Ребенок постоянно ноет: почему и что делать с нытьем? Почему ребенок ноет.

Безобидное фантазирование трехлетнего малютки нередко вызывает улыбку и умиление. Мало кто из родителей всерьез станет переживать по этому поводу. Однако через пару лет взрослые будут неприятно удивлены, когда столкнуться с тем, что их ребенок постоянно врёт. О причинах детской лжи и что делать родственникам малыша, который прибегает к обману, расскажут специалисты по психологии.

Перед тем, как пытаться решить проблему детской нечестности, следует внимательно изучить мотивы, по которым ребенок врет.

ВАЖНО! До возраста 3 — 4 лет дети не обманывают, а фантазируют. Самое время взрослым заняться развитием этого качества у ребенка, ведь оно может стать в будущем для крохи основой профессии писателя или архитектора.

Первая: Хочу и получу!

Малыша окружает огромное количество соблазнов, находящихся под запретом. Малютка совершенно не понимает, почему он не может получать все, что ему хочется. Вот и приходится ребенку добиваться желаемого с помощью обмана. Если не обращать на это внимание и вовремя не принять меры, то из крохи .

Вторая: Я лучше, чем вы думаете!

Нередко карапуз начинает доказывать окружающим, что он умеет летать или является самым сильным человеком на планете. Что это? Обман или безобидные фантазии? Не стоит расслабляться, возможно, малютке не хватает родительского внимания и заботы. Недостаток любви, неверие в собственные силы может подтолкнуть кроху к обману и преувеличению своих способностей.

Третья: Я тебя боюсь.

В семьях, где применяются слишком строгие меры наказания, у ребенка может появиться желание скрыть проступок. Страх перед санкциями считается самой распространенной причиной, по которой ребенок врет постоянно.

Четвертая: Маленький хвастунишка.

Желание выглядеть лучше в глазах сверстников либо значимых людей часто заставляет карапуза придумывать невероятные истории о достатке его семьи или о достижениях родителей. В этом варианте сын или дочка испытывают неудовлетворенность своим положением в коллективе и вынуждены повышать авторитет с помощью лжи.

Пятая: Как мама и папа.

К сожалению, многие родители, сами того не замечая, прибегают к обману при ребенке. Желая быть вежливыми, они хвалят чьё-то новое платье. Обещают своему отпрыску купить велосипед, не собираясь этого выполнять. Такое отношение взрослых к жизни – это плодородная почва, на которой обязательно вырастет ребенок-врун.

Как отучить врать ребенка?

  • Вера в честность маленького человека. Родственники ребенка, который постоянно врет, перестают доверять ему. В будущем они подвергают сомнению каждое слово крохи. Взрослым стоит побороть недоверие и перестать относиться скептически к тому, что он говорит.
  • Не нужно делать трагедию из фантазий трехлетнего карапуза . Следует с улыбкой дать понять малютке, что его шутка раскрыта, и никто всерьез не относится к невинной лжи.
  • Важно обращать внимание на обман. Если мама заметила, что сын врет, обязательно необходимо провести с ним серьезный разговор. Нужно наедине пояснить малышу к чему может привести его обман. Главное в беседе не унижать маленького собеседника, ведь он может перестать доверять родителям и станет .

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Английские ученые выяснили, что вранье у мужчин встречается в два раза чаще, чем у женщин.

