Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий. Разработка иос по формированию основ экологической культуры
Рисунок “1”
Средством экологического воспитания малышей 2 -3 лет являются также дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками , в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации (ИОС). Они помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы. Активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др. Воспитатель, используя игрушки, персонажи пальчикового или кукольного театра , создает игровые ситуации, которые помогают детям осознать происходящее, вызывают соответствующие переживания и действия.
Я работаю в доме ребенка, и нашим детям так не хватает положительных эмоций, различных впечатлений, а ведь известно, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Характерной особенностью маленьких детей является любовь к слушанию потешек, стихотворений, сказок. Дети дома ребенка, в большинстве своем, отстают от домашних сверстников в умственном развитии. Чтобы привить детям любовь к миру природы, вызвать интерес к художественному слову, я сочинила небольшие, доступные восприятию наших детей, четверостишия, которые использую в предложенных игровых обучающих ситуациях. Игры доставляют детям много радости, позволяют им пофантазировать, проявить инициативу.
Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 2 – 3 лет.
Персонаж |
Ситуация | ||||||
Завязка | Развитие сюжета | ||||||
Заблудился | Испугался | Надо ему помочь | Игра
“Беги, зайчик, за морковкой” Стихотворение: “Ай - да, зайка, шалунишка |
||||
Пошел в гости | Надо угостить | Поиграть | Игра
“Догони собачку” Стихотворение: “Наш щенок попрыгает |
||||
Ищет своих птенцов | Успокоить | Помочь искать | Игра
“Птицы машут
крыльями” Стихотворение: “ Птичка, птичка, успокойся |
||||
Козочка и козлята |
Оказались по разные стороны ручейка | Беспокоятся и волнуются | Надо построить мостик и помочь перебраться | Игра
“Ползи по дорожке” Стихотворение: “Ох, и быстрые козлятки |
|||
Курица и цыплята |
Котенок хочет обидеть цыплят | Курица уговаривает этого не делать | Все подружились | Игра
“Цыплята и наседка”. Стихотворение: “Курочка – Пеструшечка, |
|||
Персонаж | Ситуация | Положительное разрешение ситуации | |||||
Завязка | Развитие сюжета | ||||||
Пошел за яблоками, не нашел. | Опечалился. | Надо помочь. | Игра
“Пойдемте за
грибами” Стихотворение: “ Вот по дорожке ежик ползет |
||||
Шипит, хочет ущипнуть. | Боится. | Надо успокоить. | Игра
“Дикие гуси” Стихотворение: “ Назовем тебя, гусь, Дорофеем |
||||
Прилетели на лужок. | Ищут мед. | Показать цветочки | Игра
“Пчелки” Стихотворение – загадка: “Лапки мохнатые |
||||
Полез в дупло к пчелкам. | Испугался. | Пожалеть, пожурить. | Игра
“Поймаю,
поймаю” Стихотворение: “ Проказник Мишка косолапый |
||||
Намочила крылышки. | Не может полететь. | Помочь, положить на солнышко. | Игра
“Бабочки” Стихотворение: 1.“ Бабочка крылышки в дождь намочила |
||||
Персонаж | Ситуация | Положительное разрешение ситуации | |||||
Завязка | Развитие сюжета | ||||||
Бьет копытом, сердится | Хочет катать детей | Все помирились | Игра
“Гоп, гоп, мой
конь” Стихотворение: “Лошадка, грозно не фырчи |
||||
Прячется в дупло | Боится | Угостить | Игра
“Белка и
шишки” Стихотворение:
“ Мы для белки
соберем |
||||
Несет веточку | Потерялся | Успокоить | Игра
“Наш
муравейник” Стихотворение: “ Муравей искал свой домик |
||||
Убегает | Ищет норку | Предложить поиграть | Игра
“ Кошки –
мышки” Стихотворение: “Серая мышка, бусинки – глазки |
||||
Ползет медленно | Опоздала | Помочь | Игра
Улитка” Стихотворение: “Улитка, улитка, где твои ножки? |
Консультация педагогам
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы “погрузить” детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия “природного” содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.)
Рисунок “2”.
Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказок.
Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков, выявить отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС , и любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).
Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).
Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои “выходят” за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.
Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную.
Рисунок 3.
Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть “живой” - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управляемыми. Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.
Литература.
- И.П. Дайлидене. Поиграем, малыш. Москва “Просвещение” 1992.
- Далее все подвижные игры в игровых обучающих ситуациях представлены данным пособием.
- Младший дошкольник в детском саду.Как работать по программе “Детство”. Учебно-методическое пособие. Санкт – Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС 2008
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
- Кузнецова А. 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ.XXI век Москва 2008
Выполнила: Кисленкова Анна Валентиновна
Министерство образования инауки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
по курсу повышения квалификацииИОЧ
« Формирование основ экологической культуры
у детей дошкольного возраста »
на тему:
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры
время обучения 19.05.2014-23.05.2014.
