Воспитание ребенка с трудным характером. Трудновоспитуемый ребенок - что делать

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Социальная педагогика»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 15. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">План

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Литература

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 2000.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Курчинка М.Ш. Ребенок «с характером». СПб., 1996.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Лешан Э. Когда ваш" ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. В 3 ч. // Избр. нед. соч. / Сост. И.Н. Решетень. М., 1988. Ч. " xml:lang="en-US" lang="en-US">III " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1998.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание лекции:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это понятие встречается и в специальной литературе, и в повседневном лексиконе воспитателей. В старое время использовалось выражение – «дети трудные в воспитательном отношении». До настоящего времени понятие «трудные дети» не имеет общепринятой трактовки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью. Историко–педагогический подход позволяет выделить в проблеме наиболее существенное.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятия «трудный ребенок» и «трудновоспитуемый» не одно и то же. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, которым для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию. Термин «трудный ребенок» включает в себя сложность в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития (подросток) и пр. Однако изложенные различия не позволяют достаточно четко отделить одно понятие от другого, поэтому их часто рассматривают как синонимы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одними из ранних исследователей проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. Практически именно к ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать. Они писали статьи в журналы, брошюры по проблемам трудновоспитуемости (А. Дернова–Ярмоленко, М. Перфильев).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемое™, были те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания. Дриль, Кащенко, Сорока–Росинский, Макаренко и другие.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Известный ученый–педагог, психолог, юрист и общественный деятель Дриль многие годы жизни посвятил исследованию проблем социального отклонения у детей и путей его преодоления. Он уделил значительное внимание исследованию причин, способствующих формированию детей, которые требуют исправления. Он одним из первых ввел понятие медико-психологической диагностики детей в исправительных учреждениях и особенностей воспитательной работы с ними.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Перфильев – детский врач, работавший с трудновоспитуемыми детьми и их родителями, в своей статье «Что такое дети, трудные в воспитательном отношении?» (1889) писал, что вначале родители «замечают какие–либо особенности или странности в ребенке, с которыми они не могут справиться самостоятельно, и потому иногда даже очень рано обращаются за разъяснением к врачу (гораздо чаще, впрочем, этого не бывает); затем ребенок вступает в школьный период и проявляет свои особенности или странности еще в большей мере, причем педагоги или вовсе не замечают, или игнорируют их, или же перетолковывают их по–своему, – и, наконец, когда зло уже запущено или даже непоправимо, обращаются к врачу, ищут его всемогущества».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кащенко отмечал, что родившееся физически здоровое существо имеет от природы возможности полноценного развития в благоприятных условиях. На практике таких условий не существует, и формированию ребенка сопутствуют неблагоприятные факторы, в том числе болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В таких случаях мы говорим о трудных детях, подчеркивая характерную особенность их жизненных проявлений (а также и в педагогическом плане), выражающихся в устойчивых отклонениях от нормы формирующейся личности, обусловленных физическими или умственными недостатками и в неадекватной форме поведения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наиболее типичными причинами (факторами) формирования детей, трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко, Сухомлинский и другие указывали следующие:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) наследственные: ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности своего организма, так или иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего Я, способствующие формированию особенностей характера, уклонений, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) своеобразия, приобретенные с рождения: недоношенность, хилость и слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных органов и многие другие, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– искусственное вскармливание;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– передача болезни от кормящей матери;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– бытовые условия;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– болезни и особенности их протекания;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– ушибы головы, травмы и многое другое.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Все это иной раз сразу не обнаруживается, но постепенно накапливается и влияет на психику ребенка, впоследствии сказываясь на ходе его индивидуального развития;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">К таким детям относятся:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– гиперактивные здоровые и нет, чаще «нервные», бойкие, легковпечатлительные, непоседы;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– гипоактивные – обыкновенно вялые, бледные, болезненные, малоподвижные, далеко не так восприимчивые, более упрямые, своенравные, сильнораздражительные и пр.;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– отличающиеся пластичностью психики и повышенной восприимчивостью.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Их (особенно маленьких детей) возбуждает или парализует агрессивность школьной суеты – беготня, шум, крик, особенно крик учителя, даже когда он кричит не на них. От крика ученик буквально цепенеет, застывает. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени; речь учителя теряет смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15–20 минут урока выпадают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Под влиянием этого чувства он в течение продолжительного времени не может нормально развиваться, т.е. самое драгоценное время упущено для полноценного умственного развития (Сухомлинский);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– одаренные, оказавшиеся в среде отчуждения, неприятия. Такое явление имеет место, вследствие различных возможностей этого ребенка и основной массы детского коллектива в познавательной деятельности и неадекватности их проявления;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– с замедленным умственным развитием (не умственно отсталые, а нормальные дети), в воспитании которых в дошкольные годы допущены ошибки;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– оказавшиеся в состоянии дезадаптации (начало пребывания в детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе в другой школьный коллектив и пр.) и не умение воспитателей осознать это, провоцируя неадекватное поведение и негативную деформацию личности. Данный факт особенно отрицательно проявляется, когда и сама среда оказывается по отношению к этому ребенку агрессивной;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">д) воспитание, воспитательные действия без учета индивидуальных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школьной жизни при невнимательном или равнодушном отношении к ребенку появляется множество острых углов и подводных камней, создающих условия для потрясений, с которыми он не может справиться. К таким факторам относятся:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– недостаток (отсутствие) должного воспитания в годы раннего детства (от года до семи–восьми лет). Чем дальше от рождения начинается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек в интеллектуальном плане. Данный фактор проявляется либо в ошибочном мнении: чтобы ребенок учился, до поступления в школу его сознание должно оставаться как чистая доска: не надо учить его писать и читать, либо в неумении создавать обстановку, способствующую развитию стремления ребенка к познанию в дошкольный и начальный школьный период. Если этого нет, т.