Консультация по развитию речи на тему: Художественно - речевое развитие дошкольников.

Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей

Миронова Вера Николаевна,

воспитатель ГККП я/сада №8 «Сказка»

Западно-Казахстанская область, город Уральск

Художественная речь открывают ребенку

громадный мир вещей и звуков, красок и света,

мир человеческих чувств и размышлений.

К.И.Чуковский

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни.

Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Поэтому, работая над темой творческого поиска «Художественно-речевая деятельность дошкольника» я решаю задачи по формированию художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Считаю, что важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

При ознакомлении с произведениями художественной литературы, я стараюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Моя практика работы по данной теме показывает, что на организованной учебной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.

Поэтому с этой целью я читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваю с ними стихи, учу элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки для того, чтобы

вызвать у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни.

Однако мои наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому я использую свободное от занятий время во второй половине дня по теме моего творческого поиска по художественно-речевой деятельности детей.

С целью расширения и закрепления знаний детей о книге я создала и оформила в групповой комнате специальную зону, в которой дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.

А организация экскурсий в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке.

Для обобщения и закрепления знаний по теме творческого поиска я провожу литературные развлечения, такие как: "Книги – наши друзья", В гостях у царицы литературы».

Мои дети в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) воссоздают понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.

Считаю, что основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Вместе с ребятами я организовываю следующие литературные игры: "Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Расскажи сказку по картинкам" и другие.

Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, моя роль становится второстепенной, потому что детям я предоставляю большую свободу, а помогаю только им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.

Все рисунки и сочинения детей я помещаю в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми.

В конце учебного года организовываю выставку детского творчества, провожу совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Словесное творчество я развиваю у детей с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.

«ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А.С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культура общения.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.

Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения.

Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.

Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушивается к нашим словам.

Сейчас же книги заменило телевидение, компьютеры. Некоторые родители совсем не читают детям, поэтому речь таких детей не развита, беден словарный запас, они не могут выразить свои чувства, правильно, красиво составлять предложения.

Фонетика, орфография, культура устной речи в школах в последние годы отводится им довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания.

На улицах, в транспорте мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок.

Правильную мелодичную речь сейчас редко услышишь по радио и телевидению. Речь ведущих «грешит» орфографическими ошибками, нечётким произношением и неоправданно быстрым темпом. Чтобы воздействовать на чувство человека, нужно изучать вопросы интонации, паузы, темпа, ритма речи. Приятно слушать речь с красивым голосом.

Знакомить детей с художественной литературой начинаем с младшей группы. Сначала это произведения устного народного творчества - потешки, пестушки, колыбельные песни. Воспитательное значение их в том, что они доносят до нас русскую культуру, развивают в детях чувство красоты родного языка, воспитывают любовь и уважение к русской культуре.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.

Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движения чтением потешки, например: «Петушок», «Киска, киска…»

С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

«Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие.

Проводила артикуляционную гимнастику, упражнения для языка,

упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную

игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.

В ходе работы также используем загадки, образные пословицы и поговорки. Причем стремимся показать детям художественные достоинства этих жанров, красоту их языковой формы.

Во время наблюдений практикую чтение произведений художественной литературы. С наибольшим желанием, эмоционально дети читают стихи, обращенные к объекту наблюдения: солнцу, березке, снежинкам, ветру и т.д.

Из множества русских пословиц и поговорок выбираем те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно, обогащать их речь. Художественная сила пословиц и поговорок заключается в них смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой о ритмической организованности.

В старших группах дети умеют слушать художественные произведения, обладают навыками выразительного исполнения стихотворений, у них формируется правильная речь. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Развивая у детей творческие способности, придумываем загадки, сочиняем сказки. Дети сами становятся инициаторами. При ознакомлении со сказкой стремлюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать красоту поэтичность образов, языка.

Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядными. Они способствуют большей глубине художественного впечатления, поэтому я использую в работе репродукции, сюжетные картинки, альбомы и т.д.

Когда дети старшего возраста имеют определенные навыки восприятия художественных произведений, обучение связывается с развитием творчества. Детям даются творческие задания для развития поэтического слуха, образности мышления, способности улавливать мелодичность речи. Усвоенное на занятиях дети закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях.

Наиболее ярко самостоятельность действий проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется, прежде всего, в выборе темы, в замысле. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и используют плоскостной настольный театр.