  • Преступление и наказание. Диалог с детьми – это отличный педагогический прием. Однако одними разговорами проблему лжи не решить. Ребенок должен понимать, что за обман он обязательно будет наказан. Как только кроха почувствует собственную безнаказанность, говорить неправду войдет у него в привычку. Чтобы отучить врать санкции следует применять незамедлительно. Однако наказание должно быть соразмерно проступку. Недопустимым является физическое и моральное насилие над личностью. Лучше использовать запрет на просмотр мультфильма или лишение прогулки.
  • Не нужно навешивать ярлыки. Важно чтобы родители понимали, что следует оценивать поступок, а не личность малыша. Не стоит клеймить отпрыска обидным прозвищем лжец или врунишка. Это приведет к повторению нежелательного поведения.
  • Проанализируйте ситуацию в семье. Если причина детской нечестности кроется в негативном примере со стороны родителей, необходимо срочно изменить ситуацию в семье. Нужно внимательно следить за тем, что говорят взрослые в присутствии сына или дочери, чтобы недосказанностью и «ложью во благо» не подавать пример для подражания малютке.
  • Хвалите за правду. Даже самая незначительная ситуация, в которой карапуз сказал правду, должна послужить поводом для поощрения крошки. Таким образом, родители закрепят приятные ощущения от честности.
  • Анализируйте поступки. Совместный просмотр мультфильмов и чтение поучительных рассказов по данной проблеме принесет результат. Обсудите поступки героев литературных произведений или сказок, которые прибегали к обману. Выясните у малыша, как следовало поступить тому или иному персонажу, что необходимо было сказать, чтобы не солгать.

Заботливые родители должны понимать, если ребенок постоянно врет, то ответственность за это несут именно взрослые. В семьях, где царит доверие и любовь, а страх отсутствует, детская ложь встречается крайне редко. Ведь малыш совершенно точно уверен в том, что дома его всегда поддержат, выслушают и защитят. А если и накажут, то совершенно справедливо.

Комаровский про детскую ложь

Вот, что думает известный доктора Комаровский про детскую ложь и воровство:

Детское нытье нередко вызывает у родителей раздражение и досаду. Исследования показывают, что детское нытье, пик которого приходится на возраст от 2 до 4 лет, воспринимается окружающими «как один из самых нервирующих звуков на земле», неприятнее даже звука скрежета по дереву, плача, работающей дрели и других вызывающих дискомфорт звуков типа скрипучего мела, которым пишут на классной доске.

Выведенные из себя нытьем родители могут рассерженно крикнуть ребенку «Прекрати ныть!» или «Слышать не могу, как ты разговариваешь таким голосом!». Или молчат, но внутри буквально кипят от раздражения.

Чтобы реагировать на детское нытье с сочувствием (вместо досады), родители могут напомнить самим себе причины того, почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться. Эти причины были выявлены в ходе проведенных психологами научных исследований.

5 причин того, почему дети ноют, и что в каждом из этих случаев могут сделать родители

  1. Ребенок может ныть из-за того, что он нуждается в помощи или ресурсе взрослого

Если ребенок ноет, одной из причин может быть то, что он устал и нуждается в помощи взрослого. Иногда посредством нытья дети как бы говорят нам: «Я больше не могу вести себя как большой, пожалуйста, позаботься обо мне как о маленьком».

Когда дети переживают стресс, испытывают голод, жажду, усталость или чрезмерную нагрузку (часто это происходит из-за изменений в режиме), их обычные сладкие голосочки превращаются в требовательный ультразвук. Они могут потребовать немедленно дать им: немного вздремнуть, попить воды или молока, перекусить, отдохнуть, сменить подгузник - и, известно им это или нет, они ведут себя полностью в соответствии с научно доказанной истиной: когда ты скулишь и ноешь, ты быстрее получишь внимание других (и нужные тебе ресурсы), чем если ты молчишь.

Это просто более эффективно. Исследователи обнаружили, что люди более чувствительны к нытью, чем к нейтральной речи и даже плачу. Ноющий звук в буквальном смысле залезает им под кожу (на коже масса рецепторов, она очень чувствительна) и отрывает их от того занятия, которым они были до этого поглощены.

Попробуйте такой способ:

Когда ваш ребенок ноет, задайте себе вопрос: «Он устал (голоден, хочет пить, перевозбудился или перенервничал)?», «Не слишком ли много всего мы запланировали на этот день?», «Не слишком ли поздно он лег спать накануне?», «Не давит ли на него что-то, с чем ему трудно эмоционально совладать (например, появление младшего брата или ссора с другим ребенком в детском саду?», «Может быть, его беспокоит физическая боль (он заболевает, у него растет новый зуб, болит место ушиба)?».

