Программа кружка по пластилинографии в старшей группе. Рабочая программа (старшая группа) на тему: Программа кружковой деятельности в старшей группе "Пластилинография"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Первомайского района

ПРОГРАММА КРУЖКА ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

2015-2016 учебный год

Составитель:

Широкова Оксана Анатольевна

I Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи кружка

1.3. Принципы и подходы

1.4.

1.5. Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.2. Методы, используемые при организации занятий с детьми (техники):

III .Организационный раздел.

3.2.Тематическое планирование кружка.

IV . Литература:

I Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

Кружок по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином - пластилинографии, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Развитию пальцев руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Задания составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».

1.2. Цель и задачи кружка

Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

Задачи:

    Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

    Учить работать на заданном пространстве.

    Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    Развивать изобразительную деятельность детей.

    Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

    Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

    1. Принципы и подходы

Программа рассчитана на один год, 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 5-10 минут.

    Обогащение детского развития.

    Построение изобразительной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (Доступность и простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

    Поддержка инициативы детей в выборе цвета, рисунка и сложности исполнения

    Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

    Сотрудничество с семьёй.

1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Кружок для детей 1 младшей группы

    1. Планируемые результаты

    Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.

    Владеют техническими приёмами: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

    Умеют изготавливать из пластилина простейшие картины.

    Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание работы по 5 образ областям

Познавательное развитие.

Задачи:

    Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания;

    Выделять форму в объектах;

Речевое развитие.

Задачи:

    Обогащение пассивного и активного словаря .

    Овладение речью как средством общения.

Физическое развитие.

Задачи:

    Профилактика нарушений психофизического развития детей.

    Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

    Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим оборудованием.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

    Формировать элементарные способы сотрудничества.

    Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.

    Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.

    Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

    Р азвивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

    С тановление эстетического отношения к окружающему миру;

    Р еализация самостоятельной творческой деятельности детей.

2.2 . Методы, используемые при организации занятий с детьми (техники):

Форма работы с детьми – индивидуальная и микро группы.

Техника – надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

2.3. Работа с родителями в ДОУ.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

Познакомить родителей с целью и задачами кружка

Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения, творческих проявлений ребенка.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

1.Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества.

III .Организационный раздел.

3.1. Программно-методическое обеспечение.

Художественные материалы и оборудование:

    Магнитная доска.

    Персонажи кукольного театра.

    Ширма настольного театра.

    Цветной пластилин;

    Раздаточный материал (шаблоны);

    Демонстрационный материал;

3.2.Тематическое планирование кружка.

IV . Литература:

    Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей»

    Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/

Елена Ченченко

Пластилинография - это рисование пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне , ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать . Таким образом, пластилинография развивает творческие способности и мелкую моторику.

Процесс лепки помогает ребенку выразить эмоции, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию) .

Создавая изображение с помощью пластилинографии , ребенок покрывает пластилином поверхность листа , скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

План занятий по пластилинографии

с детьми 5 – 7 лет.

Тема Программное содержание

"Листик кленовый" Напомнить детям свойства пластилина , закрепить приемы его использования : прищипывание, сплющивание.

"Гусеница" Ознакомить детей с техникой пластилинографии , приемами выполнение декоративных налепов разной формы

" Аквариум" Продолжать освоение приемов пластилинографии . Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

"Ваза с фруктами" Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира . Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики , наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

"Грибок" Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

«Космос»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии пластилином (раскатывания и сплющивания)

"Медведь" Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

"Ежик " Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином . Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Развивать детское творчество

"Зима" Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира . Используя пластилинографию , учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

" Новый год" Закреплять умение работать с пластилином , использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

"Петушок" Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей.

"Зимняя картина" Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

"Подводный мир" Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином .

"Весна идет, весне дорогу" Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином . Продолжать развивать мелкую моторику рук



















Публикации по теме:

Образец. Образец. Когда-то сидя дома в декретном отпуске, я занялась лепкой картин из пластилина, получалось довольно не плохо, потом.

