В россии уже отказывают в пенсии по старости из-за нехватки баллов. Пенсии - вверх

Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года, сводится к бухгалтерской спецоперации в интересах государственного бюджета: правительство на ходу латает фискальные дыры, даже не пытаясь решить системные проблемы и стимулировать экономический рост. Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. Единственная цель проводимой политики - найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны.

«Вместо того чтобы заниматься всем комплексом пенсионных проблем — формированием пенсионных прав и пенсионных накоплений, льготами для отдельных категорий работников — правительство сдвигает срок доступа к пенсиям, изменив только пенсионный возраст», — говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах .

Действия правительства небрежны и непродуманны, согласен экономист Евгений Гонтмахер .

К примеру, недавно социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о планах отменить балльную систему и перейти на новый способ расчета пенсионных выплат. «С этим решением я согласен, но предлагать альтернативу надо было гораздо раньше и в пакете с повышением пенсионного возраста», — говорит эксперт. Правила игры снова меняются, но пенсионная система так и не обрела ясные очертания.

Реформа на коленке

Первое, что бросается в глаза в действиях правительства — это спешка, с которой принимаются столь важные решения.

В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. «В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году, — говорит Евгений Гонтмахер. — Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации». В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения.

Пенсионные реформы почти никогда не затрагивают тех, кто выходит на пенсию в следующем году, говорит Табах: «Невозможно честно объяснить, почему, если женщина родилась 31 декабря 1963 года, то она может выйти на пенсию в 55 лет, а если в 1964 году, то уже на два года позже». При этом Россия обладает финансовыми резервами, чтобы начать этот процесс не сейчас, а через несколько лет. «Из-за высоких цен на нефть пополняется Фонд национального благосостояния, бюджет находится в профиците, уровень госдолга низкий, не говоря уже про дивиденды госкомпаний, которые можно было бы направить на поддержание пенсионной системы», — считает Гонтмахер.

В передовой международной практике пенсионные проблемы решаются совсем по-другому. Образцовый пример — комиссия по реформе солидарной пенсионной системы под руководством будущего главы ФРС Алана Гринспена, действовавшая в 1981-1983 годах в США. В течение двух лет представители обеих политических партий, профсоюзов и бизнеса согласовывали реформу. «Было решено повысить пенсионный возраст и размер социальных взносов, но при этом высшая бюрократия и члены конгресса стали платить социальные взносы, были урезаны различные льготы, а пенсии состоятельных американцев начали облагать подоходным налогом. В итоге пенсионная система была стабилизирована еще на 20 лет», — рассказывает Табах.

Даже в России пенсионная реформа 2002 года публично обсуждалась в течение 4 лет на платформе специального совета при президенте.

«Сейчас Путин , что он в этом не участвует. Как это возможно? Президент по Конституции определяет основные направления внутренней политики страны, но пенсионная реформа — это не его дело?» — удивляется Гонтмахер

(о том, что президент не участвует в проработке пенсионной реформы, заявил в понедельник Дмитрий Песков — А. Х.

Впрочем, вмешательство президента наверняка зарезервировано под смягчение жесткого сценария, изначально предложенного правительством.

Фискальный промах

Правительство выбрало самый простой способ действий на пенсионном поприще, который позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде. На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. К тому же средняя продолжительность жизни в России растет примерно на полгода за календарный год. «Через 10 лет, когда закончится период повышения пенсионного возраста, окажется, что люди, достигшие пенсионного возраста, живут дольше еще на 5 лет. Либо пенсионный возраст опять придется сдвигать, либо искать деньги в другом месте», — говорит Табах.

Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей. Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией.

«Это тактическая перекачка пенсионных прав молодых поколений в пользу нынешних пенсионеров. Причем еще неизвестно, какой будет инфляция после повышения НДС и не обвалится ли в очередной раз рубль», — говорит Гонтмахер.

