Легко ли быть подростком пример из произведения. Трудно ли быть подростком

Не существует универсального рецепта нормальности для подростков. Все зависит от ваших интересов, пристрастий и предубеждений. Все подростки испытывают огромное разнообразие эмоций и впечатлений: они присоединяются к разным компаниям или избегают их, чувствуют отчужденность от сверстников или, наоборот, вовлеченность, им то весело, то грустно, и добавьте сюда еще изменения, происходящие с телом. Вы можете страстно желать быть принятым в какую-нибудь компанию сверстников: приблизительно того же возраста, уровня и интересов. Даже те подростки, которые ведут себя, как чужаки, и всячески подчеркивают свои странности и непохожесть на других, все равно имеют близких по духу друзей. И это нормально – чувствовать, что с вами что-то не так. Все мы хотим быть частью чего-то, но это не означает, что вам придется стать бездумным роботом с непреодолимой тягой к конформизму. Примите все свои внутренние странности и станьте истинным собой. Это нормально. Читайте первый шаг и получите более подробную информацию.

Шаги

Как вести себя нормально

    Проводите время с людьми, которые занимаются чем-то положительным, чем бы и вы хотели заняться. Становится все проще проводить слишком много времени наедине с собой. В то время как немного уединенности может принести пользу, даже одиночкам приходиться выходить ради работы, развлечений или еды. Чтобы вести себя в нормальной, приемлемой для общества манере (не слишком отличающейся от существующих устоев), важно проводить время среди других людей, общаться с ними, учиться чему-то. Так вы сможете взаимодействовать с окружающими более непосредственно и легко включаться в разные группы. Даже если вы просто будете находиться в гуще людей в кафе, ресторане или кинотеатре, это поможет вам что-то узнать о других и чувствовать себя не таким изолированным. И чем больше опыта вы будете приобретать в завязывании знакомств и общении, тем более комфортно вы будете ощущать себя в собственном теле.

    • Ходите в такие места, где есть большая вероятность встретить близких вам по духу людей. Любите комиксы или книги? Прекратите покупать или читать их онлайн и наведайтесь в местный книжный или магазин комиксов. Любите рисовать или делать что-то своими руками? Идите в художественную студию, магазин для рукоделия или клуб по интересам, сходите в музей. Запишитесь на занятие, связанное с одним из ваших интересов, и поддерживайте разговор с окружающими, ведь вы учитесь одному и тому же. Займитесь хоровым пением или начните брать уроки музыки в музыкальной школе, погрузитесь в какой-нибудь вид спорта.
    • Онлайн-друзья существуют только в теории. Они «реальны» большое количество времени, но наши взаимодействия через интернет сильно отличаются от отношений в настоящем мире. Постарайтесь на каждый час онлайн-общения выделить столько же, если не больше, общения лицом к лицу.
  1. Станьте счастливее, прекратив общение с теми, кто ведет себя слишком дико, чересчур странно или отрицательно. Они могут попасть сами и вовлечь вас в большие неприятности, которые приведут к позору и потере репутации. Избегайте сближения и любого взаимодействия с людьми, которые полны ненависти, которые ведут себя деструктивно, подло, зло и так далее.

    • Вы можете прийти на помощь к людям, которые интересуются вашим мнением или просят вас помочь им сделать или починить что-то, если у вас есть такое желание.
    • Не ищите неприятностей, держитесь от них подальше.
  2. Обратите внимание на язык тела окружающих. Когда вы находитесь среди людей, следите за знаками тела, которые они вам посылают. Так вы поймете, что воспринимается как норма в этой ситуации.

    • Отзеркаливайте поведение окружающих, если вам при этом комфортно. Если вы в библиотеке, где все выглядят тихими, прилежными учениками, поглощенными работой, вероятно, это не лучшее время, чтобы начинать буянить и отпускать громкие шутки. Если вы на школьной дискотеке, и все вокруг танцуют, нормой тут будет именно танцевать, хотя это не обязательно. Оба варианта будут нормальны.
    • Если ваш сосед на обеде в столовой пытается установить зрительный контакт и улыбается вам, скорее всего, это удачное время для начала беседы, если вы к ней расположены. Старайтесь вести себя дружелюбно. Люди, которые не против общения, часто принимают открытую позу: плечи назад, голова поднята, при этом они не слишком расслаблены. Расслабленное бездействие может означать усталость, сонливость, злость, стеснительность или раздражительность. Скрещенные руки и ноги могут быть признаком того, что человек вполне доволен своей собственной компанией и не желает никого к себе подпускать. Научитесь узнавать такие признаки и не принимать закрытые позы сами, когда разговариваете с кем-то.
    • Если люди необщительны или не желают разговаривать именно с вами, то они опускают голову и скрещивают руки. Если вы будете на них давить, возможно, им станет неуютно. Распознавайте такие вещи и не завязывайте бесед в таких случаях. Дайте им немного пространства.
  3. Будьте хорошим слушателем и ждите своей очереди заговорить. При беседе с одним человеком или группой людей старайтесь отводить приблизительно равное время на то, чтобы слушать и говорить. Чтобы вас заметили, совершенно не нужно «тянуть одеяло на себя». Активно слушать так же важно, как и говорить. Смотрите на вашего собеседника, кивайте, чтобы показать, что вы действительно слушайте то, о чем он рассказывает.

    Создайте свои собственные нормы допустимого, очертите границы. Подростки хотят, чтобы их воспринимали как индивидуальность, зрелую и более опытную, чем сверстников. Из-за этого часто возникает соблазн с головой окунуться во что-то, к чему вы еще не готовы или даже не заинтересованы. Курение, алкоголь, эксперименты с сексом – множество обычных подростков сталкиваются с этими вещами, и здесь нет единственно верного решения. Вы должны четко осознавать, что это именно ваш выбор и за все последствия отвечать тоже вам. Это ваша жизнь. Принимайте свои собственные решения и вырабатывайте принципы поведения лично для себя.

