Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Пояснительная записка.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?
В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:
1. История села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).
2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).
Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель:
1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивое село.
3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольнорго возраста

Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.
Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:
1. Развивать любознательности, умения вести диалог.

2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Блок 3. Тема: «Я живу в селе Бея»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном селе.
Задачи: познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, району, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села», «КВН» – мое любимое село.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, села, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Работу по воспитанию любви к родному селу я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном селе.
Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.
В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.
В своих беседах с детьми я рассказала, что нашей земле расположены зоны степей, лесостепей, смешанных лесов и тайги.
На экскурсиях я знакомила детей с улицами нашего села, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем селе.
Наше село населяют люди самых различных профессий. Я познакомила своих воспитанников с трудом библиотекаря, учителя.
Провела беседы, загадала загадки о различных профессиях.
Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.
На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.
Ребята проиллюстрировали свои рассказы.
Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Работа угольного разреза».
Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.
В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлены книги:
Н.Ф. Виноградова «Моя Россия»;
А.Куприянов «Природа Кузбасса»;
Звери Сибири;
История Кузбасса;
Г.А.Федор Белов «Белово».

Блок 4. Тема: «Кузбасс, город Белово»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1. Знакомить с историей возникновения города, его гербом, город – результат труда людей разных поколений.
2. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения.
Темы блока.
1. Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. Транспорт города.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
3. Природа родного города, края.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.
Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала, на конкурсе семейного герба.
Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.
Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.

Блок 5. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи:
1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.
Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.
В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:
«О чем рассказывает наш герб»;
«Цвета нашего флага»;
«Как слушают и поют гимн».

Блок 6. Тема: «День защитников Отечества»
Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».
Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.

Блок 7. Тема: «Моя любимая мамочка»
Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».
Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».

Блок 8. Тема: «Наши космонавты»
Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи:
1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.
2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.
Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».

Блок 9. Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
Темы блока:
1. Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
2. В музее славы .
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.
Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.

Наталья Андреева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей , отношения к событиям нашей истории. У детей несколько искажены представления о патри-отизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежи-тельное отношение к Родине.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важ-нейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспо-собности любого общества и государства, преемственности поколений, а в це-лом силе и мощи государства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле , на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, исто-рию своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной куль-туры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию : это и любовь к род-ным местам (городам, сёлам, станицам, рекам, полям и лесам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство и красоту своей Родины. Процесс у детей включает целый комплекс задач, это :

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу (селу, станице, хутору или аулу) ;

2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живо-му;

3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также понимания тех последствий, которые принесут эти действия;

4. Воспитание уважения к труду людей;

5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

6. Формирование элементарных знаний о правах человека;

7. Расширение представлений о России, ее столице;

8. Знакомство детей с символами государства : гербом, флагом, гимном;

9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к дру-гим людям, народам, их традициям.

Педагоги должны понимать, что воспитание патриотических чувств у де-тей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших уси-лий . Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Но никакая работа воспитателя не будет эффективной, если в этом процес-се не принимают участия родители. Ведь первостепенную роль в воспитании у ребёнка нравственно -патриотических чувств играют родители, которые своим примером должны показать ребёнку : как надо понимать, что такое нравствен-ность и патриотизм ; что такое чувство гордости за свою родину; что такое уважение к Родине; каким образом нужно показывать свой патриотизм.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта , если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя , – писал Ушин-ский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания ». Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы : прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использова-ние картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход. Основой же должна стать личность педагога, любящего и гордящегося своей Родиной, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это огромный и кропотливый труд всех окружающих ребёнка людей, при ко-тором важно, чтобы работа велась в постоянном и тесном взаимодействии вос-питателя, детей и родителей.

Следуя основным принципам (ФГОС, в данном случае принцип партнёр-ства с семьёй, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности и на основании мониторинга знаний детей об истории, культуре, традициях и нравах людей нашего края , нами был разработан и проведён комплекс занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей , который включает в себя, как традиционные формы работы (утренники, открытые занятия, консультации для родителей и т. д., так и нетрадиционные - конкурсы, семейные проекты, встречи.

Первоначальным этапом проекта стали занятия по духовно-нравственному воспитанию .

Цель данного занятий – привить любовь к родному языку и познакомить детей с православными обычаями на Руси - матушке.

«Через родное слово, - писал педагог К. Ушинский, - отражается вся исто-рия духовной жизни народа».

В рамках занятия проводилось разучивание стихов русских и советских поэтов («Детство» –И. З. Суриков, «Леший» -М. А. Мей, «У лукоморья» -А. С. Пушкин и др., изучались русские народные сказки («Илья Муромец» , «Алёша попович» , «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др., произведения русских и зарубежных авторов, поговорки и пословицы.