В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участникам которого они являются, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. В группе имеются необходимые для этого условия. Есть кукольный театр, пальчиковый, настольный, перчатки для пальчиковой гимнастики. Книжный уголок, где дети могут взять книги, рассмотреть альбом с загадками, ребусами, соответствует всем необходимым требованиям. В театрализованных играх обычно соединяются почти все виды художественной деятельности детей. Здесь имеют место и музыкальное, и художественно-речевая, и изобразительная деятельность (дети сами поют, говорят за сказочных героев, вместе с воспитателем готовят костюмы).

Работая над формированием художественно-речевого развития с детьми, невозможно обойтись без помощи родителей. Чтобы эффективнее работать в этом плане, на собраниях говорила родителям о том, на сколько важна эта проблема. Как её решать, чтобы добиться от детей положительных результатов. Разумеется, только совместными усилиями. Для родителей оформили стенд «Художественное творчество детей».

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 24 «Берёзка»

(АОУ детский сад № 24 «Берёзка»)

Статья: «Развитие художественно-речевых способностей детей 5-6 лет»

Составила:

Маштанова Л.Г.

г. Долгопрудный, 2015 г.

Развитие художественно-речевых способностей у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет у детей активно формируются способности к художественному творчеству, а также речевые умения – умения дифференцировать звуковой состав речи; умение согласовывать слова в предложении; умение устанавливать (осознавать) значение слов. Художественно-речевая деятельность дошкольников – речь с точки зрения художественного подхода, выступающая или в виде целостного акта деятельности, имеющую специфическую мотивацию, реализуемую художественными видами, или в виде речевых действий, включенных в художественную деятельность.

Со слов Г. И. Малаховой, художественно-речевая деятельность дошкольников выступает в различных модификациях в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения:

– помогает активному восприятию информации взрослого и ответов дошкольников, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;

– формирует речь дошкольника, обогащает ее средствами художественной выразительности; обогащает саму личность ребенка;

– является выражением результатов собственных познавательных приобретений дошкольников: наполняемости их знаний, широты, глубины, особого их характера, мобильности знаний, умений, качеств личности;

– выражает отношение дошкольников к воспитанию и обучению, их внутренние побуждения, интересы, склонности, их настроения при совершении учебно-воспитательных действий, удовлетворения от познавательной художественно-речевой деятельности;

– выступает выразительно в становлении межсубъектных отношений дошкольников и взрослых, как выражение позиции дошкольника, его стремление воздействовать на взрослого, сверстников, доказать, убедить их в обоснованности своих речевых суждений посредством художественной деятельности;

– является основой общения дошкольника со сверстниками и взрослыми во всех его проявлениях: в обмене опытом, в обмене взглядами, суждениями, настроениями, в чем выражается, как правило, и воздействие на других; именно «в общении через художественно-речевую деятельность выражается позиция дошкольника» .

Художественно-речевые умения дошкольников представляют собой готовность к восприятию и продуцированию художественного (литературного) текста как вида искусства и включают в себя речевую ассоциативность, речевую эмоциональность, речевую образность, речевую рефлексию и языковую игру. Ведущим принципом технологии художественно-речевых умений детей является принцип природосообразности, интегративности, осуществляющийся на уровне:

– личности ребенка в совокупности всех сторон ее развития, воздействия на исполнительский и речевой аспекты в процессе художественно-речевой и исполнительской деятельности;

– выделения отдельных аспектов языка и овладения ими с учетом их взаимодействия в художественно-речевой и исполнительской деятельности дошкольников;

– рассмотрения литературного текста как единицы воспитания; совместного усвоения видов речевой деятельности (слушания, говорения); способов исполнительской деятельности детей при театрализации литературных произведений.

Движущей силой развития художественно-речевых умений дошкольников является стремление к подражанию, наличие богатой фантазии. Это, с одной стороны, определяется наивностью и непосредственностью детского творчества, а с другой стороны, его яркой образностью, оригинальностью видения мира, благодаря чему оно подчас поражает своей глубиной и искренностью. Художественно-речевая деятельность дошкольников всегда связана с положительными эмоциями, а потому она приносит им радость и удовлетворение.

Со слов Л. И. Божович, психологической основой творческой деятельности является воображение – «психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления» . К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения – опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Развитие речевых, исполнительских, художественных умений дошкольника возможно также средствами театрализации. Театрализованная деятельность дошкольников – достаточно новое педагогическое понятие. В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр, пальчиковый театр и др.).

