склоняется к мысли, что впечатления, которыми делятся с ним люди, пережившие клиническую смерть - результат физических изменений, происходящих в организме с остановкой сердца и «напряжений в мозге». А уже то, что именно они видят и в каком обличии приходят к ним «духи», напрямую связано с религиозными и культурными представлениями индивидуума. (Но при этом говорит, что не может найти ответа, почему так много людей испытывает сходные переживания на грани смерти.) Он не оригинален - такова дежурная позиция материалистически ориентированных ученых, не признающих ни бессмертия души, ни реинкарнации.

Одним словом, создается впечатление (хорошо, если ошибочное), что Фишер имеет мнение, а главное - представления о данной дилемме, ничем не отличающиеся от мнений и представлений большинства простых обывателей. Но тогда непонятно, почему именно ему выпал жребий разрабатывать эту тему. Конечно, можно взглянуть на это и с другой стороны. У человека, не верящего в то, что он намерен искать, не будет заведомо готового ответа. Он попытается быть предельно объективным и непредвзятым, не подтасовывая результаты изысканий под свою концепцию и не выдавая желаемое за действительное.

Исследования, и солидные, давно имеются...


Далай Лама (слева) и доктор Эбен Александер (крайний справа) на семинаре «Жизнь после жизни» в Орегоне. 10 мая 2013 г.
И все же, почему не вспомнили, скажем, о Моуди, посвятившем данной теме всю свою жизнь и знающем о ней абсолютно все, что может знать смертный человек

Раймонду Моуди, живущему в Алабаме, сейчас 68 лет. Он тоже доктор философии, психолог и врач. Опыт клинической смерти досконально описан и изучен им и запечатлен во всемирно известных бестселлерах «Жизнь после смерти», «Жизнь после жизни», «Жизнь до жизни». Он не только собрал около ста пятидесяти случаев клинической смерти с подробным описанием ощущений и впечатлений, пережитых вернувшимися к жизни людьми, но и сам проводил исследования в университете Невады в Лас-Вегасе и в тюремной больнице строгого режима в штате Джорджия.

Наконец, есть еще один доктор философии, член Американской Ассоциации психологов-консультантов, гипнотерапевт высшей категории - Майкл Ньютон, живущий в горах Сьерра-Невады, в Калифорнии. Этот человек владеет совершенно уникальным опытом выхода через регрессивный гипноз в параллельные миры с помощью своих клиентов, которые рассказывают ему о том, что видит, чувствует и делает их душа в промежутках между земными воплощениями, о том, как устроен мир душ, какую сложную, упорядоченную «жизнь» они ведут и как они связаны с миром физическим.

Рассказы своих пациентов Ньютон, с их согласия, изложил в опубликованных им книгах: «Путешествия души» и «Предназначение души», с подзаголовками «Жизнь после жизни». Эти книги стали мировой сенсацией и переведены на десятки языков.

Ян Стивенсон (1918-2007), канадско-американский биохимик и психиатр, был тоже регрессивистом (то есть исследователем, который с помощью гипноза погружает пациентов в прошлые жизни), изучавшим детей, помнящих свою предыдущую жизнь. Как известно, именно среди детей чаще всего встречаются случаи, когда они вдруг начинают отождествлять себя с совсем другой личностью, рассказывать о том, кем они были, кто были их близкие, требуют иногда отправиться на место своего прежнего проживания и даже описывают, как они умерли. С годами это отождествление ослабевает и проходит, вернее, запирается в подсознании.

При университете в Вирджинии есть отдел, занимающийся паранормальными явлениями - Отдел перцептивных исследований. Ян Стивенсон возглавлял его до 2002 года. (В Америке функционирует несколько институтов, сконцентрированных на духовной практике и оккультизме.) На протяжении 40 лет он ездил по миру, исследовав более 3 тысяч случаев, когда ребенок сохранял воспоминания прошлой жизни. Он не просто верил ребенку на слово, а проверял сообщаемые им сведения, находил подтверждения. Им было написано несколько книг, в которых доказывалась реальность реинкарнации.