Важным элементом является обсуждение. Дети должны рассказать смысл зачитанного произведения и о том, что видят они, когда им читался текст и ка-кие чувства вызывает само произведение.

В рамках ознакомления детей с православными обычаями на Руси, была проведена встреча со священником. Эта встреча проходила в канун православ-ного праздника «Яблочный спас» , на ней священник познакомил детей с исто-рией возникновения и смыслом всех значимых православных праздников.

Также священник провёл беседу с детьми о том, как они понимают слова : сострадание, милосердие, уважение, забота, трудолюбие, миролюбие, благо-родство, память, порядочность; обсудили смысл поговорок : «Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.» , «Кого люди любят, к тому и Бог благо-волит.» , «Доброе слово лучше мягкого пирога.» , «Сей добро, посылай добро, жди добро, оделяй добром.» и др.

Но ни какое воспитание не может быть полноценным если не показать де-тям что такое труд.

В связи с этим, были проведены занятия на тему : «Кубань – житница Рос-сии» , был реализован проект «Огород своими руками» .

Целью данного проекта стало формирование трудовых навыков через во-влечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Кубани на нашем огороде.

Параллельно с реализацией данного проекта проводились занятия по ознакомлению детей с историей и традициями народов Кубани и как станови-лось земледелие на нашей земле, что такое труд и какую роль он играет в нашей жизни.

По завершению данного проекта был проведён праздник «Сбор урожая» и выставка поделок из выращенных овощей.

На празднике «Сбор урожая» приняли участие студенты педагогической академии. Студенты проводили беседы на знание народных традиций и ста-ринных обрядах жителей Кубани.

Будущие педагоги устроили театрализованное представление «История Русского каравая» для детей, водили хороводы, провели игры на свежем воз-духе.

Главной же целью нравственно-патриотического воспитания является по-буждение в детях чувств гордости и ответственности за свою страну, которые являются основными элементами патриотизма.

В процессе патриотического воспитания детей в нашем саду , мы использо-вали такие приёмы как проведение занятий и показы фильмов о нашей Родине, где закреплялись знания детей о том, что представляет из себя государство - Россия, какая у неё территория, символы – Герб, Флаг, Гимн.

На занятиях по патриотическому воспитанию дети знакомились с произве-дениями русских и российских авторов, а из бесед не тему произведения узна-вали, за какие поступки людей начинали называть героями.

На уроке патриотизма детям была рассказана история о герое, уроженце родного города Армавира П. А. Сибиркине.

В преддверьях утренника, посвящённому 9 мая, мы показали фильм про героизм и героев в период ВОВ, провели встречу с ветераном, который рас-сказал детям о народном патриотизме и о героях, в то трудное время.

Также, была организована выставка наград 2 мировой войны, где детям показывались награды и объяснялось за какие заслуги перед Родиной они вы-давались, показывались фотографии воинов защищавших нашу родину.

В канун праздника была организована выставка на тему : «9 мая» , на ней дети показывали свои рисунки и поделки на тему «ВОВ» .

В завершении был проведён утренник для ветеранов, где дети исполняли песни времён ВОВ, проводили игры.

Таким образом, стараясь следовать основным принципам развития нрав -ственности и патриотизма у детей, нами была проведена огромная работа, в которой были реализованы цели и задачи, и в будущем, как результат, поло-жительное отношение детей к своей Родине.

1.Введение

2.Этапы работы

2.1 Значение нравственно-патриатического воспитания дошкольников

2.2 Задачи нравственно-патриатического воспитания в детском саду

2.3 Создание предиетно-развивающей среды

2.5 Перспективное планирование

4. Работа с родителями

1. Введение

Актуальность выбранной темы

Только тот, кто любит,ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить родину, узнать её, стать подлинным патриотом

С.Михалков

30 декабря 2015 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриатическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».Системе образования принадлежит ведещая роль в гражданском и патриатическом становлении подрастающего поколения.

Любовь к Родине- одна из высших человеческих эмоций.Как любая социальная эмоция, она нуждается в формах выражения, одекватных общественным требованиям.Этими формами ребёнок и должен овладеть в процессе образования.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников.Чтобы любить Родину, писал академикД.С.Лихачёв,надо знать, за что её любить, надо знать её историю,знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для приемственности, духовной связи поколений,воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина.

