Классный час по этическому воспитанию «Труд красит человека. Классный час в форме праздничной программы "Путь к профессии "Чья профессия важней?"

ПРОГРАММА деятельности классного руководителя Войновой Галины Михайловны

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»

«Дети – будущие граждане общества, ценность их в этом обществе будетопределяться тем, насколько они в состоянии будут принимать активноеучастие в труде, насколько к этому труду будут подготовлены» А.С. Макаренко

Пояснительная записка

Труд всегда был основанием для человеческой жизни. Различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, и в особенности в молодости. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу.

В классической педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.

К роме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность и инициативу.

Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного производства, техники, экономики.Составной частью трудового воспитания является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимися в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Следовательно, чем квалифицированнее будет преподаваться трудовое обучение в школе, тем успешнее выпускник реализует себя в выборе профессии.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Формирование основ экономической культуры школьников. Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшими из них являются: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в организационно-экономической деятельности.

использовать организованный труд, как фактор воспитания и укрепления здоровья учащихся;

повышение мотивации к трудовой деятельности и вовлечение учащихся в процесс трудового воспитания;

формирование уважительного отношения к трудовой деятельности и плодам труда.

развития трудовых умений в процессе приобщения к обслуживающему труду.

формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах в сельскохозяйственном производстве;

развитие способностей, интереса, ума, воли, терпения и других качеств, необходимых для работы в сельскохозяйственном производстве;

формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем;

подготовка учащихся к выбору профессии;

руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения;

готовить учащихся к труду и сознательному выбору профессии.

План мероприятий по выполнению программы.

Ответственные

Участие в субботниках на пришкольной территории, парке «Солнечный остров», «Сквере КСК

В течение всего периода

Организация работы дежурных звеньев

В течение всего периода

Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Библиотечные уроки «Мир профессий»

ежегодно

Библиотекарь школы Новикова Л.Г.

Объекты (хлебозавод, ТЭЦ, автопарк, аэропорт, «Табрис», ЗАО «Тепличный», ООО «Плодовод и др)»

В течение всего периода

Зам. директора по ВР, Войнова Г.М., классный родительский комитет

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних по муниципальной программе через центр занятости населения

2011 - -2012, 2012 - 2013

Исаева С.Н., зам.директора по ВР, Войнова Г.М.

Организациялетней трудовой практики (трудоустройство несовершеннолетних по МВЦП)

Ежегодно

Участиев информационно - профориентационном мероприятии «Я б в рабочие пошел…». Встречи с представителями НПО и СПО

2011 - -2012, 2012 - 2013

Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Участие в дистанционной викторине «Угадай профессию»

2011 - -2012, 2012 - 2013

Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Участие в мероприятиях на базе школьного кабинете профориентации

В течение всего периода

Зам. директора ВР, Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Организация совместной работы с Краснодарским Центром занятости населения (ул. Заречная, 24). Встречи, индивидуальные консультации, тестирование на профпригодность.

2011 - -2012, 2012 - 2013

Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Организациясовместной работы с центром занятости населения по трудоустройству несовершеннолетних граждан

2011 - -2012, 2012 - 2013

Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Участие различных акциях по пропаганде трудового воспитания

В течение всего периода

Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Создание наглядно-агитационного стенда по проблеме трудового воспитания, профориентационной работе

Сентябрь, ежегодно по мере обновления информации

Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Организация экологических десантов на территории школы, пришкольной территории

По отдельному плану

Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Работа тимуровского, волонтерского отряда

В течение всего периода (по отдельной программе)

Войнова Г.М., ученическое самоуправление, родительский комитет

Классные часы:

-«Профессии моей семьи».

-«Всякое дело человеком ставиться, человеком и славиться»

-«Путь в профессию»

Участие в днях открытых дверей учебных заведений, выставке абитуриента, выставке «Планета ресурсов»

По отдельному плану, 8-9 класс

Войнова Г.М., зам.директора по ВР Титова Г.И.

Классные часы, беседы, ученические собрания с привлечением родителей рабочих специальностей.

Постоянно

Войнова Г.М., классный родительский комитет

Психологические тренинги по профессиональному самоопределению

Педагог – психолог, Войнова Г.М.,

Внеклассное мероприятие «Встреча с интересными людьми»

Войнова Г.М., классный родительский комитете

Участие в Дне открытых дверей для родителей «Семья и школа – навстречу друг другу»

Ежегодно (по отдельному плану)

До сих пор одной из приоритетных форм внеклассной воспитательной работы в школе с 1 по 11 класс, выбираемой педагогами и учениками, остается классный час. Это мероприятие, имеющее различные формы и технологии в зависимости от возраста, особенностей учащихся, опыта педагога, а также школьных условий, способствующих самовоспитанию и самореализации детей.

При этом необходимо помнить, что классный час - это не урок , а свободное творческое общение педагога и его воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

Чтобы определить тематику классных часов , необходимо выделить круг интересующих тем и вопросов из пожеланий учащихся, а затем уже составлять воспитательную программу на учебный год.

Для этого обучающимся, например, в виде анкеты можно предложить несколько тематических направлений, чтобы каждый ученик сделал свой выбор или предложил что-то свое. Очень важно, чтобы в классе был доверительный психологический микроклимат, где дети не боятся высказывать свое мнение или остаться вовсе непонятыми. При таком подходе, классному руководителю удастся узнать больше о проблемах, которые интересуют детей, а не навязывать свою точку зрения.

Естественно, что в начальной школе, учителю придется подталкивать ребят к формулированию своей точки зрения и обозначению круга проблем, но уже к 5 классу дети будут говорить свободно о том, что их волнует и интересует.

При умело поставленной организации воспитательной работы в школе старшеклассники сами будут не только выбирать актуальные темы классных часов, но и готовиться к ним, поднимая вопросы, из которых, по их мнению, они «не выросли».

После этого, можно смело планировать классные часы на весь учебный год, согласно выбранным тематическим направлениям воспитательной работы. Они могут быть такими:

1. Классные часы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников .

Данные классные часы разрабатываются с целью развития умственных способностей обучающихся и повышения интереса к получению новых знаний и образования в целом.

Историческая эстафета

Своя игра по окружающему миру

Брейн-ринг по физике

Интеллектуальная игра: «О, математики!»

Экономическая игра «Морской бой»

Деловая игра: Проценты

Путешествие в страну Информатики

2. Классные часы по трудовому и семейному воспитанию .

Их цель: вовлечение учащихся в различные виды труда и передача опыта, а также осуществление начальной профориентации. Семейное воспитание направлено на укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Примерные темы классных часов:

Путешествие в город мастеров

Мир профессий и твое место в нем

Деловая игра: Мы лучшие в своей профессии

3. Классные часы по формированию здорового образа жизни

Они нацелены на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Примерные темы:

Здоровье свое сбережём с малых лет - оно нас избавит от болей и бед

Способы борьбы со стрессом

Хлеб да каша - пища наша

Как Иван был пожарным

Великая тайна господина Витамина

Уважая правила движенья, к Гене мы идем на день рожденья!

4. Классные часы о нравственном воспитании

Целью данных мероприятий является формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, гуманного отношения к окружающим и культуры общения, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, потребности в труде, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Например, такие темы:

Ты и твои друзья

Жизнь дана на добрые дела

Все люди разные, а права у всех одинаковые

Мы в мире вещей

Поведение в театре

Обида. Взаимоотношения с окружающими

5. Классные часы военно-патриотического и правового воспитания

Здесь основной целью является формирование и развитие патриотической личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Примерные темы классных часов:

Урок толерантности с писательницей Ордем Гали

И шли на фронт сибиряки

Дети войны

Легко любить все человечество, соседа любить сумей

Подвигу народа жить в веках

Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается

6. Праздничные классные часы

Это самый популярный вид классных часов в школах. Подготовка к праздникам начинается еще задолго до торжественного дня, и как правило, классные руководители, стараются рассказать об истории возникновения праздника в занимательной форме - конкурсы, КВН, викторины, вечера и т.д. Одним словом, учи и воспитывай, играя!

7. Классные часы по экологическому воспитанию

Это направление становится приоритетным в воспитательной работе школы . Сегодня очень важно воспитание экологически-культурной личности, формирования в ней экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.

Примеры тем для классных часов:

Экологический КВН

Путешествие в страну экологии

Новогодняя экологическая сказка

Экозанятие: национальная экологическая безопасность

Экологическая сказка: Лес полный чудес!

Земля - наш дом родной!

Игра по экологии: Про зеленые леса, и лесные чудеса!

Подробнее о формах внеклассной работы по экологии можно прочитать

Далеко не секрет, что у классных руководителей не хватает времени на составление и разработку всех школьных мероприятий, поэтому приходится прибегать к поиску информации в сети Интернет.

Надеемся, что наша коллекция классных часов, ориентированная на все возрастные группы детей поможет вам достойно подготовиться к предстоящему мероприятию:

Помните о том, что интересно составленный классный час не только порадует учащихся, пополнит вашу методическую копилку, но и позволит получить от Конспект.ру

Данные об авторе

Колтунова Татьяна Викторовна

Место работы, должность:

ГКС(К)ОУ"Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа- интернат №10 VIII вида" с. Александровского Александровского района Ставропольского края, учитель начальных классов

Ставропольский край

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Технология

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Классный час по трудовому воспитанию, котрый разработан в форме праздничной программы для обучающихся, воспитанников 3-7 классов коррекционной школы 8 вида

Тема: «Путь к профессии «Чья профессия важней?».

Цели: - через профориентацию расширить знания детей о профессиях,

помочь выбрать профессию согласно их способностям;

Помочь поверить, что труд- основа жизни человека.

Форма проведения: праздничная программа.

Оборудование: красочно оформленная тема мероприятия, цитаты, пословицы, поговорки о труде, рисунки детей, иллюстрации и картинки по теме «Труд людей», альбом по профессиям «Кем быть?», материалы для практической работы: заготовки брусков, гвозди, молоток, игла, нитки, картонная заготовка рубашки, большие пуговицы, муляжи овощей, картонная крышка от ящика с землей.

I . Организационный момент.

1. Сообщение темы и цели.

2. Вступительное слово:

- Ребята, находясь в нашем Учреждении не первый год, вы часто ходите на экскурсии по школе, и знаете кто из взрослых помогает вам расти, умнеть, взрослеть и готовиться к будущей трудовой деятельности. А насколько хорошо вы ориентируетесь, вы нам сами и расскажите об этом.

3. Блиц- опрос уч-ся:

Кто встречает вас ежедневно по утрам в школе?(воспитатель).

Кто готовит вам еду? (повара).

Кто заботится о вашем здоровье? (врач, медсестра).

Кто учит вас? (учитель).

Что делает техслужащая? (убирает).

Нужна ли ночная няня?

Вот сколько профессий, окружающих нас мы уже с вами назвали, а они далеко еще не все.

Уч-ся предлагаю рассмотреть, обсудить ряд

профессий из альбома «Кем быть?»

Так что же такое работа? Работа - это труд, который приносит пользу людям.

II . Основная часть.

  1. Фронтальная работа:

Итак, ребята, у вас было домашнее задание: подготовить вместе с родителями рассказ об их работе. А в помощь вам план этого маленького рассказа:

  1. Где работает папа, мама?
  2. Что делают они на работе?
  3. Легко ли им работается?
  4. Для чего они выполняют эту работу?
  5. Важна ли эта профессия?(чем?)
  6. Как вы заботитесь о своих близких?

Уч-ся рассказывают о труде родителей.

Хорошие рассказы получились.

2. Рассказ учителя:

Мы продолжим наш разговор. Школа- это ваша вторая семья. Ребята, а ведь школа тоже заботиться о вас: она вас кормит, учит быть трудолюбивыми, умными, добрыми. А каким профессиям вы обучаетесь в школе?(дояр, столяр(строительный), швея).

3. Словарная работа:

Разбираем с уч-ся значение слов «производство»,

«труженик», «сельское хозяйство».

III . Практическая работа.

Для выполнения практических заданий

вызываются желающие уч-ся, им оказывают

помощь по мере необходимости учителя

трудового обучения.

1. Задание для столяров-плотников:

Чтобы отремонтировать стул, надо иметь необходимый инструмент. Какой? (молоток, гвозди, болты или шурупы, гайки).

Отгадайте, о чем это?

Бьют Ермилку по затылку,

Он не плачет, только носик прячет (гвоздь).

Сам- худ, а голова с пуд (молоток).

Я весь сделан из железа,

У меня ни рук, ни ног,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук, да стук (гвоздь).

По ходу разгадывания загадок, уч-ся получают

нужные для работы инструменты.

2. Повторение правил по ТБ.

Уч-ся должны забить гвоздь в брусок, учителя

столярного дела направляют и оценивают

3. Задание для швей:

Отгадайте, о чем это?

Всех на свете обшивает, что сошьет - не одевает (игла).

Два кольца, два конца, а посредине - гвоздик (ножницы).

Маленького роста я, тонкая и острая,

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (игла и нить).

По Полотняной стране, по реке Простыне

Плывет пароход, то назад, то вперед (утюг).

4. Повторение правил по ТБ.

Уч-ся должны пришить большую пуговицу на

картонную заготовку рубашки, учителя

швейного дела направляют и оценивают работу.

5. Задание для полеводов- огородников:

Уч-ся разгадывают загадки об овощах, при

правильном ответе получают их муляжи.

Ну, а теперь, давайте попробуем высадить наши овощи на импровизированную грядку.

Уч-ся высаживают муляжи овощей в

картонную крышку от ящика с землей.

6. Микроитог, работа над пословицами и поговорками о труде.

IV . Заключительная часть.

1. Обобщающая беседа:

И в заключении о том, что все работы - хороши, все - важны, только надо выбирать свою профессию, одну единственную, чтобы она приносила и тебе радость, и другим пользу.

А теперь, глядя на выставку ваших работ «Кем я хочу быть?», давайте проследим ваш путь в профессию.

2. Чтение стихотворения уч-ся:

Каменщик строит жилище,

Платье- работа портного,

Но ведь портному негде работать без теплого крова.

Каменщик был бы раздетым, если б умелые руки,

Вовремя не смастерили фартук и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает,

Ну, а сапожник без хлеба много ль нашьет, наточает?

Все вместе: Стало быть так и выходит,

Все, что мы делаем - нужно.

Значит давайте трудиться,

Честно, усердно и дружно!



Классный руководитель 7 класса
Собанова Е.В.

Задачи кл. часа: привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми:
А) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:
-Чем занимаются ваши родители на работе?
-Кто они по профессии?
-Чем привлекает их эта профессия?
Б) назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).
Ход классного часа
1.Проблемная ситуация. «Два плуга»
Классный руководитель. Тема нашего классного часа- «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2.Интерактивная беседа
Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без туда человек заржавеет и может заболеть.
3 Мини-лекция «Что труд дает человеку
Классный руководитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
4.Игра «Окончание пословицы»
Классный руководитель. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Горька работа, …(да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье)
Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)
Не спеши языком-…(спеши делом)
Любишь кататься- …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)
4. Игра «Ринг профессий»
Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвует 4 команды (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске). По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание- начали!
Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места.
Игра закончилась. Победил (первый) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
5. «Угадай профессию»
Классный руководитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
7. Блиц – интервью «Моя любимая профессия»
Классный руководитель. А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.
К учителю подходят два репортера.
Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии семиклассники.
Репортер 1. У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?
Репортер 2. И чем она вас привлекает?
Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.
8 Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Классный руководитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
9. Заключительное слово
Классный руководитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
10 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Классный руководитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей:
-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.
-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.
-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая
-Заставила задуматься о выборе будущей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по трудовому воспитанию в 3 классе.»

Классный час. Тема: «Мои обязанности дома и в школе»

Актуальность:

В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания. Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.

Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе важен и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся. Этого можно достичь путём привлечения школьников к самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной территории. Но для полноценного развития личности ребенка необходимо сотрудничать с семьей, проводить беседы, включать родителей в совместную трудовую деятельность.

Трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики.

Цель: способствовать формированию представления о труде и трудовых поручениях, их роли в развитии личности ребенка.

Ход классного часа.

    Организация класса. (Разбиение на 3 группы)

    Беседа о значении труда в жизни человека.

Ребята, прежде чем вы узнаете тему урока, мы разгадаем кроссворд и узнаем, что играет важную роль в жизни человека.

Загадки:

1.Ни хвоста, ни головы,

А четыре ноги. (стол)

2.Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет – семь плугов тащит. (трактор)

3.В полотняной стране

По реке – простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (утюг)

3. За водой идут - песни звонкие поют,
А назад идут - слезы льют.

Три братца пошли в воду купаться,

Два купаются, а третий на берегу валяется. (ведра с коромыслом)

- Труд в жизни человека играет важную роль. Что вы понимаете под словом ""труд""? (вопрос детям и родителям) Какова же роль труда в жизни человека (Слайд)

А вы знаете пословицы, поговорки, высказывания о труде?

Сейчас мы это проверим. На столах в группах лежат «сломанные» пословицы. Пословицы надо собрать и объяснить.

Терпенье и труд…(всё перетрут).

Под лежачий камень…(И вода не течёт).

Не спеши языком-...(спеши делом).

Любишь кататься-…(люби и саночки возить).

- А как можно назвать тех людей, которые любят труд? (трудолюбивые)

- Как понимаете слово "обязанность"? (трудовое поручение)

В каждой семье, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Папа работает: забивает гвозди, чинит кран, и т. д. Мама тоже работает, но она дома варит, стирает, убирает. И у детей в семье тоже есть свои обязанности (трудовые). Сегодня на классном часе мы с вами будем разговаривать о трудовых обязанностях, но не только дома, но и в школе.

Посмотрите фрагмент из мультфильма «Золушка» и назовите мне поручения, которые выполняла Золушка.

Золушка много трудилась. Как она относилась к своим обязанностям?

    Анализ сочинений.

Совсем недавно я попросила вас написать сочинение на тему «Мои обязанности дома и в школе»

Сочинения показали: (Слайд)

Некоторые ребята писали, что хотят мыть пол и посуду, но не умеют или им не разрешает мама.

Сочинение на тему «Мои обязанности дома и в школе в возрасте моего ребенка» писали и ваши родители. И вот какие обязанности были у них. (Слайд)

Все родители написали, что не смотря на то, что у них было много обязанностей, они были счастливы и считают своё детство лучшим.

Как вы думаете, почему обязанности по дому и в школе дети стали выполнять меньше? Что с этим делать?

    Работа в группах.

Разработать план - памятку обязательных обязанностей для детей дома и в школе каждый день. В памятку можно включить коллективное дело и те обязанности, которых у детей нет.



Публикации по теме