Что должно быть в группе старшего возроста. «особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе мдоу по программе «развитие» л. венгера

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть уголков – на стеллажах. Остальные помещения групповой комнаты - спальня, раздевалка - не включаются в групповое пространство.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Все групповое пространство распределено на центры , которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры . Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
В группе можно организовать центр уединения – за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства.
В группах должен быть специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Магазин", "Кухня", "Столовая", "Спальня", "Парикмахерская", "Ателье", "Почта". В отдельных нижних ящиках находится строительный материал , которым дети с удовольствием пользуются во время игры.
В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:

  • "Больницу" в наличии должны быть халат, и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;
  • для игры в "магазин" - халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т.д.,
  • для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
  • уголок музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры
  • уголок сенсорного воспитания содержит различные вкладыши, шнуровки, пособия для развития тактильной памяти, ознакомления с цветовой гаммой и т.д
  • спортивный уголок содержит спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, соответственно возрасту, в коробках или папках. Он может находиться как в групповой комнате, так и в раздевалке
  • также разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны ), различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки.

Также нужны мелкие игрушки в таких уголках, как:

  • зоопарк
  • сельский дворик
  • дорожное движение
  • городок – в ясельных и младших группах
  • математический – в старшей и подготовительной группах
  • уголок школы – в подготовительной группе - которые ребенок может взять в любое удобное место.
  • Также в каждой группе должен быть уголок настольных и дидактических игр

Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.
Предметно-игровая среда групп детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в старших группах необходимо оборудовать центры экспериментирования , для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды . Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

В каждой приемной комнате для родителей организуется уголок для родителей , в котором должно быть:

  • режим, по которому живет группа;
  • сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и воспитания дошкольников.
  • меню (вывешивается на 2 дня – сегодня и завтра);
  • антропометрические данные "Мы растем";
  • выставки детского творчества (рисунков, поделок).

Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении музыкального зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

21. Оснащение игровой среды младшей группы детского сада .

Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным, ярким. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) в обстановку нужно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы.Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания (пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты). Можно использовать матрац, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать. Два-три крупных разноцветных надувных мяча и нескольких мячей меньших размеров будут стимулировать ходьбу. Целесообразно иметь одну-две большие коляски для кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок). В группах для детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется сравнению величин, предметов по количеству и свойствам. Этому способствуют дидактические игры (типа лото и парных картинок), мозаика (для 3-летних детей – крупная пластиковая, для 4-летних – магнитная и крупная гвоздиковая), пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения.

22. Оснащение игровой среды средней группы детского сада .

Наступает время расцвета сюжетно-ролевой игры. В этом случае вносятся атрибуты для разворачивания новых сюжетов, простых и связанных с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин, детский сад, праздники, цирк… Поэтому в игровых наборах должны быть куклы разного пола и «профессий», мягкие игрушки, наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.). Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку, на воссоздание целого из частей. На общее обозрение целесообразно выставлять знакомые детям обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и др.) – это поможет им быстрее освоить эталоны свойств и использовать их в самостоятельной познавательной деятельности.

Наталья Паламодова

Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС . Мы поставили перед собой цель :

создание предметно-развивающей среды , необходимых условий для всестороннего развития и саморазвития детей. В связи с введением в ФГОС предметно - пространственная развивающая среда должна быть :

Полифункциональной

Трансформируемой

Доступной

Безопасной

Исходя из этих принципов мы с моей напарницей организовали предметно- развивающую среду в нашей группе . Вот что у нас из этого получилось. Добро пожаловать в нашу группу .

Вот наша раздевалка. Здесь размещены не только шкафчики, но и информация для родителей, проходят выставки работ детей и родителей.



Всё групповое пространство разделено на центры, которые всегда доступны детям.



Центр творчества оснащён всем необходимым для театральной деятельности



музыкальной



продуктивной и творческой деятельности. Центр дополняют картины художников, которые меняются в зависимости от времени года или темы недели; материалы, которые позволяют знакомиться детям с различными жанрами искусства. В оформлении центра используются работы детей.



В центре конструирования дети могут почувствовать себя настоящими архитекторами и строителями.

В отдельных ящиках на колёсиках находится деревянный строитель, которым дети пользуются на любом пространстве группы .



Очень любят заниматься дети в центре "Здоровей-ка". Здесь есть всё необходимое для удовлетворения потребности детей в движении.



Центр ППД и безопасность был создан с целью научить наших детей безопасному поведению на дороге и в повседневной жизни.



Есть в нашей группе центр сюжетно-ролевых игр.

Девочки очень любят играть в уголке "Дом"



Могут посетить "Салон красоты". Сделать здесь причёску и макияж.