Напомните себе: «Мой ребенок ноет, потому что в такой форме он просит о срочной помощи или утешении».

  1. Дети могут ныть из-за того, что нуждаются в большей эмоциональной близости со своим взрослым

Особенно сильное нытье может быть сигналом о том, что ребенок нуждается в большей эмоциональной близости. Таким образом он посылает своему близкому взрослому сигнал: «я хочу провести с тобой немного времени один на один» - за чтением книжек, приготовлением еды или игрой.

Исследование психолога Джона Готтмана показывает, что дети чаще просят родительского внимания при помощи нытья, когда им нужна «доза» эмоционального контакта. Когда ребенок говорит: «Ты поиграешь со мной?», родитель может удовлетворить стоящую за этим вопросом эмоциональную потребность, с радостью согласившись поиграть («Да, малыш, я люблю играть с тобой») и уделив этому немного времени. Когда двухлетний ребенок протягивает родителю ручки, родитель может удовлетворить стоящую за этим жестом эмоциональную потребность, подхватив его на руки и приласкав.

Исследования также показывают, что дети ноют чаще, если находятся в конфликтной и дисфункциональной семейной среде. В одном из исследований была выявлена связь: когда основной негатив исходил от матери, дети чаще спорили и дрались; когда от отца - чаще ныли и плакали. Отрицательный эмоциональный фон, создаваемый обоими родителями, четко коррелировал с тем, как часто дети использовали в повседневной речи слова, негативно окрашенные эмоционально.

Попробуйте такой способ:

Когда дети ноют, отойдите от ситуации на некоторую дистанцию и проанализируйте общий уровень собственного стресса, свое эмоциональное состояние, количество и качество времени, проведенного с детьми, и семейную обстановку в целом.

  1. Дети могут ныть потому, что хотят выразить свои чувства

Исследования показывает, что нытье (а не только плач) - это для маленьких детей всего лишь способ выразить грусть или разочарование. Педагог Дженет Лэнсбери предлагает родителям принимать, признавать и поддерживать детей и их чувства вместо того, чтобы исправлять, ругать и контролировать их. «Чем доброжелательнее мы относимся к недовольству наших детей, тем счастливее будет каждый в нашем доме», пишет она.

Попробуйте такой способ:

Напомните себе, что нытье является временным этапом в обучении сложному навыку выражения своих чувств и лучшая реакция на него - доброта и принятие. Если вам очень неприятно слушать, как ребенок ноет, попробуйте сделать несколько медленных вдохов и выдохов и мысленно повторить про себя девиз Дженет Лэнсбери: «Я могу дать этим чувствам быть».

Вспомните, когда вы сами в последний раз давали волю своим чувствам: хорошо прожитые (например, выплаканные) грусть и разочарование освобождают нас и помогает нам двигаться дальше.

  1. Дети могут ныть, потому что от природы чувствительны или раздражительны

Все дети рождаются с разным темпераментом. Условно учеными выделяется три типа темперамента (хотя ни один ребенок не вписывается четко в какую-то одну из этих категорий):

  1. Легкий и гибкий
  2. Активный и вспыльчивый
  3. Медлительный и осторожный

Попробуйте такой способ:

Помните, что некоторые дети имеют врожденную предрасположенность к более ярким реакциям, большей настойчивости, большей тревожности, или им требуется больше времени, чтобы справиться с новым опытом или меняющимися обстоятельствами жизни (и поэтому они ноют чаще).

  1. Дети могут ныть в ответ на меняющийся стимул

Бихевиорист Скиннер обнаружил, что люди повторяют какое-либо поведение долгое время, если оно «подкрепляется» каким-либо меняющимся стимулом (то есть, если стимул дается от случая к случаю, а не постоянно). Например, если вы иногда даете ноющему ребенку мороженое после ужина, он с большой долей вероятности будет продолжать ныть еще очень долго после одного такого эпизода (чтобы получить то же вознаграждение).

