Номинация «Методика организации и проведения спартакиад, соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта, военно-тактических игр, военно-полевых сборов». Праздники, досуги, развлечения

К счастью, проходят времена, когда слово «патриотизм» было ругательным и не в чести. Другое дело, что демократический нигилизм не прошел бесследно. Любить свою страну сегодня не модно. Точнее, ее стали ассоциировать с государством, с бюрократическим и репрессивным аппаратом. В одной из молодежных песен даже декларируется: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Как будто эти понятия возможно разделить…

Памятна полемика между философом и А.С.Пушкиным по поводу исторического прошлого России. Первый считал нашу историю ничтожной и не содержащей никаких поучительных примеров, другой горячо возражал против такого однобокого подхода. Именно через историю, через постоянное напоминание о подвигах предков и пролегает путь к воспитанию настоящего патриотизма. В противном случае возникает опасный перекос: генерала Карбышева, замученного в фашистском концлагере, знают хуже или не знают вообще, нежели генерала Власова, сдавшегося в плен и бросившего целую армию на верную гибель.

Вообще усилиями демократов конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века – Анатолия Собчака, Галины Старовойтовой и проч. история нашей страны нового и новейшего времени как-то незаметно оказалась «перепахана» и переписана. И уже в ближайшем окружении встречаешь людей, которые морщатся, услышав имена Зои Космодемьянской или Александра Матросова. Демократические и либеральные СМИ сделали свое «черное» дело – то, что считалось святым и неприкосновенным, втоптано в грязь и опорочено. И невдомек журналюгам и новоиспеченным историкам, что если уж судить деятелей прошлого – то только по законам их времени, в которое еще не было нас. Да, жгла Зоя Космодемьянская крестьянские избы, выдали ее гитлеровцам именно наши, советские крестьяне, но разве могла она поступить иначе, если в голове засел сталинский приказ – «Ни шагу назад!» и разнеслась директива придерживаться тактики «выжженной земли», чтобы земля горела под ногами у захватчиков. А зимой такая тактика приобретала особую актуальность. И если объяснить все это современным школьникам внятно и спокойно – может, поймут и не станут скоропалительно осуждать. Ведь во имя свободы Отечества все средства хороши. Смех и грех – жаловался когда-то Наполеон нашему императору Александру I: дескать, русские воюют не по правилам. А кто вас звал? А какие могут быть правила, если сражаешься за родную землю? Тем более партизанскую войну еще ни одно государство не выиграло…

Было время, когда существовала пионерская организация, и когда отряды боролись за почетное право носить имена пионеров-героев, павших в годы Великой Отечественной войны: Марата Казея, Вали Котика, Володи Дубинина и др.

А уж о молодогвардейцах и говорить нечего. Что привлекало и притягивало к этим ребятам по-настоящему? Конечно, в первую очередь, возраст. Жить бы еще да жить, а они смогли переступить через естественное чувство самосохранения и отдать свои, совсем еще юные жизни ради спасения Отчизны. Нет ли смысла реанимировать художественные произведения, написанные об этих героях? Если уж с Павликом Морозовым появилась ясность, то в их отношении никакой ревизии и переоценки ценностей не произошло.

Впрочем, давайте остановимся на судьбе молодогвардейцев подробно. В этом есть смысл – ведь роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» изъят из школьной программы по литературе. К тому же, и раньше он изучался во второй редакции. А к ней автора склонил не кто иной, как Сталин. «Переделываю молодую гвардию в старую», — невесело шутил писатель по этому поводу. А суть в том, что партии и правительству понадобилась руководящая роль старых большевиков в деле организации подполья в Краснодоне. На деле же большевики позорно струсили и первыми сбежали из Краснодона. Но такая правда не могла всплыть наружу и быть предана огласке. Пришлось лакировать и приглаживать действительность. Сегодня мы знаем, что парни и девушки, еще вчера закончившие школу, в едином патриотическом порыве, решили создать собственную организацию и не давать оккупантам чувствовать себя спокойно. Попались они на пустяке – кража сигарет, стали выдавать себя за партизан, и подверглись страшнейшим пыткам, объяснения которым нет и по сей день. Парадокс в том, что признаваться им было не в чем, и выдавать некого. Но разве по этой причине эти ребята не заслужили нашей благодарной памяти?