Но самое главное, реформа пенсионной системы подразумевает понимание того, что происходит на рынке труда: при низких зарплатах и высокой безработице сбалансировать ПФР невозможно в принципе. Именно такая ситуация ждет Россию после повышения пенсионного возраста из-за отсутствия экономического роста, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов : «Баланс на рынке труда будет нарушен, безработица вырастет. Людям придется платить пособия. Как следствие, сэкономить бюджету ничего не удастся».


Петр Саруханов / «Новая газета».

С собираемостью страховых взносов у правительства и так большие проблемы: половина взносов ПФР формируется всего 10% работников, точнее их работодателями, а примерно за треть работников страховые взносы не уплачиваются вовсе. Из-за распространенности серой занятости многие люди не успеют накопить необходимый стаж и смогут претендовать на социальную пенсию только в 68 лет для женщин или 70 лет для мужчин. «Скрытое повышение пенсионного возраста для тех, кому не хватает стажа и баллов для страховой пенсии, идет достаточно давно — с 2015 года», — указывает Табах.

Пенсионные привилегии

Один из главных перекосов в пенсионной системе связан со льготными условиями выплат.

Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока — это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире,

говорит Сафонов. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд.

«Есть некоторая категория людей, которые за государственный счет имеют возможность выйти на пенсию намного раньше, чем все остальные. Справедливость этих прав вызывает много вопросов — конечно, не для ветеранов боевых действий, а для многочисленных столоначальников в силовых ведомствах», — говорит Табах.

Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов — прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, — которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки.

В силовых структурах минимальный стаж выслуги сейчас составляет 20 лет, тогда как для большинства профессий нормальным сроком считается 30 лет работы. В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать — к примеру, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета — по статьям соответствующих ведомств.

Для силовых ведомств в России фактически создана отдельная корпоративная пенсионная система, что производит на остальное население очень тяжелое политическое впечатление.

«Силовики охраняют эту власть, не дай бог, их тронут. Получается, что их интересы учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения», — говорит Гонтмахер.

Но и многие «вредные» производства сегодня уже совсем не являются таковыми — стандарты по ним устанавливались десятилетия назад, а переаттестация рабочих мест и профессий идет крайне медленно, говорит Табах. Среди категорий досрочников есть также ряд низкооплачиваемых, но не представляющих никакой опасности профессий — например, школьные педагоги. «В этой связи нужно изменить подход, чтобы досрочная пенсия была возможна не в строго установленный срок, а только по факту утраты трудоспособности», — считает Сафонов.

Попытки двигаться в этом направлении уже предпринимались: Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25-30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Поддержка этой узкой прослойки людей для властей сегодня не менее важна, чем благополучие всех остальных 46 млн пенсионеров.

Сотни граждан России могли в прошлом году остаться без страховой пенсии из-за нехватки пенсионных баллов. А некоторые работающие граждане пенсионного возраста могли вообще остаться без пенсии, следует из информации, размещенной на сайтах некоторых региональных отделений Пенсионного фонда России (ПФР), — социальная пенсия выплачивается лишь после окончания трудовой деятельности.

«Более 300 саратовцев в прошлом году остались без пенсии», — гласит заголовок пресс-релиза, размещенного на портале регионального отделения ПФР.

На самом деле их почти 400, уточняется в тексте: «396 саратовцам в 2016 году для назначения страховой пенсии по старости не хватило стажа и (или) количества пенсионных коэффициентов (баллов)», — гласит сообщение.

Похожая информация есть на сайте отделения ПФР по Республике Марий Эл: «44 жителям республики, достигшим пенсионного возраста, в назначении пенсии было отказано, так как им не хватило либо стажа, либо пенсионных баллов».

Сколько всего таких «пенсионных отказников» по России, в ПФР на момент выхода заметки затруднились сообщить. А разбивка по причинам отказов вовсе не ведется, отметили в фонде.

