Должен ли садик. Нужен ли ребенку детский сад

Краткое содержание: Нужен ли ребенку детский сад. Плюсы и минусы детского сада. Дети в детском саду. Развивающие занятия в детском саду. Отзывы о детских садах.

Если маме надо выходить на работу, а ребенка не с кем оставить, то вопрос о том, нужен ли ребенку детский сад, отпадает сам собой. Но какое решение принять, когда есть выбор, водить малыша в садик или нет? В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы посещения ребенком обычного государственного детского сада.

Минусы детского сада:

1. Стресс ребенка, вызванный разлукой с мамой . Многие дети, проводя большую часть дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной незащищенности. Для того чтобы ребенок нормально рос, учился общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении детский сад не может заменить семью - ведь воспитатели, какими бы хорошими они ни были, не могут любить всех.

2. Довольно многие дети психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем, чем хочется.

3. Дурное влияние сверстников . В группе обычного детского сада собираются дети, как из более, так и из менее благополучных семей, с этим ничего не поделаешь.

4. Частые болезни. Многие работающие мамы, не имеющие возможности постоянно брать больничные, отправляют своих кашляющих и сопливящих детей в детский сад. Те, естественно, заражают одногрупников. От этого явления никуда не денешься, т.к. детский сад обязан принять больного простудой или гриппом ребенка в том случае, если у него нет температуры.

5. Многие родители и педагоги, говоря о плюсах посещения детьми детского сада, главный акцент делают на том, что в детском саду ребенок учится общаться со сверстниками. Нам хотелось бы немного поставить под сомнение этот неоспоримый многими аргумент в пользу посещения ребенком детского сада.

Действительно, примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность родители обязательно должны ему предоставить. Но в детском саду ребенок обычно привыкает к достаточно диким нормам взаимоотношений с другими детьми . Если в группе 15-20 детей, одна воспитательница просто не в состоянии организовывать их общение друг с другом, поэтому более напористые ребятишки часто начинают притеснять робких (отнимать у них игрушки, пихать и отталкивать их и так далее), а не столь сильные, но более общительные учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым.

Плюсы детского сада:

1. Режим . Большинство взрослых не привыкли жить строго по часам, тогда как, на самом деле, это очень полезно для организма - есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время изо дня в день.

2. Дисциплина. В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с "уравнительной" муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом "дисциплина" всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

3. Самостоятельность. В саду у ребенка появляется возможность проявить себя, он более самостоятельный, так как рядом нет мамы (бабушки), которая за него уберет игрушки или покормит с ложечки, в саду ребенок выполняет все то, что необходимо согласно его возрасту, в том числе и ухаживает за собой.

3. Общение с др. взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

4. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития . Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный "джентльменский набор" обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

5. Общение со сверстниками. В разделе "минусы детского сада" мы уже упоминали о том, что общение детей в детском саду часто происходит стихийно, у воспитателей нет времени на то, чтобы обучать воспитанников правильно общаться, разрешать все детские конфликты. Поэтому некоторые дети, в зависимости от своего характера и темпераметра, становятся либо задирами, либо тихонями, которые привыкают подчиняться более напористым товарищам.

В тоже время, если родители учат ребенка как правильно общаться с другими детьми, беседуют с ним на эту тему, разбирают дома возникающие со сверстниками конфликтные ситуации, если необходимо, обращаются за помощью к вопитателям, оказывают ребенку поддержку в трудные минуты, в этом случае, общение ребенка со сверстниками в детском саду принесет ему несомненную пользу и бесценный опыт.

Здесь надо отметить, что такой опыт общения с детьми ребенок не сможет получить на детской площадке или на развивалках, где общение детей между собой происходит под контролем мамы или педагога.

Если вы хотите найти в этом тексте однозначный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, то спешу разочаровать. Прямого ответа у меня нет. И еще я убеждена, что решать, что нужно ребенку (детский сад, курсы вокала, группа раннего развития и т.п.), должны только его родители. А я, проработавшая в дошкольном учреждении много лет, могу только рассказать, для чего нужен детский сад, а для чего он совсем не нужен.

Что может дать дошкольное учреждение, а чего предложить не в силах? Потому что во многих случаях разочарование родителей детским садом, обида на его сотрудников и возмущение правилами учреждения бывают вызваны тем, что требования, предъявляемые семьей, звучат «не по адресу» (никому ведь не придет в голову требовать лекарства в парикмахерской!).