Где сегодня та амбразура, которую хотелось бы закрыть своим телом, как Александр Матросов? Риторический вопрос. Кстати, и Александр Матросов на самом деле был татарином по национальности, что от нас тоже долгое время скрывали. Непонятно только – почему? Мы уже тогда были многонациональным государством. В чем провинились татары? В том, что когда-то покорили Русь? Но существование монголо-татарского ига сегодня многими учеными ставится под сомнение. И вообще – пора смириться с фактом: победу ковали люди всех национальностей.

Особое внимание в свете нашего времени надлежит уделить ветеранам Великой Отечественной войны, которых остается все меньше с каждым годом. И дело уже не в том, чтобы в обязательном порядке приглашать их на встречи со школьниками или со студентами – это пройденный этап во всех отношениях: и слушать уже будут не так, как в прежние годы, да и самым «молодым» из ветеранов ныне далеко за 80, а то и за 90. Речь о другом – чтобы старики не чувствовали себя одинокими, брошенными и покинутыми. С этой целью организовать регулярные визиты к ним (по предварительному согласованию), помогать по хозяйству и уборке помещения, закупать продукты и др. Целесообразно вести запись воспоминаний ветеранов – ведь они немногословны, но они же – уходящие натуры. Если не сберечь хрупкую память – вновь поднимут головы любители переписывать историю страны и мира в новейшую эпоху. Причем делаться все это должно не для галочки – пожилые люди, как никто, чувствуют фальшь и наигранность. Любой официоз здесь в корне противопоказан.

Павел Николаевич Малофеев


К.Ушинский писал: « Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза:
«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит
природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для
становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма –
отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств

и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

В Музее Победы 21 ноября состоялась Международная научно-практическая конференция «Сталинградская битва. К 75-летию контрнаступления советских войск под Сталинградом». С научными докладами на конференции выступили ведущие российские и зарубежные историки. В ходе пленарного заседания и работы секций они обсудили значение Сталинградской битвы и ее отдельных стратегических операций, оценку этого великого сражения руководством союзников и Третьего рейха, ход битвы глазами рядовых участников и командующих, героизм защитников города на Волге.

Во время работы конференции состоялось заседание круглого стола «Музей и общество. Роль музеев в патриотическом воспитании граждан». Ведущие российские историки и учителя школ, сотрудники учреждений культуры и руководители школьных музеев из Москвы и различных регионов России обсудили ряд актуальных вопросов.

Какова роль в воспитании патриотизма школьного музея, каким образом он может связать разные поколения, как с его помощью расширить представления ребят о малоизвестных страницах Великой Отечественной войны – эти и другие вопросы во время круглого стола обсудили руководители музеев образовательных организаций.

Так, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН профессор Елена Сенявская в своем выступлении отметила, что сейчас идет процесс искажения истории Второй мировой войны. Один из ярких примеров – попытка пересмотра освободительной миссии Красной Армии в Европе. О необходимости школьным музеям активно участвовать в подготовке мероприятий к 75-летию Сталинградской битвы говорила Светлана Мелина, методист городского Методического центра Департамента образования города Москвы. Светлана Измайлова, заместитель директора Национального музея Республики Татарстан, рассказала о работе виртуального музея Великой Отечественной войны Татарстана.