Нехватка стажа и (или) баллов в большинстве случаев — последствия теневой занятости, добавляют в саратовском отделении ПФР. «Получая «серую» зарплату сейчас, в старости можно остаться с мизерной пенсией», — предупреждают там.

Под «мизерной» пенсией имеется в виду социальная, ее размер сегодня составляет 8742 руб., что всего на 2,4% больше прожиточного минимума пенсионера. Платят ее неработающим гражданам пенсионного возраста. Страховую пенсию получать выгоднее — ее средний размер 13 655 руб., и выплата не зависит от того, продолжает пенсионер работу или нет.

Требования к пенсионерам, которые на протяжении многих десятков лет ограничивались лишь возрастом и трудовым стажем, резко изменились с 2015 года. Теперь пенсия по старости, которая раньше именовалась трудовой, называется «страховая», и для ее назначения гражданину нужно накопить определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год.

Для того чтобы получить страховую пенсию по старости в 2017 году, необходимо иметь не менее 8 лет страхового стажа и 11,4 пенсионного балла.

С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее и большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30.

Во всем виновата серость

Требования государства к стажу совпадают с требуемым числом баллов только у тех граждан, чья зарплата выше определенного порога. В текущем году это 10 500 руб., то есть сумма, на треть превышающая официально установленный МРОТ (7800 руб.). Таким образом, граждане с минимально «проходным» стажем 8 лет и зарплатой ниже 10 500 руб. не получат права на страховую пенсию в этом году.

На запрос «Газеты.Ru» в Пенсионном фонде ответили, что так ставить вопрос некорректно, «потому что это норматив 2017 года». В следующем году он уже будет другим, напомнили в пресс-службе.

Минимальный размер оплаты труда, установленный сегодня, позволяет гражданину заработать всего 1,03 балла за год. Таким образом, минимальный стаж для самой низкооплачиваемой категории работников в стране на самом деле уже 11 лет, а не 8, а к 2025 году с такой зарплатой придется официально проработать 30 лет. Для граждан с более высокой зарплатой потребуется 15-летний стаж.

Пенсионный фонд, после запроса «Газеты.Ru», 30 марта опубликовал заявление о том, что недобора баллов у людей с «белой» зарплатой быть не может. «Описанная проблема — недобор баллов — может коснуться только тех трудящихся, кто получает «серую» зарплату. Причины подобных ситуаций нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости», — говорится в заявлении.

В то же время вице-премьер Ольга Голодец дважды за март заявляла, что в России 5 миллионов граждан получают зарплату на уровне МРОТ и в целом стоимость рабочей силы в нашей стране сильно занижена. По данным Росстата, зарплату до 10 600 руб. включительно получали больше 10% всех работников в стране.

В категорию тех, кто сегодня недополучает баллов, попадают и индивидуальные предприниматели: фиксированный годовой платеж для ИП с оборотом менее 300 тыс. руб. дохода (27 990 руб.) позволяет накопить около 1 балла в год, подтвердили в Пенсионном фонде.

Государство, как карточный шулер

Действующая балльная система — это очередная попытка государства легализовать доходы населения, говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов, но государство в этой ситуации ведет себя «как карточный шулер: оно вынуждает работников требовать, чтобы им платили зарплату не меньше этих необходимых баллов, но снимает с себя всяческую ответственность».

Но у низкооплачиваемых работников мало инструментов давления на работодателей, которые выбирают такую систему, не желая уплачивать взносы — особенно в кризис. «Вы можете требовать что угодно, но сейчас, в период экономического спада, вас никто спрашивать не будет», — говорит Смирнов.

Оставляя работника наедине с этой проблемой, государство ведет себя не вполне честно. К тому же некоторые граждане могут не знать о том, что не заработали достаточно баллов. «Когда они приходят за пенсией, может случиться скандал», — предполагает Смирнов.

Правда, в каждом случае надо смотреть: сколько именно баллов не хватает, советует эксперт — вероятно, что вопрос можно решить в течение года-двух, продолжив трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста.