Выполнила Кисленкова Анна Валентиновна
Воспитатель
ГБОУ ООШ с.Чёрновка м.р. Кинель-Черкасский СП д\с «Тополёк»
Самара, 2014..
Игровая обучающая ситуация
«Путешествие на необитаемый остров»
возрастная группа: средняя
Тема недели «Планета земля»
Дидактические задачи:
1) Формирование умения наблюдать окружающий мир природы, установление элементарных связей и зависимостей (познавательное развитие):
Закреплять представления о частях тела животного с помощью сбора пазл;-формировать навык различать листья деревьев по форме и строению; -уточнять и расширять знания о воде.
2) Обогащать знания детей об окружающем мире (познавательное развитие):-Развивать качество личности ребёнка как любознательность, наблюдательность; -развитие памяти, внимания, способности исследования предметов.
3) Продолжать формировать речевое развитие и закладывать основы экологической культуры.
Воспитательные задачи:
1)Воспитание бережного отношения к природе: -нетерпимость к загрязнению водоёмов и окружающей среды,- воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
2)Формировать умение испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
Методы и приемы: - практические: дидактические игры «Дикие
животные», «Наш лес», «Насекомые».
Наглядные: показ и рассматриваниеиллюстраций о
природе.
Словесные: чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений о природе, разгадывание загадок, объяснения.
Материалы и оборудование:
Атрибуты к дидактическим играм: «С какого дерева этот листок?», « Правила поведения в природе», «Перепутанные животные», «Чей хвост?», «Найди свой дом», карта острова, колокольчик, игрушка попугай.
Содержание:
Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее настроение?
Ответы детей:
А я немного волнуюсь, так же как и вы. Но на этот случайу меня есть два волшебных мешочка. Один- с плохим настроением, а другой с хорошим. Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, своё волнение.
А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержание заполнит всю нашу комнату, хорошо?
Ответы детей:
Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья.
Ой, ребята, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем?
Ответы детей:
Письмо:
« Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю под пение необычных птичек. Но на острове я один, у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, весёлый детский смех. Явас приглашаю всех к себе в гости. Посылаю вам волшебный колокольчик, с помощью которого вы попадаете на мой остров. Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на острове! Ваш….»
Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде?
Ведь не иметь друзей - это настоящая беда!
Ответы детей:
Воспитатель: Подождите, в мешочке что-то есть - да это карта острова!
Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.
Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному миру природы? (Д/игра «правила поведения в природе»)
Воспитатель: Молодцы! Ну что, не боитесь отправиться на этот необычный удивительный остров?
Тогда вперёд! А колокольчик нам поможет. (Воспитатель звонит колокольчиком).
На острове.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров? (рассматривают карту)
Вот этот пенёк, но попугая на нём нет, где же он?
Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать. Вы попали наостров злого колдуна, это он написал вам письмо, захотел вас заманить на свой остров, на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А меня превратил в невидимого. Этот злодей сделал невозможной жизнь на этом острове. Я стану таким как прежде только в том случае, если все гадости колдуна будут исправлены. Но это очень опасно, колдун слишком опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь!
Воспитатель: Ребята, неужели мы уйдём и оставим в беде бедного попугая?
Ответы детей:
Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать.
Воспитатель: Ну что, ребята, навстречу приключениям! Вперёд!
Давайте посмотрим на карту, с чем нам придётся встретиться?
Ага, впереди лес, много красивых высоких деревьев. Надеюсь, с ними всё в порядке?
Давайте посмотрим. (На берёзе много листьев с других деревьев)
«Д\игра «С какого дерева этот лист?»
Воспитатель: Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна.
Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы
их видели?
Ответы детей:
И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот злодей? Посмотрите, да вот же они, что с ними случилось? Выузнаете,что это за звери? (перед детьми перепутанные разрезанные картинки зверей)
Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик.
Д/и «Перепутанные животные»
Ребята,звери вам очень благодарны.
Ребята, посмотрите, на карте обозначено, что дальше, за лесом, расположено прекрасное озеро с чистой голубой водой и множеством различных рыбок. Посмотрим, все ли там в порядке? На берегу озера, гибнут рыбки, а в воде много всякого мусора).
Что же нам делать? Как помочь рыбкам?
Ответы детей:
Давайте сложим мусор в одно место, а когда будем возвращаться домой, заберём его с собой?
Молодцы, ребята! Оказывается, вам многое по плечу. Вы очень смелые!
Воспитатель: За озером на карте луг с красивыми цветами. Но что такое? Все цветы лежат на земле, они завяли. Ну и колдун! Посмотрите, ни одного цветочка. Что же нам делать?
