Гражданская ассамблея красноярского края. Патриотизм начинается с детства — образовательная среда

Родился в 1957 г. в Воронежской обл. с. Озерки. В настоящее время живу в г. Кубинка. Закончил Московской полиграфический институт. С 1991 года работал главным художником в ряде издательств г. Москвы. Серия книг по искусству, над оформлением которых я работал главным художником, получила государственную премию. Автор и художник книг для детей: «В некотором царстве», «Как колобок пошел учиться» и др. Работал в качестве иллюстратора в издательствах «Детская литература», «Школа-пресс» и др.

голосование завершено

Поддержите меня в Премии

Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"

«Патриотизм начинается с любви к малой Родине»

Присоединиться

Тема проекта:

Патриотика

Тематика:

Образование
- Патриотическое воспитание
- Работа с молодежью
- Творческое самовыражение

Муниципальное образование:

Одинцовский м.р.

Описание проекта:

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.
Цитаты, которые я привел, очень точно объясняют суть патриотизма, его составляющую. И казалось бы это понятно всем. Но к сожалению это не всегда так, находятся отдельные индивидуумы и группы людей, которые так не считают или равнодушны к этим понятиям. А это еще страшнее.
Есть еще проблема, люди часто не только не знают, что происходило и происходит в стране, но и не знают ничего о славном, пусть трудном, прошлом своей малой родины. А как уже говорилось, человек любящий свой дом, своих родителей, природу, который много знает о родном крае, его героическом прошлом, изучает культурное наследие всегда будет патриотом своего Отечества.
Я решил для себя, пойти к детям, говорить им о героизме наших предков, о культуре нашего народа, о любви к малой родине, Отчизне. Ведь именно в детстве закладывается фундамент знаний, основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. Рассказывать о литературе, искусстве, учить детей создавать образ героев прошлого и настоящего, рисовать с ними природу, находить красоту в окружающем мире и отношении к друг к другу. Чтобы дети и подростки могли противостоять чуждому влиянию массовой культуры. Обладали чувством гордости и любви к своей Отчизне. Ведь я художник и мне это будет легче, чем другому, через художественные образы донести для них свои мысли. Когда мне говорят:
- «Зачем это тебе? Да и что вообще существуют разные взгляды на понятие патриотизм».
В ответ я приведу слова патриарха Алексия II
- "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек. И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам…».
Как известно патриотизм начинается с любви к малой родине. И с таким посылом я участвовал в мероприятии 29 января 2016 с библиотекой Центра культуры и творчества города Кубинка в средней общеобразовательной школой №1 им. Героя России И.В. Ткаченко в качестве художника, автора детских книг и журналов. Заведующая библиотекой Попова В.А. вначале поприветствовала 3-й класс начальной школы (классный руководитель Митрохина О.А.). В этом классе было много читателей городской библиотеки. Далее предоставила слово гостю, то есть мне. Я рассказал ученикам, что не только работаю как художник, но и пишу рассказы для детского журнала о природе, поведал о том, что впечатления от красоты природы родного края, нашей Кубинки, помогали мне описывать природу в рассказах. Даже сама железнодорожная станция была упомянута в историях для детей. Дети рассказали, что они тоже любят природу своей малой Родины.
После прочтения рассказа, ученикам было предложено сделать иллюстрации. И начался захватывающий процесс. Дети увлеченно рисовали, затем показывали свои рисунки автору рассказа. Рассмотрел рисунок каждого ребенка. Похвалил ребят за творчество. Посоветовал не забывать посещать библиотеку, больше читать книг.
Роль книги в воспитании детей любви к родителям, Родине, природе неоценима. Через несколько дней после урока рисунки детей отправил в детский журнал. Некоторые из них были опубликованы на странице электронной версии журнала.
Одним из главных приоритетов воспитания патриотизма является уважение к героическому прошлому нашей страны, готовность служить Родине, защищать ее.
