Учебник: Конфликтология

Многие свойства конфликта интересов, его амбивалетность, в частности, характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения.

В ценностях воплощаются исторический опыт и культура отдельных групп (этносов, классов и т.д.), т.е. они служат своеобразным ориентиром, с которым люди соотносят свои действия.

В школе есть положительные и отрицательные конфликты. Положительные помогают в обучении, а отрицательные нарушают дидактическую деятельность. Студенты с поведенческими нарушениями нарушают время, но это поведение имеет мета-коммуникативную роль для привлечения внимания.

Молодой человек, который нарушает деятельность с часом, не должен «вознаграждаться» предупреждением со стороны учителя, потому что это приведет к повторению такого поведения, но невежественное поведение учителя - не самый подходящий метод. Студент может искать понимание, а поведение может быть испытанием, попыткой укрепить границы. Ребенок ждет ответа «тестового поведения», и если он его не получит, он возобновит его с большей интенсивностью. Класс - это место, где конфликты усиливаются. Все формы поведения адресованы группе, а не учителю, хотя неправильное поведение нарушает норму, представленную учителем.

Экономические, культурные и политические перемены связаны между собой и в известной мере предсказуемы. Так, при индустриализации наблюдается непрекращающийся сдвиг от традиционных к рационально-правовым ценностям. Современные стремления людей к получению образования, развитию науки и техники, достижению относительной самостоятельности в поступках и т.д. отмечают многие исследователи.

Студент не будет интересоваться последствиями поведения, но, наоборот, применяемое наказание поможет ему создать удобную позицию в классе. Чтобы решить конфликт, Томас Гордон определяет 6 шагов, в которых участвуют учащийся и преподаватель, и где в конце он решит, какое решение приемлемо для удовлетворения потребностей обеих сторон.

Определение проблемы, конфликт, поиск возможных решений, оценка найденных решений, выбор наилучшего решения, принятие решения, определение способа реализации решения и, наконец, оценка решения. Гордон обращает внимание на феномен «допустимости отказа», когда вещи не решаются в соответствии с планом или намерением, но это не вина студента, а неправильные решения, принятые во время разрешения конфликта.

Две основные школы (марксистская и веберовская) заметно различаются в оценке конфликта ценностей. Если сторонники марксисткой школы утверждают, что экономические интересы предопределяют политические и культурные ценности, то приверженцы веберовской версии считают, что культурные ценности имеют приоритет. Несмотря на разницу в подходах обе они сходятся в том, что связи интересов и ценностей не только неоспоримы, но и тесно коррелируются.

У разрешения конфликтов есть множество стратегий решения, но все это теоретические подходы, которые не могут работать в каждом случае конфликта между учителем и учеником. Каждая отдельная ситуация уникальна по-своему, потому что каждый участник конфликта уникален, поэтому, хотя существует целый ряд способов решения конфликта между двумя основными субъектами системы образования, теоретические решения должны применяться с большой осторожностью и тактикой. Возможно, что такой конфликт можно решить, объединив различные стратегии и методы разрешения конфликта.

Изучение ценностей в 43 странах мира (1990-1991) показало: модернизация ведет к появлению синдрома индустриализации, вызывает профессиональную специализацию, бюрократизацию, централизацию, подъем образовательного уровня и такую конфигурацию верований и ценностных ориентации, которые тесно связаны с высоким уровнем экономического развития. Однако в высокоразвитых индустриальных обществах, кажется, проявляется второй синдром, выражающийся в том, что экономический рост теряет свою центральную роль. В то же время возникает синдром культурных и институциональных изменений, связанных с переносом внимания на качество жизни в целом и на демократичность политических институтов в частности1.

Другим эффективным методом предотвращения конфликта является установление четких правил работы в начале учебного года и согласованности. Кроме того, хорошим решением для разрешения конфликта является общение, эмпатия и знания учащихся. Будучи учителем дебюта в сельской деревне, 7 лет назад, у меня было отношение хитрого ученика в последнем банке. Удача заставляла меня получать занятия по пластическому образованию, чтобы закончить стул, и учащийся, о котором идет речь, очень талантлив на рисунке. Зная его ближе, мы разработали отношения взаимного уважения, которые проявились в венгерские вечера, он прекратил нарушать курсы и даже хватался за обучение.