Министр труда Максим Топилин, выступая в пятницу на коллегии министерства, обратил особое внимание на разъяснительную работу с гражданами. На сайте Пенсионного фонда «каждый гражданин, пенсионер, может посмотреть, сколько взносов, сколько баллов у него накоплено», заявил он. «Пожалуйста, работайте с населением с точки зрения этого инструмента. Люди сами должны понимать, что это неправильно и опасно, когда работодатель за них не платит страховые взносы. Это нужно пропагандировать и разъяснять», — добавил Топилин.

Пропаганды на сайтах региональных управлений ПФР уже хватает, убедилась «Газета.Ru» — почти на каждом в марте опубликовано по два-три текста по этой теме с такими заголовками, как: «Работа без оформления сегодня — минимальная пенсия завтра», «Как «цвет» зарплаты влияет на размер будущей пенсии» или «Нелегальная занятость лишит права на пенсию».

На сайте Пенсионного фонда, где каждый желающий сегодня может подсчитать свою приблизительную пенсию, вы не можете получить лишь одной важной детали, уточняет Смирнов: сколько к тому времени, как вы выйдете на пенсию, будет стоить один балл.

«Что будет через 30 лет — никто не знает, а государство играет в одни ворота, потому что то индексирует на некий уровень инфляции, то не индексирует, как в 2016 году», — говорит эксперт.

Вероятно, именно поэтому никакие разъяснения Пенсионного фонда и правительства не могут внушить людям веру в пенсионную систему, и многие граждане продолжают выбирать теневую занятость, даже без давления со стороны работодателя.

Это будет экономическая катастрофа

Вчера впервые официально правительство на своем заседании обсудило проблему повышения пенсионного возраста. До выборов тема поднималась не раз, но президент и правительство всегда говорили «не время», «не стоит спешить», «аккуратно» и т. п. Впрочем, как «официально»? Правительства-то еще нет…

Но тут вдруг как с цепи сорвались - торопятся, бояться не успеть. Медведев прямо в своей первой речи в качестве выдвинутого кандидата в премьер-министры обещает в кратчайший срок внести пенсионную реформу в Думу. А теперь торопится сделать текст, хотя правительство еще не назначено, министров нет, какое уж обсуждение столь важной и касающейся каждого в нашей стране проблемы… В пятницу, завтра президент грозится утвердить состав кабинета министров, но они собрались за день до этого. Прямо заговорщики какие-то!

Почему неспешность сменилась почти лихорадочной спешкой?

Очень правительство хочет успеть принять закон еще на весенней сессии - до конца июля 2018 и ввести его в действие в 2019, чтобы в бюджет-2019 уже заложить полученную экономию.

В этом весь смысл нового медведевского пенсионного закона - отнять у людей деньги. У тех кому исполняется/исполнится 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины). Отнять их пенсию. Задержать ее выплаты на время, в перспективе - на 5 лет.

Возражения есть:

- Моральн ые: после 4 лет падения реальных доходов населения у людей вновь отбирают деньги.

- Демографическ ие: срок жизни мужчины в стране - 66,5 года. Он будет 40 лет работать на пенсию и получать ее 18 месяцев. Продолжительность здоровой жизни в стране - 63,5 года (данные ВОЗ, причем это средние данные, для мужчин - явно намного ниже), как можно повышать пенсионный возраст до 65? Какая уж тут демографическая необходимость? Чистое жульничество.

- Этическ ие: важнейший закон, касающийся всех и каждого правительство хочет протащить по ускоренной процедуре, без особых обсуждений,

Но остановимся на макроэкономике .

Повышение возраста выхода на пенсию - это даже не ошибка, это катастрофа. Они там, в правительстве, не понимают, что отнимая у людей деньги они тормозят потребительский спрос в стране, а значит тормозят экономический рост. Рубят сук, на котором сидят. И так нет роста, они наносят по нему еще один удар.