Можно было бы привести множество примеров, связанных с внетелесным опытом и людьми, пытающимися его постичь, но хочу закончить одним конкретным, весьма весомым примером, который, возможно, заставит поверить в бессмертие души тех, кто способен и внутренне готов в него поверить. Тех же, кто не готов, возможно, может переубедить только их собственный опыт, как это случилось с Эбеном Александером (Dr. Eben Alexander).

Его история вызвала в научных кругах много споров и дискуссий, поскольку околосмертный опыт, неожиданно для себя самого, испытал не простой обыватель, а профессор, преподававший на медицинском факультете Гарвардского университета (Harvard Medical School) и в других университетах, нейрохирург с 25-летним стажем, имеющий дело с человеческим мозгом, убежденный материалист, «по долгу профессии» напрочь не веривший в саму возможность существования жизни после смерти...

Тяжелая болезнь мозга привела его к коме. Он пролежал в ней 7 дней. Все это время его мозг не функционировал - энцефалограф вычерчивал прямую линию. Следовательно, о галлюцинациях, якобы возникающих в таких ситуациях, на которые пытаются списать «видения» умирающих, не могло быть и речи.

Из комы он вышел совсем другой личностью и счел нужным сообщить об этом во всеуслышание. «Я по-прежнему врач и человек науки. Но на глубинном уровне я очень отличаюсь от того человека, которым был раньше, потому что я увидел новую реальность», - говорит Александер.

О том, что именно он увидел и где побывал, находясь между жизнью и смертью, и как после этого буквально перевернулись все его представления о себе и о мире, Александер написал книгу, вышедшую в США несколько месяцев назад с красноречивым названием: «Доказательство рая: путешествие нейрохирурга в загробную жизнь» (Eben Alexander “Proof of Heaven: A Neurosurgeon’s Journey into the Afterlife”).

Александер уверен, что побывал в другой Вселенной, еще более необъятной, чем наша, где ему дали понять, что человек - много большее, чем то, что мы о себе знаем, что смерть - не конец сознательного существования, а лишь звено в бесконечной цепи.

Как нейрохирург, я не верил в феномен «послесмертного» опыта, - описывая свое путешествие в «загробный мир», рассказывал Александер в интервью журналу Newsweek. - Будучи сыном нейрохирурга, я рос в научном мире. Я последовал примеру отца и стал академическим нейрохирургом... Я понимаю, что происходит с мозгом, когда люди находятся на грани смерти, и я всегда считал, что путешествия за границами собственного тела, которые описывают те, кому удалось избежать смерти, имеют вполне научное объяснение... Я глубоко сочувствовал тем, кто верил, что где-то там есть Бог, который истинно любит нас. На самом деле, я завидовал тому чувству безопасности, которое давала этим людям их вера, ведь сам-то я, как ученый, не верил, а просто знал. Тем не менее, после семи дней в коме, в течение которых кора моего головного мозга не функционировала, я испытал нечто настолько глубокое, что оно дало мне научные основания уверовать в жизнь после смерти.

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №23, 2015

То и дело в прессе появляются статьи на тему околосмертного опыта в состоянии клинической смерти. Одни ученые считают, что это доказывает «жизнь после смерти», а другие не согласны с такими выводами.

Недавно в СМИ появилась еще одна статья на эту тему под сенсационным названием «Жизнь после смерти существует, утверждают, наконец, ученые». В ней сообщается:

«Ученые, наконец, доказали то, что мистики, религии, духовные сочинения говорили в течение многих лет – жизнь после смерти существует. В крупнейшем в истории медицинском исследовании, посвященном околосмертному опыту, а также опыту выхода из тела, ученые зафиксировали, что сознание существует после того, как тело полностью отключается или умирает.

