Формирование личности подростка. Особенности личности подростка

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы .

Несмотря на разнообразие теоретических подходов к трактовке процесса психического развития ребенка, все они так или иначе рассматривают влияние двух основных факторов развития - наследственности и среды, а также степень их взаимодействия, выражающуюся в активности самого субъекта. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. В свою очередь, среда(социализация), т.е. окружающие человека социальные, материальные и духовные условия его существования, определяет, какие именно предпосылки и в какой мере будут развиваться. Третьим фактором развития ребенка в семье служит активность самого ребенка, влияющая на формирование родительского поведения по отношению к нему. Ребенок является активной стороной взаимодействия в семье. Процесс развития осуществляется как совершенствование человека - биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала. Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами .

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать .После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся:

Сенсорные способности плода;

Эмоциональная связь[Андре Бертин, Воспитание в утробе матери].

Фактор среды также играет особую роль в формирование личности подростка. Социолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.

Немецкий психолог Штерн считал, что личность -- это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной. Он исходил из того, что психическое развитие -- это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.

Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, с возрастом усиливается.

Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые веще, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчинятся коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для подростка решающее значение

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские и дружеские. В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Таким образом, личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Выводы по I главе

В первой главе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния дисфункциональных семей на развитие личности подростка.

Дети, выросшие в неблагополучный семьях, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль -- положительная или отрицательная -- она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Таким образом, исследование дисфункциональных стилей воспитания показало огромное влияние на искажение личности подростка. Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном процессе. Поэтому несомненно существует много путей оптимизации личности подростка, например, беседа, всевозможные тренинги, направленные на развитие личности подростков.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие в конечном счете к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых. Однако в процессе формирования личности ведущими уже становятся закономерности индивидуального развития психики человека, а не возрастные закономерности. Т.е., если раньше кризис возникал в связи с неудовлетворением новых потребностей внешними препятствиями (запреты взрослых, неизменившийся образ жизни ребенка, сковывающий его активность), то теперь главную роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и т.п.), которые часто мешают достичь желаемого и прежде всего самим подростком избранного образца. Конечно, внешние условия также остаются влияющими, но не имеющими решающего значения.

На основании имеющихся данных можно полагать, что кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п. (Божович, 1995, С. 355-356).

Чувство взрослости – это новообразование является, по-Петровскому, центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Д.И. Фельдштейн пишет: «Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реально существующих отношений. Поэтому, для подростка и мужество, и смелость, и одежда… важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности». (Вопросы психологии, 1, 83, С. 40-41).

Продолжая это, важно отметить, что социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Вследствие новой социальной позиции подростка (как взрослого) определяется его переориентация с одних норм и ценностей (детских) на другие – взрослые. (Петровский, С. 109-110).

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания . Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний. (Божович, 1985, С. 111).

Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу. (Асеев, С. 127).

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления , которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

Формирование самосознания начинается с того, что подросток выделяет те или иные свои качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности. Однако, первоначально осуществлять оценочную деятельность помогают взрослые, прежде всего учителя и родители. Затем ребенок сравнивает оценки других и самооценку. Это является основанием для выделения каких-либо особенностей личности, по которым имеются расхождения в оценках взрослых и своих. Эти особенности, если они окружающими осуждаются, являются для подростка предметом особого внимания. Вот почему дети начинают чутко реагировать на то, как к ним относятся окружающие, становятся более ранимыми, отсюда колебания настроения, вспышки речевой агрессии, либо уход «в себя». Все эти особенности необходимо учитывать взрослым в обращении с подростком, не использовать резких, категорических высказываний, приказов, осуждений в их адрес, а делать это тактично: (Например, говорить «Прекрати», «Замолчи» и т.п. нельзя, а нужно «Я бы хотел попросить тебя…» и т.п.).

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию . (Асеев, Петровский). Поэтому сейчас мы рассмотрим как происходит формирование и развитие деловых и волевых качеств у подростка.

Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии .

Подросткам свойственна повышенная познавательная и творческая активность . Это стимулирует их для активного поиска знаний, умений и навыков по интересующему вопросу не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью самообразования, в кругу друзей где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения .

В подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей , деловитости, предприимчивости, умения налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Эти качества развиваются во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток: учение, труд, общение, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него (например, задание найти какое-либо сообщение по изучаемой теме, т.е. ребенок планирует свое время, просчитывает способы получения информации).

В труде деловые качества развиваются особенно благоприятно, когда подросток наравне со взрослыми участвует в этой деятельности. Со стороны взрослых важно предоставлять ребенку максимум самостоятельности, поддерживать детскую инициативу и т.п. (Немов, С. 186-187).

Развитие волевых качеств предопределяется прежде всего развитием самосознания подростка. Осознавая свои слабые стороны, подростки, чтобы устранить их, начинают заниматься самовоспитанием. Это стимулирует развитие силы воли.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:

    В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

    Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

    В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать умения, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

У девочек выработка волевых качеств идет по другому пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, занятия искусством, домоводством, женские виды спорта. Девочки-подростки особенно много внимания уделяют школьным предметам, которые даются им трудно.

Таким образом, помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого. (Немов, С. 184-185).

Эмоциональное развитие

В эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги. Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер, то эмоции подростка отличаются большой силой, трудностью в управлении ими . Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью, с чем связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Аффекты подростков сильные и бурные (порой характерны попытки самоубийства). Эмоциональная неустойчивость проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Они горячо реагируют на все (переживание вместе с героями кинофильмов).

Эмоциональные переживания приобретают устойчивость . Подросток редко забывает обиды окружающих.

Нередко чувства подростков сильно противоречивы. Подросток может с жаром защищать друга, зная, что его нужно осуждать; может обладать чувством достоинства в одних ситуациях и плакать в других.

Следовательно, взрослым важно учитывать и эти особенности в обращении с подростками. (Гамезо, 1984, С. 226-228).

Чувство одиночества

Говоря о подростках, многие уверены, что им свойственна потребность в общении со сверстниками. Однако, можно сказать уверенно, что не всегда эта потребность реализуется, многие подростки испытывают дефицит общения. В письмах подростков на радио, в журналы, в сочинениях нередко встречаются высказывания: «Я страдаю от того, что одинока. Никому не нужна. Родной маме и то не нужна. Она считает, что, если я сыта, одета, значит все в порядке, а что в душе, ее не интересует» и т.п.

Дефицит общения возникает вследствие разных причин: 1) неблагополучного окружения; 2) нездоровых отношений в семье; 3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Испытывая глубокую изолированность, подросток может найти выход из ситуации, став членом уличной сомнительной компании (если дефицит общения в семье) или войти в религиозные общины, секты. (Асеев, С. 130).

Для подростков также характерно развитие интересов , круг которых расширяется, интересы стабилизируются.Интересы , как известно, являются одним изпроявлений направленности личности. Полностью же направленность развивается в юношеском возрасте.

В жизни человека происходит много переломных моментов, которые определяют характер, отношение к жизни. Личность подростка формируется в переходном возрасте, и от этого родителям еще сложнее найти контакт и взаимопонимание со своим отпрыском.

С чего начинается формирование личности подростка? Первым делом стоит напомнить, что у девочек подростковый возраст начинается в 12, а заканчивается в 16 лет. Для мальчиков этот период длится с 13 до 17 лет. Несмотря на такие стереотипы, сегодня взросление подростков начинается и заканчивается гораздо раньше, поэтому родители должны внимательно относиться к переменам в сознании своего отпрыска.

Чего ждать

Итак, в один прекрасный день подросток начинает считать себя взрослым, перечит родителям и отстаивает свое наивное мнение. Это первый признак того, что близится переходной возраст. Если раньше он всегда прислушивался к отеческим советам, то теперь сторонится и игнорирует комментарии встревоженных мамы и папы.