    • Желание быть принятым нормально, и часто рискованное поведение кажется удачным способом стать включенным в какую-то группу людей и заслужить их уважение. Но, когда вы идете на компромисс со своими убеждениями, это означает, что вы перестаете быть собой. И тогда уважают не вас настоящего, а фальшивую маску. Вы сами остаетесь незамеченными.
    • Еще очень хорошо ставить некоторые границы открытости. Совершенно нормально оставлять некоторые мысли при себе. Сейчас стало слишком легко выставлять напоказ каждый маленький успех и неудачу, каждое огорчение и радость через статусы в социальных сетях. Но разве нужно, чтобы все это видел каждый желающий?
  4. Сделайте свою комнату своим замечательным прибежищем. Нет, наверное, для подростка более критичной вещи, чем иметь пространство, которое полностью в его распоряжении. Сделайте его таким же уникальным, как и вы сами: заполните его постерами или свечами, записями или рисунками. Заполните его собой. Покрасьте свою комнату в любой цвет, какой хотите, и разместите в ней те вещи, на которые вам нравится смотреть. Обдумайте, какой вы хотите видеть вашу идеальную комнату, и получите разрешение переделать ее.

    • Если у вас нет своей комнаты, найдите такое место, где вам будет уютно, и где вы можете проводить время. Прогуляйтесь в ближайший парк или лес и найдите какое-нибудь великолепное бревно, чтобы на нем сидеть, или просто займите понравившийся вам стол у окна в библиотеке, или проводите время у друга. Постарайтесь найти какое-нибудь доступное место, где вам будет спокойно и хорошо.

    Как выглядеть нормально

    1. Носите чистую одежду, которая хорошо на вас сидит. Вообще говоря, нет понятия нормальной одежды: мода постоянно меняется, и уследить за ней может быть очень трудно, однако важно всегда соблюдать две вещи: чтобы одежда была чистой и отлично на вас сидела. Носите все, что хотите, лишь бы вам в этом было комфортно, но следите за тем, чтобы она как можно больше вам шла.

      • Джинсы-скинни и кроп-топы тоже могут быть в вашем гардеробе, но не потому, что они сейчас на пике популярности или являются нормой, так как это еще не означает, что они подходят вашему телосложению. Носите такую одежду, которая подчеркивает достоинства вашей фигуры и дает ощущение комфорта, а не ту, в которой вы чувствуете себя неуверенно или слишком раздето.
      • Не бойтесь одеваться в собственном стиле. Если вы думаете, что винтажная баскетбольная майка и спортивные шорты выглядят здорово, тогда это хороший выбор. Если вам кажется, что полосатые майки с длинным рукавом и штанами цветом хаки смотрятся отлично - все в порядке. Если вещи, которые вы носите, чистые и подходят вашей фигуре, то с вашим образом все хорошо.
    2. Узнайте что-нибудь о современной моде. Это хорошая идея: обращать внимание на то, что носят ваши ровесники. Не для того, чтобы подстраиваться и носить то же самое, а для того, чтобы вы имели хоть малейшее понятие о нынешней обычной одежде. Кроме того, если вы решите пойти в другом направлении, по крайней мере, будете знать, что делаете, и не станете носить в школу полосатые дедушкины брюки и теннисные туфли, потому что думаете, что это нормально.

      • Вам не нужно ходить в дорогие бутики, чтобы нормально одеваться. В универмагах и других торговых точках обычно есть интересные модные вещи, которые вы можете себе позволить. Вы можете попробовать найти самую новую и чистую одежду своего размера в секонд хендах или комиссионных магазинах.
      • В старшей школе может показаться, будто все озабочены тем, чтобы достать какую-нибудь супермодную в этом сезоне вещь, которая обычно дорогая, и о которой все равно забудут через полгода. Например, никто не носит уже джинсы-трубы.
    3. Приведите себя в порядок. Если вы хотите выглядеть нормально, вам не нужно придумывать ничего особенного в плане ухода за собой, потребуются лишь кое-какие усилия. Хорошо ухаживайте за собой и следите за чистотой – ваша уверенность в себе укрепится от понимания, что вы выглядите на все сто.

      • Чистите свои зубы с помощью зубной щетки и зубной нити. Ваша улыбка будет всегда располагающей и готовой оказаться на неожиданной фотографии, если вы будете как следует за ней ухаживать. Здоровые зубы значительно поднимут вашу самооценку.
      • Принимайте душ хотя бы через день и обязательно тогда, когда вы делаете упражнения. Мойте волосы шампунем, а тело – мылом или гелем для душа.
      • Ваши ногти должны быть чистыми и аккуратно обрезанными. Обычно девушкам еще нравится красить ногти лаком время от времени. Это совершенно нормально, можете попробовать, если хотите. Старайтесь, чтобы лаковое покрытие всегда было свежим, и удаляйте его, как только оно начинает сходить.
      • Поговорите со своими родителями, когда вам можно начинать краситься, если вам это нужно. Наносите немного макияжа в естественных тонах, чтобы подчеркнуть вашу красоту.
    4. Займитесь своей прической и держите волосы чистыми. Ваша шевелюра так же важна, как и другие части тела: нужно немного напрячься, чтобы она была здоровой и чистой. Волосы нужно мыть как минимум каждые два-три дня, чтобы они были сильными и блестящими. И мальчики, и девочки должны регулярно расчесывать волосы, чтобы они не спутывались и оставались здоровыми.

      • Если вы пользуетесь средствами для укладки – не переусердствуйте. Немного пенки, геля или лака может быть более чем достаточно. Не превращайте свои волосы в жесткий шлем из-за лака, как в девяностых. Нацельтесь на естественный образ, который подчеркнет красоту ваших волос.
      • Экспериментируйте с новыми стрижками. Можете коротко подстричь волосы машинкой или отрастить их, как рокер, если хотите. Покрасьте волосы в ярко-красный, если это разрешено в школе. Подростковый период – единственное время, когда вы можете экспериментировать со своей личностью и внешностью. А шевелюра всегда отрастет.
    5. Заботьтесь о своем теле. Когда вы молоды, кажется, что вы неуязвимы. Вы можете есть столько, будто завтра никогда не наступит, не спать всю ночь и провести потом весь день на ногах, как ни в чем не бывало, и восстанавливаться после всяких повреждений очень быстро. К несчастью, это не продлится долго. Важно завести хорошие привычки, которые сохранят вам здоровье и в более взрослом возрасте.

