Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. «Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста

Библиография на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

2. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.

6. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.

7. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.

8. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

9. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.

10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

11. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду Текст. : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2003. - 142 с.


Подписи к слайдам:

высказывания ученых, писателей, философов п о теме: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» «Цикада цитат »

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.» Ж.- Ж.Руссо

«Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела» Л.Н. Толстой

«Что я услышал – я забыл, Что я увидел – я помню, Что я сделал – я знаю!» Конфуций

«Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие.» Бертольт Брехт

« Потребность в творчестве присущи только человеку с интеллектом, знаниями, умениями и навыками преобразующей деятельности, оригинальным мышлением, воображением, интуицией и волей.» Герцен А. И.

«Очень важно выработать у детей любовь к искусству, музыке. Надо приучать их слушать музыку и пение. Музыка - это могучее средство воспитания». Я. Коменский

«Ранний возраст сензитивен во всём». Л.С.Выготский

«Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре другие во всех науках, искусствах и мастерствах » Денни Дидро

Предварительный просмотр:

Глоссарий на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

  • Художественное воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).
  • Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
  • В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты".
  • Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  • Дошкольное детство – гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
  • Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
  • Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:

Развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;

Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;

Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Предварительный просмотр:

КАТАЛОГ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

  1. Журнал "Воспитатель ДОУ" http://doshkolnik.ru/

· это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

· ценнейший опыт лучших ДОУ;

· четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);

· не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

  1. Журнал "Современный детский сад" http://www.deti-club.ru/sovremenni_det_sad

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

  1. Журнал «Обруч» http://obruch.ru/

Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

  1. Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/

Научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.

  1. Газета «Дошкольное образование» http://best-ru.net/cache/9988

Электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё - вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание - систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его. В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное.

Общие принципы эстетического воспитания

«А знаете ли вы, что подразумевается под эстетическим воспитанием детей? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относиться к людям».

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует , привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

  1. Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
  2. Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
  3. Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
  4. Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
  5. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
  6. Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
  7. Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методологическая база

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

Методы различаются:

  • по способу передачи информации
  • по форме организации деятельности.

По способу передачи информации:

  • наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства)
  • словесные (рассказ и объяснение).

«Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д.), нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

Формы организации деятельности бывают такими:

  • когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).
  • когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых). Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок - тем усложняются методы. А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.

Основное отличие эстетического воспитания малышей - то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится - он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость. При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус. При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном - , быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, - он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

«Совет. Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов».

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику - нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного. Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

Советы родителям по эстетическому воспитанию:

  1. Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.
  2. Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.
  3. Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.
  4. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или . Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.
  5. Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Результат эстетического образования в рамках ДОУ по направлениям

Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.

Направление 3. ИЗО:

  • знать, называть и рисовать формы предметов;
  • знать цвета радуги и основные их оттенки;
  • знать, какие материалы используются для рисования.

Направление 4. Музыкальное развитие:

  • иметь желание слушать музыку и петь;
  • отличать динамику, высоту и ритм звука;
  • определять настроение музыки;
  • знать названия нот и уметь петь их;
  • исполнять простые мелодии на детских инструментах.

Направление 4. Архитектура и дизайн:

  • знать, чем занимаются архитекторы;
  • видеть красоту форм архитектуры;
  • интересоваться поделками из бумаги;
  • иметь желание украшать комнаты к праздникам.

Эстетическое воспитание — долгий и трудный процесс, в который вовлечены и родители, и воспитатели. Оно начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Эстетическое воспитание и развитие детей


Воспитание – не сумма
мероприятий и приёмов,
а мудрое общение взрослого
с живой душой ребёнка.
В.А.Сухомлинский

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создаёт вокруг себя.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
В связи с этим ключевая роль образовательного учреждения – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение применимо к зрелой личности. Однако дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивые в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу: сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Специфика воспитания состоит в том, что включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Мир музыки очень близок детям. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость.
В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.
Использование на музыкальных занятиях произведений изобразительного искусства значительно обогащает восприятие музыкального образа.
Занятия по изобразительному искусству развивают художественно – творческие способности у детей, интерес к эстетической стороне действительности, потребности творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Занятия ритмикой и танцем развивают музыкальный слух память, чувство ритма, активизирует процессы восприятия. Ритмика служит и задачам физического воспитания: укрепляет мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки.
Методы эстетического воспитания направлены на: приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развития у них умений и навыков художественного восприятия окружающих форм, независимо от вида искусства – музыки, пения, танца, рисования.

Воспитательное занятие «Афоризмы и цитаты о прекрасном»

Цель: расширение кругозора воспитанников.

Задачи: создать условия для воспитания у подростков уважения к общечеловеческим ценностям, друг к другу, соблюдение этикета.

Оборудование: цитаты с высказываниями известных людей, карточки с ситуациями.

Форма проведения: ситуативный практикум.