22 апреля 2016 в преддверии праздника 9 мая, мною Пшеничниковым И.А. (в это время я уже работал в Кубинской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П, учителем ИЗО) при содействии зав. Назаренко Н.М. была организована встреча краеведа Погодаева Г. П. с учениками 5 классов на уроках ИЗО.
Увлеченный историей родного края Погодаев Г.П. с энтузиазмом откликнулся на мое предложение рассказать детям о происходивших событиях во время Битвы за Москву в 1941 в районе Кубинки. Геннадий Павлович рассказал детям о битве под Москвой 1941. И именно о сражениях в районе Кубинки. В частности дети узнали, что на Полигоне, где находится их школа, был штаб нашей 82 мсд.
Краевед рассказал, что в районе р. Тросна на территории Прожекторной (сейчас ул. Генерала Вотинцева) с которой дети ходят в эту же школу, в 1941г. артиллерийский расчет орудия подбил немецкий танк, который прорывался к Кубинке по Наро-Фоминскому шоссе. Сгоревший фашистский танк по рассказу краеведа до 1942 года стоял на территории, где сейчас находится детский сад. Еще много интересных фактов рассказал Погодаев Г.П.
На классной доске он начертил схему, которая отражала события происходивших в районе Кубинки во время Великой Отечественной войны в 1941 г. Дети с увлечением слушали нашего ветерана. И тепло отблагодарили за интересный рассказ.
После беседы дети рисовали. Учебный процесс прерван не был. Наоборот дети с большим вдохновением работали над рисунками на тему ВОВ.
Одна из основных целей воспитания патриотизма является воспитание духовно развитой личности, уважающего и любящего культуру своего народа.
Был проведен ряд мероприятий в 2016-2017 гг., отвечающему этому тезису.
Так 21 в апреле 2016 г. я провел мастер-класс по иллюстрации к сказкам великого русского поэта А.С. Пушкина. Мероприятие проводилось в рамках всероссийской акции «Библионочь» в библиотеке Центра культуры и творчества г.Кубинки, на котором присутствовали дети и их родители. После вводной беседы о А.С. Пушкине, который оставил нам огромное культурное наследие и о значении сказок в жизни ребенка, всем желающим было предложено сделать иллюстрации к прочитанным фрагментам сказок. После чего я сделал анализ работ детей. Ведь в рисунках всегда проявляется характер человека и его отношение к прочитанному. Мероприятие прошло живо и плодотворно.
Воспитание патриотизма на примерах великого прошлого нашей Родины, чувство гордости за подвиги наших солдат, одержавших победу над страшным врагом во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в борьбе с немецким фашизмом
ставится нашим обществом во главу угла в воспитании подрастающего поколения.
4 мая 2016 года незадолго до празднования Дня Победы, я, Пшеничников И.А. с разрешения руководства Кубинской СОШ №2 пригласил на встречу с учащимися 1 классов на кружи по внеурочной деятельности Владимира Степановича Маренникова – детского поэта песенника, издавшего многочисленные сборники стихов своего сочинения, сочинившего около тридцати песен для детей. В.С. Маренников - член СП России, руководитель Одинцовского отделения Московской областной организации СП России, является лауреатом городских, районных, областных конкурсов поэтического искусства. Он состоит в общественных организациях: «Офицеры России», Одинцовской районной – «Ветераны РВСН».
Я рассказал младшим школьником о празднике 9 мая. О Дне Победы.
Владимир Степанович прочитал детям свои стихи о войне. Дети живо откликнулись и также прочитали стихи, посвященные подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны. Затем поэт-песенник прочитал свои стихи для детей, рассказывающих о весне, мире. О счастливом детстве, которое защитили прадедушки и прабабушки наших учеников от фашистских оккупантов в 1941-1945 гг.
Потом дети стали рисовать, а некоторые из них пожелали сочинить стихи. Стихи тут же были написаны детьми и к ним были сделаны иллюстрации. Другие дети нарисовали. рисунки на тему Великой Отечественной Войны, прославляя подвиг наших солдат в битве с страшным врагом.
