Детские дома. Чем отличается интернат от детского дома, в чем разница

История детских приютов в США

В XIX веке в ответ на проблемы бедности, преступности, неустроенности, безработицы возникло движение за благополучие детей, которое сосредоточило свои усилия на защите несовершеннолетних от нездорового, развращающего влияния городской жизни. На начальном этапе участники движения «За спасение детей» ставили перед собой задачу установить в американском обществе светскую разновидность нравственности. Идеологи движения руководствовались общим принципом: носители отклоняющегося поведения должны быть возвращены в русло позитивной социализации, то есть реабилитированы, а не наказаны. Они видели свою миссию в исправлении нарушителей закона, а также возлагали на себя обязанность «учить беспризорников, бродяг и пьяниц более пристойному образу жизни».

В 20-х годах XIX века в трёх крупных городах - Нью-Йорке , Филадельфии и Бостоне были созданы первые приюты , которые имели целью изолировать находящихся в опасности детей от развращающей среды их домов и заведений для взрослых и отчасти заменить им семью и общину. Однако достаточно быстро обнаружилась неэффективность приютов и воспитательных учреждений именно как воспитательных. Скорее, они оказывались временным пристанищем ребёнка в экстремальных ситуациях.

В настоящее время в США, также как и в других развитых странах, детских домов для постоянного проживания детей нет. Имеются временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью (при этом зачастую речь идёт не об усыновлении , а о содержании ребёнка в семье, которой выплачивается компенсация).

На 2010-й год в фостерной системе США находилось 408 тысяч детей. 48 % из них (194 тысячи детей) проживали с фостерными родителями-неродственниками, 26 % (103 тысячи)- в фостерных семьях родственников, 6 % (25 тысяч) - в групповых домах, 9 % (37 тысяч) - в учреждениях. 50-60 % детей из фостерной системы возвращаются к своим родителям. Около 100 тысяч детей из фостерной системы ожидают усыновления За год из фостера усыновляют примерно 50 тысяч детей, в половине случаев их усыновляют сами фостерные родители. Усыновление из фостерной системы самое низкое по стоимости или полностью бесплатное

Пики беспризорничества в России ХХ столетия

История детских домов в России ХХ столетия

Словесная риторика и дела большевиков по правам человека и, в частности, ребёнка заметно расходились с самого начала их правления. На беспризорников не спешили обращать внимание. Только когда М. Горький, сам испытавший уличную жизнь, обратился в правительство с письмом о необходимости учреждения срочной государственной заботы о беспризорных детях, недопустимости оставления их на произвол судьбы, последовавшим вскоре Постановлением ВЧК были созданы первые специализированные учреждения для ухода и воспитания подобных детей - детские дома.

Направленность их деятельности вскоре приобрела два заметно разных русла.

Первое - превращение детского дома в своего рода колонию по содержанию несовершеннолетних преступников (с трёхметровыми заборами, вышками с вооружённой охраной и т. п.). Оно остаётся главенствующим (с учётом некоторых внешних изменений и атрибутов) и по сей день, при том, что плоды его применения не утешительны. Так, по мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова , для подавляющего большинства российских детских домов и сегодня характерна «уголовная субкультура, власть „маленьких паханов“, отсутствие у детей личных вещей, пьянство детей, равнодушие взрослых».

Второе направление - создание колоний и коммун по перевоспитанию бывших беспризорников и даже осуждённых за не тяжкие преступления на основе производительного труда, коллективной ответственности, привлечения воспитанников к соуправлению всей жизни колонии или коммуны. Характерной внешней особенностью таких сообществ было принципиальное отсутствие заборов и охраны воспитанников от побега (дружины и дежурства самих воспитанников по охране от внешних неправовых посягательств нередко имели место). Характерной чертой последующей судьбы этих воспитанников - чрезвычайно малая доля рецидивов, более того, многие из выпускников впоследствии стали героями войны и труда. Любопытно, что «высшей мерой» наказания за нарушение устава коммуны было изгнание из её рядов … на улицу. И этой мерой, хотя и крайне редко, но пользовались.