Родители не должны воспринимать такие радикальные перемены слишком категорично, иначе в лице собственного ребенка можно нажить себе врага. Если не получается мириться с детским субъективным мнением, можно делать видимость согласия и молча наблюдать за формированием личности.

Для подростка в этот непростой период не существует никаких оттенков, а мир представлен в черно-белых тонах. Такой максимализм уже через пару лет будет казаться смешным и надуманным, но сейчас воспринимается, как догма. Как правило, в этот непростой период у ребенка завышено чувство справедливости, уязвлено самолюбие и зашкаливает самомнение. Этими переменами родители должны воспользоваться в своих интересах.

Если подросток выступает за справедливость, когда побеждает добро над злом, то родители должны использовать такое мировоззрение себе на руку. Конечно же, им удастся заложить в подростковое сознание простые истины, духовные ценности и важные принципы до конца дней. Если с пользой использовать этот сложный период, то по его завершению в обществе появится целостная личность, «рыцарь без страха и упрека».

Что касается духовных ценностей, это еще один важный аспект для сознательного человека. Например, в период формирования личности подростку необходимо рассказать о семейных традициях, моральных принципах, религиозных предпочтениях и элементарных правилах культуры, духовного воспитания. Пусть не все он воспримет на веру, но часть полученной информации однозначно отложится в его сознании, скорее, на подсознательном уровне.

Теперь что касается завышенной самооценки. Это самая опасная сторона формирования личности в подростковом периоде. Одни дети начинают слепо любить себя, а другие, наоборот, испытывают обострившийся комплекс неполноценности. Оба состояния чреваты последствиями, крайне неприятными для будущего и недопустимыми для современного общества. Чтобы не ломать личность, с ребенком нужно всегда разговаривать, раскрывая таким образом глаза на жизнь, повседневность, быт и человеческие возможности.

Становится очевидно, что формирование личности подростка — это вполне закономерное явление, которое приходит в жизнь человека в возрасте 12 — 13 лет. Процесс этот необратим, однако заботливые и наблюдательные родители однозначно могут подкорректировать его на благо семьи и общества. Так что не стоит пускать ситуацию на самотек, но и открыто навязывать свое участие в подростковой судьбе также противопоказано.

Что делать

Формирование личности в подростковом возрасте тесно связано с взаимоотношениями в семье. Тут два варианта: либо взаимопонимание, либо противостояние двух поколений. Духовная борьба — это тоже важный жизненный этап, однако он точно не должен распространяться на семейные отношения.

Чтобы не потерять любовь и доверие своего непокорного ребенка в подростковом возрасте, адаптироваться к новым правилам и условиям придется все-таки родителям — они терпимее и мудрее. Конечно, не стоит позволять все своему чаду, но что-то в своей молодой жизни он уже должен попробовать, испытать. В противном случае, даже в старости будет мучить неприятное ощущение нереализованных дел и фантазий.

Если родители наблюдают непростой переходной возраст своего ребенка, однозначно не должны пускать ситуацию на самотек. Если игнорировать семейные проблемы, то подросток может и до колонии строгого режима дойти. Но это глобально, хотя проблемы в обществе и в общении уж точно обеспечены.

Подросток должен ощущать родительскую поддержку, при этом понимать, что в случае чего всегда найдется «рука возмездия», которая не позволит совершать нелепые и опрометчивые поступки. Такой контроль позволяет остро чувствовать состояние меры и в своем нигилизме «не перегибать палку».

Если родители понимают, что просто не справляются со своим тяжелым подростком, то в обязательном порядке должны обратиться за помощью к профессиональному психологу. Ходить далеко не нужно, поскольку такой узкопрофильный специалист обязательно найдется в стенах каждого учебного заведения. Участие психолога должно быть ненавязчивым, иначе подросток решит, что его отнесли к категории эмоционально нестабильных личностей.

Кстати, стоит напомнить, что за границей модным является понятие «семейный психолог». Этот специалист решает все проблемы в кругу домочадцев, каждому поможет быстро и незаметно адаптироваться к переменам переходного возраста. Так что визит к психологу не стоит считать крайней мерой; не исключено, что именно такая консультация позволит расставить все точки над «И».