Попробуйте такой способ:

Будьте последовательны, избегайте поощрения нытья. Не соглашайтесь на «еще один мультик», «еще одного динозавра» в магазине детских игрушек или «еще немного поиграть» (хотя уже поздно, и пора спать). Да, это прекращает нытье в конкретный момент, но усиливает его в долгосрочной перспективе. Иногда всем нам хочется выглядеть в глазах ребенка доброй феей, которая исполняет любые желания (дети в такие моменты часто говорят что-то типа «Ты лучшая мамочка (лучший папочка) на свете!»), и подкрепить собственное чувство значимости.

Если вы решите, что оно того стоит, то ждите, что в ближайшие несколько недель нытья будет намного больше. Чтобы в конце концов прекратить эту порочную практику, попробуйте начать дарить ребенку подарки и делать приятное спонтанно, вне связи с его нытьем.

Подытожим: хотя принимать, понимать и по-доброму обходиться с детским нытьем - отнюдь не простая задача, это замечательный путь построения крепкой и надежной привязанности между вами и ребенком. Отвечая на нытье ребенка любовью и лаской, вы развиваете его эмоциональную сферу и укрепляете связь между вами. А чем сильнее детско-родительская связь, тем меньше вероятность, что ваш ребенок будет ныть в будущем.

Перевод с английского Анастасии Храмутичевой

Вопрос психологу

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Ребенку 1.5 года. Проблема состоит в том, что, если ей не занимаешься - она ноет. Постоянно, не останавливаясь, безпричинно. Может прям со слезами реветь. Но при этом ее ничего не беспокоит - ничего не болит, подгузник сухой, накормлена-напоена. Просто нужно внимание мамы, круглосуточно,постоянно,активное... А это очень сложно. Потому что муж весь день на работе. На мне уборка-готовка, плюс работаю на дому. По большей части стараюсь сделать работу хотя бы во время ее сна,но не всегда получается. Если работаю в часы ее бодрствования - то ной стоит непереставая. Это очень тяжело. Работать-что-то делать и одновременно с ней беседовать, что-то рассказывать,показывать не помогает, ей надо чтобы мама сидела-бегала с ней,все внимание только ей и никуда не отвлекалась.
Чужих людей боится на площадке или дедушка-тетя, которых видит раз в год - если приезжают - сразу в ор, на руки,прячется за меня.
Когда к неврологу ходили не акцентрировала внимание на нытье, думала нормально, может на зубки. Но сейчас зубки вылезли,а ной не проходит. Невролог осмотрев ее сказала,что здоровый ребенок. Единственно ножки слабенькие и все. Ну и говорит доча маловато, слов 10 максимум. в основном показывает-мычит. Но то,что ей надо чаще всего жестами - мычанием показывает-дает понять что надо.
Я уже не знаю,что делать. Нормально ли это? Что посоветуете? Пью постоянно новопасситы-пустырники,потому что иначе нервы не выдерживают. А кричать наказывать понимаю,что мало того,что бесполезно,так еще хуже сделаю
На улице доча себя нормально ведет себя,если мама 100 процент внимание отдает ей. Единственный рев и залезание на ручки,если подходят другие детки,чужие,которых не знает,сразу боится и прячется за меня
Есть братик у нее,старши,с ним играет активно. Бывает,что с ним играет-отвлекается,тогда нытья нет и я могу что-то поделать по дому.. Но старший сын ходит в сад,так что чаще всего вдвоем с дочкой дома. В обещм как-то так. Может это нытье как-то игнорировать? Или как-то обыгрывать ситуацию? Я уже не знаю Помогите, пожалуйста!

Ответы психологов

Здравствуйте, Настя!

