Сочинение "моя мама- учитель".

Скоро День учителя! Праздник тех, на кого возложена великая миссия – сеять и взращивать «мудрое, доброе, вечное». Давать молодежи знания не только по конкретным наукам, но и учить патриотизму, гуманизму, порядочности, состраданию, доброте, то есть быть достойными гражданами и настоящими людьми. Представляете, какая это ответственность, когда от тебя во многом зависит, каким будет будущее страны!

Вот учителя и стараются! Порой отодвигая на второй план свои семьи, лишая себя полноценного отдыха и сна, забывая о личной жизни. Но кто об этом знает?!

Разве что их домочадцы: родители, мужья, дети. Глазами детей бывших учителей я предлагаю вам сегодня взглянуть на эту профессию, а заодно и попытаться прочувствовать, каково это – быть ребенком учителя.

Для меня учеба в школе – чудесное время

Рассказывает заместитель главы администрации Дзержинска по внутренней политике Павел Воронин:

– Моя мама, заслуженный учитель Российской Федерации Нина Павловна Воронина, преподавала физику в дзержинской школе номер тридцать шесть, которую потом благополучно, с золотой медалью, окончил и я.

Когда я родился, трехгодичных декретных отпусков у женщин вообще не было, к тому же учителей в нашем городе не хватало, поэтому она вышла на работу, едва мне исполнилось два месяца. То есть в школе при маме я находился практически с рождения. Я вырос в ее физической лаборантской, куда она меня определяла, пока вела уроки. В этой лаборантской были различные приспособления для физических опытов, которыми я с упоением играл. Иногда запускал их в класс, отвлекая тем самым маминых учеников от уроков.

Я знал практически всех маминых коллег еще до того, как сам стал школьником. Причем знал не формально: они же вместе собирались, отмечали праздники, приходили к нам в гости. Потом я вырос, пошел в школу и тут столкнулся с неким, как сейчас принято говорить, конфликтом интересов. Ведь одно дело, когда ты ребенком видишь учителей у себя дома, в теплой, дружеской обстановке, и совсем другое, когда сам становишься их учеником и они начинают с тебя что-то спрашивать, требовать. Я оказался именно в такой ситуации, и это поначалу было несколько непривычно.

В школьные годы во мне боролись два человека. С одной стороны, как всех детей, тянуло к озорству, весной хотелось портфель подальше забросить и сбежать с уроков, но с другой стороны, было стыдно подвести и огорчить маму. Ведь о любой моей шалости в школе маме становилось известно практически сразу же, от нее как бы ждали соответствующей реакции, и она реагировала: принимала надлежащие меры по отношению ко мне.

Под особо же строгим контролем мамы было не мое поведение, а успеваемость, хотя тут я и сам не давал себе никаких поблажек. Дело в том, что и моя мама, и старшая сестра окончили школу на отлично. Разве при таком раскладе я мог позволить себе сломать семейную традицию?! Ни в коем случае! Золотая медаль стала моей первой серьезной целью в жизни, и я ее достиг.

Мама предъявляла самые серьезные требования к моим знаниям. И оценивала она их, как мне казалось, куда суровее, чем у остальных. Но я за это нисколько на нее не в обиде, а напротив, благодарен. Ведь в том числе благодаря ее такому подходу ко мне, у меня никогда не было проблем с одноклассниками.

Мама, несмотря на строгость и требовательность, была достаточно демократичным учителем. Она всегда находилась на одной волне со своими учениками, а иногда некоторых даже от участкового спасала. Ну а мне, конечно, приходилось соответствовать – быть примерным учеником и хорошим сыном.

А вообще, время учебы в школе я вспоминаю с теплотой. Это было чудесное время, время знакомства с миром, время искренней дружбы, счастливого детства и беззаботной юности.

Мне оказалось не под силу нести на себе бремя безупречности

А теперь воспользуюсь служебным положением и предоставлю слово себе.

Практически вся трудовая деятельность моей мамы, Альбины Николаевны Егоровой, была связана с Володарской средней школой номер сорок один – там без малого сорок лет она преподавала литературу и русский язык.

О том, что работа мамы потребует от меня некой жертвенности, я поняла еще в детсадовском возрасте, когда по вечерам часто от мамы слышала: «Алла, не мешай мне сосредоточиться, я же работаю!» Я видела, что она сидит за столом, обложившись книгами, тетрадями, и что-то листает, пишет, но своим детским умом не понимала: что же она делает целыми днями на работе, если еще и вечерами дома работает? Мне хотелось, чтобы вечера принадлежали мне или, по крайней мере, лавочке у подъезда, где частенько коротали время после трудовых буден мамы моих приятелей по дому. Но нет – моя после работы работала: готовилась к урокам, проверяла тетради, которые (целые кипы) почему-то имела привычку складывать на подоконник, где я любила играть. Меня это оскорбляло до глубины души, я страшно ревновала маму к этим тетрадям. Но молчала, никаким действием их не оскорбляя.

Куда меньше повезло двухтомнику «Война и мир». С ним я тоже была вынуждена делить пространство подоконника и почему-то именно его считала главным злом и виновником того, что мама дома по вечерам, а нередко и в воскресенье (у нее был один выходной день) работает. Я постоянно прятала куда-либо этот пресловутый двухтомник (от более серьезных мер меня удерживало не по-детски развитое чувство самосохранения), но, видимо, так «виртуозно», что через некоторое время он снова лежал на своем месте.

