Творческие занятия: Как заинтересовать ребёнка? Почему детям важно и нужно заниматься творчеством.

Изотерапия

Рисование для детей может оказывать не только развивающий эффект, но и благополучное психологическое воздействие. Избавиться от страхов, боязней, нервных потрясений поможет изотерапия . Упражнения очень разнообразны.

Для занятий лучше найти специализированный детский центр, в котором есть психолог, но можно самостоятельно помочь ребенку справиться со страхами.

Предложите малышу нарисовать то, чего он боится. Ни в коем случае не обещайте ему, что после рисования его страх исчезнет. Ожидание может только усугубить ситуацию. Зачастую дети боятся ни чего-то конкретного, а совокупности явлений и факторов. Поэтому рисунок ребёнка может быть незаконченным. Страхи ребёнка могут быть совершенно обычными для взрослого человека предметами или явлениями. Часто малыш не может объяснить словами, чего он боится. Рисунок помогает ему в этом. Очень часто рисунок представляет собой разноцветные пятна, перечёркнутые линиями. Таким образом ребёнок выражает свои чувства тревоги. Каждый элементы такого рисунка, это определённые ощущения малыша в той или иной ситуации.

Психологи советуют «прятать страх». Так, страх перед большой собакой можно спрятать, посадив её в клетку или на цепь. Или просто дорисуйте собаке улыбку и бант, чтобы она казалась не злой и пугающей ребёнка, а доброй. Таким образом изотерапия для детей служит средством, помогающим малышу разобраться в себе и в своих чувствах.

После изложения ребёнком своих тревожных эмоций психологи рекомендуют сделать следующее. Сомните этот рисунок, поместите в огнеупорную форму, и подожгите на глазах у ребёнка. Когда лист бумаги сгорит дотла, возьмите чистый, накройте им пепел и хорошо потрите. Так вы получите оттиск и интересное изображение. Рассмотрите получившийся рисунок. Дорисуйте радостный образ и поместите его на видном месте. Каждый раз, сталкиваясь с изображением, ребёнок будет забывать о страхах, которые его преследовали.

Такая терапия оказывает благотворное влияние на детей, которые не хотят или не желают объяснять родителям свои страхи, а также для тех деток, которые страдают эмоциональными расстройствами. Воспользовавшись нашими советами, вы поможете малышу обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Чем полезны занятия творчеством?

Раннее творческое развитие ребенка, несомненно, очень важно. Малыш на глазах взрослеет, становится менее зависимым от родителей. У ребенка появляется самоуважение, повышается его самооценка, он счастлив, что сам умеет что-то делать. Кроме того, рисование, лепка, и аппликация играют большую роль в формировании речи. Как известно, развитие мелкой моторики приводит к активизации речевой деятельности. Чем больше Вы развиваете моторные навыки ребенка, тем быстрее идет процесс становления речи малыша.

Рисование

Начинать занятия творчеством рекомендуется с рисования ладошками и пальчиками. Ведь держать в маленькой ручке кисточку и карандаш еще сложно. Намазав ладошки и пальчики малыша специальными пальчиковыми красками, попробуйте изобразить кружочки, линии, кляксы - все, что захотите.

Особенное удовольствие принесет малышу и Вам процесс смешивания двух цветов для получения третьего. Это превращение для ребенка станет настоящим чудом!

У Вашего ребенка появился новый друг - кисточка? Тогда Вам нужна и новая краска - гуашь. Чем она привлекательна? Гуашь - яркая краска, легко наносится на кисточку. Кроме того, это самая безобидная и безопасная краска. Ведь первое, что сделает Ваш маленький художник при знакомстве с краской, - попробует ее на вкус. Это естественный исследовательский поступок ребенка. Малыш пробует все на язык не потому, что он маленький и (как Вам кажется) несмышленный, а потому, что он исследует окружающий мир на вкус и запах.

Сама по себе гуашь достаточно неприятна на вкус, поэтому малышу вряд ли захочется повторить опыт. Наверняка и у Вас с детства остались воспоминания о вкусе и запахе гуаши!

Какие кисточки станут лучшими друзьями Вашего ребенка?

Сначала малышу лучше давать широкую кисть из жесткой щетины толщиной в палец или даже толще.

Позднее, когда ребенок уже научился уверенно держать кисточку, дайте ему кисть потоньше.

Первая стадия творчества Вашего маленького художника - это ляпы по бумаге. Ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть нарисует следы, которые тянутся за мокрым котенком, или волнистую дорожку, оставленную плывущей рыбкой.

Следующая стадия - это изображение прямых горизонтальных и вертикальных линий, затем кругов и зигзагов.

Очень нравятся детям делать отпечатки на бумаге различными предметами: поролоновой губкой, кусочком бумаги, ластиком, штампиками, ватной палочкой и т.д. Сначала это просто забава. Потом малыш будет стараться попадать в нужные места. Так развивается координация рук.

В полтора - два года можно знакомить малыша с акварелью. Лучше работать с медовой акварелью, т.к. она самая безопастная.