Театрализация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, исполнительских навыков, художественно-речевых умений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; умело поставленные вопросы заставляют дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализации литературных произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, развивать художественный вкус, формировать исполнительские навыки, умения работать как самостоятельно, так и в коллективе; способствуют развитию коммуникативных умений, взаимовыручке, смекалке, инициативе и познавательной активности.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития исполнительской деятельности, художественных умений, а также речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Особую значимость развитие художественно-речевых и исполнительских умений приобретает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания; формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на самооценку со стороны взрослых. Старшие дошкольники могут осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. К старшему дошкольному возрасту отношение ребенка к себе существенно меняется: дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка; в целом, все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям, себе, своей деятельности. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний; происходит дальнейшее развитие компонента самосознания, что дает широкие возможности для воспитания.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Дети старшего дошкольного возраста способны развивать свои исполнительские умения. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость.

В старшем дошкольном возрасте появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: один ребенок любит читать стихи, другой – рассказывать сказки, третий – инсценировать литературные произведения. Развиваются и творческие способности и умения детей: дошкольники сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными сказками. У детей вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К этому возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного или противоположного значения, а также многозначными словами. У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Старший дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи.

Литература

1. Божович, Л. И. Психология формирования личности /

Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

3. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста / Г. И. Малахова // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. – № 5. – С. 68

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Развитие художественно-речевой деятельности у детей

средствами творческой игры»

Слушатель группы:

(код курсов)

3.2.5.

(тема, проблема курсов)

«Целевые ориентиры формирования позновательно -речевой активности

детей дошкольного возраста в соответствии с ГОСДО»

(ФИО)

ВенгловскаяА.В.

воспитатель

______________________________________

должность

Руководитель выпускной работы:

___________________________________________

(ФИО, должность, науч.степень, ученое звание)

Донецк 2017

Аннотация

Цель: исследовать и выявить наиболее эффективные приёмы и педагогические условия развития художественно- речевой деятельности детей дошкольного возраста средствами творческой игры.

Задачи:

Раскрыть особенности развития художественно-речевой деятельности, словесного творчества дошкольников посредством творческих игр.

Ожидаемый результат: я предполагаю, что использование творческих игр способствует развитию словесного творчества и художественно-речевой деятельности дошкольников.

    Родной язык – первооснова художественно- речевого развития

    Художественно-речевая деятельность в дошкольном возрасте как предмет исследования

    Художественно-речевая деятельность как первоначальная ступень

    творчества дошкольников

    Художественная литература в развитии речевой выразительности

    Творческие игры детей

Введение

Современное общество направлено на воспитание поколения, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. В связи с этим в государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества.

Художественная речь открывают ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений.(К.И.Чуковский)

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот

период создаются благоприятные условия для развития устной речи ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении ребенка.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Из этого мы видим - проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической (О.С.Ушакова). .

Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, должны обладать талантом – талантом умной и внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Задачами художественно-речевой деятельности являются:

    воспитание любви и интереса к художественному слову;

    развитие «чувства языка»;

    формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

    воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

    формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

    развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

    развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речью;

    воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

    формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Фольклор оказывает большое влияние на развитие словесного творчества детей. Нельзя полноценно развивать ребенка, взаимодействуя с ним только на занятиях в детском саду. Любовь к художественному слову – один из величайших даров, который могут дать своему ребенку родители.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль и многое другое. Всему этому ребенок учиться с помощью взрослого в дошкольные годы. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

В настоящее время появились публикации психологов, педагогов и искусствоведов, в которых убедительно доказывается, что дети для гармоничного развития нуждаются не только во внимании взрослых, выраженном в форме благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их речь и творческий потенциал.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

По мнению С. М. Чемортан, художественно-речевая деятельность рассматривалась и рассматривается в дошкольной педагогике как средство формирования выразительности и образности речи. Однако на современном этапе средствами художественно–речевой деятельности решается также более широкий спектр задач. Данный вид деятельности выступает одним из средств развития творческих способностей ребенка.

М.Б. Мамедова считает, что понятие художественно-речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

Л.Б. Фесюкова с целью развития творческих способностей дошкольников

посредством словесного творчества считает необходимым использовать прием,

составления сказки с опорой на содержание текста (загадки, стихотворения, пословицы, считалки).

Она указывает на то, что одна из важных задач в развитии речи детей - формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В своих работах Я.Л. Коломинский отмечал, что художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-игровой, в процессе которой дети драматизируют небольшие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.

Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.

Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка.