Ответы детей:
Хорошо ребята землю мы подрыхлили, теперь сделаем луночки, польём их водой.
Ребята, вот сейчас мы землю полили, а когда уйдём, она засохнет. Что может произойти в природе, чтобы земля не сохла? (дождь)
Ответы детей:
Правильно! Может пойти дождь. А что ещё хорошего в том, что идёт дождь?
Ответы детей:
А что плохого в том, что идёт дождь?
Ответы детей:
Как сделать, так чтобы дождь шёл, и нам было хорошо?
Ответы детей
Ура! На нашем острове вновь зацветут цветы, и это благодаря вам, ребята!
Воспитатель: Мы исправили уже много злодеяний колдуна, но наш друг попугай до сих пор остаётся невидимым.
Чтобы мы с вами увидели нашего попугая, нужно покрасить вот эти пёрышки. А чем можно их покрасить? Но ведь у нас нет таких красок, ведь остров необитаем, мы с вами будем использовать соки фруктов и овощей (покраска перьев).
Появляется попугай.
Воспитатель: Ребята,значит мы с вами всё сделали правильно!
Попугай: Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров, на нем вновь стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и хочу, чтобы вы не забывали, как легко навредить «беззащитному»миру природы.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому мы помогли на своём пути?
Ответы детей:
Воспитатель: В природе всё взаимосвязано и мы с вами должны это всегда помнить.
Попугай: Нуи хорошие вы, детки, только вот вы не закончили свой маршрут. Посмотрите на карту (дети идут по направлению на карте и находят «Клад» - сладкие угощения)
Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые, добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай».
Давайте посадим попугая на его любимый пенёчек. Попрощаемся с нашими гостями, а волшебный колокольчик поможет вернуться в наш любимый детский сад.
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Формирование основ экологической культуры
у детей дошкольного возраста »
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры»
«В гости к леснику»
время обучения 17.04.2017 -21.04.2017г.
Выполнила:
Павлова Наталия Викторовна,
воспитатель, с/п «Д/с « Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска
Самара, 2017г.
Игровая обучающая ситуация
«В гости к леснику»
(игра путешествие)
возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема недели: «Лес»
Задачи:
Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателях(диких животных, растениях). Уточнить представления детей о жизни диких животных леса. Формировать обобщенное представление о профессии лесник (кто такой лесник? , чем он занимается? , где он живет?). Формировать представление о строение дерева и разнообразии листьев. Закрепить правила поведения в лесу. («Познавательное развитие»)
Воспитывать бережное отношение к природе,бережно относится к живым объектам (растения,насекомые, животным).Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование основ безопасного поведения в природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Развивать связную грамматически правильную речь детей, расширить словарь детей словами: лесник, сторожка, дубрава, роща, опушка. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. Следить за четким произношением стихотворения. Образовывать суффикс «ок» в существительных. («Речевое развитие»)
Развивать двигательную активность, используя физ. минутку. («Физическое развитие»).
Методы и приемы :
- практические : игра « Кто где живет?» , игра –пазл «Дикие животные» , игра « С какого дерева лист?» , игра коврограф-ларчик « Части дерева» , игра «Подумай -разбери», загадывание загадок о диких животных, конструирование муравейника из палочек Кюизинера.
- наглядные : просмотр ролика о жизни муравьев, рассматривание иллюстраций с животными леса, деревьев.
- словесные : беседа, рассказ, объяснение задания, словестная игра « Четвертый лишний» .
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал : игрушки диких животных (медведь, зайцы, белка, ежик, лиса) , кукла – лесник, муравейник, мешок для мусора, слайд с изображением домика лесника, 2 ствола деревьев (коврограф), карточки с загадками, письмо от лесника, муляж гриба, корзина с шишками, веточками, желудями, листочками, пазл « Части дерева» (коврограф) , разрезные картинки с изображением диких животных (ежик, медведь, заяц, белка).
- Раздаточный материал : картинки с изображением домов животных, бытовой мусор (пластиковые бутылки, пакеты, бумага), конструктор для муравейника (палочки Кюизинера) , листья: дуб, береза (коврограф) .
Оборудование : магнитофон, коврограф- ларчик (Воскобовича), телевизор, столы.
ТСО : диск с видео – роликом о жизни муравьев, диск с песней « на полянке зайки танцевали».
Воспитатель приглашает детей в экологическую комнату.
Дети входят и встают вокруг пенька, на пеньке лежит письмо от лесника. Воспитатель : Ребята давайте прочитаем письмо и узнаем от кого оно. Оказывается, дедушка-лесник приглашает нас к себе в гости! Кто из вас хотел бы отправиться в лес? (ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, кто такой лесник? Чем он занимается?
Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
А живет лесник в сторожке - от слова «сторожить». Значит, он сторожит лес.
А как же нам туда попасть? Давайте спросим у леса подсказку.