      • Уделяйте внимание тому, что и сколько вы едите. У большинства подростков сумасшедший обмен веществ, то есть вы можете есть огромное количество высококалорийной пищи, не прибавляя в весе, особенно, если вы физически активны и занимаетесь спортом. Когда период высокого метаболизма заканчивается, или вы прекращаете заниматься спортом, можно неожиданно набрать много лишнего веса. Важно развить любовь к физической активности пораньше, так чтобы вы смогли сформировать хорошие привычки, которые сохранили бы вам здоровье на длинной дистанции.
      • Вам не нужно становиться заядлым спортсменом, чтобы полюбить физические упражнения. Если вы любите баскетбол, но не хотите играть в команде, идите в парк и забрасывайте мяч в корзину. И кому какое дело, если вы больше мажете, чем попадаете? Если вам не нравится никакой соревновательный вид спорта, попробуйте заняться пешим туризмом или прогулками по лесу и погрузиться в природу. Можете заняться скалолазанием и посмотреть, нравится ли оно вам, или попробовать любой другой захватывающий вид физической активности, где вам не потребуется компания.

      Как практиковать «нормальность»

      1. Найдите хобби, которое помогает вам расслабиться. Подростку важно иметь любимое занятие и интересоваться чем-то, чтобы быть занятым в свободное время. Школа, вероятно, не помешает этому. Постарайтесь найти какое-нибудь увлечение за рамками учебы, которое позволяло бы вам снимать напряжение и испытывать положительные эмоции. Некоторые виды таких занятий могут быть отличным способом знакомиться и общаться с вашими ровесниками без необходимости завязывать знакомство самостоятельно.

      2. Расширяйте свой кругозор. По мере того, как вы взрослеете, важно узнать как можно больше о других людях и развить навыки сопереживания. Ребенок думает только о себе, взрослый способен мыслить более альтруистично, а подросток – где-то посередине. Это может быть нелегко.

        • Программы школьного обмена и, вообще, поездки на какие-нибудь обучающие курсы могут быть отличным способом обогатить личный опыт для многих подростков, если у них есть такая возможность. Точно так же работа на неполный рабочий день и попытки работать на себя – это важный этап взросления, которому можно посвятить летние каникулы или выходные после учебной недели.
        • Читайте столько, сколько можете, и столько разных вещей, сколько найдете. Отлипните от дивана и посмотрите, какие есть интересные романы, описания путешествий, научная фантастика или фэнтези, в зависимости от того, что вам нравится. Читайте и сложные, и легкие для вас вещи. Читайте все время. Читайте все.
      3. Попробуйте разные способы самовыражения. Период, когда вы еще подросток – самое подходящее время для экспериментов, примерки разных образов и способов поведения на себя, пока вы не поймете, какой подходит вам больше всего. За один только год вас может кидать из одной крайности в другую: то вы хотите стать доктором, то понимаете, что вам нравится ваша позиция в футбольной команде, то вы не хотите делать ничего, кроме того, чтобы писать стихи и проводить время с художниками и красить ногти в черный цвет. Все в порядке! Это нормально!

        • Попробуйте стать человеком искусства. Возьмите несколько уроков рисования и изучите основы, чтобы понять, хотели бы вы проводить свои дни в художественной студии, создавая странные шедевры.
        • Погрузитесь в темный мир готов. Многие подростки находят утешение в темных одеждах и зловещей атмосфере готической субкультуры. И хотя она может показаться странной, такое увлечение тоже нормально.
        • Примите своего внутреннего атлета. Заядлые спортсмены – вовсе необязательно злодеи из колледжей в драматических фильмах. Станьте эмоционально уравновешенным атлетом, который воспринимает спорт всерьез. Сделайте это вашей «фишкой».
      4. Найдите близких по духу людей. Поищите компанию похожих на вас людей, которые вам нравятся, и узнайте их поближе. Общайтесь с ними в школе и за ее пределами. Поддерживайте и воодушевляйте друг друга.

        • Делайте упор на формирование нескольких крепких отношений вместо множества бессмысленных. Ваши 800 друзей в Вконтакте или Фейсбуке ничего не значат, если вы не можете поговорить ни с кем из них в реальной жизни. Другим хорошим вариантом будет знакомиться с множеством людей, с которыми у вас не так уж много общего. Если вы подтянутый спортсмен, постоянно общайтесь с богемой, чтобы увидеть, что вас объединяет. Попробуйте завести друзей из разных сфер.
      5. Отведите место в вашей жизни для школы и работы. Развлекаться – важно, но серьезное отношение к своим обязанностям – не менее важная часть взросления. Оставьте достаточно времени в своем плотном подростковом графике для того, чтобы выполнять домашние задания и учиться как можно более хорошо. Даже если вам кажется, что вы уверены, будто знаете, чем хотите заниматься в жизни, и этот план не подразумевает алгебру с тригонометрией, все равно уделяйте этим вещам много внимания. Вы никогда не знаете, как можете пожалеть о том, что расслаблялись на уроке труда, когда изучали сварку металла, или невнимательно относились к урокам кройки и шитья.

        • Следите за тем, чтобы вести качественный конспект. Записи заставляют вас концентрироваться, улучшают память и служат полезным помощником по учебе.
        • Выполняйте домашние задания. Не отлынивайте от них, потому что, верите вы или нет, это действительно помогает вам в учебе. Будьте внимательны на уроках и задавайте вопросы, чтобы не упускать ничего важного. Уважайте своих учителей и постарайтесь извлечь максимальную пользу из занятий.
      6. Подумайте немного о своем будущем. Где бы вы хотели быть через десять лет? А через двадцать? Что вы хотели бы сделать со своей жизнью? Это сложные вопросы для любого и неприятные – для большинства, особенно подростков. Но это то, с чем вам необходимо справится. И чем больше вы работаете над этим, тем лучше готовите себя к подростковому и более старшему возрасту, и тем более нормальным вы будете. Это нечто, с чем каждый должен справиться перед тем, как перейти на взрослый этап жизни.

