Из опыты работы "Секреты профессии". "принципы работы в доу"

Опыт работы воспитателя ДОУ

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ при написании опыта работы для участия в конкурсах.
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Фамилия, имя, отчество Горьковская Анна Алексеевна
Должность Воспитатель
Дата рождения 15.03.1977 г.
Полный адрес места жительства Ростовская область, г.Волгодонск,*********
Номера контактных телефонов, адрес электронной почты сот. **********
Образование, ученая степень (уровень, учебное заведение)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж,
присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста
по специальности дошкольное образование
Профессиональная карьера (общий стаж работы, даты, места работы, должности)
14 лет в МБДОУ ДС "Весна" г.Волгодонска - воспитатель высшей квалификационной категории

Наличие наград, званий (если имеется)
Городской конкурс "Воспитатель года-2006"-диплом участника 2006г.
Финал областного конкурса « Лучшая подготовительная группа по изучению ПДД и организацию работы по предупреждению ДТП среди ДОУ области (2009г.) -2 место в городском этапе областного конкурса и 1 место в финале областного конкурса.
Почетная грамота Управления образования г.Волгодонска за успешное формирование интеллектуальных, культурных и нравственных основ личности детей дошкольного возраста 2010г.
Почетная грамота городской организации Профсоюза работников образования за активную работу в первичной профсоюзной организации, многолетний добросовестный труд, верность профсоюзному движению 2013г.
Диплом победителя (1 место) Всероссийского конкурса "Умната" в блиц-олимпиаде: "ФГОС дошкольного образования" 2015г.
Диплом (2 место) Всероссийского сетевого издания "Портал педагога" во Всероссийском конкурсе
"ИКТ- компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС" 2015 г.
Диплом (3место) Всероссийского общеобразовательного портала "Продленка.орг" во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченному ко дню матери "Родное сердце", "сценарий праздника ко дню Матери" 2016г.

Наименование дошкольного образовательного учреждения (полностью):
____________________________________________________________________
Полный адрес учреждения:
субъект РФ: ____________________________________________________________
индекс: ________________________________________________________________
населенный пункт: _______________________________________________________
улица: _________________________________________________________________
дом: __________________________________________________________________
федеральный телефонный код города: ________ телефон: ________________
факс: ____________________ e-mail: __________________
Заведующий дошкольного образовательного учреждения (ФИО, контактный телефон):
__________________________________________________________________________

Я считаю, что детский сад будущего должен быть вторым домом для детей, где они могут обрести счастье. А счастливый человек - прежде всего здоровый человек. Поэтому в детском саду будущего должны быть созданы условия для полноценного развития физических, творческих, познавательных способностей каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями. Детский сад будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим,но и чужим достижениям.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Весна» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска)
Я, Горьковская Анна Алексеевна, в МБДОУ ДС "Весна" г. Волгодонска работаю 15 лет. Педагогический стаж 14 лет. В 2005 г. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж, присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста по специальности дошкольное образование. В 2015г. прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации в АНО "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования" по теме:"Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС". Имею высшую квалификационную категорию.
В данный момент работаю воспитателем в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

1. Характеристика вклада педагога в реализацию основной образовательной программы МДОУ
МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска осуществляет образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой. В ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Своим вкладом в реализации данной программы считаю создание "Образовательной рабочей Программы воспитателя" (приложение №1).
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

2. Характеристика эффективности использования педагогом современных образовательных технологий
Реализуя данную Программу, в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии:
1.здоровьесберегающие технологии;
2.технологии проектной деятельности;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4.личностно-ориентированные технологии;
5.игровая технология

1. Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Мной проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливание босохождением по массажным коврикам с использованием спортивного инвентаря (гимнастические палки, мячи, гантели и т.д.), проведение дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, психогимнастики по
М. Чистяковой, гимнастики для глаз, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, самомассаж лица, использование подвижных и спортивных игр, ритмопластика, динамические паузы, релаксация и др.
Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий привело к достижению следующих результатов:
- повышение уровня развития физических способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости.

2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2).
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа, государственных праздников России; расширение знаний о Донском крае; воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине.
В результате у детей сформировалось чувство любви к своей малой Родине с ее далеким прошлым, познакомились с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат, узнали как выглядели предметы казачьего быта и выучили их названия; знают Государственную символику, столицу нашей Родины с ее достопримечательностями, традиции и обычаи русского народа, Государственные праздники РФ.

3. Информационно-коммуникационные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
ИКТ в своей работе использую, чтобы осуществлять:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов.
5. Создание презентаций и фильмов в программах Рower Рoint, Windows Movie Maker для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4. Личностно-ориентированные технологии.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Совместно с детьми создаю условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает новая основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой,
А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой.

