Мама, мама, я — счастливая семья. Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания

После волны законов об однополых браках, прокатившейся по Европе и США, гомосексуальные семьи перешли к следующей стадии отношений - рождению детей. Со страниц западного глянца нам улыбаются Элтон Джон и Дэвид Ферниш, качающие очаровательного сына в коляске. Актриса Синтия Никсон и ее подруга Кристин Маринони объявляют о рождении общего малыша - третьего по счету ребенка в их лесбийской семье. Симпатизирующий однополым парам певец Филипп Киркоров представляет миру малышку Аллу-Викторию, выношенную суррогатной матерью. Однако в России поворачивают вспять не только реки, но и мировые тенденции: в начале весны губернатор Петербурга подписал закон, запрещающий «пропаганду несовершеннолетним идеи, что гомосексуализм и педофилия нормальны», запросто уравняв два ничем не связанных понятия. По данным предвыборной статистики, 80 % отечественного электората поддерживают решение г-на Полтавченко. Но 20 % граждан все же уверены, что право на счастье стать родителем имеет каждый. Тем более если он или она - успешные люди с хорошим здоровьем и профессией.

Однако раскол мнений - это одно, а расколотые жизни - совсем другое. Кто на самом деле вправе решать, почему одни могут быть родителями, а другие - нет? Пока россияне примеряют на себя роль судей, в США дети первых открытых гомосексуальных семей заканчивают школы и даже университеты. Вопреки опасениям пессимистов, процент геев и лесбиянок среди них ничуть не выше, чем в любом обществе. От сверстников их отличает лишь более терпимое отношение к поведению окружающих. С другой стороны, воспитание детей гомосексуалистами не лишено сложностей. Хотя бы потому, что к таким семьям приковано всеобщее внимание.

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Когда я взялась за изучение темы однополых семей, то, сама того не желая, повела себя бестактно. И вовсе не по причине гомофобии - давно усвоила, что сексуальная ориентация не делит людей на «хороших» и «плохих». Просто эта табуированная сфера обросла самыми странными мифами.

Встретившись с одной из героинь (назову ее Ирой), я задала ей, как мне казалось, вполне корректный вопрос: «Каким способом женские однополые семьи предпочитают заводить ребенка?» Почему-то я пребывала в убеждении, что обычно лесбийские пары находят близкого мужчину, готового стать отцом общих детей. Однако Ира вежливо улыбнулась и предложила объяснить на примере: «Представьте, что вы с партнером - любящая гетеросексуальная пара, давно живущая вместе. У вас нет детей, но вы их очень хотите. Допустим, что проблема в мужчине. И вы, поразмыслив, решаете пригласить друга семьи, который захочет помочь вам. Ну и как вам такая идея?» Воображение тут же нарисовало, как печальный супруг покидает квартиру, оставляя меня наедине со своим приятелем ради продолжения рода. «Вот-вот, - закивала Ира. - Вообразить, что твоя половина будет заниматься сексом с кем-то «близким», невозможно ни в гомо-, ни в гетеросексуальных отношениях. Потому что два человека любят друг друга и именно поэтому хотят общих детей».

По словам Иры, у женщины в однополом союзе нет другого выхода, кроме как воспользоваться услугами анонимного донора. Более того, лесбийским парам наука позволяет быть биологическими матерями одного ребенка. В США существует процедура Partner Assisted Reproduction («Воспроизводство в партнерстве»), в процессе которой яйцеклетку одной женщины оплодотворяют вне ее тела и подсаживают партнерше, которая и вынашивает ребенка. Получается, что жизнь малышу дают обе женщины. Правда, медицинские риски такой процедуры довольно высоки, поэтому многие просто заводят двух малышей - каждая своего. «Мы изначально решили, что рожать будем обе, - продолжает рассказ Ира. - Очередность в нашем случае просто зависит от удобства ухода в декрет и отчасти готовности».

Но вот вопрос, заменят ли две матери отца или два отца - мать, остается для многих пар открытым. По словам семейного и супружеского психотерапевта Инги Адмиральской, некоторые женские однополые пары считают, что ребенок должен знать своего папу, а кто-то, наоборот, опасается делить родительские права. «Да, участие мужчины в воспитании дочери, а тем более сына, очень важно, но что если отец решит добиться опеки или попросту отобрать ребенка?» - переживала одна из моих собеседниц.

Не менее сильно проблема поиска матери для детей волнует мужские пары. Ведь мать для малыша - это весь мир, и заменить ее в жизни ребенка невозможно. Именно поэтому они не спешат прибегать к, казалось бы, очевидному выходу - услугам суррогатной матери. Но случаются и довольно странные исключения.

Полтора года назад один из столичных загсов выдал уникальное свидетельство о рождении - в графе «мать» стоял прочерк. Малыш появился на свет посредством суррогатного материнства, его отец решился завести ребенка «для себя». Сотрудницы загса скрыли от общественности имя счастливого папаши, но его поступок вдохновил семью моего приятеля, родители которого потребовали зачать внука тем же способом. С тем, что их сын Виталик - гей, они так и не смирились, а их крупному бизнесу во что бы то ни стало требовался наследник. С целью производства здорового потомства Виталику выписали женщину из Украины, готовую выносить плод. Но отцом молодой человек так и не стал. Вместо этого он попал в клинику с нервным срывом.

Более разумным многие мужские пары считают иной путь - стать донорами для женской пары и принимать участие в воспитании малыша, живущего с мамами. Ну а дальше начинаются страхи и сомнения, свойственные всем родителям без исключения: «Будет ли здоровеньким? На кого будет похож?» Хотя после рождения наследника у однополых пар появятся новые проблемы: как объяснить ребенку нестандартную семью, а потом научить с этим жить?

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Обсуждая вопрос о детях со своими гомосексуальными знакомыми, я часто слышу одно и то же сравнение: «Лучше родиться в однополой семье и учиться в Оксфорде, чем родиться в обычной семье алкоголиков». Собеседники все время ссылались на исследование лесбийских семей США, показавшее, что дети, выросшие в однополых семьях, более успешны в жизни. Однако проводить подобные аналогии, на мой взгляд, странно. Ведь далеко не все гомосексуальные родители гарантируют чаду Оксфорд и не все гетеросексуальные страдают алкоголизмом. Гораздо более реалистична ситуация, когда ребенок однополой пары попадает в районный детский сад или школу, где может столкнуться с неадекватной реакцией окружающих. Приводя малыша в мир, такие родители изначально берут на себя ответственность за то, что ему придется нелегко.

«Для ребенка дошкольного возраста естественно и нормально слышать, что его родители (две мамы или два папы) очень любят его, - объясняет Инга Адмиральская. - Но сам малыш не различает, о чем можно говорить открыто, а о чем нельзя». Довольно часто дети, сами того не желая, выставляют все семейные нюансы на суд воспитательниц. «Одна мама у меня строгая, а другая - добрая, поэтому я зову ее, когда хочу шоколадку», - рассказала как-то пятилетняя Сашенька в детском саду. Нянечка весьма удивилась. «Когда я кричу «мама», какая из двух мне нужна, мамы узнают по голосу», - продолжила малышка. Чтобы избежать лишних вопросов, некоторые помещают ребенка в частные сады или нанимают няню, но, по мнению Инги Адмиральской, всю жизнь бегать и прятаться от общества все равно не получится.