Ученые из Университета Саутгемптона провели четыре года в изучении более 2000 человек, которые пострадали от остановки сердца в 15 больницах в Великобритании, США и Австрии. И они обнаружили, что почти 40 процентов людей пережили состояние, которое можно описать как какую-то "осведомленность" в течение времени, когда они были клинически мертвы, прежде чем их сердца возобновили работу. Один человек даже вспомнил полностью, как оставил свое тело и смотрел на свою реанимацию из угла комнаты. Несмотря на то, что он находился в бессознательном состоянии и был "мертвым" в течение трех минут, 57-летний социальный работник из Саутгемптона рассказал о действиях медицинского персонала в деталях и описал звук машин.

«Мы знаем, что мозг не может функционировать, когда сердце перестает биться, – сказал д-р Сэм Парния, бывший научный сотрудник Университета Саутгемптона, теперь работающий в Государственном университете Нью-Йорка, который возглавлял исследование. – Но в этом случае получается, что осознание продолжало функционировать в течение до трех минут в период, когда сердце не билось, хотя мозг, как правило, выключается в течение 20-30 секунд после того, как сердце останавливается. Человек описал все, что происходило в комнате, но главное, он слышал два коротких электронных звука машины, которая создает шум во время трехминутного интервала. Таким образом, мы смогли определить, как долго длился опыт. Все, что он сказал, случилось с ним на самом деле».

Из 2060 пациентов с остановкой сердца, которых изучали, 330 выжили. И 140 из них (39 процентов) заявили, что они пережили какую-то «осознанность», будучи реанимированными. Один из пяти заявил, что они чувствовали необычное спокойствие, в то время как почти треть указали, что время либо замедлялось, либо ускорялось. Некоторые вспомнили, что видели яркий свет; золотую вспышку или сияние солнца. Другие рассказывали о чувстве страха или утоплении, или что их тащат сквозь глубокую воду. 13 процентов сказали, что они чувствовали себя отделенными от их тел, и столько же пациентов сказали, что почувствовали себя «летающими».

Доктор Парния считает, что многие другие люди могут иметь опыт, когда они близки к смерти, но лекарства или седативные средства, используемые в процессе реанимации, могут блокировать их запоминание. «Исследования показывают, что миллионы людей испытывают яркие переживания по приближении к смерти, но научные доказательства в лучшем случае неоднозначны. Многие полагают, что это галлюцинации или иллюзии, но они, кажется, соответствуют реальным событиям. Немало людей может иметь яркие переживания смерти, но они не помнят их из-за последствий черепно-мозговой травмы или седативных препаратов, влияющих на память. Эти переживания требуют дальнейшего исследования».

ПАРАДОКСЫ

В этой теме есть несколько аспектов, которые кажутся парадоксальными. Во-первых, странно само выражение «жизнь после смерти». Ведь если после смерти продолжается жизнь, то получается, что никакой смерти и не было! А если все-таки смерть была – то тогда и никакой жизни после нее быть не может: ибо не может быть живым то, что умерло и мертво.

Во-вторых, термин «клиническая смерть» явно неудачный и сбивает с толку не только обывателей, но и маститых ученых. Смерть на самом деле – это начало необратимых явлений разрушения организма (гниение, распад, специфические химические реакции, пожирание плоти бактериями кишечника, разделение крови на фракции, трупное окоченение мышц и многое прочее). А если этого нет – то ни о какой смерти не может быть и речи.

Состояние «клинической смерти» подчас трудно отличить от комы (тем более комы вампирической), а в коме человек может находиться годами и даже десятилетиями. А что самое интересное – вампир-коматозник запросто «выходит из тела» и является родным в виде призрака. Однако это вовсе не доказывает «жизнь после смерти», то есть – что вампир-коматозник после гибели тела будет продолжать жить. Но вот ведь странно: вампиризм официальная наука не считает «научно доказанным феноменом», а куда как более странное и ненаучное – «жизнь после смерти» – иные ученые признают. Парадокс!