Для меня было настоящим праздником, когда мама по вечерам дома не работала, и тогда мы проводили их вместе: она брала меня с собой... в школу на факультативы, литературные вечера, которые постоянно устраивала для своих старшеклассников, или же в обход трудных учеников. В те годы было в порядке вещей, чтобы учителя вечерами делали такие обходы: знакомились с условиями проживания учеников, выясняли, знают ли родители, чем интересуется их чадо, с кем дружит. Учителя это, как правило, знали!

Учиться я пошла в ту же школу, где работала мама. В начальных классах страдала больше всего от того, что, даже когда болела, была вынуждена делать домашнее задание, – мама мне его каждый день приносила, чтобы на следующее утро отнести на проверку учительнице. Нет, мне нетрудно было домашнее задание делать, но такой подход мамы к моей личности я воспринимала как высшей степени несправедливость: другие же дети, болея, «домашку» не выполняли. Уже в средних классах я отвоевала себе право быть в этом, как все. Глупость, конечно же, но тогда я воспринимала это как некую победу.

Вообще же, учась в школе, где работает мама, а в особенности позже, учась непосредственно у нее, я постоянно находилась в состоянии внутренней раздвоенности, ощущая на себе в полной мере закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, я не хотела и боялась подводить маму: ну какой будет у учителя авторитет, если успеваемость и воспитание его ребенка оставляет желать лучшего?! Но с другой стороны, уже в средних классах мой характер так начал заявлять о себе, что я поняла: нести на себе бремя безупречности не смогу. Я хорошо училась, была в целом прилежной девочкой, но уже тогда язык мой стал моим врагом. Во всяком случае, некоторые учителя жаловались маме на мои комментарии с места, хотя были-то они безобидными, всего лишь с претензией на юмор. Мама, разумеется, проводила со мной психолого-педагогические сеансы, но достаточно корректные, потому что понимала: мои словесные инсинуации всего лишь попытка заглушить в себе многочисленные комплексы учительской дочки.

Хотя по большому счету, сама я нисколько не жалела и не жалею о том, что на мою долю выпала участь быть учительской дочкой. И в том, что я стала журналистом, заслуга прежде всего мамы, хотя сама она в этой профессии меня никогда не видела.

Алла ЕГОРОВА.

P.S. Дорогие учителя, бывшие и нынешние, пусть любовь детей, уважение родителей и внимание властей сопровождают вас по жизни. Терпения вам, физических и моральных сил и простого человеческого счастья. Спасибо вам!

На вопрос, кем я работаю, каждый член моей семьи ответит по-своему. «Моя дочь – педагог, – с гордостью скажет мама. «Моя жена – филолог», – авторитетно констатирует супруг. «Моя мама – училка!» – без обиняков объявит сын. И все они будут правы. Я в своё время окончила педагогический университет и вот уже пятнадцать лет работаю в школе учительницей русского языка и литературы.

Педагог. Филолог. С этим я согласна. Но против «училки» попыталась решительно воспротестовать: «Какая я тебе «училка», Женя? Учительница!» – «Да ладно, мам! – весело махнул рукой сын. – Мы в классе всех учителей зовём училками». Утешил, нечего сказать.

Лично мне больше нравится называть себя учителем словесности. Как в чеховские времена. В конце концов, я не просто обучаю детей грамоте. Не просто повторяю с ними бесконечные правила правописания. Мне кажется, что гораздо важнее научить их любить свой язык. Не будет этой любви, уважения к родному языку, восхищения им – не будет и знаний этого языка. Не принесут они, эти знания, никакой пользы, только мёртвым грузом лягут в мозгу ученика, чтобы с лёгкостью испариться оттуда сразу после окончания школы. Не только мозг нужно нагружать на уроках русского языка, но и душу. Чтобы ребята ощущали красоту и глубину русского слова. Чтобы понимали его.

Это я усвоила ещё в первые годы работы в школе. Мы с ребятами-пятиклассниками изучали рассказ Тургенева «Муму». Трагическую финальную сцену читали вслух. Какой же громкий плач внезапно раздался с третьей парты! Плакала Танечка Игошина – самая худенькая и самая плохо успевающая девочка в классе. Плакала так, когда плачут, сталкиваясь с непоправимым, неизбывным горем. И закрывала глаза прозрачными ладошками. Я подошла к ней, обняла и сама чуть не рыдала, потому что прекрасно понимала то чувство жалости, от которого разрывалось маленькое сердечко.

Танечка заставила меня глубоко задуматься. И было, о чём. Ни одного из детей, имеющих твёрдые «пятёрки» по литературе, не потрясла сцена гибели Муму. Заплакала одна лишь Танечка. В таком случае, кто же смог понять и прочувствовать глубину тургеневского рассказа? Они, отличники, без труда умеющие чётко и грамотно (но, увы, равнодушно) проанализировать любое литературное произведение, или вот эта девочка, которая не может выучить элементарных отличий между лирикой и эпосом, но горько оплакивает тяжёлую участь Герасима и его собачки? И я поняла, что оценки по литературе нужно ставить не так, как по другим предметам. Здесь должны работать другие критерии, которые в школьных нормах оценки знаний не прописаны. Нет там, например, такого: «не спал всю ночь после прочтения романа Толстого» или «разрыдался над рассказом Тургенева». Но я махнула рукой на все каноны и поставила Танечке «пятёрку» – её первую «пятёрку» по моему предмету.