В настоящий момент в дошкольной педагогике нет систематизированного опыта в области патриотического воспитания, обоснованного убедительными результатами: предыдущие десять лет ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие «патриотизм» и содержание воспитательных мероприятий определялись коммунистической идеологией советского государства. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Формирование отношения к родине начинается с детства, поэтому нравственно-патриотическое воспитание является на данном этапе одной из основных задач дошкольного образования.

Я считаю, что чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры на проспект. Детский сад, школа, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относится к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Все выше сказанное определило для меня актуальность и выбор темы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

2. ЭТАПЫ РАБОТЫ

2.1.Значение нравственно-патриотического воспитания для гармоничного развития личности ребенка

Изучение выбранной темы я начала с подбора и анализа литературы.

«Патриотизм, - как сообщает Словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова, - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Содержание понятия патриотизма многогранно: это и любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе родного края, людям, их труду, и чувство гордости за всенародные достижения в искусстве, спорте, труде, уважение к Российской Армии, милиции, чувство гордости за мужество и патриотизм российских воинов в Чечне, Афганистане и других экстремальных обстоятельствах военной службы, и стремление быть на них похожими, и ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять, преумножать богатства своей Родины.

Значение патриотического воспитания в современной России подчеркнуто в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств. Наш современник Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стране человек похож на перекати-поле.

Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, Российским традициям, праздникам (День города, День Победы, День Конституции и т.д.). Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. На примере ближнего природного и социального окружения дошкольники постепенно, знакомятся с окружающим миром, осознают свое место в нем, учатся ориентироваться в природной среде обитания.

Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.

Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей - наградах и поощрениях.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.

Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры, формирующиеся в ходе нравственно - патриотического воспитания:

  • семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
  • историческое единство русского народа;
  • общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Нравственно - патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребенка.

2.2. Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду

В существующей на данный момент методической литературе по патриотическому воспитанию, освещаются в основном лишь отдельные его стороны - нет системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Видимо, это связанно с многогранностью содержания понятия патриотизма. Поэтому следующим этапом моей работы стало определение основных задач нравственно - патриотического воспитания в детском саду.

Основные задачи можно выделить следующие:

  • Приобщение дошкольников к духовно - нравственным традициям русского народа.
  • Формирование у детей чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию русского нарда.
  • Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения, уважения к представителям других народов, их традициям и обычаям.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д. - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

2.3.Создание предметно - развивающей среды

На следующем этапе работы для реализации нравственно - патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей младшей группы.

Решено было создать уголок русской культуры в группе, уголок государственной символики; изготовить и приобрести пособия, художественную литературу, дидактические игры по нравственно - патриотическому воспитанию.

Уголок русской культуры включает:

Уголок государственной деятельности включает:

  • символы России: герб, флаг;
  • наглядный материал: фотографии, открытки, репродукции картин русских художников и т.д.

Изготовлены следующие дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дарю подарки», «Кто лишний», «Кто где живет?», «Найди флаг», «Выложи узор».

Для ознакомления с художественной литературой и развитию речи изготовлены наборы для театра на фланелеграфе к сказкам: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса и петух», «Репка», «Три поросенка».

Программа нового поколения Л. А. Венгера «Развитие», по которой работает детский сад, не ставит патриотическое воспитание своей задачей, поэтому решено было внедрять его по возможности в следующие разделы программы:

1.«Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»;

2.«Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (младшая и средняя группы);

Тематическое содержание нравственно - патриотического воспитания в каждой возрастной группе детей я разбила на следующие тематические блоки: 1 блок «Я такой», 2 блок «Моя семья», 3 блок «Мой город», 4 блок «Моя родина - Россия», 5 блок «Родная культура», 6 блок «Родная природа».

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Причем темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только их содержание, объем познавательного материала, сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам.

1 блок «Я такой»

Цель: расширять область знаний ребенка о самом себе.

Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности; развить чувство радости существования.

2 блок «Моя семья»

Цель: расширять область социально - нравственных чувств и отношений детей.

Задачи: развивать умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию; обогащать представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях; побуждать совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

3 блок «Мой город»

Цель: расширять область знаний детей о родном городе.

Задачи: формировать представления детей о родном городе, его особенностях, достопримечательностях; воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

4 блок «Моя родина - Россия»

Цель: воспитывать чувство любви и сопричастности к своей стране.

Задачи: формировать у детей представление о родной стране, познакомить с символами России и родной республики, расширять знания о географическом положении России, о столице нашей родины Москве и ее достопримечательностях, помочь ребенку осознать принадлежность к своему государству.

5 блок «Родная природа»

Цель: расширять область знаний детей о природе родного края и страны в целом.

