Психологические особенности детей 3 4 лет консультация для родителей. I. Окружение ребенка

Зинаида Пищулина
Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка другая формированием его деятельности. Взрослый становиться не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становиться ведшим видом деятельности в дошкольном возрасте .

Речь становиться более сложной и развёрнутой. Изменяется словарный состав речи : возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Играя или занимаясь каким-либо делом, дети четвертого года жизни часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. С помощью этих разговоров ребенок удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Игры. Главной особенностью игры является ее условность : выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Творчество. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте развивается деятельность. Дети от использования пред эталонов- индивидуальных единиц восприятия- переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно –действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых . Продолжает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых . Продолжает развиваться так же их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том , что повышается активность ребенка, действия его приобретают намеренный характер, более разнообразными и координированными становятся движения. В разных видах деятельности и в повседневном поведении ребенок начинает действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться, малыш быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. С трех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов , в отношении с окружающими, потому что наряду с предметным сознанием появляется самосознание. Самосознание в жизни и деятельности человека как индивидуальности выполняет такую же роль, как мотор у машины. Его возникновение и темп обогащения развития- показатель уровня развития предметного сознания, благодаря которому ребенок воспринимает и отражает окружающий его мир. Особую роль в развитии самосознания выполняет ее продуктивные виды, конструирование , самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Каждый из компонентов воспринимается малышом, а затем и выполняется осмысленно, если он представлен предметом, доступным наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению. Результат деятельности ребенка- это самооценка им полученного продукта на основе самоанализа. Неудовлетворенность продуктом побуждает малыша искать причины неудачи при выполнении каждого из компонентов. Анализ причин и следствий активизирует работу его предметного сознания. Один вид сознания влияет на развитие другого. Трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержания. Для него значимо лишь указание, что делать. Инструкция задается последовательно : что сейчас делать, из чего, чем, как, что же получилось. У ребенка повышается восприимчивость к художественным произведениям, к ритму, рифме. У него растет интерес к слушанию сказок, стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых. Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку. Он различает контрастное настроение произведений, узнает знакомые песни и пьесы, называет их. Резко возрастает любознательность ребенка. Особенно велик его интерес к причинам явлений : вопросы о причинах становятся преобладающими. Достижения в психическом развитии , особенно овладение намеренными действиями, создают благоприятные условия для существования сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти к форме обучения, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия малыша, направленные на выполнение определенного задания. Основные побуждения к общению с взрослыми у него начинают переходить из сферы практической в сферу познавательную : взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем. Для младшего дошкольника мир предметов полон чудес. Преобладающей формой его мышления становиться наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединить предметы по внешнему сходству, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов. Малыш ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Это дает ему возможность испытать чувство защищенности, помогает ощутить свою значимость, адаптироваться к новым условиям. Велика роль общения ребенка со старшими в познании окружающего мира, освоении его. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи. Значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях, в способности составить на основе образца взрослого описательный или повествовательный рассказ. Изменяются вопросы, содержание разговора малыша. В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам. В раннем возрасте возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним , а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно определение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие ребенка . Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого-ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существует явные признаки такого отделения, которые проявляются в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, обесценивании взрослых.

Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Строптивость- это протест против порядков, которые существуют дома, в детском саду.

Своеволие - стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать.

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями . Все поведение ребенка приобретает черты протеста, кА будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ним.

Деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов .

Страничка педагога-психолога

Психологические особенности развития детей 2- 3 лет

У ребенка ВТОРОГО года жизни происходит интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4- 5 часов.
Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми.
Совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность , в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.
Ребенка нужно постоянно направлять в игре , иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.
Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух- трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух- трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.
Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе какой- либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: "Папа бил" (разбил). Позже эти воспоминания возникают уже по слову. Например, когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок.
Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков. (Приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: при умывании ребенок подставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, снимает и надевает шапку и т. д. Во время еды ребенок сам садится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой и т. д. Приучайте его к самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам. )
Воспитывайте любовь к порядку . Пусть ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает делать уборку в доме и т. д.
Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым . Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас стремление к порядку, дисциплине.
Ребенок этого возраста по- прежнему легко переключается. Стоит только показать ему, например, птичку, и он уже забыл, чем занимался до этого. Но уже нужно иногда показывать малышу, что не все можно и он должен принимать ваш запрет.
Если хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее.
Второй год жизни - это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период для развития речи.
До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Однако родителям уже не следует быть очень догадливыми (ма- машина, су - стул) и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания. Сверх заботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь. Иногда лучше сделать вид, что не понимаете малыша и попросить повторить просьбу еще раз.
При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов , и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.
Конечно, родители начинают волноваться, если их ребенок в два года еще не говорит.
Во- первых, нужно иметь в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам.
Во- вторых, существуют индивидуальные особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе речи. Дети, начинающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, когда у ребенка хорошо развиты познавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.
Поэтому, если ребенок в два года не говорит, обязательно проконсультируйтесь у специалистов в области детской психологии и логопедии.
Если по каким- то причинам (болезнь, недостаток общения) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных функций.
Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно- действенный характер . Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).
Но по- прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

На ТРЕТЬЕМ году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.
Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6- 7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.
Ребенку уже нужно объяснять правила поведения , да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: "Говори спокойно, не кричи", - внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу.
Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни совершенствуется моторика рук , что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети двух- трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет ), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Ребенок становится обидчивым. Теперь ему нужно все разъяснять.
Словарный запас к трем годам достигает 1200- 1300 слов . Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно.
Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух- трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух- трех лет является игра . Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие- то предметы.
Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие- то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры . Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление, и многократное повторение всего увиденного, услышанного, сделанного и сказанного . Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Психологические особенности детей 3- 4 лет.

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно- деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребѐнка в первую очередь как партнѐр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещѐ не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Взаимодействие с 3- 4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребѐнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает здоровью его самого или других детей.
Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребѐнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаѐт то, что видит перед собой в сию минуту. Важно помнить, что речь ребѐнка находится в стадии становления. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.
· Мышление носит наглядно- образный характер;
· Внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
· Речь находится в стадии формирования;
· Ребѐнок познаѐт мир, непосредственно окружающий его в данный момент. Признаки или симптомы кризиса трех лет:
- Своеволие
- Протест, бунт
- Обесценивание
- Деспотизм, ревность
- Негативизм
- Упрямство
- Строптивость
Негативизм Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест. Что делать? Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую? » Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем- то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил! ». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил Что делать? Просто подождите несколько
Своеволие
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Бывает удобнее сделать что- то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности. Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт
сын ошибок трудных. Но если у крохи что- то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Протест, бунт
Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!») Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого- либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета. Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что- либо объяснять во время истерики бесполезно.
Обесценивание.
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). 4 Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если) Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Деспотизм, ревность
Ребенок учится управлять окружающим миром, Пытается заставить родителей делать то, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми. Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей
будьте непреклонны. Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве "быть взрослым". Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители. Поэтому очень важно помочь ребенку пережить этот период.
Памятка для родителей Кризис 3- х лет