В-третьих: предположим, что сознание в том или ином виде продолжает жить после смерти (полного разрушения) нашей биологической оболочки. Но это нельзя называть термином «жизнь», который имеет весьма узкий и конкретный смысл: организация молекул в тело, поддержание жизненных функций, размножение клеток. У «чистого сознания» ничего этого нет. Вся парадоксальность ситуации становится просто вопиющей, если взглянуть на искусственный интеллект, работа над созданием которого сегодня идет в науке полным ходом. Ведь что такое искусственный разум? Это тоже Жизнь? Нет. Это чистая информатика, без наличия организма (или, точнее, с виртуальным организмом, если это «копия и подобие» нас – а мы сами по Библии «копия и подобие» Бога).

Искусственный разум абсолютно не подходит под определение «жизнь», это нечто совсем иное – «субъектно существующая НЕЖИТЬ», личность без биологического носителя (тела). И в таком случае наше существующее после смерти тела сознание – это такая же НЕЖИТЬ, как и искусственный разум.

Но тут возникает еще один – уже четвертый – парадокс. Чтобы искусственный интеллект мог принимать сигналы внешнего мира, ему нужны органы-адаптеры: например, камера, которая преобразует световую картинку в понятные для него информационные сигналы. То есть нужна камера, нужна программа преобразования изображения в некий код, нужно наличие у искусственного интеллекта программы понимания этих сигналов и т.д., что аналог нашего зрения (сложнейшей системы видения, распознавания, опознавания, осмысления и прочего).

Однако пациенты, пережившие «околосмертный опыт», рассказывают, что парили в воздухе и видели как бы со стороны всякие подробности – что и шокирует ученых. Возникает вопрос: каким таким органом восприятия «чистое сознание» что-то видело и слышало? Ясно, что не глазами и не ушами, которых нет у личности без тела или вне тела. Единственный рациональный и материалистический вывод – «чистое сознание» подключается к гипотетической информатики нашей материи. (Эта гипотеза, кстати, объясняет и феномен полтергейста.)

Но и в этом случае такие аномальные проявления вовсе не являются доказательством существования загробности нашего сознания. Ибо тело еще не умерло, а вполне живое.

А вот реальным доказательством «жизни после смерти» было бы иное. Если бы некое мертвое тело со следами гниения, разложения и прочего – вдруг стало восстанавливаться и возвращаться к жизни. И хотя фантасты любят обсуждать эту тему (например, «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга), ничего подобного – ни одного примера – не знает ни наука, ни наша история, ни народный фольклор, ни даже древняя мифология. Потому что коль что-то мертво – то снова живым оно стать никак не может, это ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ.

Пятый парадокс в том, что вообще невозможно применительно к сознанию говорить о том, что оно «живет и существует». Дело в том, что треть жизни мы проводим во сне. Что фактически состояние смерти – если называть «жизнью после смерти» гипотетическое существование сознания после гибели тела. С этой точки зрения мы каждый день, ложась спать, фактически «умираем», а потом каждое утро «воскрешаемся». И если называть «жизнью» деятельность нашего сознания и нас как личности, то треть нашей жизни мы с такой позиции – МЕРТВЫ. Причем наука до сих пор далека от понимания, что такое сон и зачем он вообще нужен. А туману добавляет Библия, где повторяется: «смерть – это сон разума». Что значит сие выражение – трудно понять, так как мы не знаем даже того, что такое сон.

Люди говорят: «мне 30 лет» или «мне 60 лет». На самом деле реально человек прожил только 20 лет в первом случае и 40 лет во втором. А остальное время был «мертвым» как личность, как субъект Мироздания. Ничего не соображал, ничего не делал, ни о чем не думал. Максимум – видел сновидения, но они занимают только малую часть сна, и их, конечно, нельзя называть «существованием», так как нет никакой активности субъекта в Мироздании.