Здравствуй, лес дремучий лес
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Всё открой – не утаи,
Ты же видишь мы свои.
Ой ребята смотрите, кто это там? А чтобы вы догадались я помогу вам и загадаю загадку об этом животном (загадка о лисе) .
Дети отгадывают .
Воспитатель ,а давайте спросим у неё дорогу до сторожки лесника.
Дети спрашивают у лисы как дойти до сторожки лесника.
Лиса, лисонька скажи
Нам дорогу покажи.
Воспитатель в роли лисы: Я вам покажу дорогу, только сначала помогите мне.
Воспитатель : Лисонька, а что случилось?
Воспитатель в роли лисы : Мои друзья прислали мне свои фотографии, но внезапно подул ветер и они порвались и перемешались. Помогите мне, пожалуйста собрать фотографии. (игра-пазл).
Дети справляются с заданием, и лиса показывает им дорогу дальше.
Дети благодарят лису, и продолжают путь.
На пути у путешественников встречается муравейник, засыпанный мусором.
Воспитатель спрашивает у детей , а вы знаете чей это домик. (Ответы детей) . А что же с ним произошло? (ответы детей) Ребята давайте с вами посмотрим, как же строят свои домики муравьи (видео-ролик).
Ребята посмотрите возле нашего домика много разных вещей (мусор и веточки). А как вы думаете, как мы можем помочь муравьям? (ответы детей) Правильно нам нужно убрать весь мусор, а с помощью веточек помочь муравьям достроить муравейник.(конструктор) . Игра « Подумай- разбери».
Воспитатель : Какие же вы ребята молодцы!
Ой смотрите, кто это там скачет на полянке. (ответ детей)
Ребята это зайчата, давайте у них спросим, как нам дойти до сторожки лесника.
Воспитатель в роли зайца : Конечно, мы вам скажем, если вы снами потанцуете.
Воспитатель : ребята потанцуем с зайками. (ответ детей).
(Физ. минутка под песню «На полянке зайки танцевали»).
Зайки благодарят детей за танец, и указывают дорогу дальше.
Дети благодарят зайцев и продолжают путь.
Воспитатель : ребята, а кто это у нас там в кустах прячется?
Дети: медведь и детеныши диких животных (бельчонок, медвежонок, зайчонок, лисенок).
Воспитатель : Здравствуй, дедушка медведь, а подскажи нам пожалуйста, как пройти нам к сторожке лесника.
Воспитатель в роли медведя : Я бы вам помог, только некогда мне сейчас.
Дети : А что ты делаешь?
Воспитатель : может мы с ребятами тебе поможем?
Воспитатель в роли медведя: Да, вот беда у меня. Собирал я в лесу малину, и вдруг слышу, кто –то плачет. Подошел я посмотрел, а это зверята играли на лесной опушке и потерялись. Помогите мне ребята найти их дома.
(игра « Кто где живет?»)
Воспитатель в роли медведя : Ребята какие же вы умные, а идти вам надо вон к тем деревьям.
Дети благодарят медведя, и продолжают свой путь.
Воспитатель: Вот ребята мы свами и дошли. Посмотрите ребята какие разные деревья бывают в лесу(показывает картинки). В руках у воспитателя появляется белочка, ребята смотрите кто это? Правильно это белочка. А пока вы рассматривали деревья. белочка рассказала мне, что в лес приходили плохие люди и срубили дерево с её дуплом. Ребята а можно так поступать с деревьями. (Ответ детей ). Белочка не плачь, мы с ребятами посадим тебе новое дерево, где ты будешь жить. Поможем ребята белочке. Дети : Да.
Игра «Части дерева»
Воспитатель: Ребята какие же вы молодцы! Ой, ребята меня кто-то уколол.
А как вы думаете, а кто в лесу колючий? Дети : ёжик.
Воспитатель : здравствуй, ёжик почему ты меня уколол?
Воспитатель в роли ежика : Просто я очень зол.
Воспитатель: Что же тебя так расстроило?
Воспитатель в роли ежа : Смотрите ребята, вчера под этим пенечком рос грибок, и я решил что подожду когда он подрастет, я его заберу. Ведь мы ежи питаемся грибами и ягодами. Но вдруг подул сильный ветер, и сдул листья с деревьев, и мне ни как не добраться до грибочка. Посмотрите ребята здесь разные листья. А вы знаете с каких деревьев эти листья? (Ответы детей ) .Я вам подскажу, смотрите слева (с левой стороны на коврографе висит картинка березовой рощи) березовая роща, там растут березы, а вот с права (с правой стороны картинка дубравы) дубрава, там растут? (ответ детей ). Помогите мне раздать деревьям их листочки. Игра « С какого дерева лист?»
Спасибо ребята вы нам с белочкой очень помогли. А что же выделаете в лесу? (ответ детей)
Воспитатель : Да, мы едем в гости к леснику.