Так что выход из сложившейся ситуации обязательно найдется, главное — не срываться на подростка, иначе в ближайшем будущем он окончательно замкнется в себе.

Основные проблемы в подростковом возрасте

Несмотря на то, что формирование личности должно вести человека на новую ступень развития, в реальности такой путь долгий и тернистый. Прежде чем стать взрослым и самодостаточным человеком, могут возникнуть определенные сложности в подростковом возрасте, за которые в дальнейшем будет стыдно всю оставшуюся жизнь.

О каких «подводных камнях» идет речь в непростом возрасте формирования личности. Это:

— Стремление к независимости с дальнейшими проблемами финансового характера. Так часто происходит: сначала подросток берет деньги взаймы, а потом родители рассчитываются со всеми его долгами.

— Боязнь правды. Если подросток совершил недопустимый поступок, он никогда в нем не сознается взрослым. Ему стыдно признавать собственную неудачу, тем более в задумке из него должен был получиться самый настоящий герой. Отсутствие жизненного опыта и невозможность просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед доказывают обратное.

— Сомнительные компании. Стремление подростка к мнимой независимости приводит его в странные компании, где чужды такие понятия, как честность, преданность, законность. Последствия такого общения в итоге могут оказаться самыми неблагоприятными для родителей и всего семейства.

— Несостоявшаяся первая любовь. Поскольку формирование личности подростка приходится на переходной возраст, активность гормонов просто зашкаливает. Соответственно, появляется заинтересованность в представителях противоположного пола, зарождается первая любовь. Такие отношения недолговечны, разрыв бьет по самолюбию, нарушает планомерное развитие личности и может привести к серьезным переменам в мировоззрении.

— Ложь «во благо». В переходном возрасте ребенок начинает врать родителям, причем делает это даже в мелочах. Сначала он старается утаить правду, потом скрывает отдельные свои поступки, а следом такая жизненная позиция неожиданно становится вредной привычкой. Если родители своевременно не разоблачат этот факт, проблемы во взаимоотношениях с каждым новым враньем будут только нарастать.

— Вредные привычки. В стадии формирования личности подросток стремится попробовать все, и пагубные пристрастия — не исключение. Ему кажется, что он дорос до таких увлечений, однако не знает меры, границ. Последствия опять-таки фатальные, а разрешать очередную ситуацию придется заботливым родителям.

Советы родителям

Если родители лично столкнулись в процессом формирования личности собственного чада, то не должны паниковать и суетиться. На данном жизненном этапе лучше всего занять выжидательную и наблюдательную позицию, чтобы своевременно уберечь отпрыска от опрометчивого поступка.

В этот непростой период подростки особенно нуждаются в родительском контроле, даже если открыто выступают против таких притеснений. Не стоит ослаблять хватку, излишне давать волю и несколько расслаблять будущее поколение, поскольку в таком случае оно к старости не подаст и стакан воды. Воспитание должно быть всегда и во всем, и в этом правиле не может быть никаких исключений.

В остальном, остается только надеяться на родительскую интуицию, материнский инстинкт и жизненный опыт наставника, который обязательно пригодится подопечному.

Есть мнение, что процесс формирования личности протекает до глубокой старости, пока человек может черпать и анализировать новую информацию. В этом однозначно есть доля смысла, однако самый бурный период саморазвития все-таки приходится на непростой подростковый период с 12 до 17 лет включительно.

Выделяют следующие виды направленности личности

подростка:

Гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

Эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

Депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

Суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются

в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным ≪Я≫) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает

идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.

Развитие самосознания подростка приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла ≪ самоопределением≫. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее ≪ключомко всей проблеме психологического развития подростка≫. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старыхинтересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: ≪Если вначале фаза развития интересовстоит под знаком романтических стремлений, то конецфазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большейчастью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком≫.


Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это ≪эгоцентрическая доминанта≫ (интерес подростка к собственной личности); ≪доминанта дали≫ (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); ≪доминанта усилия≫ (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

≪ доминанта романтики≫ (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более≪ взрослую≫ позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных

различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно

принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Нравственное развитие подростка

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л. И. Божович, ≪ выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др.≫. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая

различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие ≪ недостаточной обобщенности нравственного опыта≫ нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

В убеждении, по мнению Л. И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и ≪ позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию≫.

Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение и наказание, - доподростковый уровень;

2) уровень ≪ конвенциальной морали≫, когда ребенокследует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень ≪ автономной морали≫, т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подросткового возраста он присущ только 10 % детей. Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты,

отстаивая свою ≪ взрослую≫ позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, онотвергает свою принадлежность к детям, но у него ещенет ощущения подлинной, полноценной взрослости, затоесть огромная потребность в признании его взрослости

окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгунавой. Они многообразны.

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает

положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых.

Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности

самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования.

Проблемой формирования личности подростка в течение многих лет занимается Д. И. Фельдштейн. Исследования, проведенные под его руководством, показывают, что переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества .

Д. И. Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознание своего Я и утверждение во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений .

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся равноуровневыми характеристиками социального созревания .

Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференцированностью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям .

Наряду с самооценкой, важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. И, наконец, значимым показателем социального развития выступают интересы растущих людей, в которых выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность .

Д. И. Фельдштейн утверждает, что процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется особая пластичность и сензитивность определенных стадий этого важного периода онтогенеза к социальному развитию, формированию личностного самоопределения растущих людей .

Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, что уже на рубеже между 9 и 10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности во взрослом мире и обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его Я выступает наравне с другими. Для ребенка в это время типично стремление и потребность быть взрослым, «значимым среди взрослых», желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений.

Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное понятие ребенком чувства долга .

Главное для десяти-одиннадцатилетнего подростка - получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют социальное признание и получают социальную оценку .

Накопление объема разных форм социально признаваемых дел приводит на второй стадии данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития.

Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом.

Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, к поискам выхода за пределы самого себя, когда Я не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу - «я для всех», что формирует сознательное отношение к другим людям, к окружающему, потребность найти свое место в коллективе - выделиться, не быть заурядным, играть определенную роль в обществе .

Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей стадии подросткового периода, в 14-15 лет, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации .

Говоря о развитии личности подростка, особое внимание следует уделить его аффективно-потребностной сфере.

1. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т. п.), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л. И. Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, их высокому уровню притязаний .

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводят к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

Рост самосознания подростка приводит к тому, что он иногда достаточно придирчиво оценивает свои внешние качества и душевные свойства. Подросток много думает о своих волевых качествах и путях их укрепления. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают его качества ума, его способности.

В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может болезненно переживать невинное замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может, в зависимости от обстоятельств и обстановки, вызвать у подростка аффективную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет), или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства могут привести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным .

Другой серьезной причиной депрессивного состояния подростка могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а вместе с тем они невольно владеют им. Сознание того, что он не может заставить себя нужным образом отвлечься от этих мыслей и побуждений, заставляет его чувствовать собственное бессилие, и это также приводит его в депрессивное эмоциональное состояние. Он всячески стремится его скрыть от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного состояния, а этого он очень стыдится .

Но в целом основными мотивами действий подростков являются положительные социальные побуждения, переживания благожелательности к людям, сочувствия их горю и несчастью. Именно такими, часто подспудными и противоречащими повседневному внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время несчастья, когда пожар, кто-то тонет, потерпел аварию и т. д. Желание сделать людям хорошее - помочь им при горе, несчастье, неприятностях, восстановить попранную справедливость, проявить горячее сочувствие угнетенным и обездоленным - занимает существенное место в эмоциональном мире подростка. Эти желания и устремления часто становятся осознанными, а иногда и недостаточно осознаваемыми мотивами действий и поступков подростков. И если эти устремления войдут в нужное, действенное русло, то подросток будет испытывать большое моральное удовлетворение .



Публикации по теме