Изучив литературу по художественно-речевой деятельности детей, обратив внимание на мнение известных психологов и педагогов я нашла связь между художественно-речевой деятельностью и творчеством. В связи с этим стала более расширенно изучать творческую игру.

Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план.

В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой. А. М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные

воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
5

Особое место занимают творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и

деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует лично сть

ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра - отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых,

понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры,

декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Сюжетно - ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, - говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги. Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей функций речи. Новые

потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим

строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец

лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Я нашла еще одну интересную творческую игру – игра - драмматизация или как ее еще можно назвать – театрализованная.

В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности. Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. По словам М.А. Васильевой, словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития креативной личности. Это продуктивная деятельность по переводу наглядно-образных представлений, которые возникают под влиянием произведений искусства и впечатлений об окружающем, на язык словесных знаков, и развивающаяся в процессе сотрудничества взрослого и ребенка. В этой связи огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать

многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

К разновидностям художественной деятельности можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-прикладной практикой, художественно-словесным творчеством.

Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях. Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого предмета, действия, явления. И наоборот, воспроизводя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию, образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку.

Ребенок всегда стремится к проявлению своих интересов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу.

При ознакомлении со сказкой я стремлюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно- художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка. Я с выражением рассказываю сказку, интонацией передаю разнообразие описанных в ней ситуаций. Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество; восприятие произведений художественной

литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними; выразительное стихотворное чтение, участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора; воспроизведение авторского текста по-своему (интерпретация), с использованием средств художественной выразительности (пересказ прочитанных произведений, воспроизведение авторского текста по иллюстрациям и т.п.); создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.). Все это способствует развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно- речевой деятельности с элементами творчества.

Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими

лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, a значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в

театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить

на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою

активность, индивидуальность, творчество, обогатить художественную речь.

Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности.

В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ

инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А. Барто, «Про Маринку

» Н. Забилы и др.). Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

Следует уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного

воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Свою работу по внедрению творческой игры в игры детей я начала с наблюдения за их самостоятельной игрой. В своих играх дети с удовольствием перевоплащались в животных, но развивать сюжет не могли. Поэтому мне важно было научить их действовать по образцу. Затем я стала проводить игры – упражнения. Двум детям я предлагала выбрать по игрушке, всем вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его. Развивая этот сюжет мы использовали игрушки и строительный материал.

Формируя интерес к играм драматизациям я читала и рассказывала детям произведения художественной литературы по программе, показывала иллюстрации к произведениям. Я была активной участницей детских игр, показывала какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, движения и со временим

дети приобрели необходимые навыки. Затем я стала учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. Это давалось им не легко, поэтому я старалась помочь детям вводя различные упражнения(представить себя кем – нибудь и рассказать о себе). С группой наиболее активных детей мы драматизировали сказку «Репка» и показали ее малышам. В развитии художественно-речевой деятельности хорошо показали себя упражнения по составлению сказки. Каждый ребенок по очереди придумывал по предложению, дополняя друг друга. Предметом сказки были разные предметы(игрушка, цветок и т.д.) Очень понравилось детям придумывать и загадывать загадки- показать своего героя в движении сначала без слов, а затем со славами. Все должны отгадать кто это был.

Выводы:

Изучив материал и проведя соответствующую работу с детьми я пришла к выводу что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Драматизируя сказки и художественные произведения у детей развивается правильная, грамотная художественная речь, обогащается словарный запас. А основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Введите в мир театра малыша,

Узнает он, как сказка хороша

Проникнется теплом и добротой,

И сказку унесет с собой.

Приложение

Методика для выявления уровня развития творческих способностей.

Для определения уровня развития творческих способностей можно использовать методику Г.Я. Кудриной «Легкость ассоциирования». Эта методика широко используется в психолого-педагогической практике.
Для исследования творческих способностей детям предлагается 10 слов(например, сухой; старый; бодрый; счастливый; аккуратный; теплый; чистый; сладкий; храбрый; победа) , к каждому из которых нужно подобрать слова противоположные по смыслу. Фиксируется время, затраченное на ответ и разнообразие вариантов ответов

Анализ

результатов:

В ходе выполнения заданий ребенку присваивается высокий уровень развития творческих способностей, если он:

    Называет за наиболее короткий промежуток времени не одно, а несколько слов противоположных по значению данному, при этом не прибегает к помощи воспитателя, не задает вопросов в ходе выполнения задания;

Средний уровень развития творческих способностей, если ребенок:

    Называет лишь одно слово противоположное по значению данному, задает вопросы в ходе выполнения задания;

Низкий уровень развития творческих способностей:

    ребенок затрудняется в выполнении задания;

Выполнение детьми диагностических заданий оценивается по 3-бальной системе. За выполнение задания в соответствии с критериями:

    высокого уровня развития творческих способностей ребенок получает 3 балла;

    среднего уровня – 2 балла;

    низкого уровня – 1 балл;

    если ребенок отказывается выполнять задание – 0 баллов.