Кружок по пластилинографии в старшей группе «Волшебный пластилин» (1-й год обучения) Цели и задачи Программы. Основная цель: Развитие интереса детей к лепке, обогащение сенсорного опыта. Программа направлена.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости! Сегодня я хочу рассказать, как с помощью пластилинографии организовать свободную деятельность детей.

11 марта в нашем детском саду прошла "Масленица". Масленица древний славянский праздник. Это весёлые проводы зимы и встреча долгожданной.

наталья надежкина

Рабочая программа кружка по пластилинографиии

«Пластилиновое чудо »

Для детей среднего дошкольного возраста.

Составила воспитатель Чистопрудненского Д/с "Сказка" Надежкина Н. И.

Актуальность

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок “ Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин в технике пластилинография .

Цель и задачи программы

Цель : Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии .

Задачи :

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии .

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином .

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Этапы реализации программы

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца .

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку , как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, семечки)

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Сроки реализации

Программа «Пластилиновое чудо » предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения.

Обучение проводится с подгруппой детей (10человек)

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в месяц.

Продолжительность занятия 20минут в средней группе и 25 минут в старшей.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время.

Формы работы :

Индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою работу) ;

Групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

С родителями (открытое занятие)

Методы и приёмы реализации программы

Методы :

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .

Приёмы рисования пластилином :

Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками» ;

Рисование мазками;

Заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками ;

Процарапывание по пластилину ;

Вырезание отдельных картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами .

Предполагаемые результаты работы :

У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии ;

Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Материал :

1. Плотный цветной картон

2. Цветной пластилин

3. Доска для лепки, стека

4. Салфетка для рук

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.

Годовое тематическое планирование занятий.

Средняя группа

№ Тема занятия Задачи

Сентябрь

«Воздушные шары»

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать эстетическое и образное восприятие.

«Бусы для Люси» Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

Закреплять знания о цвете.

Развивать чувство ритма.

«Созрели яблочки в саду» Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

«Веточка рябины» Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды .

Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

Закреплять с детьми знания о красном цвете.

Развивать мелкую моторику.

«Зонтик» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином .

4. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

«Ёжик» Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы : раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность в работе.

7. «Снежинка»

1. Продолжать обучать детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона) . Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.

«Снеговик»

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями , придавая им шарообразную форму.

Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками» . Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать аккуратность в работе с пластилином .

Закрепить знания о цветах.

«Ёлочка, ёлка колкая иголка» Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии .

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.

«Украсим торт»

1. Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

2. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

3. Вызывать радость от проделанной работы.

4. Развивать согласованность в работе обеих рук

5. Воспитывать аккуратность.

«Кораблик для папы»

1. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином , побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;

2. Развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику;

3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

«Веточка мимозы в подарок маме»

1. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

14. «Украсим платье Кате»

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина .

Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

15. «Самолёт летит» 1. Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3. Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами, используя знакомые приёмы работы : раскатывание, сплющивание.

4. Закрепить знания о голубом и синем цветах

16. «Разноцветный светофорчик» .

1. Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

2. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4. Развивать аккуратность в работе с пластилином .

17. «На лугу» насекомые

Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.

Закрепить приемы лепки : раскатывание шара, колбаски; сплющивание.

Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).

Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином .

Воспитывать интерес к живой природе.

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

18. «Цветик-семицветик» Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки : скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

Закреплять знания об основных цветах спектра.

Литература :

1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография . Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2007.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб : Сова, 2006.

6.«Пластилинография для малышей » Г. Н. Давыдова

Департамент социальной защиты труда и населения г. Москва

ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Рабочая программа

« Пластилинография»

(внеурочная деятельность)

Гордякова Л.В.

Введение

Пластилинография- это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картины на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные или плоскостные.