София, мама трехлетней Наташи, не скрывает факта, что у Наташи есть вторая мама: «За три года с рождения дочери я ни разу не столкнулась с негативным отношением, - объясняет она. - Участковые врачи, да и мамы на площадках - не ханжи и не монстры». А вот другой семье повезло меньше: в одном из спальных районов, где изгоем объявляют и за меньшее (например, за иную манеру одеваться), мамы устроили пикет, чтобы удалить из садика «странного» ребенка.

Многие однополые родители переживают, что их семья может подвергнуться гонениям. Сознание этого заставляет матерей испытывать самый сильный страх на свете - страх потерять ребенка. И рано или поздно женщине приходится принять решение: скрываться, бороться или уехать. Как утверждают психологи, хуже всего скрываться, ведь неправда разрушает семью скорее, чем любые органы опеки.

ЗДРАВСТВУЙ, ПАПА

Однажды приятель моей подруги Кати решил, что их отношения зашли достаточно далеко, и пригласил ее к себе в гости. В комнате Катю ждало шампанское, салат из креветок и пирожные, но выйти в ванную, чтобы вымыть руки перед едой, поклонник ей не позволил: «Тс-с-с, папа дома», - объяснил он. Позже она узнала, что папа Кирилла - известный профессор. Десять лет назад он развелся с женой и с тех пор живет с сыном. Когда Кириллу исполнилось двадцать, молодой человек стал догадываться о причинах развода родителей: папа не любил женщин. Впрочем, мужчинами уважаемый ученый тоже открыто не увлекался. Когда Катя спросила Кирилла, почему тот избегает отца (вероятно, из-за папиной ориентации), тот усмехнулся и ответил: «Больше всего меня тяготят темные коридоры и его угрюмый вид».

По мнению психолога Светланы Тихомировой, конфликт, происходящий внутри человека, более опасен, чем конфликт с окружающими: «За годы работы с проблемами гомосексуальных пациентов я поняла, что все они совершенно разные люди. Да, кто-то из них носит серьги, а кто-то каждый день вкалывает в литейном цехе. И всем бывает одинаково сложно полюбить и принять себя». Восприятие себя как фрика, боязнь осуждения давит куда сильнее, чем запрет гей-парадов. А если в конфликте вовремя не разобраться, то он будет давить и на детей. Кстати, при первой же возможности Кирилл снял квартиру и переехал. Но с папой по-прежнему созванивается: «Отец все-таки».

«Считаю, что дети любят родителей всегда, как и родители -­­ детей, а жить вместе многим некомфортно и в традиционных семьях», - прокомментировала ситуацию моя коллега Валерия. Однако решиться и откровенно рассказать ребенку, какие именно отношения связывают его однополых родителей, очень непросто. Одна пара тянула до тех пор, пока четырнадцатилетний сын не заявил им: «Вы ночуете в одной постели и при этом утверждаете, что всего лишь друзья? А можно я так же буду дружить с одноклассниками?»

«Объяснить все стоит не раньше, чем ребенок достигнет подросткового возраста, - считает Инга Адмиральская. - Но избегать разговора и убеждать, что мамы - всего лишь подружки-соседки, просто опасно. Ребенок будет разрываться между тем, что ощущает, и тем, что ему говорят, а следовательно, все меньше доверять родителям».

Осудит ли он их, узнав правду? Все возможно. Например, одна американка засудила маму с папой за то, что они произвели ее на свет не такой красивой, как голливудская актриса. Другая девушка обвинила родителей в том, что ее зачали без ее согласия. Но разве подобные примеры мешают большинству родителей и детей жить в согласии? И что еще важнее, любить друг друга.