        • Если вы хотите пойти в университет или колледж, начните изучать, в какие из них вы бы могли бы поступить. Они должны быть доступны для вас и предлагать специальности, на которых вы хотели бы обучаться, или быть полны близким вам по духу людей. Многие подростки, которым тяжело дается заводить друзей в старших классах, чувствуют себя потом как рыба в воде в университете или колледже.
        • Также совершенно нормально не иметь представления о том, чем вы хотите заниматься в жизни. Не беспокойтесь об этом слишком сильно. Все в порядке. Когда вас кто-то об этом спрашивает, ответьте, что для начала вы хотите справиться со своим переходным возрастом.
      • Знайте, когда нужно остановится и сказать нет. Например, говорите «нет!», когда кто-нибудь просит вас выпить или попробовать сигару/сигарету. Курение не сделает вас нормальным или классным, это только заставит некурящих сторониться вас. Если вам нет 18 лет, то это незаконно и может привести к раку. Выпивать до совершеннолетия тоже незаконно, и многие посетители баров – закоренелые пропойцы средних лет, которые живого места от вас не оставят, если вы будете с ними соревноваться. Травка осталась в 1960-х и также незаконна (если только вы не живете в паре штатов Америки, в Голландии или Чехии), так что не употребляйте марихуану.
      • Найдите способ весело проводить время с друзьями. Для разных людей это означает разные вещи. Для скейтеров – проделывать сумасшедшие трюки на скейте и много смеяться. Подумайте о лошадиных, мотоциклетных и автомобильных гонках, соревнованиях по метанию дротиков, пейнтболе и страйкболе. Для разных компаний – разные занятия. Играйте в компьютерные игры вроде Симсов или Доты, но не переусердствуйте. Смотрите все, что вам нравится, и слушайте ту музыку, которая, как вам кажется, звучит лучше всего.
      • Будьте индивидуальны. Имейте свое собственное мнение, но не исключайте других точек зрения.

      Предупреждения

      • Не делайте ничего такого, что заставляет вас чувствовать себя некомфортно. Если обнаружили, что на вас давят, чтобы вы сделали что-то, от чего у вас нехорошие ощущения в желудке – уклонитесь от этого или тихонько скройтесь.
      • НЕ проводите все свое свободное время в четырех стенах, погрузившись в социальные сети или видеоигры. Выходите на улицу за свежим воздухом, потренируйте немного тело. Иначе вы рискуете растолстеть.
      • Определение нормальности – относительно. Пожалуйста, учитывайте культурные различия.

Также в подростковом периоде, ребёнок очень агрессивен и раздражителен, но он уже может переносить и решать различные трудные ситуации. В этом возрасте у него уже есть возможность выбора, который уже достаточно широк: от «какого цвета выбрать обувь» до «как мне помочь другу отказаться от курения».

Подросток пытается быть самостоятельным, делает сам уроки, выполняет обязанности на него возложенные – сам, а не по маминой просьбе. Пытается показаться взрослее, чем он есть на самом деле, но можно это делать разными примерами: как положительными – своим умом и воспитанием, так и отрицательными – вредные привычки.

В общем подростком быть легко в том смысле, что ты можешь что — то делать сам, например, одеться по своему вкусу, сделать хвостик, а не косичку, т.е. у тебя уже есть право выбора.

Сложно же тогда, когда предстоит трудный выбор или же неприятная ситуация, тогда очень хочется спрятаться за спины родителей, получить их поддержку, и то, как на эту просьбу будут реагировать родители, во многом и будет зависеть будущее молодого человека.

Но это всего лишь моё мнение, мнение человека, который не собирается выбирать путь, описанный в третьем примере. У всех же остальных людей имеется свой ответ на заданный выше вопрос.

P.S. Как обычно в конце каждой статьи хорошая песня от : Paul van Dyk — Let Go .

Определение границ подросткового возраста. Психологические изменения, происходящие у детей в этот период. Анализ основных проблем в семье. Отношение подростка к друзьям, к противоположному полу. Выбор и задачи, стоящие перед ним на пороге юности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Краснодарский край, Калининский район, станица Гривенская

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», 9 класс

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

Голубова Ксения Романовна

Введение

1.2 Психологические изменения

3.4 Мир вокруг

3.5 На пороге юности

Заключение

Список использованной

Введение

Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Подростковый возраст по праву считается самым сложным, непростым, переходным периодом в жизни человека от детства к юности. В психологии подростковый возраст называют периодом «бури и натиска» Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста?

Эту тему я выбрала, потому что сама на данный момент являюсь подростком, и она сейчас для меня является наиболее актуальной. Мне интересно, что с нами происходит и почему? Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам. Я решила поинтересоваться, какие проблемы являются наиболее актуальными для подростков школьного возраста, какие пути решения этих проблем видят мои сверстники и каковы их интересы вообще.

Цель: Исследовать особенности подросткового возраста и найти ответ на вопрос «Легко ли быть подростком?»

1. Узнать, каковы границы подросткового возраста.

2. Выявить сущность и особенности подросткового возраста.

3. Провести анкетирование среди подростков, по теме исследования.

4. Провести анализ анкетирования и литературы по теме, что, поможет выявить проблемы подросткового возраста.

Глава 1. Границы подросткового возраста

Для начала я решила установить: какой же возраст считается подростковым?

Оказалось, что этот вопрос спорный. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот период охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет.

Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.

Юридические границы возраста: малолетние - до 14 лет, от 14 до 18 - несовершеннолетние.

Подростковый возраст считают переходным периодом : подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, но чаще, как к взрослым.

1.1 Изменения подросткового возраста

Перечитывая статьи в Интернете, я обратила внимание на то, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подросток меняется постоянно - и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

Мне захотелось подробнее разобраться, какие же изменения происходят в этом возрасте?

1) физиологические изменения.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания. Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков - 13-15 лет.

Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А главное, что такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.

К чему приводят эти изменения?

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости.

1.2 Психологические изменения

Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Он становится возбудимым, раздражительным, вспыльчивым.

Подросток прикован к себе, занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая - и наверняка желая унизить и поставить на место.

Растет интерес к представителям другого пола. Информация сексуального характера становится значимой, важной.

В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

3) мировоззренческие изменения.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости - отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.

У подростков в этот период формируются убеждения, они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется параллельная система ценностей и взглядов на мир.

Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связно с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Глава 2. Результаты анкетирования

Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решила провести в школе исследование по интересующей меня проблеме. Для решения намеченных задач, мною была проведена анкета «Актуальные проблемы современных подростков». В ней приняли участие 108 подростков от 13 до 17 лет, учащиеся средней общеобразовательной школы №13. Анкета была анонимной и включала в себя 5 вопросов.

Таблица 1 Результат опроса.

Исследование позволяет сделать вывод, что современных подростков больше всего волнует проблема с учебой, на втором месте стоит проблема со второй половинкой, на третьем - Интернет зависимость и скука. Большинство подростков считают, что именно эти проблемы являются наиболее значимыми и актуальными в современном мире.

Таблица 2

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что в современной подростковой среде присутствует множество различных проблем, в решении которых подросткам может понадобиться помощь близких людей.

Таблица 3

По итогам результата данного вопроса, можно сделать выводы о том, что большинство детей в случае возникновения у них проблем обратились бы за помощью к друзьям (так как данный вариант выбрало большее количество подростков). На втором месте стоит вариант обратиться за помощью к родителям, на третьем к старшим товарищам, далее самостоятельное решение. Так же подросткам была дана возможность написать свой вариант ответа на вопрос. Только некоторые воспользовались данной возможностью. Вот, что они писали: обратятся к классному руководителю, найдут решение в Интернете. Данный результат свидетельствует о том, что в случае возникновения у них проблем, они будут обращаться за помощью.

Таблица 4

Большинство учащихся либо не знают учреждений, где подростки могут получить помощь, либо затрудняются ответить. Я считаю, что стоит решать все трудности с родителями, но если проблемы личного характера, то стоит обратить внимание всех специалистов работающих с детьми на необходимость постоянного информирования детей о деятельности тех учреждений, в которые они могли бы обращаться в случае возникновения проблем.

Таблица 5

По результатам данного вопроса, очевидно, то, что большинство подростков знают Телефон доверия. Детский телефон доверия (8 800 2000 122) используют для консультирования по сложным темам, обсуждение которых в личной беседе могло бы быть затруднительным. А также всем, что разговор останется строго между ним и специалистом.

Таблица 6

Преимущественная часть подростков ответили, что в случае возникновения у них проблем, они не обратились бы за помощью на Детский Телефон доверия. Я уверена в том, что им стыдно разговаривать с посторонним человеком о своих переживаниях, либо они плохо представляют себе процесс консультации, не уверены в эффективности данного вида помощи.

«Трудности жизни».

А сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Родители требуют, чтобы «был взрослым» и одновременно, чтобы «прекратил изображать из себя умника». Взрослые относятся не как к маленькому ребенку, но и не как взрослому, а как к чему-то среднему.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что современные подростки испытывают «трудности жизни» то есть проблемы с родителями, друзьями, со второй половинкой, трудности в учебе, скука, депрессия. Важно отметить, что большинство учеников осознают, что в решении проблем необходимо опираться на помощь близких людей.

Исследуя результат анкеты, я считаю, что стоит повышать психологическую культуру подростков, для того чтобы они могли помочь не только себе, но и друг другу.

Рассмотрев проблемы, касающиеся подросткового возраста, я решила изучить, почему возникают проблемы и методы их решения.

подросток семья друзья возраст

Глава 3. Проблемы подросткового возраста

3.1 Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Проблемы в семье

Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - нередко как раз враждебное растущему человеку. Пороки семьи - будь то разлад отношений между родителями, непорядочность, пьянство, хамство - приводят детей к разным реакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым как бы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие, возненавидев этот мир - будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, - стараются из него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школу без стен и парт - школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье.

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становиться абсолютно верным.

Как показывают результаты анкетирования часто конфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается в этом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в «плохую компанию». Родители зачастую сами виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением. «Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый, я знаю лучше.

Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно - чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.

3.2 Скажи мне кто твой друг? Подросток и его друзья

Всё же главное: взаимность, привязанность, как будто присоединение к другой душе, связь, бескорыстие, приязнь, доброжелательное принятие таким, каков ты есть, любовь и уважение. Вот уж поистине полное, необходимое и достаточно широкое объяснение, к которому не прибавить, не убавить, вот почему у каждого человека множество приятелей и знакомых, а друзей несколько.

Казалось бы, проблем нет, а на самом деле они есть и существенные.

Ориентиром, образцом для подростка нередко становится друг.

Вопрос о том, каким должен быть друг, - один из самых насущных для подростка. Друг нужен не только для здорового эмоционального самочувствия. Ища задушевного друга, подросток пристально всматривается в поступки и отношения людей. В дружбе обогащается общественный опыт подростка, укрепляются общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде. И всё зависит от друга, каков друг, таков и подросток.

Отношение подростка к другу становятся всё более и более взрослыми: к другу он предъявляет высокие человеческие требования. Если перевести на взрослый язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, должен всегда и во всём быть как бы частицей моего «я». Ребята ищут то, что соответствует их новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени, складываются, испытываются и оттачиваются идеалы подростков. Идеалы создают для подростка как бы психологическую перспективу, а дорога к ней прокладывается по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, подражанию. Эти близкие ориентиры, образцы - или окружающие его взрослые, или товарищи по учёбе, интересам и увлечениям.

Вот мнения подростков о хорошем друге: «во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступится за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведёт, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен и, наконец, вообще, «умеет дружить по-настоящему».

Не правда ли солидный список? Но с одной стороны, это качества, говорящие о высоком моральном облике, это своеобразный моральный кодекс. С другой стороны, эти качества непосредственно касаются отношений ребят друг к другу и проявляются в отношениях, в дружбе. К другу предъявляются очень большие требования: подросток ведь во всём максималист, ему надо всего и сразу.

Каждому подростку очень важно добиться уважения, признания товарищей, важно быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются и уважают. Но не всегда легко сделать это самостоятельно. Один не видит своих недостатков, другой не может проявить свои достоинства, третий робок и излишне застенчив, необходимо, чтобы подростка поддержали родители, дали совет, и не оставались равнодушными к ссоре ребёнка с другом, ведь ему тяжело это пережить без поддержки.