Отсюда и парадокс: организм во время сна вполне живой и осуществляет активную работу (например, продолжает переваривать пищу, что-то делает в рамках самонастройки, лечения и т.п.) – а вот сознание «МЕРТВО». Коль гипотетическое существование сознания после гибели тела называют «жизнь после смерти», то в таком это случае это – «смерть во время жизни».

Шестой парадокс (и, наверно, один из главных) в этой теме касается самого состояния сознания. К старости мозг изнашивается, люди глупеют, впадают в маразм, болеют болезнью Альцгеймера и прочим. Казалось бы, коль сознание может после смерти продолжать свое существование – то оно в таком случае не может нести следы трухлявости биологической оболочки.

Увы! Как испытал какой-то маразматик от старости околосмертный опыт – так маразматиком после него и остался. Проблема и с теологической точки зрения – кому на Том Свете нужны миллионы выживших из ума сознаний-личностей маразматиков? И с научной: сознание, как оказывается, вовсе не нечто «автономное», а продукт работы мозга: каково состояние мозга – такое и сознание. Что уже опровергает суждения иных ученых про саму возможность жизни сознания после смерти тела, так как сознание оказывается абсолютно увязанным с мозгом, продуктом его деятельности.

Другая сторона вопроса – дети, погибшие при абортах или во младенчестве. По оценкам демографов, за последние 40 тысяч лет жило и живет сейчас около 75 миллиардов людей. Так вот, по мнению ученых, порядка от трети до 40% умерших в истории Человеческой Цивилизации относится к младенческой смертности. Но какое может быть «сознание» у жертвы аборта или у младенца, умершего в 6 месяцев или в 2 года? Никакого.

Однако коль ученые говорят про возможность жизни сознания после смерти тела, то как и куда пристроить эту минимум треть наших умерших? Парадокс тут заключается в том, что личность (сознание) формируется у человека только с 2-3 лет. Получается, что это не нечто «объективное» и «отдельный субъект Вселенной», а как раз лишь продукт нашей жизнедеятельности.

Эти же вопросы обходит и теология – как «неудобные». Вроде идет активная борьба с абортами – мол «вы при аборте убиваете душу». Хотя если душа бессмертна – как ее можно убить? А самое непонятное: что на Том Свете делают порядка 25 миллиардов душ жертв аборта и младенцев, которые даже говорить не научились?

Наконец, седьмой парадокс. Ладно, каждый из нас не являлся личностью до какой-то степени взросления из глупого младенца во что-то понимающего ребенка. Но что такое 9 месяцев в материнской утробе? Жизнью это можно назвать только в плане зарождения организма. Но ведь никакого сознания не было ни у сперматозоида, ни у зародыша, который в матке и не являлся субъектом, ибо ЕЩЕ ДАЖЕ НЕ РОДИЛСЯ! Но кто этот зародыш тогда?

Даже в этом вопросе – принятые у нас условности. Пришла на УЗИ мама, врачи смотрят – мальчик, родители говорят – назовем его так-то. То есть ОН УЖЕ ЕСТЬ, но его одновременно как бы нет.

Запишут – «тогда-то родился», хотя уже до этого существовал, его на УЗИ видели, ему родители имя придумали. Врачи говорят: «ваш ребенок сосет палец в утробе», мама: «брыкается в животе». Но эти 9 месяцев не считаются частью нашей жизни. Получается, что понятия «родился» и «возраст» у всех нас не совпадают. Мы были еще до рождения.

Я привожу это не столько как пример условности наших представлений в этой теме, а как пример вообще зыбкости всех наших воззрений в фундаментальных вопросах Мироздания. Мы пока не можем разобраться даже в главном: что такое Жизнь и что такое Смерть.