При спаде никаких пенсионных проблем решить нельзя даже за счет повышения возраста выхода не пенсию. Только при росте. Реальный (а не приписанный Росстатом, как сейчас) рост ВВП хотя бы на 1,5-2% в год с запасом перекроет все возможные негативные демографические тренды. А уж рост на 4% (как обещано - выше среднемирового) вообще позволяет забыть о них раз и навсегда и больше не возвращаться к этой проблеме лет еще этак 20.

Когда вы слышите, что повышение пенсионного возраста неизбежно - вас обманывают, когда начинают приводить демографические аргументы - они жульничают. Типичный прием иллюзиониста: отвлекают ваше внимание разговорами о демографии, а сами другой рукой вынимают из вашего кармана деньги. Следите за руками!

Лукавство демографических аргументов за повышение пенсионного возраста

Демографический аргумент 1

Повысилась продолжительность жизни - надо повышать и пенсионный возраст.

В чем лукавство?

Продолжительность жизни в 2017 году по Росстату составила 72,7 года. Это всего на 3 года выше, чем в середине 60-х годов - более полувека назад (данные Росстата). Тогда никто не ставил вопроса о повышении пенсионного возраста… И тогда СССР входил в 5-ку стран с самой высокой продолжительностью жизни. Сейчас - Россия еле-еле попадает в сотню. Мир за эти полвека ушел далеко вперед, а мы только-только выкарабкались из ямы.

Повышение продолжительности жизни произошло не за счет роста реального срока дожития стариков, а за счет сокращения младенческой смертности. Младенческой, а не старческой. С ростом продолжительности жизни старики на пенсии не стали жить намного дольше, как может подумать неискушенный читатель.

Демографический аргумент 2

Происходит старение населения. На 1 работающего слишком много стариков, он не вытянет такой ноши.

В чем лукавство?

1. Никаких радикальных изменений тут не ожидается.
По среднему прогнозу Росстата в 2018 году на 100 работающих приходится 79 неработающих (46 стариков и 33 ребенка). Через 20 лет, в 2036, демнагрузка вырастет до 85 неработающих (т. е. всего на 8% за 18 лет!). Число стариков вырастет на 22% - до 55, зато число детей сократится на 12% - до 29. Если никаких резких изменений тут не ожидается, то зачем нужны резкие изменения в пенсионном законодательстве?

2. Считать надо не возраста, а фактически работающее и неработающее население.
И тогда мы увидим поразительную картину: демографическое сокращение людей в рабочих возрастах в России с лихвой перекрывается ростом числа работающих пенсионеров. Так было все нулевые и десятые годы. Число работников вопреки демографии не падает. Проблемы просто нет. Она - высосана из пальца.

Еще раз: все рассуждения о том, что повышение пенсионного возраста неизбежность, - это вранье. Демографические аргументы не выдерживают критики ни с какой стороны. Это решение - всего лишь еще одна возможность для правительства залезть к нам в карман и не платить нам пенсии.

Детали новой пенсионной реформы

Возраст выхода не пенсию:

Сейчас 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины)
Минфин : 65 ⁄ 63
Минтруд : 65 ⁄ 60

Кстати, вот отношение людей к этой идее: Опрос HeadHunter, опубликованный неделю назад:

6% согласны повысить (в основном 63/60),
53% - не менять,
35% - понизить (54/50).

За снижение возраста высказались вовсе не те, кому скоро получать пенсию, а молодые (18-25 лет). 51% их так считают. Не потому что хотят поскорее на пенсию, а потому, что старшие поколения занимают трудовые места, в т.ч. высокооплачиваемые. А из старшего поколения, которое уже подумывает о пенсии (старше 45 лет), за снижение возраста высказалось только 17%, а 71% - за то, чтобы оставить все без изменений.