Выходные данные статьи: Жабенко А. Камин-аут в лесбийской семье с детьми // Возможен ли "квир" по-русски? ЛГБТК исследования. Междисциплинарный сборник / Сост. и редактор В. Созаев. - Санкт-Петербург, 2010. - с. 107-114. Алиса Жабенко Магистр Европейского университета в Санкт-Петербурге Камин-аут в лесбийской семье с детьми1 В данной статье рассматривается камин-аут как процесс раскрытия своей идентичности лесбийской семьей с детьми. Камин-аут осуществляется в качестве контроля информации о своей семье и предполагает выработку определенных стратегий родителями с целью обезопасить себя и своего ребенка от возможной агрессии вследствие распространения гомофобных настроений в обществе. Осуществление контролируемых стратегий взаимодействия со своими родственниками, друзьями и обществом являются необходимыми повседневными практиками однополой семьи в России. В ситуации трансформации семьи и семейных отношений, отмечаемых социологами в современном обществе2, многие исследователи смещают фокус своего интереса от традиционных форм семьи к новым3. Лесбийскую семью в контексте этих трансформаций можно считать одним из новых типов семейных отношений. Особенности лесбийских семей в настоящее время изучаются во многих западных странах. Если в Америке или в Португалии лесбийская семья – это признанная форма 1 Автор благодарит за ценные идеи и помощь в проведении исследования Анну Темкину и Елену Здравомыслову, а также ЛГБТ-организацию «Выход», лично Валерия Созаева и Сашу Скорых за помощь в организации полевого этапа. 2 Бурмыкина О.Н. Семейные и межпоколенческие взаимодействия петербургских студентов начала 21 века.// Журнал социологии и социальной антропологии. -2008, Том XI. №11.; Гурко Т.А. Трансформация семьи и перспектива родительства, 2003.; Магун В.С. Нормативные взгляды на семью у россиян и французов//Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе/ под науч. Ред. С.В. Захарова, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики, 2009. 3 Магун В.С. Нормативные взгляды на семью...; Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства.//Социологические исследования. – 2000. №11. семейных отношений, то в России такой тип семьи не признается юридически, и большинством социологов не изучается как отдельный тип. Особенности лесбийских семей в западном академическом дискурсе изучаются как внутри новой области квир исследований, так и примыкают к некоторым направлениям социологии семьи, рассматривающей гомосексуальные союзы как особый тип семьи, включая отношения между ее членами, родителями и детьми4 Отдельное направление в западных исследованиях касается взросления и социализации ребенка внутри гомосексуальной семьи5. Нужно отметить широкое направление исследований, связанных с взаимодействием детей из однополых семей с обществом, в частности с институтами социализации6. В исследовании, проведенном нами в 2009 году7, нас интересовали родительские практики в лесбийских семьях в России. В рамках исследования было проведено 13 глубинных интервью с лесбиянками, воспитывающими детей в партнерстве с другой женщиной, 3 дополнительных интервью было взято с экспертами сообщества, также дополнительный материал был собран в Интернете. В 8 случаях интервью были взяты с обоими партнерами, 5 человек опрашивалось индивидуально. Основным вопросом исследования являлось осуществление практик родительства и институциональные взаимодействия в лесбийской семье, имеющей детей, в условиях отсутствия их легитимного признания в обществе. Для обозначения категории «семья» в данном случае мы опираемся на критерии, во-первых, устойчивости отношений партнеров, во-вторых, совместного хозяйства и проживания, в-третьих, самоидентификации. Под семьей в данной статье понимается длительное партнерство взрослых людей на основе общего домашнего хозяйства, где оба партнера называют себя семьей и идентифицируют свои отношения как семейные. Российская исследовательница Н. Нартова определяет лесбийскую семью как 4 Perlesz А. et al. Family in transition: parents, children and grandparents in lesbian families give meaning to "doing family. Journal of Family Therapy. – 2006, №28: 175-199. 5 Lewin, Ellen. Lesbian Mothers: Accounts of Gender in American Culture. Ithaca and London: Cornell University Press, 1999.; Nelson F. Lesbian Motherhood: in exploration of Canadian Lesbian Families. Toronto, University of Toronto Press, 1996. Kosciw, J. G. and Diaz, E. M. Involved, Invisible, Ignored: The Experiences of Lesbian, Gay, Bisexual and Transgender Parents and Their Children in Our Nation"s K–12 Schools. New York: GLSEN., 2008. Golombok S, Spencer A, And Ruttler M Children in lesbian and single-parent household: Psyhosexual and psychiatric appraisal. Journal of child Psychology and Psychiatry. – 19983, №24, 551. 6 Lindsay, Perlesz, Brown, McNair, de Vaus. Stigma or Respect: Lesbian-parented Families Negotiating School Settings, Sociology, 2006. Weston K. Families We Choose: Lesbians, gays, kinship. New York. Columbia University Press, 1991. 7 Исследование родительских практик в лесбийской семье проведено в 2009 году в рамках гендерной программы Европейского Университета в Санкт-Петербурге под руководством профессора факультета политических наук и социологии Анны Темкиной. супружеский проект двух взрослых людей, который имеет более высокий статус, чем любовная связь и сожительство8. В России в отсутствии признания легитимности однополые семьи попадают в ситуацию стигматизации. Согласно работам Гофмана, стигматизированные индивиды вынуждены контролировать коммуникацию с другими людьми9. Данное утверждение может коррелировать с фактом принятия решения о камин-ауте (кому говорить, как говорить и где говорить). Камин-аут в данном контексте выступает важным атрибутом как сознательное признание окружению своей стигматизированной идентичности. В своем классическом смысле камин-аут означает «выход наружу» как личная, так и групповая акция индивидуумов, чья идентичность не репрезентируется открыто, или репрессируется в культуре10. Впервые этот термин появляется в работах Ив Седжвик Кософски, где его «сущность с конца 60-х – начала 70х годов определяется как публичная и перформативная, состоящая в действии coming-out, активистском действии, характерном для конфигурации queer-идентичности в целом»11. Это процесс выхода из своеобразного «чулана» своей идентичности, в данном контексте - гомосексуальной, во внешний нормативный мир. Процесс камин-аута для однополой семьи может стать двойным, поскольку сначала индивиды находятся в своем собственном «чулане» в одиночестве, а, создав семью, попадают в ситуацию ответственности за членов семьи, в частности детей. В однополых семьях с детьми вопрос встает о благополучии ребенка, а также о его безопасности. Поэтому камин-аут в данном случае – вопрос, граничащий с благополучием семьи в условиях непринятия окружением их стиля жизни. Важно отметить, что камин-аут – это продолжительный процесс, в его рамки попадают многочисленные стратегии поведения однополых семей при коммуникации с окружением. Необходимо понять, где для однополой семьи заканчивается камин-аут, а точнее – заканчивается ли он когда-нибудь. Исходя из данных проведенного исследования, можно сказать, что не все семьи стремятся сообщить о своей ориентации обществу. На открытость семьи влияет ее предыдущий опыт индивидуальных камин-аутов. Данные исследований, проведенных ранее, говорят о том, что если камин-аут был совершен членами семьи, то семья остается 8 Нартова Н. Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания. Семейные узы: Модели для сборки: сборник статей. Кн. 1.//сост и ред. С. Ушакин. – М. Новое литературное обозрение. – 2004, с. 292 – 315. 9 Goffman, Erving. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity: Harmondsworth: Penguin Books, 1968. 10 Жеребкина И. «Прочти мое желание…постмодернизм, психоанализ, феминизм», М.: Идея-пресс, 2000, с. 207. 