С докладом на круглом столе выступила заведующая экскурсионным отделом Музея Победы Елена Наумова. Она поделилась с собравшимися опытом проведения музейных интерактивных экскурсий. «Даже самая познавательная лекция не сможет увлечь ребенка младшего и среднего школьного возраста. Поэтому наш музей разрабатывает для ребят интерактивные программы», – отметила Елена Николаевна. Сегодня в Музее Победы действуют такие интерактивные экскурсии, как «Мы победили», «Партизанскими тропами», «Наш отряд» и многие другие. Дети не просто играют, а благодаря элементам игры погружаются в атмосферу тех далеких лет, лучше запоминают факты и даты, получают новые знания и находят ответ на главные вопросы: что такое любовь к Родине, благодаря чему была одержана победа в Великой Отечественной войне. «Мы бы хотели, чтобы школьники взрослели на наших программах – приходили на занятия для самых маленьких, затем – на обзорные экскурсии, а в 8–11-х классах –

участвовали в обсуждении таких непростых тем, как преступления нацизма, ленд-лиз и т.д.», – подчеркнула Елена Наумова. Она также поделилась планами – развивать и расширять детский центр музея, создать дневной каникулярный лагерь для ребят, активно привлекать школы к сотрудничеству. «Следите за нашим сайтом, – сказала Елена Николаевна. – Мы всегда рады видеть вас в нашем музее!».

От ЮЗАО с докладом «Опыт взаимодействия общественных и некоммерческих организаций Москвы и военно-исторических музеев образовательных организаций» выступил Антон Никулин» (школа № 1161), руководитель музейного объединения «Родная земля, президент Фонда поддержки культурных и научно-просветительских инициатив «Родное наследие».

МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области

Разработка патриотического мероприятия

«Растим патриотов России»

учитель начальных

классов

МОУ «ООШ с. Озерки

Духовницкого района

Саратовской области»

Киреева Татьяна

Константиновна

Аннотация

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы в начальной школе. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. преемственности поколений; развивать чувство гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная разработка может быть полезна учителям начальной и средней школы, организаторам внеклассной работы.

Введение

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Цель мероприятия:

Ф ормирование нравственных качеств личности через духовно-нравственные ценности и традиции Отечества.

Задачи:

1. У глубить знания воспитанников о героических событиях отечественной истории;

2. П ознакомить воспитанников с соотечественниками, ветеранами войны участвовавших в Великой Отечественной войне;

3. Воспитывать у детей любовь к родному краю, ощущения исторической ценности.

Условия применения: для реализации данной разработки необходимо мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

1: Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?

2:
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?

3: Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

4: В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Деревня родная, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

5: Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Все: Это тоже Родина.

Вед.1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в нашем зале в преддверии большого праздника– праздника Победы.

Вед.2. Сегодня мы с вами поговорим о патриотизме, о любви к Родине, ведь любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека, оно подобно большой реке.

Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого всё начинается. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове «Родина»? Пусть же сегодня произносятся добрые слова и звучат лучшие песни, обращенные к своей стране.

Песня «Купола России».

Вед.1: Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя не

может…

Вед.2: Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

Вед.1: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поприветствовать тех, кто не жалея себя, защищал и будет защищать нашу Родину от врагов, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Вед.2: Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться вспомнить военные дороги наших дедов, отцов, братьев, вспомнить, как это было…

Вед.1: Все дальше глубь истории – уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед.

Вед.2: Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.

Вед.1: Им погибших друзей не забыть никогда,

Хотя в этом и нет их вины.

Но в душе рядом с ними они навсегда

И не могут уйти от войны.

Вед.2: Потому ветераны себя не щадят,

Без волнения жить – не для них,

Ярким пламенем жизни сердца их горят,

На борьбу вдохновляя других.

Вед.1: Нам очень приятно видеть сегодня наших почётных гостей, наших дорогих ветеранов ВОВ. Для них события войны навсегда останутся живыми и близкими.

Вед.2 : Это они прошли сквозь огонь и дым, мерзли в окопах и переплывали ледяные реки, чтобы отстоять землю, на которой мы с вами живем.

Вед .1 : От Волги поднимается туман

Блестят на листьях капельки росинок.

Меня не манит небо дальних стран,

Хочу узнать тебя моя Россия.

Песня «О моя Россия».

Вед.2:

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить,

Что бессмертным быть!

Вед.1: Россия! Ты не зря слыла для стран других загадкою.

Но не всегда судьба была страны великой гладкою.

Вед.2: Порой не радость, а печаль царила над Россией,

И часто защищала сталь её озёра синие.