И опять у Вашего ребенка появятся новые друзья - кисточки с мягким ворсом (белка, пони, коза). Пробуйте с этими красками и кисточками разные техники: рисуйте на мокрой бумаге, наблюдайте за смешением красок. Это очень обогатит знания ребенка об окружающем мире, о свойствах красок, о существовании множества оттенков.

Кроме красок можно давать малышу для рисования и цветные восковые мелки. Они мягкие, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложаться на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Когда Вы предлагаете малышу мелки, скажите ему, что эти цветные палочки очень хрупкие, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Научившись рисовать восковыми мелками, ребенок легко освоит рисование фломастерами и карандашами. Для работы с карандашами лучше давать небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе.

Аппликация

Занятия аппликацией обычно очень нравятся детям. Сначала Вы будете выполнять практически все сами: вырезать детали, мазать их или весь лист клеем. А малыш будет брать фигуры или отрывать кусочки цветной бумаги и приклеивать их на клейкий лист. Обрывная аппликация доступна самым маленьким детям. С ее помощью можно передать особенности фактуры образа (пушистый цыпленок, воздушный одуванчик и т.д.)

Затем Вы научите ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги. Можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые Вы вырезали заранее. Сделайте домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д. Ребенок охотно поможет Вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка...

В аппликации, помимо обычной цветной бумаги, используйте необычные материалы: салфетки, гофрированную бумагу, ткань, вату, крупу, нитки, фантики и т.д. Очень важно предоставить малышу возможность эксперементировать с бумагой - пусть он складывает, мнет, разрывает разные виды бумаги, делает все возможные надрезы и срезы. Помогайте малышу увидеть в образовавшихся формах предметы реального мира - цветок, машину, дерево...

Лепка из пластилина

Пластилин - мягкий и эластичный материал, который может принимать разные формы и поддается воздействию. Работать с ним приятно, это позволяет детям и взрослым расслабиться, дает возможность получать новые тактильные ощущения.

Разминая в пальцах рук кусочки пластилина, мы снимаем напряжение, развиваеммелкую моторику, стимулируем нервные окончания пальцев и тем самым способствуем развитию мышления и речи.

Лепка не только развивает у ребенка пространственное мышление, но и дает крохе начальные понятия о геометрии окружающего мира.

На начальном этапе ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки. Примерно с года ребенок уже может отщипывать кусочек пластилина, плющить пластилин всей ладошкой, тыкать пальцем в раскатанный пласт. Из шариков, которые Вы катаете сами, попросите малыша сделать пальцем маленькие лепешки. Покажите малышу, что пластилиновые кусочки можно размазать по листику, создавая какой-нибудь узор или рисунок.

Потом научите Вашего малыша катать из пластилина "колбаски", большие и маленькие шарики, вытягивать пластилин и делать различные фигуры, резать "колбасу" и т.д. На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышом от года. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.

Воспитатель по ИЗОдеятельности : Лавбина Светлана Олеговна.

"Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.

Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.

Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить,-посоветует педагог.

Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.

Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье . Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.

У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Например, синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.

Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.

В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.

К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.

И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".

Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других - игры, пения, танцев, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.

В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания. Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.

А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:

а) обсуждать рисунок с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)

б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.

в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)

г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.

д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе, использование изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.

Е) Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.

ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.

В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младшего возраста, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце своего занятия порадовался, проявил положительные эмоции. Можно обратить внимание ребёнка на хорошо переданную форму, цвет, на появление изображений, которые ваш малыш ранее не умел создавать.

Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".

В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.

Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

"Мы любим рисовать"

Рисование - одно из самых люб имых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по лист у бумаги и появление на нё м следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очерта нии ли ни й с окру ж ающи ми предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "ожива ют " машина едет и гро мко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружа ющ ий мир.

В начале обучения рисова ни ю помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите е му , сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги.

Рисован ие малыш обычно с опровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ре бё нок ещё не може т , а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начина е т с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление реб ё нка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла дево чка?" , "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит о бщен ие ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.

Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров (их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её.

Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне, путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.

Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: "И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья или "Белый снежок на землю падает". Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Этот процесс важен для развития эстетического восприятия. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.

Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря им дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер "сотворчества". Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так, как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми.

"Сотворчество" ребёнка с художником (имеется в виду рисование в раскрасках) является тоже хорошим опытом для ребёнка. На страницах раскраски изображены знакомые детям предметы, события, персонажи. Обратите внимание малышей на то, что они состоят из разных форм (круглых, овальных, квадратных, прямоугольных). Внимательно рассмотрите с ним рисунки в раскраске. На левой странице художник изобразил понятные детям картинки, на правой -ребёнок сам дорисовывает сюжет. "Сотворчество" с художником доставит большую радость: ребёнку предстоит чёрно-белый рисунок сделать ярким, красочным. Предложите ему самому выбрать материал (цветные карандаши или краску гуашь).

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному .

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

«Изобразительная деятельность в семейном воспитании»

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретного образного мышления - это особенности психологического развития детей третьего года жизни, которые определяют характер их изобразительной деятельности. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко узнают в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Появляется процесс ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла; нарисовал, увидел образ, назвал. С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке как о зарождении художественного творчества. Однако творческие процессы в этом возрасте еще слабо развиты.

Современная отечественная психология и педагогика рассматривает раннюю ступень развития ребенка- как процесс усвоения им социокультурного опыта. Поэтому изобразительная деятельность детей третьего года жизни направлена на развитие художественного творчества, формирование способности приобретать необходимые для этого умения. У современных детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром через предметную деятельность восприятие и создание графических изображений возникает довольно рано.

С учетом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развития воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщение их к искусству.

Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету, приятные по фактуре игрушки), вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как правильно держать карандаш и вести линию, не прерывая её, как правильно брать кисть, аккуратно набирать краску, промывать кисть, рисовать на всем пространстве листа. В работе с пластилином учите ребенка раскатывать комок пластилина ладошками, видоизменять его с помощью пальцев, соединять части, чтобы получились фигурки знакомых персонажей: колобка, матрешки, зайчика и т.д. Ваш ребенок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, пластилином, создавая простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.

Процесс изобразительной деятельности младшего возраста имеет свои особенности. У детей этого возраста в рисунке, лепке возникает так называемый «временной образ»: т.е. для ребенка важна динамика развития образа. Он воспринимает изображение в определенном временном соотношении, стремится к активным действиям, потому и возникают живые образы, а так же можно увидеть в его действиях объективное сходство с реальными предметами и явлениями. Узнаваемость образа помогает закрепить в содержании ребенка связь между действиями руки и получившимся изображением - связь которую он усваивает подражая взрослому.

Постепенно у ребенка младшего возраста формируется произвольность движений. Он уже способен создавать и другие образы т.е. сам устанавливает новые связи и овладевает ими. Его отображение отличается устойчивостью, понятной внешней формой. Это уже не случайно вспыхивающие ассоциации, а преднамеренные образы.

Способность передавать свои впечатления в художественно - образной форме зависит от того, насколько у ребенка развито воображение. Все, что дети воспринимают в окружающем, остается в их памяти и служат основой для последующей творческой деятельности.

Помогите своему ребенку выбрать наиболее типичные , яркие явления и события. Для этого рассмотрите вместе с ним доступные его пониманию произведения искусства: картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и другими произведениями детских писателей (Васнецова, Жихарева). Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребенку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл происходящего на картинке. (Например, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации к сказке «Три медведя», обратите внимание на мишутку, когда он увидел, что стульчик поломан. Пусть ребенок сделает вывод: Мишутка плачет: стульчик сломался). Знакомьте ребенка с предметами декоративного прикладного искусства: рассмотрите цветы, любуйтесь нарезным сарафаном матрешки.

Вызывайте у него радость, желание еще раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика. Для этого используйте потешки, песенки, которые помогут ребенку запомнить тот или иной персонаж, вызовут доброжелательное отношение к нему. У детей младшего возраста только формируется способность , поэтому они пользуются доступными им, пока еще простейшими средствами выразительности.

Рисуя со своим ребенком, вы формируете у него отдельные навыки и умения, воспитывайте активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как начальное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в образ. Благодаря развитию формообразующих движений в рисунке, лепке у детей младшего возраста возникает «памятное» изображение предметов. Ребенок отражает наиболее существенные, характерные черты персонажа (у мишки круглые уши, у зайца - длинные, солнце круглое и т.д.) Происходит формирование художественно-образной основы деятельности: дети линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления окружающего.

Обращайте внимание ребенка на рисование и характер цветовых пятен, которые могут быть «слоном», «медведем», «рыбками», «радугой» или узором для «платья». В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребенок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определенными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя и т.д.

В младшем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Ассоциативные образы возникают быстрее. Однако многие из родителей, желая избежать лишних проблем с уборкой, предлагают детям для рисования карандаши и ограниченные по размерам листы бумаги. Ваш ребенок в этом случае вынужден действовать в пределах микропространства , хотя в силу своих физиологических особенностей, в том числе двигательной сферы, ему необходимо макропространство . А для освоения макропространства ребенку надо чаще рисовать красками на больших листах бумаги. Кроме того, это дает возможность создавать ритмичные композиции, заполнять весь лист очертаниями разных по размеру, цвету, форме пятен и мазков.

Еще один совет - для рисования с детьми младшего возраста надо использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ваш ребенок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем. Именно «оснащение детей качественными художественными материалами является основой для дальнейшего художественного развития.»

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

Ряд эффективных методов и приемов для развития изобразительной деятельности у ребенка

1 метод «пассивных движений».

Вы берете руку ребенка в свою и начинаете рисовать круги (или проводите лини в разных направлениях - ленточки, дорожки, лучики и т.д.) Действуя вместе с ребенком, вы учите его рисовать, лепить. Подражая вам ребенок затем самостоятельно осваивает движения кистью, карандашом.