Таким образом, ценности, являясь относительно общими, стабильными характеристиками людей, меняются от воздействия экономических, социальных и других факторов и направляют своих носителей к определенным целям. Люди, следовательно, в своей деятельности стремятся к удовлетворению своих потребностей, реализации своих интересов, руководствуясь ценностными представлениями о том, что для них приоритетно, а что нет.

Связь конфликта ценностей с потребностями и интересами в значительной мере опосредована. С учетом значимости сознания отдельные конфликты ценностей бывают унаследованными памятью о прошлых обидах и столкновениях. Бывает и так, что люди одной группы (поселенческой, например), имеющие сходные интересы, резко расходятся в религиозных воззрениях.

Относительной самостоятельностью обладают внутренние психологические конфликты. Если 3. Фрейд все больше склонялся к оценке такого рода конфликтов в качестве поля битвы между вытесненными и вытесняющими силами, то современные исследователи находят, что в число внутренних конфликтов должны быть включены противоречивые отношения не только к другим людям, но и к самому себе, противоречивые качества и противоречивые множества ценностей.

Поскольку конфликты часто касаются убеждений, веры или моральных ценностей, их признание предполагает, что мы развили свою собственную систему ценностей. Просто заимствованные убеждения, не являющиеся частью нашего Я, едва ли обладают достаточной силой, чтобы вызывать конфликты или служить ведущим критерием при принятии решений. Такие убеждения, если на них оказывается воздействие, легко заменяются другими. Если мы просто заимствовали взращенные в нашем окружении ценности, то конфликты по очень важным для нас вопросам не возникают.

Если, например, сын никогда не сомневался в мудрости своего ограниченного отца, то возникнет едва заметный конфликт, когда отец захочет, чтобы сын выбрал профессию, отличающуюся от той, которую он сам предпочитает. Женатый мужчина, который любит другую женщину, находится в реальном конфликте; и если он не смог разобраться в своих взглядах на смысл брака, то просто выберет путь наименьшего сопротивления, вместо того чтобы признать существование конфликта и принять однозначное решение1.

Спецификой обладают и другие уровни конфликта ценностей: между индивидами, малыми, большими группами. Геополитики находят резкие различия не только между ценностями отдельных стран, но и целых цивилизаций.

Христианская цивилизация, например, издавна в качестве канонов признает десять моральных заповедей («не убий», «не прелюбодействуй», «чти отца своего» и т.д.). Однако в развитых странах Запада традиционные формы религии (протестантизм, католицизм) находятся в упадке: уровень посещения церквей снижается, обесценивается и роль традиционной морали. Люди в меньшей степени, по сравнению с прошедшими десятилетиями, склонны поддерживать требования относительно абортов, самоубийств, гомосексуализма, разводов.

В то же время исламский фундаментализм с его ценностями находится на видимом подъеме, особенно в тех странах, где экономика либо слабо развита, либо основана исключительно на продаже нефти.

Конфликты ценностей в России и других странах в так называемый переходный период (проведение кардинальных экономических и политических реформ) также обладают определенными специфическими чертами. При всем разнообразии процессов в этих странах самым крупным считается конфликт между традиционализмом и модернизмом. Этот конфликт развивался постепенно, он по многим причинам предшествовал политическим событиям начала 90-х гг. XX в.

Эмпирические исследования в восточноевропейских странах изобилуют выводами о кризисе модернизма и трудностях в обновлении традиций, но в России и на территории бывшей Югославии эти процессы воспринимаются особенно остро. Здесь возникло организованное сопротивление переменам, в котором приняли участие и правящие политические и культурные группы, опираясь на массовую поддержку обнищавшего населения. Другие слои в какой-то мере сохранили модернизаторский потенциал, а в рядах образованной молодежи действуют даже постмодернистские тенденции. Однако трудно определить, насколько они самобытны, а в какой степени являются заимствованием и подражанием западным стандартам. Этот конгломерат ценностей сказывается на позициях политических партий. Исследования выявляют значительные ценностные наложения, смешивание и комбинирование на первый взгляд несовместимых систем (Д. Пантич).