Училка!.. Как всё-таки задевает меня это слово! Есть в нём что-то пренебрежительное. Открываю шкаф и достаю фотоальбом. Давненько я не брала его в руки. На самой первой фотографии я, совсем ещё девчонка, только со студенческой скамьи, и кучка ребятишек – маленьких, взъерошенных, как стайка воробушков. Вот они – мои первые. Мои любимые. Всех помню по именам, хотя этой фотографии уже пятнадцать лет. Ира Жужина, Слава Хвостов, Аня Изотова, а этот, рыженький и глазастый, – Вова Морозов.

…Азы педагогики я начала постигать в школе, куда сразу после института устроилась работать. На лекциях профессор нам говорил, что педагогика, увы, – это не математика, наука не точная. Готовых рецептов не предлагает. В этом мне довелось убедиться практически с первых же шагов.

На очередном педсовете директор Андрей Иванович предложил молодым учителям организовать кружки, чтобы дети после уроков могли заниматься интересными делами: рисовать, танцевать, шить, играть в футбол. И я тут же решила открыть в школе ни больше ни меньше – драматическую студию. Ну, как же? Я, молодой словесник, просто обязана была поразить своих коллег необычными творческими идеями и невиданными доселе масштабами работы.
Никакого специального отбора в свою студию я не проводила. Просто записала всех желающих ребят из пятых-шестых классов.

Вскоре стало известно о том, что в городе намечается конкурс театральных коллективов. Я тут же подала заявку на участие в этом конкурсе. «Ух, и покажем же мы всем!» – воскликнула я про себя и с энтузиазмом принялась за написание сценария для будущего спектакля. За основу взяла сюжет русской народной сказки и увлеклась настолько, что представила его в стихах. Знайте, мол, нас, филологов! Когда читала детям сценарий, они дружно хохотали, а потом чуть не передрались из-за распределения главных ролей.

Однако на первой же репетиции моё внутреннее «ух, и покажем же мы» неожиданно несколько съёжилось, а через месяц и вовсе превратилось в жалкий всхлип. Одного желания детей участвовать в спектакле оказалось мало. Многие из них очень стеснялись и чрезвычайно скованно чувствовали себя на сцене. Просто прирастали к месту и боялись смотреть в зал. Другие не могли громко и чётко произносить слова, путали текст. Третьи никак не хотели усвоить, чего я от них хочу, и всё делали по-своему. В итоге я просто схватилась за голову и поняла, что, увы, с заявкой явно поторопилась. Что же оставалось делать? Прийти к директору с понурой головой и объявить, что не справилась, не оправдала, так сказать, надежд коллектива? Моё молодое учительское самолюбие воспротивилось этой мысли!

Не зная, где искать помощи, я поделилась своими трудностями с одной из коллег. Та в ответ огорошила:
– Марина, чего же ты хочешь от недоумков? Только посмотри, кого в свою студию набрала! У Ани Изотовой родители алкоголики, стоят на учёте во всех комиссиях. Какая тут может быть дикция, когда девчонка читает по слогам? Вова Морозов заикается. Ира Жужина – второгодница. И ты ждёшь от них хороших результатов?
– Что же теперь делать? – растерялась я.
– Мой тебе совет: возьми других детей, пока ещё не поздно. Да прежде в их личные дела загляни, чтобы опять впросак не попасть.

После этого разговора я размышляла целый день. На минуту мне показалось, что выход действительно найден! Я возьму других ребят и уже с ними продолжу репетиции. Только… Только как же быть с теми, с которыми я бьюсь вот уже почти месяц? Как сказать им, что они больше не нужны, что не справились, что их нужно заменить другими детьми – более талантливыми и смышлёными?

Я вспомнила, с какой радостью мои артисты прибегали на репетиции. Боясь опоздать, они являлись гораздо раньше, чем было нужно, и терпеливо ждали меня у дверей актового зала. А как они ликовали, когда я хвалила их за выученную роль, за правильно произнесённое слово! И я решила оставить всё так, как есть. В конце концов, сама заварила кашу – самой и расхлёбывать.

С этого дня я стала внимательнее к своим маленьким артистам. Я как бы заново их узнавала. Действительно, у многих из них оказались неблагополучные семьи. Почти у всех были проблемы с учёбой. И я пыталась понять, почему именно эти дети изъявили такое горячее желание посещать студию. Впрочем, наверное, в этом не было ничего странного. Драматический кружок, возможно, оказался единственным светлым лучиком в их непростой и не слишком весёлой жизни. И я утроила свои усилия на репетициях.

Мало-помалу эти усилия стали давать плоды. Ребята осмелели, на их лицах появились улыбки, глаза загорелись задором.

До конкурса театральных коллективов оставалось три дня, и тут внезапно надо мной разразилась гроза. За день до конкурса я решила устроить генеральную репетицию и привезла в школу костюмы, взятые с большим трудом под честное слово в местном доме культуры. В волнениях и суете я не сразу заметила объявления о том, что через час состоится совещание учителей-словесников. Но через час на генеральную репетицию соберутся дети!

Я поспешила в завуческую. Зинаида Викторовна, завуч с двадцатилетним стажем, сидела за столом и заполняла классный журнал своим крупным каллиграфическим почерком. Я не сомневалась, что она поймёт меня.
– Зинаида Викторовна, – обратилась я к ней скороговоркой, – разрешите мне не присутствовать на совещании. У нас генеральная репетиция. Завтра конкурс.
– Генеральная репетиция? – Завуч оторвалась от журнала. – Что же, придётся отменить.
– Как отменить? – не поняла я. – Но это невозможно!
– Марина Борисовна, не нужно драматизировать ситуацию. Вы уже докладывали мне, что постановка готова. Значит, последняя репетиция ничего не решит. А школьное совещание – это очень важное мероприятие, и вы обязаны на нём присутствовать.