Одной из первых поселений второго типа стала Болшевская коммуна под рук. чекиста М. С. Погребинского в Подмосковье, послужившая прообразом для известного на весь мир кинофильма «Путёвка в жизнь». Наиболее подробно её деятельность описана в книге Погребинский М. С. «Трудовая коммуна ОГПУ» (1928) (под ред. М.Горького). Её крайне успешная деятельность на трёх заводах, с несколькими тысячами несовершеннолетних воспитанников и вольнонаёмных работников, привлекала многочисленные советские и зарубежные делегации в течение многих лет с конца 20-х по середину 30-х годов. Погубило коммуну то, что поначалу ей очень помогало - она была посвящена имени одного из действующих (живших в ту пору) руководителей ЧК-НКВД. Когда последнего деятеля (в порядке очереди) арестовали и расстреляли, вскоре разогнали и коммуну его имени, из библиотек изъяли и уничтожили книги Погребинского (он сам успел застрелиться), а из к-ф «Путёвка в жизнь» вычистили все упоминания и привязки к Болшевской коммуне. Подробнее о ней см. в источнике .

Другим, более известным, начиная с 30-х годов (но отнюдь не единственным) последователем и более умелым продолжателем этого направления стал А. С. Макаренко. Именно он собрал и дополнил разрозненные и не слишком устойчиво работавшие до того отдельные приёмы в целостную систему, сумел её описать (по многочисленным призывам того же М.Горького) и обнародовать с помощью последнего в виде художественных произведений (М.Горький был редактором «Педагогической поэмы», в книге сохранилось авторское посвящение его имени).

Получившаяся система (система Макаренко) была хороша всем (высокой воспитанностью выпускников и, насколько позволяли условия и способности учащихся, их обученностью, умению достойно жить в обществе) за исключением того, что

  • первые два-три года при её освоении требовали самоотверженной и грамотной работы всех сотрудников коммуны по 12-14 часов в сутки без выходных и отпусков,
  • включала настоящую, а не внешнюю (показушную) демократию (соуправление) коллектива (что всё более входило в противоречие с выстраиваемой И. В. Джугашвили (Сталиным) властной вертикалью),
  • включало управление педагогическим риском (в том числе существенным), как естественное и неотъемлемое право и обязанность ответственного воспитания с целью устойчивого снижения этого риска в расчёте на всю ожидаемую жизнь воспитанника (а не только до тех пор, пока его или её не «выпустят» из заведения).

Таким образом обществу в целом от применения этой системы было очень хорошо, а её исполнители при той же зарплате и, более того, постоянном риске повышенной, вплоть до уголовной, ответственности за всё, что могло произойти при производительном труде с их воспитанниками, попадали в область высочайшего хронического душевного, умственного и физического напряжения, за которое, в качестве расплаты, они получали не награды, премии и общественное признание, а, зачастую, постоянные нападки и гонения вплоть до увольнения с работы со стороны «осторожных» инспекторов наробраза. Последних, как и большинство чиновников от образования, интересовало не столько то, насколько порядочным удастся воспитать человека на всю оставшуюся жизнь (а без управляемого риска и делегирования ответственности воспитаннику это сделать невозможно), сколько возможность минимизировать ЧП исключительно на время учёбы в самих учебных заведениях, а кто из них выйдет и что потом будет делать - за это они предпочитали и по сей день предпочитают не отвечать.

Чисто человеческий итог работы педагога в подобных условиях предсказать было не сложно. Сам Макаренко в 50 лет напоминал 80-летнего старика, состояние его здоровья производило на многих, по его собственным словам, гнетущее и отталкивающее впечатление, и вскоре умер от разрыва крайне изношенного сердца. Здоровяк, многолетний физкультурный руководитель коммуны им. Дзержинского, участник лыжных марафонов, а впоследствии сам руководитель детских домов по методике А. С. Макаренко С. А. Калабалин умер от сердечного приступа в 68 лет. Другой воспитанник и продолжатель дела своего учителя А. Г. Явлинский не дожил и до этого возраста. И здесь - причина та же и по причине того же отношения чиновников к делу, которому он беззаветно отдал всю свою жизнь.