Таким образом, ребенок с высоким уровнем развития творческих

способностей должен получить 20 – 30 баллов, со средним – 10 – 19 баллов, а с низким – 0 – 9 баллов.

Стержень игры – роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок,творческих игр.

С целью оптимизации и повышения эффективности работы, направленной на развитие художественно-речевой деятельности дошкольников я считаю целесообразным предложить программу изложенную далее.

Программа работы по развитию художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста средствами творческой игры

Цели:

Расширение активного словаря дошкольников

Развитие воображения, эмоциональной сферы ребенка;

Приобщение к произведениям художественной литературы;

Задачи:

1. Уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире с помощью произведений художественной литературы;

2. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с

произведениями художественной литературы

3. Формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной устной речи;

4. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка

5. Развитие внимания, воображения и памяти при заучивании стихов, пересказе и сочинении сказок и рассказов и т.д.

Драматизация сказки «Репка

Цель : Овладение детьми художественной речью, средствами общения и развитие их творческих способностей.

Задачи:

Развитие разговорной речи с использованием литературных текстов.

Развитие индивидуальных способностей детей (театральных, речевых, невербального общения), через драматизацию сказки «Репка».

Словарная работа: объяснение слов: «Театр», «Зрители», «Артисты», «Представление», «Сказке конец».

Предшествующая работа : чтение сказки «Репка», показ пальчикового, настольного театра. Беседа.

Атрибуты : Маски героев: репка, дом, лавка.

Герои :

Дети: Дед, Баба, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка

Воспитатель : Сказочница

Воспитатель вместе с детьми заходят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте ребята. А вы знаете, куда вы сегодня пришли? (Ответы детей) Сегодня наш музыкальный зал превратился в театр. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь на стульчики. (Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом театре бывают зрители и артисты? Артисты, это те люди, которые показывают концерт или представление. А зрители это те люди, которые смотрят это представление.

Вот и у нас сегодня часть детей будет зрителями, часть детей, артистами. Наши ребята-артисты подготовили для вас зрителей, показ интересной сказки. Отгадайте, пожалуйста, название сказки по загадке:

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Ответ: Репка

Воспитатель: Правильно, ребята. Артисты покажут вам сказку «Репка»

Воспитатель : Артисты присядут на лавочку. Мы начнем представление, мои юные зрители. В зале должна быть тишина. Внимательно смотрим и слушаем.

Воспитатель : Посадил дед репку.

(Выходит дед)

Воспитатель : Ухаживал, за ней, поливал её. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Дед: Бабка, иди репку тянуть.

(Выходит бабка)

Воспитатель : Бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Бабка: Внучка, иди репку тянуть.

(Выходит внучка)

Воспитатель : Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Внучка: Жучка, иди репку тянуть.

(Выходит Жучка)

Воспитатель : Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.

Жучка: Кошка, иди репку тянуть.

(Выходит кошка)

Воспитатель : Кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

Кошка: Мышка, иди репку тянуть.

Воспитатель : Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, и вытянули репку.

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. Давайте поаплодируем нашим юным артистам. А вам мои юные зрители понравилось наше представление? Какую сказку показывали нам артисты? А кто из артистов вам больше всего понравился? Все артисты сегодня хорошо играли свои роли. А сейчас, я предлагаю всем зрителям выйти в центр театра и поводить хоровод вокруг нашей репки.

(Дети водят хоровод)



18

Литература

1.ГОСДО на 2015-17г

2.Лаврентьева,Г.П. Культура общения дошкольников:

Рад.шк./ Г.П.Лаврентьева;-К.:1988.-128с.ил.-

3.Ветлугина,Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей./Н.А.Ветлугина;Ин-т.-2-еизд.,перераб.-М.:Просвещение,

1985.-297с.:ил.-

4.Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:учеб.пособ./М.М.Алексеева, Яшина Б.И.;Ин-т -3-е изд.,-М.:издательский центр «Академия»,2000,-400 с. Ил.-

5.[электрон.ресурсы] // www . rsportal . ru

6.[электрон.ресурсы] // www . detskiysad . ru

7.Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре:пособие для воспитателя дет.сада:Д.В.Менджерицкая;-М.:Просвещение,1082.-128с.:ил.