Одной из сущностных задач образования в развитии детей является раскрытие потенциала ребенка, его природных и специальных способностей на основе его интересов и потребностей. Специфические возможности содержания дополнительного образования детей состоит в том, что оно развивает у ребенка способность к восприятию целостной картины окружающего мира и отображению ее в своем творчестве, исследовательской, ориентационной деятельности; расширяет возможности проявления своего опыта в разных видах содержания, накопления необходимых навыков, предоставляет ему возможность выбора уровня сложности и темпа освоения способов деятельности, предоставляет возможность выбирать круг общения, отвечающий его интересам.

К показателям результативности деятельности педагога дополнительного образования относятся; успешное освоение детьми образовательной программы, формирование у ребенка нравственно-ценностных ориентаций, формирование положительного отношения к своей деятельности и оценки ее результата, достижения воспитанников в смотрах, выставках. К показателям результативности деятельности относятся и предъявление педагогом собственных профессиональных результатов (методические разработки, персональные выставки, творческие мастерские и пр.).

Пластилинография, в которой ребенок действует путем проб и примеривания, развивают у него мелкую моторику рук, внимание к свойствам пластилина, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие и оказывает большое влияние на формирование целостного восприятия.

Поэтому передо мной стояла задача правильно подобрать, из разработанных методик, необходимый материал способствующий, с моей точки зрения, коррекции и устранении выявленных при диагностике недостатков развития мелкой моторики, знания цвета у детей. Необходимо было учесть, чтобы темы выполнения работы сочетались с возрастными, физиологическими, умственными, нравственными возможностями детей, правильно были организованы, несли положительную и эмоциональную значимость, индивидуальный подход.

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для кружковой работы с детьми и разработана на основе системно- деятельностного подхода.

В ходе разработки использовалась тематика перспективного планирования работы.

В основу программы положены сложившиеся представления о структуре, недоразвития мелкой моторики рук, несформированности внимания, восприятия, недоразвитие мотивационно – потребностной сферы, которая и является основой деятельности индивида.

Занятиями по лепке начинают заниматься с детьми младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: учим раскатывать, сплющивать, вытягивать. При пластилинографии учим размазывать, прилеплять, смешивать пластилин, налеплять. Эти способы помогают ребенку создавать сложные композиции и выполнять разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывать, сплющивать, оттягивать детали.

Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.

Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Но они очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Пластилинография является важным средством в коррекции мелкой моторике рук. Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием « вливания одного цвета в другой».

Каждое занятие содержит не только практические задачи (сплющивание, смазывание, катание колобком и т.д.), но и воспитательно-образовательные, творческие способности ребенка, умение общаться с другими людьми, развивается мелкая моторика рук.

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе важно знать:

  1. Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием;
  2. При работе с пластилином следует использовать как

основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон,

чтобы не происходило ее деформации при выполнении

приемов придавливания, сплющивания во время закрепления

предмета на горизонтальной поверхности.

  1. Чтобы картинка со временем не потеряла

своей привлекательности следует основу

с предварительно нарисованным контуром

(можно использовать использованные раскраски)

или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать

появлению жирных пятен; работать на скользкой

поверхности легче и при помощи и при помощи

стеки проще снять, лишний пластилин, не оставляя

следов;

  1. На рабочем столе ребенка обязательно должна

быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог

воспользоваться ею в любое время, а после выполнения

работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть

их водой с мылом.

Цель программы:

- развитие ручной умелости и умственных способностей детей, разработка комплексного планирования занятий пластилинографии. Тематика занятий пластилинографии связана с тематикой ознакомления с окружающим. Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Центральной задачей программы является развитие мелкой моторики рук;

Речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей.

Работа с пластилином направлена на решение следующих задач :

  • Дать детям возможность через пластилинографию выплеснуть

отрицательные эмоции;

  • Помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность

удивляться, радоваться;

  • доставить детям радость от общения с пластилином;
  • Развивать глаза, пальцы, фантазию, воображение;
  • Формировать знания в изучаемой области, выработать

необходимые практические умения и навыки в работе

с пластилином;

* Развивать творческие способности;

* Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

* Вовлечь детей в совместную творческую деятельность.