е. по существу нет умственного воспитания, и возникает задержка умственного развития.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В умственном воспитании важная роль принадлежит любознательности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Она пробуждается в ребенке незаметно для тех, кто его окружает. Ее истоки в самой природе человека. Исследования специалистов убедительно показывают, что ее можно развивать, тормозить и даже «закупорить». Знакомя ребенка с теми или иными вещами, предметами, явлениями, воспитатель обеспечивает его направленное развитие, которое могло бы удовлетворить воспитателей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И чем больше открытий, тем больше все новых и новых вопросов возникает у ребенка, тем больше он изумляется, радуется. Если этого не происходит, то у ребенка формируется невосприимчивость, непонятливость, тупость, которые делает его трудным в обучении и воспитании;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– несправедливость, оскорбляющая, уязвляющая самолюбие, вызывающая у ребенка возмущение и рождающая в его душе самые разнообразные формы активного и пассивного протеста. То, что у взрослого вызывает легкое волнение, у ребенка может стать источником большого горя;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– грубость и бестактность по отношению к ребенку, способствующие усилению его возбуждения. Пережив подобное состояние, ребенок нередко прибегает к совершенно неожиданной форме активного протеста – действиям на зло, к кривлянью, паясничанью и пр.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце концов окружение привыкает к тому, что он кривляется и паясничает.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это очень опасное состояние – притупление чувства чести, гордости. Нельзя допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающееся на его нежной, чуткой натуре. Оно вызывает у него потребность изменения отношения к себе, и он разными формами старается привлечь внимание. Это могут быть истерические проявления, неординарные показные действия, агрессивность по отношению к окружающим;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– стремление некоторых родителей поставить воспитание на «научную» основу, что приводит к нивелированию своеобразия собственного ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной «педагогики». Часто такие родители используют определенную книгу и пытаются дословно реализовать ее советы в воспитании, увлекаются специально подобранными игрушками, не соответствующими интересам и потребностям ребенка, создают искусственный круг общения, выискивают у ребенка «таланты и наклонности», очень часто мнимые или отвечающие существующей «моде», и начинается дрессировка, ломка ума, чувства и воли ребенка, доходящие до истинной пытки и каторги для него. В итоге это приводит к деформации его личности, вплоть до трагедии;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– «сильные», «волевые» меры воздействия на ребенка в семье. Послушание и повиновение не должны основываться на страхе, который порождает обман, лицемерие, подхалимство;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– «устройство» родителями своего ребенка в престижные детские сады, школы, гимназии, без учета его индивидуальных возможностей и склонностей. В таких учреждениях нередко имеет место перегрузка ребенка, его неспособность справиться с учебной программой, что приводит к серьезным нервным срывам, раздражительности и другим негативным последствиям;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– попустительство в воспитании – «свободное воспитание» без учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание вообще отсутствует, а впоследствии это ведет к бесконтрольности и полной неуправляемости в отношении ребенка;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка отрицательных позиций, интересов, привычек, установок и пр.;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– отсутствие общественного воспитания, стремление родителей изолировать ребенка от внешней среды. Изоляция от реальной жизни формирует «искусственность» и ограниченность личности. Такому ребенку приходится очень трудно в последующем самопроявлении в школьной среде, в общении со сверстниками. Он не знает, как лучше себя вести с ними. Все это способствует его изоляции, сдерживанию активности, насмешкам сверстников, а порой и издевательствам с их стороны или, наоборот, его неадекватным действиям и поступкам, последствия которых трудно прогнозировать;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– ребенок, которого не ждали и вызванное этим негативное отношение к нему;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Существует поговорка «с кем поведешься, от того и наберешься». Не лучшее окружение способствует усвоению опыта соответствующего поведения и отношения;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– приниженное или недостаточно почетное положение матери в семье. Неуважение к матери ведет к игнорированию ее воспитательного воздействия и формированию понимания того, что необязательно слушаться тех, кто делает какие–либо замечания и наставления.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У мальчиков от этого может сформироваться негативное отношение к представительницам противоположного пола;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– отсутствие отца или его положительного воспитательного влияния на ребенка;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">–агрессивность семейного быта, способствующая формированию у ребенка напряженности, переходящей в страх со всеми вытекающими из этого явления негативными последствиями;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– самоустранение родителей от воспитания ребенка по различным причинам: «служебной» занятости; из–за желания пожить для себя, пока молоды; перекладывание воспитания на бабушек, дедушек, других воспитателей. Такие родители часто считают, что, пока ребенок маленький, он ничего не понимает, а когда подрастет, вот тогда и займутся его воспитанием и др.;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– отсутствие единства требований, согласованности действий в процессе воспитания;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– отсутствие внутренней дисциплины и порядка в семье, положительных воспитательных примеров, фактических образцов для подражания;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ж) случайно попавшая книга, телевизионная передача далеко не детского содержания, возбуждающие ранний не по возрасту интерес и поиск ответа не у родителей, а у знакомых;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">з) улица в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторонами:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– отрицательные примеры старших;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– круг новых знакомых далеко не лучшего поведения, совместные поиски приключений и пр.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Изложенное показывает, как много факторов могут способствовать формированию трудновоспитуемости ребенка. Каждый ребенок трудновоспитуем по–своему, и в каждом случае для этого есть свои причины. Одни возникают вследствие своеобразия развития ребенка, его неугомонности и активности, другие – результат негативного воспитания, влияния среды, третьи – следствие нарушения в развитии и недостатков воспитания и пр.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Типичные группы трудновоспитуемых