Ко всему сказанному необходимо добавить, что «из самых лучших побуждений» в советское время было законодательно запрещено «эксплуатировать детский труд», иными словами в СССР детям до 16 лет заниматься любым производительным трудом, даже посильным, увлекательным, безопасным, непродолжительным по времени, было запрещено законом

Этих «недостатков» оказалось достаточно, чтобы на деле запретить сколько-нибудь широкое и длительное использование Системы Макаренко, а достоинств - чтобы эту Систему помнили и будут помнить многие действительно ответственные и профессиональные педагоги. А вот широко применять её при сохранении нынешних границ ответственности системы «образования» за свою деятельность по сути невозможно.

Некоторые специалисты, например семейный психолог Людмила Петрановская, говорят о том, что воспитанники Макаренко очень отличались от современных детдомовцев тем, что большинство из них в раннем детстве имели опыт нормальной семейной жизни

Статистика

В 1999-м году были озвучены данные Генпрокуратуры РФ , что только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления , ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами , 10 % кончают жизнь самоубийством . На какой выборке проводились эти исследования, к сожалению, неизвестно. Некоторые специалисты по работе с детьми-сиротами начинали собирать новую статистику жизнеустройства выпускников детдомов , чтобы выяснить, какие факторы влияли на их успешность или неудачи .

Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко С. А. и Г. К. Калабалиным (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.

Тем не менее применение нынешней, судя по плодам её применения, явно не подходящей для данного случая (детских домов) «педагогики» считается нормой и, как указано выше, расширяется ударными темпами, а систему Макаренко предпочитают называть не иначе, как «тюремной педагогикой» и кратко «проходят» в пед. вузах разве что по разделу «история педагогики».

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ , за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильём .

Детский дом в литературе

Одним из самых известных произведений об «обычном» детском доме советской эпохи стала повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Нельзя не упомянуть об повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД ».Также, заслуживают внимания автобиографические произведения выпускников советских детских домов Рубена Гальего «Белое на чёрном » и Александра Гезалова «Солёное детство ».

Однако самым известным, в том числе за границей, и самым воодушевляющим уже не одно поколение читателей произведением о жизни детского поселения, по сути, детского дома, была и остаётся книга Антона Семёновича Макаренко «Педагогическая поэма». Многие её зарубежные переводы получили характерное и очень точное название - «Дорога в жизнь» («Road to Life»).

Один из воспитанников А. С. Макаренко - Л. В. Конисевич оставил подробные, яркие и искренние воспоминания о жизни в коммуне им. Дзержинского в течение около 5 лет (с 1929 по 1934 гг.) именно с точки зрения её воспитанника

Детский дом в кино

  • - На тебя уповаю

См. также

Ссылки

  • Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
  • Статьи и полезная информация для воспитанников, выпускников и работников детских домов и интернатов
  • Сайт А. Гезалова «Сиротская душа»

Примечания

В современном обществе прогрессивно решается проблематика, связанная с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Также во многих семьях рождаются дети, имеющие различные отклонения в здоровье: глухота, слепота, неврологические заболевания и так далее. Такие дети нуждаются в нахождении в специализированных образовательных учреждениях – интернате и детском доме.

Интернатом принято называть особое учреждение, имеющееся при каком либо учебном заведении, служащее для проживания учащихся, осуществляющееся по большей степени за родителей и лиц их замещающих. Чаще всего заведение подобного рода принято называть таким образовательным учреждением, как «школой-интернатом».

В данном месте дети могут находиться круглосуточно, оно создается исключительно в воспитательных целях для формирования у детей определенных навыков самообслуживания, раскрытия творческих потенциалов.

Интернаты принято делить по:

  1. Контингенту (для детей сирот, детей с ограниченными возможностями, трудных подростков и так далее).
  2. Общеобразовательному профилю (углубленное изучение предметов, спортивные интернаты, кадетские корпуса).
  3. Коррекционные школы-интернаты (насчитывается 8 видов, различаются по диагнозу заболевания).

Образование в школе-интернате

Дети, проживающие в подобного рода заведении, могут пребывать в нем постоянно. Однако, по просьбе родителей, либо же лиц их заменяющих – опекунов и попечителей воспитанники интерната могут на некоторое время покидать стены своего места проживания в выходные дни, на время каникул и по уважительной причине.

Воспитанники интернатов обеспечиваются всеми необходимыми вещами:

  • Предметами личной гигиены.
  • Одежда и обувь.
  • Хозяйственный инвентарь.
  • Игрушки и так далее.