5. Игровая технология.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Реализуя проект "Родники России" использую в своей работе народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Применение в своей деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата, помогает облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

3. Система деятельности педагога по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края
Реализация национально-регионального компонента осуществляется по программе Н.В. Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей донского края», а так же посредством кружковой работы "Казачьи посиделки", которая проводится в рамках проекта "Родники России".
Цель: Развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
- Формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона содержание сознания ребенка;
- Продолжить расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению;
- Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины;
- Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы;
- Поддерживать постоянный интерес к миру взрослых;
- Способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками;
- Создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
- Способствовать развитию продуктивного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Тема 1: «История Донского края»
1.Знакомство с картами.
2.Карта Ростовской области.
3.Наш город.
4.Степь донская – «Дикое поле»
5.Нашествие монголо-татар.
6.Макет донской степи.
Тема 2: «Казаки – люди вольные»
1.Происхождение казачества.
3.Казачьи городки.
4.Одежда казаков.
5.Казачьи песни.
6.Традиции и обычаи казаков.
7.Создание мини-музея.
Тема 3: «Города Ростовской области»
1.Ростов.
2.Азов.
3.Таганрог.
4.Новочеркасск.
6.Составление путеводителя казачьих городов.
Тема 4: «Животный мир Донского края»
1.Животные.
2.Птицы.
3.Рыбы.
4.Донской жемчуг.
5.Красная книга животных.
Тема 5: «Растения Донского края»
1.Деревья и кустарники.
2.Цветы.
3.Лекарственные травы.
4.Растения, как средство косметики.
5.Красная книга растений Дона.

Тема 6: «Как отдыхали на Дону»
1.Детские игры.
2.Православные праздники (Пасха, Троица)
3.Посиделки на завалинке.
4.Поход к водохранилищу.
5.Заселение макета водохранилища животными, растениями.

Предполагаемый результат.
1. Расширится сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению.
2. Сформируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы.
3. Сформируется чувство любви к Родине
4. Желание познавать фольклор данного региона.
5. Сформируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.

4. Система реализации педагогом принципа индивидуализации в образовательной деятельности на основе утвержденной в ДОУ системы педагогической оценки.

В соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, согласно годового плана работы в группе в начале и в конце учебного года проводится мониторинг достижения детьми положительной динамики результатов освоения образовательной программы, в ходе которой осуществляется оценка индивидуального развития детей. Оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики в дальнейшем используются для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в рамках наблюдения за детьми в повседневных ситуациях, с целью сделать вывод о том, что образовательный процесс в целом достигает своего результата, а именно поставленных образовательной программой основных целей: охраны здоровья, создания условий для своевременного и полноценного психического развития детей и радостного проживания ими периода дошкольного детства.
Анализ результатов педагогической диагностики за последние 3 года показал положительную динамику освоения образовательной программы моими воспитанниками. На конец 2013,2014,2015 учебного года количество детей с допустимым уровнем освоения образовательной программы составлял 100%, что подтверждает эффективность применения современных образовательных технологий и методик.
5.Характеристика взаимодействия педагога со специалистами: участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Реализация "Образовательной рабочей Программы воспитателя" происходит в тесном сотрудничестве со специалистами:

Учителем -логопедом (развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, пальчиковой моторики, закрепление поставленных звуков в речи, развитие связной речи по лексическим темам, закрепление лексико-грамматических категорий);
- педагогом -психологом (игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие познавательных процессов; игры, способствующие развитию навыков общения, установления взаимопонимания, партнерства; развитие саморегуляции, эмоциональное развитие, психогимнастика);
- музыкальным руководителем (логоритмические занятия; пение потешек, закличек; игры-имитации, инсценировки; автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале);
- инструктором по физической культуре и инструктором по плаванию (развитие общей и мелкой моторики; речевки, считалки, подвижные игры с речевым сопровождением, речетативы, игры на координацию речи с движением)

Принимаю активное участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка. После проведенного мониторинга данные о ребенке заносятся в карту психолого-педагогического и медико-социального развития (приложение №3) по следующим параметрам:
- Знания, умения и навыки по программе,
- Ориентировочная деятельность,
- Познавательная активность,
- Самоконтроль,
- Ориентировочная деятельность в новых условиях,
- Восприимчивость к помощи,
- Перенос в новые условия.

Индивидуальная программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку (приложение №4) реализуется через сферы: лечебную (врач, медсестра, иструктор ЛФК), педагогическую (воспитатели, музыкальный руководитель), речевую (учитель-логопед), психологическую (педагог-психолог). Вначале педагоги выявляют проблему развития ребенка, затем описывают его реабилитационный потенциал, выбирают направления коррекционной работы, подбирают необходимый технологический инструментарий,обозначают прогнозируемый результат.Фактический
результат пишется в конце года.

6. Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.

Зоны, центры и микроцентры группы.
Зона выбора и самоопределения.
Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей. Это пристенные шкафы -накопители, которые представляют тот или иной центр детской деятельности: интеллектуальный, конструктивный, центр экспериментирования; социально-эмоциональный; художественно- продуктивный; игровой; двигательный; речевой, библиотека; уголок дежурств; уголок природы.