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и особенности воспитательной работы с ними

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Под воздействием многочисленных факторов формируется своеобразие трудновоспитуемого. Сорока-Росинский, педагог, который всю свою деятельность посвятил работе с трудновоспитуемыми, обращал внимание на то, что ребенок трудновоспитуем «по причине сложности и богатства своей натуры: молодое вино ведь всегда сильно бродит; сильные и талантливые натуры развиваются зачастую бурно, а с другой стороны, умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем–нибудь ценном в духовном отношении». В статье «Трудновоспитуемые» (1924) им дана достаточно образная и аргументированная типизация таких детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По своей сути они отличаются от своих сверстников в самопроявлении и восприятии воспитательной работы с ними. В широком смысле «трудновоспитуемый» представляет собою отклонение от нормы. При этом такие отклонения автором характеризуются следующим образом.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1) Ребенок, по своему развитию находящийся ниже нормы (не соответствующий уровню нормально развитого ребенка его же возраста). Сорока-Росинский называл эту категорию субнормность (от лат. sub – под и norma – образец).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2) Ребенок, характеризуемый определенной одаренностью, его отличает повышенное развитие в качественном или количественном отношении. Эта категория была названа супранормностью (от лат. supra – над, выше и norma – образец). К супранормным относятся одаренные дети, не способные адекватно реализовать свои возможности в условиях среды их жизнедеятельности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3) Ребенок, характеризуемый уклонением от нормы в узком смысле слова. Такая категория характеризовалась как денормноетъ (от лат. de – приставка, означающая отсутствие или понижение чего–либо и norma – образец). В каких–то направлениях этот ребенок не достиг уровня нормального развития, что сказывается на его поведении, отношениях, возможности в самореализации.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На практике очень трудно провести черту не только между денормностью и супранормностью, но даже между субнормностью и супранормностью. Неумение воспитателя понять особенности ребенка чаще всего выступает основным фактором формирования у него трудновоспитуемости.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она может быть обусловлена влиянием:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) внешнего фактора – Сорока-Росинский называл это экзогенным (от греч. ехо – снаружи, вне и genos – происхождение) фактором. Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внешними условиями среды и воспитания;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) внутреннего фактора – результата какой–нибудь органической особенности душевной или нервной природы ребенка. Такая категория определялась эндогенным (от греч. endos – внутри и genos – происхождение) фактором. Дети этой группы характеризуются внутренними отклонениями в развитии, сказывающимися на их отношениях и поведении. В этом случае внешние факторы способны ослаблять влияние внутренних или, наоборот, усиливать их негативное проявление.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Изложенное позволило Сороке-Росинскому выделить три типичные группы трудновоспитуемых детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первая группа. Это нормальные дети, которые под воздействием внешних факторов деформированы. Трудновоспитуемость их определяется глубиной деформации личности, ее нравственных (духовных) основ. Она имеет место в виде:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> нормально развитые дети со сравнительно поверхностной деформацией личности. Это такая деформация, которая не успела еще изменить, «изуродовать» нравственные устои (духовности) личности;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> нормально развитые дети с глубокой деформацией личности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Она проявляется в значительных изменениях в психике ребенка, деформации нравственных устоев (духовности) личности, в формировании у него негативных установок, привычек и наклонностей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вторая группа. Это дети, которые под воздействием внутренних факторов имеют психические отклонения (эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям и др.), существенно сказывающиеся на их нравственных позициях, привычках, склонностях и проявлениях. Эти отклонения – следствие тяжелой наследственности, различные органические дефекты нервной системы и психики.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Такие дети не нуждаются в специальном медицинском режиме. К ним относятся:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> дети с общей неустойчивостью психики. Для них характерны, плохая сопротивляемость психики вредным влиянием, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям. К представителям этой группы относятся психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в эмоциональной и волевой сферах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дать общую характеристику этой группе очень трудно ввиду удивительного разнообразия проявления неустойчивости психики;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> дети, имеющие отклонения в психике вследствие дурной наследственности либо из-за тех или иных органических недостатков, приведших к более или менее стойкому повреждению нравственной основы личности. Исправить такого ребенка в короткий срок невозможно. Он нуждается в специальном (исправительном) образовательном учреждении. Работая с ним, вполне достаточно дать ему знания и привить умения в области какого-нибудь ремесла, может быть, он найдет впоследствии более выгодным заниматься им, а не противоправными действиями, например воровством;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> дети с общей внутренней деформацией психики, сохраняющей равновесие. Внешне у такого ребенка может быть все благополучно: он способен прилежно учиться, не нарушать дисциплину, выполнять общественные поручения, принимать участие в кружковых занятиях. Однако ему не хватает позитивной (нравственной) внутренней основы (ядра), порядочности, чувства чести. Для него характерны грубость по отношению к воспитателям, беспредметная дерзость, только чтобы показать себя, похвастать перед товарищами, агрессивность по отношению к слабым, стремление унизить их, принудить служить себе, безоговорочно подчиняться, выполнять все, в том числе противоправные действия по его указанию. Все это способствует занятию в среде сверстников лидерского положения. Такой ребенок способен активно противодействовать работе воспитателей в обычных образовательных учреждениях. Он нуждается в специальном исправительном учреждении.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Третья группа трудновоспитуемых – одаренные дети (супранормные). Человеческая психика настолько богата и разнообразна, законы ее самоорганизации так сложны и причудливы, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь ее части, дав ей удивительное богатство и силу, но обеднив другие стороны души. Судьба такого человека зависит иногда от простой случайности. Если внешние условия жизни сложатся так, что ему удастся реализовать сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком, и он действительно им станет. При неблагоприятных внешних условиях это будет типичный неудачник. За примерами недалеко ходить: Ньютон был в школе очень неспособным учеником, Бисмарк еле–еле мог двигаться вперед и тоже считался тупицей, Линней только по счастливой случайности не закончил своей карьеры сапожником, Дарвин в юности – типичный шалопай и лентяй, Руссо был дефективен во многих отношениях – и все таки все эти люди оказались талантливыми во многом благодаря своей активности, самообразованию и самовоспитанию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Под одаренными натурами подразумевают детей с характерами, в которых проявляются:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) способности к творческой переработке воспринимаемых материалов, хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) нормально развитые нравственные чувства.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При отсутствии у ребенка работоспособности или нравственного чувства, как бы богато одарен он ни был, необходимо признать его отклонения. Подтверждением данного факта, подчеркивает Сорока-Росинский, выступает сама жизнь. Наиболее типичными представителями трудновоспитуемых среди этой категории детей являются:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) дети с психической неустойчивостью и определенной одаренностью. Для этой категории характерны истеричность, демонстративность и бурность проявления чувств, неподчинение правилам дисциплины. При определенных условиях они могут отличаться примерным поведением. Одновременно они обладают достаточной одаренностью, которая может проявляться в соответствующей сфере (артистизм, художественное творчество, мастерство в чем–либо и т.д.), полны творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечены и все делают с упоением, вдохновенно, очень серьезно для своих лет относятся к учебе, у них есть свои интересы (например, литература, политика и пр.). Такой ребенок может и не иметь отрицательных привычек, он очень привязывается и к школе, и к отдельным людям, которых считает знающими и которые удовлетворяют его ненасытной жажде знания. Педагог видит в нем высшую, избранную и сложную индивидуальность;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) дети физически слабые, психически благополучные, со средними способностями и определенной одаренностью. Они вполне владеют собой, способны к проявлению талантливости, имеют свой стиль, своеобразие в деятельности. О таком ребенке можно говорить, как о будущей крупной величине в определенной области (например, в литературе, искусстве и пр.), если только вдохновение не оставит его и будут иметь место соответствующие условия. В школьных занятиях он проявляет леность, не желая заниматься вместе с классом, не признает никакого авторитета и считает, что сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему заниматься. Увлекается чтением различной литературы, какой–либо практической деятельностью (например, рисованием, искусством или другой, которая его вдохновляет), проявляя при этом удивительную работоспособность. Это также пример высокой одаренности, соединенной с большой работоспособностью при довольно развитом нравственном чувстве.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) дети психически и физически здоровые, талантливые, но под воздействием внешних факторов (семьи или улицы) деформированные. Такие дети в умственном отношении не проявляют одаренности выше нормы. Они испорчены средой. Это негативно сказывается на их отношении к учебе, чтению и вообще к каким–либо высшим духовным запросам. Это практические натуры, с узкоутилитарными устремлениями.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Они быстро приспосабливаются к среде, овладевают ситуацией и умеют подчинить себе окружение, превращая его в средство достижения личных (эгоистичных) целей («рабов» – так характеризовал их Сорока-Росинский). Преодолевать создаваемое ими негативное влияние на окружение исключительно сложно, так как они умело используют своих «рабов» – неоплатных должников, буквально находящихся у них в рабстве и исполняющих всевозможные поручения за небольшую плату.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Изложенное выше свидетельствует о достаточно большом разнообразии типов трудновоспитуемых (см. схему 1).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Схема 1. Типичные категории трудновоспитуемых