Другими важнейшими видами конфликтов ценностей являются: конфликт между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, между коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией (вражда и неприязнь к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией к частной собственности1.

Наиболее профессиональные исследователи (Н.И. Лапин, М.Н. Горшков и др.), ведущие мониторинг ценностных ориентации российского населения с 1989 г., сделали вывод: ныне ценностное сознание россиян находится отнюдь не в начале, а примерно посередине пути к модернистской системе ценностей или одолели больше половины этого пути1. Сами конфликты ценностей заметно ускоряют или замедляют общественные изменения.

В развитых западных странах наблюдается постепенное исчезновение тех систем ценностей, которые сложились в условиях дефицита, и явное распространение среди все расширяющихся сегментов общества таких ценностей, в основе которых лежат обеспеченность и стабильность (Р. Инглхарт). Это обусловливается беспрецедентно высоким уровнем реального благосостояния, которым характеризуется положение народа в передовых индустриальных странах, в отличие от условий существования более ранних обществ. В развитых индустриальных странах большинство людей считают достаток само собой разумеющимся и воспринимают его как должное. И именно потому, что они относятся к своему материальному благополучию как к должному, они не осознают степени влияния этой данности на их мировоззрение.

В новой системе ценностей из тех, которые издавна играли ключевую роль в становлении индустриального общества, т.е. экономические достижения, рост и рациональность, в какой-то степени потеряли свое влияние. На уровне общества в целом наблюдается радикальное замещение приоритетов раннего этапа индустриализации, усиливается тенденция к переносу упора с экономического роста на озабоченность его отрицательным влиянием на окружающую среду. На уровне индивидуума максимизация экономических успехов постепенно лишается приоритета: для возрастающей части населения куда более значащими становятся самовыражение и стремление к осмысленному труду. Изменяются и мотивации в труде: максимизация доходов как главный приоритет все очевиднее уступает место степени удовлетворенности самим процессом труда1.

Еще по теме § 6. Конфликт ценностей:

  1. Защита жертв войны, гражданских объектов и культурных ценностей в период вооруженного конфликта
  2. КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЛУЧАЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА («ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ») И ПРОТОКОЛ (РАЗДЕЛЫ I И II)
  3. § 21. Монетная единица платежа. - Уравнение ценности при замене одной единицы другою. - Понятие о законной, металлической и курсовой ценности. - Постановления иностранные и русского законодательства об уравнении ценности в платежах

Все многообразие конфликтных ситуаций может быть вызвано как особенностями личности ее участников, так и характеристиками ситуации. Так, в качестве оснований классификации конфликтных ситуаций Н.В. Гришина предлагает рассматривать следующие основные характеристики любой ситуации взаимодействия:

Ценности взаимодействия, понимаемые как некоторое содержание, которое люди вкладывают в то, что они называют для себя смыслом;

Интересы участников взаимодействия, к которым можно отнести как цели участников взаимодействия, так и их привычки, любые занятия и т.д.;

Средства (способы, пути) реализации целей, которые затрагивают процессуальную сторону взаимодействия, - «как это делается»;

Потенциал участников взаимодействия, включающий уровень компетентности, сумму знаний, навыки, физические возможности, необходимые для осуществления взаимодействия;

Правила взаимодействия, как предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия в принятии общих решений, правила поведения по отношению друг к другу.

Так как по каждому из этих параметров могут возникать конфликтные ситуации, то можно выделить следующие основные типы конфликтов.

Конфликт ценностей. Разногласия в таком конфликте затрагивают смысловые аспекты взаимодействия. Например, его участники могут по-разному понимать смысл и цели деятельности и существования организации: в финансовом успехе, в интересной работе, в свободе и возможности никому не починяться и т.д. Если они возглавят общее дело, то между ними, скорее всего, возникнут проблемы, связанные с целями деятельности. Направляемые разными доминирующими ценностями модели поведения участников взаимодействия могут выступить в противоречие друг с другом. В случае различия в ценностях конфликт возникает тогда, когда эти различия влияют на взаимодействия людей или же люди начинают посягать на ценности друг друга. В то время как разные ценности совсем необязательно приводят к конфликтам.