Ход мероприятия

1. Оргмомент. Воспитанники делятся на группы, настраиваются на беседу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Проблема человека была всегда главной проблемой

философии. Сегодня поговорим о человеке и мы. Тема нашего занятия называется «Афоризмы и цитаты о прекрасном». Существует мнение, что в человеке должно быть всё прекрасно. Скажите, как вы это понимаете? (Ответы воспитанников).

Я хочу сказать вам, ребята, что каждый из вас неповторим, т.е. личность, но мы с вами также живём в обществе других людей, с которыми мы постоянно общаемся. Поэтому вы должны заниматься самовоспитанием, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Это значит, что вы должны научиться сложной науке - жить среди людей. Недаром люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. Поведение людей в самых различных ситуациях закрепляется в своде правил, который называется этикетом. Этикет - это своего рода соглашение между людьми о том, как принято вести себя и как не принято. Имеется в виду главным образом поведение людей в повседневной жизни. Многие правила этикета возникли в глубокой древности, но человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек всегда соблюдает.

А какие правила этикета вы знаете? (Обсуждают в группах. Затем отвечают).

А теперь я предлагаю остановиться на некоторых важных правилах этикета, и для этого попробуем испить из чаши общечеловеческого опыта. Вот наша «чаша мудрости». Прочитав и осмыслив написанное, попытайтесь обосновать своё мнение. (Работа в группах.)

Ситуации.

1. В Дагестане о человеке судили так: «Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не можешь ценить дружбы, если на тебя не производит
никакого впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то
тебя надо лечить.

2. Несколько правил, закреплённых в пословицах на Руси:
-Гостю щей не жалей, а погуще налей.

В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым. -Желанный гость зова не ждёт.

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

    Вам подарили вещь, которая у вас есть, или не нравится, или не нужна. Что вы скажете тому, кто её подарил?

    Что надо помнить, сидя за столом, чтобы по усам не текло, а в рот попало?


(Выступление групп).

Недаром говорят, встречают по одёжке, а провожают по уму. В человеке всё должно быть прекрасно. Мы должны в других людях искать и находить что-то хорошее, потому-то в любом человеке есть своя индивидуальность. Вот и мы сегодня может быть узнаем о своих одноклассниках то, что может быть до сих пор не знали.

    игра» Волшебный стул».

Посмотрите, посредине холла стоит стул. Он волшебный. О том, кто садится на него, мы можем говорить только хорошее.

Занятие наше можно закончить словами: «Человек-это звучит гордо».

    Рефлексия.

Прекрасное трудно.
Бенедикт Спиноза

Красота есть единство в разнообразии.
Перефразированная мысль Эриугены

Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Шеллинг

В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга.
Стефан Малларме

Эстетика – мать этики.
Иосиф Бродский

Эстетика для художника то же самое, что орнитология для птиц.
Барнетт Ньюмен

У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером.
Василий Ключевский

Искусство принадлежит искусствоведам.
Аркадий Давидович

Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми.
Иоганн В. Гёте

Прекрасное в природе часто разрознено, и дело человеческого духа - открыть связи и благодаря им создать произведение искусства.
Иоганн В. Г ёте

Прекрасное недолговечно.
Гомер

Прекрасное дается нелегко.
Солон

Даже прекраснейшая из обезьян безобразна
Гераклит Эфесский

Есть ли в мире что-нибудь прекраснее красивой женщины?!
Пьер Брантом де Бурдей

Все прекрасное так же трудно, как и редко.
Бенедикт Спиноза

Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.
Готхольд Эфраим Лессинг

Прекрасное не есть право. В мире нет ни абсолютно прекрасного, ни абсолютной красоты, все зависит от того, как смотришь на предмет. Все зависит от мерила.
Микаэл Лазаревич Налбандян

Прекрасное - это та часть ужасного, которое мы можем вместить.
Райнер Рильке

Прекрасное - это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
Иммануил Кант

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.
Николай Гаврилович Чернышевский

Хотя господь бог сделал прекрасное источником добра и чистоты, однако и это правило знает исключения.
Чабуа Ираклиевич Амирэджиби

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.
Рабиндранат Тагор

То, что мило, не может быть прекрасным.
Людвиг Витгенштейн

Прекрасному неизменно сопутствует или тьма человеческой судьбы, или блеск человеческой крови.
Иво Андрич

На прекрасную картину нельзя насмотреться, а прекрасной музыкой нельзя наслушаться.
Александр Федорович Лосев

Без вмешательства необыкновенного таланта всё прекрасное остаётся непризнанным.
Жозеф Жубер

Не надо ничего вымучивать из себя: прекрасное рождается легко.
Анатоль Франс

Прекрасное есть соединение красоты и душевного волнения.
Александр Володин

Прекрасное, как и полезное, имеет своё разумное основание.
Жан Анри Фабр



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...