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно 5 меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. Пик упрямства приходится на 2.5 3 года жизни; Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых до 19 раз); Что могут сделать взрослые: Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь во время приступа что то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат. Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай- я- яй! ». Ребенку только это и нужно. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно взять его за руку и увести. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Однако: В любой ситуации проявляйте терпимость и понимание к ребенку. Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Малыш радуется росту своих возможностей и стремится к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
В этом возрасте проявляются симптомы «кризиса трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем требовании, упорствует в осуществлении своих целей. Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса 3х лет.
ПОЭТОМУ
Измените прежний тип взаимоотношений с ребенком, а именно: предоставьте малышу большую самостоятельность! Поддержите стремление к самостоятельности, не погасите его критикой неумелых действий ребенка, не подорвите веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Важно понять, что требование ребенка «я - сам» прежде всего отражает появление у него желания быть самостоятельным, а не фактический уровень его возможностей.
Ребенок уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
ПОЭТОМУ
Если ваш ребенок еще не научился одеваться, самостоятельно кушать, ходить в туалет – поторопитесь! У него может что- то не получаться, и педагоги д/с всегда придут на помощь ребенку, но он должен сам пытаться справиться с трудностью. А пока вы делаете все за ребенка, он не захочет ничему научиться.
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения.
ПОЭТОМУ
Создайте ребенку все условия для проявления двигательной активности: достаточно гуляйте, вместе играйте в подвижные игры. Потребность в движении – главная потребность дошкольного возраста!
В это время активно начинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.
ПОЭТОМУ
Обогащайте чувственный опыт ребенка через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.
Ребенок младшего возраста не способен длительное время удерживать свое внимание на каком- то одном предмете (примерно 10- 15 мин), он быстро переключается с одной деятельности на другую.Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно- действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.).В дальнейшем происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
В развитии воображения ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.
ПОЭТОМУ
Обогащайте личный опыт ребенка: читайте книги, рассказывайте истории, посещайте интересные места.
Ребенка отличает высокая речевая активность. Он знает наизусть несколько стихов, песенок и с удовольствием их повторяет.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами- заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет изображать в игре зверей и птиц.
ПОЭТОМУ
Играя с малышом, используя палочку вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул – вместо машины для путешествий и т. д. Показывайте игровые действия, и ребенок охотно будет им подражать.
Для ребенка трех лет характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.Малыш способен сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, эти чувства неустойчивы.
ПОЭТОМУ
Обязательно соблюдайте режим дня ребенка дома даже тогда, когда он не посещает детский сад.
Взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.Последствия своего поведения ребёнок не представляет. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
ПОЭТОМУ
Обсуждайте с ребенком правила поведения («можно», «нужно», «нельзя»). Нарушивший правило ребёнок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием наказания от взрослого.
Ребенок адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.).В этом возрасте дети различают других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
ПОЭТОМУ
Будьте аккуратны в выражениях: «Не испачкай одежду- ведь ты девочка!», «Не плачь- ты ведь мальчик!» Эти упреки совершенно не относятся к особенностям гендерного поведения. Не правда ли?
В целом, в трехлетка жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Психологические особенности возраста детей 4- 5 лет.


Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными.
Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
ПОЭТОМУ
особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно- моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.). Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефиците из- за увлечения родителей ранним обучением.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.Они становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.
В речи ребенка появляются существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов (скорость, твёрдость) прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (весёлый, сердитый), этические качества (добрый, злой), эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений.
Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
Это проявляется в многочисленных вопросах детей: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?" Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое- либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.
ПОЭТОМУ

Будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка! Готовность "на равных" обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!
У детей 4- 5 лет возрастает стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.
Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
ПОЭТОМУ полезно ребенку определить его «домашнюю обязанность» (например, посильная помощь в домашних делах). Придумайте систему поощрений и контролируйте выполнение.
У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Предлагайте ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
Именно к пяти годам начинает жаловаться на детей о том, что кто- то делает что- то неправильно или кто- то не выполняет какое- то требование. "Заявление" ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу "границ" действия правила.
ПОЭТОМУ
Анализируйте вместе с ребенком его поступки и поступки литературных героев. Расширяйте опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Особенность возраста - бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребёнок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими- то страхами.ПОЭТОМУ
Обсуждайте с ребенком его фантазии, включайтесь в них, предлагайте повороты сюжетной линии. Читайте и рассказывайте детям волшебные сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои.Не спешите показывать иллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя.
Дети 4- 5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»);

проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. ПОЭТОМУ
активно играйте с ребенком в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10- 15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими- то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что- то делать, отличался какими- то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4- 5- ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Психологические особенности развития ребёнка 5- 6 лет.


Все больший интерес ребенка 5- ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