Конфликт интересов. Данный тип конфликта подразделяется на ресурсный конфликт и собственно конфликт интересов. Ресурсный конфликт возникает тогда, когда цели участников конфликтной ситуации совпадают: они претендуют на какие-либо ограниченные ресурсы- территорию, финансы, должность, материальные предметы и т.д. В этом случае каждая из сторон заинтересована в одном и том же ресурсе. Однако в силу ограниченности или единичности ресурсов их интересы противоречат друг другу. Конфликт интересов возникает тогда, когда у сторон взаимодействия разные интересы, и они противоречат друг другу.

Конфликт средств достижения цели. У участников конфликта могут быть общие ценности и общие цели, но различные представления о способах их достижения. Главным основанием для возникновения такого конфликта является то, что избранные человеком пути, средства достижения своих целей наносят ущерб общему взаимодействию или другому участнику.

Конфликт потенциалов. Этот тип конфликтов может принимать разные формы. Конфликт несоответствия имеет место, когда кто-либо из участников взаимодействия в силу некомпетентности или физической неспособности не может вносить соответствующий его положению вклад в общее дело. Например, человек не справляется со своими обязанностями, что постепенно может перерасти в конфликтную ситуацию. Конфликт разных потенциалов имеет место тогда, когда индивидуальные усилия разных сторон, определяющие общий результат деятельности, неодинаковы, что ухудшает результат, либо становится помехой в каких-либо действиях.

Конфликт правил взаимодействия. Такой конфликт связан с нарушением кем-либо из участников установленных правил, норм и наносит урон нормальному взаимодействию.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте характеристику внутриличностному конфликту, межличностному конфликту.

2. Раскройте уровни развития межличностного конфликта.

3. Раскройте суть конфликта ценностей, конфликта интересов, конфликта средств достижения цели, конфликта потенциалов, конфликта правил взаимодействия.

4. Изучите типологию конфликтных ситуаций, используя учебный текст № , заполните таблицу

5. Изучите учебный текст № , заполните таблицу

6. Изучите учебный текст № , заполните таблицу

Учебный текст №

Типология конфликтных ситуаций

В конфликтной ситуации очень важным является то, как субъекты взаимодействия её себе представляют. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами нет, но сами субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный , в отличие от подлинного , при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами. Кроме того, конфликт может быть смещенным или двойным , когда реальные, наиболее значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями. Иными словами, смешенный конфликт – это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, когда по каким-то причинам (чаще всего из-за социального контроля) индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках подлинного противоречия.

Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный , т.е. скрытый конфликт. Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения. Специфика такого типа конфликта заключается в том, что он практически не имеет конструктивных функций и способствует развитию цинизма и лицемерия у его участников. Особенно опасным такой конфликт может быть для детей, которые наблюдают подобные отношения своих родителей и с детства привыкают к так называемому двойному нравственному стандарту.

Конфликты с близкими людьми переживаются наиболее тяжело. Поэтому самыми сложными конфликтами являются личные и производственные . Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность – основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют её особую уязвимость. Именно в этих сферах он взаимодействует с окружающими максимальное количество времени. Достаточно заметить, что, например, среди причин суицидов на одном из первых мест стоят семейные конфликты. Что касается производственных противоречий, то они могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда.

Учебный текст №

Основные причины и формы проявления внутри личностного конфликта (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер и др).

Исследование конфликта на уровне индивида » неиз­менно сопряжено с изучением психологических характе­ристик человека. Основой психологического анализа в современных теориях социального конфликта являются взгляды прежде всего 3. Фрейда, Г. Зиммеля, Э. Фром­ма, К. Г. Юнга и др.

Взгляды 3. Фрейда неоднозначно оценивались как его современниками, так и психологами нашего време­ни. Однако именно он обосновал основные положения классического психоанализа. Именно его выводы лежат в основе ряда современных психологических направле­ний.