Понятно, как к этой идее относятся люди. И почему Медведев стал таким решительным только после выборов. Ему нет дела до 147 млн человек, живущих в стране, у него только 1 избиратель. Который, очевидно, и поручил ему провернуть эту грязную работенку. Вопреки очевидному мнению людей. Именно сейчас - в надежде, что до следующих выборов «пар» будет выпущен. Нет! Путин и Медведев навсегда останутся людьми, которые отобрали у людей пенсии.

Скорость повышения пенсионного возраста:

минфин : на год каждые полгода - формула: 1/0,5
минтруд : на год каждый год - 1 ⁄ 1
Матвиенко (глава СовФеда): на полгода каждый год - 0,5/1

Ну, вы понимаете, что между вариантами минфина и минтруда никаких различий нет: это фактически разовое повышение возраста на 5 (8) лет. Никакой мягкости, аккуратности и т. п. Конечно, это чрезмерно жесткая позиция, она не пройдет. В нее явно заложен отступной маневр. В ходе обсуждения в Думе правительство отступит на заранее подготовленные позиции - повышение на полгода в год (уже нечаянно озвученные Матвиенко). А что? Заодно и «ЕдРо», возглавляемое Медедевым, очки наберет: ведь вот как эффективно борется за права людей…

Не забывайте, на подходе еще реформа накопительной пенсионной системы, разработанная минфином и ЦБР. Она заключается в том, что все сегодняшние отчисления на накопительную пенсию окончательно заберут в бюджет, а на новую накопительную систему введут новые начисления - поверх уже имеющихся… И как водится у наперсточников, снова отвлекут внимание от сути разговорами о «пенсионном капитале» и т. п.

Правительство после замены индексации пенсий разовой компенсацией (январь 2017) решило, что дурить пенсионеров (и работающих по поводу их пенсии) можно бесконечно и в любых масштабах и после выборов совсем потеряло всякий стыд

«АиФ» вместе с начальником отдела назначения пенсий и пособий Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Аллой КОЛБИК разбирался в тонкостях современной социально-страховой системы и нашел ответы на самые важные вопросы, волнующие многих белорусов.

Чем выше зарплата, тем выше пенсия?

В системах пенсионного страхования при исчислении пенсий учитывается вклад работника в финансирование системы. Это означает, что пенсии исчисляются исходя из прошлого заработка и трудового стажа пенсионера. В нашей пенсионной системе также влияют на размер пенсии эти показатели: чем больше стаж и выше прошлый заработок, тем больше пенсия. Согласитесь, что такой подход справедлив.

Показателем величины заработной платы служит индивидуальный коэффициент заработка, который определяется путем соотнесения ежемесячного фактического заработка пенсионера в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением полученных коэффициентов.

Действующее пенсионное законодательство позволяет учитывать заработок, оцениваемый индивидуальным коэффициентом 5,0, и трудовой стаж продолжительностью 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

Что такое минимальная трудовая пенсия и социальная пенсия? Чем они различаются?

Минимальная трудовая пенсия - гарантированный уровень, установленный законодательством при наличии требуемого стажа работы для каждой категории пенсионеров (по возрасту, по инвалидности и т.д.), ниже которого пенсии не выплачиваются.

Например, пенсию по возрасту в минимальном размере получают граждане при стаже работы 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин и индивидуальном коэффициенте заработка ниже 0,62000.

В феврале 2018 года размер минимальной пенсии по возрасту составляет 181,94 руб.

Социальные пенсии назначаются лицам, не получающим трудовой пенсии.

Установлен ли максимальный размер пенсии?

Максимальный размер пенсии устанавливается при индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и стаже работы 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

В феврале 2018 года максимальный размер пенсии для неработающих получателей пенсий составляет 548,27 руб.

Если выходить на пенсию через год, могу ли я уже сейчас узнать ее размер?

Точный размер будущей пенсии определить сегодня невозможно, так как базовые параметры (продолжительность стажа работы и величина индивидуального коэффициента заработка) определяются на дату назначения пенсии.