Психологические особенности развития детей 6- 7 лет


В период 6- 7 лет ребёнок растет «не по дням, а по часам». Годичные приросты длины тела составляют 8- 10 см, а прибавление массы (веса) тела 2,2- 2,5 кг. В этом же возрасте происходит существенное изменение пропорций тела, что свидетельствует об определённом созревании организма. Совершенствуется работа сердечно- сосудистой системы.
В 6- 7 лет интенсивно развивается опорно- двигательная система (скелет, суставно- связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Становится ясным, почему 6- 7 летнему ребёнку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему неправильная поза (долго удерживаемая) легко приводит к нарушениям осанки.
ПОЭТОМУ
Соблюдайте двигательный режим ребенка, ведь потребность в движении главная потребность возраста! Не загружайте ребенка длительными «занятиями».Помните, что мышцы руки еще недостаточно развиты, что приводит к быстрому утомлению руки.
Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое- либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что- то не получилось. Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому- то пользу, радость и т. п.
ПОЭТОМУ
Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)
Помните, поведение родителей является примером поведения ребенка.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По- прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.
ПОЭТОМУ
Чаще рассказывайте о том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей 6- 7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения
- в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументированно обосновывают её преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т. д., определяют перспективы взросления в соответствии с полом.
ПОЭТОМУ
Поощряйте любые проявления гендерного поведения и обучайте различным способам его проявления. А для этого ребенок должен видеть дома как мама и папа заботятся друг о друге и членах семьи.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
ПОЭТОМУ
Читайте с ребенком занимательную энциклопедическую литературу, развивайте кругозор; предлагайте задания с головоломками, зашифрованными посланиями, лабиринтами
их очень много в детских журналах.
Для 6- 7 лет характерна в основном завышенная самооценка. Постепенно она становится более адекватной. Ребёнок способен удерживать в сознании негативные и положительные оценки. Обнаруживается чёткое проявление чувства стыда. Оно возникает уже при отвлечении от конкретной ситуации при одном лишь представлении о нежелательном поступке.
ПОЭТОМУ
Важно оценивать полученный ребенком результат, а не его личность в целом. Использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.
В 6- 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Из 10- 15 картинок запоминает 6- 7.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.
Детям 6- 7 лет по- прежнему нравится и хочется играть! В играх дети 6- 7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события
- рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. Нельзя запрещать ребенку играть! Тем самым вы нарушаете его естественное развитие. Активно принимайте участие в играх с правилами, которые развивают произвольность ребенка и тем самым готовят его к школе.




Малышрадуется росту своих возможностей и стремится к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

В этом возрасте проявляются симптомы «кризиса трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем требовании, упорствует в осуществлении своих целей.Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса 3х лет. ПОЭТОМУ

Измените прежний тип взаимоотношений с ребенком, а именно:предоставьтемалышу большуюсамостоятельность! Поддержите стремление к самостоятельности, не погаситеего критикой неумелых действий ребенка, не подорвите веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Важно понять, чтотребование ребенка «я - сам» прежде всего отражает появление у него желания быть самостоятельным, а не фактический уровень его возможностей.

Ребенок уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.ПОЭТОМУ

Если ваш ребенок еще не научился одеваться, самостоятельно кушать, ходить в туалет – поторопитесь! У него может что-то не получаться, и педагоги д/с всегда придут на помощь ребенку, но он должен сам пытаться справиться с трудностью. А пока выделаете все за ребенка, онне захочет ничему научиться.

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения. ПОЭТОМУ

Создайте ребенку все условия для проявления двигательнойактивности: достаточно гуляйте, вместе играйте в подвижные игры. Потребность в движении – главная потребность дошкольного возраста!

В это время активноначинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.ПОЭТОМУ

Обогащайте чувственный опыт ребенкачерез разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.



Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.).В дальнейшем происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

В развитии воображенияребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значениеиграет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерносмешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. ПОЭТОМУ

Обогащайте личный опыт ребенка: читайте книги, рассказывайте истории, посещайте интересные места.

Ребенка отличает высокая речевая активность. Он знает наизусть несколько стихов, песенок и с удовольствием их повторяет.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеетизображать в игре зверей и птиц.ПОЭТОМУ

Играя с малышом, используя палочку вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул – вместо машины для путешествий и т. д. Показывайте игровые действия, и ребенок охотно будет им подражать.

Для ребенка трех лет характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. Малыш способенсопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя,эти чувства неустойчивы. ПОЭТОМУ

Обязательно соблюдайте режим дня ребенка дома даже тогда, когда он не посещает детский сад.

Взаимоотношениясо взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.Последствия своего поведения ребёнок не представляет.


Обсуждайте с ребенкомправила поведения(«можно», «нужно», «нельзя»). Нарушивший правило ребёнок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием наказания от взрослого.



Будьте аккуратны в выражениях: «Не испачкай одежду- ведь ты девочка!», «Не плачь- ты ведь мальчик!» Эти упреки совершенно не относятся к особенностям гендерного поведения. Не правда ли?

В целом, в трехлетка жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо

Три года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

Основные потребности в этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании . Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.

  1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
  2. Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
  3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
  4. Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.