Используя игровые приемы вы можете создать эмоциональное отношение вместе ребенка к процессам рисования, лепки.

Например:

Вы рассматриваете с ребенком иллюстрации к произведению В. Сутеева «Мышонок и карандаш», читайте его. Затем возьмите коробку с карандашами, погремите ею и спросите, что в ней может быть. Покажите -там цветные карандаши. Скажите: « Вот такими карандашами можно нарисовать любопытного мышонка». Ребенок с интересом начнет рисовать. Продолжайте игру «А где же кошка, от которой убежал мышонок? Нарисуй и ее». Помогите построить композицию, передать особенности образов -кошка больше мышки, у нее пушистый хвост и т.п.

2 метод «сотрудничество взрослого с ребенком».

Например, на большом месте вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (все это можно выполнить и аппликативным способом), а ребенок дополнит эти картины - рисует листья, цветы, грибы, огни.

Метод сотрудничества дает детям возможность воспринимать явление в двух вариантах - незаконченном и окончательном. Этот метод представляет особую значимость для развития эстетического восприятия, так как именно при участии ребенка, в окнах домов «зажигались» огни, на деревьях «распускались листья», на земле выросли цветы и т.д. Предоставляйте своему ребенку возможность по своему желанию использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.

Однако надо отметить, что в результате такого обучения воображение, образное восприятие линий, штрихов, форм не развиваются. Эту техническую задачу можно решить, если использовать аппликацию - это заранее вырезанные и наклеенные вами фигурки; например котят: «Котята шаловливые, веселые, любят играть клубочками». Для пушистых проказников ваш ребенок с интересом нарисует разноцветные клубочки в разных частях листа и «протянет» каждому котенку нитку от клубка. Так возникает образ, который постепенно развиваясь, приобретает игровой характер. Ваш ребенок активно действует, движения руки с карандашом, фломастером становятся увереннее: играя с котенком, он рисует для него много разноцветных клубочков. Одновременно развивается речевая активность и интерес к результату деятельности. Для детей младшего возраста так же интересен процесс создания образа в лепке, так как в результате получается объемный предмет, с которым можно действовать активно. Ребенок только начинает осваивать технические навыки в работе с пластилином, поэтому ему нужно помочь создавать образы, используя игровые приемы: н-р,предложить слепить продукты для игры в «магазин» или угощение для гостей и т.д.

Или, вы можете предложить построить избушку, в которой будут жить петушок и курочка. Чтобы лиса не унесла петушка, курочку в густой лес, надо сделать для них избушку из бревнышек. Покажите как в ладонях раскатывать пластилин. Затем ваш ребенок сам лепит «бревнышки», из которых вместе с вами будет строить избушку. Игровая ситуация вашему ребенку панятна. Он старается сделать хорошие «бревнышки», чтобы получилась «крепкая» избушка. Продолжая развивать сюжетно - игровой замысел, предложите малышу сделать больше ровных столбиков и для «заборчика». Помогите укрепить заборчик. Ваш ребенок будет доволен конечным результатом.

Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - ролевую основу, а сам процесс направлен на развитие у вашего ребенка воображения.

Занимаясь с ребенком лепкой, главное внимание обращайте на движение пальцев рук, на то, как с их помощью можно передавать характерные признаки предметов: развивать координацию движений рук, уточнять представление о форме предметов, развивать эстетическое восприятие форм, пропорций. Рисовать и лепить с ребенком можно и во время прогулок - порисовать на снегу, а летом с помощью различных формочек создавать постройки из песка. Эта деятельность обогатит опыт ребенка новыми знаниями об окружающем.

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.


Приветствую всех и каждого! Задумывались ли вы когда-нибудь о пользе творчества? Можно ли к творчеству вообще применить такое понятие, как польза? На этот вопрос с полной уверенностью я могу дать утвердительный ответ. Творчество способно оказывать психотерапевтическое влияние и на самого автора, и на человека, воспринимающего творчество. Хотя, творчество бывает разным… Но сегодня углубляться в те или иные формы мы не будем, а будем говорить о том, какую пользу приносит творчество его создателю.

Психолог-консультант Майя Азарова.

Друзья, есть результаты исследований пожилых людей, которые проводили американские доктора. Исследование показало, что творческая деятельность продлевает жизнь людям старшего возраста, делая ее более полной и радостной. То есть, творчество приносит положительные эмоции, которые в свою очередь благотворно влияют на здоровье пожилого человека.

Наверняка многие из вас слышали о существовании такого направления психологии, как арт-терапия. По сути, арт-терапия – это метод исцеления и развития человеческой души через творчество. Арт-терапия основывается на убеждении, что человек может отражать свой внутренний мир в визуальных, музыкальных и других образах. В принципе, любое творчество, так или иначе, что-то рассказывает об авторе.

И если говорить про арт-терапию: например, человек может нарисовать свое горе, радость, или станцевать боль или победу. То есть, приемы арт-терапии помогают уменьшать эмоциональное напряжение, конструктивно «прожить» неприятные чувства и даже раскрыть в себе творческие способности, о которых человек даже и не догадывался. На самом деле, способности к творчеству есть у каждого, важно дать им возможность проявиться.

