Проекта экспериментирование водой в доу. Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада «Поиграем с водой

1. Титульный лист.

Проект «Чудо в песочнице».

Разработан для среднего и старшего дошкольного возраста

Подготовили:

Воспитатели МБДОУ

детского сада №28

средней группы Серикова О.А.

Супрун Е.П.

Старшей группы Литвинова И.В.

Студентка БПК Малькова А.А.

2. Тип проекта: исследовательский

3. Вид проекта: краткосрочный (неделя)

4.Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста(4-6 лет), воспитатели, специалисты, родители, студентка БПК Малькова А.А.

Место проведения: территория сада и групповые комнаты.

5. Краткая аннотация (пояснительная записка). Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в пространстве.

Этапы разработки плана Воспитатель Серикова О.А. обсудила предстоящую работу со своими коллегами, администрацией, предложила студентке БПК Мальковой А.А. принять участие в работе по проекту и помочь разработать примерный план работы для достижения поставленной цели, оформить проект. Затем воспитатели познакомили с планом родителей групп, внесли дополнения, рассмотрели предложения. И только потом согласовали план работы с администрацией и специалистами сада, которые утвердили проект на реализацию в детском саду. Все участники подошли к работе ответственно и поэтому считают этот проект очень удачным.

Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара.

Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на отлично..

6. Актуальность.

Проблема: опыты и экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть на него по новому, обеспечивает разносторонее развитие и доставляет радость?

7. Цель и задачи проекта

Цель проекта для среднего возраста (4-5 лет ): сохранение интереса детей к познанию, через создание условий для обогащения сенсорного опыта в игре с песком и экспериментировании.

Цель проекта для старшего возраста (5-6 лет ): ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму средствами песочной игротерапии.

Задачи проекта :

Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию.

Развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук,

Закреплять знания о изменениях, происходящих в природе летом.

Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление.

Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.

Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду; а так же привлечение их к оформлению фото и видеоматериалов совместно с детьми.

Задачи проекта для старшего возраста (5-6 лет):

Углубление и систематизация знаний о песке, особенностях его строения, возможности использования.

Развитие потребности в приобретении новых знаний о песке.

Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной) . Использование различных методов и форм (исследовательский, игровой, экспериментирование; практические действия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка.

8. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей).

Использование различных методов и приёмов:

Игровые методы:

Воображаемая ситуация

Дидактическая игра

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Нами была запанирована предварительная работа:

Чтение стихов о природе и явлениях природы;

рассматривание иллюстраций;

наблюдение за сезонными изменениями в природе, происходящими летом; игры с песком;

приобретение и размещение оборудования;

создание условий для съёмки;

подготовка материала к презентации.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Чудо в песочнице» будут одинаково заинтересованы в получении положительных результатов, относиться к проблеме проекта серьёзно и принимать активное участие. И тогда проект можно будет признать реализованным успешно.

Перспективный план организации песочной недели с организацией мероприятий

Песочная неделя (нами запланирована на третью неделю июля).

Понедельник. Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

Проведение конкурса построек из песка (Для всех детей)

для среднего возраста (4-5 лет)

«Куличики». Организация игры «Магазин угощений».

Подведение итога конкурса на «Лучший городок» Обыгрывание построек с машинками и фигурками людей построенных городков.

Для всех детей: вручение призов победителям (Наборы для игры в песок)

Проведение экспериментов с песком для среднего возраста (4-5 лет)

Исследование свойств песка сухого и влажного с использованием презентации «В гостях у Миши». Использование в проведении опытов и экспериментов разного оборудования: увеличительные стекла, стеки, мельницы-вертушки, лейки, лопатки и формы.

Опытно-экспериментальная деятельность для старшего возраста (5-6 лет)

В ходе работы старшие дошкольники (5-6 лет) знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка, строением песка, в результате опытов детьми были установлены следующие свойства песка:

Исследуем свойства песка. Находим ответы на вопросы:

Песок сухой

Песок мокрый

куда пропадает вода, налитая на песок?

Вода впитывается песком и он становится влажным (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Она впитывается и делает песок жидким (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Из чего состоит песок?

Видны формы песчинок, он сыпучий

Не видны формы песчинок, он не сыпучий.

Что происходит с песчинками при изменении влажности песка?

Песчинки все отдельно

Песчинки склеены

Может ли песок двигаться?

Движется

Не движется

Как меняется цвет песка?

Имеет светло - жёлтый цвет

Имеет цвет намного темнее сухого

Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи?