По окончанию школы-интерната для детей, оставшихся по каким-либо причинам без родительского попечения, отправляют для дальнейшего получения образования к месту, закрепленному за ребенком. Данная процедура осуществляется в принудительном порядке. Она распространена в случае лишения родителей родительских прав, которые в отсутствие ребенка не имеют права, согласно юридическому законодательству, продавать, либо разменивать имеющуюся у них жилплощадь. По сути ребенка после окончания среднего образования возвращают в ту же семью, из которой он был изъят, будучи маленьким. По большей части бывшие воспитанники интернатов приезжают к развалинам, либо возвращается в ту аморальную среду, в которой пребывали в детстве.

Полным сиротам дается право самостоятельно выбирать место жительства и род дальнейшей деятельности. После окончания интерната им предоставляется бесплатное обучение в любом вузе страны по их личному выбору.

Интернат после выпуска ребенка может на протяжении некоторого времени принимать бывшего воспитанника. Такое отношение к детям составляется исключительно в административной среде учебного заведения: их бесплатно кормят в столовой, педагоги помогают материально.

Согласно статистическим данным, около 70% подростков, обучающихся в интернате и его выпускников попадали на учет по делам несовершеннолетних, многие отбывали срок в местах лишения свободы. В свою очередь дети бывших воспитанников интерната попадают в аналогичные заведения.

Детским домом называют образовательное учреждение, в котором содержатся дети, оставшиеся без родителей, либо же их попечения по различного рода причинам. Такие дети нуждаются в полноценной помощи в лице государства и его защите.

Детский дом считается образовательной организацией, оказывающей социальные услуги.

История возникновения

В Российской империи дабы искоренить проблему, связанную с социализацией беспризорников, принято было строить различные приюты и воспитательные дома, которые в свою очередь находились под надзором особой организации, она была представлена в виде Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Немного позднее образовалась система Ольгинских приютов для беспризорных детей.

Систему приютов реорганизовали сразу же после Октябрьской революции. Особую систему обучения и воспитания беспризорников написал великий и талантливый русский педагог Антон Семенович Макаренко. Собрав весь имеющийся у него материал, он написал знаменитый на весь сегодняшний мир учебник по воспитанию «Педагогическую поэму».

Новая система образования и трудового воспитания, обращенные на беспризорников, описанная Макаренко долго не просуществовала, так как ее не приняло советское руководство. Правительство СССР выступило с резкой критикой эксплуатации детского труда: дети, не достигшие 16-тилетнего возраста трудиться не должны.

Статистика

В период распада СССР на территории Российской Федерации насчитывалось около 564-х детских домов. На сегодняшний день это число увеличилось в 5 раз. Дети из детских домов постоянно усыновляются, находятся под опекой.

На сегодняшний день самым крупным приютом (детским домом) считается приют Лилиан Трэшер, находящийся в городе Асьют, Египет.

Общее и различия между интернатом и детским домом

Общее:

  1. В обоих заведениях живут дети.
  2. В детских домах содержаться сироты, также они проживают и в интернате.

Различие:

  1. В интернате дети содержаться за родительский счет, в детском доме – за счет государства.
  2. Родители имеют полное право забирать из интерната на время своих детей, в детском доме дети находятся постоянно.
  3. В большинстве случаев интернаты имеют коррекционную направленность.

Их переименуют в Центры семейного устройства и заставят работать по-новому

Говорят, не будет у нас в России больше детских домов. Может скоро и сирот даже не будет. Звучит, конечно, как фантастика, но у несчастных детей, оказавшихся в приюте, есть шанс. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481, касающийся работы детских домов. Некоторые эксперты называют этот документ эпохальным. Некоторые, более скептичные, труднореализуемым. Но тем не менее, изменений в детских домах страны не избежать. Что же именно написано в этом документе и как это повлияет на жизнь сирот, разбирался "МК".

Основная мысль Постановления, что отныне все детские дома - это чисто временная организация. Дети в нем будут не томится до 18-летия вдали от реальной жизни, а находится короткое время до возвращения к родным папе и маме (работа с кровной семьей), либо до помещения в приемную семью. Теперь эта работа входит в прямые обязанности педагогов детских домов. Как они будут с ней справляться - пока, конечно, большой вопрос.