Зинаида Викторовна говорила, как всегда громко и чётко произнося слова, но сегодня её манера вести беседу показалась мне неприятной.
– Да, спектакль действительно готов, – не теряла я надежды убедить завуча, – но я должна настроить детей, подготовить их к завтрашнему дню. Ведь это наш первый выход на сцену.
– Марина Борисовна! – В голосе Зинаиды Викторовны зазвучали металлические нотки. – Вы педагог молодой и многого ещё не понимаете. Ваша обязанность – присутствовать на совещании!

Я почувствовала, что бьюсь головой о непробиваемую стену, и не сдержалась.
– Простите, Зинаида Викторовна, но у нас с вами разные понятия об обязанностях учителя, - выпалила я и выскочила из кабинета с маковыми щеками, прекрасно сознавая, что этой дерзкой фразы мне не простят. Впрочем, если явиться на совещание и извиниться, то, возможно… Эх! Семь бед – один ответ. После недолгих колебаний я выбрала репетицию.

На следующий день мы с ребятами отправились на конкурс в соседнюю школу. Мои артисты волновались ужасно! Они дёргали меня, мучили бесконечными вопросами и подпрыгивали от нетерпения. Наверное, со стороны я напоминала наседку, которая вывела своих птенцов на первую прогулку.

Согласно жеребьёвке, мы выступали пятыми по счёту. Спектакль прошёл на одном дыхании. Поначалу ребята чувствовали себя на сцене неловко (Ещё бы! Первое публичное выступление!), но потом разыгрались. Я очень боялась, что от волнения они забудут слова или сделают что-нибудь не так. Тогда всему конец. Эти дети не смогут перестроиться на ходу, проявить смекалку и находчивость. Но обошлось. Под аплодисменты зала мои артисты с горящими от возбуждения глазами прибежали за кулисы.

Жюри удалилось на совещание. «Марина Борисовна! – галдели мои птенцы. – А нам дадут какое-нибудь место?» – «Не знаю» – уклончиво отвечала я, понимая, что, конечно, наше выступление было не лучшим. Многие коллективы существовали не один год, и ребята там играли почти профессионально.
Но ничего этого я, конечно, детям не сказала. Они были счастливы, и я любовалась их довольными мордашками.

В это время в зале снова появилось жюри, и все смолкли. Слово взяла актриса драматического театра – пожилая дородная женщина. Во время своего выступления она величественно прямо, по-королевски держала голову и демонстрировала свою профессиональную дикцию.

– Дорогие ребята! – с чувством объявила актриса. – Мы, члены жюри, посоветовались и решили призовых мест в сегодняшнем конкурсе не присуждать, потому что все вы молодцы, старательно готовились и хорошо выступали. Поэтому каждый коллектив получит диплом лауреата нашего конкурса!

Зал взорвался аплодисментами, а у меня отлегло от сердца. Я понимала, каким ударом для моих ребятишек было бы не получить никакого места, ведь в своих собственных глазах они выглядели героями и несомненными победителями. А актриса тем временем продолжала:
– Но сначала я хотела бы сказать несколько напутственных слов каждому коллективу. Итак, первой на сцену выходила школа № 3…

Последовал подробный анализ спектакля. Актриса хвалила режиссёра, много добрых слов сказала в адрес мальчика, исполнившего главную роль, сделала несколько лёгких замечаний. Примерно так же комментировала она постановки других школ. Наконец очередь дошла до нас.
– Школа № 18… – Актриса повернулась в нашу сторону. – Во-первых, мне не очень понравился сам материал, выбранный для постановки. – Женщина почему-то обращалась к ребятам, игнорируя моё присутствие. – Эту сказку все знают с самого детства. Кроме того, актёры, видимо, недостаточно вжились в образы представляемых ими персонажей. Например, в самом начале спектакля на сцене появляются курочки. Курочки – это же шустрые, хлопотливые птички. Они постоянно суетятся, выискивают зёрнышки, разгребают дорожную пыль. – Актриса поворачивала из стороны в сторону свою пышную фигуру и похлопывала руками по бокам, очевидно, пытаясь показать детям, какими на самом деле должны быть курочки. – А ваши курочки какие-то вялые, неактивные…

Слушая председателя жюри, мои ребята сразу сникли, съёжились под её пристальным взглядом. Даже врученный диплом не вернул им прежнего радостного настроения.
– Марина Борисовна, – спросила Ира Жужина, коснувшись моей руки, – мы что, выступили хуже всех?
А Анечка, игравшая злополучную курочку, уткнулась мне в плечо и заплакала.
Как в эту минуту я ругала себя за глупую растерянность перед грозным лицом заслуженной артистки! Почему я не оборвала её на первом же слове?
Курочки неактивные? Да знает ли эта самодовольная особа, что Анечка недавно перенесла тяжёлую операцию и ещё не совсем оправилась от болезни?
Не понравилась дикция главного героя? Да, Вова Морозов, конечно, не Цицерон, но для этого мальчика выучить и произнести со сцены текст объёмом в две страницы – настоящий подвиг.
Невозможно передать словами, как я ненавидела в эту минуту всё жюри и в первую очередь эту актрису. За минуту своего выступления она резко и безапелляционно перечеркнула самоотверженные старания маленьких актёров.
Я не могла уйти просто так. Оставив детей на улице, я вернулась в школу. Жюри в это время отдыхало за чашкой чая в кабинете директора. Я вошла туда без стука. Можно сказать, ворвалась.
– Извините, пожалуйста, за вторжение, – обратилась я к мирно прихлёбывающей чай актрисе, – но вы не должны были высказывать подобные вещи моим детям. Вы же ничего не знаете о них.