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по самой своей природе. Определяющая роль в поведении чело­века принадлежит инстинктам. Особое значение имеют два инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличност­ный конфликт является извечной борьбой между Эросом и Танатосом, более того, эта борьба определяет и развитие всего человечества. 3. Фрейд показал, что в психике человека существуют осознаваемые и неосознаваемые желания, направленные на одни и те же объек­ты. Они часто имеют противоположное содержание, что также объясняет противоречивость человека.

Все человеческие чувства противоречивы, что приво­дит к постоянной борьбе между ними. Амбивалентность

Чувств является как непосредственным результатом, так и следствием противоречивости социального бытия, пос­леднее усиливает амбивалентность де состояния конф­ликта. Неврозы отражают внутриличностный конфликт, который человек не в состоянии самостоятельно преодолеть. 3. Фрейд показал, что одной из весомых причин, возникновения неврозов является конфликт между сек­суальными влечениями, желаниями и морально-волевы­ми ограничениями. Подавление эротических желаний ведет к конфликту. Согласно 3. Фрейду подавление и реализация сексуального инстинкта является основой психической деятельности человека, его характера, мо­тиваций поведения человека.

3. Фрейд разработал концепцию либидо. Само поня­тие «либидо» 3. Фрейдом трактуется неоднозначно. На­деляя его как количественными, так" и качественными характеристиками, иногда он рассматривает ее как энергию сексуального влечения или половой голод. Ли­бидо является существенным мотивационным импуль­сом. 3. Фрейд считает, что энергия сексуального влече­ния может сублимировать в разнообразных видах дея­тельности человека, в том числе в его творчестве. Раз­рабатывая данное положение, 3. Фрейд приходит к вы­воду о том, что основой человеческой жизнедеятельно­сти является энергия сексуального влечения и его суб­лимация. Таким образом, внутриличностный конфликт может разрешаться посредством механизмов сублима­ции.

Для выяснения понимания 3. Фрейдом внутрилично­стного конфликта важной является его концепция о трех принципах психической деятельности: принцип по­стоянства, принцип удовольствия, принцип реальности. Данные принципы обладают значительными мотивационными стимулами для деятельности личности. Прин­цип постоянства реализуется в наличии у индивидов способности поддерживать количество психологическо­го возбуждения на относительно постоянном уровне. Принцип удовольствия заключается в стремлении инди­вида к получению удовольствия и в стремлении избежать боли, страдания, т. е. всего того, что лишает его возможности получать удовольствие. «Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения» - пишет 3. Фрейд.

Но реализации принципа удовольствия противосто­ит принцип реальности, который требует от индивида действий в соответствии с условиями внешнего мира. Если принципы удовольствия и постоянства являются врожденными, то принцип реальности приобретается личностью в процессе его жизнедеятельности.

Согласно концепции о трех принципах психической деятельности, внутриличностный конфликт развивается в соответствии с формированием личности и ее слож­ным и противоречивым переходом от доминирования принципа удовольствия в ее деятельности и восприятии к принятию принципа реальности и деятельности соглас­но этим принципам. Борьба принципов удовольствия и реальности обусловливает конфликтную основу чувств, желаний человека. Но рассматривая природу человека, 3. Фрейд обратил внимание на наличие комплексов. Осо­бое значение он придавал комплексу Эдипа. Комплекс Эдипа объясняет содержание и напряжение сексуаль­ных влечений индивида.

Структурная теория личности наиболее отчетливо выражает представления 3. Фрейда о конфликтной при­роде человека Она подчеркивает соответствие структу­ры личности человека и структуры психики. Личность является, единством трех противоречивых начал: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» 3. Фрейд рассматривает как бессознательные импульсы и реакции, имеющие психобиологиче­скую форму проявления и биологическое происхожде­ние. «Оно» является отражением борьбы Эроса и Танатоса. «Оно» проявляется в желаниях и влечениях, в мо­тивациях деятельности и активности личности. «Оно» рассматривается как первичная, прирожденная инстан­ция, изначально иррациональное и подчиненное прин­ципу удовольствия.