То что происходит с вашим ребенком сейчас вполне соответствует норме возрастгого развития. Ребенок до года находится в симбиозе (в слиянии) с матерью. Мама как отдельная личность, как бы не существует, мама, это - как бы обидно не звучало, функция удовлетворяющая абсолютно все потребности. Сейчас наступила та фаза, когда вы уже не можете удовлетворить абсолютно все потребности, и быть функцией, так как вы не функция, вы отдельная личность, да и потребности значительно увеличились. Раньше они были в основном физиологического плана, сейчас подключились потребности эмоциональные. Ребенок, из этого симбиотического единства с матерью должен, как бы вылупиться в отдельную личность. Происходит это именно так, как у вас сейчас и именно вы должны помочь ей в этом. Ее нытье, должно быть переносимо для вас и не разрушительно, если вы внутренне будете более спокойно справляться с ее капризами, то и ребенок последует вашему примеру. Возможно вы пытаетесь удовлетворить все ее желания и поддаетесь на манипуляции из-за чувства вины(ребенок плачет - значит ему плохо - значит я плохая.) Возможно стоит начать расставаться с внутренним образом идеальной матери. Идеальных матерей не бывает да и ребенку не нужна совершенно идеальная мать. Нужна мать, которая сможет позволить ему отделиться от себя, и сделать это отделение переносимым для ребенка, не разрушаясь от его нытья и истерик. Удачи вам в воспитании вашей девочки!

Маташкова Оксана Валерьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Настя.

Начиная с года, ребенка нужно поощрять к самостоятельности. Таким образом он узнает предел своих возможностей и как следствие становится увереннее в себе.

Также его нужно социализировать (т.е. чаще общаться с другими людьми), чтобы он не прятался за вас. Дети становятся неуверенными, когда их критикуют, сравнивают с другими, стыдят, пугают.

Нытье ребенка может свидетельствовать о его неудовлетворенных потребностях, скорее всего, как вы правильно заметили, ей не хватает вашего внимания. Вы можете приобщать дочь к делам по хозяйству. Когда вы готовите, дайте ей крупы, чтобы она пересыпала их ложкой из одной емкости в другую. Это ее отвлечет и будет прекрасным развивающим упражнением. И так во всем. Дети очень любят воду. Дайте тазик с водой и пустые бутылки, она будет увлечена переливанием воды. А вы в это время сможете делать свои дела.

А когда дочь спит, используйте это время для своего отдыха. Вам также важно отдыхать.

Смирнова Александра Владимировна, психолог/психотерапевт в Москве

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте.Настя.Если ребенок ничем не интересуется.а только хнычет,значит,ему не до игр.Ему не хватает Вашего внимания,ласки,заботы,близости,эмоционального отклика,одобрения,объятий,теплоты,поддержки,прикосновений,поцелуев.Если нехватка эпизодическая-ребенок с этим будет мириться.Но,если это хроническая нехватка-то материнскую теплоту ничем заменить невозможно.И тогда уменьшается спротивление организма,появляется депрессивность,опустошенность,вялость,безразличие ко всему,подверженность к болезням,так как болезнь приближает маму и заставляет быть рядом.Поэтому,если близости не додавали,лучше дайте все,что можно.И важно до пяти лет постоянно держать вопрос приоритетным.Тогда в дальнейшем с ребенком всегда все будет в порядке.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

Дети , как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

Обучение в школе - важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

Развивать интеллект - непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его - оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

Маленький говорун

«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», - обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.


Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор - фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

Чтение - это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

Когда молчание не золото: слушаем наших детей

Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.


Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе - уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

Роль литературы в развитии

Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта - ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

Декламация стихов - это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения - значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное - практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.


Речевая коммуникация и объединение на идее

Реализация орального вектора - это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать - это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь - в случае с оральным человеком возможны все варианты.