Женщина отставила чашку в сторону и поднялась из-за стола.
– А что я такого сказала особенного? – изумилась она. – Я просто указала вашим ученикам на недостатки.
– Нет, вы не просто указали на недостатки, – горячо возразила я. – Вы ранили детей в самое сердце. Это было их первое выступление, а вы не сказали им ни одного доброго слова! Занятия театром должны приносить радость. Я не хочу видеть слёзы на глазах своих учеников!
Я повернулась и ушла и, кажется, даже хлопнула дверью. Возмущённая, разгорячённая, я бежала, не разбирая дороги, не замечая никого вокруг, и вдруг услышала за спиной: «Постойте! Подождите!» Меня догнал один из членов жюри – молодой мужчина, кажется, режиссёр дома культуры.
– Простите нас, пожалуйста, – мягко произнёс он. – Амалия Владиславовна не совсем права. Ваши дети выступили довольно удачно. Они отлично двигались, неплохо говорили.
– Да нет же, – оборвала я режиссёра. – Мои дети вовсе не отлично двигались и говорили посредственно. Но они вложили в спектакль всю душу. А вы этого не заметили.

На обратной дороге мне всё-таки удалось растормошить понурые носики. Обидные слова забылись, зато остался красивый диплом, который ребята передавали из рук в руки и по нескольку раз перечитывали одни и те же строчки.
Шумной ватагой мы ввалились в вестибюль школы, и тут же нам навстречу попалась Зинаида Викторовна. Ребята окружили её и, перебивая друг друга, затараторили:
– Мы выступали в соседней школе!
– Показывали сказку!
– Нам дали диплом!

Зинаида Викторовна взяла у них диплом и, прежде чем отправиться к себе на второй этаж, как бы между прочим заметила: «Кстати, вас, Марина Борисовна, вызывает к себе директор. Потрудитесь зайти к нему прямо сейчас».
Вот так, горе-режиссёрша. Получи своего первого «Оскара» за сольное выступление в завуческом кабинете! Ребята, почуяв неладное, выжидательно уставились на меня. Эх, помирать – так с музыкой!
– Ну что, – весело нарушила я тишину. – Будем ставить новый спектакль? – И вокруг меня всё запрыгало, заплясало и закричало ура.

… С тех пор прошло пятнадцать лет. За плечами моей студии уже не один десяток самых разных спектаклей. Рискнули замахнуться даже на «Вильяма нашего Шекспира». Репетиции отнимают много времени. Как шутит муж, я и Женьку-то родила во время большого антракта. Однако сын совсем не театрал. Его увлечение – спорт, футбол. В театр его калачом не заманишь. Впрочем, возможно, в душе он обижен на театр. Если бы не моя студия, мы могли бы больше времени проводить вместе.

А завтра я снова иду на конкурс театральных коллективов, но уже с другими детьми: те давно выросли и покинули школу. А председателем жюри в этот раз назначен Вова Морозов. Простите: Морозов Владимир Петрович. Давно канули в лету те времена, когда мальчик Вова заикался на сцене и путал текст. На выпускном вечере Вова заявил матери: «Хочу поступать в театральный институт». И, несмотря на протесты родных, уехал в Москву. А его мама перестала здороваться со мной при встречах. Именно меня она считала виновницей того, что у сына, по её словам, съехала крыша.

Сегодня Владимир Петрович – молодой режиссёр драматического театра. Гордость нашей школы. Моя гордость. Но я по-прежнему зову его Вовочкой. Для меня он навсегда останется маленьким глазастым мальчиком – таким, как на этой фотографии.

… Подошёл сын, обнял меня за плечи, потыкался носом в ухо. Так он делает всегда, когда чувствует себя виноватым. Знает: приём безотказный. «Мам, ну прости ты мне эту училку!». Обнимаю его в ответ. «Ты больше не сердишься?» – радуется Женька. Я смотрю на часы:
– Некогда сердиться, сынок. Твоя училка опаздывает на репетицию…

Рецензии

Какая же Вы молодец,училка!
Не сомневаюсь, что Ваши ребятки
вспоминают Вас с большим чувст-
вом благодарности. Не иначе:Вы
их любили.Любили всех,не только
отличников.
Какое чувство умиления вызывает
Танечка Игошина:Вы смогли разбу-
дить ее трепетное сердечко. Дети
из неблагополучных семей поверили
Вам:Вы распахнули их души.Из зам-
кнутого,казалось бы,неперспектив-
ного Вовы Морозова Вы вырастили
талантливого Человека. И таких че-
ловеков,которыми Вы можете гордить-
ся,я думаю,много.
Я тоже плакала на уроках вместе со
своими учениками. Читая о плачущей
Танечке, невольно вспомнила свой
11-й класс вечерней (!) школы, где
были серьезные взрослые люди.(Да,да,
были такие времена, когда в вечерней
школе учились не выгнанные из днев-
ных школ дети, а взрослые люди).
На уроке шла речь о произведении Бо-
риса Васильева "В списках не значился".
Я зачитывала момент,когда обессилев-
ший и потерявший зрение лейтенант Ни-
колай Плужников поднимался из катакомб.
Несдавшийся, непокоренный. Я не могла
сдержать слез. Молча, опустив головы,
плакали мои 26 учеников.
Неужели были такие времена, когда наши
ученики плакали на уроках?!
С ностальгией вспоминаю свою работу в
школе.
Катенька! Загляните ко мне на урок,если
позволит время.("Деревенька моя","Монго-
лия не заграница") Потомственному педа-
гогу это будет интересно.