Чувства непроизвольны - легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.

Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

- стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого

- ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.

В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.

СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ

- Происходит формирование «противо-воли» , что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

- Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.

Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:

Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания

Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.

Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.

Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)
Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.

В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.

Родителям в данный период не стоит:
Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)
«Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).
Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)
Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)
Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?
- Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.
- Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.
- Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

- Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.
- Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.
- Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.
- Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.

Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.

Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.

АДАПТАЦИЯ

Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.

В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.

При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.
  2. О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!

    «Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» - разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?

    Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.

  3. Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
  4. В сад идем в любом случае! Ребенок с первого дня посещения сада должен знать – что другого выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда ребенок будет направлять все усилия на поиск положительных моментов происходящего. Либерализм лишь осложнит ситуацию. Ребенок может почувствовать, что его родитель не готов еще к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у ребенка ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.
  5. Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.
  6. Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях

Педагог-психолог

МДОБУ «ДСКВ № 10»

Младший дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами.

Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3-4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. Важно, чтобы родители знали о некоторых особенностях, которые проявляются в поведении детей в этом возрасте, чтобы помочь ребенку развиваться в правильном направлении. Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет будет приведена в статье.

Особенности детей в возрасте 3-4 года

Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3-4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции. Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности.

Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира. Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов. Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша. При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время.

Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми.

Музыка для детей

Многие родители начинают водить своих детей на занятия по музыке и танцам в дошкольном возрасте, желая с ранних лет развивать у ребенка творческие способности. Важно учитывать, что в таком возрасте дети непосредственны и очень эмоциональны. Как правило, малышам нравится двигаться под музыку, но движения несколько несуразны, неточны. Любые занятия, связанные с танцами, обязательно должны проводиться в игровой форме, так как в возрасте трех лет это наиболее приемлемый вариант.

На занятиях танцами дети учатся передавать музыкальное настроение, двигаться под музыку, соблюдая ритм, при этом они достаточно внимательно относятся к ритму. В этот период у детей развивается ориентация в пространстве, а также появляется необходимость в самовыражении. Малыши часто реализуют эту необходимость в виде движений под музыку. У детей развивается воображение, которое позволяет создавать свои движения и даже небольшие композиции.

Музыка для детей 3-4 лет очень актуальна, так как именно это время считается наиболее благоприятным для закладывания этих способностей. Если упустить этот период, то в дальнейшем привить ребенку такие наклонности будет довольно сложно. Желательно, чтобы музыка для детей 3-4 лет была классической. От популярной ребенка лучше оградить, так как она оказывает негативное воздействие на нервную систему и эмоциональное состояние детей.


Как происходит развитие ребенка в этом возрасте?

3-4 года - это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители.

В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр.

Какие занятия можно проводить детям в возрасте 3-4 лет?

Детей в возрасте 3-4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время.

В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности. В это время можно научить его считать до трех, а также показывать на пальцах называемые цифры. Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия: много - мало, широкий - узкий, длинный - короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам.

Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из трех-четырех частей. Пазлы в столь раннем возрасте малышу давать еще рано. Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать части в единое целое. Также можно помогать ребенку находить на картинках отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может запоминать признаки, характерные для определенных предметов.

Помимо всего прочего, необходимы ребенку и специальные занятия по развитию речи. Важно, чтобы в возрасте 3-4 лет дети могли самостоятельно формулировать простые предложения и описывать предметы или события. При этом малыш должен различать группы предметов по разным признакам. Рекомендуется рассказывать ребенку о признаках, свойственных предметам и животным. Достаточно, чтобы малыш мог называть хотя бы по одной характеристике.

Занятия для детей 3-4 лет могут быть направлены на изучение отличий домашних и диких животных. Также можно показать им основные виды насекомых, птиц и рыб. Также в это время у малыша закладываются понятия о фруктах, овощах, ягодах и грибах. Кроме того, ребенок должен различать природные явления, такие как снег, дождь, ветер.


Возрастные психологические особенности

Какие возрастные психологические особенности детей 3-4 лет? У ребенка, как уже упоминалось выше, проявляется так называемый кризис 3 лет. Именно в это время появляются изменения в поведении ребенка. Он неожиданно для родителей начинает пытаться выполнять многие действия без помощи взрослых и очень резко реагирует, если родители пытаются его опекать и помогать в чем-либо. Можно часто слышать от ребенка выражение: «Я сам». В это время он начинает осознавать себя как самостоятельного человека, отделять себя от родителей и понимать, что он в состоянии самостоятельно выполнять действия.