Развитый вербальный интеллект - это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком - когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком - когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень - более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Ноющий, капризный и истеричный ребенок - страшный сон любых родителей. Он сводит с ума дома, устраивает спектакли на улице, а уж если вы возьмете его с собой в магазин и откажетесь купить то, что он хочет - ждите грандиозного действа с гипертрофированной обидой, выстраданными слезами или, возможно, даже с падением на пол и судорожными брыканиями, во время которых вы будете всерьез опасаться, что малыш расшибет себе голову.

Нельзя сказать, что ноющий ребенок, который капризничает по любому поводу - это такая уж редкая проблема. Вероятно, с ней сталкиваются практически все родители, разница заключается лишь в остроте и продолжительности ее проявления. Решить эту проблему вполне реально, но, как ни странно, далеко не самыми широко известными способами: не шлепками, не руганью, и уж точно не фразами в духе: «Если ты не перестанешь, я одна уйду домой и оставлю тебя здесь!» или «Если ты не успокоишься, вон та тетя тебя накажет!». Попробуем разобраться во всем по порядку.

Почему дети ноют и капризничают?

Основных глубоких причин подобного поведения может быть несколько:

  1. Ребенку не хватает внимания. Да, это банально, но это так. Как часто вы уделяете своему малышу время? Насколько внимательны вы к тому, что он вам рассказывает, что делает, явно ожидая вашего одобрения, о чем спрашивает? Не отвлекаетесь ли вы на работу, на телефон, на разговоры со взрослыми, не отсылаете ли от себе ребенка в принципе со словами «не мешай, я сейчас занята»? Ведь если малыш будет испытывать нехватку вашего внимания и непосредственной заботы (а не заработка денег на его отдаленное будущее), то он неизбежно начнет добиваться этого через капризы.
  1. У ребенка что-то болит. Варианты могут быть разные: режутся зубики, пучит животик, поднимается температура и так далее. Маленькие дети еще не способны четко идентифицировать подобные ощущения и вербализировать их (даже если они уже умеют разговаривать). Они просто чувствуют себя плохо, некомфортно, и из-за этого начинают ныть или истерить. Поэтому если капризы вашего ребенка сопровождаются его болезненным (или просто отличным от обычного) видом, на всякий случай выясните, не «бо-бо» ли у малыша что-нибудь, а не обостряйте ситуацию криками и руганью.
  2. Малыш пытается проявить свою индивидуальность. Вы должны понимать, что для ребенка, даже для маленького (особенно начиная с 2-3-летнего возраста) абсолютно естественно начинать осознавать себя, как личность, и стремиться ее реализовать. Да, в раннем детстве это выглядит достаточно мило и смешно: малыш хочет сам выбирать, с какой игрушкой ему играть, во что одеваться и как кушать. Но это по-настоящему важно, и вы не должны этому препятствовать, равно как и создавать в семье атмосферу, при которой ваше слово будет считаться законом, а любое не соответствующее ему слово ребенка - ересью. Ведь в таком случае будет очевидно, что ребенок истерит по каждому поводу из-за подавляемого вами стремления к самостоятельности.
  1. Ребенок хочет получить что-то, в чем вы ему отказываете по непонятным для него основаниям. В детстве сложно понять, почему нельзя вон ту красивую блестящую игрушку, прямо сейчас пойти в гости к тете Маше или съесть пять шоколадок на обед. Это вы понимаете, что игрушка стоит дорого, что заявляться к тете Маше без приглашения невежливо, а от такого количества сладостей заболит живот и зубы. Для малыша же эта логика не действует, и чтобы понять ее, он должен услышать терпеливое и доходчивое объяснение всех причинно-следственных связей отнюдь не один раз.
  2. Ребенок плохо чувствует себя не в физическом, а в психологическом контексте. Наверняка у вас бывают такие дни, когда вам без каких-либо причин грустно, или когда вы всем раздражены, или когда вам по любому поводу хочется плакать. У ребенка, психика которого находится в стадии бурного развития, постоянных изменений и преобразований, такие дни тоже бывают, причем чувствует он их гораздо ярче. И, поскольку он еще не умеет справляться с «разладом» с самим собой, не умеет контролировать свои эмоции, это состояние неизбежно выливается в то, что он постоянно ноет, капризничает или закатывает истерики. Ему просто нужно пережить свой неудачный день, справиться со своим психологическим дискомфортом, избавиться от беспричинных негативных переживаний, причем сделать это с минимальными потерями и в максимально спокойной обстановке с как можно меньшим количеством раздражающих факторов.
  1. У малыша эмоциональное перенапряжение. Особенно часто такое состояние возникает в первые годы жизни, и проявляется оно в наибольшей степени вечером. Большое количество впечатлений, собранных за день, оказывается просто чрезмерным для маленького человечка, из-за чего и начинаются капризы и истерики. Все, что ему нужно в такой ситуации - это хорошенько отдохнуть и выспаться, после чего дурное поведение как рукой снимет.