Нормальное развитие невозможно без общения со сверстниками. Друзья - это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. У друзей он находит столь необходимую ему оценку его знаний и умений, качеств, способностей и возможностей. У друзей он находит сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.

3.3 Трудности и любовь подросткового возраста

Отношения между представителями мужского и женского пола существовали всегда, еще в детском саду возникает интерес к противоположному полу. А что уж говорить о подростковом возрасте, когда ребенок развивается и морально и физиологически. Именно в этом возрасте в жизнь человека и вторгается это самое чувство, осмысленное и важное .

Сложно описать чувства подростка, когда он любит. У всех она разная, каждый проходит через это, у кого-то, может быть, она безответна, у кого-то напротив ответная. Когда любовь приходит к подростку, он, скорее всего, не будет склонен говорить о ней направо и налево, он будет хранить свое чувство от других. «Ведь та любовь, что на слова щедра, столь ненадежна, столь красноречива», - давно писал Тирсо де Молина. А Сухомлинский писал, что лучший разговор юных о любви - это молчание.

У каждого человека постепенно складывается внутренняя «идеальная модель» представителя другого пола, и каждый конкретный человек с ней более или менее осознанно сопоставляется. В некоторых случаях наблюдается своеобразное «впечатление» первого впечатления - наступает состояние влюбленности без дальнейшего критического анализа. С возрастом идеальная модель становится все более абстрактной, ожидается все большее соответствие ей конкретного человека, что не всегда реально.

Высшей и специфической формой полового влечения является любовь. Любовь - глубоко индивидуальное чувство, в отличие от других проявлений полового влечения она обязательно направлена на конкретного человека. Это чувство значительно расширяет горизонты восприятия человеком всего окружающего, придает ему способность многое увидеть с новой стороны, лучше почувствовать красоту и ритм жизни. В любви проявляется как общий уровень развития человека, так и нравственный его потенциал, а также его духовная зрелость.

Есть такое выражение, что «любовь - это половой инстинкт, облагороженный разумом». Как это понимать? В чем именно заключается облагороженный характер любви? Во-первых, в том, что объект любви воспринимается во всем богатстве качеств, черт, свойств человека. Во-вторых, происходит осознание своего психического состояния: и себя как субъекта любви, и ее как объекта любви, и характера своего отношения к нему. В результате любовь накладывает отпечаток на все вообще отношения с этим человеком, а также и на взаимоотношения с другими людьми восприятие всего окружающего.

Общение девушек и юношей нередко вызывает осуждение взрослых. При этом они стараются всячески это общение ограничить. Однако таким путем ничего хорошего достигнуть нельзя, и прежде всего потому, что, с одной стороны, половое влечение в норме нельзя подавить, и это было бы противоестественно, а с другой - потому, что девушек и юношей лишают возможности научиться понимать и оценивать друг друга. Взрослых смущает и даже шокирует, например, отвлечение от учебы, возможность беременности, экономическая несамостоятельность. Нельзя лишать юных права на чувства, иначе это может обернуться тяжелыми последствиями, которые трудно будет исправить, а иногда и невозможно. Так в произведении «Честное комсомольское», трагедией оборачивается отношение матери к чувствам подростка. Ужасно, когда подросток встречает равнодушие со стороны взрослых или даже насмешки, и некому помочь будет ему в случае чего. Большинство взрослых убеждены, что подросток не умеет любить, не может, и не понимает, что такое любовь, значит, он не может чувствовать, значит, он не человек, только такие выводы приходят в голову. Нет, это человек, и он может чувствовать, и чувствует, у него есть душевно-интеллектуальная жизнь, побуждаемая физиологическими потребностями, естественными, как голод.

Многие взрослые склонны ругать современную молодежь. Грех это не новый, даже и в древние времена звучали осуждающие молодежь высказывания старших. Думается, однако, основное, что должно сделать взрослым - это постараться правильно понять подростка. Если последующие поколения были бы хуже предыдущих, не было бы никакого общественного прогресса. Мешает взрослым в отношениях с подростками отсутствие готовности взглянуть тот или иной вопрос с разных точек зрения. Родители как бы изначально убеждены в том, что истина всегда одна и взрослый - её признанный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными хотя бы на время встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения. Мешает и тот факт, что многие родители не могут или не хотят вспоминать себя в таком же возрасте, а если и вспоминают, то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что они «были не такими» (подразумевается: лучше).

Больно подростку, когда он видит, что человек, которого он любит, уделяет ему меньше внимания, чем другим, вот и возникает ревность. По сути, ревность - это боязнь чужого авторитета. Это всегда сравнения себя с кем-то. Ревность ограничивает возможности человека и того, кого ревнуют, и того, кто ревнует. И если без неё не обойтись совсем, то, по крайней мере, формы проявления её должны быть цивилизованными, не унизительными для обоих.

Важно научиться цивилизованно решать проблемы, когда любовь ушла или встретилась новая. И сразу возникает вопрос, была ли любовь? Была, но прошло ослепление, а ответственность не пришла, но возникла привязанность. Или встретилось действительно свое, подлинное, когда без этого человека жизнь кажется невозможной. Некоторые ищут всю жизнь, находят все более, с их точки зрения, подлинное, настоящее и делают это совершенно искренне.

Я не стала проводить никаких опросов и анкетирования на эту тему, даже, наверное, не надо объяснять почему, этот вопрос очень личный, тем не менее, все выше сказанное, по-моему, мнению, верно и обоснованно моим маленьким личным опытом.

Любовь - это высшее проявление человеческой жизни. Взрослые должны уважать это чувство, трепетнее относиться к нему, понимать и поддерживать подростка, когда тот переживает. Любовь это важно, и хотя бы иногда подросток обязан посмотреть на человека, которого он любит, разумом, главное, не ошибиться, а то, опять же, последует разочарование. Любовь - это составляющая жизни человека, но нужно помнить, что есть и другие важные ценности.

3.4 Мир вокруг

Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью. Я выделяю следующие Увлечения:

3.5 На пороге юности

Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу.