Итак, какую пользу нам может дать творческий процесс и творчество, как создание произведения искусства?

Отреагирование эмоций и осознанность

И снова о здоровье! У кого из нас не бывает негативных эмоций и переживаний? Разве вы никогда не злитесь, не печалитесь, не испытываете душевную боль? Творчество дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и освобождаться от них. Любое творчество, будь то рисование, вязание, спонтанные танцевальные движения, музыка, литература являются безопасными способами разрядки напряжения, возможностью справится со своими эмоциями. Также, с помощью творчества вы разберетесь и сделаете осознанными многие мысли, сильные чувства, которые порой атакуют нас, подобно темным силам, становясь навязчивыми. С помощью творческих инструментов вы сможете «встретиться» со своими «демонами» и в творческом процессе попрощаться с ними, или наоборот – встретиться со своими «ангелами», прекрасными чувствами, и, познакомившись с ними ближе, развить их и опираться на них в дальнейшем.

Гармонизация и выход из разных жизненных ситуаций

«Прорисовывание» своих переживаний, так же как и мыслей, помогаем гармонизации и упорядочиванию. Когда мы рисуем или пишем, наши переживания обретают форму (даже если это абстракция), цвета, фактуру, то есть мы как бы вынимаем свое переживание изнутри и создаем из этого произведение (то есть, сублимируем), которое может неожиданно оказаться чем-то прекрасным, созидательным и радующим глаз. Происходит не просто сублимация переживаний на бумагу, а еще и преображение! Были какие-то неприятные состояния, в следствии чего мы взяли и написали рассказ (сказку), и возможно, прямо в самом рассказе мы нашли решение через счастливый конец. И даже если речь в этой сказке была не лично про вашу ситуацию, но была спровоцирована ею, то у вас есть шанс посредством сказочной метафоры выйти из этой ситуации в реальной жизни. И это, дорогие друзья, тоже разновидность арт-терапии, а именно – сказкотерапия.

Новое мышление и новые способы поведения

Спонтанные лепка, рисование, движения помогают преодолеть неосознанные психологические преграды и начать действовать по-новому уже в реальной жизни, т.е. расширяет наши способы поведения, раздвигает рамки мышления.

Мощный инструмент самопознания и личностного развития

Творчество – прекрасный способ самопознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений. Творчество – это уникальный и ваш личный инструмент поиска себя, понимания себя и развития.

Повышение самооценки

Посредством самовыражения происходит повышение самооценки. Когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества, ваша самооценка повышается. Конечно, чтобы не происходило обратного эффекта (понижения самооценки) важно выбрать максимально близкое по духу творчество, то, что действительно будет получаться (а не приносить мучения), и в чем вы сможете наблюдать свой рост.

Удовольствие и позитивные эмоции

Здесь все просто! Даже если вы не хотите заниматься «самокопанием» с помощью творчества и не стремитесь к решению каких-либо психологических проблем, вы можете просто наслаждаться творческим процессом, и, получая приятные эмоции, продлевать себе жизнь!

Успокаивающий эффект

Да, рисование, вязание, вышивание, игра на фортепиано способны снять повседневные стрессы и напряжение, успокоить вашу нервную систему. В современном мире это очень актуально.

Возможность прожить множество жизней

Творчество, конечно, бывает разное. В статье я не говорю о каком-то конкретном виде. Но, например, «прожить другую жизнь» можно, исполняя песню, побывав в роли актера или попробовав себя в писательстве. Только представьте себе, что можно пережить, когда вы пишете увлекательное произведение.

Качество жизни и самореализация

Если вы занимаетесь каким-то творчеством или даже разными видами творчества, ваша жизнь, несомненно, становится более яркой, наполненной смыслом. Она становится интереснее и разнообразнее. Творчество может стать для вас прекрасной самореализацией, сохраняя статус «хобби» или выходя за его пределы.

Список можно продолжить и найти много полезных аргументов, которыми наградит нас творческая деятельность. Что еще вам приходит на ум? Например… что скажете о таком «побочном эффекте» от творчества, как расширение круга интересных и полезных знакомств?

Итак, вы все еще сомневаетесь в том, что творчество так богато своими возможностями? Есть всего лишь один способ, чтобы проверить это – начать творить самому! Главное – найти «свой» вид творчества, свое дело, которое будет нравиться и лучше всего получаться.

В этой статье:

Каждый родитель желает для своего ребёнка только самого лучшего. Каждый хочет, чтобы у его детей творческое развитие было на высоком уровне. Но многие ли из нас могут похвастаться тем, что знают, как правильно это сделать? Ведь убить позитивные ростки будущей ответственности и самостоятельности вашего ребёнка совсем просто. Чадо замкнётся в себе, и подобрать ключ к его душе будет довольно сложно.

Итак, для чего же необходимо творчество детей и что это вообще такое? После этих слов в родительских головах начинают возникать уроки аппликации, лепки, рисования, музыки и т.д. Верно, но всё же картина будет неполной. Однако обо всём по порядку.