Воспитатель в роли ежа : так вы уже пришли, вон она сторожка лесника.
Дети благодарят зверей и подходят к сторожке лесника.
Дети вместе с воспитателем зовут лесника.
Появляется лесник(воспитатель) : Здравствуйте, ребята! Как хорошо что вы пришли ко мне в гости. А мне лесные жители уже передали по нашей лесной почте, что вы с ними играли, никого не обижали и всем помогали. Молодцы! Но мне бы хотелось, чтобы вы и меня, старого, порадовали.
И поиграли со мной в забавную игру, я очень люблю эту игру.
Воспитатель : Здравствуй лесник, мы любим играть, и с тобой с радостью поиграем.
Лесник: Я буду называть несколько слов, а вы будете угадывать где же я ошибся.
Игра « Четвертый лишний».
Спасибо вам ребята повеселили старичка, а за это я подарю вам корзину подарков, в неё я положил шишки, веточки, желуди, листочки. Из них вы сможете сделать много разных поделок в память о нашем путешествии.
Дети и воспитатель прощаются с лесником и лесом, читают стихотворение
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной, колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала.
И возвращаются в сад.
Воспитатель : Ребята вам понравилось наше путешествие.
Дети : Да
Воспитатель : А что же нового вы узнали?
Дети рассказывают.
Воспитатель : Молодцы ребят! Теперь вы знаете что нужно беречь природу.
Елена Сычева
Тема:Жизнь лесных обитателей в зимний период времени.
"Путешествие в зимний лес"
Цель: Формирование элементарных экологических представлений детей 3-4
лет через ознакомление с природой и воспитание правильного отно-
шения к объектам природы.
1. Дать первоначальные представления об обитателях леса: медведе, белке, зайце, их внешнем виде, особенностях образа жизни.
Учить детей делать простые умозаключения, выводы, анализируя отличительные особенности внешнего вида животных;
Формировать у детей представления о правилах поведения в лесу (не шуметь, не ломать деревья, не забирать животных из леса);
Учить детей пользоваться схемами.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображе-ние, память, способствовать активизации речи, развивать коммуникативные способности детей;
Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста (игра «Зимняя прогулка», развивать общую и мелкую моторику (д/и «Помоги белочке разобрать припасы»).
3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, дарам леса, вызвать у детей чувство эмпатии к животным;
Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.
Здоровьесберегающие технологии:
Ароматерапия,
Релаксация,
Дыхательная гимнастика.
Ход деятельности.
Дети свободно входят в группу и располагаются на стульчиках.
Восп. : Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу заглянуло солнышко.
Какое оно (теплое, ласковое, желтое).
А еще оно дарит нам хорошее настроение, отдает своё тепло и заботу. Давайте поздороваемся с солнышком и нашими гостями:
Приветствие (коммуникативная игра).
Здравствуй, солнышко!
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.
Здравствуй, носик! Бип-бип-бип.
Здравствуйте, гости! Всем привет!
Восп. : У меня такое хорошее настроение, что хочется веселиться, играть. А у вас? (ответы детей).
Посмотрите, как солнышко засияло своими лучиками. Это оно при-глашает нас с вами на прогулку в зимний лес. Согласны?
Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем
С вами мы гулять пойдем.
Давайте собираться в дорогу.
Дети встают со стульчиков, располагаются свободно.
Игра-рифмовка «Зимняя прогулка» .
Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)
Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)
Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)
Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)
Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)
А потом красивые, теплые, пушистые
Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)
И хотя я маленькая, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)
Восп. : (двигаясь стайкой) Вот и оказались мы в зимнем лесу.
Как хорошо зимой в лесу!
Вдохните поглубже, почувствуйте хвойный аромат.
Как легко дышится в лесу!
Ой, смотрите, пенек. А на нем… (корзинка).
Давайте посмотрим, что в ней (подходят и видят в корзинке заячий хвостик)
Интересно, чей это хвостик (рассматривают, определяют цвет, размер) Наверно кто-то потерял. Кто? (варианты ответов). Кто еще живет в лесу?
Ну что же, пойдемте искать хозяина этого хвоста.
Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым. (дети идут, высоко поднимая ноги)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем (присаживаются и поглаживают ноги
ладонями снизу вверх)
И опять гулять пойдем.
Подходят к импровизированной «берлоге» медведя, обозначенной карточкой-схемой.
Восп. : Посмотрите, здесь чей-то дом? Как вы думаете, кто здесь живет?
(обратить внимание на карточку)
Воспитатель приподнимает ткань, дети видят спящего медведя .
Восп. : Да это Мишка спит, в берлоге спит. Домик у медведя называется
А в берлоге спит медведь.
Тише-тише, не шуметь!
А почему нельзя шуметь?