Занятия прошедшие после 22 июня 2016 года в группах школьного лагеря мною было проведены так, чтобы они не были похожи на обычный урок. Я оформил выставку своих иллюстраций, посвященной поэме А. Твардовского «Василий Теркин» и разместил ее в классе. Пригласил ветерана ВС, поэта, В. С. Маренникова, знакомого уже некоторым детям. В его творчестве большое место занимают стихи и песни о ВОВ.
Начал я занятие с напоминая о дате вероломного нападения фашистов на нашу Родину - 22 июня 1941 г. Говорил о том, что наши предки в Великой отечественной войне победили врага и подарили нам жизнь.
Владимир Степанович рассказал об истоках возникновения фашизма. Нелегкой борьбе наших солдат с фашистами. Дети активно участвовали в беседе. Потом поэт прочитал стихи, посвященные ВОВ.
Пригласили детей рассмотреть выставку моих иллюстраций, выполненные простыми карандашами. Под иллюстрациями был размещен текст из поэмы «Василий Теркин». Ребята обсудили технику исполнений илл., выразительность композиций. Читали строки поэмы.
Т. Кирилл ученик младших классов сообщил, что у него день рождения был 22 июня. Я попросил поэта поздравить нашего ученика. Владимир Степанович спел ему песню своего сочинения, посвященного дню рождения.
А Б. Артем ученик 3 б попросил разрешения прочитать стихи своего сочинения, все с удовольствием приняли это предложение.
После этого дети рисовали рисунки про войну, сегодняшнюю мирную жизнь, которую защитили наши солдаты в годы Великой Отечественной Войны.
Как видим, если мероприятие организовано хорошо, то дети успевают за урок сделать очень многое и качество обучения только возрастает и также ненавязчиво для детей происходит воспитание в них чувство патриотизма.
С конца ноября по 5 декабря 2016 года по своей инициативе, при содействии руководства школы, на уроках ИЗО в классах я провел беседы, посвященные 75-летию Битвы под Москвой. Битвы самой важной, ставшей переломной в Великой Отечественной Войне. И доказавшей, на что способен наш человек, когда дело касается защиты Родины.
Подвиг нашей армии окончательно перечеркнул план «молниеносной войны» и открыл новую страницу победоносной истории нашей Отчизны.
Я рассказал детям о происходивших боях 1941 года в окрестностях Кубинки.
О подвиге Зои Космодемьянской. Музей Героя Советского Союза Зои Космодемьянской находится в деревне Петрищево Московской области, недалеко от г. Кубинка. Ученики с огромным интересом слушали рассказ о том времени. Многие рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, которые приняли участие в ВОВ.
Потом дети рисовали. По результатам уроков патриотического воспитания в школе была открыта выставка детских рисунков, посвященных 75-летию Битве под Москвой.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
В декабре 2017 мне предложили принять участие в мероприятиях в рамках «Рождественских чтений», которые проходили на базе школьной библиотеки. Для учеников 5 класса была проведена беседа с показом презентации на тему «Выдающиеся личности Росси 20 века. Русский художник М.В. Нестеров». Ученики с большим интересом слушали мой рассказ о картине «Видение отроку Варфоломею». Картина открывает цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского (около 1321–1391), основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, носившего в миру имя Варфоломей. Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, отроческий образ которого стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности... Рассказал и о том, как в позднее Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем, которая произошла на поле Куликовом.
Я был приятно удивлен, когда несколько учеников рассказали о житие преподобного Сергия Радонежского. Оказывается, они посещали Троице-Сергиеву лавру. И был рад тому, что наше, часто предвзятое мнения о том, что современные школьники только смотрят планшеты и «сидят» в интернете в данном случае не подтвердилось.
А тему «Разрушенные и возрожденные святыни Подмосковья», мне легко было осветить, так как летом был на пленэре и рисовал храмы в с.Усово, с.Уборы, в с.Большие Вяземы.
Мероприятия проходили для младших классов. Я оформил выставку своих пленэрных работ, которую показал детям, и после беседы они рисовали храмы.
В сентябре 2016 года вышла книга для детей Монаха Лазаря (Афанасьева) «Зяблик и его друзья из деревни Палиха, что на реке Жиздра», которую я иллюстрировал.