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Трудновоспитуемость – явление многоаспектное и одновременно интегральное. Известный русский ученый, врач и педагог П.Ф. Лесгафт (1837–1909) выделил характерные типы школьников: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый – мягкий, забитый – злобный, угнетенный. Причины формирования каждого из них определяются прежде всего теми условиями семейной жизни, в которых воспитывается ребенок. Любой тип своеобразно проявляется в отношениях со сверстниками и воспитателями. Для воспитателя учет и педагогическая деятельность по преодолению его негативного своеобразия представляет определенные трудности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Как отмечалось, трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствует о том, что можно выделить следующие формы проявления:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстрации непризнания и т.п.);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но делая все, чтобы противостоять их реализации);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> открыто-агрессивное в виде бойкота действий воспитателя, своими действиями, открыто активизируя окружающих на противодействие;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> саркастическое, проявляющееся не только в недоверии к воспитателю, но и неверии в его цели и способы их достижения;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> скрытое–исподтишка, внешне относясь безразлично или поддерживая воспитателя, его положительные и отрицательные действия, одновременно подстрекая других к противодействию. Одна из самых омерзительных форм проявления позиции личности;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> безразличное, выражающееся в невосприятии и не реагировании на действия воспитателя;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя, проявляя недоверие к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемый, в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и пространственных измерениях.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Важнейшая задача различных категорий воспитателей – обеспечение наиболее целесообразной педагогической деятельности по предупреждению трудновоспитуемости детей и подростков. В этих целях необходимо:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями отличительных особенностей воспитанников;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> умение педагогически грамотно учитывать многообразие факторов, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, формирование у него трудновоспитуемости;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> умение наиболее целесообразно реализовать свои воспитательные возможности в работе с ним;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> умение научить ребенка видению мира, развивать его умственные способности с самого раннего детства;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> умение педагогически грамотно организовывать взаимодействия основных субъектов воспитания.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Педагогу принадлежит важная роль в предупреждении формирования трудных в воспитательном отношении детей. Для достижения этой цели он может привлекать и других воспитателей, общественность.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Не менее важна задача воспитателей уметь строить воспитательную работу с трудными в воспитательном отношении детьми, разрешая их проблемы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В воспитательной работе с трудновоспитуемыми требуется особая настойчивость и педагогическая целесообразность. Интенсивный воспитательный процесс, объектом которого выступает трудновоспитуемый, имеет своей целью известную гармонизацию психики ученика, придание ей наивысшей устойчивости. Создавая наиболее оптимальные условия для этого, воспитатели способствуют максимальному раскрытию дарований каждого.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Генеральный путь преодоления трудновоспитуемости в максимальном раскрытии индивидуальности – «самости» ребенка (для него самого, родителей, воспитателей) и организации единства взаимодействия всех субъектов и объектов по ликвидации этого явления на основе превращения объекта (трудного ребенка) в активный субъект этого взаимодействия.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатами работе с основной массой детей, к трудным детям не подходят. Для них нужны другие методы и приемы. У каждого из них есть что–то особенное, личное, не похожее на иных трудных детей: свои причины, свои отклонения от нормы, свои пути развития. Для педагогически грамотной работы с трудновоспитуемыми требуется прежде всего выявить эти причины и индивидуальные особенности ребенка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Так же как врач тщательно исследует организм больного, ищет и находит истоки болезни, чтобы приступить к лечению, так и педагогу необходимо вдумчиво, внимательно, терпеливо исследовать, изучать умственное, эмоциональное, нравственное развитие ребенка, искать и находить причину, в силу которой он стал трудным. Благодаря полученному знанию он определяет и применяет на практике такие меры воспитательного воздействия, которые бы учитывали особенности индивидуального мира этого ребенка. Необходимо, чтобы трудные ученики были для педагогов прежде всего воспитанниками, чтобы учение для них стало сферой утверждения высокого человеческого достоинства. Макаренко подчеркивал: бить на красоту, на чувство собственного достоинства – бить наверняка. В каждом конкретном случае воспитательная работа имеет свое содержание. Раскрыть различные технологии воспитания и перевоспитания практически невозможно. Здесь не всегда нужна изоляция ребенка от естественной среды, обычных условий, в которых он живет. В то же время в работе с отдельными трудновоспитуемыми обычные условия воспитания неприемлемы. Им нужны специальные образовательные (исправительные) учреждения, уровень строгости в которых, режим и организация воспитательной работы соответствуют глубине деформации личности и агрессивности проявлений. Обычные учреждения для них бесполезны, а для окружающих их детей они опасны.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Считается, что «подтянуть» трудного ребенка можно, заставив его выучить определенный материал. Такой подход ошибочен. Нельзя достигнуть качественного изменения, в умственной деятельности трудного ребенка какими–то чрезвычайными мерами, особыми средствами воздействия на его волю. Нельзя заставить быть умнее.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">После использования «волевых» становятся бессильными те средства, которые необходимо применять и которые являются единственным выходом. В качестве примера воспитательной работы можно привести технологию практики по преодолению трудностей в обучении, изложенную Сухомлинским.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственной деятельности. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ребенком как радостный успех, из которого он черпает новую энергию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. От успеха к успеху – в этом заключается умственное (и не только) воспитание трудного ребенка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Поддерживать позитивную деятельность ребенка, стимулировать его познавательную активность. Если ему что-то не удалось сегодня, то не ругать, не оглушать его «двойкой». Не следует оценивать его результаты, согласно инструкции об оценке успеваемости. Такой ребенок требует других критериев оценки. На начальном этапе его результаты следует сравнивать с его прежними достижениями. Слабое, хилое растение нуждается в специальном уходе и поддержке.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Стараться, чтобы ребенок не оказывался в безысходном положении, в безнадежности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Исключительная внимательность и терпеливость на уроке, где трудный ребенок находится рядом с более способными детьми. Ни одним словом, ни одним жестом нельзя дать ему почувствовать, что учитель перестал верить в его будущее.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Стремиться, чтобы на каждом уроке трудный ребенок делал какой-то, пусть самый незначительный, шаг на пути познания, добивался какого-то успеха.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Не бояться того, что на протяжении нескольких недель, может быть, и месяцев трудный ребенок выполняет задания не той трудности, что основная масса учащихся. Пусть делает специально подобранные для него задания – оценивайте их результат.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости трудного ребенка. В этом случае можно надеяться, что у него наступит то, что можно назвать озарением.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость, знание психики ребенка, терпеливость и настойчивость – все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он перестает быть трудным.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эти идеи и позиции Сухомлинского получили свое блестящее развитие в опыте педагогов-новаторов в конце XX в. (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталов и др.).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итак, причины и факторы трудновоспитуемости многоаспектны и многоуровневы. Они взаимодействуют и взаимообусловлены. Знание причин, личностный уровень взаимодействия с ребенком – основной путь к успеху по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости.