Восп. : Лес-это дом для многих животных. В лесу есть свои правила, и мы нарушать эти правила не должны. Как надо вести себя в лесу? (тихо, не шуметь, не ломать ветки, не забирать животных из леса).
Воспитатель и дети присаживаются на корточки и тихонько рассматривают медведя.
Восп. : Как вы думаете, это Мишка хвостик потерял? Почему?
Какого цвета шубка у медведя (коричневая)
А ушки какие? (круглые, маленькие, коричневые)
А хвостик?
Значит это не Мишкин хвостик.
Восп. : (укрывает медведя и тихонько отходит) Пусть спит, отдыхает, сил набирается. У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать. Проснется сильным, отдохнувшим.
Останавливаются у елочки, обозначенной карточкой «дупло»(белочки).
Восп. : Цок-цок-цок… Слышите, с нами кто-то здоровается.
Как вы думаете, чей это домик?
Как называется домик белочки? Правильно, домик белочки называется - дупло.
Так это белочка с нами здоровается - цок-цок-цок. Давайте и мы с ней так же поздороваемся: Здравствуй, белочка, цок-цок-цок.
Как вы думаете, это белочка хвостик потеряла? Почему?
Давайте проверим.
Какого цвета шубка у белочки? (рыжая)
Какая шубка на ощупь, погладьте белочку. (мягкая, пушистая)
Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки)
А хвостик (длинный, пушистый)
Восп. : Видим, белочка, это не ты хвостик потеряла. Ребята, белочка хочет нам что-то сказать. (белочка шепчет на ухо воспитателю). Белочка просит у нас помощи. Её шалунишки – бельчата разбросали все зимние запасы, всё смешалось и шишки, и орехи. Белочка просит, чтобы вы помогли ей разобрать запасы по корзинкам: шишки- в одну, орешки- в другую.
Дети разбирают припасы, обсуждают с воспитателем, что шишка- большая, колючая, а орех- маленький, гладкий.
Прощаются с белкой, она благодарит ребят за помощь.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.
Дети подходят к кустику, на нем обозначение- «дом» зайца.
Восп. : Как вы думаете, чей это домик? (зайца)
Что-то его не видно. Это хвостик зайца?
Какого цвета у зайца шубка? (белая)
Какие у зайца ушки? (длинные, а хвостик? (беленький, короткий)
Зайка, ты случайно хвостик не потерял? (слышен плачь зайки)
Воспитатель показывает бесхвостого зайца, он грустит. Ребята его жа-леют, а воспитатель незаметно прикалывает хвостик.
Восп. : Не плачь, зайка мы нашли твой хвостик.
Зайка: Спасибо вам, ребятки. (зайцу весело, он радуется)
Восп. : Зайка так обрадовался своему хвостику, что хочет пуститься в пляс. И мы с тобой попляшем.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Восп. : Как мы весело поиграли с зайкой. Устали. Пора отдохнуть.
Релаксация «Зайчата».
Восп. : Возьмите коврики, расстелите их на полянке, ложитесь на спинку поудобнее. Ручки и ножки лежат свободно, расслабьтесь и закройте глазки. Слушайте мой голос.
Представьте, что вы маленькие зайчата. Маленькие зайчата очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть. Вам снится голубое небо, теплое, ласковое, нежное солнышко. Солнышко согревает вас и всё вокруг. Сейчас солнечный лучик коснулся ваших ладошек. Почувствуйте тепло солнечных лучей. Солнечный лучик поднимается по вашим рукам всё выше и выше, достал до плечика, вот коснулся щечек, пощекотал носик. Почувствуйте, как вам тепло, уютно и спокойно на лесной полянке.
Звучит тихая музыка.
Восп. : Теперь открывайте глазки, спокойно вставайте. И вот вы уже не зай-чата, а маленькие ребята.
Нам пора возвращаться. А давайте возьмем с собой зайчишку в детский сад, нам с ним будет весело. (ответы детей)
Посмотрите, зайчик загрустил. Почему?
Подумайте, можно ли забирать животных из леса и приносить их в дом? Почему? (рассуждения о доме, о маме)
Лучше мы в следующий раз с зайкой поиграем, когда придем в лес на прогулку.
До свидания, Зайчик. Береги свой хвостик.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.
Восп. : Ну вот мы и дома. Нас встречает ласковое солнышко.
Давайте расскажем солнышку: где мы были, что видели, о чем узнали.
Где мы были?
Кого мы встретили в лесу?
Давайте покажем солнышку, в каких домиках живут звери в лесу.
Открывается мольберт со схемами домов. Дети должны расселить жи-вотных. Медведя- в берлогу, белку- в дупло, зайца- под куст.
Восп. : А еще мы сделали доброе дело. Какое (вернули зайцу хвост, помогли белке разобрать припасы, не разбудили медведя)
Вам понравилась прогулка по лесу?