На родителей в столь сложный, но в то же время интересный период возлагается важная задача - помогать ребенку во всем. Здесь важно ни в коем случае не критиковать неумелые действия ребенка, а наоборот, поощрять его и помогать правильно делать что-то. Это поможет малышу научиться верить в собственные силы. Также родителям или воспитателям в детском саду нужно подчеркивать важность даже малейших достижений ребенка, чтобы он с ранних лет ощущал свою уверенность и успешность.

В такой период очень важно, чтобы ребенок ощущал заботу и поддержку не только родителей, но и воспитателя. Для успешного развития малыш должен доверять находящимся рядом с ним взрослым и быть привязанным к ним. Данное условие является обязательным для сотрудничества ребенка и взрослого, чтобы малыш под руководством своего родителя мог выполнять действия, учиться и развиваться.


Развитие малыша в возрасте 3-4 года по ФГОС

ФГОС - это федеральные государственные образовательные стандарты для дошкольных учреждений. Данные стандарты используются в дошкольных учреждениях. Своего рода это специальные карты, содержащие направления для развития детей. Все воспитатели следуют этим стандартам и отмечают развитие ребенка 3-4 года в разных областях в специальных картах индивидуального развития.

Программа ФГОС содержит в себе следующие пункты и направления формирования малыша трёх-четырёх лет:

  1. Развитие игровой деятельности ребенка. В этот пункт входит формирование отношения к труду, основы правильного и безопасного поведения, а также некоторые правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  2. Познавательное развитие ребенка (3-4 года), куда входят занятия по математике, а также уроки, направленные на изучение окружающего мира и основных представлений об обществе.
  3. Развитие речи.
  4. Развитие чувства эстетики. Сюда входят творческие занятия: лепка, рисование, конструирование, аппликация.
  5. Художественная литература.
  6. Музыка.
  7. Физическое развитие.

При этом воспитатель не только проводит занятия, но и контролирует возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС. В карте отмечается уровень речевого, познавательного, физического и других видов развития малыша. В случае отставания ребенка от программы воспитатель может организовать дополнительные занятия либо попросить родителей заниматься с малышом дома и помогать ему усваивать необходимый материал.


Возрастные особенности детей 3-4 лет по программе «От рождения до школы»

«От рождения до школы» - это специальная программа, которая содержит определенные положения, помогающие ребенку нормально развиваться в дошкольном возрасте.

Программа преследует следующие цели:

  • формирование специальных и благоприятных условий для нормальной жизни в дошкольный период;
  • оформление основ культуры личности;
  • развитие физических и психических качеств со всех сторон в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;
  • определенная подготовка к будущей жизни и взаимоотношениям ребенка в обществе;
  • формирование у ребенка навыков основ безопасности.

Данная программа включает в себя различные мероприятия, занятия и виды деятельности, помогающие ребенку развивать свои способности, навыки и качества.

Основной особенностью программы «От рождения до школы» является создание благоприятной атмосферы в группе и доброжелательного отношения абсолютно ко всем детям в одинаковой степени. Это помогает малышам вырасти общительными и добрыми.

Развитие речи ребенка в 3-4 года

Речевое развитие очень важно для детей 3-4 лет. Этот процесс напрямую влияет на адаптацию ребенка в обществе и его дальнейшие успехи. Речь ребенка 3-4 лет должна формироваться по определенному сценарию. Желательно, чтобы родители следили за становлением малыша и контролировали процесс речевого развития.

Сделать это можно, зная некоторые возрастные особенности речи детей 3-4 лет:

  • в три года ребенок должен знать порядка полутора тысяч слов, в четыре - уже около двух тысяч;
  • малыш должен пытаться говорить так же, как взрослые, повторять выражения, мимику;
  • изменения в речи должны быть заметными, то есть постоянно появляются новые слова, а произношение становится более четким;
  • малыш должен прислушиваться к новым для него звукам и пытаться повторять их;
  • в данном возрасте ребенок должен начинать формировать свои собственные слова и словоформы;
  • малыш пытается рифмовать слова, иногда даже сочинять небольшие стишки;
  • допустимы ошибки в речи, ребенок в этом возрасте пытается составлять предложения и рассказывать о том, что видел и слышал;
  • в таком возрасте у ребенка не может быть идеального произношения, поэтому не нужно думать, что у малыша присутствует отставание в развитии, если он не выговаривает все слова и звуки;
  • нормальным для малыша является путать местами звуки и слоги в словах.