В День православной книги 14 марта 2017 заведующая школьной библиотекой Гутникова В.В. пригласила меня принять участие в мероприятии с названием «Духовно-нравственные чтения по книге Монаха Лазаря (Афанасьева). Была проведены Беседы и показ выставки эскизов и оригиналов иллюстраций. В.В. Гутникова читала отрывки произведения. Вели беседу на тему дружбы, которая освещалась в книге, верности и способности к самопожертвованию, ради спасения друга. Это все по сюжету книги. Я, перед тем как поведать детям о том, как рисовал образы героев, рассказал, когда появились первые книги на Руси и их значении в жизни человека в давние и нынешние времена. Вместе с детьми рассмотрели иллюстрации к книге, говорили о том, насколько точно художник передал характеры и образы героев. Рассказывал о работе иллюстратора, который помогает своим рисунками лучше понять прочитанное.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту своей отчизны, один из приоритетов патриотического воспитания.
Военно-патриотическая эстафета «Салют победе», Одинцовского муниципального района, третий этап которой стартовал 13 марта в Кубинке, была посвящена подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда. Каждое учреждение города Кубинки приняло активное участие в эстафете памяти.
Кубинская СОШ№ 2 проводит огромную работу по патриотическому воспитанию школьников, но и мои беседы по патриотическому воспитанию были замечены.
Руководство Кубинской СОШ №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П., поручило мне согласно школьному плану мероприятий на уроках ИЗО в 5, 6, 7 классах, провести открытые уроки, посвященные блокадному Ленинграду. Мною был приглашен член ветеранской организации Кубика-2 краевед Погодаев Г.П., ученицы 3 «В» класса Несмашные Дарья и Полина, на одном из уроков рассказали о «блокадном хлебе», представив свой проект. Проект был подготовлен под руководством Мартьяновой Л.И.
Расскажем об открытом уроке, который проходил в 5а классе.
Вначале урока я рассказал ученикам об истории создания знаменитого узора ленинградского фарфора - символа памяти о героическом подвиге блокадников Ленинграда. Этот узор называется – Кобальтовая сетка.
Это не просто орнамент, он появился в 1944 году после снятия блокады. Анна Яцкевич, художница Ломоносовского фарфорового завода расписала сеточкой сервиз в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.
Через много лет, в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил золотую медаль.
Затем ветеран ВС, краевед Погодаев Г.П. рассказал о блокаде, о ее последствиях, о мужестве защитников города на Неве и его жителей и солдат, которые, несмотря на тяжелейшие испытания, выдержали блокаду немецко-фашистских войск и победили врага. Погодаев Г.П. поведал ученикам, что происходило в окрестностях Кубинки, в 1941-1944 гг. В то время когда была блокада Ленинграда, о героизме советских солдат, защитивших нашу малую родину, о тяжелых испытаниях, выпавших на долю наших земляков, которые с честью выдержали суровые испытания, отвлекая на себя силы фашистских войск, тем самым помогая защитникам блокадного Ленинграда.
После беседы учащиеся рисовали узор – «Кобальтовая сетка».
Когда прозвенел звонок, дети не спешили уходить из класса, и продолжили беседу с нашим краеведом.
Естественно, что программу обучения никто не отменял и ее надо выполнять, но правильно распределив время и темы урока, удается наряду с беседами патриотического направления совмещать и главное - не отходить от темы урока. В 5 классе изучают декоративно-прикладное искусство: мы рисовали сервиз с кобальтовой сеткой. В 6 классе была тема «Портрет». Ученики создавали образы наших солдат времен ВОВ.
Надо еще сказать, что празднику к 9 мая была организована выставка рисунков и плакатов.
Не про все мероприятия я написал, да этого и не нужно. Главное не отчеты, проекты, хотя и это нужно, чтобы кому то мог бы пригодится опыт работы, а главное постоянно, не жалея времени, усилий доверительно разговаривать с детьми, ведь это наше с вами будущее.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Внести посильную лепту в дело патриотического воспитания подрастающего поколения.