Рабочая зона.
В ней осуществляется непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей по интересам.
Рабочая зона содержит мебельные конструкции, отражающие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции: столы- трансформеры на колесах.
Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в простанстве.
Спокойная зона. Предназначена для отдыха и уединения. В ней расположены: небольшой ковер, легкие банкетки, мягкие пуфы, легкий столик.
При организации ППС учла то, что границы зон должны быть подвижны. При построении ППС использую так называемые передвижные модульные конструкты, ширмы, которые хорошо комбинируются друг с другом, перемещаются, раздвигаются. Такая модульная мебель полифункциональна и мобильна, легко трансформируется и складывается.
К созданию предметно-пространственной среды в группе всегда стараюсь подходить творчески. В своей работе использую разработанные мной авторские пособия, авторские дидактические и развивающие игры, оригинальные средства обучения и воспитания.
Игровое «Поле чудес» и «Поле чудес-2» помогает мне на занятиях по развитию речи:
в автоматизации поставленных звуков («Назови картинку(и) с таким звуком», «Где спрятался звук?»);
в развитии связной речи («Придумай загадку о …», « Придумай предложение» , «Составь рассказ о …»);
в развитии лексики и грамматики («Скажи какой (какая,какое)?», «Подбери словечко» и др.
Пособие содержит два игровых поля по сто картинок.
По данному пособию составлено более 50 игровых ситуаций в различных образовательных областях: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
В логопедическом уголке нашей группы использую ряд разработанных мной игр и пособий: наборы для моделирования сказок: "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", д/и " В гостях у Тап-Тапыча", д/и "Ниткобуковка"
"Ларец со сказками", наборы для развития воздушной струи (" Снежинки", "Цветочки" , "Листики"), для развития мелкой моторики "Заюшка", "Ловкие пальчики", "Мамины бусы", «Ниткобуковка.»
В уголке безопасности: д/и "Разложи картинки по порядку",д/и "Дорожные знаки", д/и "Причины пожара в доме", д/и "Найди вторую половинку», д/и "Опасные предметы в доме", накидки для сюжетно-ролевых "ДПС", "МЧС", "Полицейский", карточки "Опасные ситуации", картотека игр по безопасности, консультации "Для Вас, родители", памятки "Как сделать безопасной жизнь ребенка".
В уголке "Театральная гостиная" : театр на ложках "Семья Ложкаревых", "Киндер-театр", театр на пальцах "Ножки-топотушки", театр на платках " Маша и медведь", "Театр теней".
В центре "Спорт и здоровье" изготовлены игры: "Ловишки", "Бросай-лови", "Массажные следочки", картотека подвижных игр и упражнений.
В центре краеведения изготовлено наглядное пособие "Донские казаки", д/и "Скажи по-казачьи", д/и "Свари обед казаку", д/и " Наряди казачку", макет "Казачье подворье", наглядное пособие "Государственная символика РФ", картотека казачьих игр.
Созданная в детском саду предметно-пространственная среда и использование разработанных мной авторских пособий, дидактических и развивающих игр, оригинальных средств обучения и воспитания благотворно влияет на развитие детей группы компенсирующей направленности, способствует их всестороннему развитию, и обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

7.Характеристика совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды.
В совместной деятельности с родителями применяю различные формы и методы работы. Реализация деятельности (в том числе и работа родительского клуба "Праздники России") осуществляется по плану:
Сентябрь
Формы
Родительское собрание Тема"Особенности развития ребенка на 7 году жизни"
Анкетирование:"Социальный паспорт семьи", "Здоровье ребенка превыше всего"
Беседа "Ребенок и родитель"
Инструктаж" Основы безопасного поведения детей в детском саду и дома"
Тема:День Знаний.

Информационный уголок 1.График работы специалистов,
режим дня, сетка занятий
2." Что нас ждет в сентябре"
3.Памятки "Опасные предметы в доме"
4.Консультация о пользе овощей и фруктов "Витаминный календарь "
Праздничные мероприятия Тема: День знания «В гостях у сказки»
День летнего именинника.
Акция: «Не будь невидимкой, засветись в темноте»
Выставка детского творчества «Волгодонск – город, в котором я живу»
День воспитателя. "Портрет любимого воспитателя"
Октябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Ребенок и родитель"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День пожилых людей.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в октябре?"
2.Памятки "Как спастись от гриппа?"
3.Консультация « У Вас тревожный ребенок»
Праздничные мероприятия Выставка поделок из осенних листьев «Сказки осенних листьев»
Фотовыставка «Бабушка и я, лучшие друзья» (ко дню пожилого человека)
Осеннее развлечение «Осенний бал»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Птица счастья, птица дружбы и добра»
Выставка поделок «Сударыня картофелина»
Осеннее развлечение «Осенние подарки»
Ноябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема"Новогодние праздники"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа "Сенсорное воспитание детей с речевыми нарушениями"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День матери.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в ноябре?"
2.Памятки "Играйте вместе с детьми»
3Консультация « Учим ребенка общаться»
Праздничные мероприятия Фотоконкурс «Мое увлечение» - среди сотрудников, родителей и детей
Фотовыставка ко Дню Матери « Загляните в мамины глаза»
Акция «Птичья столовая»
Выставка «У моей мамы руки золотые» (к Дню матери)

Декабрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Новый год.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в декабре"
2.Памятки " Советы родителям замкнутых детей"
3.Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков «В поисках снегурочки 2016»
Акция «Елочка желаний»
Конкурс поделок «Новогодняя игрушка»

Январь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Счастье – это когда тебя понимают "
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Рождество Христово.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в январе?"
2.Памятки "Как преодолеть рассеянность у ребенка?"