Я все лето ездила по детским домам , - рассказала актриса и общественный деятель Ольга Будина. - В да, социальные работники заинтересованы в том, чтобы найти семью, пусть и приемную, для каждого ребенка. Но в регионах ситуация совсем другая: люди бояться остаться без детей, а значит потерять свою работу. Нету у них никакой мотивации для поиска приемных семей. Как будут наказывать тех руководителей детских домов, которые не собираются выполнять это Постановление, не понятно.

Этим постановлением мы как раз и обзываем сотрудников устраивать детей в семью, хотят они этого или нет. Это принудительная мотивация, - убеждает Будину член экспертного совета Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Галина Семья.

Есть трудовой кодекс, в котором прописано какие меры можно и нужно поменять к нерадивым руководителям, - вторит ей сотрудник Министерства образования и науки РФ Ирина Романова. - А вообще в самое ближайшее время в статистические отчетные документы войдут такие показатели, как время проведенное сиротой в социальном учреждении и другие смежные с этим показатели.

Однако, документ касается не только устройства детей в семьи, хотя это и одна из самых важных его частей. Так же в Постановлении прописаны изменения внутри работы самих детских домов, или как их теперь положено называть - Центров семейного устройства. А именно - сотрудники Центров обязаны разработать индивидуальный план развития каждого сироты, то есть его персональное расписание - во сколько ему вставать, какие книжки читать и на какие дисциплины сделать акцент. Появляются такие понятия, как личное пространство, личные вещи. Вводится запрет на перевод воспитанников из группы в группу, на помещение сирот в детские учреждения вдали от дома (это очень важно для сохранения социальных связей), на разделение по разным учреждениям братьев и сестер. К тому же, отныне сироты будут учиться не в стенах детского дома, а в обычных общеобразовательных школах. В дом ребенка попадают только те, у кого есть медицинские показания, а не все подряд, как это было раньше. Еще важный аспект - все детские дома будут перестроены по семейному типу, группы только с маленькой численности и постоянный персонал. Проще говоря квартиры, где будут проживать дети разных возрастов, с педагогом (социальной мамой), которой будут помогать варить суп и наводить порядок.

Впервые в документах подобного типа прописаны обязанности педагогов по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. И вообще, зафиксирована возможность детей оставаться жить в социальном учреждении до 23 лет, а после этого возраста обращаться, если надо, в свой детский дом за поддержкой.

Я как психолог по образованию очень довольна этим постановлением, - говорит Галина Семья. - В нем учитываются факторы психологического развития ребенка - формирование привязанности, воспитание внутренней позиции и так далее. Но самое революционное - это, конечно, временное содержание ребенка в детском доме. А значит, у сирот совсем другая установка.

Для самих социальных учреждений вступление Постановления в силу не стало сюрпризом. Как объяснил директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Евгений Сильянов. - Принят документ еще в мае 2014, так что у всех было время принять нормативный акты, проинструктировать и если надо переобучить сотрудников. Знаю, что большинство из 1900 социальных учреждений страны готовы к переходу на новую систему работы. Если все будет работать, как написано, то все в жизни сирот измениться кардинальным образом,

Это революционная для сферы ситуация, - говорит руководитель благотворительного Фонда "волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Ольшанская. Елена принимала самое непосредственное участие в составлении . - Наконец то есть документ, который все поменяет. Пусть он не идеальный, пусть не прописывает все от и до. Но это уже многое. До 1 сентября 2015 года основным смыслом существования детских домов было - содержание ребенка, грубо говоря, его там хранение. При подготовке этого Постановления, а это был сложный и трудоемкий процесс, я мы столкнулись со многими подтверждениями этого. Например, директора детских домов очень возмущались, что им навязывают такую функцию, как психологическая реабилитация попавших к ним детей. "А почему мы должны этим заниматься? Мы никогда такого не делали и даже не умеем". То есть к ним попадали глубоко травмированные дети, и ни кто не пытался им помочь разобраться с тем, что твориться в душе. Главное - накормить, одеть и все! Вот насколько люди воспринимали себя, как просто место, где ребенок живет. Очень надеюсь, что все теперь измениться.