11 Цит. По Жеребкина И. «Прочти мое желание…», с. 207. открытой и после появления ребенка. Но появление ребенка скорее негативно влияет на совершение камин-аута семьи в целом12. Первый и, на мой взгляд, самый важный камин-аут в лесбийской семье – это открытие своему ребенку. В большинстве лесбийских семей данный процесс происходит постепенно в ответах на появляющиеся вопросы ребенка о своей семье. Основными характеристиками такого камин-аута является честность и открытость обеих матерей своему ребенку. Мамы пытаются подготовить объяснение, заранее рассказывая о многообразии возможных типов семей. Для объяснения отношений с другой женщиной происходит апелляция к человеческим ценностям: любви, поддержке. Таким образом, осуществляется научение ребенка толерантно относиться к многообразию и вариативности отношений: «Это говорит о том, как мы подготовим пространство жизненное ребенка. Я слышала, как люди говорят, что я не хочу, чтобы кто-то имел оружие против моего ребенка, поэтому я не вру. Шантажировать можно только того, кто врет, у кого есть секреты» (Александра, 55 лет). Искренность осознается как важная ценность в отношения с ребенком в целом. «Вообще, в семье с детьми самое главное быть честной. Как бы там ни было. <…> Чтобы там не случилось, чтобы ни было, перековеркать эту правду, но чтобы истина, суть была не исковеркана <…> Я поняла, что нужно быть максимально откровенной с ребенком» (Юля, 27 лет). Следующий камин-аут лесбийской семье предстоит сделать своим родителям. Этот шаг, несомненно, является важным в жизни, как для семьи, так и для каждой из матерей индивидуально. В случае данного камин-аута не наблюдается такого безоговорочного желания открыть свою идентичность, как в случае с ребенком. В историях прослеживается два варианта: полный камин-аут родителям и полное сокрытие своих отношений с партнершей. Причем второй тип в проведенном исследовании был характерен для недавно сформировавшегося партнерства, в котором женщины проживают меньше года. В некоторых историях информанты предполагают, что необходимость камин-аута возникнет со временем: «Родственники (мои) не в курсе моей личной жизни вообще от слова совсем, потому что мы практически не общаемся. Вскоре, правда, предстоит как-то объясняться моей бабушке – рано или поздно она поймет - таки, что я живу не одна, и придется что-то придумывать» (Эл, 28 лет). Итог камин-аута родителям влияет на вероятность оказания помощи в воспитании ребенка, что является важным фактором для семьи, поскольку часто двум женщинам требуется помощь родственников. Во всех семьях родители информанток в разной 12 Cara A. Bergstrom. The “lesbigay-by boom”: How coming out affects parenthood expectations for lesbian, bisexual, and gay parents, 2006. степени осуществляют помощь в воспитании детей. В семьях, где есть дети от предыдущего гетеросексуального брака, помощь оказывается в той же степени, что и в любой другой расширенной семье. В семье с двумя мамами помощь осуществляется родителями обеих матерей, независимо от того, чей ребенок является биологическим: «Моя мама сидела с ее сыном, когда мы уезжали вместе на три дня в Швецию» (Аня, 33 года). «У меня хорошо родители относятся, приезжают, пытаются нянчиться, но немножко стесняются еще, тут они не очень много времени проводят с нами, но они очень хотят. Мои родители какой-то большой интерес проявляют, все время спрашивают, как что, присылай фотографии, расскажи. Ну, у меня папа 2 раза приезжал, мама тоже два, наверное, раза. Они приезжают, как бы в гости и мы какое- то время проводим вместе. Нянчиться они еще не готовы, ну, не то, чтобы не готовы, чтобы нянчиться надо больше времени проводить, они приезжают там на дня 2-3» (Марина, 26 лет, ребенок усыновлен ее партнершей) Семейные ценности предполагают доверительные отношения внутри семьи, тем самым камин-аут, открытие своей идентичности членам семьи является обязательным атрибутом семейных отношений. Помимо внутрисемейных лесбийская семья встроена в широкий контекст институциональных взаимодействий в обществе. Это в первую очередь институты социализации ребенка: школы, детские сады, а также больницы, органы опеки и другие необходимые организации. Контекст стигматизации однополых семей и гомофобии, существующей в российском обществе, предполагает выстраивание определенных стратегий для взаимодействия субъектов. Общество для семьи делится на две области: область тех, кто знает об ориентации (так называемые «свои») и на тех, кто представляет угрозу для семьи, а значит, не информирован о типе семьи информантов («чужие»). Под маркером «свои» понимаются друзья или близкое окружение информанта, которому доступна информация об особенностях семьи: «Свой круг – наши друзья. Наши друзья все это принимают как бы, все нормально. Какие-то чужие люди, с которыми мы не дружим – их это просто не касается, потому что они просто не поймут» (Маша, 25 лет). В область неосведомленных о типе семьи чаще всего попадают государственные службы: органы опеки, больницы, школы, детские сады, а также коллеги информантов по работе. Угроза связана с репрезентацией семьи в обществе: «Как все-таки представить себя как семью там, где жизнь сталкивает все равно: это сады, школы, учреждения, врачи, то же самое в больнице, в палате могут только родственники находиться. Как представить человека? Вы любите друг друга?» (Юля, 27 лет). Данное деление определенным образом влияет на поведение членов семьи в зависимости от нахождения в определенной области взаимодействия в тот или иной момент. В первую очередь для каждой области существует своя легенда, которая мотивирована обстоятельствами взаимодействия. Легенда - это история о семье, легитимирующая статус членов семьи за счет презентации их ролей в ключе семейной нормы, традиционной для общества, в котором легенда производится. Распространенная форма легенды – умалчивание о своем семейном статусе и сексуальной ориентации: «Я лучше промолчу, развернусь и уйду. Потому что я как бы ничего не ответила, однозначного ответа не дала, постараюсь уйти от ответа на этот вопрос (об ориентации)» (Юля, 27 лет). Помимо умалчивания для презентации семьи женщины пользуются манипулированием статусами своих партнерш. Для создания легенды в институтах социализации используются статусы «крестной», «няни», «подруги», которые являются легитимными в обществе и утверждают нормативную идентичность обеих женщин. В основном члены семьи при взаимодействии с обществом стараются скрыть свою ориентацию, считая, что из-за нее к ним будут относиться с предубеждением. Женщины чувствуют ответственность за безопасность своего ребенка, поскольку постоянно ощущают угрозу гомофобии. В качестве заключения можно сказать о некоторых выводах работы. Одним из важных атрибутов осуществления родительских практик в лесбийских семьях является камин-аут. В зависимости от открытости семьи выстраиваются коммуникация с родителями, друзьями, государственными учреждениями. Лесбийская семья более расположена совершать камин-аут в кругу «своих»: семьи, близких друзей, родителей. Для коммуникации в обществе камин-аут не является приоритетной стратегией. Наиболее проблемные области взаимодействия связаны с благополучием ребенка: это институты социализации, а также органы опеки и медицинские учреждения. Для презентации своей семьи в таких учреждениях матери используют легенды, легитимирующие семью. Однополая семья – неформальный тип семьи, он не признается государством. Легитимное определение матерей-лесбиянок – матери-одиночки. Это вызывает определенные трудности существования семьи, затрудняет камин-аут, а значит, многие проблемы однополых семей часто остаются нерешенными и неразрешимыми. Список литературы: 1. Бурмыкина О.Н. Семейные и межпоколенческие взаимодействия петербургских студентов начала 21 века.// Журнал социологии и социальной антропологии. -2008, Том XI. №11. 2. Гурко Т.А. Трансформация семьи и перспектива родительства, 2003 3. Жеребкина И.(2000) «Прочти мое желание…постмодернизм, психоанализ, феминизм», М.: Идея-пресс, с. 207 4. Магун В.С. Нормативные взгляды на семью у россиян и французов//Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе/ под науч. Ред. С.В. Захарова, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики, 2009. 5. Нартова Н. (2004) Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания. Семейные узы: Модели для сбоки: сборник статей. Кн. 1.//сост и ред. С. Ушакин. – М. Новое литературное обозрение, с. 292 – 315 6. Сэджвик И. Кософски (2002) Эпистемология чулана. Пер. О. Липовской, З. Баблояна. – М.: Идея-Пресс, - 272 с. 7. Bergstrom, C. A. , 2006-08-10 "The Lesbigay-by Boom: How Coming Out Affects Parenthood Expectations for Lesbian, Bisexual, and Gay Parents" Paper presented at the annual meeting of the American Sociological Association, Montreal Convention Center, Montreal, Quebec, Canada Online 8. Cara A. Bergstrom. The “lesbigay-by boom”: How coming out affects parenthood expectations for lesbian, bisexual, and gay parents, 2006. 9. Golombok S, Spencer A, And Ruttler M Children in lesbian and single-parent household: Psyhosexual and psychiatric appraisal. Journal of child Psychology and Psychiatry. – 19983, №24, 551. 10. Goffman, Erving (1968) Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity: Harmondsworth: Penguin Books 11. Lewin, Ellen. Lesbian Mothers: Accounts of Gender in American Culture. Ithaca and London: Cornell University Press, 1999.; Nelson F. Lesbian Motherhood: in exploration of Canadian Lesbian Families. Toronto, University of Toronto Press, 1996. 12. Lindsay, Perlesz, Brown, McNair, de Vaus. Stigma or Respect: Lesbian-parented Families Negotiating School Settings, Sociology, 2006. Weston K. Families We Choose: Lesbians, gays, kinship. New York. Columbia University Press, 1991. 13. Kosciw, J. G. and Diaz, E. M. Involved, Invisible, Ignored: The Experiences of Lesbian, Gay, Bisexual and Transgender Parents and Their Children in Our Nation"s K–12 Schools. New York: GLSEN., 2008. 14. Perlesz А. (2006), et al. Family in transition: parents, children and grandparents in lesbian families give meaning to "doing family. Journal of Family Therapy, 28: 175-199