«Я» представляет собой рассудительность, разум­ность. Это организованное, рациональное начало лично­сти. Действия «Я» основаны на реализации принципа реальности. Иррациональные, бессознательные импуль­сы «Оно» «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной Действительности. «Я» выполняет функции самосохранения организма, избегает угрожающих влия­ний, а также контролирует инстинкты и импульсы, ис­ходящие от «Оно».

«Сверх-Я» является продуктом культуры. В нем реа­лизуются комплексы совести; морали, социальные нор­мы и требования, которые предъявляет общество к че­ловеку. «Сверх-Я» представляет собой результат опыта индивида, влияния общества, других индивидов. Оно выполняет функции контроля и наказания, оценки индивида.

В своих поступках, восприятии человек реализует свое «Оно», «Я». «Сверх-Я», его действия и реакция является результатом взаимоотношений трех структур­ных компонентов. Однако их взаимоотношения далеки от согласия и единства, но находятся в состоянии противоречия и противоборства. Человек имеет защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий подобного противоборства. В условиях конфликта такими защитными механизмами являются:

сублимация – процесс преобразования сексуаль­ной энергии в другие виды деятельности;

проекция - неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей другим;

рационализация – рациональное объяснение поступков, мыслей даже когда они изначально иррацио­нальны;

вытеснение – устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания;

регрессия – обращение к примитивным уровням поведения, мышления;

реактивное образование – изменение неприемле­мых для сознания поступков, мотивов, тенденций на бо­сс приемлемые для индивида;

3. Фрейд, рассматривая проблему внутриличностного конфликта, не сводил его к категориям «позитивный», «негативный», но показал, что творчество являет­ся разрешением психологического конфликта. Однако сублимация бессознательного, неудовлетворенного, по давленного могут приобретать достаточно разрушительные формы для самой личности. 3. Фрейд исследовал вопрос о взаимосвязи творчества и невроза. Показал, что творческая деятельность является эффективным средством психотерапии.

Существенное значение в поведении человека имеют «руководящие чувства» - чувство страха и вины. Именно чувства вины и страха привели первобытных людей к установлению табу - норм, запретов в поведении человека и к формированию первых социальных запретов.

Чувство вины 3. Фрейд объясняет деятельностью «Сверх-Я». Работая с неврастениками, он много внимания уделял исследованию проблемы тревожности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: вызванная реальностью, активностью бессознательного «Оно» и «Сверх-Я». Главным является освобождение «Я» от давления посредством уже выше перечисленных способов. Проблема состоит в укреплении «Я», придании ему достаточных энергетических сил для самостоятельности. Взаимоотношения между «Я» и «Оно» 3. Фрейд сравнивает с отношением всадника («Я») и лошади («Оно»). В этом реализуется принцип антагонизма биологического и социального.

«Большое функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же силами заимствованными» - утверждает 3. Фрейд

3. Фрейд показал и исследовал роль глубинных, неосознаваемых мотивов в поведении человека. Проблемы внутриличностного конфликта тесно связаны с анализом бессознательного, и его влиянием на сознание, с наличием противоречий и борьбы между ними. Бессознательное прорывается в различных ошибочных действиях индивида, его оговорках, забывании имен. Все это является результатом действия скрытых мотивов. 3. Фрейд стремился дать рациональный анализ бессознательным, иррациональным побуждениям и таким пу­тем овладеть ими.

Положения, сформулированные и обоснованные З. Фрейдом, получили дальнейшее развитие и интерпре­тацию, либо критику в работах его последователей и критиков, в частности в теориях А. Адлера, К. Юнга, К Хорни, Э. Фромма и др. Являясь вначале сторонни­ком 3. Фрейда, А. Адлер впоследствии отверг концеп­цию своего предшественника. Принцип единства личности он рассматривал как главный принцип при анализе, а социальные факторы считал определяющими в процессе ее формирования. Таким образом, А. Адлер исходил из того, что личность является по своему содер­жанию прежде всего социальной. Он отрицал решающее значение сексуальных инстинктов. С его точки зре­ния, главным фактором при формировании личности яв­ляется воля к власти и потребность компенсации комп­лекса неполноценности. «Социальное чувство», связь индивидов друг с другом он рассматривал как крите­рий психической жизни индивида. Социальные чувства, интересы являются врожденными свойствами человека, имеют социобиологическую природу. Много внимания А. Адлер уделяет анализу комплекса неполноценности, а также принципу компенсации и сверхкомпенсации.