Из практики известно, что каждый ребенок имеет собственный характер. Некоторые из них, будучи «аномальными» или «асоциальными», трудновоспитуемые. Трудновоспитуемые дети — это те, кто остаются без внимания, не получили должного воспитания, оказались брошенными на произвол судьбы. Они появляются вследствие совершенных кем-то, когда-то ошибок, отсутствия индивидуального подхода к ним в процессе воспитания. Иначе говоря, это дети, которые оказались в стороне от нормального образовательно-воспитательного процесса, которые и не могли установить нормальных отношений с другими учениками, выразить свои душевные переживания. Стало быть, выражение «трудновоспитуемый» не сводится лишь к его негативной характеристике, к тому, что он дурной, испорченный и ненадежный ребенок. Необходимо уделить особое внимание, проявлять индивидуальное отношение и подход к трудновоспитуемому ребенку. Не секрет, что в процессе образования приходится сталкиваться с трудновоспитуемыми детьми. В настоящее время разработаны научные методы воспитания по индивидуальному подходу к таким ученикам, а также способы преодоления их моральных недостатков, преодоление их порочных качеств. Согласно исследованиям ученых, кроме социальных причин, возникновения трудновоспитуемых, капризных, аморально неустойчивых детей, существуют также педагогические и психологические факторы. Ребенок, прежде чем ступить на порог школы, в течение своей 6-7 летней жизни развивает свое мировоззрение и характер. Признавая, что воспитание ребенка — совместный долг семьи и школы, необходимо иметь в виду, что семья все-таки является первостепенным воспитателем в этом процессе. Семья, придающая большое значение приобретению ребенком знаний, контролирует его домашние работы, помогает ему справиться с трудными заданиями, и наоборот, семья, не заботившаяся об учебе своего ребенка, считает, что ему достаточно лишь уметь писать и считать. С подобным отношением можно столкнуться у некоторых школьных учителей. Такое недостаточное внимание не может не оказывать негативного влияния на детей. Это приводит к неуспеваемости ребенка, и ребенок постепенно становится трудновоспитуемым. По словам русского педагога Сухомлинского, «доверие к стремлениям ребенка - это проявление мудрости, человеческой терпеливости». Трудновоспитуемый ребенок с детства крайне нуждается во внимании и любви. Необходимо проявлять доброту и заботливость в воспитании ребенка, особенно в работе с трудновоспитуемыми детьми. Нет единой причины формирования трудновоспитуемых детей. Вместе с тем, нет всеобщего целительного средства, избавляющего ребенка от такого состояния. Известно, что слабость общественного контроля, невнимательность семьи, верхоглядство на воспитание ребенка могут вызывать негативные последствия