Задачи проекта:

Воспитание любви к малой родине, гордости за ее культурное, историческое и героическое прошлое.
Воспитание любви к родителям, природе.
Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям.
Воспитание уважительного отношения ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию.
Воспитание интереса и уважения к прошлому России путем изучения культуры, быта, народного искусства.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны.
Воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Достигнутые результаты:

Грамота от Главы городского поселения Кубинка П.С. Здрадовского, за активное участие в жизни г.п. Кубинка, военно-патриотическое воспитание молодежи и в честь празднования Дня защитника Отечества. Кубинка (17 февраля 2017 г.)
Грамота от директора Кубинской СОШ№2 Негрустуевой Г.Е. За гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Кубинка 5 октября 2016г.
Грамота за участие в выставке, посвященной дню Победы, г. Одинцово,май 2017
В таком понятии, как воспитание патриотизма, невозможно измерить или взвесить результат своих трудов или присвоить ему знак качества. Это духовно-нравственное понятие. Можно перечислить грамоты, победы в конкурсах, но это будет формальность.
И проведя мероприятия, беседы, не стоит от ребенка ждать немедленных результатов. Главное заронить ребенку искорку любви к родному краю, к людям. И тогда он не сломает деревцо, не разорит гнездо, не обидит слабого. Главное, что у ребенка горят глаза, когда слушает твой рассказ о героическом прошлом своего родного края, России, он тянет руку, чтобы рассказать о том, как защищал Родину его прадед во время ВОВ, видишь какое одухотворенное лицо у ребенка, когда тот рисует кого любит - родителей, друзей, родную природу, и тогда ты уверен, что он вырастет хорошим человеком, настоящим патриотом.
Это и есть результат. Но так же ты должен понимать - твой труд это маленькая толика того, что в него вложили родители, учителя.

Социальная значимость проекта:

Социальная значимость данного проекта очевидна. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Только инициативные, обладающих высокой социальной активностью люди, с духовно-нравственной позицией, любящие свой родной край, способны преобразовать своим трудом Подмосковье. Только те, кто ценит и уважает историческое, культурное наследие своей малой родины и способны приумножить творческое наследие наших предков, придать импульс всестороннего развития своего региона, а значит и нашего с вами Отечества, а при необходимости встать не раздумывая на защиту своей Родины. Мы должны приложить все усилия для воспитания подрастающего поколения.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Проведены:
- мастер-классы для детей по рисованию иллюстраций к сказкам, загадкам народов России, к книгам отечественных авторов;
- открытые уроки посвященные Великой Отечественной войне;
- беседы о культуре нашего народа, о его героическом прошлом, о роли книги в жизни человека.
В период реализации проекта только с сентября 2016 года я участвовал в десяти художественных выставках.
Это тематические выставки: в частности участвовал в выставке народного коллектива художников в историко-краеведческом музее г. Одинцово, посвященной Дню Победы.
Это персональные выставки: с 2016 по 2017 год их было три. Которые мы проводили вместе с Пшеничниковой А.И. Две в Одинцово, одна в МАУ КТЦ Кубинка. Здесь я представлял иллюстрации к сказкам и загадкам русского народа, книгам отечественных авторов, были иллюстрации и к своей книге для детей.
Предметом моей гордости было участие в благотворительной выставке совместно с художниками Союза Подмосковья в ТЦ «Атлас» г. Одинцово. Одна из моих работ была куплена и полученные деньги были перечислены на восстановление звонницы в с. Большие Вяземы.
Три года подряд лауреат 1 степени в городском фестивале-конкурсе «Одинцовские самоцветы»
С января 2016 года по май 2017 года было опубликовано семнадцать моих рассказов для детей в журнале «Пульс природы» г. Москва.

Охват проекта:

Жители городского поселения Кубинка, жители Одинцовского муниципального района. Дети и молодежь от 7 до 15 лет. Количественным подсчетом я не занимался. Практически невозможно узнать, сколько людей посетило твою выставку, но по некоторым мероприятиям цифры можно назвать. Бывает на встречу приходит до десяти детей, но как правило с ними приходят еще родители, а когда в классах проводишь мероприятия то это может быть и до тридцати человек. А если они проходят в один день в трех классах, то это около 90 человек.
В актовом зале присутствует сразу несколько классов. Но даже если один человек, внимательно тебя выслушает, поймет, разделит с тобой твои мысли и уже все сделано не зря.

Затраченные ресурсы:

Самое затратное – это время. Очень много его уходит на подготовку, организацию мероприятий. И надо его найти в своей жизни для работы с детьми.
Материальные затраты: бумага, краски, кисточки, клей, печать документов, звонки по сотовому телефону, когда просто надо организовать встречу детей с ветеранами, приходится делать много, рамки для оформления работ и паспорту, это все не учитывалось.