Так, например, в текущем году пенсии исчисляются за последние 24 года подряд стажа работы, в 2019 году будут исчисляться за последние 25 лет подряд стажа работы.

Кроме этого, размеры пенсий исчисляются с учетом средней заработной платы работников в республике, величина которой также может измениться.

Будет ли пенсия у тех, кто почти не работал?

При отсутствии права на трудовую пенсию гражданину может быть назначена социальная пенсия: женщинам - в 60 лет, мужчинам - в 65 лет. Размер социальной пенсии для указанной категории лиц составляет 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала, в феврале 2018 года - 99 руб. 66 коп.

Где я могу уточнить, платит ли за меня мой работодатель взносы в пенсионный фонд?

Прежде всего, по данному вопросу вы можете обратиться непосредственно к самому работодателю. Также соответствующую информацию можно получить в органах Фонда социальной защиты населения по месту жительства или по месту нахождения организации, в которой гражданин работает.

О чем должны побеспокоиться молодые люди - будущие пенсионеры?

Сейчас многие предпочитают работать, не оформляя договор официально, и получать зарплату «в конверте». Многим работодателям такая система трудовых отношений позволяет платить работникам больше, но это лишает человека социальных гарантий.

Если наниматель не платит страховых взносов с доходов работника или уплачивает их частично, работник, выходя на пенсию, во-первых, не сможет претендовать на то, чтобы пенсия исчислялась из суммы его фактического дохода. Пенсия будет исчислена с учетом только той части дохода, из которой уплачены страховые взносы.

Во-вторых, эти годы в будущем окажутся «потерянными». Ведь необходимо подтвердить, что в период работы работник подлежал государственному социальному страхованию и за него уплачивались страховые взносы. Период после 1 января 2003 г. засчитывается в стаж работы только по данным Фонда социальной защиты населения, основанным на персонифицированном учете. При этом имеет значение не только факт уплаты обязательных страховых взносов, но и размер заработка, из которого они уплачивались. Для включения в стаж работы в полном объеме тех или иных периодов размер заработка не должен быть ниже минимальной заработной платы. В противном случае в стаж засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента.

В последнее время участились случаи, когда человек доживает до пенсионного возраста (женщины — до 55 лет, мужчины — до 60), идёт в ПФР за пенсией, но получает отказ. «Не заработал», — говорят ему.

В 2016 г. в Саратовской области таких несостоявшихся пенсионеров оказалось 396 человек, в Иркутской области — 470, во Владимирской — 97, в Марий Эл — 44.

«Отказы в назначении пенсий всегда были, есть и будут, — прокомментировала ситуацию на местном ТВ Людмила Филиппова, заместитель управляющего ПФР по Республике Марий Эл. — Но если в прошлые годы отказы в основном были по назначению льготных досрочных пенсий, то в 2016 г. появилась иная причина. 44 человека в республике получили отказ из-за недостатка стажа или количества накопленных пенсионных баллов».

Новые правила: стаж и баллы

Новые пенсионные правила были введены с 1 января 2015 г. Если раньше, чтобы вам назначили страховую пенсию по старости (в 55 лет для женщины и в 60 лет для мужчины), надо было иметь всего 5 лет стажа, то теперь требования ужесточились. Надо соблюсти (помимо возраста) 2 условия:

1. Иметь страховой стаж (то есть тот период работы, за который работодатель отчислял за вас взносы в ПФР) не меньше 15 лет. Правда, эта норма вводится постепенно. В 2017 г. для получения страховой пенсии надо отработать 8 лет, в 2018 г. — 9, в 2019 г. — 10 и так далее. Но начиная с 2025 г. надо будет иметь стаж не меньше 15 лет!

2. Заработать не меньше 30 пенсионных баллов. Эта норма тоже вводится поэтапно. В 2017 г. надо накопить не меньше 11,4 балла, в 2018 г. — 13,8, в 2019 г. — 16,2 и т. д. Начиная с 2025 г. для получения страховой пенсии вы должны будете иметь уже не меньше 30 баллов!