Социализация ребенка

Лучше всего детский сад справляется с задачей социализации, то есть с включением ребенка в коллектив сверстников, знакомством с нормами поведения, принятыми в обществе, приобщением к ценностям, транслируемым окружающими.

Это процесс разделения на «что такое хорошо, и что такое плохо».


Малыши осваивают навыки сосуществования с другими – зарождаются основы понимания своих эмоций и переживаний других, усваиваются гендерные роли. Делаются первые самостоятельные шажки в решении конфликтов (и не только под присмотром взрослых). Именно в саду начинается формирование качества, важного для будущего, – умения соподчинять мотивы, когда появляется способность ради «надо» ненадолго отложить «хочу».

С задачей социализации справляются многие детские общности – прогулки с другими детьми на детской площадке, посещение детских групп развития. Но только в группе детского сада ребенок оказывается полностью погружен в процесс на большое количество часов и при минимальной поддержке близких.

Режим дня

Детский сад полезен в обеспечении правильного режима дня детей, организованного в полном соответствии с Санитарными Правилами и Нормами. Многие родители жалуются, что испытывают трудности с организацией дневного сна детей, а в дошкольном учреждении большинство детей приучаются спать днем.


Организация тихого часа далека, быть может, от идеала, но отдых детям необходим, поэтому в садике им не пренебрегают. Многие врачи говорят о том, что питаться в одно и тоже время – полезно для здоровья. И с этой задачей детской учреждение справляется на «отлично».

Детский сад учит детей играть

Именно учит. Потому что сама собой детская игра, в которой рождаются предпосылки учебной деятельности, требует поддержки грамотных педагогов, особенно на ранних этапах. Не у многих родителей есть достаточно знаний по этому вопросу. Потому что речь идет не о том, чтобы купить ребенку дидактическую игру, объяснить правила и пару раз сыграть вместе. Хорошо бы знать какие игры нужны малышам, в каком возрасте, какие способности и умения можно развивать в той или иной игровой деятельности, понимать роль взрослого в этом процессе.

Детский сад способствует развитию самостоятельности

Не все родители хорошо знакомы с возможностями дошкольников разных возрастов. Иногда мамы просят от детей каких-то действий, совершенно не соответствующих возрастным возможностям.


Часто встречается и обратное – ребенок не умеет делать вещи, которые хорошо бы уметь в его годы.

Самый частый пример для младших дошкольников – умение пользоваться столовыми приборами и навык самостоятельно одеваться.

Речь не идет о полностью сформированных навыках, но о той степени владения ими, которая доступна этому возрасту. Воспитатели побуждают детей к самостоятельности, в младших группах – это важная педагогическая задача.

А теперь перейдем к тем вещам, которых не стоит ждать от дошкольного учреждения

1. Детский сад (обычный, с государственным финансированием) не может обеспечить ребенку полностью индивидуального подхода. Педагогические программы требуют от воспитателей строить свою работу с учетом индивидуальности каждого ребенка. Но при наполняемости групп в 20 человек реализовать это на практике невозможно, даже если педагог профессионал от Бога.

В приоритете нужды группы, коллектива, и только потом удовлетворение индивидуальных потребностей. Нужно всегда помнить об этом.

В детском саду нет возможности учитывать, хочет ли ребенок сейчас заниматься, гулять, есть, спать. Он вынужден подчиняться большинству. Иногда хороший воспитатель может найти возможность помочь ребенку реализовать потребность, не противореча нуждам всего коллектива (например, читать в кровати в тихий час, а не спать), но это возможно не всегда.

Основная форма занятий (по изобразительной деятельности, по музыке) – подгрупповые или групповые занятия. Индивидуально с детьми тоже занимаются, но уделить много внимания каждому ребенку очень трудно.

2. Воспитатель в детском саду не может заменить родителя. Хороший педагог уважает детей, искренне интересуется их внутренним миром, сочувствует и сопереживает, понимает, что ребенок – личность в любом возрасте. Но требовать от педагогов, чтобы они «любили детей, как своих» – значит заранее обрекать себя на разочарование. Уважение и забота – те качества воспитателя, на которые стоит обратить внимание.