А. Адлер так же как и 3. Фрейд считал, что форми­рование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В детском возрасте личность ис­пытывает влияние различных неблагоприятных факто­ров, в результате этого у нее формируется комплекс не­полноценности. Впоследствии он оказывает существен­ное влияние на поведение, активность, образ мыслей индивида. Это во многом объясняет причину и содержа­ние испытываемого им внутриличностного конфликта.

Личность стремится преодолеть внутриличностный конфликт. Этот конфликт преодолевается посредством «социального чувства». Недостаточный уровень соци­ального чувства проявляется в преступности, алкого­лизме, наркомании, самоубийствах, половых извраще­ниях и т. Д.

А. Адлер, разрабатывая теорию комплекса неполно­ценности, показывает, какими методами, путями разре­шается этот комплекс - путем стимуляции собствен­ных способностей. Стиль жизни он рассматривает как форму компенсации. Успешной компенсацией является достижения индивидом совпадения его устремлений в превосходстве с содержанием социальных интересов; частичная компенсация достигается при одностороннем приспособлении к жизни, при гипертрофированном раз­витии одной способности. Подобная ситуация получила еще название сверхкомпенсации; мнимая компенсация, когда индивид компенсирует свой комплекс мнимой компенсацией, например, болезнью. В таком случае бо­лезнь является оправданием его неудач, неуспеха.

А. Адлер придавал большое значение механизмам компенсации и сверхкомпенсации как мотивам деятель­ности и поведения человека. В ходе работы над пробле­мой комплекса неполноценности и принципа компенса­ции, сверхкомпенсации А. Адлер исследует бессозна­тельное, его содержание и структурные элементы. Осо­бое значение он придает стремлению личности к превосходству над другими. А. Адлер много внимания уде­лял восстановлению психических сил индивида. К. Г. Юнг писал: «В то время как Фрейд являлся исследователем и толкователем, Адлер - главным образом воспитатель. Он не оставляет беспомощным ребенка в болезни с его пенным, правда, пониманием, а пытается сделать его, используя все воспитательные средства, нормально при­способленным человеком».

Активным последователем Фрейда стал и сам К. Г. Юнг. Он изучал проблему комплексов, разработал и ввел в психологическую практику понятие «комплекс Электры», который дополнил понятие «комплекс Эди­па». Это уже касается влечений и переживаний, девочки по отношению к отцу, отсюда неосознанная неприязнь к матери. Однако, так же как и А. Адлер и ряд других сторонников и последователей 3. Фрейда, К. Г. Юнг от­вергал определяющее значение и роль сексуального ин­стинкта в поведении и мышлении человека. Развитие культуры и цивилизации он взял за первооснову актив­ности психических процессов личности, внутриличностных конфликтов. Особое внимание К. Г. Юнг уделял проблеме бессознательного, на индивидуальном и кол­лективном уровне. При рассмотрении проблем конфлик­тов К. Г. Юнг исходит из утверждения о неизменности в историческом процессе содержания, форм развития.

К. Г. Юнг выделил восемь типологических групп: две личностные установки – интроверсию и экстравер­сию, а также четыре типа ориентации или функции – мышление, чувство, ощущение, интуицию. Подобная классификация позволяет эффективно оценивать психо­логическую адаптацию индивида, его доминирующую психологическую направленность. Однако есть и тене­вая сторона личности, с помощью интроспекции лич­ность может осознать ее, но может и противиться ее осознанию. Существует конфликт между Эго и Тенью.

