Курсы для развития интеллекта. Внимание, логика, мышление, счет

К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.

Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.


Психическое развитие детей - закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.


Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.


Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.

В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.

Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет

Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.

Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.


Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет

Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.


Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план

Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.

Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.


Специфика игры - перечень характеристик

Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:

  1. Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
  2. Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
  3. Развивается творческое начало в ребенке.
  4. Усиливается знаковая функция речи.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.

Подготовка к школе - важный момент в развитии реберка

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.


Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.


Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.

Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Видео. Психологические особенности детей

Похожие материалы

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений.

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.

Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.

Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Восприятие детей в 5 – 6 лет

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Внимание детей в 5 – 6 лет

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.

Память детей в 5 – 6 лет

В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Мышление детей в 5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Воображение детей в 5 – 6 лет

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко

воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речь детей в 5 – 6 лет

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети

могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.


Всё больший интерес ребёнка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника. Развитие волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к математике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи. Ребёнок может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникации, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человечески эмоций, у него появляются чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: - Интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление); - Эстетические (чувство прекрасного, чувство героического); - Моральные (чувство гордости, стыда, дружбы). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Игра для любого ребенка, не только основной вид доступной и интересной деятельности, но и средство познания окружающей действительности, развития полезных навыков, способностей. В игровом процессе формируется характер, развиваются различные виды мышления, а также происходит физическое и психоэмоциональное развитие маленького человечка. Дидактические игры для детей 5-6 лет помогают перейти от развлекательного характера к познавательному, обучающему, к подготовке к занятиям в школе.

Дошколята не могут долго сидеть на одном месте, они быстро устают, отвлекаются от объяснений воспитателя, начинают плохо усваивать получаемую информацию. Именно поэтому настольные дидактические игры сменяются физкультурными упражнениями или занятиями на свежем воздухе.

Для созданных педагогической наукой дидактических игр, главной целью является осознанный метод обучения, в ходе которого дошкольники получают новые знания, совершенствуют навыки, способности, развиваются интеллектуально. Педагоги используют различные виды дидактических занятий, развивая тем самым:

  • сенсорику – восприятие внешних воздействий, а также ощущений;
  • моторику – двигательную активность в виде крупной и мелкой моторики;
  • память;
  • логическое, пространственное, образное мышление;
  • восприятие пространства, времени;
  • воображение;
  • настойчивость, старательность, терпение;
  • дотошность, любознательность.

Расширенное применение дидактических игр для дошкольников старше 5 лет обусловлено тем, что малыши этого возраста уже могут сконцентрировать свое внимание на более длительный временной промежуток. Занятия могут длиться до 20 минут. Словарный запас позволяет изъясняться без проблем, у малышей развита фантазия, сенсорное восприятие, что позволяет приступить к обучению.

Уже можно выделить способности и наклонности, корректировать, развивать их. Дошкольники понимают, что такое правила, важность следования им, умеют выполнять последовательные действия самостоятельно.

В настоящее время существует несколько видов классификации развивающих дидактических игр.

По количеству игроков:

  • индивидуальная игра;
  • коллективная игра.

По виду деятельности

  • Путешествие. Не стоит путать с экскурсиями, которые являются обучающими занятиями в чистом виде. Игровое путешествие может продолжаться несколько дней, например, «путешествие по Золотому кольцу», «круиз по Волге». Педагог разрабатывает задания на каждую остановку путешественников. Это могут быть рисунки, песенки, стихи. В путешествии можно заняться поисками кладов, решением загадок и задач.
  • Беседа, диалоги. Воспитатель учит, как вести беседу, строить диалог на примере общения с выдуманным героем или знакомым персонажем мультфильма.
  • Загадки. Их могут загадывать не только взрослые, но и дошкольники.
  • Поручение. Очень похоже на путешествия, но задачи тут ставятся легче, а продолжительность игрового процесса намного короче. Например, ставится задача помочь расставить знаки препинания в прописи Незнайке.
  • Предположение. «Если бы». «Что было бы». Вопрос-предположение запускает игровой процесс, в котором ребенок начинает фантазировать, преобразовывать воображаемую действительность.

По материалу, который используется:

  • настольно печатные: лото, пазлы, домино;
  • с игровыми предметами: шахматы, шашки, игрушки;
  • словесно-обучающие: загадки, головоломки.

По цели проведения:

  • развитие речи;
  • обучение основам математики;
  • развитие логического мышления;
  • ознакомление с природой и окружающим миром;
  • развитие сенсорного восприятия.

Особенностью всех дидактических занятий является то, что инициатором всегда выступает взрослый. Подобные занятия расширяют кругозор, увеличивают словарный запас. Соревнования на быстроту мышления, логику, решение загадок и задач позволяет проявить себя малышам, которые слабы в физических упражнениях, зато много знают.

Развиваем память

Дидактические игры дошкольникам 5 лет помогают развивать внимательность, память, что очень пригодится для занятий в школе. Почти вся информация в школе получается в устной форме, особенно это относится к первоклассникам, когда малыши еще не умеют писать быстро и много. Развитое внимание, память помогут закрепить новые знания, запомнить полученную информацию.

Все задания на закрепление памяти, развитие внимания проводятся с игрушками, небольшими предметами. Иногда у ребенка не получается выполнить условия задания, так как произвольная память только начинает процесс формирования. Если задания связаны с поиском спрятанных игрушек или перестановкой их, можно предложить перед началом использовать «указующий жест» пальчиком.

Дошкольник показывает по очереди на все игрушки пальчиком, описывает их внешний вид. Малыш может взять игрушку в руки, потрогать ее для лучшего запоминания. Для первых занятий не стоит предлагать игры с большим количеством элементов или деталей: растерянный ребенок может отказаться играть, расплакаться.

«Что исчезло». Выбирается ведущий, первое время им может быть воспитатель. Когда дети освоятся с правилами, каждый из них может попробовать себя в роли ведущего. На стол ставится 3 — 4 небольшие игрушки. Ведущий предлагает запомнить, какие предметы стоят на столе и отвернуться. Когда дошкольники отвернулись, ведущий убирает одну игрушку. Игроки должны вспомнить, какой игрушки не хватает. В игровой процесс можно внести соревновательный элемент. Кто первый правильно вспомнил, получает фишку или жетон.

«Что изменилось». Выбирает ведущий. На стол ставится несколько игрушек. Непоседы должны запомнить, какие игрушки и как стоят. Когда дошкольники отвернутся, ведущий переставляет игрушки, меняет их местами. Выигрывает тот, кто первым правильно скажет, какие предметы сдвинули, и где было их первоначальное место.

«Найти отличие». Перед каждым ребенком кладут 2 картинки. Необходимо найти, чем они отличаются. Как вариант, на картинке могут быть изображены спрятанные котята или птицы, которых надо найти в кустах, за деревьями или забором.

«Похожие или непохожие предметы». Цель – развить внимательность, наблюдательность, научить находить сходство по цвету, форме, размеру, материалу.

Правила. Отвечает малыш, на котором остановилась считалочка. Необходимо найти 2 одинаковых по свойствам предмета и доказать свое утверждение.

Действия. По сигналу воспитателя все дошколята берут в игровой комнате 2 предмета с похожими свойствами.

Необходимо соблюдать уровень сложности заданий, переходить от легких к сложным постепенно. Слишком легкие или трудные упражнения не вызовут интерес у ребенка.

Знание экологии

Всю жизнь человека окружает живой мир, растения, животные. Ребенок должен понимать значимость сохранения экологического равновесия в природе, заботиться о животных, растениях, не наносить им вред. Дидактические игры по экологии для детей 5-6 лет знакомят дошколят с окружающим миром, развивают словарный запас, воспитывают трудолюбие, доброту, внимательность.

Занятия по экологии могут проводиться во время прогулок или в помещении, особенно в плохую, дождливую или морозную погоду. Перед каждым занятием воспитатель рассказывает о предмете занятий. Например, тема – осень. Педагог рассказывает, когда наступает осень, какие внешние признаки: желтеют, падают листья, птицы улетают в теплые края и тому подобное. После чего проводится дидактическое занятие в игровой форме.

«Угадай время года». Цель – дать понимание признаков, соответствующих временам года. Закрепить в памяти характерные особенности лета, осени, зимы и весны. Развитие слухового внимания. Умение формулировать, излагать мысли.

Действия. Воспитатель называет погодные, природные явления. Например, пошел снег, метель замела улицу, расцвел подснежник, зайчик сменил цвет шубки. Дошкольники должны выделить лишнее, назвать время года и обосновать свой выбор.

«Что, где растет». Цель – познакомить малышей с растительным миром и местами, где растут разные растения.

Подготовка. Педагог рассказывает о деревьях, кустарниках, где и в какой местности они растут, показывает картинки.

Действия. Ребятня становится полукругом, лицом к воспитателю. Педагог показывает картинку с растением и говорит: «Это клубника, она растет у нас». Если детишки согласны, они подпрыгивают на месте. Воспитатель показывает карточку с ананасом, говорит, что это ананас, он растет на севере. Если непоседы не согласны, они стоят и машут руками: нет, неправда.

«Птицы, звери, рыбы». Цель – дать знание о видовом понятии, научить выделять предметы по группам.

Подготовка. Задание выполняется в игровой форме, используется мяч или небольшая игрушка.

Действия. Дошколята стоят по кругу, лицом друг к другу. Ведущий начинает игру. Кидает мяч и говорит, что это рыба. Ребенок, который поймал мячик, должен назвать рыбу, например, щука, карась и кинуть мячик соседу. Когда дошкольник кидает мяч, он ставит задачу: назвать представителя рыб, птиц или животных. Тот, кто ловит мяч, должен дать правильный ответ.

«Угадай, что спрятано». Цель – научить выделять характерные признаки предмета, узнавать его по описанию.

Ведущий накрывает яблоко, банан или морковку салфеткой. Предлагает по описанию угадать, что спрятано. Непоседы могут задавать наводящие вопросы. Побеждает тот, кто первый назвал спрятанный предмет.

Сенсорное восприятие

Дидактические игры по сенсорике нацелены на развитие зрительного, осязательного восприятия. Прежде чем проводить игровые занятия, связанные с сенсорными ощущениями, педагог объясняет дошколятам, какие бывают геометрические фигуры, как они отличаются друг от друга.

Малыши знакомятся с такими материалами как, дерево, металл, стекло, пластмасса. Непоседы вместе с воспитателем находят особенности каждого материала. Например, стекло хрупкое, может разбиться. Дерево теплое, металл на ощупь холодный.

«Не ошибись». Цель – научить малышей группировать предметы по форме, материалу. Закрепить в памяти у ребенка знание и понимание таких понятий, как мягкий, твердый, гладкий, шероховатый, блестящий, матовый по цвету предмет. Ребенок должен отличить большой предмет от маленького, закрепить понятия геометрических фигур.

Действия. Педагог делит малышей на несколько команд, оптимально 4 команды. Для каждой группы на пол ставится коробка или корзинка, на которую прикрепляется картинка с предметом из определенного материала. Например, металлические ножницы, мягкая игрушка, резиновый мячик, пластмассовый кубик.

Воспитатель еще раз повторяет вместе с дошколятами, чем отличается один материал от другого, после чего дает задание командам. Каждая группа должна найти и собрать в свою коробку как можно больше предметов из того материала, который изображен на картинке. Побеждает команда, которая быстрее всех набрала большее количество предметов.

Можно изменить условия игрового процесса, предложить собрать круглые, квадратные, треугольные предметы.

«Воздушные шарики». Цель – дать понятие спектра, закрепить в памяти цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Действия. Перед каждым дошкольником лежит картинка с разноцветными шарами. Надо найти и привязать такую же по цвету ниточку.

Любая дидактическая игра для ребенка 5-6 лет, прежде всего, направлена на расширение словарного запаса, а также формирование речи. Связная, логически построенная речь – это показатель речевого развития дошкольника. После 5 лет малыш начинает контролировать свою речь. У ребенка в разговоре уже появляются не только простые, но и сложные предложения.

Дети различают, выделяют группы звуков в словах. Речь становится выразительнее, дошкольник правильно пользуется интонациями. Может голосом подчеркнуть грустное или веселое настроение. Дошкольники понимают и умеют регулировать громкость своего голоса и его темп. Могут разговаривать шепотом, быстро или медленно.

Дидактические игры по развитию речи учат связно выражать свои мысли, строить правильно диалог, учат правильно произносить звуки. В играх по развитию речи уделяется особое внимание формированию речевого, фонетического слуха дошкольника. Воспитатель в игровой форме работает со звуками, буквами, учит правильно формулировать и произносить целые предложения.

«Испорченный телефон». Цель – развить слуховое восприятие, память, умение работать в коллективе, честность и доброжелательность.

Правила. Ребенок шепотом говорит слово соседу так, чтобы не услышали другие дети. Если малыш неправильно передал слово, то есть испортил телефон, этот ребенок должен сесть на последний стул.

Действия. Дошкольники садятся рядышком на стульчики, образуя цепочку. Первый ребенок тихо говорит слово на ухо соседу, тот передает дальше. Малыш, который сидит последним, называет услышанное слово. Если телефон работает, слово передали правильно. Если телефон сломался, по цепочке спрашивают, кто и какое слово услышал, и находят, где неправильно его передали.

«Реши ребус». Цель – научить делить слова на слоги, уметь выделять первый слог, составлять слова.

Правила. В каждом представленном слове выделить первый слог, составить новое слово.

Действия. Найти слово, которое спряталось на карточке. Каждый дошкольник получает картинку, на которой изображены 3 рисунка. Надо назвать слова, выделить из каждого слова по 1 слогу. Из полученных слогов составить спрятанное слово. Например, представлены картинки с такими словами:

  • солнце, лопата, машина (солома);
  • дом, роза, гитара (дороги);
  • волк, ромашка, танк (ворота);
  • сова, баян, капуста (собака).

«Скажи наоборот». Цель – дать понятие антонимов и закрепить его в памяти. Расширение словарного запаса, формирование правильной речи. Развитие внимательности.

Правила. К каждому слову подобрать противоположное по значению. Например, большой – маленький, вверх – вниз, далеко – близко. Можно использовать глаголы: намочить – высушить.

Действия. Дошколята садятся на стульчики по кругу. Воспитатель берет мячик, говорит первое слово и кидает мяч. Малыш ловит мяч, говорит слово, противоположное по смыслу, и кидает мячик другому ребенку.

«Один – много». Цель – дошкольник должен научиться образовывать из существительного единственного числа множественное число. Расширить словарный запас.

Правила. Воспитатель говорит слово в единственном числе, малыш должен образовать множественное число.

Действия. Воспитатель кидает мяч, произносит слово в единственном числе. Дошкольник возвращает мячик, называя при этом множественное число.

«Скажи больше слов». Цель – научить описывать животное не только по внешним признакам, но и по чертам, свойствам характера.

Действия. Воспитатель предлагает взять картинку с любым животным и описать его. Например, кошка – пушистая, ласковая, любит молоко, нежно мяукает. Чем больше слов и определений придумает непоседа, тем лучше.

Дидактические игры по математике позволяют закрепить полученные ранее знания и усвоить новые понятия. Знание цифр, простых математических действий помогает приступить к решению задач на 1 или 2 действия. Решение математических задач развивает мышление, интеллектуальные способности. Проводить такие занятия в игровой форме родители могут и в домашних условиях, используя карточки детского лото или домино.

«Какой цифры не хватает». Задача – закрепить в памяти порядковый счет.

Педагог рисует на доске цифры или прикрепляет к ним карточки, но одна цифра или несколько пропущено. Кроха должен назвать пропущенное число, взять со стола карточку, где оно изображено, и показать всем.

«Больше или меньше». Дошкольники должны закрепить в памяти значение понятий «больше» или «меньше». Для этого, ребенка просят назвать число, которое больше или меньше, чем число, написанное на доске.

«Волшебный мешочек». Задача – закрепить в памяти знание о геометрических фигурах. Ребятня по очереди на ощупь достает фигуру из мешочка и описывает ее.

«Ориентирование в пространстве». Дошкольник должен правильно ориентироваться в пространстве, понимать значение терминов: сзади, сбоку, слева, справа, внизу, наверху. Можно предложить найти удобное место кукле. Поставить ее посередине, потом сдвинуть назад. Сзади поставить машину.

Изучению ПДД в детских дошкольных учреждениях придают особое значение. Знание и соблюдение правил поведения на дороге помогает уберечь жизнь и здоровье дошкольников.

Знакомство с дорожными правилами начинается в игровой форме со знакомства с цветами светофора.

«Светофор». Задача – научить правилам безопасного перехода улиц и перекрестков. Выучить, что означают цвета светофора.

Подготовка. Воспитатель показывает изображение светофора, объясняет значение каждого цвета. Рассказывает, как надо правильно переходить дорогу, что такое дорожная зебра, надо ли пропускать машину и как проверить, что опасности на дороге нет. Дети повторяют, пересказывают то, что запомнили.

Готовится макет дороги с перекрестком, где есть проезжая часть, тротуар. Из картона вырезаются фигурки пешеходов, раскрашиваются. Таким же образом делаются фигурки машин. Можно использовать вместо поделок из картона, игрушечные модели машин и маленьких кукол.

Действия. Один ребенок расставляет на макете дороги машинки, кукол. Включает светофор, меняет по очереди цвета. Второй малыш переводит через дорогу пешеходов, помогает проехать машинам. После завершения игрового процесса дошкольники меняются ролями. При подведении итогов учитывается количество ошибок. Выигрывает кроха, который меньше всего ошибался.

Для закрепления учебного материала можно провести практические занятия в игровой комнате или во дворе детского дошкольного учреждения. Если игровое занятие проводится в помещении, то можно сделать дорогу, тротуар и пешеходную зебру, используя цветные ленты. На улице все детали перехода можно нарисовать белым мелом.

Существуют игровые настольные наборы для изучения правил дорожного движения. В них находится игровое поле, кубики, фишки, фигурки машин и пешеходов, а также дорожные знаки на подставках. В игре могут принять участие несколько человек. Дошколята по очереди кидают кубик, делают столько шагов, сколько показал кубик. Если на игровом поле выпал красный сигнал светофора, пешеход пропускает ход, зеленый – продолжает движение.

«Соедини части знаков в целое». Малыши любят собирать пазлы – разрезанные на кусочки изображение чего-либо. Каждому ребенку дать для сборки разрезанную картинку дорожного знака. Когда непоседа собрал дорожный знак, то поднимает руку. Рассказывает товарищам по группе, какой знак он собрал, и что означает этот дорожный знак.

Основы безопасности жизнедеятельности

Иногда может возникнуть обстоятельство, когда дошкольник должен срочно оказать первую помощь, вызвать пожарных, скорую помощь или полицию. Необходимо подготовить маленьких ребят к таким ситуациям. Дошкольники должны уметь позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону и вызвать скорую или пожарную машину.

«Пожар, помогите». Цель – помочь маленькому человечку подготовиться к незапланированной ситуации. Научить, как вызывать экстренные службы, объяснить правила поведения.

Подготовка. Воспитатель рассказывает об опасных бытовых предметах, вещах, с которыми играть очень опасно. Показывает номера телефонов пожарных, скорой, полиции, которые написаны на бумажном листе. Рассказывает, как правильно позвать на помощь. Приносятся 2 телефона.

Надежда Афошина
Возрастные особенности детей 5–6 лет

Возрастные особенности детей 5-6 лет .

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания : ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти , возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте , должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет .

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) Кнаглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака : цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей , возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика : активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки , оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры : космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль) . Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра : в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик) . Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л. С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка , общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок :

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения . Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. * Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Математика

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может определять направление : вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы : Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как : квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление

Развитие Мышления, Памяти, Внимания

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…» .

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец) .

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов : мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может звонить по телефону.

2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам, как его родителям важно :

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье» , защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям , но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.



Публикации по теме