Алексей Толстой говорил: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней…».

Тобольские мальчишки и девчонки сердцем и душой ощущают, что такое Родина, через любовь к своему краю, родному городу. Их патриотический дух крепчает день ото дня, возносится к пониманию величия нашей необъятной страны, любимой России. Помогает юным патриотам в этом молодежный военно-спортивный центр «Россияне».

Одним из важнейших приоритетов государственных интересов в отношении молодежи является воспитание будущих граждан, заботящихся о защите интересов Отечества и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций. Поэтому патриотическое пестование молодёжи и реализация программ по добровольной подготовке юношей допризывного возраста к службе в рядах Вооруженных сил РФ – основные направления работы центра.

Рассказывает его директор Алла Геннадьевна Ларионова:

– У большинства людей чувство патриотизма дополняется ещё чувством малой родины, отчего края. Это место со своим особым обликом, скромной и непритязательной красотой человек не устает вспоминать на протяжении всей жизни. С годами он приходит к пониманию патриотизма по отношению к России в целом, постигает до конца значение слова «родина».

Наш молодежный центр помогает юным тоболякам ощутить гордость за свой любимый город. Быть воспитанником «Россиян» не так-то просто. Нужно многое знать и уметь. В двухгодичную программу обучения входит тактико-специальная и строевая подготовка, стрельба, медицинская практика, рукопашный бой, учебно-полевые сборы, история, краеведение, а также основы военного законодательства. Немало времени уделяют здесь парашютному спорту. Может быть, потому, что сама директор частенько надевает снаряжение парашютиста и совершает прыжки – любит Алла Геннадьевна ощущение высоты и полета!

Ларионова всего полтора года возглавляет молодежный центр. Однако чувствуется, что всем сердцем болеет она за свое дело. С гордостью и радостью надевает в праздничные и знаменательные для центра дни свою почти что военную форму.

– В центре работают несколько человек с ограниченными физическими возможностями (слабослышащие и слабовидящие). А совсем недавно психологом в «Россиянах» была инвалид детства (ДЦП) Светлана Ипатова, – продолжает рассказ о работе центра Ларионова. – Света очень переживала, сможет ли влиться в такой спортивно- боевой коллектив. Но вскоре перестала стесняться своего недуга, а воспитанники, видя, как тяжело дается девушке каждый шаг, подтягивались и говорили тем, кто устал на тренировках: «Смотрите, как ей тяжело ходить, но она не стонет и не плачет! Неужели же мы, такие здоровые, будем ныть на занятиях?!»

В «Россиянах» занимаются не только мальчишки. Юным тоболячкам тоже приглянулась красивая военная форма, да и на сборах они ничуть не уступают «сильному полу». Как-то после окончания очередной напряженной смены в палаточном лагере одна из воспитанниц сказала твердо: «Выйду замуж только за того парня, который отслужил в армии. Пусть мне свой военный билет сначала покажет, а потом уж поговорим о свадьбе!». Вот такие в Тобольске строгие невесты.

Ну а если серьезно, то уже четыре года в Тобольске проходят профильные смены областного оборонно-спортивного палаточного лагеря «Ратники». В его рамках реализуется уникальный, пока единственный в России, проект «Синий берет». Это квалификационные испытания на право ношения важного армейского атрибута, символа отличников добровольной подготовки к военной службе. Воспитанники, которые удостоились синего берета по своим морально-психологическим, духовно-нравственным, физическим качествам, являются примером для сверстников, опорой для подрастающего поколения. Из 33 человек, допущенных к основным испытаниям, право ношения берета получили лишь 18 ребят. Остальным воспитанникам предстоит еще много работать над собой.

Формирование гражданственности и патриотизма начинается с детства.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

Наши дети – будущее Югорской земли. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить Родину, восхищаться ее героическим прошлым, стремиться сделать ее краше и сильней. Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры, преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившиеся нас когда-то факты и события.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою Родину, - важнейшая задача нашего педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить то, что его окружает. Любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним – сострадание и доброту, порядочность, преданность, жертвенность и ответственность.