Общественные деятели - волонтеры, сотрудники благотворительных фондом и т.д. - собираются зорко следить за тем, как вступившее в силу Постановление будет воплощаться в жизнь.

Детский дом, школа-интернат, социальный приют, детский городок, детская деревня SOS, детский дом семейного типа, приемная семья – это все формы устройства детей сирот и детей, нуждающихся в государственной помощи и защите. Существуют определенные условия и характеристики, установленные законодательными актами, на основании которых ребенок подлежит помещению в детский дом. В зависимости от специфики учреждения, в нем могут находиться дети определенного возраста и на определенный период времени, чаще всего до поступления в специализированное учебное заведение или по достижении совершеннолетия. Существуют детские дома для детей с тяжелыми нарушениями речи или слуха, с отклонениями в физическом или умственном развитии.

В большинстве случаев, попадая в детский дом, еще в дошкольном возрасте ребенок проживает в нем вплоть до окончания школы. Конечно, государство предоставляет возможность каждому несовершеннолетнему гражданину, проживающему в подобном учреждении быть усыновленным. Ведь защита прав детства во все времена была наиважнейшей целью большинства развитых государств нашей планеты. На данный момент, согласно статистическим данным, в России насчитывается около двух тысяч детских домов с проживанием в них 67 000 воспитанников. К слову сказать, в сравнении с 1990 годом, количество детских домов в нашей стране увеличилось в три с половиной раза. Однако в результате рейдов Комитета по государственному контролю по детским учреждениям, выявлено, что 10% детских домов не соответствуют санитарно-гигиеническим и другим требованиям. Данный вопрос находится на контроле у президента страны, а основная обязанность по исправлению ситуации лежит на уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Павле Астахове.

В идеале, детский дом – это уют, комфорт, благоприятная эмоциональная атмосфера и надлежащие условия учебы, труда, питания и отдыха для каждого ребенка. Однако, как известно, существует очень много недочетов и сложностей в каждом учреждении, а не только в детском. Современные требования к содержанию детей сирот очень высоки и требуют колоссальных материальных затрат, и наше государство в 90% случаев справляется с поставленными задачами. Будем надеяться, что с каждым днем, детям, по тем или иным причинам лишенных семьи будет все комфортней жить в детских домах.

Нельзя сказать, что детский дом или интернат – это плохо. Например, в Израиле, некоторых штатах Америки и других странах нет детских домов, но там, как и у нас, есть сироты и дети, нуждающиеся в государственной помощи и защите. Не говорить о проблеме или не показывать ее, еще не значит, что она не существует. Думаю, каждый из нас может предположить, где живет, что кушает и чем занимается ребенок, предоставленный сам себе, осиротевший или попавший в опасную жизненную ситуацию. Несомненно, умереть с голоду в условиях развитого государства, практически невозможно. Однако именно подобная ситуация ведет к росту числа детских преступлений, беспризорности и впоследствии, формированию асоциальных взглядов на жизнь у каждого из них.

Благотворительные акции, проекты и другие мероприятия, конечно, не заменят тепло и любовь настоящей семьи. В той или иной степени, они помогают почувствовать себя немножко нужными в этом жестоком и таком чужом для детей мире. Существование нерадивых родителей, наличие сложных и опасных жизненных ситуаций, не позволяет отказаться от перечисленных форм устройства детей. Детский дом, является одним из наиболее приемлемых вариантов решения подобных проблем. Детство, самая счастливая пора для многих людей, но есть и те, кто по происшествие лет, старается забыть этот период в силу адекватных причин, и винить их в этом никто не в силах. Наверное, смысл не в том, чтобы сократить количество детских домов (данное предложение было озвучено в декабре 2013 г на совещании в Иркутске, Павлом Астаховым), а сократить количество детей-сирот.

Процесс усыновления в России, впрочем, как и в любой другой стране, достаточно сложный и долговременный. Приемные родители сталкиваются с множеством трудностей и неприятностей психологического и материального плана, в процессе всей процедуры усыновления и последующего патронажа ребенка. На этот шаг решаются не многие. И все же, что может быть на свете прекраснее счастливой улыбки и благодарности в детских глазах? Что может быть теплее детских объятий? И, наверное, ничто не сравнится по мелодичности, чем задорный детский смех…

ДЕТСКИЙ ДОМ

Государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Другое название детского дома - интернат .