Ни однополые браки, ни усыновление детей гомосексуальными партнерами в России официально невозможны. И тем не менее такие пары есть. И дети в них тоже. И хотя точная цифра вряд ли кому-то известна, она наверняка уже превышает «статистическую погрешность». А во Франции, например, 250 тысяч детей живут в семьях, где хотя бы один из партнеров – открытый гомосексуалист. Число детей в однополых парах оценивается в 20–40 тысяч*. Мы имеем дело с новой реальностью, и поэтому так важно пытаться по возможности объективно разобраться, что это значит для ребенка – расти с двумя любящими друг друга взрослыми одного пола.

Беспредметный спор

Когда в общественных дискуссиях возникает вопрос о воспитании детей гомосексуальными парами, чаще всего обсуждается один аспект ситуации – влияет ли гомосексуальная ориентация взрослых на формирование сексуальных предпочтений ребенка. Психологи и сексологи склоняются к отрицательному ответу. Об этом говорят, к примеру, исследования психолога Фредерика Бозетта (Frederick W. Bozett)** и его коллег, которые долгое время наблюдали детей, воспитывавшихся в однополых парах. Их вывод: гомосексуалистами чаще становятся дети, воспитанные в гетеросексуальных семьях.

Впрочем, с тем же успехом можно утверждать, что дети из гетеросексуальных семей чаще становятся пилотами самолетов, нобелевскими лауреатами или серийными убийцами. И все это будет чистой правдой – во-первых, потому что гетеросексуальных пар неизмеримо больше. А во-вторых, потому что исследования этой темы начались лишь тогда, когда о феномене однополых семей впервые заговорили открыто, – в 80-х годах прошлого века. И 30 лет – слишком небольшой срок для столь серьезных заключений. По этим же причинам вряд ли стоит принимать всерьез и исследования – а такие тоже существуют, – согласно которым детям в гомосексуальных парах живется даже лучше, чем в обычных и тем более неполных семьях. Доводы тех, кто говорит о «воспитании» гомосексуализма и извращений в однополых парах, ничуть не более убедительны. А часто и менее. Скажем, Тимоти Дэйли (Timothy J. Dailey) в обзоре «Воспитание в гомосексуальных семьях: дети в опасности» последовательно упрекает всех оппонентов в неточности и недостоверности, ссылаясь на еще более неточные и недостоверные данные.

Один партнер выполняет материнскую функцию, а другой своим присутствием показывает ребенку: «Мать любит не только тебя».

Для выводов о влиянии сексуальной ориентации родителей на сексуальность детей пока не хватает лонгитюдных (достаточно длительных) исследований, считает детский аналитик Анна Скавитина: «Нам приходится опираться на эмпирический опыт. Но и Фрейд строил свои теории на эмпирическом опыте. И его теории используются до сих пор. По своему опыту работы с детьми из однополых пар могу сказать, что это гетеросексуальные дети. И прямого влияния сексуальной ориентации родителей на сексуальность детей я не наблюдала ни разу».

«Одной общей причины формирования гомосексуальной ориентации просто нет, – соглашается семейный психотерапевт Инна Хамитова. – Это могут быть гены, а могут быть и психологические причины. Но мне сложно представить, что ребенок может стать геем только под влиянием ориентации родителей». Гораздо важнее личные качества тех взрослых, с которыми растет ребенок, и в этом смысле не бывает гомосексуалистов «вообще», уверена Инна Хамитова: «Есть разные пары и разные отношения. Партнеры могут быть добрыми и мягкими, а могут – требовательными и строгими. И вот эти их качества влияют на формирование личности их ребенка намного сильнее, чем сексуальная ориентация».

Другой вопрос, который многих беспокоит: может ли повлиять на психику ребенка увиденная им сексуальная сцена между однополыми взрослыми? «В любой паре, будь она гомо- или гетеросексуальной, родители вообще-то не демонстрируют детям свои сексуальные отношения, если речь не идет о патологических случаях», – продолжает Инна Хамитова. И никаких оснований считать, что таких случаев в гомосексуальных парах больше, у нее нет.

Семейные роли

Но сексуальность – далеко не главный вопрос, который возникает в связи с воспитанием детей в однополых парах. Гораздо важнее понять, как развивается психика ребенка в такой ситуации и могут ли их «родители» выполнить две разные функции – материнскую и отцовскую. С точки зрения классического психоанализа построение идентичности и нормальное формирование личности ребенка невозможны без преодоления эдипального конфликта – бессознательного сексуального влечения к родителю противоположного пола. Возможно ли это для ребенка в гомосексуальной паре?

Да, это возможно, считают наши эксперты. «Суть эдипова комплекса и соответствующего конфликта состоит в том, что ребенок осознает: между родителями существуют отношения, из которых он исключен, – поясняет психоаналитик Светлана Федорова. – Ребенок начинает испытывать ревность и желание установить подобные отношения с одним из родителей, обычно противоположного пола».

Это проясняет и распределение ролей в гомосексуальной паре. Один из партнеров оказывается родителем с материнской функцией, а другой – тем самым «третьим», который уже своим присутствием говорит ребенку: «мать не может любить только тебя, не может любить тебя слишком сильно, потому что она любит и меня тоже». Благодаря «третьему» ребенок по мере взросления освобождается от всепоглощающей связи с матерью и обращается к окружающему миру. «В гетеросексуальной семье отец спасает ребенка от слияния с матерью, – рассказывает Светлана Федорова. – Но эта ситуация возможна и в гомосексуальных парах, где происходит разделение ролей на женскую и мужскую. В таком случае ребенок имеет шанс получить необходимое количество любви и заботы и одновременно защиту от слияния с одним из родителей». Но есть и некоторый риск, предостерегает Светлана Федорова: «Роль отца – быть отличным от матери не только по функции, но и по полу. И с осознанием разности полов у ребенка в гомосексуальной паре возможны трудности». «Особенно это касается воспитания мальчика в паре из двух женщин, – считает Анна Скавитина.– Выстроить свою мужскую идентичность ему сложнее». Впрочем, в семьях из двух женщин у нас выросло не одно поколение, напоминает Инна Хамитова: «После войны был колоссальный дефицит мужчин. И семья из мамы, бабушки и ребенка была почти нормой». Да и сейчас в таких семьях ничего не-обычного нет: бабушка обычно выполняет материнскую роль, заботится о ребенке, а мать, наоборот, мужскую – работает, кормит семью. Причем отношения между двумя женщинами могут быть довольно напряженными. И в этом смысле однополая пара, живущая в мире и согласии, может быть более приемлемой для воспитания ребенка.

К счастью, мир ребенка не состоит лишь из родителей. Дети повсюду встречают мужчин и женщин, читают в книгах и видят в кино переживания героинь и подвиги героев. Словом, если ребенок не растет в полной изоляции, ориентиров для правильной самоидентификации у него хватает. «Психологам известно много случаев, – рассказывает Анна Скавитина, – когда в силу разных причин ребенка с младенчества растит не мать, а отец. И это никак не сказывается на развитии. Кроме того, сегодня нередко папа варит борщи, а мама управляет огромным бизнесом. Я работала с такими семьями и могу сказать, что мальчики в них растут маскулинными, а девочки – фемининными. Не вижу, почему в гомосексуальных парах должно быть иначе».