С уважением!

P.S. Исправьте опечатку: "...выскочила из
кабинета с маковыми щеНками".

Благодарю Вас, Фаина, за такой тёплый и обстоятельный отзыв! Приятно услышать мнение коллеги-единомышленника. Да, слёзы учеников на уроках литературы - это безошибочный показатель того, что урок прошёл так, как надо. Сейчас я преподаю в вузе, работаю со студентами. И случается, что тоже удаётся довести до слёз в хорошем смысле этого слова. Их, к сожалению, далёких от поэзии (читают мало или совсем не читают), знакомлю со стихами Э.Асадова. И плачут. Не все, конечно. Но это неважно. Каждая такая слезинка дорогого стоит. Ещё раз спасибо Вам! На Вашу страничку загляну обязательно в свободное время.
С уважением и признательностью,
Екатерина.
P.S. Опечатку исправила. Спасибо за замечание. Самое интересное, что эту опечатку я исправила ещё в прошлом году. И вдруг... снова. Мистика какая-то))))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Р.Рождественский.

Учитель в моей жизни появился с первых дней. В этом нет ничего удивительного, ведь учитель – моя мама.
Мама… Учитель…. Какие сердечные слова. Я самая счастливая на земле девочка, потому что эти два слова я достойна произносить. Моя мама - учитель!
Мама… С рождения она окружила меня заботой и теплом. Она учит меня отличать зло от добра, во время трудностей спешит на помощь, искренне радуется моим успехам. Мамочка, ты самый близкий для меня человек. Всё в нашей жизни начинается с детства, а детство – с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего – учитель. Два великих предназначения на Земле!
Учитель! Такое нежное, доброе и ласковое слово. От него исходит забота, тепло и уют. Когда произносишь это слово, то охватывает волнение. Учитель не просто даёт знания по предметам, но и оставляет след в душе каждого человека. Для меня мама и учитель – один и тот же человек.
Моя мама – Косова Ирина Юрьевна – учитель с двадцатипятилетним стажем. Она преподает в начальных классах. У неё очень ответственная и почётная профессия. В первом классе к ней приходят малыши, которым она заменяет маму. Каждому из них она отдаёт частичку себя, и каждый из них занимает особое место в её сердце. Мамочка всегда находит самые нежные душевные слова, доходит до сердца каждого своего ученика. Ежедневно она дарит детям богатство русского языка, показывает красоту окружающего мира. Я вижу, сколько времени, терпения, физических сил требует эта работа. Чтобы работать учителем, надо любить детей. Ведь дети чувствуют ласку и добро и платят тем же. Я думаю, что учитель – это не профессия, а образ жизни моей мамы. Ведь мысли о школе не покидают маму никогда. Она думает о школе постоянно: утром, днём, вечером, во время каникул и отпуска. Мама рассказывала, что ещё в детстве она играла в куклы и представляла себя учителем. Уже в третьем классе она точно знала, что будет учить малышей. Мама добилась своего и делает это уже четверть века. Однажды я спросила у неё:
- Мама, тебе нравится твоя работа?
И услышала:
- Я учительница и горжусь этим. Именно эта работа даёт мне радость, ощущение полноты жизни, чувство молодости. Нет работы на свете более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям. Она самая благородная и увлекательная.
Вот так ответила мне мама. Да я и не ждала другого ответа. Ведь я вижу, как мама «горит» на работе. Существует выражение «сердце отдаю детям» - это о моей маме и о многих учителях нашей школы.
Учитель! Как трудно произнести достойно это звание через всю жизнь. Моя мама всегда на виду, как на «ладошке», каждое её движение, каждый её шаг под «прицелом» ученических глаз. Как она любит эти глаза! Как-то она сказала: «Когда заходишь в класс, то видишь, что на тебя смотрят десятки глаз учеников и все они разные: ершистые и живые, требовательные и сосредоточенные, настойчивые и причудливые, талантливые и открытые, жаждущие общения. Без этого многоликого и разнообразного мира, именуемого школьной страной, я не мыслю своей жизни». Я долго думала над словами мамы и поняла, что работа учителем составляет основу её жизни. Как бы плохо не было маме, она всегда подтянута, собранна, улыбчива. Для многих своих учеников она образец для подражания. Мамочка добра, порядочна, бескорыстна. Настоящий учитель должен обладать такими человеческими качествами. В нашей жизни так много зла, ненависти, горя. Я думаю, что всё это творят недоученные и недолюбленные люди.
Учитель в школе – это человек, ведущий за собой в океан знаний. Мама- учитель. Моим одноклассникам кажется, что это здорово, т.к. мама всегда рядом, мама всегда поможет. Но лишь только я понимаю, что с началом учебного года мамина жизнь принадлежит школе и на семью у неё порой не хватает времени. «Горячая пора» в нашей семье начинается с сентября. Мама работает не только в школе, но и всё время дома. Мы ложимся спать – мама проверяет тетради, мы просыпаемся – мама работает на компьютере. Она постоянно что-то пишет, читает, печатает. Я стараюсь помогать ей во всём. Сестра и папа берут часть домашних забот на свои плечи. К сожалению, работы у мамы меньше не становится. В выходные дни мы стараемся отвлечь маму от её школьных хлопот: ездим в лес, ходим в кино, приглашаем в гости друзей. Для меня очень странно звучат слова мамы: «Я делаю уроки». Она старается сделать свои уроки интересными, запоминающимися. Мамочка не останавливается на достигнутом. Она всегда движется вперёд, участвует в конкурсах, выступает на конференциях. Мама активная и трудолюбивая. Она самая заботливая и всё умеющая делать. Меня восхищает в маме умение видеть в каждом ученике личность. Она учит детей доброте, искренности, трудолюбию. Для меня мама – самый лучший педагог в мире! О себе она говорит - «просто учительница». Но я знаю, что ученики её любят и уважают, доверяют ей свои секреты. Иногда, так получается, я сижу на её уроках за последней партой. Как она удивительна! Мама сразу увлекает ребят своим рассказом. Её голос заставляет всех слушать. Он не то, чтобы громкий или властный, он просто полон любви и внимания к детям. Кажется, что мама ведёт беседу именно с каждым, к нему обращается, от него ждет ответа. Мамины уроки – это уроки доброты и мудрости, душевной щедрости. Трудно подсчитать, сколько учеников «прошло через её руки», скольким она помогла поверить в себя, скольких она научила, для скольких стала примером. Годы проходят, а мамины ученики не забывают о ней: поздравляют с праздниками, приходят в гости и просто звонят спросить совета. У мамы много друзей. Она всегда готова прийти к ним на помощь в трудную минуту.
Мама, мамочка! Учитель! Мой учитель! Интересно, сколько раз за свою жизнь человек произносит эти слова? Каждый раз я открываю для себя в них новый и новый смысл. Я очень хочу быть достойна этих двух слов. В школе много учителей, но для меня мой любимый учитель – это моя мама! Возможно, я иногда огорчаю её, не слушаюсь, чем-то расстраиваю. Но всё равно для меня она самый любимый самый родной и близкий учитель.