Задачи: познакомить с разнообразием растительного и животного мира родной страны; формировать знания детей об особенностях живого мира республики Хакасия, в сравнении с другими природными зонами России; развивать бережное гуманное отношение ко всему живому; воспитывать чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма; желание сохранять и преумножать богатство родной республики.

6 блок «Родная культура»

Цель: приобщать детей к культурному наследию русского народа.

Задачи: знакомить детей с разными формами и видами искусства, с обычаями и традициями русского народа, воспитывать любовь к русскому языку, формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям русского народа.

Для ознакомления дошкольников с культурой русского народа были обозначены следующие приоритеты в отборе материала:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  • Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомы детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  • Учитывая огромный потенциал русских народных игр, важно использование их в работе.

Работа по каждому тематическому блоку включает различные формы организации деятельности дошкольников: занятия, беседы, экскурсии, игры, конкурсы, праздники, развлечения, т.е. занятия и совместную деятельность.

Правильно подобранные методы и приемы педагогической деятельности, обеспечивают наиболее эффективную реализацию задач нравственно - патриотического воспитания. Наиболее эффективны:

  • беседы о родном городе, республике, природе и т.д.;
  • рассказы и объяснение воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;
  • целевые прогулки и экскурсии по городу;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций, просмотр диафильмов, видеофильмов;
  • чтение художественных произведений, разучивание песен, стихов о Родине, народных пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений;
  • ознакомление с произведениями декоративно - прикладного искусства;
  • привлечение детей к посильному общественно - полезному труду.

2.5.Перспективное планирование

Основные знания, умения и навыки детей, характеризующие результативность усвоения материала

  1. Семья, город, республика, страна: ребёнок знает и называет своих ближайших родственников, домашний адрес, название города, республики, страны, столиц Республики Хакасия и России; называет и узнает по иллюстрации достопримечательности города и республики, основные достопримечательности Москвы, зеленые зоны и главные улицы родного города.
  2. Государственная символика: знает и узнает флаг, герб России и Хакасии, гимн России.
  3. Русская культура и традиции народа: называет государственные и народные праздники, знает основные традиции и обычаи их празднования; узнает и называет народные промыслы, костюм, предметы быта, обрядовую кухню, орудия труда русского народа; использует в речи малые фольклорные формы, узнает русскую народную музыку, знает русские народные песни, играет в русские народные игры.
  4. Природа родного края и страны: называет природные богатства республики Хакасия и России, знает и сравнивает природно-климатические зоны России, условия жизни в них, растения и животных этих зон.
  1. Вывод

Углубленно работая по теме «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», пришла к выводу, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения особенно актуальна в наши дни.

В настоящий момент в дошкольной педагогике нет систематизированного опыта в области патриотического воспитания, в существующей на данный момент методической литературе по патриотическому воспитанию, освещаются в основном лишь отельные его стороны - нет системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Значимость нравственно - патриотического воспитания очевидна, ведь оно способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду. Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребенка.

В дальнейшем планирую продолжить работу в области патриотического воспитания дошкольников через тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через приобщение в родной природе».

4. Работа с родителями

Родители должны быть непременными участниками работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателю и с детьми, и с родителями.

Эта работа особенно трудна в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы патриотизма и гражданственности не считаются важными, а порой вызывают недоумение.

Папка - передвижка

С родителями своей группы я регулярно провожу беседы, консультации, анкетирование, опросы. Оформляю папки - передвижки, помещаю наглядную информацию в уголке для родителей, привлекаю их к совместному участию в досугах, праздниках, конкурсах, выставках, акциях, днях открытых дверей. Ниже приведен перспективный план работы с родителями на текущий год.

Поэзия родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», и т.д.

Формы и методы реализации

1. Формы реализации.

Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве.

Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить.

Мы стараемся формировать у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, проводим большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми справедливости и правильности тех или иных поступков. На конкретных примерах мы разъясняем, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть» .Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будут роли малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Поэтому работу мы ведем в нескольких направлениях: педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – родитель. Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие с людьми в социуме. Мы считаем что очень важно чтобы ребенок, находясь в мини- центре, видел взаимное уважение между сотрудниками, ласку и внимание,но ласковое, заботливое отношение к детям мы сочетаем с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.

В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы используем не только занятия, но и игры, и упражнения.

Наша работа с детьми строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, при осуществлении личностно - ориентированного подхода. При планировании работы с детьми были определены наиболее эффективные методы и приемы, подобраны разнообразные формы организации детской деятельности.