В детском доме дети живут и учатся до 17 лет. С ними работают учителя и воспитатели - педагоги, которые заботятся о воспитанниках во внеурочное время. В детских домах большое внимание уделяется трудовому воспитанию детей. Обычно там есть свои мастерские, классы производственного обучения, садовый участок. Материальную поддержку государственным детским домам оказывают шефские организации, спонсоры. Часть детдомовцев (воспитанников детских домов) усыновляется , то есть принимается в новые семьи с правами родных детей.
В последние годы появились и семейные детские дома , которые создаются семьями, принимающими на воспитание из детского дома нескольких детей. Родители-воспитатели семейных детских домов получают от государства на льготных условиях ссуды для строительства жилья, создания подсобного или фермерского хозяйства. Семейные детские дома чаще создаются на селе .
После окончания школы воспитанники детских домов получают от государства жилую площадь.
Проблеме воспитания детей в детских домах много внимания уделял советский (см. Советский Союз ) педагог и писатель А.С. Макаренко , который в 1926–1928 гг. возглавлял детскую трудовую колонию имени Максима Горького , в 1927–1935 гг. - детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского . Свой опыт работы с детьми он описал в книгах «Педагогическая поэма» (1935 г.), «Флаги на башнях» (1938 г.), в работах по педагогике.
Еще одна известная книга о жизни детдомовцев после Гражданской войны - «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева. Авторы книги сами были воспитанниками «Школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», название которой было сокращено ее учениками в звучное «ШКИД». В 1966 г. режиссером Г.И. Полокой по этой книге был поставлен одноименный художественный фильм.
Семейный детский дом:

А.С. Макаренко. Фотография 1930-х гг.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕТСКИЙ ДОМ" в других словарях:

    Детский дом - Детский дом воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Содержание 1 История детских приютов в США … Википедия

    детский дом - детдом Словарь русских синонимов. детский дом сущ., кол во синонимов: 1 детдом (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДЕТСКИЙ ДОМ - в СССР, воспитат. учреждение для детей и подростков (от 3 до 18 лет), лишившихся попечения родителей. В Д. д. детей зачисляют по решению исполкомов гор. и районных Советов нар. депутатов. Имеются Д. д. общего типа (в ведении Мин ва просвещения… … Демографический энциклопедический словарь

    ДЕТСКИЙ ДОМ - в Российской Федерации государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются дошкольные и школьные (государственные), семейного типа и другие детские дома … Большой Энциклопедический словарь

    детский дом - в России воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются детские дома дошкольные, школьные (государственные), семейного типа и др. * * * ДЕТСКИЙ ДОМ ДЕТСКИЙ ДОМ, в Российской Федерации государственное… … Энциклопедический словарь

    ДЕТСКИЙ ДОМ - – (1) учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей; (2) образовательно лечебный центр для детей, имеющих поведенческие и эмоциональные проблемы, ограниченные возможности для обучения в массовой школе; (3) семейный детский дом; (4)… … Терминологический ювенологический словарь

    Детский дом - воспитательное учреждение в образовательной системе России, занимающееся воспитанием и организацией образования детей – сирот, оставшихся без родителей, или социальных сирот, оставшихся без родительского попечения и заботы, взятых из семей,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Детский дом - – учреждение для круглосуточного пребывания для детей и подростков. Может быть несколько типов детских домов: 1) детские дома местного значения под эгидой местных властей; 2) детские дома добровольных организаций; 3) зарегистрированные детские… … Словарь-справочник по социальной работе

    детский дом - vaikų globos namai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Auklėjimo įstaiga, kurioje nuolat gyvena vaikai, netekę tėvų globos, arba našlaičiai. atitikmenys: angl. children s house vok. Kinderheime rus. детский дом … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Детский дом - в СССР государственное воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (вследствие болезни родителей, лишения их родительских прав и т.д.).… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Лесовик. Детский дом , Евгений Старухин. "Детский дом" – фантастический роман Евгения Старухина, первая книга цикла «Лесовик», жанр боевое фэнтези, LitRPG. Евгению не было еще и восемнадцати лет, когда умер его дедушка. Дедушка был…


Публикации по теме