Хорошо пропускает воду

Хорошо пропускает воду

Можно ли лепить из песка?

Не лепится

Можно ли песком рисовать?

Можно рисовать

Можно рисовать

Сохраняет ли форму?

Не имеет формы

Сохраняет форму, пока не высохнет

Какой песок тяжелее сухой или влажный?

Легче по весу, чем влажный

Тяжелее по весу, чем сухой

Можно ли очистить воду с помощью песка?

Очищает воду

Очищает воду

С детьми среднего возраста (4-5 лет) рисование в лотках с сухим песком «Я рисую жаркую страну». Изготовление пасок из влажного песка «Дома для пустынных обитателей». Совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка». Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне»,

С детьми старшего возраста (5-6 лет) изготовление макета пустыни и рисунков детьми песком «Обитатели пустыни», лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»; Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка»;

Родители и сотрудники в течении дня делают фотографии для выставки и альбома.

Для среднего и старшего возраста (4-5лет) Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома...) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь (тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования) .

Для старшего возраста (5-6 лет) Показ презентации и беседа «Песок в нашей жизни».

Ребята узнали о значении песка в жизни человека, о чем сделали следующие выводы:

Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок;

Используется в песочных часах (используют чаще в больнице, на кухне);

Приятно играть, строить, исследовать;

Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться;

Используется при тушении пожара;

В строительстве дорог, домов, изготовлении стеклянной посуды;

Используют для ухода за домашними животными, птицами, рыбками;

Песок является хорошим материалом для изготовления рисунков и аппликаций, макетов, в декоративном оформлении детского сада и группы.

Закреплялись полученные знания в игровой деятельности «Мои питомцы», «Мы строители», «Пожарники», «Больница».

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Изготовление газеты «Чудо-песок», альбома фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём», обработка видеоматериала к проекту. Подготовка воспитателей к итоговому мероприятию, привлечение узких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. На площадке рыхление песочных подушек вокруг оборудования.

Пятница. Для среднего возраста (4-5лет) Праздник песка «Песочная страна». Создание коллективной работы на песке « Песочная сказка».

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка», Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов. Концерт «Лето-славная пора, веселится детвора».

Оформление материала проекта для статьи в СМИ. Привлечь к работе по проекту коллег и родителей. Работа над презентацией по проекту «Чудо в песочнице»

Продукт проектной деятельности для среднего возраста (4-5 лет)

Продуктом педагогического проекта «Чудо в песочнице» являются:

    Перспективный план организации песочной недели.

    Фото и видеоматериал с конкурса построек, рисунков и концерта.

    Презентации «В гостях у Миши», «Песок в нашей жизни».

    Выставка фотографий «Работы детей из песка».

    Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.

    Альбом фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём»,

    Мультимедийная презентация проекта «Чудо в песочнице».

    Пополнение оборудования экспериментальной лаборатории.

    Коллекция песка.

    Картотека игр, загадок, опытов и экспериментов.

Продукты проекта для старшего возраста (5-6 лет):

1. Сборник стихов о песке, загадок;

2.Сборник игр с песком для ознакомления детей с природой и окружающей действительностью;

4. Выставка макета и фотографий рисунков детей песком «Обитатели пустыни»;

5.Выставка совместных с родителями работ детей «Песочница»;

6.Фотоальбом «Песочные сказки»;

7. Коллекция разноцветного песка;

8.Набор пособий для опытов и экспериментов с песком.

9. Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное (литература);

Финансовое: используется оборудование и материалы детского сада;

Кадровое: студентка, воспитатели, специалисты, родители.

10. План реализации проекта (этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)

1 организационный этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

2 практический этапы ответственные: воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

За 3 итоговый этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели и узкие специалисты детского сада.

Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация детского сада.

1 этап. Организационный.(1 день)

Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?

Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к студентке БПК, родителям, к интернету.

Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют.

2 этап. Практический. (2 и 4 день)

Сбор коллекции песка и систематизация информации о внешнем виде песка: строении, цветовых изменениях; значении его в жизни людей;

Беседа «Для чего нужен песок?»;

Подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке;

Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»;

Игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук);

Детское экспериментирование: опыты с песком;

Рассматривание песка через лупу;

Рассматривание макета пустыни и её обитателей;

Чтение и обсуждение книг и энциклопедий о песке, пустынях и их обитателях;

Проведение развивающих игр «Да-нет», «Дорожка», «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Найди цифру», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»;

Проведение психогимнастики «Загораем на песке».

Творческая познавательная деятельность детей:

Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

Рисование песком на тему: «Обитатели пустыни»; совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка»; лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке? »;

Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»;

Сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница». (3-5 день)

3 этап. Итоговый. (5 день)

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)

Праздник песка «Песочная страна».

Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка».

Выпуск газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.

Концерт «Лето - славная пора, веселится детвора».

Оформление материала проекта для статьи в СМИ.

Презентация проекта «Чудо в песочнице».

Поблагодарить всех, кто работал по проекту.

10. Ожидаемые результаты (результат-продукт, т. е что появится в ходе реализации проекта: книга, рисунки, фильм, методическая разработка, выставка, программа, но еще и может быть осознание, формирование чего –либо) .

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

Возможно дальнейшее продолжение проекта, т.к. он имеет много положительных сторон:

Данная проектная деятельность не предполагает сверх программного материала, а значит, не требует больших затрат.

Доступность реализации проекта предполагает его использование во всех детских садах

Осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни.

Возможность разработать проект для других возрастных групп детей, посещающих сад.

Новизна проекта заключается в том, что его реализация предполагает интегрирование работы тесном сотрудничестве педагогов разных возрастных групп и в совместной работе с родителями воспитанников, а так же с социальными партнерами ДОУ.

Проект «Чудо в песочнице».

Ожидаемый результат:

для среднего возраста (4-5 лет)

1. Обогатится сенсорный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

2. У детей сформируются представление о том, что опыты и эксперименты помогают разобраться в разнообразии окружающего мира, найти закономерности и взаимные связи;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

4. Снижение уровня подавленного настроения и капризов у воспитанников.

для старшего возраста (5-6 лет)

1.Развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков;

2. Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение;

3. Формирование умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

4.Совершенствование координации движений, мелкой моторики руки;

5.Увеличение количества детей заинтересованных экспериментированием, проявляющих желание активно участвовать в исследовательских опытах;

6. Привлечение внимания коллег и родителей к проекту, вовлечение в единое пространство «семья – детский сад»;

Материалы для экспериментальной деятельности:

Емкости с сухим и мокрым песком;

Ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;

Совки, различные сита, ведерки, миски;

Емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки;

Пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;

Пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины, банка;

Пластиковые ёмкости с разноцветным песком;

Стаканчики (из-под йогурта, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля).

Надежда Гагуа
Использование метода экспериментирования в условиях детского сада

Использование метода экспериментирования в условиях детского сада .

Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания , при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Дети очень любят экспериментировать . Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование , как никакой другой метод , соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В ходе экспериментально -познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

Цели экспериментирования :

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность .

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) .

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же , специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов , с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям :

1. максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,

2. безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

3. показ только существенных сторон явления или процесса,

4. отчетливая видимость изучаемого явления,

5. возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента .

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Демонстрационные наблюдения и эксперименты .

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты , при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами.

К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести нижеследующие качества.

1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы : во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько, в процессе работы и при подведении итогов.

2. Этот способ работы более прост в методическом отношении . Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность рационально распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.

3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.

4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.

5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.

6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.

7. Проще решаются вопросы гигиены.

8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе, представляющими для детей определенную опасность (ядовитые растения и грибы, огонь и др. наблюдений) .

Слабые стороны демонстрационных наблюдений :

1. Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.

2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.

3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.

4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный (кожный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.

5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.

6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей : они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.

7. При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.

8. Восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других – низким.

9. Сведена до минимума инициатива детей.

10. Затруднена индивидуализация обучения.

Фронтальные наблюдения и эксперименты .

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты , при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений. Они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы» .

Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут :

Хорошо видеть мелкие детали;

Рассмотреть объект со всех сторон;

-использовать для обследования все анализаторы;

Реализовать заложенную в них потребность к деятельности;

Познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;

Работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.

К сказанному можно добавить, что эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше , чем демонстрационных : процесс обучения индивидуализирован.

Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место.

1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.

2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.

3. Труднее установить контакт с детьми.

4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.

5. Повышается риск ухудшения дисциплины.

6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях :

Если объекты существуют в одном экземпляре;

Если объект в принципе не может быть дан детям в руки (гора, Солнце, дерево) ;

Если объект представляет для детей определенную опасность (например, ядовитые растения и грибы, опасные животные) ;

Если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами (например, с 22 котятами) ;

Если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;

Если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.

Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты , так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 248 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«Детское экспериментирование в ДОУ»

Воспитатель:

Баженова Ю.Г.

Новокузнецк, 2014

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

Вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязе в.

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Объем проекта : работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю; открытое занятие для педагогов: «Удивительные свойства воздуха»; консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Цели:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического

эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Воспитание научности познания - шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование непосредственно образовательной деятельности.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.


Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОКОЛЬЧИК"
компенсирующей направленности № 2 "Черничка"
Подготовила: воспитатель Петрова В. Т. 2014 г.

Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»
Цель: Развитие исследовательской активности.
Задачи:
Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам.
Развивать умение организовать эксперимент и получить результат.

Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием ИКТ.
Материалы и оборудование:

глобус, презентация «Роль воды в жизни человека», набор для опыта «Водяной фильтр» – 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка; для опыта «Очистка воды» – 1 стаканчик, бинт, вата, 1 стакан с грязной водой, 1 тарелочка, клеенки, 1 мерная ложка.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы: наглядные приемы – презентация, глобус, наблюдение, показ способа действий;
практические приемы - моделирование и изготовление водяного фильтра;
словесные приемы – рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснения, поисковые вопросы, педагогическая оценка;
игровые упражнения и задания – загадывание загадки, воображаемая ситуация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов. Чтение рассказов, сказок о воде; беседа о воде, о фильтрах для очистки воды, загадывание загадок о воде.
Рассматривание через микроскоп капелек воды, льдинки. Беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?»
Проблемные ситуации: «Если на планете исчезнет вода», «Если использованную воду не очищать, что произойдет?», опыты на выявление свойств воды о ее значимости для роста растений.

Ход образовательной деятельности
Воспитатель Я хочу вам загадать загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода) (Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.)
Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.
Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода – голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей)
Правильно, это реки, озёра, моря, океаны. (слайд с изображением рек, озёр, морей, океанов)
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку.
Зачем вода растениям? Как они её получают?
Зачем вода животным и птицам?
Для чего вода нужна человеку?

Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране- по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны.
В лабораториях работает много учёных. А что такое лаборатория? А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды.
Вправо, влево повернись,
В Лаборатории Воды окажись.
Вот мы с вами и в Лаборатории. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).
Воспитатель Опытов будет 2.
1 опыт. Водяной фильтр
Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами
Оборудование: Из набора для опытов: 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка.
Ход: Налить в чашку грязную воду. Можно приготовить раствор грязной воды: добавить в воду кусочки бумаги, камней, земли, мусора.
Положить в отдельные трубки камешки, шарики, губку и бумажный фильтр. Сделать из них колонну: вверху- трубка с шариками, ниже- с камешками, затем- с губкой и внизу с бумажным фильтром.
Медленно вылить грязную воду через воронку в верхнюю трубку. Какая вода получилась в самой нижней баночке? Сравнить её с оставшейся грязной водой.
Вывод. Чем больше разных видов слоёв в фильтре, тем вода чище. Более чем один миллиард людей, т.е. каждый шестой человек на Земле- не имеют доступа к чистой воде. Чистая вода- самый ценный ресурс на планете. Если чистота воды не будет восстанавливаться после использования, чистая вода может совсем исчезнуть.

2 опыт. «Очистка воды».
Цель: Выявить как можно очистить воду в домашних условиях.
Оборудование: стакан с грязной водой, чистый стакан, вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка.
Ход: взять чистый стакан, через два слоя бинта проложить вату, все это закрепить на верхней части стакана резинкой. Затем мерной ложкой медленно наливать грязную воду.
Вывод: чем больше разных видов слоёв в стакане, тем вода чище.

Воспитатель А сейчас немного отдохнём и поплаваем в речке.
Физминутка «Речка» (В.И. Ковалько «Азбука физминуток для дошкольников» М.: Вако - 2008)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Воспитатель: Возвращаемся в свою группу.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.

Воспитатель: Что вы сегодня вечером расскажете дома, где вы побывали? Что нового узнали? Что научились делать?
Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд с изображением красивых кристаллов воды).
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд с изображением ломаного кристалла воды).
Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
А все живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (Ответы детей)
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится в дожде, снежинках, водопроводном кране, в чайнике, в супе, и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней и мы можем заболеть.
Используемая литература
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В. Гончарова и др., под ред. З.А. Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
5. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
6. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
7. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.



Публикации по теме