8.Антипина,Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду./Е.А.Антипина;творческий центр.-М.:-2009,-128с.:ил.-

9.Акулова,О.В.Театрализованная игпа/О.В.Акулова//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.24







Рассмотрено решением Совета отдела

Протокол №__ от «__»_______ 20__ г.

Елена Турищева
Педагогический совет «Художественно - речевое развитие дошкольников»

Сценарий заседания педагогического совета «Художественно – речевое развитие дошкольников »

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам и он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Художественно – речевое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

Первое, что мы себе представляем, когда слышим «художественно – эстетическое восприятие – это приобщение ребенка к художественному слову . Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического развития детей , оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Планшет заменил ребенку книгу. Не читая, человек не развивается , не совершенствует свою память , внимание, воображение, не учится думать и делать выводы.

В художественной литературе , в поэтических образах открывается ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение не приходит само собой, его нужно развивать с раннего детства . Поэтому мы, педагоги , должны учить детей слушать и воспринимать художественное произведение .

Блиц-опрос.

1. Какие литературные жанры вы знаете? (рассказ, стихотворение, сказка, легенда, предание, ода, повесть, роман, былина, загадка, потешка, считалка, пословица, басня и пр.)

2. Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Можно, если они небольшого содержания; объединить их по принципу тематического единства)

3. Надо ли объяснять незнакомые слова и если надо, то когда? (Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то и эти слова и выражения лучше объяснить. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринимать основную мысль автора, то и не следует объяснить им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке» ? Таких слов немало : откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить» .

4. Когда уместен на занятии по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций? (Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков. При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком произведение, а затем показать иллюстрации, но и то, если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

5. Назовите особенности сказок? (Трёхкратное повторение : 3 сына, 3 сестры, 3 медведя, 3 раза невод закинул старик. Повторы : бежит – бежит не выбежит, течёт-течёт не вытечет, скоро-скоро. Забавные прозвища : Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т. д. Противостояния : добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость. Почти во всех сказках счастливый конец. Устойчивые выражения и эпитеты : слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы. Встречается число 7 : «Волк и семеро козлят» , «Цветик-семицветик» , «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» , «Репка» (7 персонажей) .

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В . А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику , мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления .

Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Рожкова А. Н. «Развитие речи посредством тестопластики»

В дошкольном возрасте мышление является наглядно – действенным и наглядно – образынм, а е словесно – логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное – моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно происходит с помощью :

Опорных схем

Мнемотаблиц

Пиктограмм

Предметных картинок

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребенка : схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счете развивается речь ребенка : обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи .

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Всё это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

1. Замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а зетем дети придумывают условные заместители самостоятельно)

2. Использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет)

3. Построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) . Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц. Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы . Для обучения связной речи используется схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения . Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности . читаемый ребенку стишок, схема или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ. Позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными) . При чтении произведений замещенными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различении между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый) или двух (волк – большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок) . Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой – солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребенок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке, «Колобок» колобок - желтый кружок, волк - серый, медведь – коричневый, лиса - оранжевый.

При пересказе сказки «Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать для моделирования заместители – круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

Для зайца выбрали круг белый. Круг по размеру должен быть какой – большой, средний или маленький? (Средний, потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

Лиса – какой круг, почему? – Оранжевый.

Волк - какой круг, почему?

Медведь - коричневый, почему?

Последний из героев Петушок может вызвать затруднение, каким цветов его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о Петушке говорится, что у него красный гребешок. Красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что Петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга – голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки : лубяная или деревянная – значит коричневого цвета, и ледяная – значит, голубого. А лес… Как ты думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив её персонажей на геометрические фигуры.

Проект решения педагогического совета

С целью совершенствования совместной , специально-организованной и самостоятельной деятельности детей :

1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активности речевой деятельности детей срок –постоянно, ответственные педагоги

2. Для развития речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности срок- постоянно, ответственные педагоги

С целью совершенствования взаимодействия с семьей :

1. В работе с родителями продолжать использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи. Срок - постоянно, ответственные педагоги

2. Оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника » срок – апрель 2018, ответственные педагоги

В методическую папку воспитателя подготовить материалы :

1. Правила для смелых и упорных педагогов



Публикации по теме