НА ПУТИ К БЕССМЕРТИЮ

К сожалению, сегодня абсолютное большинство ученых вообще далеко от ясной картины в данной теме. Со времен Ленина и классиков научного материализма вся проблема воспринимается только в виде двух альтернативных возможностей. Первая – что, дескать, душа существует (суждения таких ученых приведены в начале этой статьи). Вторая – если души нет, то мы сами изобретем бессмертие. При этом часто высказываются просто глупейшие заявления.

Вот, к примеру, газета «Правда» в 2009 году взяла интервью у профессора Александра Александровича Болонкина (1933 г.р.), доктора технических наук. Он в 1987 году эмигрировал в США, работал в НАСА, автор «более 170 научных трудов и книг и 17 запатентованных изобретений, многие из которых засекречены». Газета подала это интервью как невероятную сенсацию под названием «Я нашел метод сделать людей бессмертными». На самом деле то, что рассказывает читателям-коммунистам профессор, – это просто стыд и позор для ученого.

Он вещает:

«Самая большая мечта моей жизни – найти и подарить людям бессмертие. И я рад, что мне удалось найти метод, как это сделать, правда, для наших детей и будущих поколений. Кратко суть идеи и метода. Я показываю, что главная суть, личность или душа человека есть информация, хранящаяся в его мозге. Если мы сумеем ее записать и вставим в новую активную личность или, как я ее называю, Е-существо, то мы продолжим его существование до бесконечности».

Это типичное заблуждение. На самом деле КОПИЯ вашего сознания не является БЕССМЕРТИЕМ для вас. Существуют где-то еще копии вашего сознания или нет – это просто копии, а НЕ ВЫ САМИ, если вас больше нет.

В том-то и дело, что сознание УНИКАЛЬНО и ЕДИНСТВЕННО, оно не является набором информации (что можно скопировать), а это набор личностных преобразователей информации – то есть «механизм», а не «продукт». И если воспроизвести такой же «механизм», то это будет вместилище для уже своего отличного от вас сознания. Что даже «копией» вас можно называть лишь условно.

А исходя из этого, в научном плане задача должна ставиться совсем иначе: не копировать сознание (что бессмысленно и невозможно), а обеспечить бессмертную работу блоков, генерирующих сознание. Что принципиально иное. Наша газета с 1998 года предлагает такую технологию: подключение к мозгу электронных блоков памяти и постепенный в течение всей жизни перенос сознания все больше на электронный носитель. Теоретически после смерти мозга в таком случае основная часть личности продолжит существовать на электронных блоках памяти.

«Е-существо может иметь механическое тело, и тогда оно не будет нуждаться в пище, воздухе, жилище; сможет жить в космосе, океане, иметь любой облик, телепортироваться лазерным лучом на иные планеты, будет неуничтожаемое любым оружием, ибо копию себя может хранить на складе и восстановиться в любой момент».

Насчет копий уже было сказано выше: сознание – это не набор информации, а уникальная система преобразования информации. Профессор, видимо, никогда не играл в электронные игры: кому нужны сейвы игры, если уничтожена сама игра? И это только сейв игры можно «телепортировать лазерным лучом на иные планеты», а вот компьютер как носитель для программы и запуска сохранения – туда лазером никак не отправишь! А ведь аналог нашего сознания – это именно компьютер, а не какой-то сейв.

Заканчивает профессор так:

«Главная проблема – как переписать информацию из мозга в электронные чипы? Я предлагаю сделать это просто – записывать всю информацию, поступающую в человеческий мозг.

Уже сейчас продаются очки, которые записывают все, что видит, слышит и говорит человек. К этому можно добавить датчики, регистрирующие его эмоции. Чтобы душа была полной, такая запись должна производиться с детства. Люди среднего возраста могут восстановить частично уже прожитую часть жизни воспоминаниями, по фотографиям и документам».