Так как игра- ведущий вид деятельности дошкольника все занятия проводим в виде игр, и работа по формированию нравственных навыков идет в течение всего времени пребывания ребенка в мини-центре.

Также большое внимание уделяем ознакомлению детей с трудом взрослых через рассказы воспитателя. Перед тем, как организовать сюжетно- ролевую игру «Больница» в доступной для детей форме рассказываем детям о том, кто работает в больнице, чем они занимаются. При ознакомлении детей с трудом работников мини-центра мы рассказали, кто работает в детском саду, как важен этот труд.

При организации и проведении сюжетно- ролевых игр большое внимание уделяем воспитанию нравственных качеств детей. При организации игры «Семья» ребята учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. В игре «Строители» ребят учим трудиться в коллективе, оказывать помощь друг другу.

Большое значение для нравственного воспитания детей имеют беседы. С ребятами была проведена беседа « Кто заботится о нас в детском саду» – в ходе, которой дети показали свои знания о труде работников мини-центра, о том, как к ним относятся. Во время беседы «О труде парикмахера» ребята рассказывали для чего надо ходить в парикмахерскую, знакомились с правилами личной гигиены.

Перед организацией игры «Магазин» была проведена беседа «Опасные и безопасные продукты», которая помогла детям понять, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу.

В ходе этической беседы «Что значит быть добрым?» у ребят формировались представления о дружбе, они учились оценивать поступки свои и товарищей.

Большое внимание уделяем чтению художественной литературы, которая не только помогает раскрыть детям содержание деятельности каких- либо профессий, но и играет огромное воспитательное значение. При чтении «Доктор Айболит» К.Чуковского большой акцент делался не только с ознакомлением труда врачей, а в первую очередь на воспитание таких качеств, как сочувствия и сопереживания, доброты и чуткости, желания заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе» акцент делался на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Вспоминая с ребятами цикл «Игрушки» А. Барто также стремились научить ребят заботиться об игрушках, учили проявлению добрых чувств, формировали правильное отношение к игрушкам. Но также чтение художественной литературы дало ребятам прекрасную возможность обогатить свои знания о важности и значимости каждой профессии.

Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и одновременно поучительных минут доставляет ребятам разыгрывание русских народных сказок. Например, играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу. При обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» дети закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Также с ребятами для вежливого общения мы разработали словарь добрых слов и выражений, который помогают малышам вести себя в соответствии с правилами. Перед тем, как проводить сюжетно- ролевые игры, с детьми организовывались конструктивные игры, которые также помогали знакомству с трудом разных людей, учили играть и трудиться в коллективе. Самые интересные, познавательные, развивающие игры – это сюжетно- ролевые игры, которые дают возможность каждому ребенку попробовать себя в разных социальных ролях. Они обогащают не только интеллектуальный, но и духовно- нравственный мир ребенка.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Мы стремимся воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, к семье, к друзьям, и мы верим, что со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В этот период начинают развиваться те черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности, которая направлена на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры.

Мы считаем что, патриотическое воспитание детей раскрывается следующим образом:

приобщение детей к культурному наследию, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм, знакомство с семьёй и семейными традициями; с мини-центром и ребятами, с селом и селянами прошлого и настоящего времени, в котором ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Наша задача– поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Учитывая возрастные особенности детей мы применяем различные игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (предметы быта казахов, русских и др. народов). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” (по Астане, в прошлое села и т.д.). Таким образом, каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствия, маскироваться.

В преддверии Дня защитника Отечества, рассказали ребятам о Казахстанской Армии, ее воинах, о службе за сохранение мира на земле.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности . Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в потребности трудиться на благо Отечества. Труд ребёнка – дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для мини-центра, для села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

« В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко мы стараемся использовать при работе и с детьми, и с их родителями.

Показателем развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стало празднование великой Победы. Вклад в подготовку и проведение этого мероприятия внес и наш мини-центр. Чтобы молодому поколению не были безразличны судьбы героев ВОВ, их сегодняшняя жизнь и их жизненные проблемы, мы рассказываем детям о истории страны, организуем экскурсии к памятнику погибшим воинам, участвуем в митингах, посещаем выставки.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наш мини-центр посеет в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего Казахстана!

Используемая литература:

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – с.33-35.

2. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.33-37.

3. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76

4. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

7 «Теремок»

Консультация на тему: « Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Заведующий ДОУ№7 «Теремок »

Дроздова Т.Ф.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Донбасса, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено, вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

Содержание патриотического воспитания дошкольников:

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

Эвристическая среда в детском саду и в семье,

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

Подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.



Публикации по теме