Понятия и определения

Развитие творческих способностей у детей – это формирование определённых качеств, благодаря которым они успешно справляются с заданиями, где нужен нестандартный подход. В западной литературе это также называется креативностью. Определение достаточно универсальное и к конкретной деятельности не привязывается. Прежде всего, это интеллектуальный процесс приобретения новых знаний и навыков на основе
ранее полученной информации. Знания открывают новые грани понимания этого мира. Проходя через сознание и подсознание ребёнка, они трансформируются в навыки по взаимодействию с окружающей средой.

Поэтому развитие детей в плане творчества – это не только банальная лепка, рисование и тому подобное, а в первую очередь создание благоприятных условий, в которых ребёнок может успешно развиваться и совершенствоваться, окунаясь в неизведанное и радуясь своим открытиям и достижениям.

Чего нельзя делать ни в коем случае

Известно, куда ведёт дорога, вымощенная из благих намерений. И чтобы не оказаться в столь неприятном месте, здравомыслящие родители должны усвоить несколько простых правил.


Основные этапы творческого развития детей

Точнее, не этапы, а уровень задействования каналов восприятия информации и подготовки фундамента для сознательного творчества. Правильное и своевременное развитие творческих способностей вашего чада существенно облегчит ему дальнейшую учёбу. А способность быстро и эффективно решать нестандартные задачи в будущем даст значительное конкурентное преимущество на рынке труда или позволит открыть своё дело. Недостаточно обладать способностями от природы: без должной подготовки и постоянных тренировок они попросту будут зарыты в землю.

Абсолютно у
всех детей развитие творческого любопытства начинает проявляться в самом раннем возрасте. И тут сознательным родителям главное не упустить момент и вовремя начать творчески развивать своего ребенка. В противном случае вы заложите бомбу замедленного действия, которая взорвётся, когда настанет время идти в школу. С помощью педагогов вы вынуждены будете сделать всё с нуля, только за гораздо более короткий промежуток времени.

Развитие в каждом возрастном периоде характеризуется своими особенностями. О них мы сейчас и поговорим.

0-3 года. Понаблюдайте за малышом. Кто-то любит двигаться под музыку, кто-то склонен рисовать картины, кто-то хочет быть в центре внимания, а кто-то обожает конструировать из кубиков. Как правило, направление зависит от темперамента. Возможно, в будущем это поможет с выбором профессии.

3-4 года. Пиковая точка исследовательской активности, которая сводится от большого к малому. Книги, игры и обучающие программы вам в помощь. Не забрасывайте занятия, ведь это один из важнейших этапов.

5-6 лет.
Творчество у детей выходит на более осознанный уровень. Идёт подготовка к школе. Задания усложняются, делается упор на более глубокую умственную активность.

6-8 лет.
Младшая школа, первые шаги во взрослую жизнь. От общих ознакомительных занятий по различным видам деятельности ребёнок постепенно переходит к чему-то одному, что ему нравится. Но так бывает не всегда. Не пугайтесь: возможно, ваш сын или дочь ещё не определились. Предложите им самостоятельно понаблюдать за собой и выявить соответствующие склонности.

Если ваш ребёнок стал лгать вам, учителям и окружающим без какой-либо особой выгоды для себя, жить в своём придуманном мире, значит, этот воспитательный момент был где-то упущен. Ваша задача – направить эту энергию в нужное русло, ведь природа не терпит ни пустоты, ни переизбытка. И отговорки родителей об отсутствии у них педагогического образования не просто глупы, а даже преступны. Не может быть оправданий собственной лени при воспитании своего ребёнка. Данные методы просты, понятны и берутся из повседневной жизни.

Методы и принципы развития творческих способностей

Для максимальной
эффективности данного процесса прежде всего вы сами должны стать для ребёнка авторитетом. В противном случае информация будет усваиваться им плохо или не будет усваиваться вообще. Внимательно следите за своим тембром голоса и интонацией. Истеричный и раздражённый тон недопустим. Помните, что в детском саду проводится это только малая часть мероприятий, необходимых для полноценного развития ребёнка в творческом плане. Разговоры на прогулке с мамой и конструктор дома дадут намного более быстрое развитие, чем те же действия, но выполненные с воспитателем и не в родных стенах.

  • Прогулка и окружающий мир.

Неспешные разговоры о том, что происходит дома, в саду, на улице, в транспорте, рассказы об увиденных животных, растениях, элементарных процессах и т.д. лучше проводить на свежем воздухе под спокойный шаг. Одновременно с этим прививаются и развиваются нужные шаблоны поведения в различных ситуациях.

  • Активные и тихие (настольные) развивающие игры.

Внимание: не путайте их с развлекательными. Положительные эмоции обязательно должны быть, но это не самоцель, а скорее сопутствующий бонус. Также игры должны соответствовать возрасту.

  • Рисование.