Это вообще несерьезно. Сознание не является механическим набором поступающей извне информации, тем более что таковая нигде в сознании и не фиксируется. Сознание работает совсем иначе: на основе накопленного опыта и прочих факторов мы уникально ОЦЕНИВАЕМ поступающую из органов чувств информацию, преобразуя ее в ОБРАЗЫ. И вот эти образы и укладываются в систему нашего сознания, где потом и используются как элементы мышления.

Хочется задать вопрос: каким же путем профессор собирается «переписать» образы? Мало того, что их распознать и зафиксировать можно лишь с помощью другого человеческого сознания (что уже катастрофа для прожекта профессора), но так при этом эти образы будут усваиваться в систему опыта уже иного сознания – то есть как субъекты иной личности (что вообще полный крест на прожекте).

Для наглядности простой пример (и не нужны никакие записывающие очки): дайте миллиону человек прочитать роман «Война и мир» или воочию посмотреть события в экранизации романа – но у каждого из миллиона будет свое личное впечатление, хотя вроде «информация поступила всем та же самая».

ГЛАВНЫЙ ПАРАДОКС ТЕМЫ

Но, судя по всему, все может оказаться совсем не так, как ожидают и верующие в душу, и материалисты. Возможно, что мир устроен иначе: действительно есть некая «душа» как организатор работы сознания – и тогда вряд ли получатся опыты по переносу сознания на электронный носитель. Но при этом эта «душа» вовсе не бессмертна, а часть целостной работы нашего организма и умирает со смертью тела.

Такой вариант «обрубает» сразу две надежды на бессмертие сознания: и механистическую-материалистическую, и библейскую. Причем в Библии-то говорится как раз про смертность души, а Христос тем и ценен для нас, что обещал всех воскресить ТЕЛЕСНО – что нелепо, если душа бессмертна.

Главный парадокс может заключаться в том, что во Вселенной вообще не существует понятия «Жизнь», так как все Сущее – это и есть огромный живой Организм и Единое Сознание. То есть в Сущем изначально, по определению нет ничего мертвого, а мы все, включая звезды и планеты, лишь элементы бытия некоей Суперличности (или, если угодно, Суперпрограммы или Суперприроды), ее временные воплощения. В таком случае библейское суждение о смерти как о состоянии сна обретает смысл: ничего не умирает, так как все сущее само по себе вечно как часть огромного целого, «часть Бога».

Но это, так сказать, эпохальный взгляд на вещи, где тема предстает уже в глобальном философском смысле. А ведь каждый из нас ее в первую очередь понимает сугубо узко – как непрерывность именного своего сегодняшнего «Я». И, обращаю внимание, сторонников загробной жизни души не вдохновляет концепция профессора А. Болонкина про какие-то «копии сознания» – хоть их восстановят ученые, хоть они живут на Том Свете. Нам подавай именно НЕПРЕРЫВНОСТЬ в виде «улетающей при смерти души» куда-то.

Четкое желание этой непрерывности – сама суть христианства в течение более 1500 лет, когда тела умерших складировали в ящиках (гробах) вокруг церквей, которые располагали в центре поселений – чтобы Христос не испытывал проблем, их воскрешая. Кто из покойников побогаче и попочетнее – гроб того в самой церкви, простолюдины – вокруг в массовых земляных складах. Эдакий «космический корабль в бессмертие», где маркером для бессмертия выступало умершее тело, ожидающее воскрешения. Такая концепция (что понятно) вступала в противоречие с концепцией про жизнь души сразу после смерти на каком-то Том Свете, поэтому у ряда христианских течений появилось разрешение на кремацию тела, что уничтожало «маркер» и как бы не позволяло Христу телесно воскресить усопшего. Но все это сопровождалось веками массой теологических споров, суть которых всегда была неизменной – НЕПРЕРЫВНОСТЬ загробности как нашей земной жизни.

Но взглянем на вещи со стороны. Что такое вообще сознание человека? Там «от личности» процентов на 10, а то и вообще на процент. Остальное – сие сознание как лишь часть общего (массового) сознания социума своей эпохи. Включая свои социальные нормы, правила, стереотипы поведения и восприятия реальности.