Праздничные мероприятия Прощание с елкой – Васильев день
Изготовление семейных фотоальбомов «Семейные традиции»
Выставка рисунков: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
Развлечение «Приключение спички»
Февраль
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Детей учит то, что их окружает."
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День защитника Отечества.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в феврале?"
2.Стенд «Сотрудничество с семьёй.
Формы работы.»
3.Консультация «Гиперактивный ребёнок»

Праздничные мероприятия Досуг «Сильные, смелые»
Выставка рисунков «Наша Армия»
Музыкально-спортивное развлечение «Мы военные»
Творческий конкурс «Кукла Веснянка»
Март
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема "Весеннее настроение"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа «Капризы и упрямство детей - дошкольников, их причины проявление»
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День 8 Марта.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в марте?"
2.Памятки « Нельзя наказывать и ругать когда…»
3. Консультация «В здоровом теле – здоровый дух»
Праздничные мероприятия Праздник «Мама – солнышко моё»
Выставка работ «Весенние мотивы»
Спортивное развлечение «Девочки вперед!»
Фестиваль «Весна театральная»
- смотр театрализованных постановок.
Апрель
Формы
работы с родителями Мероприятия
Тема: Пасха.
Беседа «Правила поведения детей в общественных местах»
Информационный уголок 1. "Что нас ждет в апреле?"
2 Памятка «По дорогам города»
3.Консультация «Ядовитые растения. Прогулки по лесу»

Праздничные мероприятия Развлечение ко дню смеха «Ералаш»
Презентация проекта "Родники России" , праздник «О тебе поем, моя Россия»
Досуг «Берегите природу»
Выставка рисунков «Космическое путешествие»
Выставка детских работ « Светлая пасха»
Смотр-конкурс «Лучший огород на окне»
Выставка рисунков «Цветочная фантазия»
Всероссийская акция «Внимание, дети!» - «Безопасная дорога в школу».
Май
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День Победы.
Информационный уголок 1.Что нас ждет в мае
2.Консультация «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья»
3. Памятка «Уроки безопасности»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков и поделок «Этот день Победы»
Творческий конкурс – поздравительная открытка
«С юбилеем мой любимый детский сад»
Путешествие в школьную страну «Корабль знаний» Выпускной бал.
В своей работе применяю также такою форму деятельности как «Почта доверия», где родители с удовольствием делятся со мной своими переживаниями, задают вопросы, решают проблемы.

Родителями оказана благотворительная помощь в приобретении мебели, развивающих игр, игрушек и дидактических пособий.
В рамках проекта "Родники России" организован родительский клуб "Праздники России"
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории возникновения и проведения праздников в России;
воспитание любви и бережного отношения к своей Родине;
Задачи:
- Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания о проведении традиционных праздников России.
- Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
- Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
- Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народа.

Выступления родителей проводятся ежемесячно. Согласно указанным темам, каждый выступающий осуществляет подбор информации: история возникновения праздника, как его издавна праздновали в России, какие традиции и обычаи нес в себе этот день, игры с детьми по теме. Весь накопленный материал собираем в альбом "Праздники России".
В результате дети узнали много нового о проведении традиционных праздников России, стали с интересом и уважением относится к культурному многообразию России, знают множество традиций и обычаев, народных игр, в них сформирована способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.

7. Характеристика актуального инновационного опыта педагога.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2). Считаю, что проектная деятельность в дошкольной образовательной организации в данный момент является актуальной и результативной современной образовательной технологией.
Проект "Родники России", осуществляется посредством реализации национально-регионального компонента, работы кружка "Казачьи посиделки",а также активной деятельности родительского клуба "Праздники России" .
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа;
расширение знаний о Донском крае;
воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине;
способствование формированию грамматически правильной связной речи, расширению словаря.

Задачи:
1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народов, населяющих нашу страну и Донской край.
2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
4. Формировать представления об истории Донского края и его жителях; познакомить с жизнью и трудом донских казаков;
5.Совершенствовать знания о своем родном городе Волгодонске;
6. Активизировать и обогащать их словарь новыми словами.
7.Развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
8. Развивать правильный речевой выдох при пении и чтении стихотворений.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Реализация проекта осуществляется в течение года в три этапа.
№ Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
1этап
Подготови-тельный
1.
Анкетирование.
Выяснить заинтересованность родителей темой проекта.
Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

2-я неделя сентября

2.
Подбор и изучение литературы. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А. сентябрь
3.
Создание развивающей среды: изготовление дидактических пособий, игр, атрибутов, подбор консультаций для родителей, подбор иллюстраций, создание альбомов, презентаций по теме. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская
А.А.
Родители детей группы.
Сентябрь-апрель.
4.
Подбор пословиц и поговорок по теме проекта, песен и стихотворений о России Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.
Сентябрь- апрель
2 этап - основной

1.
Показ презентации "Россия -Родина моя."
Познакомить с особенностями природных зон и климатическими условиями нашей страны,
городами России, основными достопримечательностями этих городов.

2. Показ презентации
«Москва - столица нашей Родины»
Познакомить с основными достопримечательностями столицы России: зданиями, музеями, театрами, соборами, памятниками архитектуры.
3. Беседа
Тема: Государственная символика РФ: герб, флаг, гимн.
Познакомить детей с символами нашей страны; обсудить содержание текста гимна РФ, познакомить с новыми словами
("Держава", "Священная", "Достоянье") ,
развивать патриотические чувства, любовь к Родине, развивать речь Горбенко А.П.
3.11.
2015
4. Рисование
Тема: Герб России
Продолжать знакомить детей с государственной символикой, развивать патриотические чувства, любовь к родной стране, закреплять умение правильно держать кисть, сочетать цвета.
Горьковская А.А. 11.11.
2015
5. Беседа
Тема: Праздники России. День Матери Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника День Матери. Воспитывать чувства любви, нежности и уважения к самому дорогому и близкому человеку -маме. Родители:
Комиссар О.А.
27.11.
2015

6. Викторина с показом презентации
Тема: Мой любимый город.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города, воспитывать любовь к родному краю, учить отгадывать загадки, используя слова- рифмы.
Горбенко А.П.