Помните, ребята, что лес- это дом для многих растений и животных.
Поэтому лес нужно беречь, сохранять и защищать, чтобы животные могли там жить, а люди- гулять и дышать свежим воздухом. А еще в лесу можно найти много разного природного материала: шишек, орехов, веточек, листочков.
Звучит волшебная музыка.
Восп. : Посмотрите, ребята, произошло чудо. В нашей корзинке появились игрушки, да не простые, а из природного материала (шишек). Это лес благодарит вас за вашу доброту и заботу, и преподносит вам свои дары.
Ребята, солнышко согрело нас своим теплом и лаской, лес одарил нас своими подарками. Давайте и мы поделимся с нашими гостями хорошим настроением и подарим им наши улыбки. Чтобы они смогли забрать с собой частичку нашего тепла (дети сдувают настроение с ладошки).
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-909976-1483984437.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-909976-1483984483.jpg)
ОТВЕТЫ
(по С.Н. Николаевой).
-
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги: это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнений (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.), Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, Иногда пенопластовые фрукты и овощи.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.
Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом в ходе образовательной деятельности в любой возрастной группе. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы и др.).
Методика проведения экспериментальной (поисковой) деятельности.
Фундаментально вопрос об использовании исследовательской деятельности в работе с детьми изучался Л. М. Маневцовой. Автором выделены четыре этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый этап – начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна постановка задачи и самими детьми)- проблема.
Второй этап. На данном этапе осуществляется первичный анализ и выдвигаются предположения – гипотеза (например, на асфальте лужи, потому что прошел дождь, наполивал дворник).
Третий этап. На данном этапе вместе с детьми отбираются способы предположений, выдвинутых детьми, осуществляется проверка – исследование (крыши домов и листья на деревьях сырые…)
Четвертый этап. Анализ полученных результатов, формулировка выводов – решение (на асфальте лужи - прошел дождь).
Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты.
Существует несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи отмечают, что опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.
По определению педагогов, опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями.
В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:
1. Принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;
2. Ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах;
3. Отбор способов проверки;
4. Проверка предположений;
5. Формулировка выводов.
Для того чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
Четкость формулировки целей и задач опыта;
Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
Для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
При проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.
Фиксация опыта.
Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
Таким образом, исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.
3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.
2. Виды моделей.
3. Методика использования моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Л. М. Маневцовой, Н.Н.Поддьякова, И.А.Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта
информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).
2. Виды моделей:
1.Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
2. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Подготовка к экскурсии.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе. Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей.
Работа после экскурсии.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются в образовательной деятельности, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки) и организовать наблюдения.
Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста
1.Первично-ознакомительный тип занятий
2.Обобщающий тип занятий.
3.Углубленно-познавательный тип занятия
Первично-ознакомительный тип занятий. На протяжении всего дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Их главным компонентом являются различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях такого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях их поведения.
Обучение детей на занятиях первично-ознакомительного типа осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.
Во всех вариантах этих занятий первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.
Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Он задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем он обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В младших группах слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.
В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, он разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.
Со старшими дошкольниками занятия первично- ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт, и круг представлений.
Большое значение занятия первично-ознакомительного типа имеют в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края.
Задача коллектива каждого детского сада - собрать иллюстративный (вырезки из журналов, открытки, фотографии, картины природы, написанные мастными художниками), а также литературный и фольклорный материалы и разработать циклы занятий для старшей и подготовительной групп. В цикл могут входить 3 - 4 занятия, их тематика может быть примерно следующей.
1.«Мой край родной - я здесь живу».
2.«Заповедные места нашего края».
3. «Ремесла нашего края».
4. «Люблю тебя, мой край родной».
Углубленно-познавательный тип занятия. Углубленно-познавательные занятия строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, на них воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой.
На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа. Углубленно-познавательная характеристика каждого из этих занятий заключается в следующем.
На первом из обозначенных занятий воспитатель рассматривает с дошкольниками особенности передвижения птиц по воздуху, их приспособленность к жизни в наземно-воздуш-ной среде. Обращает внимание на свойства воздуха: он незаметный, легкий, неплотный, человек не может на него опереться и взлететь. Птицы приспособлены к передвижению по воздуху: имеют легкое, обтекаемое тело, едят часто и понемногу; отталкиваются от воздуха большой поверхностью расправленных крыльев и хвоста; тело покрыто легкими перьями - маховыми и пуховыми, маховые имеют плотную поверхность и полый стержень.
На втором занятии воспитатель обсуждает с детьми состав зимующих птиц, выделяет среди них растительноядных (чиж, снегирь, щегол), всеядных (воробей, ворона, голубь, галка) и насекомоядных (синица, дятел, поползень). Показывает, какие именно особенности питания позволяют остаться им на зиму.