«Я отвечу, что все в порядке»

Нашим коллегам из французского Psychologies удалось поговорить с молодыми взрослыми, воспитанными в гомосексуальных парах. 20-летняя студентка Карина была зачата по договоренности между лесбиянкой и геем. Она удивляется, отчего психологи и политики столько говорят о детях в однополых семьях: «Если им так интересно, пусть придут и спросят. И я отвечу им, что все в порядке». Свою жизнь она описывает как самую обычную. «Я всегда знала, что родители не влюблены друг в друга, что они сошлись именно для того, чтобы завести ребенка, – объясняет Карина. – Я живу у мамы. У папы есть свои ключи, он заходит, когда хочет. Когда я была маленькая, он приходил каждое утро проводить меня в школу. Это как если бы мои родители были в разводе, только они хорошо ладят!» Вопрос о сексуальных предпочтениях вызывает у 27-летнего научного сотрудника Томаса, воспитанного лесбийской парой, улыбку. «Я проводил каникулы у дедушки, был бойскаутом. Мои мамы объяснили мне, что мальчики писают стоя. Остальное я открыл сам. Я никогда не думал, что уступаю друзьям в мужественности. Зато быстро понял, что я чувствительнее и лучше понимаю девушек. И это очень помогло мне в любовных отношениях». Ю. З.

Откуда берутся дети

Существует как минимум 5 путей, которыми дети оказываются в однополых парах.

1. Самая древняя и очевидная форма однополого родительства: ребенок рождается у гетеросексуальных родителей, затем они разводятся, и один из них (либо оба) начинают жить в гомосексуальной паре.

2. Ребенка усыновляет один из родителей, скрывая свою гомосексуальность, чтобы не получить отказ.

3. Ребенок зачат по договору между лесбиянкой/геем и лицом противоположного пола.

4. Ребенок рождается в результате искусственного оплодотворения спермой донора.

5. Пара геев прибегает к услугам суррогатной матери.

Как я появился на свет?

Этот вопрос задают все дети, но в случае гомосексуальной пары ответить на него сложнее. «Очень важно, как будет изложена история его происхождения. Нельзя «аннулировать» одного из теперь уже трех родителей, сделать кого-то, кто не присутствует в семье, неодушевленным существом, – настаивает Светлана Федорова. – Ведь наша идентичность складывается из фантазий о нашем происхождении и из возможности идентифицировать себя с каждым из родителей. А теперь представьте: вы обнаруживаете, что часть вас – нечто неживое, немыслящее. Как это принять, не омертвив того, кто был донором биоматериала или вашим инкубатором, – а с ним и часть себя самого?» Иными словами, главная опасность – пытаться убедить ребенка, что он каким-то чудом появился на свет от двух женщин или двух мужчин. Такого рода бредовые представления заведомо вредят нормальному психическому развитию ребенка. Все дети должны знать, что для зачатия нужны мужчина и женщина, пусть даже одного из них в паре, которая его растит, нет. Тогда как говорить ребенку о его происхождении? «Мы так хотели тебя, что… Ну, а дальше – есть же разные способы. Попросили одного дядю или одну тетю помочь, пришли за тобой в Дом ребенка, – перечисляет варианты Инна Хамитова. – Главное – говорить ребенку правду достаточно рано и теми словами, которые будут ему понятны».

За пределами дома

Если родители ведут себя разумно, какие проблемы все-таки могут возникнуть у детей в однополой паре? «Их проблемы ничем не отличаются от проблем маленьких детей из гетеросексуальных семей, – констатирует Анна Скавитина. – Страх темноты, трудности с засыпанием... Ничего такого, что можно связать с гомосексуальностью родителей».

А дальше эти дети идут в школу. И если не в первый день, то во второй возвращаются с вопросом: «А кто такие педики?». «За 20 лет практики я так и не смогла найти никакой разницы между проблемами в парах гомо- и гетеросексуалов, – признается Инна Хамитова. – Это касается и проблем с детьми. Нет никакой разницы, кроме одной: гомосексуальные пары ощущают постоянную враждебность той среды, в которой они живут. И это, боюсь, влияет на детей, которые растут в таких парах, намного сильнее всех прочих обстоятельств».

Ребенок должен знать, что для зачатия нужны мужчина и женщина, пусть даже в паре, которая его растит, одного из них нет.

Здесь, конечно, важно, как воспринимают свою гомосексуальность взрослые. Если они прячутся от нее, ребенок опосредованно переживает их стыд и унижение. Если они истово сражаются за права меньшинств, он рискует быть вовлеченным в их активизм (часто граничащий с ), и ему будет труднее отстоять свое право быть не таким, как они. А если родители спокойны, они передают это спокойствие и ребенку. Но это в идеале. У нас же ребенок в гомосексуальной паре очень быстро понимает, что его семья находится в оппозиции к обществу и принятым в нем ценностям, и оказывается перед жестким выбором. «Он может либо принять ценности своей семьи и перейти в оппозицию к обществу, либо выступить против семьи: осудить родителей, порвать с ними, – комментирует Инна Хамитова. – Когда я говорю про принятие ценностей семьи, речь идет об уважении и любви к своим родителям, невзирая на нестандартность их образа жизни».

Наконец, важно помнить, что правами на ребенка в однополой паре обладает лишь один партнер. Если пара распалась, один из двоих может навсегда потерять контакт с сыном или дочерью. А в случае смерти законного родителя ребенок будет передан в детский дом, хотя есть человек, которого он считает родным. Такой риск создает для ребенка дополнительное психическое напряжение и делает его более уязвимым.

Способность любить

Дети в однополых парах – лишь одно из направлений глобальной трансформации понятия «семья», которая происходит буквально у нас на глазах. «Патриархальная модель с фигурами кормильца-отца и подчиненной, занятой лишь домом и детьми матерью перестала быть единственной, а возможно, и главной, – считает Инна Хамитова. – Мы все чаще видим партнерские отношения с новым распределением ролей». «Это колоссальная этическая проблема, с которой человечество еще никогда не сталкивалось, – объясняет Светлана Федорова. – Сейчас в некоторых европейских странах готовят правовую основу для равенства полов и различных семей, появляются понятия «Родитель 1» и «Родитель 2». Мы пытаемся освободиться от необходимости испытывать любовь и разочарование от того, что другой отличен, и от своей зависимости. Гомосексуальная пара стремится иметь свое продолжение, и это естественное человеческое желание. Общество дает им право на это счастье и берет на себя ответственность за счастье ребенка в такой семье. Но мне в этом видится утопическая ловушка. Лишая родителей пола, мы рискуем лишить детей происхождения, а с ним и идентичности». С другой стороны, желание однополых пар непременно завести ребенка – отражение проблемы нарциссического всемогущества человека, который «не приемлет ограничений, для которого существует только собственное «Я» и сиюминутные желания», требующие удовлетворения», – указывает Светлана Федорова.

Но есть один аспект, о котором нельзя промолчать. Гомосексуалисты гораздо охотнее гетеросексуальных пар усыновляют детей, в том числе и больных. Там, где у них есть на это право, разумеется. «Способность к привязанности формируется в самые первые годы жизни ребенка, и самые чудесные воспитатели не могут заменить близкого человека, – подводит итог Инна Хамитова. – Если родители – приемные или родные, одного они пола или разного, неважно – способны дать ребенку любовь, то и он, когда вырастет, сможет давать эту любовь другим, в том числе и своим детям».

* По данным французской Ассоциации геев и лесбиянок – родителей и будущих родителей (APGL).