Знание дошкольниками истории страны – залог их понимания всего вокруг происходящего и соответствующего отношения ребят к Миру в целом. Ознакомление со страной проводится в несколько этапов, учитывая возрастные и индивидуальные возможности и особенности детей каждого возраста.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Вначале детей знакомили с песнями, стихами о родном городе, ее улицами. На последующих занятиях дошкольники получают представления о крае, округе, о стране, в которой они живут. Стремятся воспитать у детей уважение к Государственному флагу и гербу. Знакомили со столицей Российской Федерации – Москвой. Показывали ребятам картины, иллюстрации, открытки, слушали музыкальные произведения русских композиторов-классиков о России. Проводили праздники, посвященные Российскому флагу, Конституции РФ, Дню России, Международному дню пожилых.

Мы все стремимся воспитывать в детях гордость за великую историю нашей страны, уважение к государственному флагу и гербу, а также своего края – Югры. Старшие дошкольники с удовольствием посещают музей, выставки, библиотеки, поэтому такие экскурсии организовывать стараемся как можно чаще. В своей работе не забываю о воспитании уважительного отношения к старшим и дети с поздравлением неоднократно выходили в Совет Ветеранов Войны и Труда, к природе родного края, принимая участие в различных акциях по охране природы. В праздничных мероприятиях часто принимают участие старшее поколение: хор ветеранов «Зори Агана» ДК «Нефтяник». Преемственность поколений – немало важная роль в нравственно-патриотическом воспитании. В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений. На музыкальных занятиях обращается внимание на расширение словарного запаса детей (держава, могучая, великая, достояние, торжественная, хвалебная и др.), дает детям понятие о гимне, как о символе государства, об истории создания гимна.

Старшие дошкольники легко узнают Гимн России по мелодии, могут объяснить, что его нужно слушать стоя и мальчики должны снимать головные уборы.

История малой Родины, как и вся история Отечества, хранит неисчерпаемые знания развития всего человечества. Богата и наша Югорская земля историческим прошлым, талантливыми, трудолюбивыми, и скромными людьми, традициями, присущими только нашему народу.

Родная природа… Это один из могучих факторов воспитания любви к Родине. Любование ее красотой, бережное отношение к ней, понимание преобразовательной роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

Важным этапом в нашей работе является и знакомство детей с искусством северян, обучение их умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты народов этого края от любых других, знание их музыкальных инструментов, мелодий, поэтов.

Духовное развитие личности не происходит в один миг, но ее формирование начинается, безусловно, с малых лет, с детского сада. Сегодня насущно необходимо усиление работы с детьми. Патриотическое сознание нужно формировать вдумчиво и настойчиво. Воспитание патриотической личности, формирование основ избирательного права с детства послужит делу становления и развития демократии в России. И напрасно взрослые думают, что дети ничего не понимают во взрослых проблемах. Сегодня дети взрослеют намного быстрее. С ними можно и нужно говорить по-взрослому – серьезно. И чтобы у наших детей сложилась система духовных и политических ценностей, нужно начинать работу сегодня и сейчас. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма

Знание избирательного права – одно из направлений моей работы, нашего коллектива с дошкольниками. При опросе родителей выяснили, что с собой на выборы детей брали несколько родителей. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей.

И вот чтобы восполнить знания детей о выборах я однажды решила провести музыкально-тематическую игру «Выбери ленточку» в рамках окружной акции. Вместе с воспитателей дети с удовольствием выбирали ленточку и опускали в ящик для голосования. Вместе считали и решали, какая ленточка больше понравилась детям.

Но на этом не стали останавливаться. Проведение в саду мультивыборов сегодня – это осознанный выбор завтра. Знакомство воспитанников групп общеразвивающей направленности от 6-7 лет нашего сада проходило всегда совместно с Территориальной избирательной комиссией города и ее председателем Шестопаловой З.А..

Проведение «Выборов мэра сказочного города «Детство» начали с рассказа детям о выборах, осуществлялся просмотр мультфильмов, формировались избирательные комиссии, велась подготовка списков избирателей – детей, паспортов избирателей-детей, кабин и ящиков для голосования, формирования участковых комиссий.