Что точно не стоит делать, если ваш ребенок ноет и истерит?

Чтобы отучить ребенка ныть и капризничать, в первую очередь, вы должны сами избавиться от вредных привычек. Правда, от вредных привычек несколько другого рода.

Итак, первая из них - это неумение слушать своего ребенка. Проявляться оно может по-разному: например, в перечислении возможных причин плохого поведения малыша. Может, его кто-нибудь обидел? Или он что-нибудь хочет? Или у него что-нибудь болит? Как бы то ни было, вы должны понимать, что, во-первых, не сможете перечислить абсолютно все возможные варианты. А во-вторых - что ребенок просто выберет из предложенных тот, который в данной ситуации будет ему наиболее выгоден, а не который будет соответствовать реальному положению вещей.

Другой вариант этой же ошибки - простое игнорирование слов малыша. Вы можете просто в принципе пропускать их мимо ушей, или даже возражать, говоря что-нибудь в духе: «Зачем ты меня обманываешь? Я лучше знаю, в чем дело!». Тем самым вы не только не поймете, что в данный момент испытывает ваш ребенок и почему он ведет себя именно так, а не иначе, но и в принципе отобьете у него охоту делиться с вами своими мыслями и переживаниями.

Вторая вредная привычка , которая присуща очень большому количеству родителей - это непоследовательность в собственных высказываниях и действиях. Например, вы говорите ребенку, что если он не успокоится - вы уйдете домой и оставите его на улице одного, но вы этого, само собой, никогда не делаете. Или, заходя в магазин, вы заявляете малышу, что сегодня не будете покупать ему новые игрушки, но он юлит, выпрашивает и ноет, из-за чего вы сдаетесь и все-таки совершаете запрещенную покупку вместо того, чтобы отучить его от подобного поведения.

На самом деле, примеров можно привести очень много. Смысл всегда один: вы говорите одно, а делаете другое. Из-за этого ребенок начинает понимать, что своими скандалами, истериками, просьбами и прочими способами манипулирования он может добиться от вас желаемого. Кроме того, в его глазах вы теряете авторитет, ведь вы не оказываетесь способны следовать своим же правилам.

Третья вредная привычка , на которую тоже стоит обратить внимание - это борьба между родственниками за выбор стиля воспитания малыша. Распространенная в нашей стране ситуация, когда мама воспитывает ребенка одним образом, папа - другим, бабушка с дедушкой - третьим, и так далее. И все эти воспитатели постоянно тянут одеяло на себя, как будто соревнуются друг с другом, не желая уступать. А бедный ребенок, постоянно получающий противоречивые указания, в результате не может нормально приспособиться ни к одному стилю.

Вы должны всегда помнить, что воспитание детей - это не спорт. Это серьезная и кропотливая работа, ради успешного выполнения которой все должны сплотиться. Да, искать компромиссы, отстаивать перед бабушками-дедушками свою точку зрения и добиваться того, чтобы концепция отношения к малышу всей близкой родни была более-менее единой, достаточно сложно. Но это очень важный этап, который вы не должны полениться пройти.