** F. Bozett «Gay and Lesbian Parents» (Praeger Paperback, 1987).


Одни говорят: лесбиянка не может дать ребёнку стандартную гетеросексуальную семью «папа - мама» и это усложнит детям гендерную самоидентификацию, ребёнок не сможет иметь «нормальную» ориентацию, будет психически травмирован. Другие вполне разумно возражают: а с папой-алкоголиком лучше?

Нормальных семей не бывает. Об этом не только Дуглас Коупленд в одноимённой книге написал. Их действительно не бывает, вне зависимости от сексуальной ориентации родителей и вообще состава семьи. Весь вопрос, как говорят психиатры, в отдалении от нормы и понимании того, что есть эта норма.

Меньше месяца назад сэру Элтону Джону отказали в усыновлении 14-месячного украинского мальчика Лёвы, который болен СПИДом. По украинским законам, приёмными родителями может стать только пара, состоящая в браке, а однополые браки в незалежной, как, впрочем, и в России, не признаются. «Поэтому для нас Элтон Джон - одинокий гражданин», - процитировали СМИ вердикт Павленко, министра Украины по делам семьи.

Иначе дело обстоит с «одинокими гражданками», которым закон никоим образом не воспрещает беременеть разными доступными путями и даже усыновлять ребёнка, не находясь в официальном браке («Частный корреспондент» уже писал о двух московских лесбиянок узаконить свой брак).

В мае этого года 30-летняя Ирина Фет и её 32-летняя подруга Ирина Шипитько подали заявление в ЗАГС Тверского района города Москвы, желая узаконить свои отношения. Работники ЗАГСа отказывались даже принимать заявление, но после вмешательства адвоката пары, организатора московского гей-прайда Николая Алексеева, начальник ЗАГСа Светлана Потамошнева приняла заявление в свободной форме. Через полчаса паре вручили официальный отказ в регистрации их брака.

Многие известные женщины, такие как , в своих гомосексуальных семьях вполне успешно воспитывают детей. Но у звёзд всё немного иначе. А как дело обстоит в обычных лесби-семьях?

На вопросы «Частного корреспондента» ответили две московские лесби-мамы, которые воспитывают прелестную двухлетнюю дочку Яну. Её биологической маме Кате, которая называется «мамаКа», 23 года, второй маме, Ане ака «мамАня», 22 года.

- Как в семье двух лесбиянок может появиться ребёнок?
- Хотя официально однополых семей в России нет, на самом деле они есть и их много. Только в интернете общаются несколько сотен семей с детьми. Геев среди них очень мало, в основном речь идёт о парах из двух женщин.

Есть три основных пути их появления в лесби-семьях.

Часть детей остаётся после брака или отношений с мужчиной, но воспитывается уже в новой семье.

Если две девушки задумываются о ребёнке, уже живя вместе, то, как правило, они выбирают инсеминацию спермой донора, в репродуктивной клинике или самостоятельно.

Для этого они выбирают, кто будет рожать, и подбирают подходящего мужчину или пользуются банком спермы при клинике.

Третий способ - усыновление. В России нет усыновления однополыми парами, но ничто не мешает усыновить ребёнка одной из пары как матери-одиночке, а воспитывать ребёнка вдвоём. Пока этот способ не очень популярен, но примеры есть. Нашего второго ребёнка мы планируем именно усыновить.

В психологии принято считать, что у ребёнка, вне зависимости от его пола, в детстве должен быть перед глазами образ женщины и мужчины (это не обязательно должен быть отец, может быть и дядя, и дедушка), глядя на которых ребёнок познаёт суть взаимоотношений и роли. Что вы об этом думаете? Нужен ли Янке «образ мужчины» и есть ли он? Есть ли для лесби-семей какие-то курсы/тренинги, на которых психологи помогают решать проблемы воспитания детей? Есть ли толк от этих курсов? Пользуетесь ли вы советами психологов?
- Вообще, среди сообщества нет единого мнения: кто-то считает, что безопаснее всего всё скрывать и не афишировать свой состав семьи, кто-то, как мы, наоборот, старается быть максимально открытыми. Разным типам семей нужны разные советы, и сделать какие-то универсальные курсы сложно. Тем не менее есть попытки их создать, если не ошибаюсь, в Санкт-Петербурге.

Я считаю, что в РФ должны быть разрешены однополые браки. Потому что сейчас нарушаются права геев и лесбиянок. Притом что свои обязанности перед государством они выполняют.
Я не раз слышала возражения «натуралов» - а зачем геям браки? Им никто не мешает трахаться у себя дома, статью из УК снесли, пусть живут не жалуются. Мы вот тоже с Машей/Пашей не расписаны - и ничего, и нам нормально.

Мы не считаем, что образ мужчины именно обязателен, ведь модель отношений в семье ребёнок видит и так, а просто мужчины в жизни ребёнка всё равно будут: в школе, в кружках, среди родственников, в семьях у друзей, в книгах и кино. Тем не менее мы считаем, что ребёнку крайне важно знать о разнообразии мира. И мы стараемся общаться сами и будем очень рады общению дочки с самыми разными людьми и семьями, в том числе, конечно, и с гетеросексуальными. У нашей хорошей подруги есть муж и сын, ровесник Яны, мы часто встречаемся. Плюс у Яны есть дедушки.

- Возникают ли у вас какие-то проблемы с поликлиникой/садиком/нянями?
- Лично у нас проблем не было. Если есть уверенность в себе и готовность доброжелательно отвечать на вопросы, то обычно все какое-то время удивляются и охают, но потом не обращают внимания. Возможно, кому-то из этих людей что-то в нашей семье не нравится, но до тех пор, пока они свои недовольства не озвучивают, это их право.

Можно ли юридически оформить «равноправие» мам по отношению к ребёнку? В свидетельстве о рождении записана, как я понимаю, только одна мама, да?
- По законам России пока никакого равноправия нет, сейчас юридически у ребёнка может быть только одна мать. Но недавно появился закон о том, что родитель может сам заблаговременно написать заявление и выбрать опекуна для ребёнка на случай своей смерти или тяжёлой болезни. Этот закон очень удобен для однополых пар, теперь у них есть гарантия того, что, если с биологической матерью случится что-то плохое, ребёнок останется со второй.

- Как распределяются ваши обязанности? Одна работает, а другая сидит с дочкой?
- Да. Когда Яна подрастёт, она, возможно, пойдёт в садик, тогда работать будем мы обе.

Как воспринимают на детской площадке? Не бывало ли такого, чтобы родители внушали своим детям, что геем или лесбиянкой быть плохо?
- Если честно, мы понятия не имеем, как нас воспринимают на площадке и воспринимают ли как-то вообще. Мы мало общаемся там с другими родителями. Иногда мы гуляем по очереди, иногда все вместе. Яна называет мамами обеих, но я не знаю, замечал ли это кто-нибудь.

- Есть ли среди ваших друзей другие однополые семьи с детьми?
- У нас есть очень хорошие друзья, две девушки и две их дочки. К сожалению, они живут в другом городе, и поэтому мы редко видимся лично, в основном общаемся по интернету. Ещё есть много просто знакомых семей, тоже из самых разных городов.