По мнению большинства ученых, можно преодолевать трудности в воспитании ребенка путем достижения определенной меры его психического развития. В целом, в психическом развитии человека и в формировании личных качеств решающее значение имеют внешняя среда и воспитание. Кроме того, сильным фактором, влияющим на формирование личности человека, является передача накопленного опыта детям в качестве средства воспитания. В заключение можно сказать, что для предотвращения порочных качеств ребенка и их ликвидации необходимо обратить особое внимание на следующие пункты:  во-первых, определить возрастные особенности психического развития каждого подростка;  во-вторых, изучить изменения, происходившие в воспитании ребенка;  в-третьих, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудновоспитуемого ребенка. Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующее:  усилить контроль учителей, родителей, а также общественности на территории школы, на улице;  учить ребенка способам эффективного использования его свободного времени и прослеживать, как это реализуется;  привлекать его в различные кружки, учитывая его интересы и способности;  повышать активность, давать поручения по его возможностям, связанные с участием в различных мероприятиях, проводящихся в школе, на вечерах и в кругу своих сверстников;  приобщать его к различным видам общественно-полезного труда;  применять различные способы поощрения по отношению к нему.

Характеристика трудновоспитуемых детей

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Характеристика трудновоспитуемых детей
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

Детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями , педагогически запущенных нужно вовремя выявить и оказать необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию и проведя необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими или длительными заболеваниями и ослабленным здоровьем становятся трудновоспитуемыми, в случае если у них не ликвидируются пробелы в знаниях, возникающие из-за длительных пропусков занятий и чрезмерной опеки со стороны родителœей. В современных условиях таких детей можно перевести на нужномное обучение или, в случае если они по физическим показателям в состоянии ходить в школу, только не могут посœещать всœе уроки, приглашать на занятия во внеурочное время и заниматься с ними в щадящем режиме. В остальном к ним нужно относиться как к обычным детям, не идти на поводу их капризов. В некоторых школах, в частности в Москве, в начальных классах открывают классы для больных и ослабленных детей, которые занимаются в другом режиме и под пристальным вниманием медиков. Есть школы с оздоровительным уклоном, в которых оборудованы для больных и ослабленных детей кабинœеты физиотерапии и водных процедур, есть стоматологический кабинœет и др.

Дети с акцентуациями характера. Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция и к социально-положительному (при правильном поведении с ними воспитателœей и адекватном влиянии всœего социального окружения), и социально-отрицательному развитию. Рассмотрим разные типы акцентуации.

Астеническая (астеноневротическая) – проявляется в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, навязчивые мысли.

Гипертимная – для ее представителœей характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомысленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества, они плохо чувствуют дистанцию в отношениях, особенно с теми, кто старше их.

Демонстративная – носители ее артистичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вместе с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Дистимная – представители ее серьезны, добросовестны, преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пассивны, немногословны, склонны к пессимизму, замкнутому образу жизни.

Истероидная – представителям ее свойственны эгоцентризм, жажда постоянного внимания, лживость и желание себя приукрасить, склонность к асоциальным поступкам и лидерству в группах.

Конформная – представители этого типа преувеличенно стремятся к общепринятым нормам в сочетании с недостаточностью умений анализировать свои и чужие поступки, неконфликтны.

Лабильно-эмоциональная – носителям ее свойственна резкая смена настроения исходя из ситуации. Οʜᴎ нервны, возбудимы, очень эмоциональны и чувствительны.

Сензитивная – связана с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, застенчивость, робость, боязливость, нерешительность.

Шизоидная – связана с эмоциональной холодностью, замкнутостью, необычностью мышления; ее представители предпочитают общение со взрослыми.

Циклоидная – для нее характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу , в период спада – по дистимному .

Эпилептоидная – связана с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности, злопамятности. Нередко связана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью; большим вниманием к собственному здоровью.

В последние годы большое внимание в психолого-педагогической литературе стали уделять так называемым нестандартным детям: детям-неудачникам и изгоям, застенчивым, левшам, детям ʼʼс характеромʼʼ, медлительным детям.

Застенчивые дети постоянно смущаются, тревожны, нерешительны, у них затруднения в общении, вызванные мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников, чрезмерная рефлексивность, сосредоточенность на самом себе. Нередко окружающие люди считают застенчивого человека недоброжелательным, высокомерным, не заинтересованным в общении с другими. С одной стороны, нужно считаться с этой их особенностью и не заставлять ребенка совершать действия и поступки, которые требуют публичности и разнообразных контактов. Нередко такие дети стесняются отвечать на уроке у доски, прекрасно зная материал, их целœесообразнее спрашивать письменно, приглашать после уроков для устных ответов, но постепенно их нужно привести к тому, чтобы они преодолели застенчивость хотя бы по отношению к одноклассникам. С другой стороны, нужно постоянно укреплять их веру в себя, постепенно расширять круг их общения и контактов, поддерживая малейшую удачу ребенка в данном направлении.

Медлительным детям свойственна от природы низкая подвижность нервных процессов, она накладывает отпечаток на их работоспособность: они могут справиться с теми же заданиями, что и импульсивные одноклассники, но при этом быстрее устают. У них меньше скорость и точность работы. В силу отмеченных особенностей медлительные дети часто бывают необщительными, замыкаются в себе. Все это обусловливает появление у медлительных детей стрессов и неврозов, связанных с крайне важно стью приспосабливаться к постоянно возрастающему темпу жизни. Такие дети нуждаются в специальной тренировке подвижности, в то время как тренировка посредством постоянного ускорения движений мало успешна. Так же неэффективны в отношении таких детей чрезмерная опека или система жестких требований, что может привести к еще большему ослаблению их подвижности.