С целью развития ручной умелости и творческих способностей детей. Хотелось найти что-то необычное, интересное, развивающее, а главное, доступное, ведь возраст детей 7-8лет. Выбор остановила на пластилинографии, т.е. лепной картины по образцу. Использование использованных раскрасок. Или нарисованные предметы.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям с, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях(по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.) (см. схему1).

Схема1.

Интегрированные занятия более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:

*Реализовать познавательную активность: Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, имеющиеся в памяти.

*Обогащать словарь: В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.

*Развивать сенсорные эталоны: Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам в мозгу.

*Реализовать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

  • Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
  • Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
  • Когда ребенок вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
  • Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
  • Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Организация занятий пластилинографии проходила в несколько этапов, отражающих деятельность педагога.

Подготовительный: Изучение авторских подходов к пластилинографии. Проведение начальной диагностики детей. Подготовка технических средств. Написание рабочей программы.

Практический: Организация и проведение занятий. Обогащение развивающей среды в группе.

Итоговый: Оформление альбома с детскими работами. Итоговая диагностика детей.

На подготовительном этапе была проведена диагностика детей. По её результатам разработана программа рабочая программа. При её разработке отбирались наиболее интересные и доступные темы, сюжеты.

Занятия проводились на втором практическом этапе. Они проходили 1 раз в неделю по 45 минут.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи.

Подготовительный: Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.

Основной: Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, смешивать пластилин, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам, освоить умение пользоваться стекой, доводить дело до конца, работать на аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию учителя.

Итоговый: Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать пластилин по цвету для работы, сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Этапы работы:

Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам пластилинографии. Так, на первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора или шары на елку и т.д. Затем дети осваивают, новый прием размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. При его освоении воспитателю нужно следить за тем, чтобы ребенок размазывал пластилин именно подушечкой пальца, а не царапал ногтем. Так дети изображают иголочки ежика, дождик для цветочков и т. д. , но лучше рисовать стекой. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. На этом же этапе для усиления выразительности своих работ дети учатся пользоваться стекой.

На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин). На этом этапе дети приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Цвет пластилина дети выбирают по образцу. На этом этапе дети учатся создавать изображения из большого количества одинаковых деталей (столбиков) (чтобы построить, например, домик для кошки, нужно заготовить много бревен). Дети учатся создавать композиции, используя разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию и пластилинографию(например, для рыбки дети сначала подготавливают основу, рисуя пластилином море, а уж затем размазывают пластилин по контуру рыбки).

Приемы, используемые в работе:

Воспроизведение движений в воздухе. Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «бревнышки».

Совместные(или «пассивные»)действия. Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, учитель берет его за руку и вместе с ним выполняет действие.

Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги(фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону. Пока они не освоят технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении, как только дети научатся прижимать к нему детали, фон располагается вертикально. Такая последовательность действий позволяет детям менять позу во время занятия.

Стихи, загадки. Подбираются к теме занятия и помогают изображению характерных особенностей объекта.

Вопросы к детям. Должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

Игровая мотивация. Ее создание- важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Игровые приемы. Помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Простое заучивание, механическое повторение нового материала неэффективно, это может только подавить усердие и радость от собственных достижений. Обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке. Таким образом, игровые приемы- это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей.

Игровая задача в используемых приемах- своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий, например: «Поможем Мишке собрать шишки» или «Соберем для зайчика морковку». После постановки игровой задачи с учениками разыгрывается игровое действие (чтобы помочь Мишке, необходимо отправится в лес). В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация.

Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам, и их возможностям.

В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия надо еще раз, внимательно рассмотрев работы маленьких авторов, особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т.д.