Вед.1: Порой невзгоды над страной кружились чёрным вороном,

Плечом к плечу вставал народ, чтобы сразиться с ворогом.

Звучит запись песни «Вставай страна огромная».

Вед:2: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.
Вед.1: Мирно страна проснулась в этот июньский день,

Только что развернулась в скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва…

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…

Утром у нас на пороге заполыхала война.

Вед.2 : Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Вед.1: Война… Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной.

Вед. 2: «У войны - не женское лицо…» Да, не женское, но доле женщины в годы войны не позавидуешь.

Вед.1: Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери вынуждена была не только воевать на фронте, убивать врага своими руками, она, именно она, ковала победу в тылу.

Вед.2: В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

Песня «Льётся в тесной печурке огонь…».

Вед.1: Солдатские матери... Их подвиг никогда не оценивается наградами, но они заслужили самые высокие почести. Они выполняли свой долг перед Родиной в самые страшные годы испытаний, которые пережила Россия.
Вед.2: Они отдавали ей своих сыновей, они ждали их домой, принимая на себя весь груз забот, они выхаживали своих детей после ранений. Ни одна победа не могла бы свершиться без их святого труда.

Звучит музыка «Аве Мария…».

Вед.1:

В душной, тревожной, ночной тишине
Давит тревога на грудь.

Сердце, как чайка на тихой волне,

Тоже не может уснуть.

Тоненькой свечки горит огонёк,
В небо молитва летит:

"Дай ей силы на сотни дорог,
Злую беду отведи".

Ветер качнул старый клён второпях,

Бросилась тень на часы.
Дева Мария качает дитя.
"Боже, помилуй, спаси".

В комнате, где она учился ходить,

Дождь застучал. Догорает свеча,
А за окном всё светлей.
Матери часто не спят по ночам –
Матери ждут дочерей.

Кажутся им почему-то всегда
Ночи страшнее, чем дни.
"Дева Мария, ночная звезда,
Боже, спаси, сохрани!"

Вед.1: Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, -
Помните! Помните! Помните!

Вед.2: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества.

Вед.1: Если по каждому погибшему и пропавшему без вести объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

Вед.2: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Вед.1: Почтим минутой молчания память тех, кто отстоял мир, ценой жизни.

Минута молчания

Вед.2: Я родилась, когда всё было в прошлом,

Победе нашей уже много лет,

Но как мне близко то, что уже в прошлом.

Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

Вед.1: Каждый год душа моя рыдает,

Когда я слышу памяти слова.

Дух праздника в воздухе витает,

А на глазах печали пелена.

Вед.2: Спасибо вам, что мы войны не знали,

Что мы не слышим шум тех страшных лет,

Что вы нам жизнь своею жизнью дали!

Дай бог вам, ветераны, долгих лет!

Песня «Солнечный круг».

Вед.1: Всегда символом радости, светлого детства, хорошего настроения, счастливым сувениром России была и есть чудесная российская матрешка. Дорогие гости, для вас танцуют наши дети.

Танец «Русские матрешечки».

Вед.1: Я хочу кувыркаться в весенней траве.

Я хочу с петухами встать на заре,

И в холодную реку нырять в жаркий день,

И в лесу слышать пение птиц – целый день.

Вед.2: А за морем нам бомбой и смертью грозят.

Чтоб не было в мире улыбок ребят.

Чтобы улицы наши сгорели дотла

И в руинах стояли наши дома.

Вед.1: Я ни бомбы ужасной, ни пуль не хочу

И борьбе свою жизнь я за мир посвящу.

Так давайте все вместе – все дети Земли.

Дружно руки поднимем – МЫ ПРОТИВ ВОЙНЫ.

Вед.2: Сердечное спасибо всем, кто отстоял наше Отечество в Великой Отечественной войне. Будем достойны памяти павших. Ваш подвиг будет жить в веках.

Вед.1: Мы радуемся, что можно под мирным небом спокойно учиться, мечтать, играть. Докажем своими добрыми делами, что мы тоже будем достойными защитниками Родины.