Левша – ребенок с функциональным преобладанием левой руки над правой. Кроме явной леворукости, встречается скрытая, когда в непривычных условиях или стрессовой ситуации переученный в детстве левша переходит на левую руку или от природы человек владеет в какой-либо степени обеими руками одинаково (амбидекстрия). До сих пор существует глубоко ошибочное мнение, что леворукость – патология. Леворуких людей, по подсчетам ученых, свыше 10 % населœения земного шара. Леворукость – один из вариантов нормы. Среди левшей много великих людей. Левши в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисование), нормально проходят всœе стадии физического и психического развития и являются абсолютно полноценными личностями.

У леворукого ребенка есть особенности развития, которые нужно учитывать в процессе воспитания и обучения. Им свойственно чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, или наоборот – отказ от работы. Но всœе эти проявления нельзя снять наказаниями, окриками и собственным раздражением воспитателя. Левши ранимы, требуют бережного и внимательного отношения к себе. Переучивание левшей должно быть категорически запрещено! При переучивании делается попытка изменить деятельность мозга. К примеру, у 90 % праворуких людей речевой центр находится в левом полушарии, а у 70 % леворуких он должна быть в правом полушарии, но может располагаться симметрично и в правом, и в левом полушариях. Переучивание приводит к психическим травмам и неврозам, нарушениям речи.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие общую или специальную предрасположенность к чему-либо (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем – в рисовании). В области науки быстрее всœего проявляется одаренность к математике и физике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами .

Почему одаренные дети рассматриваются в группе трудновоспитуемых? Потому что с ними возникает проблем нередко больше, чем с другими категориями сложных детей.

Особенности одаренных детей:

·нестандартное поведение;

·неприязнь к школе (достаточно часто);

·интерес к сложным играм и проблемам, повышенная умственная восприимчивость, постоянная готовность прилагать усилия;

·завышенные личные стандарты и постоянное чувство неудовлетворенности;

·индивидуализм;

·сверхранимость, уязвимость и повышенная чувствительность;

·стремление доводить всœе до полного совершенства (перфекционизм);

· нетерпимость;

·всœепоглощающее любопытство, инициативность;

·трудности контактов со сверстниками;

·десинхронизация развития.

Одаренные дети, как правило, переходят через классы, заканчивают школу в 12–13 лет. Это порождает трудности их социализации, так как они попадают в другую возрастную категорию (младший школьник среди подростков или старшеклассников, подросток среди взрослых студентов). Первый путь работы с такими детьми - ϶ᴛᴏ обучение таких детей в специальных классах с более быстрым и высоким уровнем обучения или обучение в гимназиях и лицеях, которые изначально ориентированы на более способных и развитых детей. Существуют экспериментальные школы для одаренных детей, со специальными нестандартными программами обучения и развития. За рубежом существуют специальные модели обучения одаренных детей: свободный класс, три вида обогащения учебной программы и др.

Для одаренных детей подходит далеко не всякий учитель. Учитель для одаренных, кроме прочих учительских качеств, должен обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость и эмоциональную стабильность.

Неуспевающие дети. Существует много разных подходов к классификации причин неуспеваемости. Так, причиной может выступать педагогическая запущенность и безнадзорность детей. При слабых интеллектуальных возможностях отсутствие помощи и контроля приводит к глубоким пробелам в знаниях детей и стойкой неуспеваемости. При этом есть категория детей, у которых так называемая относительная неуспеваемость, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических возможностей учащихся. Это чаще всœего вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями. В таких случаях ребенок – отличник в начальной школе превращается в троечника, а то и в неуспевающего школьника при высоком уровне развития интеллекта в средних классах.

Исследователь неуспеваемости Л.С. Славина выделила следующие группы неуспевающих школьников:

·школьники, у которых неправильное отношение к учению;

·усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость);

·школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы (не умеют учиться);

·учащиеся, не умеющие трудиться;

· школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Неуспеваемость у отдельных школьников может :

· носить эпизодический характер (ослаб контроль, интересы вне школы и др.);

· быть частичной, но относительно стойкой;

· быть по основным или отдельным предметам (слабая способность ученика к предмету и отсутствие интереса к нему, конфликты с учителями и др.);

· общее и глубокое отставание в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости носит в каждом конкретном случае индивидуальный характер: от чисто воспитательных мер до помощи в преодолении трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже вспомогательные школы. Общим в работе с неуспевающими любой категории является тщательная и продуманная диагностика причин неуспеваемости, корректное устранение этих причин, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

Итак, совершенно очевидно, что ребенок субъектен в педагогическом процессе, что и делает данный процесс очень сложным, но и безгранично интересным для педагога.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

Характеристика трудновоспитуемых детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика трудновоспитуемых детей" 2017, 2018.

. Работа

детьми

РАБОТА С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

План

Введение

I. Основные направления работы школы с "трудными" учащимися

1. Изучение "трудных".

2. Планирование работы классного руководителя

3. Организация помощи "трудным" детям

II. Работа с "трудными" в функционалах руководителей школы и воспитателей

Директор школы
Заместитель директора по учебной работе
Заместитель директора по воспитательной работе
Классный руководитель.
Школьный психолог
Наставники
Учителя-предметники
Родители.
Совет по профилактике правонарушений
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики
и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

III. Примерный перечень мероприятий по работе школы с трудными детьми

Карточка учета "трудного" ребенка
Краткая характеристика "трудного" ребенка.

IV. Стимулирование волевых усилий трудного подростка

Приемы индивидуального воздействия
Условия действенности приемов (по Верцинской)
Дифференцирование - групповой подход в процессе обучения


Приложения

1. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

2. План педагогического совета
"Оценка знаний учащихся и защита ребенка от педагогической
некомпетентности, ошибок и агрессии"

3. План педагогического совета


"Проблемы трудных детей и трудного детства"

4. План педагогического совета


"Проблемы учебной дисциплины"

5. План педагогического совета


"Правовое воспитание: проблемы, пути решения"
ВВЕДЕНИЕ

Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости - чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат -"трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении .

Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.

Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика.виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, не демократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях . Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в непредсказуемом переплетении в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом.

По типу запущенности:

Педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);



- социально запущенные (дезорганизаторы - пассивные и активные);

Правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

Отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).


По области психических нарушений:

По позиции:

ТРУДНЫЕ

По типу запущенности


педагогически запушенные (неуспевающие и недисциплинированные)

социально запущенные (дезорганизаторы, пассивные, активные)

правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганства)

отклоняющиеся от N по здоровью-психическому и соматическому

с пассивной жизненной позицией

(безволие, равнодушие, недоверие)


с неадекватной реакцией
(эгоисты, упрямцы)

с антиобщественным поведением
(жестокие, антогонисты, аморальные)

по области психических нарушений:

по позиции

Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение "трудного" к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Организации системы предупредительной работы с детьми, укреплению положительных начал в ребенке, адаптации его в коллективе сверстников посвящается школьная программа "Трудные дети".

Основные направления работы школы с "трудными" учащимися
ИЗУЧЕНИЕ "ТРУДНЫХ"

Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания.

Диагностическая карта "трудного"

1. Выявление "трудных" школьников с 1 по XI класс, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".

3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Возрастная педагогика в работе с "трудными"

"Трудный": младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем , изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

"Трудный": средний школьный возраст

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

"Трудный": старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет . Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Реализация учителем личностного подхода.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.

рудным детям.



К благополучным детям

К трудным детям

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка

4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

5.Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Границы применения личностного подхода к трудным.

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

Для большого диапазона личностных качеств между Я положительный и Я отрицательный эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.

При отягощении трудности состояниями фрустрации или ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Я агрессор и Я эгоист), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание.

Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я-самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.

Воспитывать ребенка всегда нелегко. Но, тем не менее, одни дети не доставляют родителям особых забот, прилежно учатся, слушаются воспитателей и преподавателей, не хулиганят и не связываются с плохими компаниями. Некоторые же дети являются для своих родителей постоянным источником нервов и волнений: то они убегают с уроков, то влезают в драку, то грубят учителям, то крадут у родителей деньги. Так в чем же заключаются основные причины трудновоспитуемости ребенка и каковы пути и методы решения этой проблемы.

Как показывают наблюдения, самая главная причина трудновоспитуемости детей заключается в неправильных методах воспитания, которыми пользуются родители, пытаясь направить своего ребенка на путь истинный. Многие родители, к сожалению, педагогически некомпетентны, а поэтому впадают в одну из двух крайностей: или слишком много позволяют своему ребенку и балуют без меры, или, наоборот, проявляют излишнюю строгость и авторитарность, стремясь подавить волю ребенка и навязать ему свою. Оба эти пути ведут к большим проблемам во взаимоотношениях родитель - ребенок и способствуют формированию у ребенка нежелательных черт характера. Как показала практика, лучше всего обстоит дело в семьях, где дети имеют как свои четко очерченные права, так и обязанности, и где в отношениях между детьми и родителями присутствует не только любовь, но и взаимоуважение.

Вторая из основных причин трудновоспитуемости - тяжелый моральный климат в семье ребенка. Дело в том, что на восприимчивую психику ребенка оказывает влияние буквально все, что его окружает, а в особенности - психологическая атмосфера в семье. Если родители постоянно выясняют между собой отношения и переругиваются, если между ними царит атмосфера взаимного непонимания, недоверия, а то и ненависти - все это оказывает на мировосприятие ребенка самое отрицательное воздействие, вызывая у него состояние постоянной тревоги, недоверия к окружающему миру и людям, и нанося глубокую психологическую травму его психике. А тут и до социальной дезадаптации недалеко. Чтобы выровнять поведение такого ребенка, надо в первую очередь создать нормальный моральный климат в его семье, а это, к сожалению, не всегда возможно.

Еще одна причина трудновоспитуемости заключается в индивидуальных врожденных качествах психики и характера ребенка. Трудновоспитуемые дети этой категории имеют серьезные проблемы в эмоциональной и волевой сферах. Их воля довольно слабо развита, а поэтому они легко поддаются различным плохим влияниям со стороны сверстников. Они также не отличаются четкостью моральных принципов и зачастую не могут отличить зло от добра, а поэтому им сложно давать правильную оценку собственным поступкам. А слишком большое желание вызвать уважение и восхищение у сверстников часто провоцирует их на совершение эпатажных и вызывающих поступков, приводя к конфликтам с преподавателями, а то и с законом. Иногда такие дети отличаются агрессией и болезненным самолюбием, постоянно являясь зачинщиками всяких мероприятий, нарушающих школьную дисциплину и спокойствие окружающих. Надо понимать, что трудновоспитуемые дети не только создают проблемы родителям и педагогом, но и сами страдают от собственных неразрешимых внутренних конфликтов и противоречий. Такие дети постоянно испытывают душевный дискомфорт и, в глубине души, мечтают заслужить любовь родителей и уважение сверстников и педагогов, но не знают, как это сделать. У них плохо получается быть примером для подражания, а поэтому они в конце концов перестают даже пытаться что-либо изменить, теряя при этом уважение и любовь к себе и к окружающим людям. Чтобы выровнять и скорректировать поведение такого ребенка, нужны совместные усилия родителей, педагогов и опытного психолога, которые должны: во-первых, помочь ребенку развить свои волевые качества, чтобы он мог противостоять негативным влияниям со стороны, научился самоорганизации и самоконтролю, приучался самостоятельно, без подсказок со стороны родителей, ежедневно выполнять домашние задания; во-вторых, привить ребенку правильное мировоззрение, основанное на любви и уважении к окружающему миру; в третьих, поспособствовать появлению у ребенка новых интересов, увлечений и друзей, которые могли бы на него положительно влиять.



Публикации по теме