Недочеты и погрешности в речи ребенка являются характерной особенностью в данном возрасте. Не стоит беспокоиться, если он не может произносить какие-то звуки или что-то путает. Главное, чтобы малыш стремился к развитию и пытался произносить новые слова и новые для него звуки.


Психофизические особенности возраста

Какие возрастные психофизические особенности детей 3-4 лет? Три года - это своеобразный рубеж в развитии ребенка. Малыш претерпевает серьезные изменения как в физическом развитии, так и значительно меняет свое поведение и отношение к окружающему миру, родителям, сверстникам и взрослым.

В этот период у ребенка может наблюдаться нестабильность эмоционального фона. Часто возникают неожиданные вспышки, крик и истерики по незначительным причинам. При этом малыш пока что не умеет контролировать свои эмоции, у ребенка можно наблюдать смены настроения и разные реакции. Самооценка в этом возрасте у него завышена, и это нормально, так как высокая самооценка позволяет малышу выполнять какие-то новые действия. Ребенок не задумывается о последствиях и не переживает о результате своих действий. Это также помогает достигать успеха в развитии.

Внутреннее психологическое состояние ребенка в возрасте трех лет также изменяется. У него появляются характерные противоречия. К примеру, он стремится все делать самостоятельно, но при этом не может выполнить многих действий без помощи родителей, и это вызывает злость. Кроме того, малыш знает, что любит родителей и близких людей, но при этом злится на них, если они пытаются ограничивать его свободу.

Также из-за кризиса трех лет ребенок может проявлять такие качества, как деспотизм, упрямство и строптивость. Выражается это, как правило, в том, что ребенок ругается, обзывает взрослых, передразнивает их, иногда даже использует довольно скверные слова. В этой ситуации важно показать малышу, что это плохо. Если родители будут игнорировать такое поведение либо смеяться над плохими словами из уст ребенка, для него это станет нормой.

Взрослые люди для ребенка трех-четырех лет становятся не просто членами семьи, но и объектами, которые несут определенную функцию и помогают ему познавать мир. Что же касается сверстников, то они для ребенка в таком возрасте не особо интересны и рассматриваются им просто как предметы обстановки.


Мы рассмотрели возрастные особенности детей 3-4 лет, консультация для родителей, представленная ниже, поможет правильно определить свое взаимодействие с малышом на этом этапе его развития.

Родители детей 3-4 лет должны учитывать много важных моментов, чтобы не подавлять развитие ребенка. Как известно, основы личности закладываются в человеке до 5 лет, поэтому дошкольный возраст является очень важным периодом, именно в это время нужно всесторонне развивать ребенка и помогать ему делать маленькие шаги, познавать мир и добиваться первых успехов.

Чтобы направить ребенка в правильное русло, нужно учесть все возрастные особенности детей 3-4 лет. Советы родителям :

  1. При наличии детей такого возраста родители не должны постоянно настаивать на своём. В этом случае дети, как правило, растут безынициативными.
  2. Не нужно пытаться перебороть упрямство ребенка, это может занизить его самооценку и в будущем отразиться на его уверенности в собственных силах.
  3. Не нужно пытаться сделать всё за ребенка, наоборот, следует прививать ему самостоятельность, например, давать возможность самому убирать игрушки.
  4. Нужно научиться пользоваться негативизмом ребенка. Действовать следует от обратного, например, если желаете погулять с малышом, предложите ему, наоборот, никуда не ходить. Он начнет возражать в силу особенностей этого возраста.
  5. Не стоит обращать особого внимания на истерики ребенка, удовлетворять его требования или ругать его. В дальнейшем это приведет к тому, что он будет использовать крик и слезы по любому поводу.
  6. Основное правило для родителей - следите за собой. В таком возрасте ребенок повторяет почти все, что говорят и делают родители, так что в первую очередь нужно заниматься собственным воспитанием.

3-4 года - очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. Важно всесторонне развивать ребенка и также приучать его к самостоятельности.



Публикации по теме