Песня «День Победы».

Вед.2: Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам, наши герои за мирное небо, за яркое солнце, за то, что могут спокойно спать наши дети.

Вед.1: Крепкого здоровья вам и долгих-долгих лет жизни. Низкий вам всем поклон!!!

Заключение

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.

Родной край, картины природы: горы и степи, озера и моря, мегаполисы и маленькие населенные пункты таят в своей истории множество открытий. Если вспомнить, сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к богатствам ее, к каждому колоску и деревцу, поход в краеведческий музей и собирание коллекции минералов и камней, гербарии, также поможет воспитать в детях гордость за свою страну.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.

Оглавление

Кто не принадлежит своему Отечеству,
тот не принадлежит и человечеству
В.Г. Белинский

Современное общество живет в сложных социоэкономических условиях, в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределенности условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В настоящее время остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, а поскольку часто в сознание детей вносятся стереотипы понимания взаимоотношений взрослых людей, их отношений друг к другу, формирования ценностей, которые не способствуют позитивному восприятию окружающего мира (если раньше идеалами были люди совершавшие героические поступки, трудовые подвиги, то при опросе молодых людей: Кто твой идеал? – были богатые люди, артисты, и даже просто человек, как говорит нынешняя молодежь “крутой”. А это идет из средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Ведь не зря сказано: “Воспитание у ребенка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности” (В.Н. Мясищев).

Мы живем в мирное время. Одно за другим вырастают, вступают в жизнь поколения, для которых грозные испытания народа – это история – живая, дышащая накалом героизма и самопожертвования. Все меньше и меньше остается свидетелей и участников тех страшных, героических лет. Поэтому в мирное время нам нужно утвердить в юной душе чувство гражданственности и патриотизма.

Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества. Вспомним былины о русских богатырях, их подвиги во славу Руси, а победы Александра Невского и его слова: “Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля”. А строки из стихотворения К.Рылеева “Иван Сусанин”

“В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит...
Кто русский народ по сердцу, тот бодро, и с мело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь.
Не дрогнув умру за родимую Русь!”...

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства, и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к дому, к друзьям, родной улице, поселку; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. Вспомним всем известную песню “С чего начинается Родина”. В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: “Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. С ним перекликается определение С.И. Ожегова “Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу”.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”. Раньше разные народы соблюдали все свои обычаи, обряды, традиции; молодежь свято чтила, хранила и передавала из поколения в поколение все лучшее предков. Вспомним пословицы “Родина мать – умей за нее постоять”, “Всякому мила своя сторона”, “Кто за Родину горой, тот истинный герой”, “Народная дружба и братство дороже всякого богатства”, “Глупа та птица, которой свое гнездо не мило”. И в настоящее время работа с пословицами одна из форм патриотического воспитания. Исходя из традиций русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способность встать на защиту государственных интересов.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • пробудить чувство гордости за родной край, любовь к природе;
  • уважение к трудолюбивому человеку;
  • приобщить к труду на пользу и радость окружающим людям;
  • помочь ребенку раскрыть творческие, индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной творческой деятельности;
  • познакомить с историческим прошлым родного края, сегодняшним днем, его культурой и искусством, природой, экономикой;
  • привитие детям чувства глубокого уважения и почтения к символам своего государства – и все эти задачи соединяются в одну –
  • развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в совместной работе учителя, родителя и ребенка. И только тогда, когда взрослые знают и любят свой край, свою страну, ее историю, восторгаются и гордятся ее прошлым и настоящим. Учитель должен научить детей замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

“Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины” В.А. Сухомлинский.

Все это имеет огромное значение для воспитания у младших школьников патриотизма, чтобы каждый рождающийся ребенок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы, только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.

Проект “Растим патриотов” разработан для развития исследовательской деятельности, творческих поисков.

Цель проекта:

  • Воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Воспитательные цели:

  • воспитание духовно нравственных качеств у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, поселка;
  • пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
  • формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
  • ознакомить учащихся с духовными традициями России, ее героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
  • формирование у детей ответственности, правосознания, любви к “малой родине”;
  • воспитание готовности к защите своей Родины;
  • создание условий для физического развития будущих защитников Отечества.