Мама учит меня в дома.
В школу прихожу с утра,
Что я вижу? Снова – мама,
Нас всех учит, здесь она.
Каждый день хочу желать я
Маме множества побед.
Не болей, моя родная,
И живи ты много лет!

(Сочинение)

Работу выполнила

ученица МБОУ СОШ № 4 г. Агрыз

Республики Татарстан

Акбашева Рузиля Раушатовна

2015 учебный год

Моя мама – учитель.

На свете много разных есть профессий,

Но есть одна, которая,

Быть может, всех нужней,

Профессия – учить детей.

Кто такой учитель? Учитель – это Человек, Наставник, Помощник, Друг.

Учитель в школе – это человек, ведущий за собой в океане знаний, человек с несгибаемой силой воли, умный, ответственный, сдержанный, чувствительный, строгий и справедливый.

Когда учитель приходит домой, и там его не оставляет его профессия: посмотреть дополнительные материалы, проверить письменные работы, придумать что-то новое и интересное для завтрашнего урока, прочитать дополнительную литературу, познакомиться с новинками. А как же? Ведь мало рассказать, что есть в учебнике? Современные дети знают очень и очень много, удивить их, бывает, трудно, а заинтересовать и того труднее.

А ведь учитель - это обычный человек, у которого есть семья, родные и близкие люди, есть свои личные и семейные проблемы, радости. Что остаётся для них? Семья, в которой есть учитель – это особая семья. Всё здесь по-особому, всё не так.

В моей семье один учитель – мама, Акбашева Резида Хайдаровна. Мама – учитель начальных классов.

Ещё в школьные годы мама мечтала стать учительницей. Хорошо училась, активно участвовала в жизни школы. И 1 сентября 1996 года, закончив Нижнекамское педагогическое училище, приехала в родную деревню в школу, учить детей. Мама работает в школе 19 лет. Все эти годы она старалась найти подход к каждому ученику. Я ни разу не слышала, чтобы мама когда-нибудь повысила на своих учеников голос.

Вся жизнь моей мамы регламентирована в соответствии со школьным расписанием. Она работает в нашей школе, и каждое утро мы вместе идем в школу. Звенит звонок – и для неё, и для меня начинается урок. Те, у кого родители не педагоги, наверное, никогда не поймут, что значит быть учительской дочерью.

Да, это постоянное наблюдение, контроль каждого шага и поступка со стороны матери-учителя. За это нас, учительских детей, часто жалеют одноклассники. Но это еще и помощь в трудную минуту, поддержка в каких-то начинаниях, защита. За это нас, учительских детей, иногда недолюбливают, считая несправедливо, что нам оказываются привилегии. Некоторые одноклассники говорят: «Не хотел бы я, чтобы моя мама работала в одной школе со мной». Я могу ответить, что меня это вполне устраивает. Всегда можно прийти и решить любой вопрос, не откладывая до вечера. В этом есть свои плюсы. Я стараюсь хорошо учиться. И не потому, что не хочу, чтобы меня наказывали, а только потому, что не хочу подвести свою маму перед лицом её коллег и учеников. Я горжусь тем, что моя мама - учитель, и стараюсь быть достойной её.

С первого класса мама помогает мне добросовестно и творчески выполнять домашние задания, и мы вместе радуемся, когда получаем хорошие отметки.

Дома мы с отцом стараемся оберегать нашу маму, помогаем ей, как можем.

Она у нас самая добрая! Мама всегда и во всём готова помочь нам и всем, кто обращается к ней за помощью, несмотря на то, что у неё совершенно нет свободного времени.

Я горжусь тем, что моя мама - учитель и стараюсь быть достойной её.

От лица всех детей учителей, прошу с уважением относиться к своим педагогам, так как они этого заслуживают. Они - очень ранимые люди и всегда переживают, когда что-то происходит на работе. Мне об этом известно как никому другому.