К. Г. Юнг обосновал концепцию структуры лично­сти, которая состоит из четырех базисных элементов: личного сознательного, личного бессознательного, кол­лективного сознательного и бессознательного. Коллек­тивное бессознательное является отражением опыта всех предшествующих поколений в душе индивида. Структура коллективного бессознательного достаточно сложна и включает в себя общечеловеческое, националь­ное, групповое, семейное и т. Д. Бессознательное.

К. Г. Юнг разработал и исследовал понятие «архе­типа», которое представляет собой исторические и уни­версальные формы мышления. В сознании индивида они представлены образами и символами. Архетипы содер­жат в себе программы поведения личности, проявляют­ся в мифах, искусстве, религии, фольклоре, науке, а так­же в сновидениях человека. Примерами архетипов яв­ляются символы и образы – мать, отец, ребенок, прави­тель, старец.

К. Г. Юнг отмечал: «В действительности же содер­жание нашего сознания возникло не только благодаря воздействию индивидуального окружения; на них также влияла и располагала в определенном порядке психиче­ская наследственность, коллективное бессознатель­ное». Особое внимание в своих исследованиях К. Г. Юнг обратил на анализ «души современного человека». Он отмечает, что современный человек всегда одинок, его душа перенесла огромные (исторические) потрясе­ния и поэтому он стал крайне неуверенным, а техниче­ский прогресс постоянно ведет к катастрофам. Душа современного человека находится в непрерывной борьбе противоречий внутреннего и внешнего мира.

Учебный текст №

Подходы в исследовании межличностных конфликтов

Исследование межличностных конфликтов осуще­ствляется благодаря следующим подходам: мотивационному, когнитивному, деятельностному и организацион­ному.

Одним из первоначальных исследователей мотивационного подхода является М. Дейч , изучивший мо­дели кооперативного и конкурентного поведения. Коопе­ративное поведение М. Дейч характеризовал как нап­равленное па содействие и заинтересованность в ус­пешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительно­сти, отчуждения, а то и враждебности. Формируются негативные установки в отношениях. Г. Макклинток но результатам многочисленных ис­следований выявил следующие виды социальных моти­вов: мотив максимизации общего выигрыша (коопера­ция), мотив максимизации собственного выигрыша (ин­дивидуализм), мотив максимизации относительно выиг­рыша (соперничество), мотив максимизации выигрыша другого (агрессия) и максимизации различий между собственным и чужим выигрышем (равенство) и др.

Когнитивный подход сосредоточился на исследова­нии конфликта в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности, на ее поведении. Взаимодействие субъектов в социальной ситуации может быть интегрировано с позиции их субъективного отражения, т. е. благодаря анализу их восприятия, осознания рефлексии, оценки и т. д. Анализ межличностных конфликтов с позиций когнитивного содержания позволяет изучить эмоциональную сторону взаимоотношений в конфликте, выявить субъективное восприятие происходящего.

Деятельностный подход к анализу межличностных конфликтов позволяет дать анализ уровня эффективно­сти совместной деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов в группе отмечают, что если в группе доминируют деловые противоречия, конфликт завершается без разрыва межличностных от­ношений и не переходит в сферу эмоциональных, личностных столкновений и неприязни. Объективные усло­вия оказывают влияние на межличностные отношения. Они во многом опосредуют развитие когнитивных про­цессов, в которых происходит взаимодействие индиви­дов.

Организационный подход достаточно широко приме­няется исследователями при анализе конфликтов, преж­де всего при анализе конфликтов в сфере управленче­ских отношений (между руководителями и подчиненны­ми, между индивидами с равным статусом, служащим и клиентом и т.д.). Организационный подход является плодотворным при изучении производственных конф­ликтов, конфликтов, возникающих в коллективах. Использование данного подхода при анализе межличност­ных конфликтов позволяет осуществлять диагностику развития отношений и профилактику.

Каждый представленный подход эффективен, позволяет определить направление развития конфликта, причины, содержание, последствия. Интерактивная сторона общения характеризует прежде всего взаимодействия людей. В процессе общения индивиды не только обмениваются информацией, устанавливают связи, и также вырабатывают нормы и формы совместных действий, планируют общую деятельность, разрешают возникшие противоречия.



Публикации по теме