Мальчики могут проявить свои способности в "Мастерской"



В игровом уголке "Поликлиника" есть всё необходимое для проведения медицинского осмотра.

Посетив наш "Супермаркет " дети могут купить фрукты и овощи, йогурты и конфеты. Весь товар взвешивается на весах и обсчитывается на кассовом аппарате.

Уголок природы и центр экспериментирования "Познавай-ка"

В уголке природы дети знакомятся с различными явлениями природы, животными, гербариями различных растений, играют в экологические игры. Знакомятся с многообразием мира природы, изучая коллекции минералов, ракушек, камней, почв. Центр экспериментирования находится рядом с уголком природы. Здесь дети могут экспериментировать с предметами из различных материалов : дерево, пластмасса, резина, металл, играть с песком и водой. Для этого есть всё необходимое : зеркала, термометры для воды, увеличительные стёкла, ситечки. воронки,трубочки, формочки,кусочки поролона, вата, песочные часы.



Математический центр "Считай-ка"

В художественном оформлении центра использовались плакаты : времена года, дни недели, части суток, часы и время; орнаменты из геометрических фигур. Здесь собраны игры для развития логического мышления, на составление целого из частей, математические наборы, настольно-печатные игры.



Так как развитие речи является одной из самых важных задач развития детей дошкольного возраста , то мы создали в своей группе центр книги и уголок "Грамотей-ка"

Здесь собраны материалы по познавательному и речевому развитию, фотографии писателей. Книги постоянно обновляются в соответствии с темой недели.

В центре "Русская изба" и патриотическом уголке дети имеют возможность знакомиться с предметами русского быта , образцами предметов народного творчества, символикой России и нашего города. В центре собраны материалы по знакомству с народным костюмом, городом. Создан "Семейный альбом".







Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей,с последующим её формированием и доведением соответствия с федеральными государственными требованиями. Задачи проекта: изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно- развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников, организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной); Создание комфортных условий пребывания воспитанников в ДОУ, приближенных к домашним; содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно- развивающей среды; Предоставление возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования.








Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.





Рабочая зона: Уголок математики «Юный математик» Уголок развития речи «Звуковичок» Уголок искусства «Талантливые пальчики» Уголок экспериментальной деятельности «Я-экспериментатор» Активная зона: Спортивный уголок «Олимпийские резервы» Театральный уголок «Маленькие артисты» Музыкальный уголок «Мир музыки и звуков» Строительный уголок «Конструкторская» Уголок сюжетно-ролевой игры «Поиграем» Уголок «ОБЖ» Спокойная зона: Книжный уголок «Библиотека Учёного кота» Уголок родного края «Мы живем в России» Уголок природы «Зелёный оазис»























В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", «Салон красоты". Образовательные области «Социализация», «Коммуникация».


Предметно-развивающая среда старшей группы организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все 5 образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При организации предметной среды в групповом помещении мы, как педагоги, учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. В соответствии с рядом принципов в старшей группе ДОУ нами была создана предметно-развивающая среда.

Итак, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия, как литературный центр, который располагает к наблюдению, мечтам, тихим беседам. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам).

Здесь же недалеко, музыкально-театрализованный уголок - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети- большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей,

Одна из областей, как упоминалось ранее, речевая . Наш детский сад для детей с нарушениями речи, поэтому, для данного центра отведено хорошо освещённое место в группе, имеется весь наглядно- демонстрационный материал для работы с детьми.

Рядом с данным центром - центр искусства «Юный художник». В распоряжении детей акварель, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры. К данному центру имеется свободный доступ.

Мы, как педагоги, стремились создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

В игровом уголке представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

При построении предметно – развивающей среды мы соблюдали принцип зонирования, следовательно выделяем игровую, продуктивную, учебную и познавательско-исследовательскую.

Строительный центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Уголок безопасности дорожного движения в первую очередь для мальчиков. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности, как для мальчиков, так и для девочек. В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр - «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин».

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нём подобраны и размещены растения, требующие различных способов ухода. С подгруппой дошкольников мы здесь проводим наблюдения, простые опыты и НОД (занятия) природоведческого содержания.

В учебной зоне (область познания) проводятся НОД (занятия) по основным разделам программы «Развитие». Пространство в учебной зоне продумано с учётом возрастных,индивидуальных особенностей, санитарно-гигиенических требований.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр . Это стеллаж, на полках которого размещаются самые разные природные материалы: земля, песок, глина. Здесь имеется лабораторное оборудование, мерная посуда - всё это вызывает интерес у детей. Для познавательного развития подобрана картотека детских опытов, описаны алгоритмы их проведения.

Заканчивая, нужно отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребёнка . Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателей – помочь им понять это новое состояние.

Нравится 0 Плохо 0



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...