Мою маму зовут Тупицына Светлана Николаевна. Она работает в школе №1 учителем начальных классов уже 17 лет.

Я считаю, что мама моя – учитель по призванию. Как рассказывала бабушка, мама всегда мечтала стать учительницей. Больше для нее никаких профессий не существовало! Начала она ” учить” еще в детстве, играя только в ” Школу”. Рассаживала свои игрушки: кукол, мишек, зайчиков и начинала уроки. Сама за них писала в тетрадях и ставила им только пятерки.

После окончания школы, мама решила идти учиться на учителя начальных классов, бабушка была категорически против маминого выбора будущей профессии, всячески отговаривала. Говорила, что профессия учителя – очень трудная, неблагодарная, нервная и, вообще, работать с детьми – это наказание! Но мама ни разу не усомнилась в правильном выборе своей профессии. Она четко шла к своей мечте – стать учителем.

Окончив Ирбитское педагогическое училище с отличием, мама пришла работать учителем начальных классов в школу №1, в которой сама училась, а теперь учусь и я!

Работа учителя – непростая профессия, но мама никогда не пожалела о выбранном пути, хотя бывало разное: и недоумение, и разочарование, и раздражение, и горькие обиды, и счастье взаимопонимания, радость успехов, побед своих и учеников.

Учитель – трудная работа, особенно, как я заметила, в последнее время. Весь день в школе, да еще и дома мама занимается школьными проблемами: конспекты, проекты, подготовка классных часов, бесед, конкурсов, праздников, рабочие программы – да всего и не перечислить. Я вижу, сколько труда и терпения вкладывает в работу мама, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. Мама долго готовится к урокам: составляет презентации, готовит шаблоны, инструкционные карты, то кроссворды, то ребусы, то ищет познавательный материал по теме урока, думает, что будет развивать и воспитывать на уроке у своих учеников, попутно проводит воспитательную беседу и со мной. Сейчас мама учит первоклассников, и я вижу, что она каждый день печатает карточки по чтению для разных групп учеников. Чтобы заинтересовать малышей, мама придумала для письма картинки – силуэты с буквами и их элементами. Я часто слышу, как говорит мама: ” А чем же я завтра удивлю своих ребят?”.

Мама очень старается и все свои знания, и энергию передать детям, пытается подарить частичку своего тепла каждому ребенку. Отношения с учениками мама строит на взаимном уважении. Ее отличает необыкновенная любовь к детям, трудолюбие, творчество, ответственность за каждого ребенка, его судьбу. Она неравнодушна к результатам своего труда и успехам своих учеников. Любовью и благодарностью отвечают и ученики маме. И, наверное, неслучайно выпускники часто навещают ее в школе и даже приходят к нам в гости домой. За чашечкой чая рассказывают о своих проблемах и удачах. Я вижу, как мама радуется за них, всегда интересуется их судьбой после окончания ими школы.

Несмотря на то, что мама учит детей, она и сама постоянно учится-повышает свой профессиональный уровень: окончила Нижнетагильский педагогический институт, посещает курсы, разные семинары, много читает педагогической литературы, старается быть в курсе всех новинок обучения и воспитания.

У моей мамы за работу есть много грамот и благодарственных писем.

Я горжусь своей мамой, а мама гордится тем, что она – Учитель!

“Моя мама – учитель”

Выполнила: Ученица 11 класса Табуркина Ирина

Руководитель: Белобородова В. М.

Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передавать опыт молодым, только вступающим в сомостоятоятельную жизнь людям, – это большой талант. Именно к таким людям я отношу свою маму. Поэтому сегодня я вам хочу рассказать о ней:

Учитель – дорогое слово,

О нем сегодня Вам буду говорить,

То, значит, и учебы нет.

А если нет учебы в жизни нашей,

То люди перестанут жить на свете,

Ведь если нет учителя на свете,

Считайте, мира вовсе нет.

Мою маму зовут Зыкова Вера Леонидовна, в данный момент она работает в Гаевской основной общеобразовательной школе.

В первый класс мама пошла в 1972 году в Сосьвинскую школу №4. Окончив десять классов в 1982 году, она решает идти по стопам отца и стать учителем. Мама поступает в Нижнетагильский педагогический институт на физико-математический факультет. Закончив через пять лет институт, мама возвращается в Сосьву, где работает в школе №1. Через какое-то время она переезжает в Ирбит, где устраивается работать в школу №12. Через несколько лет мама переходит работать в Гаевскую школу.

На это время у нее уже трое своих детей, которых она воспитывает одна.

Когда я пошла в школу, то мне казалось, что маме совсем не до меня, потому что она постоянно на работе, и я от нее получала мало внимания. Мне хотелось проводить больше времени с мамой, чтобы она помогала мне. Когда я повзрослела, то поняла, что мама постоянно пропадает на работе ради моего же блага, но все же я хотела маминого внимания. Иногда я даже ревновала ее к работе. Сейчас я повзрослела и, видя благодарных учеников и выпускников своей мамы, понимаю, что вся моя ревность была зря.

Благодаря тому, что моя мама учитель, я узнала настоящую сторону жизни педагогов: ежедневную проверку тетрадей, подготовку к урокам, родительским собраниям, праздникам. Ведь у каждого учителя есть своя семья, но он, жертвуя ею, отдает свое время, терпение и душевное тепло работе и ученикам. Несмотря на то, что мне не хватало внимания, я благодарна своей маме за то, что она меня воспитала, благодарна ей за терпение, чуткость, доброту и понимание.

(Пока оценок нет)



Публикации по теме