ЖИЗНЬ НАЦИСТА НА ТОМ СВЕТЕ

Вот, предположим, приходит сегодня Иисус или какой-то профессор и говорит: воскрешаем умерших в 8-м веке – полмиллиона для начала. Воскресили. Что дальше? Они и живут в своем 8-м веке – нам деградировать до их социума? А если смешиваться с ними, то мы себя затормозим в развитии. Причем, они в своей массе на 80% вообще окажутся неспособны приспособиться к иной жизни.

Вот уже более жуткая картина: давайте вернем к жизни всех погибших во Вторую мировую войну. Дело даже не в том, что десятки миллионов нацистов, сталинистов, фашистов, коммунистов сразу снова ввергнут мир в мировую войну. А в том дело, что их сознания являются частью их умершего социума – и им не место в других социумах. В той же Германии никому сегодня не нужны 10 миллионов воскрешенных нацистов, которым Гитлер как вождь вбит в голову. Но если они не нужны даже в Германии, то еще более они не нужны ни в Беларуси, ни на Том Свете кому-то.

Потому, собственно, и не хочется верить в жизнь после смерти – чтобы Тот Свет не оказался скопищем умерших СОЦИУМОВ с их умершими для нас, живущих, примитивными социальными фазами развития дикарей и маргиналов, со всякими загробными вождями и фюрерами.

Отсюда неизбежно закрадывается мысль: коль душа нациста Германии бессмертна, то надо ее не в ад отправлять (что лишено смысла, ибо нацист лишь жертва своего социума и своих СМИ), а надо его сознание-душу «подчистить». Хорошо, давайте «подчистим». Что будем удалять из его памяти, формирующее его мировоззрение и сознание в социальном и личностном планах? Тыкнемся туда, потыкаемся здесь – окажется, удалять надо всю его память о том, что он жил в Третьем Рейхе, был в Гитлерюгенде, потом служил в структурах Рейха, читал газеты, слушал речи, что-то делал в рамках своего социума. Что останется от личности? Чистил зубы, имел жену и детей, ловил на отдыхе рыбу, пил пиво с друзьями. Фактически это «стирание памяти» является полным уничтожением его как личности. А оставшееся после «подчистки» вряд ли представляет ценность даже для самого субъекта. Который уже и не личность, и не сознание, а овощ.

Глупо полагать, что кто-то на Том Свете до сих пор ходит в форме СС или НКВД. Но, может быть, хоть какой-то маленький «кусочек души» имеет бессмертие – как освобожденный от заблуждений эпохи и своего социума? Однако в нем не может быть памяти о прожитой жизни (что, как выше показано, должно «стираться»). А значит – нет и личности. Получается, личность не имеет своей загробности. Потому что личность – только зеркало социума своей эпохи.

И последнее. Предположим Чудо: с 2016 года никто больше на Земле из людей не умирает. Другой вариант: ученые вполне серьезно пишут, что с 2050 люди будут жить неограниченно долго – благодаря успехам медицины. Вроде бы благо? Но как быть с проблемой смены фаз эволюции социума? Это означает консервацию развития Человечества, вечную власть президентов и олигархов, невозможность нового. Застой.

Вроде гуманно – все живут вечно. А на деле как раковая опухоль с загниванием и последующей смертью Человечества. Вот тут и ещё один иной аспект темы – видеть нас как Единый Организм, где вполне рационально отмирают старые ткани и вместо них появляются новые.

…Я попытался показать, что сама эта тема «жизни после смерти» гораздо шире каких-то узких суждений тех или иных ученых, но вообще для нас принципиальная и касается и Мироздания, и наших о нем нынешних представлений. И наших сегодня представлений о том, что такое Человек, кто мы и что такое наше нынешнее общество.

А что думают читатели?



Публикации по теме