- Как ваши родственники восприняли появление Янки? Что-то изменилось в лучшую сторону?
- С родственниками у нас всё нормально. Нет, бывает, конечно, и лучше, но и так, как есть, тоже неплохо. Родители всё про нас знают уже много лет, они не в восторге, но понимают, что это наша жизнь. Когда мы только начинали встречаться, мы были ещё подростками и наши родители считали, что всё это глупость и скоро пройдёт. С тех пор прошло уже пять лет, и они понимают, что всё серьёзно. Яна тоже помогает, обе бабушки очень её любят.

- Когда Яна вырастет и спросит, почему у других детей одна мама, а у неё - две, что вы ей скажете?
- Покажем, что семьи бывают разные. У кого-то есть только мама, у кого-то мама, папа и отчим, у кого-то полный комплект бабушек и дедушек, у кого-то бабушек нет, но есть трое братьев и сестёр. А у нас - вот так.

Представители сексуальных меньшинств обычно сами настаивают на том, что склонность к необычной сексуальной ориентации является врождённой и заставить человека быть таким, как все, или, наоборот, «не таким» практически невозможно.

Исходя из этого, не думаю, что есть основания бояться того, что мы однажды попадём в эру амазонок, когда роль мужчины будет сводиться только к производству «материала» для банка спермы. И через сто лет люди будут любить. Одни будут любить представителей противоположного пола, другие - своего. Но на конец света это всё равно не похоже. Мне кажется, человечество будет губить себя совсем другими путями.

Когда я готовилась к интервью, настроение у меня было несколько насторожённое. Всё же я бескомпромиссная гетеросексуалка, да ещё психиатров наслушалась. Но, пообщавшись с мамой Аней, я поняла, что их Янка действительно растёт счастливой. А уж каким счастливым будет ребёнок, которого Аня и Катя скоро заберут из детдома и дадут ему хорошую семью, - трудно представить.

У меня есть ответ на вопрос, какая семья для ребёнка «допустима». Это та семья, где все счастливы! Я знаю семью, где мама и папа были совершенно безразличны к своей дочке и её прекрасно воспитали бабушка и дедушка. Я знаю семьи, где отчим становился родным, а папа всегда оставался чужим. И ещё много разных историй.

Потому что нормальных семей не бывает. Но бывают счастливые.

Беседовала Юлия Эйдель


Что такое лесбийская семья?

Что такое лесбийская семья? И смех и слёзы, когда вспоминаю рассказ одной пары, которая справила уже свой 35-летний юбилей совместной жизни. Сошлись они еще в советские времена, а на работе все говорили и считали, что просто две матери-одиночки объединили свое хозяйство, чтоб легче было вырастить детей. И возражать таким мыслям естественно никто не стал, не те времена были. И вот у них уже давно выросли дочки, вышли замуж, родили бабулям замечательных внуков, а они всё вместе. А окружающие так и живут в своих "догадках" и по сей день.

А чем, собственно, отличается лесбийская семья от гетеросексуальной? "Ну, как же без мужика в доме?" - удивляется одна из моих знакомых. Да очень даже прекрасно справляются все. Кран починить, розетки поменять, просверлить-повесить чего, ремонт сделать, мебель переставить – ну что из этого не сможет сделать женщина? Да всё что угодно. А даже если не сможет, то в крайнем случае вызовет сантехника, или другого мастера.

То же самое и по поводу детей. Как бы ни злорадствовали гомофобы, что в нетрадиционных семьях обязательно вырастут "ненормальные" дети, история и статистика говорят об обратном. Например в Америке, еще 20 лет назад стали давать на усыновление детей в гей-семьи. И что? Прекрасные, умные, талантливые дети. А процент их гомосексуальности ровно такой же как и среди детей выросших в гетеросексуальных семьях – 5-10%. И разве плохо, что ребёнок растет в любви и заботе? Разве лучше, когда мать-одиночка выбиваясь из последних сил растит ребенка одна, срывая на нем зло, усталость, и накопленные обиды? Или когда дети уходят из дома от родителей-алкоголиков, мыкаются по вокзалам и подвалам, просят милостыню, воруют, с малолетства приучаются к алкоголю, наркотикам, проституции… Да, у лесбийских семей тоже возникают проблемы, с соседями например, или ребенка начинают дразнить в школе. Но это все решаемые проблемы. И по большому счету ребенку не так важна реакция окружающих, как тепло, забота, любовь, и уют в доме.

Есть и еще одно расхожее мнение, что лесбийские семьи совсем не долговечны. Об этом тоже можно поспорить. И та же статистика, кстати, опять говорит об обратном. Здесь не от ориентации человека зависит, а от его характера, его моральных ценностей, его целей и стремлений. Если девушке важны постоянные новые страсти и сексуальные приключения, бодрящие и будоражащие, вызывающие бурю новых и новых эмоций и чувств, то она как правило и не стремится заводить семьи. Хотя всё это можно проживать и с одной единственной. Это насколько вам позволяет ваша фантазия и сила вашей любви.

"Женщина никогда не сделает женщине так больно как мужчина, ни физически ни морально. Никто так не поймет женщину как женщина". А вот тут как раз заблуждаетесь. Всё как раз наоборот. И не потому, что женщины стремятся сделать друг другу больно. Просто природа женских чувств и эмоций такова, что насколько сильно женщина может любить, настолько же сильно она может возненавидеть. И чем сильнее любишь, тем больнее потом при расставании. Увы, но это действительно так. Всепоглощающая сила и страсть женской любви настолько сильна, что обратная ее сторона – сильнейшая боль потери и разбитое сердце. А семья – это очаг спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Семья – это святое, и самое главное в нашей жизни. Когда есть семья, есть любимая, ради этого хочется жить, строить карьеру, добиваться чего-то в жизни. А бытовуха и угасание страсти – на совести каждой из нас. Никто не говорит, что семейная жизнь – это легко и весело. Но что не сделаешь ради любимой, ради себя, ради счастья…счастья целого, счастья общего, счастья одного на двоих. Сейчас даже сами лесбиянки много спорят о том, нужен ли нам закон об однополых браках, или не нужен. Я лично думаю что нужен, даже, хотя бы, ради того, чтобы наши дети могли расти спокойно. Чтобы на нас не тыкали пальцем, а уважали наши чувства и нашу любовь. Ну уж если и не уважали, так хотя бы смирились с этим. Слава богу, время движется вперед, и с каждым днем гомофобов становится меньше. Правда, в нашей стране, смениться еще не одно поколение, прежде чем нас начнут воспринимать как должное. Но мы-то не можем этого ждать. Нам надо "здесь и сейчас". И уж если лесбиянки не боялись создавать семьи и жить вместе дружно и счастливо в советские времена, то уж чего бояться нам? Как говорится: "Волков бояться – в лес не ходить." А проблемы, проблемы есть всегда и у всех. Главное – любовь, взаимоуважение и взаимопонимание в семье. А все остальное решаемо при желании.

Это лично моё мнение. Очень интересно будет прочесть и ваше. Напишите, расскажите о своей семье. Пусть ваш рассказ станет для кого-то помощью и моральной поддержкой, а быть может для кого-то и дельным советом.

С уважением,
ваша Ольга Суворова.
Июль 2005 года



Публикации по теме