Ожидаемые результаты:

  • формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
  • уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Основные направления проекта:

1. Историко-краеведческое;

2. Военно-патриотическое.

Сроки разработки и реализации проекта -

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

Написание проекта. Изучение имеющихся условий. Изучение методической литературы. Подборка материала, систематизация материала.

II. Основной этап:

Мероприятия Сроки Ответственный
1 Классные часы.

Цикл бесед “Никто не забыт, ничто не забыто”:

- “Наш поселок в Великой Отечественной войне”

- “Что я знаю о войне”

- “Роль нашей страны в Победе над фашистами”

02.02.15 г.- Кл. руководитель

Педагог-психолог

2 Чтение произведений о Великой Отечественной войне:

Пионеры-герои

С.Михалков “Быль”

С.Георгиевская “Галина мама”

А.Митяев “Почему Армия всем родная”

В.Субботин “И настал мир”

02.02.15 г.- Кл. руководитель

Педагог-психолог

3 Оформление выставки книг о Великой Отечественной войне “Их имена и подвиги не забыты” 27.03.15 г. Заведующий библиотекой
4 Выставка фотографий “Памятники Великой Отечественной войны” 30.03.15 г. Педагог-психолог
5 Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне 02.02.15 г.-08.05.15 г. Кл.руководитель

Педагог-психолог

6 Прослушивание музыкальных произведений времен Великой Отечественной войны Каждый вторник Учитель музыки
7 Проект “Защитники Отечества в моей семье” 06.03.15 г. Кл. руководитель
8 Спортивно-патриотический конкурс ко Дню защитника Отечества “Буду в армии служить” 13.02.15 г Учитель физкультуры
9 Библиотечный урок “Сроки опаленные войной” 10.04.15 г. Заведующий библиотекой
10 Акции:

- “Письмо солдату”,

- “Свеча памяти”

05.05.15г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

11 Выставки:

Фотографии военных лет “1418 дней войны”

Рисунков детей “Нам нужен мир”

Поделок “Макеты военной техники времен Великой Отечественной войны”

03.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

Родители

12. Экскурсия к участнику ВОВ, к прадеду учащегося 2-го класса 11.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

Родители

13 Оформление стенда “Их имена и подвиги не забыты” 08.04.15 г. Кл. руководитель
14 Сочинение “Что я думаю о войне?” 28.04.15 г. Кл. руководитель
15 Однодневные походы по историческим местам родного края, с посещением Памятников, погибшим в Великой Отечественной войне. 24.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

16 Участие в митинге, посвященном 70-летию Великой Победы 09.05.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

III. Заключительный этап:

  • Оформление стенда.
  • Выставки фотографий, поделок, рисунков, макетов, сочинений.

Прогнозируемые результаты проекта:

1. Устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества.

2. Осознание бережного отношения к родной природе, к месту, где ты живешь.

3. Любовь и уважение к своим родителям и семье.

4. Осознанное уважение к школе и педагогам школы.

5. Осознание ответственности за свои поступки.

Список литературы.

1. Энциклопедия “Великая Отечественная война 1941-1945 г.”, М., 1985 г.

2. Г. Дроздов, Е. Рябко “Парад победителей”, М., 1985 г.

3. Ю. Жуков “Строки опаленные войной”, М., 1987 г.

4. О.С. Богданов “Их имена и подвиги не забыты”, М., 1979 г.

5. Н.А. Ивашкина “Патриотическое воспитание в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, №7, 2007 г.

6. С.А. Алиева “Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

7. Н.Г Капустина “Представления младших школьников об основных этических категориях”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

8. О.Н. Лазарева “Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников”, журнал “Начальная школа”, №10, 2007 г.

9. Н.И. Ворожейкина “Рассказы по родной истории”, М., 1997 г.

10. И.А. Пашкович “Патриотическое воспитание”, М., 2006 г.

11. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”, М., 2011 г.



Публикации по теме