На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющий опыт и свое отношение к изображаемому(например, для разукрашивания дети самостоятельно выбирают цвет пластилина, смешивают его).

Каждое занятие сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми. В результате дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат: данные формы работы, развивающая программа, учитывающая индивидуальные потребности детей, направлена на коррекцию мелкой моторики рук, на развитие сенсорных эталонов, обогащение словаря.

Ожидаемые результаты за 1год обучения

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и используемых материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ

К концу учебного года дети должны знать:

Названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

Элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый - зеленый и т. д.);

О деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник -пластилин, стека, бумага, клеенка и пр.).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

Свободно работать с пластилином - без напряжения размазывать в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

Правильно работать с пластилином - смешивать пластилин, размазывать по контуру, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
  • выполнять простые по композиции сюжеты

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Дата

проведения

Беседа «Что такое пластилинография»

Воздушные шары

Яблочки поспели

Чудо плоды

Именины у рябины

Осенние листочки

Ёжик

Золотая рыбка(коллективная работа)

Осеннее дерево

Сова

Чашечки

Кактус в горшочке

Консервированные фрукты

Самолет летит

Живые яблочки на ветки

Елочка

Украсим платье

Пингвины на льдине

Панда

Мишка косолапый

Домик

Кораблик

Божья коровка

Бабочка

Улитка, улитка, выпусти рожки

Яблоня цветет

Одуванчики

Полевые цветы

Салют

Весеннее дерево

Колобок

Курочка

Зонтик

Учебно – методическое обеспечение программы:

  1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80с.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-80с.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анамалистическая живопись.-М,: Издательство « Скрипторий 2003», 2008.- 88 с.
  4. Пластилиновые фигурки животных.- М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010. – 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

«Детский сад присмотра и оздоровления № 179»

Программа кружка «Пластилинография.»

Старшая группа

Принято составила

На педагогическом совете воспитатель

МБДОУ№179 Бабакехян А.Г.

Протокол №____

От _________2015

Кемерово 2015

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Я продолжаю свой кружок «Очумелые ручки» и хочу познакомить детей старшей группы с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографией , принципом которой является создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего возраста.

Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Основная цель программы кружковой работы: «Очумелые ручки»:

научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.

Цель

Привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников;

Знакомство с новым видом аппликации;

Приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;

Обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи

Обучающие:

1.Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.

2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.

3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.

4. Использовать навыки творческого сотрудничества.

Развивающие: способствовать развитию

1. творческих способностей.

2. сенсорики, мелкой моторики рук.

3. пространственного воображения.

4. технического и логического мышления, глазомера.

5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные:

1.Уважительное отношение к результатам труда.

2.Интерес к творческой и досуговой деятельности.

3.Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

Репродуктивный (воспроизводящий);

Объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

Частично- поисковый;

Практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Подведение итогов: планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

Показатели развития

К концу учебного года ребенок:

Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;

Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

Вырабатывать усидчивость;

Развивает мелкую моторику пальцев

Сохраняет интерес к занятию

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятий

Кол-во

часов

Октябрь

Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки

Грибы-грибочки выросли в лесочке

Мой сад и огород

Ноябрь

Золотая рыбка

Червячок в яблочке

Кашалотик – кашалот

Осьминог

Декабрь

Снеговик

Новогодние шары так прекрасны и важны

Елка новогодняя

Январь

Снегирь

Пингвин на льдинке

Символ года

Февраль

Бежит кораблик по волнам

Валентинка (сердечка)

Галстук для папы

Яблоки на тарелочке

Март

Цветы для мамы

Матрешка

Подводное царство

Подснежник

Апрель

Божья коровка, улети на небо

Бабочка

Волшебное яичко

Лебедь

Май

Проснулись жуки, червячки и другие насекомые

Незабудки

Одуванчики

Веселый зоопарк

Перспективный план

Октябрь.

    Тема: Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки.

Цель: Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.