И, наконец, четвертая привычка , отучить себя от которой, возможно, важнее всего. Это осознанное или подсознательное стремление срываться на ребенке, выплескивать на него свои негативные эмоции, нежелание разобраться в ситуации из-за усталости, и т.п. Всем нам порой бывает тяжело, и нередко стремление просто прикрикнуть на малыша пересиливает готовность его понять и выслушать. Но вы - на то и взрослый, гораздо более опытный и мудрый человек, чтобы не позволять себе подобных поступков. Сэкономьте энергию на чем-нибудь другом, а не на общении со своим ребенком.

Что делать, чтобы ребенок перестал ныть?

Откровенно говоря, если вы избавитесь ото всех перечисленных выше вредных привычек, то, вполне возможно, отучать ребенка от нытья уже и не понадобится. Во всяком случае, капризничать и истеритьвсе время он точно перестанет. Но если проблема все-таки сохранится, в той или иной степени, то можно будет воспользоваться следующими советами:

  • Всегда ищите настоящую причину того, что ребенок вечно ноет. Ищите ее кропотливо и глубоко, и не только в словах малыша, потому что о своих настоящих желаниях и потребностях он вполне может не говорить. Учитывайте, что логика маленького ребенка порой абсурдна для взрослых, но от того она не перестает быть логикой для него самого.
  • Никогда не бойтесь и не ленитесь доходчиво объяснять ребенку причины своих поступков, цели своих действий, а также особенности и следствия его собственных поступков. Причем ваши объяснения должны касаться не только материальной сферы («Если ты уронишь вилку, то она станет грязной, и кушать ею будет нельзя»), но и чувственной, эмоциональной («Я понимаю, что ты хочешь на ручки, но я очень устала. Может, ты пожалеешь меня и еще немного пройдешь своими ножками? Я буду тебе очень благодарна»).
  • Ищите золотую середину между недостатком внимания и его переизбытком. Если у вас появился ребенок - то вы должны быть готовы тратить на него немало времени и сил. Но, в то же время, превращать его в центр Вселенной, 24 часа в сутки бегать вокруг него и исполнять любые его прихоти вы тоже не должны. Ведь обе эти крайности нередко провоцируют нытье и капризничаньедетей.
  • Не мешайте ребенку самоутверждаться. Позволяйте ему принимать собственные решения в тех сферах жизни, где это не может повлиять негативным образом на его здоровье или самочувствие. Не надо во всем и всегда «знать лучше него, что ему нужно». Отучите себя от комплекса Всевышнего для малыша, уважайте его личность с ранних лет.
  • Сохраняйте спокойствие и самообладание. Да, это бывает сложно, когда ребенок без конца ноет, но воспитание детей - это в принципе не самая простая задача. Помните, что как только вы начинаете отвечать истерикой на истерику малыша - вы проигрываете этот раунд. Ни о каком конструктивном решении проблемы, ни о каких возможностях отучить ребенка от нытья речи не идет, если вы начинаете кричать, ругаться и шлепать его по попе.
  • Учитесь грамотно отвлекать внимание малыша. Если истерика уже произошла, и если вам здесь и сейчас нужно как-то с ней справиться, вы можете использовать проверенный способ: переключить внимание ребенка на какую-нибудь интересную вещь, на его любимую игрушку, можете сопровождать это коротким веселым стишком или песенкой. Однако вы должны понимать, что это не способ отучить ребенка от нытья - это именно способ сгладить, смягчить конкретную истерику. Одним им вы успеха не добьетесь, с проблемой нужно бороться более глубоко и комплексно.

Мы надеемся, что эта статья поможет вам лучше понять своего малыша, отучить его от нытья и установить с ним более близкие, теплые и доверительные отношения. Любите себя и своих детей, и будьте счастливы!



Публикации по теме