Много это или мало? Легко ли заработать эти 30 баллов? И почему сотни людей в каждом регионе не смогли накопить себе на пенсию, оставшись в преклонном возрасте без средств к существованию?

Как понять, чего ждать?

Максимальная сумма, за которую вам начислят наибольшее количество баллов в 2017 г., — 60 300 руб. в месяц. Если вы можете похвастаться таким доходом (причём официальным!), значит сможете заработать в 2017 г. 8,26 балла (с 2021 г. максимум будет 10 баллов). С таким высоким заработком 30 необходимых баллов можно заработать всего за 3-4 года.

Если ваша зарплата (или официальный доход) в 2 раза скромнее, то есть примерно 30 тыс. руб., значит, и баллов будет накоплено за год в 2 раза меньше: 4. И тогда для сбора необходимых 30 баллов понадобится уже 7-8 лет.

Если же ваша зарплата на уровне МРОТ, то есть всего 7,5 тыс. руб., за год вы сможете накопить всего 1,03 балла. Получается, для получения страховой пенсии человеку с минимальным заработком надо отработать 30 лет!

Чтобы узнать количество баллов, которые вы можете заработать в этом году, воспользуйтесь формулой:

ваша зарплата (то есть весь официально полученный доход, облагаемый налогами) х 8,26 / 60300 = баллы, заработанные в этом году

Когда в СМИ стала появляться информация о том, сколько человек в том или ином регионе не получили страховую пенсию, в ПФР сделали официальное заявление: «Страховые взносы, которые платятся в Пенсионный фонд и пересчитываются в баллы, начисляются только с „белой“ зарплаты. Поэтому описанная проблема — недобор баллов — может коснуться только тех трудящихся, кто получает „серую“ зарплату. Причины подобных ситуаций нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости».

В первую очередь под ударом оказались люди, которые официально получают минимальный размер оплаты труда (МРОТ). У кого-то это весь доход, а кому-то ещё выдают часть заработка в конверте, но с этого «чёрного» дохода взносы в ПФР не идут, и для пенсии он не учитывается. Таких работников на МРОТ сегодня в стране 5 млн человек! Чтобы заработать страховую пенсию, им придётся вкалывать больше 30 лет.

Ещё хуже ситуация у тех, кто вообще не имеет официального дохода. «Если человек всю жизнь находится „в тени“, тогда у него действительно есть риск остаться без страховой пенсии. Страховая пенсия — это же компенсация утраченного заработка. Человек работает, за него работодатель платит вносы... А если заработка и взносов не было, то что компенсировать и за счёт чего?» — говорит Владимир Назаров, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Выходит, без страховой пенсии могут остаться домохозяйки, те, кто не работает или трудится нелегально, то есть получает всю зарплату в конверте или работает на себя и не платит никаких взносов в ПФР. Кстати, таких нелегалов недавно подсчитали: их оказалось 15 млн человек. Часть из них успела раньше заработать себе на пенсию, часть — ещё успеет (если срочно найдёт работу с «белым» заработком), но некоторые из этих 15 миллионов действительно могут дожить до 55 или 60 лет и остаться без пенсии. И первые пострадавшие, как известно, уже есть. Конечно, есть шанс заработать недостающие баллы. Но для многих это, увы, нереально: работы официальной нет, работодатель-частник платит копейки и т. д. Так что проблемы массовой теневой занятости в стране действительно обходятся людям боком. Тем, кто не заработал страховую пенсию, «светит» лишь социальная, которую эксперты называют не иначе как «пособием по бедности». Дают «социалку» на 5 лет позже страховой: женщинам в 60 лет, мужчинам — в 65. И размер её значительно меньше. В этом году средняя социальная пенсия равна всего 8774 руб.



Публикации по теме