    Тема: Грибы-грибочки выросли в лесочке.

Цель: Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.

    Тема: Мой сад и огород.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещьдидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.

    Тема: Совушка – сова. Большая голова.

Цель: Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики)

Ноябрь

    Тема: Золотая рыбка.

Цель: . Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).

    Тема: Червячок в яблочке.

Цель: Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.

    Тема: Кашалотик – кашалот.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

    Тема: Осьминог.

Цель:

Декабрь

    Тема: Снеговик.

Цель: Закреплять умение ровно и гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду. Учить работать в технике «граттаж». Развивать образное восприятие, воображение и творческую активность, самостоятельность в работе, навыки графического изображения. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.

    Тема: Новогодние шары так прекрасны и важны.

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска. Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки). Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров, украшений.

    Тема: Елка новогодняя.

Цель: Продолжить знакомить детей с техникой трафаретного рисунка и приемами декорирования. Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимательность, умение слушать и руководствоваться инструкцией воспитателя. Вызвать интерес к деятельности желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий. Воспитывать объективность при оценке работ товарищей.

    Тема: Белая снежинка мне на ладошку села.

Цель:

Январь

    Тема: Снегирь.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.

    Тема: Пингвин на льдинке.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии, подготовка фона: волны – короткие колбаски синего цвета, линия горизонта – длинная белая колбаска, северное сияние – разноцветные колбаски, выложенные рядами в виде линий.

    Тема: Символ года.

Цель:

    Тема: Белая снежинка мне на ладошку села

Цель: Показать возможности использования нехарактерных для этого вида деятельности средств (чеснокодавилки) для воплощения образа. Учить составлять геометрически правильный рисунок из пластилина, пропущенного через чеснокодавилку. Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности. Вызвать интерес к процессу деятельности. Воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы. Развивать адекватность и аргументированность оценочных суждений.

Февраль

    Тема: Бежит кораблик по волнам.

Цель: Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание). Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка. Развивать самостоятельность, индивидуальность в работе. Вызвать желание сделать подарок близким, дорогим людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества». Воспитывать любовь и уважение к родителям, гордость за тех, кому пришлось служить в Армии.

    Тема: Валентинка (сердечка).

Цель: Совершенствовать навыки пользованием трафаретом. Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.

    Тема: Галстук для папы.

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

    Тема: Яблоки на тарелочке.

Цель: Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие.

Март

    Тема: Цветы для мамы.

Цель:

    Тема: Матрешка.

Цель: Приобщать детей к миру искусства. Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета. Развивать фантазию, творчество, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Развивать активность и самостоятельность в работе, а так же старание и аккуратность.

    Тема: Подводное царство.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление, воображение. Развивать творческую активность, самостоятельность в работе. Вызвать удовлетворение от процесса своего труда и то итога коллективного изображения морского мира.

    Тема: Подснежник.

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться аккуратности в работе с пластилином.

Апрель

    Тема: Божья коровка, улети на небо.

Цель:

    Тема: Бабочка.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать цветовосприятие, чувства меры гармонии, чувства эстетического восприятия .

Тема: Волшебное яичко.

Цель: Познакомить детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Сообщить, уточнить представления детей о причинах традиционного отмечания праздника Пасхи. Развивать творческие способности. Развивать активность и самостоятельность в работе. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать интерес и определенное отношение к духовным ценностям, к традициям народа. Воспитывать опрятность, аккуратность в работе, желание выполнить красивый «рисунок».

    Тема: Лебедь.

Цель: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином. Учить слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Май

    Тема: Проснулись жуки, червячки и другие насекомые.

Цель: Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

    Тема: Незабудки.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

    Тема: Земляничка.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

    Тема: Веселый зоопарк.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк"

Заключения

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Литература

    Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.

    «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

    Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

    «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.

    Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.

    Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

    Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».-«ТЦ СФЕРА» ,2010.

    Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.



Публикации по теме