Детский рисунок в
руках хорошего психолога не только расскажет об эмоциональном состоянии малыша, но и поможет определить его склонности. Да вы и сами можете это сделать, понаблюдав за преобладанием цветов и тематикой картинки. Так что не жалейте для детей бумаги, красок и карандашей. А чтобы не было изрисовано всё жильё, мягко очертите границы дозволенного.

  • Лепка.

Работа ребёнка пальцами с мягким материалом способствует развитию мелкой моторики и напрямую влияет на мозг. Дайте малышу свободу – спешка здесь ни к чему. Шары, квадраты, кольца со временем станут сложными фигурками домов, людей, деревьев, животных и т.д.

  • Чтение и музыка.

Читая ребёнку книги, особенно интересные места в них, говорите ему, как это хорошо и удобно, когда умеешь читать. Можно начать показывать простые слоги и объяснять, как они складываются в слова. Включайте ему спокойную классическую музыку и пойте на ночь колыбельные песни. Это развивает образное мышление и способствует укреплению памяти у детей.

И главное – развитие должно быть системным. Ваши действия от случая к случаю принесут больше вреда, чем пользы. Не забывайте чаще хвалить ребёнка, мягко указывайте на ошибки и описывайте преимущества, которые будут получены при их исправлении.

Наблюдая за сыном, я поняла, что все его дела наполнены творческим началом. Он все познает, максимально используя свои чувства. Поэтому занятия творчеством дома необходимы каждому малышу.Другое дело, как их организовать, ведь творчество во многом процесс спонтанный.

Уголок творчества

Как у ребенка, так и взрослого желание творить может проснуться в самых неожиданных местах. Когда сыну исполнился год, я обустроила для него стол со стульчиком возле которого расположились всевозможные материалы для художественного творчества и лепки. В 1, 3 года у нас появился мольберт. Но, не смотря на все это, чаще всего вдохновение настигало сына на полу. Восковые карандаши и краски оказывались на полу с завидной регулярностью, и, честно говоря, мне тоже больше нравится «напольный размах», которого не может дать узкое пространство стола.

Сейчас, в 4 года, мы все также предпочитаем пол, как место для живописи, на стол переместилась лепка и наиболее грязные работы, к примеру, . Хочу сделать вывод из всего этого: не нужно дергать ребенка, как бы нам не хотелось усадить его за стол, этого делать не стоит - желание творить может пропасть даже от простой просьбы «Пересядь сюда». Главное — увлеченность процессом, а не его место.


Задача родителей максимально упростить доступ ребенка к тому, что ему может потребоваться для самовыражения: пластилину, краскам, бумаге, клею, мелкам. У нас дома для этого используется стеллаж, к которому сын имеет неограниченный доступ с самого раннего возраста.


Можно выделить на стеллаже место и для поделок ребенка, а картины можно вешать прямо на стену. Но не нужно постоянно акцентировать внимание на выставке – это может переключить малыша на стремление к результату, вместо наслаждения процессом. А истинное творчество – это процесс.


Хорошим стимулом для творческого развития ребенка станут и вещи, сделанные вами, которые можно размещать по всему дому. Ребенок копирует поведение взрослых: если вам нравится творить, то и для ребенка это будет увлекательно.

Папа, мама, я - творческая семья

Пример родителей - это вдохновение для ребенка. Я, например, всегда любила петь, просто так – во время домашних дел, на улице. У меня это от мамы. Когда Петя родился, я не знала, о чем с ним разговаривать вне режимных моментов, мне было немного странно болтать с таким маленьким человечком. Поэтому я все время ему пела, напевала. Он рос под мое напевание и очень рано сам стал петь и напевать, повторять услышанные мелодии и придумывать свои. К слову сказать, помимо творческого отношения к музыке, к 3-м годам у него сформировался отличный слух.
Стоит подумать, что творческого вы можете делать с ребенком вместе. Может быть, вы любите печь? Тогда устраивайте дни «печенья», когда общими усилиями замешивается тесто, вырезаются заготовки, и украшаются изюмом, орехами, разноцветными посыпками. Такое занятие объединяет семью и дарит радость совместного творчества. Кстати, такое печенье всегда самое вкусное.


Во многих семьях чтение - это ритуал, но и в него можно привнести творческое начало. Например, чтение по ролям. Такой вид чтения подойдет, если ребенок уже хорошо знает сказку или умеет читать. Ролевое чтение не только дарит каждому персонажу свой голос, но и наделяет неповторимым характером.

Театр – еще одна форма творческих занятий дома. Общими усилиями можно ставить сказки сначала для ребенка, а потом и вместе с ребенком для бабушек и дедушек. Это может быть кукольный театр, теневой театр или просто представление с переодеванием. В больших семьях с успехом могут проходить целые театрализованные представления со сменой декораций, выступлениями чтецов, танцами, песнями, небольшими сценками.


Даже рисованием можно заниматься сообща. Выберите всей семьей сюжет для рисования, и пусть каждый изобразит его на своем листе, а потом устройте выставку и удивляйтесь тому, как по-разному у всех получается. Не менее интересно и весело создать вместе одну картину на листе ватмана на общую тему.