Прежде всего, это выбор: выбор профессии, выбор человека, с которым подросток, возможно, будет формировать семью. Проблема выбора очень трудна и интересна в современном мире. И в первую очередь она важна в детском и особенно юношеском возрасте, когда личности приходится делать многие и многие выборы. «Выбор - мгновенный, импульсивный акт по двоичной системе (да или нет) или цепочка размышлений, борение страстей, преодоление противоречий». Можно долго размышлять и в какой-то момент принять решение; есть ситуации, позволяющие не спеша перебирать варианты, но отнюдь не реже в жизни и такие моменты, когда решение необходимо немедленно. Важно только не перепутать, а еще важнее захотеть и суметь найти тот или иной путь. Выбор-это, конечно же, сложнейший, разноплановый акт сознания. И включает он в себя многое, происходящее то на протяжении времени, то в сжатый момент. Всякий выбор вынужден целесообразностью, т.е. ведет к цели, поставленной человеком перед собой. Конечно, можно поступить, а то и жить просто так, по инерции, пассивно и дотянуть до взрослости, но такое прозябание не свойственно юности. Возможно и иное: цель возникает рефлексивно, как острое желание чего-то добиться. Но она все равно присутствует, ибо выражает собой главный движитель нашей активности - потребность. Чем цель тверже, осознанней, тем сильнее ее влияние в споре сомнений, тем большая вероятность победить в нем. Все зависит от того, какой человек, от этого зависит и возможность ошибки. Кто-то скор на решения, другой - тугодум, кто-то любит обсудить проблему с друзьями, другой выносит решение в себе, кто-то скептик, пессимист, а кто-то оптимист. Но и с каждым выбором человек меняется сам, даже если он ошибся, то от этого только накапливается опыт, и это непременно сказывается на других ситуациях. Есть же подростки, которые ошибаясь, замыкаются, у них возникают комплексы, и тут накапливается опыт, только отрицательный - опыт сомнений, разрешившихся неверным выбором. И как раз здесь возникает вопрос о признании ошибки. Хватит ли истиной принципиальности мужества признать ошибку? Если нет - беда: болезнь уйдет вглубь и станет чертой характера, когда в любой своей неудаче винят других. Если да - важнейшая из побед - победа над собой; тогда опыт ошибок становится фундаментальным приобретением человека, точнее не опыт ошибок, а опыт их сознания, понимания причинно следственных связей, опыт, который помогает не робеть перед жизнью, а все более сознательно принимать решения, ведущие к наименьшим издержкам, т.е. самому управлять своей жизнью, не боясь трудностей, но стремясь к их преодолению.

Выбор профессии или выбор учебного заведения - это важнейший вопрос, который возникает у ребят после 9 и 11 класса. Многие подростки выбирают профессию по разным факторам:

Подросток выбирает профессию за компанию, т. е. куда и друг

Подросток выбирает профессию, руководствуясь мнением родителей

Подросток выбирает профессию, потому что она престижна или имеет высокую заработную плату, или и то и другое

Подросток выбирает профессию, потому что он имеет расположенность к ней (в школе предмет более удавался в этой сфере, она для него интересна и увлекательна).

По сути, точность выбора зависит от того, насколько в его основании лежит предвидение, предполагаемый результат. Но ведь и предвидение всегда носит вероятностный характер, а степень вероятности, опять же, обусловлена опытом. Круг замыкается... И этот круг разрешить помогут взрослые, они могут помочь выявить какую-то расположенность к профессии. Плохо, если взрослые не приемлют решения подростка, оно кажется незначительным для них, заслоняющее что-то важное для взрослых, в том числе и для подростков, их настоящего и особенно будущего.

Так же не менее важный вопрос - выбор спутника жизни, хотя немного рано об этом задумываться, но подросток в конце переходного возраста уже чувствует полноценно и искренне. Конечно, чувство половой принадлежности приходит много раньше, и влюбленность может появляться даже с детского сада, но при переходе в юность подросток воспринимает окружающих людей более остро, и любовь неизбежно настигает его.

Многообразие ситуаций и обстоятельств определяет выбор. Только эти обстоятельства вне человека, это его среда, вызывающая мысли и чувства, рождающая отношение и общение, к которым ни один из людей не должен быть безответным. Но - какими бы они не были - одни они не могут и не должны жестко предопределять наши поступки. Их совершает сам человек!

Литератор Татьяна Толстая как-то высказала мысль: «Думаю, наступило страшное время, когда все решать нужно самому. Никакая соборность тут не поможет». Самое прекрасное и самое страшное - неотвратимость выбора, решения. Прекрасное - как ожидание леденящий в первый момент бодрости после прыжка жарким днем в реку, т.е. чего-то сулящего потом радостную свежесть новизны, ощущения владения своим телом, победы над собственным страхом. Страшное - неизбежность, страх перед будущим, отказ от иных вариантов, принятие на себя полной, в сущности, ответственности за последствия, за большие и малые потери, всегда, в общем - то, неизбежные. И никакая соборность (группа, семья, коллектив, компания) ничего в момент решения не изменит, потому что оно принято.

Из всего неповторимого многообразия жизненных явлений, процессов, человеческих чувств и поступков, и, правда, нелегко выпутаться. Обществу нужно, чтобы каждый непременно нашел себя там, где полнее всего раскроются богатства его личности, способности и дарования, где он окажется незаменимым именно благодаря неповторимости своей индивидуальности, стремлению вести за собой других. Но всеобщая гармония вряд ли будет на земле, все зависит от рождающейся взрослой личности.

Заключение

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и зовут - жизненные задачи. Американский психолог Роберт Хэвигхерст выявил восемь задач в своей книге «Задачи развития и образование»:

Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.

Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

Принятие мужской и женской роли.

Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Появление желания нести ответственность за себя и общество.

Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач не уйти некуда. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это люди привыкли делать, пиши - пропало. Не выполнил восемь задач, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписанное правило общественной жизни. Так или иначе, мы затронули эти задачи.

Решения задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей.

Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение человека. Ему приходится пересматривать своё отношение, принимать самостоятельно решения, вырабатывать мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают.

Перемены эти характеризуются следующими моментами:

1. повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие,

2. резкой сменой настроения,

3. возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями,

4. появлением желания казаться старше своих лет,

5. стремлением выделиться среди сверстников.