Тема третьего занятия предусматривает сравнение образа жизни, поведения зимующих и перелетных птиц, их приспособленности к сезонно меняющимся условиям.
На четвертом занятии воспитатель расширяет представление детей о волнистых попугайчиках на примере живущих в естественных природных условиях: показывает среду их обитания (Австралия), способ передвижения и питания на деревьях, маскировку среди листьев. Рассказывает о том, что у нас эти птицы живут в неволе, являются декоративными (были выведены породы с разной яркой окраской перьев).
Занятия углубленно-познавательного типа строятся по разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Обобщающий тип занятий. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии.
На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщенное представление.
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.
Формирование обобщенного представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых животных. Воспитатель вывешивает картины с изображением, например, коровы и собаки, затем строит беседу следующим образом: просит детей назвать животных, спрашивает, к каким - домашним или диким - их можно отнести. Сообщает: «Мы сегодня с вами узнаем, какие животные называются домашними. Потом вы сами сумеете разобраться в разных примерах». Задает вопрос, который соответствует первому признаку обобщенного представления: «С кем живут корова и собака? (Ответы.) Они живут вместе с человеком: корова - в коровнике, собака - в будке во дворе усадьбы хозяина (в городе - в квартире). Корова и собака - домашние животные, потому что они живут вместе с человеком».
У детей 5 - 7 лет можно сформировать обобщенные представления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимующих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут попугаи, канарейки), о домашних птицах (если дети имеют опыт общения с курами, гусями, утками, индюшками). Конечно, с дошкольниками следует провести обобщающие занятия о сезонах, при этом следует иметь в виду, что значимыми признаками переходных периодов (осени и весны) являются разные изменения (например, осенью день все время уменьшается, холод нарастает и т.д.). Важным компонентом этих занятий являются календари природы, которые дети ведут вместе с воспитателем (см. ранее). Три страницы календаря отражают в начале, середине и конце сезона различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возможность полноценно построить обобщения.
Можно подвести детей к обобщениям, в основе которых лежит тип питания. Хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Растительноядные животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр.) устроены по-другому, у них иные формы приспособленности.
В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют их глубокую интеллектуальную подготовку к школе.
Значение
1. Иллюстративно- наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, получаемые в ходе непосредственного восприятия природных явлений.
2.С помощью иллюстративно-наглядного материала формируются знания об объектах или явлениях природы, которые в данный момент не доступны.
3. Иллюстративно- наглядный материал позволяет дать детям представления о длительно протекающих в природе явлениях (Н: рост развитие растений и животных, сезонные явления природы).
4. С помощью иллюстративно- наглядного материала обобщаются и систематизируются знания детей, устанавливаются связи и отношения в природе.
5. Формируется эстетическое восприятие природы, обогащение эстетических впечатлений и чувств.
Требования к иллюстративно- наглядному материалу
1. Реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника.
2.Художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
3. При использовании иллюстративно- наглядного материала учитывать возрастные особенности детей.
4. Животные или растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.
5. В видеофильмах, кинофильмах должен быть не сложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.
Виды картин:
Предметные – это те, в которых присутствует один или несколько предметов, явлений, где нет действия.
Сюжетные , где отражены события проходящие в определенной временной последовательности с какими – нибудь героями. К ним относятся одиночные картины и серии картин «Домашние животные», «Дикие животные», «Мир животных» и др.
Художественные картины – это вид изобразительного искусства, созданы художником, к ним относятся пейзажи и натюрморты
Требования к вопросам при рассматривании картин (последовательность):
1.Название. Как бы ты назвал эту картину? Что (Кто?) изображен на картине?
2. Выявление характерных признаков предмета или явления. Какого цвета? Какого размера? Форма? Сколько?
3.Вопросы направленные на назначение и взаимосвязь частей предмета или объекта. Для чего растению стебель? Почему котенок лежит рядом с кошкой?
4. Вопросы на обобщения. Какое время года? На картине изображено: животные пасутся на лугу, вдалеке дом, о каких животных идет речь?
МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Вопросы к квалификационному экзамену:
1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
2. Методика организации экспериментирования в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
4. Наблюдения и их место в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
5. Проведение природоведческих экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
7. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
8. Уголок природы в детском саду, его значение, организация. Подбор растений, их сменяемость.
9. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
10. Использование календаря наблюдений за сезонными изменениями природы в старшей группе.
11.Экологическая тропа и ее роль в формировании представлений об окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста.
12.Итоговые беседы в формировании представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
ОТВЕТЫ
1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой (по С.Н. Николаевой).
1. Определение игровой обучающей ситуации (ИОС) и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
2. Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий
1. Определение игровой обучающей ситуации и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
Игру проводят воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическог© воспитания.
Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий