Тренируем память ребенку 6 лет. Есть и очень интересные особенности детской памяти

Познавательные способности по накоплению, сохранению и воспроизведению информации и навыков - это и есть память. Очень важно тренировать её с самого раннего детства. Даже без приложения особых усилий у ребенка с каждым годом улучшается эта способность. Это обуславливается тем, что в процессе взросления он учит важные и необходимые для него навыки: ползание, хождение, запоминание слов и т. д. Однако это не означает, что ему не нужно тренировать познавательные способности. В данной статье ответим на вопрос о том, как развить память у ребенка в 8 лет.

Виды познавательных способностей

Замечали ли вы, что каждый человек по-разному запоминает ту или иную информацию? Это связано с корой головного мозга и её отделами, которые при этом задействуются. Выделяют: двигательную, эмоциональную, образную, В то же время она может быть кратковременной, оперативной или долговременной. С другой стороны, способности к запоминанию также зависят от той или иной модальности - слуховой, зрительной, двигательной, тактильной.

Людям, обладающим наглядно-образным типом памяти, легче запомнить цвет, звуки, лица и любые другие наглядные образы. Словесно-логическое мышление основывается на базе языковых средств, анализе событий и ситуаций. Таким людям сложно запомнить информацию, которую они не понимают. Они привязывают её к определенным событиям и навыкам. Для того чтобы узнать, нужно выяснить, какими видами познавательных способностей он обладает. Важно отметить, что любой из вышеописанных типов можно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Какие познавательные способности необходимо совершенствовать

Существует мнение, что нужно улучшать тот тип памяти, который у ребенка слабо развит. Но данная теория не всегда находит свое подтверждение. Допустим, ребенок обладает словесно-логическим мышлением. Вся информация, которую он запоминает, поддается анализу. Есть ли необходимость в таком случае развивать образную память? В любом случае необходимо адаптировать ребенка под его мышление и развивать в этом направлении. Так, лучше всего тренировать слуховую, зрительную, двигательную и тактильную память. Для каждого из видов существует масса способов. Рассмотрим их подробнее.

Воспроизведение слуховых образов

Как развить память у ребенка 8 лет? Для начала необходимо проверить, насколько хорошо ребенок владеет этим навыком. Так, назовите подряд 10 слов, не связанных между собой. Например: стол, книжка, крокодил, чашка, телефон, майка, ковер, шкаф, чайник, тетрадь. Теперь попросите ребенка повторить их. Если больше половины слов названы - это отличный результат. Можно продолжить тренировку до тех пор, пока ребенок не будет повторять 8-9 слов.

Еще одно интересное упражнение - продолжение фразы. Вы говорите простую фразу: «мы зашли в магазин». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «мы зашли в магазин и купили банан». Теперь ваша очередь, вы повторяете то, что он сказал, и добавляете что-то от себя. Проиграет тот, кто ошибется и не сможет повторить.

Зрительная память

Зрительные образы - достаточно важная составляющая, без которой сложно обойтись в жизни. Для детей этот навык также является необходимым. Как развить память у ребенка 8 лет, делая уклон именно на зрительные образы? Для начала необходимо проверить способности. Для этого существуют специальные рисунки «найди отличия». Если ребенок отыщет меньше половины, значит, его зрительную память необходимо развивать.

Упражнений существует огромное множество. Конечно же, все они связаны с зрительными образами. Можно каждый день давать ребенку картинку. Пусть внимательно посмотрит на неё в течение 5 минут. Затем забирайте изображение, и пусть ребенок назовет то, что он запомнил, в мельчайших деталях. Вы удивитесь, но с каждым днем он будет становиться внимательнее и запоминать больше образов. Если у ребенка есть способности к рисованию, пусть изображает то, что он запомнил.

Двигательная память

Этой познавательной способности соответствуют трудовые навыки. Именно в восьмилетнем возрасте очень важно развивать у ребенка память и внимание. Как это сделать? В этом возрасте ребенку очень интересно посещать различные секции. Это и будет наилучшей тренировкой двигательной памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение двигательных операций помогут ребенку усовершенствовать свои навыки. Это может быть: плавание, танцы, волейбол, футбол и другие популярные виды спорта.

Тактильная память

Ощущения и прикосновения называют одним очень известным термином - моторика. Такая двигательная активность очень тесно связана с мыслительными процессами. Недаром для развития речи маленьким детям предлагают перебирать мелкие предметы. Как развить у ребенка память и внимание при помощи тактильных ощущений? Есть специальные упражнения. Например, на небольшие дощечки наклеивают самые разные материалы (бумагу, металл, ткань). Ребенку закрывают глаза и предлагают пощупать их. Он должен угадать, на какой из дощечек какой материал.

Еще одно замечательное упражнение: «пощупай меня». Закройте ребенку глаза и предложите потрогать любую фигурку. После этого заберите её, развяжите глаза и попросите нарисовать то, что он только что держал в руках. Данное упражнение развивает не только тактильную память, но и воображение.

Многих родителей интересует вопрос о том, как развивать память у ребенка от рождения. Именно тактильные познавательные способности помогут малышу в этом деле. В. А Сухомлинский утверждал, что «на кончиках пальцев находится ум ребенка». Так, при развитии мелкой моторики активизируются определенные отделы головного мозга, в том числе и те, которые отвечают за речь.

Развитие внимания

Данное качество характеризует процесс фильтрации поступающей информации. Ребенок, у которого хорошо развито внимание, способен выделять конкретные объекты и процессы и лучше запоминать их суть. Проблема многих школьников кроется не только в плохой памяти, но и в невнимательности. Эти два качества всегда должны развиваться одинаково.

Возьмем, к примеру, школьный предмет, который многие дети не особо любят - литературу. Учитель то и дело заставляет учить стихи, а ребенку так сложно их запомнить. Весь секрет кроется в том, что у школьника не только плохая память, но он также невнимателен. Для того чтобы легче запомнить произведение, стих или даже правило, его нужно понять. В свою очередь, необходимо выделить главный объект. Анализ произведения или стиха очень легко выполнить внимательным детям. Они быстро улавливают суть, и тогда заучить наизусть не составляет труда.

Упражнения на развитие внимания

Игры на развитие внимания и памяти у детей достаточно интересны и увлекательны. С их помощью можно не только улучшить навыки ребенка, но и хорошо провести время всей семьей.

Так, например, достаточно интересна такая игра. Для неё понадобятся карточки с рисунками (в крайнем случае можно обойтись обычными игральными, если ребенок с ними знаком). Итак, выберите 5 карт и разложите их в ряд. Пусть ребенок посмотрит и запомнит их. Теперь уберите их к остальным и попросите его разложить всё так же, как и было до этого. Такое упражнение тренирует память и внимание, ведь ребенку необходимо не только запомнить карты, но и сложить их в таком же порядке.

Как развить у ребенка память и внимание? Еще одна увлекательная и популярная игра - «Жук». Для этого необходимо нарисовать поле 6 х 6 клеточек. В одной из них нарисуйте маленького жука. Ваше задание - говорить, «куда ходит насекомое». Например: жук двигается на 2 клеточки вверх, потом одну влево и одну вниз.

Ребенок должен мысленно следить за перемещениями, не используя для этого палец или ручку. После 4-5 ходов спросите его о том, где теперь находится жучок. Такой тренажер для памяти отлично подходит детям с 5-6 лет. В эту игру можно играть и всей семьей. Один человек - ведущий, который говорит ходы, а остальные мысленно следят за перемещениями. Проигрывает тот, кто первый сбился.

Секреты хорошей памяти

Обзор способов, описанных выше, может быть полезен при ежедневных тренировках, но что если что-либо нужно запомнить срочно? Есть свои хитрости и секреты.

Задумывались ли вы, почему одни дети буквально схватывают на лету информацию, а другие, в свою очередь, не могут запомнить даже одно предложение? Всё дело в том, что у большинства деток в возрасте 8 лет преобладает образная и "Что делать и как развить память у ребенка в таком случае?" - спросите вы. Ответ лежит на поверхности. Попробуйте заинтересовать ребенка. В информации, которую нужно выучить, пусть он находит что-то интересное для себя. Конечно же, в первую очередь необходимо поинтересоваться, всё ли понятно ему из того, что требуется выучить. Согласитесь, сложно запомнить то, чему нет логического объяснения.

Задали выучить стих про птиц? Не проблема. Сядьте с ребенком перед компьютером и откройте интернет. Покажите и расскажите ему об этих птицах. Затем начинайте учить стих. Прочитали первую строку? Отлично, пусть ребенок её сам озвучит и, закрыв глаза, представит перед собой. Затем вторую, третью и т. д. Зрительные образы, возникающие в его голове, закрепят те строчки, которые он читал, и выучить будет гораздо легче.

Не думайте, что подобная ситуация наблюдается только в вашей семье, и только ваш юный школьник страдает забывчивостью и рассеянностью. Практически все первоклашки тяжело вливаются в школьные будни – и это нормально. Чтобы понимать и схватывать информацию на лету, ребенку нужно привыкнуть к новой, совсем недомашней обстановке, научиться ответственности и не отвлекаться на игры и забавы друзей вне перемены. Иногда дружеские отношения внутри класса могут принести одни огорчения – уже в первом классе ребенок остро реагирует на насмешки и может замкнуться в себе. «Непринятие» в дружный коллектив влияет на успеваемость – если ребенок скован, чувствует дискомфорт или страх перед сверстниками, все его силы уйдут на защиту от придирок или витание в придуманном мире. Мире, где у него все хорошо.

С другой стороны – легкая рассеянность вовсе не повод для паники. Со временем, все пройдет само собой. Хуже, если вы садитесь за уроки, ставите цель выучить стихотворение и вполне довольны результатом, но на следующий день узнаете о том, что ваш сын или дочь не смогли рассказать стих.

Как улучшить память в домашних условиях

Самый легкий способ тренировки. Встретив сына из школы, поинтересуйтесь о его успехах, спросите, как прошел день, что проходили на уроках, и что ему больше всего понравилось. Непринужденное общение позволит выполнить две цели – вы сблизитесь с ребенком, и заставите детский мозг вспоминать и перерабатывать мелкие детали. Чем больше подробностей вы узнаете, тем лучше. В будущем, ребенок сам начнет подробно описывать свои школьные приключения. Тренировать память необходимо с раннего возраста, заучивая короткие стишки или считая легкие примеры. Чем старше ребенок, тем пластичнее становятся мыслительные процессы, заданная тема быстрее перерабатывается и усваивается. Главные причины плохого восприятия и невнимательности – лень, отсутствие интереса к учебе, проблемы с психикой, кислородное голодание.

Память бывает:

  • Двигательная;
  • Эмоциональная;
  • Образная;
  • Логическая;
  • Оперативная;
  • Кратковременная.

Каждый человек запоминает информацию по-своему. Кто-то усваивает через звуки, цвета, а кто-то только через логическое мышление, подробно напечатанный текст, движения или образы.

Ни в коем случае не ругайте сына или дочку, если не получается сделать уроки. Устройте перерыв, поиграйте в игру «слова». Произнесите вслух десять разных слов на разную тематику. Например: яблоко, собака, кубик, и так далее. Не нужно спешить, каждое новое слово должно иметь интервал в 10-15 секунд, чтобы ребенок успел запомнить то, что вы говорите. Запишите ответы на листок. Даже если сын запомнил 2 слова из десяти, это повод для радости, ведь в следующий раз результат может удвоиться.

Через несколько часов попросите повторить слова – вполне возможно, что сынок без запинки выдаст все десять, что говорит об отложенном запоминании (мозг откладывает информацию, перерабатывает, и только потом запоминает). Если с памятью нет проблем, при повторной тренировке он повторит 7-8 слов. Поводом обратиться к врачу будет показатель от 0 до 2 слов.

Можно провести тест на зрительное восприятие. Разложите цветные картинки животных, овощей или предметов (5-10 шт.), дайте не более 2 минут на запоминание, уберите один или два рисунка, поинтересуйтесь, что именно отсутствует. Можно совмещать первый тест со вторым: покажите картинки, затем спрячьте их, попросите каждую описать вслух.

Отличной тренировкой не только детской, но и вашей памяти станет игра в Африку. Пример: я ездила в Африку, увидела там большого рыжего льва. Задача ребенка продолжить предложение – «я ездил в Африку, увидел там большого рыжего льва и красную макаку», следующая цепочка – «я ездила в Африку, видела там большого рыжего льва, красную макаку и зеленого крокодила». Чем длиннее будет список африканских животных, тем лучше. Животных можно заменить любыми предметами обихода или мультяшными героями.

Не менее весело играть в поиск предметов. Пока готовите ужин, найдите взглядом какой-нибудь предмет, например, круглой формы (тарелка). Отыскав тарелку, сын или дочка продолжают поиски - цель найти в комнате все предметы овальной формы.

Не забывайте про книжки или раскраски «найди отличия». Задание усложняется тем, что на поиск недостающей детали дается 3-5 минут. Старайтесь не загружать ребенка тренировками – в день достаточно 10-25 минут. Не настаивайте на игре, если нет желания. Следите за питанием: для улучшения умственной деятельности давайте грецкие орехи, шоколад, рыбу, овощи, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и спортивных секциях, которые стимулируют мозговую деятельность.

Если все действия не принесли результата или он незначителен, посетите невропатолога.

В наше время все добросовестные мамочки считают своей обязанностью использовать в воспитании детей методики раннего развития. И когда малышу исполняется буквально шесть-девять месяцев, он уже начинает заниматься по специальным развивающим пособиям, будь то красочные карточки с картинками или музыкальные коврики с животными. Молодые родители должны понимать, что главная цель таких ранних занятий - развивать память и внимание ребенка. Ведь если у малыша плохая память, то и основной объем информации не будет усвоен ребенком во время занятий. Именно память, как огромный архив с сотнями тысяч стеллажей, хранит все «файлы» с информацией, которую мы получаем в течение своей жизни. И если алфавит, цифры и письмо малыш может спокойно освоить в школьные годы, то вот задумываться о том, как развить память у ребенка, следует еще в первые годы жизни малыша.

Как развить память у ребенка?

Если вы считаете, что развитием памяти и внимания ребенка заниматься не стоит, так как это вопрос наследственности, то вы отчасти заблуждаетесь. Хотя в действительности способность запоминать информацию имеет связь с генами, однако и память, и внимание могут улучшаться в процессе жизни за счет специальных тренировок. Как мышцы вырастают при регулярных физических упражнениях, так улучшается и память при частых тренировках. Тренировать память крайне важно, так как от этого в большой степени зависит учеба ребенка в школе и других образовательных учреждениях. При хорошо развитой памяти ребенок легко и быстро усваивает новый материал. И заниматься развитием памяти и внимания ребенка следует именно в дошкольном возрасте, так как у малышей сознание еще не заполнено всевозможными штампами и табу, как у взрослых. Маленький ребенок может без труда оживить в своем воображении нереальные для взрослых образы.

Существует несколько основных методик, как развивать память у ребенка. Практически все методики основываются на свойстве нашей памяти отлично запоминать всю информацию, которая нас поражает или шокирует. Даже много лет спустя любой человек до мелочей может вспомнить самые волнующие моменты своего детства: громадный замок, сделанный на берегу моря вместе с папой, любимую игрушку, веселый день рожденья и пр. Именно благодаря эмоциональному окрасу эти события так прочно врезаются в детскую память в отличие от скучных правил грамматики и математических теорем. Поэтому при развитии памяти и внимания ребенка следует обращать основное внимание на абстрактное и образное мышление. Вот несколько рекомендаций, как развить память у ребенка:

  • Старайтесь «разукрасить и оживить» информацию, чтобы малыш мог не только понять, но и представить то, о чем вы ему повествуете.
  • Подавайте информацию небольшими порциями.
  • Старайтесь регулярно разучивать с дошкольником песенки, стихотворения, поговорки и скороговорки.
  • Постоянно ведите диалог с ребенком, чтобы он мог пересказывать вам увиденное и услышанное за день.
  • Вспоминайте сюжеты из сказок, прочитанных вместе.

Однако, несмотря на достаточно большое разнообразие методик развития памяти, самым действенным способом обучения все же является игра.

Игры для развития памяти ребенка

Разработаны специальные игры для развития памяти ребенка. Конечно, если ребенок развивается нормально, то можно не нагружать его игровой процесс обучающими моментами. В большинстве случаев ребенку вполне достаточно активного общения с родителями и ровесниками. Но в любом случае такие игры будут полезны каждому малышу, тем более что они придутся по душе, как самому крохе, так и родителям. Примерно с десятимесячного возраста рекомендуется играть с ребенком в простейшие игры на развитие внимания: «где мама?», «найди игрушку» или «что пропало?». С малышом после года можно играть в повторялки, когда кроха имитирует все действия мамы и повторяет, сказанные ею предложения. Такие нехитрые игровые упражнения способны существенно увеличить интеллектуальный потенциал ребенка.

Итак, вот несколько основных игр для развития памяти ребенка:

  • Найди пару. Данная игра требует некоторой подготовки, следует изготовить 10 пар карточек с любыми картинками. Для ребенка разного возраста можно изменять тематику картинок: предметы обихода, животные, овощи и фрукты, буквы и пр. В начале игры на стол выкладывают все карточки тыльной стороной вверх и поочередно открывают по одной паре карточек. При совпадении картинок, открывший игрок забирает карточки себе, а при несовпадении – кладет карточки на прежнее место. Победителем оказывается тот, кто откроет большее количество парных карточек. Цель игры – запоминание расположения ранее открытых картинок. Подобные игры есть сегодня и в компьютерной версии, но для маленького ребенка предпочтительнее реальные игры.
  • Исправь ошибку. Прочитав или рассказав ребенку какую-либо сказку, предложите рассказать ее еще раз, специально допуская ошибки. Ребенок должен замечать неточности и исправлять их.
  • Кто где сидел? Ставится стул посередине комнаты, на который усаживают несколько игрушек. Игрушки отправляются на прогулку и по возвращении не могут вспомнить, на каком месте они сидели. Ребенок должен воспроизвести их первоначальное расположение.
  • Что пропало? Данную игру можно проводить в различных вариациях, главное запомнить принцип: перед ребенком располагаются определенные предметы, он должен посмотреть на них, запомнить и отвернуться, а в это время взрослый убирает один предмет. Задача ребенка определить, что именно исчезло и на каком месте оно находилось.

Природная помощь памяти

Улучшить память ребенка можно и при помощи сбалансированного рациона питания. Как известно, есть продукты, улучшающие память. Сюда можно отнести все продукты, содержащие йод, белки и омега-3-жирные кислоты, без этих веществ полноценное функционирование мозга невозможно. Также для оперативной работы мозга крайне необходим цинк, магний и железо.

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Развитие памяти и внимания — это одновременно цель и средство обучения дошкольников, которое требует поиска хороших пособий и программ, учитывающих особенности детского возраста. Чтобы облегчить эту непростую задачу, методисты Индигос подготовили специальный набор программ , который поможет , разовьет внимание и усидчивость, а также научит ребенка мыслить логически.

«Самое важное время для развития памяти — это время до школы», — утверждает профессор Д.Б. Эльконин, доктор психологических наук. Как же использовать это время с наибольшей пользой?

Проще всего подать информацию в привлекательной для ребенка форме при помощи компьютера, ведь электронные уроки вызывают интерес у детей. Дошкольники с большим удовольствием осваивают развивающие и обучающие программы.

Как развивать память?

Как мы уже упомянули, с помощью компьютера информацию можно представить в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Развитие зрительной памяти является одной из важнейших составляющих тренировки. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения полезных упражнений, которые предлагает программа Учимся быть внимательными : например, ребенку показывают картинку с раскрашенными шариками, через несколько секунд цвета пропадают, а юному ученику при помощи красок предлагается сделать шарики такими, какими они были несколько секунд назад. Или такой вариант игры: на экране фигурки расставлены в определенном порядке. Спустя несколько секунд они меняются местами и ребенка просят вернуть их на свои первоначальные позиции. Это тренирует не только память, но и внимание, развивает усидчивость.

Несмотря на то, что знаменитая русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной, чем зрительная. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные видеоуроки. Особенность слуховой памяти заключается в том, что, в отличие от зрительных впечатлений, мозг как правило лучше воспринимает слуховые впечатления. Для ее развития прекрасно подойдет программа Скоро в школу. Тренируем память : например, на экране несколько птичек, которые по очереди насвистывают разные мелодии. Через несколько секунд они меняются местами, а ребенка просят вспомнить, в какой последовательности пернатые исполняли свои трели.

Конечно, методов развития памяти и внимания очень много — электронные пособия помогут гармонично сочетать разные приемы для достижения результата. Например, электронное пособие Улучшаем память поможет освоить самые действенные приемы запоминания и научиться систематизировать большие объемы информации, а программа Развиваем внимание поможет контролировать улучшение внимательности.

Итак, память и внимание — одни из ключевых навыков, помогающих детям успешно учиться. Но не менее важным является умение мыслить логически, рассуждать и анализировать. И тут на помощь придут электронные пособия. Например, Учимся логическому мышлению научит малыша корректно отстаивать свою точку зрения, находить причинно-следственные связи и многое другое и все это в увлекательной форме.

Вместе с такими помощниками родителям не придется придумывать каждый день новые задания. Ребенок, играя, будет развивать важнейшие навыки, а затем с легкостью сможет освоить школьную программу и поразить одноклассников своими познаниями!

Успехов в занятиях, и не забывайте, что главное в образовании — это не упустить время!

Обсуждение

Все не читала, но точно уверенна в том, что "не нужно изобретать велосипед". Учите стихи и память будет отличная.

Комментировать статью "Как развить память и внимание у ребенка"

В плане общего развития (внимание, память + моторика, форма, цвет, размер, логика и т.д. и т.п.) я бы поставила на Еще я бы предпочла, чтобы ребенка чуть-чуть активизировали и можно было лопнуть (красиво) либо только красные шарики, либо только шарики с треугольниками.

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

В последнее время обратила внимание на проблемку: ребенок затрудняется с выполнием инструкций длиннее 1 действия. Просто надо развивать и тренировать. Вам выше верно всё написали про тренировку памяти и внимательности, я бы добавила игру: повтори.

Обсуждение

работаю с детьми, среди очень приличных и образованных пяти-шестилеток, в которых родители вкладываются и развивают- примерно у 30% детей есть то, про что вы пишете.
Просто надо развивать и тренировать. Вам выше верно всё написали про тренировку памяти и внимательности, я бы добавила игру: повтори.
Вы ей даёте задание "возьми красный карандаш и раскрась правый цветок", прежде чем приступить, она должна вам повторить о чём вы её попросили. Для этого она предварительно будет настраиваться не просто слышать вас, но и слушать(вслушиваться). Перед тем, как вы произнесёте задание, привлеките её внимание: ты готова? Тогда я начинаю(это точка фиксации момента, с которого ребёнок должен особенно внимательно вас слушать). И после этого произносите задание. Задание произносится 2 раза с небольшой паузой.(предупредите ребёнка, что задание прозвучит 2 раза). Потом постепенно перейдёте на один повтор задания. Потом позднее замените слова "ты готова? тогда я начинаю" на одно слово "внимание!" после которого и будет следовать задание.
Всё это можно проделывать, как игру. Смысл повтора в том, что мозгу проще "снять копию " и прокрутить вперёд-назад фразу со своего проговоренного, чем с услышанного, хотя когда мы слушаем, тоже работают гол. связки.

PS Если у вас всё очень запущено, то задание про красный цвет и правый цветок может оказаться сложноватым. Начните с более простого: возьми красный цвет и раскрась цветок(а на листе и цветы, и бабочки, и деревья итд)

И ещё облегчает жизнь правило: всё, что вспомнила зафиксировать руками или глазами. Вспомнила, что правый цеток- сразу положи на него палец или найди его глазами. Вспомнила, что красный цвет- сразу возьми карандаш соответствующий, потом подумаешь что им надо раскрасить. Пусть не пытается всё собрать в кучу и потом начать выполнять, пусть поступенчато делает.

Нужна работа с логопедом не только над фонематическим слухом и грамматическим строем речи, но и над связной речью. Начинать с простых русских сказок и 3х картинок - раскладывать после разового прочтения в последовательности действий. Затем 5 картинок... Длительная наглядная работа. А уже потом просить пересказать в последовательности. Стихи попробуйте учить с опорой на вспомогательные схематические рисунки. Память прокачивается, но количество повторений, конечно утомляет... Используйте игры мемо. Затем сами, как с малышкой - ставите ряд игрушек. Сначала обговариваете - кто первый, кто четвертый, кто за мишкой, кто между... Затем просите закрыть глаза и либо меняете порядок, либо 1 игрушку убираете. Постепенно усложнять игру, увеличивая ряд и количество рядов. Есть множество пособий, вроде Земцовой.

Мы все занятые родители. Времени всегда не хватает. Но ребёнка развивать нужно! Ребёнка развивать необходимо! Как это сделать, если вы, например, куда – то идёте или куда – то едите или, может быть, вынуждены где – то сидеть и ждать своей очереди. И под рукой у вас нет ни книг, ни карандашей, ни бумаги. А давайте превратим знакомую ребёнку сказку в развивающую! Сделать это очень просто. Нужно только умело задать провокационные вопросы по содержанию сказки. Такие вопросы развивают речь...

Внимательность важна как для взрослых, так и для детей. Увы, бывает так, что малыш невнимателен и рассеян. Как быть? Оставить все так или начать тренировать его внимание и память? Конечно же, любящий родитель сделает все, что в его силах, чтобы облегчить жизнь своему чаду. Давайте рассмотрим те аспекты, которые так или иначе влияют на концентрацию внимания, а также пройдем тест и узнаем насколько внимателен наш малыш.

К врачам часто обращаются родители учеников с вопросом: можно ли развить память и что для этого нужно делать? Прежде всего запомните: память поддается тренировке и развитию. Вначале следует выявить слабые и сильные стороны памяти. Одни, лучше запоминают материал, который видят своими глазами (зрительный тип памяти), другие лучше усваивают услышанное (слуховой тип памяти), третьи хорошо заучивают материал, если делают при этом записи (двигательный тип памяти), у четвертых - отдельные типы...

Конференция " Ребенок от 7 до 10". Раздел: Воспитание (как развить собранность у ребенка). Не перегружена, учится хорошо, даже отлично. Последнее время стала обращать внимание, что она жутко несобранная! Витает в облаках.

Обсуждение

Не перегружена, а чего ей напрягаться. В секции какие нибудь ходит? Спорт очень дисциплинирует

Есть конрктные советы, можно поискать, например, на рабочем месте ничего лишнего, меньше раздражителей. Помогает порядок, расписание. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам. Немного на дрессировку похоже. С уроками: можно встать и сделать перерыв, когда сделаешь русский/м-ку и пр., пока не сделала - не вставать или "занимаешься 20 минут", таймер ставить, но это сложнее. Больше автоматизма, все на своих местах. Приучить вести дневник и планировать день.



Публикации по теме