В кандидаты мэра были выдвинуты сказочные герои из мультфильмов: Баба Яга, Кащей Бессмертный, Красная шапочка, Василиса Премудрая. У ребят в руках были «паспорта», как у взрослых. Они получали бюллетени, предъявляя их,

Дошкольников познакомили со всей процедурой участия в выборах. Родители активно помогали: были членами участковых комиссий. Строго подсчитывали «голоса»

Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Знание произведений русских композиторов-классиков так же помогают детям видеть, как зло нарушает права других героев. Например: в опере «Руслан и Людмила» дети легко увидели, что похищать людей не законно. Злой колдун Черномор нарушил право выбора Людмилы и Руслана. Печенеги начали войну с княжеством князя Владимира, т.е. хотели захватить чужие земли.

Вместе с воспитателем провели викторину: «Права человека в поступках литературных героев». Дети отвечали на вопросы о нарушении прав сказочных героев. Например: в какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из сказки «Заюшкина избушка».) Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».) Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», басня «Квартет».) В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Организация гражданско-патриотического воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях

Музыкальный руководитель: Белоголовкина Людмила Анатольевна

Ташкент, Узбекистан (сайт) -- Сегодня институт махалли занимает важное место в нашем обществе. Органы самоуправления решают самые насущные вопросы социально-экономического развития страны, обеспечения правопорядка, воспитания молодежи.

Институт махали сегодня это не только основное звено, обеспечивающее участие граждан в принятии политических решений, но и единственная система, способная повысить активное участие молодежи в социальной жизни страны и воспитать духовно развитое поколение.

За годы независимости значительно возрос авторитет махалли, ее влияние на процесс патриотического воспитания молодежи, укрепление семейных уз, развитие традиционных ремесел, сохранение культурного наследия нашего народа. В процессе организации воспитания молодёжи отводится особое внимание формированию в у них чувства патриотизма. Поскольку Патриотизм – считается высоким человеческим достоинством, выражающим гордость личности за свою нацию, свою родину, переживание за её сегодняшний день и веру в светлое будущее. В формировании у молодёжи несравненна и роль военно-патриотического воспитания. Реализация этих направлений и создание необходимых условий, предполагает разработку принципиально новых подходов, внедрение которых будет способствовать качественному созданию основ воспитания патриотизма, готовности к достойному служению своей стране.

В связи с этим, и принимая во внимание важность вопросов патриотического воспитания молодежи, формирования у граждан активной гражданской позиции и стойкого иммунитета от негативного воздействия чуждых идей, укрепления чувства ответственности за судьбу Родины, связи армии и народа Министерством обороны совместно со сходами граждан махаллей и другими общественными организациями проводятся различные мероприятия, направленные на доведение до населения цели и задачи проводимых реформ в национальной армии, о созданных условиях для военнослужащих и членов их семей, льготах, предоставляемых военнослужащим.

Проводимые мероприятия способствуют показу открытости и гласности деятельности Вооруженных Сил, повышению чувства уважения населения к защитникам Родины, укреплению у подрастающего поколения чувства любви к отчизне, глубокого уважения к военной службе, сообщает пресс-служба Министерства обороны Республики Узбекистан.

Одно из таких мероприятий с участием группы военнослужащих, ветеранов, учащейся молодежи, а также членов Общественного совета при обороном ведомстве состоялось в махалле имени Абдуллы Кадири, Учтепинского района города Ташкента. На мероприятии, под названием “Патриотизм – начинается с махалли”, особо отмечалось о достигнутах успехах военнослужащих во время военной службе, происходящих изменениях и создаваемых благоприятных условиях для несения службы.

Необходимо отметить, что данные мероприятия позволяют не только выявить настроение военнослужащих и отношение населения к происходящим реформам, измененияь в Вооруженных Силах, но и определению доброго внимания народа к своей армии. В итоге укрепляются узы, связывающие армию и народ во-едино, растет чувство гордости за Вооруженные Силы страны.

Военнослужащие-призёры конкурса «Отличники войсковой разведки» III Армейских международных игр и международного конкурса «Кембрийский патруль», который прошел в Великобритании рассказали учащимся о своих достижениях.

Военно-патриотические песни в исполнении солистов Центрального ансамбля песни и танцев Вооруженных Сил Республики Узбекистан придали мероприятию праздничное настроение.



Публикации по теме