Творческий дом

Чтобы у ребенка был стимул для творчества, лучше всего в доме создать и поддерживать атмосферу творчества. Если вы растите творческого человека, то не стремитесь к идеальному порядку в детской. Если позволяют условия – пусть одна стена в комнате будет отведена под выражение художественных порывов в вертикальной плоскости. Можно на дорогие (сердцу) обои повесить листы ватмана или рулонной бумаги. Есть еще специальное покрытие для меловых досок, которым тоже можно покрасить часть стены. Кстати, маме и папе тоже будет полезно порисовать на такой поверхности.

С раннего возраста дети чувствуют красоту, поэтому будет здорово, если на стенах дома будут развешаны картины или репродукции великих художников, красивые фотографии. Мы часто устраиваем тематические выставки картин, связанные как именем автора, так и единой темой – это могут быть дети или животные, текущее время года или грядущий праздник. Картины можно распечатать или купить готовые наборы: такие или такие . Такое окружение - стимул для творчества ребенка.

Еще одна наша находка – всевозможные коробочки с «мусором». Часто случайная вещь – коробочка, деталь от сломанной машины, палочка для суши могут стать отправной точкой для новой игрушки, истории или целого театрального представления!
Самый большой творческий подъем у всех членов семьи, как правило, наблюдается перед праздниками - Новый год, дни рождения. Почему бы не взять это на вооружение и не устраивать праздники каждый месяц? Можно изучить календарь и выбрать самые интересные праздники (или придумать свои), а потом готовится к ним в течение месяца, мастеря открытки, рисуя картинки, придумывая игры, украшая дом.


Вдохновение приходит неожиданно. Но и неожиданность дает мощный толчок творчеству. Даже в пространстве своего дома можно делать ребенку неожиданные подарки, начиная от перестановки его игрушек во время его сна и до появления небольших подарков в неожиданных местах. С вопроса «Откуда они здесь взялись?» может родится сказка, сочиненная малышом прямо на ваших глазах.

Занятия творческой деятельностью очень важны для маленького ребенка - развивая фантазию, творчество они помогают пробудить в нем навыки работы воображения, и развивают любознательность и интерес. Так же полезны и конкурсы для детей , где дети могут наглядно продемонстрировать свои навыки и успехи.

Как развивать малыша с помощью творчества?

На первом месте в развитии творческих начал у малыша стоят активные виды игры креативной направленности: рисунок, конструктор, лепка. В результате должен получится какой-либо объект, на который можно посмотреть или потрогать. Этот результат творчества можно будет подарить другим деткам, друзьям или оставить себе на память.

Всегда приятно замечать, что результат усилий превзошел все ожидания - тогда и малыш, и родители довольны. Такие моменты дают ощущения собственной значимости и важности, даруют веру в себя и свои силы. Малыш снова и снова хочет заниматься созидательной деятельностью, развивая навыки вдохновения и применяя фантазию.

Какие навыки развиваются у малыша благодаря творчеству?

Кроме всего вышеупомянутого, такие занятия очень полезны по причине того, что, благодаря им, ребенок учится тактильно ощущать мир - трогать глину, песок для лепки, пропускать песок через пальцы, трогать краску, держать карандаш, ощущать на ощупь прохладный материал или теплый, скользкий или липкий. Благодаря этому быстрее развивается мелкая моторика, четче становится речь.

Явления окружающего мира становятся все более интересны для ребенка, он становится более любознательным и активным. Тут самое главное - это заинтересовать его. Например, лепка из пластилина или специального цветного песка - это не просто интересное занятие, но и крайне полезное для всех детей старше полутора лет.

Во время такого занятия идет развитие правого полушария, отвечающего за творческие навыки и способности, происходит стабилизация нервной системы. У малыша формируются первые навыки о цвете, он начинает ощущать форму предметов, тем самым, познавая все новое об окружающем его мире.

При занятии творческой деятельностью у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и внимательность, зрительная и тактильная память, идёт хорошее развитие координации.

Какие творческие игры помогают малышу познавать мир?

Например, рисование красками руками помогает раннему развитию воображения. Благодаря желанию самовыражаться, он передает на бумагу свои впечатления и мироощущения.

С помощью аппликаций и вырезания фигурок из бумаги, малыш учится быть аккуратным и внимательным. Необходимость приклеивания части в определенное место развивает навыки сосредоточенности и точности действий. Такие творческие занятия доступны малышам уже начиная с трёх лет. Для создания красивой апликации требуется усердие и усидчивость, проявление терпения. Малышу трудно бывает держать концентрацию внимания на чём-то более 5 минут. Поэтому рекомендуется при занятии таким видом творчества делать перерывы и отвлекаться на что-нибудь другое, чтобы потом у малыша снова возникал интерес и желание доделать начатое.

Очень важно при занятии творчеством хвалить малыша и замечать все его достижения. Подобная похвала способствует проявлению желания у ребенка заниматься снова и развивает интерес к креативной деятельности и играм.



Публикации по теме