7. Рисование
Тема: Любимый уголок Волгодонска. Учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного города; воспитывать любовь к родному краю, развивать творческое воображение.
Горьковская А.А.
9.12.2015
8. Беседа с показом слайдов
Тема: Праздники России. Рождество Христово. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника Рождество Христово. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Иванова Л.В.
11.01.
2016

9. Рисование
Тема: Флаг Донского казачества.
Продолжать знакомить детей с гербом и флагом Донского казачества, знать значение каждого цвета на флаге, закреплять умение правильно держать кисть, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.
Горьковская А.А.
3.02.
2016
10. Беседа
Тема: Праздники России. День Защитника Отечества. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника -
День Защитника Отечества. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Ципун Ю. А.
19.02.
2016
11. Участие в конкурсе «Детство -чудные года, детство- праздник навсегда!» с песней «Там за Доном, за рекой». Знакомить детей с формами казачьего фольклора- песнями, выучить песню, развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память, внимание, музыкальное восприятие, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю. Горьковская А.А.
Родительский комитет группы Прослушивание и разучивание гимна РФ.
Тема: Россия- священная наша держава.
Познакомить детей с текстом гимна, объяснить смысл малознакомых слов,
выучить его наизусть,
развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память.
Горбенко А.П.

13. Рисование
Тема: «Степь раздольная»
Познакомить с понятием «перспектива», учить получать новые цвета путем смешивания красок, распределять пропорционально детали рисунка на листе, учить любоваться красотой степи, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.

3 этап – заключительный
Презентация проекта "Родники России"
Праздник "О тебе поем, моя Россия!" Развивать творческую активность, умение выразительно читать стихотворения, передавать характер героев сценки; развивать речь, внимание, память детей. Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.

Родители детей группы. 6.05.2015

В результате реализации проекта совместно с родителями создан и пополняется предметами казачьего быта мини-музей « Мой любимый край Донской», на каждого ребенка пошиты казачьи костюмы, созданы альбомы с иллюстрациями «Там за Доном, за рекой», подборка презентаций по данной тематике, регулярно пополняется картотека казачьих слов, игр, песен, пословиц и поговорок. Дети ежегодно принимают участие в городском конкурсе «Детство – чудные года, детство – праздник навсегда» в номинации «Народная песня».

Расширяется сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению. Формируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы. Формируется чувство любви к Родине, желание познавать фольклор данного региона. Формируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.
9. Вклад воспитателя в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы в творческих группах, методических объединениях, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности и др.

Своим вкладом в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы считаю участие в следующих мероприятиях:
Участие в городском методическом объединении

Почему я выбрала эту профессию?

Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя, и он всегда помнит своих учеников. Поэтому ещё в школе я решила: «Буду учителем начальных классов!» Ведь моя учительница самая лучшая,и я должна быть такой! По окончанииВольскогопедагогического училища № 2 начала работать в МОУ СОШ №4. Мне помог случай: Однажды директор школы мне предложила перейти на должность учителя-логопеда. Но чем я буду заниматься? Мысли в хаотичном порядке сменяли друг друга. Решила: «Попробую!» Окончила Саратовский государственный университетимени Н. Г. Чернышевского и поняла: «Я не ошиблась. Как здорово и прекрасно быть учителем-логопедом! Ведь работая с детьми, я, как и учитель, отдаю частичку своего сердца и души». И вот уже 20 летработаю учителем - логопедом. Учу слову, воспитываю словом,обращаю внимание на бережное к нему отношение.

Высшее достижение в работе с детьми.

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

Самое важное достижение в работе с детьми – это когда дети тебя любят и радуются встречи с тобой. И пусть проходят года, мои первые выпускники став уже взрослыми при встрече по - прежнему здороваются и улыбаются тебе.Но самое главноеконечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Вот уже на протяжении 10 летвсе мои выпуски отмечены 100% успехом.Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел. Вот это я считаю самымвысокимдостижением!

Мои основные принципы работы с детьми

Принцип создания для детей комфортной, доброжелательной атмосферы.

Уважительное отношение к каждому ребенку. Каждый ребенок - это личность, индивидуальность и развивая ребенка, необходимо это помнить всегда!

Научить ребенка не только усваивать, запоминать сумму знаний, но главное показать пути, через которые можно найти ответ на вопрос, интересующий ребенка.

Почему я решила участвовать в Конкурсе?

Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Современный ритм жизни требует от учителя-логопедапостоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность . Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Хочу вызвать интерес общества к своей профессии.Поэтому участие в этом конкурсе, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе:

Как решить проблему нехватки садов? –

Это трудный вопрос,

Но ответ мой готов:

Может надо вернуть те сады, что стоят

При закрытых дверях дожидаясь ребят…?

По моему мнению, проблема дефицита детских садов решается очень просто. Строить детский сад очень дорого. Подход к решению этой проблемы должен быть комплексным. Нужно вести работу по возвратудетских садов, реконструкциииихремонту.

Как я представляю идеальный детский сад будущего:

Детский сад Будущего – Дом радости. Утро начинается с девиза «В детский сад хожу без слез!» В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. Для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной.

Когда мы поймем, что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад стане кристаллом развития культуры. И это наше будущее!!!

Детский сад Будущего – второй дом не только для ребенка, но и для семьи. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки развития каждого ребенка, даже ребёнкас ограниченными возможностями. Ведь доступная среда должна быть у каждого.

развивающие принципы в работе с дошкольниками

Педагогика объединяет данные всех естественных наук о ребенке, законах развития воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Объектом педагогики является человек, а предметом – процесс воспитания.

В частности дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей дошкольного возраста (от рождения до поступления в школу).

Долгое время предметом дошкольной педагогики являлось воспитание. Современные взгляды на педагогику привели к пониманию того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Следовательно, целью воспитания должно являться формирование личности ребенка, а предметом дошкольной педагогики – педагогический процесс, направленный на всестороннее и гармоническое развитие ребенка.

Цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна, а вот задач определяемых целью воспитания, обычно много, например,

К воспитательным задачам относятся те, что направлены на формирование взглядов, убеждений; развитие конкретных нравственных качеств личности, воли, чувств и эмоций на основе знакомства с жизнью, произведениями искусства; становление и развитие у детей самовоспитания.

К развивающим задачам относятся те, что направлены на формирование и развитие у детей логических операций и приемов мышления, психических процессов и активизацию познавательной деятельности, развитие способностей и творчества.

К возможным видам образовательных задач – можно отнести формирование полноценных представлений на основе получаемой информации, усвоение теоретических, фактических и дополнительных сведений, формирование практических умений и действий; развитие самообразование детей.

Цели и задачи поставлены, значит должна быть система последовательных действий связанных с решением данных задач – это педагогических технологии. Таким образом, педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель приносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходства и общим признакам можно выделить следующие технологии:

традиционная (репродуктивная) технология обучения,

технология развивающего обучения,

технология поэтапного формирования умственных действий,

технология коллективного взаимодействия,

технология полного усвоения,

технология разноуровнего обучения,

технология адаптивного обучения,

технология программированного обучения,

технология компьютерного обучения,

технология проблемного обучения

технология модульного обучения,

технология концентрированного обучения,

технология проектного обучения,

технология гарантированного обучения,

технология дистанционного обучения,

Технология развивающего обучения.

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выгодский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие. На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л.С. Выгодского, создателя культурно-историческогой теории психического развития человека

До Л.С. Выгодского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием. Л.С. Выгодский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами

Понятие о зоне ближайшего развития и того, что с ней связано, - один из самых замечательных инструментов для педагогов. Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития! - совет психологов педагогам.

Введение в науку понятия зоны ближайшего развития считается одним из выдающихся открытий Л.С. Выготского. Сам Выготский полагал, что это понятие должно коренным образом изменить подходы к диагностике развития ребенка и к практической работе с ним. Попробуем разобраться, что же это такое - зона ближайшего развития.

Ребенок - существо становящееся. Его психические функции и способности развиваются с возрастом. Каждой возрастной ступени соответствуют определенные нормы совершенства в развитии той или иной функции, тех или иных умений. Это уровень так называемого «реального развития ребенка». Определяя его, Л.Выготский писал, мы всего лишь заглядываем во вчерашний день и констатируем: в предшествующий период развитие шло так-то и так-то. Этого совершенно недостаточно.

Психические функции и способности ребенка развиваются неравномерно. Какие-то из них к моменту диагностики уже сложились, их развитие завершилось. Но в это же время психике того же самого ребенка свойственны и другие процессы - еще не завершенные, становящиеся. Результаты становления будут явственны только «завтра». Выражаясь образно, психика ребенка находится одновременно в двух состояниях - твердом и жидком. Что-то в ней уже устоялось, оформилось, отвердело. А что-то, напротив, еще «течет и меняется», еще только ищет свою форму отливки.

Согласно представлениям Выготского, не созревшие на сегодняшний день, но находящиеся в периоде созревания психические процессы образуют зону ближайшего развития. Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребенок к определенному возрасту может выполнить сам. Это уровень реального развития. Но существует и то, что сегодня умеет делать только в сотрудничестве со взрослым или с более старшим ребенком.

Это уровень потенциального развития, или зона ближайшего развития. К примеру, трехлетний ребенок может сам разорвать лист бумаги на клочки или смять в комок газету. А в сотрудничестве со взрослым он из клочков бумаги может сделать аппликацию, из мятого комка - бумажный мячик. Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии? То, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научится делать самостоятельно. Это психологический тезис.

Однако до исследований Л.В. Занкова идеи Л.С. Выгодского были не востребованы применительно к дидактике и практике обучения. Л.В. Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах педагогический эксперимент, в основу которого была положена идея о том, что можно ускорить развитие ребенка за счет повышения эффективности обучения. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю степень трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.

Принципы обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержание образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

Технологию развивающего обучения также активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их многочисленные ученики.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что

Современный процесс обучения опирается на общие дидактические принципы. Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог.

В современной теории дошкольного обучения выделяется ряд основополагающих принципов:

принцип развивающего обучения,

принцип опережающего обучения,

обучение на высшем уровне трудности, (о них уже упоминалось выше),

принцип воспитывающего обучения,

принцип наглядности,

принцип доступности,

принцип научности,

принцип систематичности и последовательности,

принцип активности и сознательности детей в усвоении знаний,

принцип индивидуального подхода к детям,

принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой и др.,

Принципы организации предметно-развивающей и игровой среды.

При использовании разных форм организации детской деятельности в педагогическом процессе необходимо сочетать баланс между так называемыми стабильными и нестабильными формами деятельности. К стабильным формам относятся режимные процесс, систематические занятия, свободная деятельность детей, досуговая деятельность. К нестабильным формам – проблемные педагогические ситуации и нестандартные формы организации детской деятельности и т.д.

Сочетание данных моделей может быть скомбинировано в «сборную», которая позволяет учитывать разнообразные формы взаимодействия взрослого с детьми и формы организации содержания образования. С одной стороны, содержанием первого блока данной модели является специально организованное обучение в форме занятий, с другой стороны, содержанием второго блока является совместная взросло-детская (партнерская) деятельность, третьего блока – свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

В концепции развивающей среды, разработанной под руководством В.А. Петровского, изложены пути кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. По С.Л. Новоселовой, базисными компонентами предметно-развивающей среды должны быть природные и культурные объекты, физкультурно-оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-функциональные помещения, дизайн, игро- и видеотеки и т.п.

При создании определенных условий предметно-развивающая среда обогащает личностное развитие ребенка, обеспечивая ему широкую гамму сенсорных впечатлений, возможность исследовательской деятельности, общения со сверстниками и окружающими людьми.

С одной стороны, личностное становление ребенка возможно лишь при реализации принципа уважения к его потребностям в движении, общении и познании, принципа уважения к его мнению. С другой стороны, должны быть созданы условия для стимулирования развития способностей ребенка, его самостоятельной индивидуальной деятельности. Для этого необходимо дать ему свободу выбора деятельности, соблюдать принципы функциональности, опережающего характера обучения. При этом не следует смешивать процесс обучения с игрой – занятия должны носить развивающий характер, проводиться в определенной системе, а в игре ребенку предстоит освоить человеческие отношения, способы общения, отобразить посредством замещающей функции мышления все значимые для себя роли, самоопределиться в них.

При организации педагогу необходимо уметь использовать любое пространство в развивающих целях.

Можно спланировать:

Использование смены расположения бытовых и игровых зон, показ детям новых действий и известными им предметами;

Простые пособия, атрибуты, оборудование, которые помогут создать фон для игры и занятий, подсказать новое упражнение.

Предметно-игровая среда должна строиться на определенных принципах:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Ребенок по своему усмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или малым числом сверстников, со взрослыми или может остаться в одиночестве – в зависимости о настроения, эмоционального или психологического состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Принцип стабильности-динамичности

Реализуется при разделении общего игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами оборудования и, с другой, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций. Зонирование может быть достигнуто путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых для пространственного обеспечения необходимых видов деятельности детей и организации занятий.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

В возрастном плане может быть раскрыт как увеличение непрогнозируемости событий, наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений, представлений об окружающем, знакомству с языком музыки, движений, графики и др.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Предоставляет возможность создать такую среду, когда мечты детей перестают быть условностью или даже перерастают в дизайнерские способности.

Принцип открытости - закрытости

Представлен в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «я», собственного внутреннего мира. Предполагает нарастание структурности среды, разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и тд.

Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы: «общество – игрушка - ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить практически невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время, от времени уступая первенство друг другу.

ПРОФЕССИЯ

ТЬЮТОР

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ

Москва, 2013

Предисловие
Основы профессии
Тьютор и ребенок с особенностями развития – успешное партнерство.
Нормативно-правовое оформление тьюторской работы в ОУ
Необходимая документация тьютора
Проекты документов
К вопросу о разработке проекта профстандарта тьюторской деятельности
Материалы к разработке профстандарта, подготовленные ГРЦ ИПИО МГППУ
Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения может быть принят уже в 2013 году (МТА)
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК должностей руководителей, специалистов и служащих
Комментарии
Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования (ГБОУ ЦО №1429)
Организация сопровождения для детей различных категорий ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья, что в основе - ограничения или возможности?
Зарубежный опыт
Сопровождение детей с РАС. Включение детей с РАС в общеобразовательную среду
Невыдуманные истории
Тьютор для детей с синдромом Дауна (из опыта работы. Преображенская Л.)
Тьютор в инклюзивной школе. (Хакамова А.М., ГБОУ СОШ №188)
Тьютерское сопровождение школьника с особыми образовательными потребностями: опыт, задачи, проблемы. (Морозова Е.М., ГБОУ СОШ №830)

Предисловие

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или детского сада. Таким специалистом и является тьютор.

Методическое объединение тьюторов в системе инклюзивного образования, организованного при поддержке Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, издает бюллетень, в котором знакомит читателей с новой специальностью – тьютор, с ее философско-ценностным подходом, с особенностями этой новой профессии, с организацией тьюторского сопровождения, зарубежным и отечественным опытом тьюторской деятельности. Мы готовы к сотрудничеству и ждем ваших отзывов и комментариев.

Первое знакомство с ребенком. Необходимо выбрать подходящее место для первого знакомства. Это может быть комната в школе, в которой можно поиграть с ребенком, понаблюдать за ним, спросить, что ему интересно в комнате, во что вообще он любит играть, чем занимается в свободное время. Если ребенок пока не готов остаться наедине с тьютором, встреча может проходить в присутствии родителя. Важно, чтобы на первом этапе возникли первые симпатии тьютора и подопечного.

Заинтересовать ребенка в себе:

– Я твой помощник на уроках, буду с тобой сидеть, можно?

– А еще мне интересно самому, как учат в твоем классе, это странно, что взрослый хочет быть на уроках среди детей, но мне это интересно!

После первой беседы у тьютора формируется предварительное представление об особенностях ребенка.

Следующий этап – формирование устойчивых партнерских отношений. Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой. Для этого:

Часто обращается к ребенку по имени;

Часто смотрит ребенку в глаза;

Использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу, направляет движения подопечного с помощью уверенного направленного прикосновения. (В присутствии других детей не желательно водить ребенка за руку, если только речь не идет о ребенке, который не может без поддержки самостоятельно ходить).

Использует приемы массажа пальцев руки (если ребенок много писал и устал), мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации.

Следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден и т.д.).

Хвалит, подбадривает ребенка, вселяет уверенность, нередко на первых этапах формирует у ребенка представление, что учеба – это несложно, это очень просто и интересно.

Как хвалить ребенка:

«Ты молодец!», «Ну, ты герой, с таким большим заданием справился!», «Я тобой горжусь!», «А у меня не хватило бы терпения, а у тебя хватило!», «С тебя можно брать пример!». Можно похлопать по спине, говоря: «Отлично! Ты супергерой». Пожать крепко руку: «Ты совершил настоящий подвиг!». Приобнять со словами: «Молодчина! Умница!». Если ребенок понимает ценность цветных карточек как поощрения, то можно завести коробочку, куда тьютор за правильные ответы будет класть красные (отлично), синие (хорошо), зеленые (подумай еще раз) карточки. Или можно завести альбомчик для наклеек. Наклейки должны быть понятны и желаемы для ребенка.

Через 2-3 недели можно приступать к составлению индивидуального образовательного плана (ИОП) ребенка. Делать это раньше не целесообразно, так как период адаптации ребенка к школе может длиться достаточно долго, но примерно через месяц становится понятным «стиль поведения ребенка в школе». Составляя ИОП, необходимо учесть общую учебную нагрузку, возможность замены одних уроков другими, возможность выхода из класса и индивидуальное обучение, а также индивидуальные особенности ребенка (физические возможности). Тьютор участвует в составлении ИОП совместно с учителем класса, а также с завучем, по необходимости – с психологом и другими специалистами, курирующими инклюзивное образование. ИОП необходимо обсудить с родителями, возможно, придется внести коррективы.

Будни тьютора проходят очень насыщенно, так как тьютор координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Во время урока тьютор адаптирует для подопечного учебный материал, предлагая ему на выбор несколько заданий, стимулируя, тем самым самостоятельность в учебной деятельности. Если первое время тьютор сидит рядом с ребенком, он комментирует задания шепотом, чтобы не отвлекать других учеников. Варианты заданий необходимо, по возможности, заранее согласовать с учителем. Важно стимулировать внимание ребенка: «Смотри на доску; давай послушаем, что Мария Ивановна говорит; послушай, что отвечает Таня; Мария Ивановна говорит, что нужно открыть тетрадь, давай открывать; как думаешь, урок закончился?..»

Также тьютор помогает подопечному отдохнуть во время перемены – сопровождает в комнату отдыха, либо включает его в игры одноклассников. Важно, чтобы тьютор учитывал желания ребенка, чувствовал его, придавал уверенности, либо давал своему подопечному возможность расслабиться, побыть в тишине.

Важные принципы в работе с ребенком.

Партнерство, дружеская позиция. Ты учишься, а я помогаю тебе. Это моя работа. Я тоже устаю, мне самому иногда нужна помощь. Когда есть трудность – давай преодолевать ее вместе – это приведет к успеху.

Целеустремленность. Ребенок, благодаря тьютору должен понимать, к какой цели он идет. Решить 5 примеров – это цель. Смело отвечать на вопросы учителя – это цель. То есть цели могут быть очень маленькими, но, главное, достижимыми «здесь и сейчас».

Маленькая победа большая радость. Для ребенка с особенностями развития очень важно чувствовать себя успешным.

Поощрение должно быть ценно ребенку. Смысл этого принципа в данном случае в том, чтобы ребенку были понятны поощрения, похвала. Тьютору потребуется найти для ребенка именно то поощрение, которое будет для него самым ярким (и при этом, конечно, социально приемлемым). Тьютор и сам должен радоваться хорошему, сопереживать неудачам так, чтобы ребенку были понятны эмоции его помощника.


Организация тьюторской практики

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Основные принципы работы с детьми

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение . Это стало первым принципом , которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

В общении с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне . Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка третий принцип комфортности обучения и воспитания.

Умение увлечь воспитанников своим предметом , как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.

Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию . На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…

МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два. Легко с прилежным ребенком, который горит желанием учиться, но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «особых детей». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа. А еще я учусь видеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, значит понимать и принимать его таким, каков он есть. Но дефектолог работает не только с детьми. Важно взаимодействовать со всем педагогическим коллективом , в том числе с узкими специалистами – логопедом , психологом. Только наша комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорректировать отклонения в развитии, приблизить их к норме. Необходимо наладить связь и с родителями «особых» детей, что порой бывает нелегко. Многие папы и мамы не осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка. Часто не хотят слышать и принимать дефекты детей как данность, убеждая дефектолога в обратном, что их ребёнок самый хороший, умный и самостоятельный. Моя задача правильно преподнести нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться с ребёнком, оказывать ему посильную помощь. И мне это удается.

https://pandia.ru/text/80/077/images/image004_47.jpg" alt="Описание: J:\DSCN0167.JPG" width="279" height="210">

https://pandia.ru/text/80/077/images/image006_33.jpg" alt="Описание:" align="left" width="260" height="201 src=">

И

Тематический вечер с родителями

на тему: «Мой домашний питомец»

Цель : Приобщить детей, родителей, педагогов к совместной деятельности.



Публикации по теме