Поэтому подростком быть не легко. Ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. В детстве его поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?».

Это подтверждают и итоги исследования, проведенные в школе. Взрослые и социально-психологические службы непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Подростки непосредственно сталкиваются со всеми этими трудностями. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст «трудным».

Таким образом, подводя итог работы, нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности. Я считаю, что мне необходимо продолжить исследование данной проблемы, потому что важно применение этих знаний в реальной жизни, как для меня, так и для моих сверстников. Данные результатов этого исследования можно использовать в работе педагогов-предметников, социальных педагогов и психологов школы, так как они ежедневно вынуждены решать не одну, а целый комплекс подростковых проблем. Также можно применять полученные данные при подготовке к урокам, родительским собраниям, при индивидуальных встречах с родителями и подростками. Несмотря на значительные научные достижения, наличие огромной литературы по подростковой проблеме, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании этого периода.

Список использованной литературы

1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2006.

2. Колесов Д.В., Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток - юноша: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

3. Кон И.С. Психология ранней юности.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика психологических особенностей детей подросткового возраста. Обобщение основных трудностей и задач развития и воспитания подростка. Изменения во взаимоотношениях с родителями, сверстникам и друзьями. Школа, как ведущий институт воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2010

    Человек, его социально-психологические и индивидуально-психологические различия. Психологические особенности юношеского возраста. Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период. Психология человека пожилого и старческого возраста.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Серьезные изменения, происходящие в организме взрослеющего ребенка в подростковом возрасте. Психологическая характеристика подросткового возраста. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Типичность возникающих проблем.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Психологические особенности подросткового возраста, этапы становления личности. Существующие проблемы, принципы и перспективы их разрешения. Разработка и обоснование основных рекомендаций, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Характеристика отношения к детям подросткового возраста в семье. Социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста. Избежание серьезных психологических травм и потрясений у подростка, связанных с негативными факторами.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2016

    Физические и психологические особенности подросткового возраста. Рассмотрение стадии полового созревания как важнейшего фактора развития подростка. Описание детских поведенческих реакций в переходном периоде. Анализ внутренних и внешних перемен детей.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Психологические особенности детей подросткового возраста. Выявление очередности рождения подростка и ее влияния на развитие индивидуальных способностей ребенка. Исследование различий в уровне самооценки и притязаний единственных и младших детей в семье.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Целостный, многоаспектный анализ ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Иерархическое строение девочек и мальчиков подросткового возраста в основных аспектах. Статистическая оценка различий в признаках мотивационно-смыслового аспекта.

    Особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью. Психологические особенности подросткового возраста. Причины агрессии.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в интернатах. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.

Легко ли быть подростком? Исследовательская работа по обществознанию ученицы 8 класса МАОУ «Калиновская СОШ» Бубенщикова Дарья Научный руководитель: учитель обществознания Карбовская Тамара Борисовна

Актуальность проблемы. Отрочество - это беспокойство: "Вдруг я не такой, как все?» и ужас: "Вдруг я такой, как все?" Евг. Винокуров Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста? Подростки – народ непонятный и взрослым и детям. Легко ли быть подростком? На этот вопрос по-разному отвечают и сами подростки, и взрослые. Мне захотелось разобраться, почему столь противоречивы точки зрения моих сверстников, родителей и учителей.

Цели исследования: - исследовать особенности подросткового возраста, -показать сложный и противоречивый характер этого периода, его решающее влияние на развитие человека, его последующую жизнь.

Задачи исследования: Я хочу показать, как особенности возраста влияют на поведение подростка и его самооценку; исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер этого периода

Объект исследования: подростки Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между особенностями подросткового возраста и отношением подростка к себе, и его отношениями с взрослыми и сверстниками Выбор испытуемых: учащиеся 12-15 лет (7-9 классы), 16-17 лет (10-11 классы), учителя школы, родители моих одноклассников, учащихся 8 класса

Методы исследования: Я провела в школе: Социологический опрос среди школьников 7 – 11 классов Блиц-опрос педагогов, родителей, предлагая ответить на вопрос: «Легко ли быть подростком? Почему?»

Интернет - ресурсы Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http:// www . humanities . edu . ru / Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www.wikiznanie.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http:// ru . wikipedia . org Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http:// www . megabook . ru Ресурсное обеспечение: Литература: «Мир детства: Подросток» под редакцией А.Г.Хрипковой. В нем рассматриваются многие проблемы подросткового возраста, эта книга помогла мне понять возрастные особенности подростка Обществознание. Учебник для 7 класса, А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой.

Какой возраст считается подростковым? Подростковый возраст- это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка организма подростка. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития. Для подросткового возраста характерны раздражительность и вспыльчивость. Физиологические границы возраста – от 10 до 15 лет.

Подростковый возраст Малолетние (6-14 лет) Несовершен- нолетние (14-18 лет) Юридические границы возраста.

Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым. Граница между двумя мирами.

Физиологические изменения Рост Вес Пропорции тела Половое созревание

Психологические изменения Личностная нестабильность Склонность к риску Стремление к независимости, самостоятельности Влечение к другому полу Эгоцентризм

Факторы влияющие на формирование личности Общество Семья Школа Улица

Некоторые детские формы поведения - уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения ещё не разрешены или разрешены, но не знакомы ему. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет. Двойственность поведения.

"Трудная жизнь."

Проблемы подросткового возраста Употребление спиртных напитков Курение Наркомания Одиночество Попытки суицида Конфликты с родителями

Всего опрошено: Учащихся: 57 Родителей: 22 Учителей: 15 Опрос: "Легко ли быть подростком?"

Сравнительные данные опроса.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1) подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, это время перехода от детства к взрослости, 2) изменения, которые происходят в это время, влияют на его мировоззрение, поведение, отношение к самому себе, другим людям, к жизни, 3) оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?», 4) подростком быть не легко, так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей Но это необходимый период в жизни, без которого не происходит взросления.

Спасибо за внимание! Желаю всем успехов!!!

У детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

О проблемах

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Проблема 1: внешность

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество

Проблема 2: общение

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей - далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Проблема 4: свобода

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством Выпил бутылку пива - и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое - подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.



Публикации по теме