3. Детский сад не то место, где родители могут устанавливать свои правила. Часто это выражается в том, что родители требуют особого меню для детей, приносят еду из дома, предлагая воспитателю кормить ею своего ребенка. Исключением являются только пищевые аллергии, подтвержденные справкой врача. Но и в этом случае, аллергенные блюда просто убирают из рациона, не заменяя их едой из дома. Некоторые родители пытаются влиять на режим прогулок («моему ребенку после болезни нельзя гулять») и сна («мой ребенок не нуждается в дневном сне, не нужно его укладывать, пусть играет»). Педагоги руководствуются не желаниями и требованиями родителей, а образовательной программой и требованиями СанПиН-ов.

Вот далеко не полный перечень того, что может и чего не может дать вам и вашему ребенку обычный государственный детский сад. И принимая решение о том, нужно или нет посещать вашим детям дошкольное учреждение, не забудьте принять во внимание эти разные возможности.

В наше время большинство родителей, судя по официальной статистике, поручает уход, воспитание и обучение детей дошкольного возраста детским дошкольным учреждениям (детским яслям и садам). Как вариант, работающие родители доверяют воспитание своих детей няне, гувернантке или, что бывает чаще всего, родным бабушкам и дедушкам. Уход и воспитание детей дошкольного возраста мамой, в семье, такое естественное последствие их рождения, практикуется на Западе крайне редко, а в постсоветских странах не то чтобы очень редко, но все же гораздо реже, чем делегирование родительских полномочий другим лицам и учреждениям.

Детские сады были созданы в разгар промышленной революции в странах Европы для того, чтобы женщины могли работать, а дети с раннего возраста «привыкали к коллективу» и были готовы сначала к школьной учебе, а потом к работе на фабриках и заводах. В то время никто не обосновывал создание детских садов пользой для самих детей - они просто были экономически выгодны. Сейчас почти ничего не изменилось - детские сады существуют для того, чтобы работающие матери могли оставлять своих детей в течение рабочей недели под присмотром других работающих женщин. Но в наши времена детские сады уже стали частью культуры - об их пользе и необходимости, об их важности и несуществующих преимуществах исписаны целые библиотеки.

Соответственно о детском саду чаще всего говорят не как о вынужденной необходимости для некоторых семей, а как о необходимом этапе в жизни каждого ребенка, благодаря которому у него будут какие-то преимущества в дальнейшей жизни по сравнению с детьми, которые росли и воспитывались дома. Это заблуждение иногда очень дорого обходится самим детям. Я считаю, что детский сад нужен только тем семьям, у которых есть финансовые или другие семейные проблемы, при которых домашнее воспитание невозможно или затруднено.

В предыдущих главах я писала об особенностях развития ребенка в первые три-пять лет жизни: ребенок - существо эмоциональное, он очень привязан к родителям и другим членам своей семьи; он развивается скачками и нуждается в практически постоянном присутствии близкого человека для эмоциональной поддержки, ощущения покоя и безопасности. Ребенку в раннем и дошкольном возрасте важнее всего ощущать любовь и заботу близких людей, иметь возможность свободно двигаться и творчески развиваться. Лучшего места для него, чем родительский дом, и лучшего воспитателя, чем мама, - нет.

Некоторые недостатки яслей и детского сада:

  • большой, шумный, одновозрастной, навязанный коллектив;
  • неблагоприятный микроклимат;
  • строгий режим, рассчитанный на среднестатистического ребенка;
  • вместо родителей - воспитатели, чужие люди;
  • двигательная и познавательная активность детей ограничена;
  • постоянный стресс, который испытывают дети, пребывая в саду или яслях целыми днями;
  • разлука детей с родителями, приводящая к отчуждению между ними;
  • ускоренное (раннее) обучение, которое обычно предлагают сады.

То, что ребенок в детском саду имеет возможность общаться с разными детьми, всегда считалось главным и большим плюсом детского сада. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Коллектив в детском саду слишком большой и слишком шумный. Это приводит к тому, что детям банально не хватает спокойствия и тишины практически на протяжении всего дня. Шум - один из главных стрессовых факторов, он создает большую нагрузку на организм и лишает ребенка возможности сконцентрироваться на том, что его заинтересовало. При этом у ребенка нет возможности, как дома, уйти в свой уголок (в другую комнату) и посидеть там спокойно - в саду у конкретного ребенка нет личного места и тихого уголка.

Отсутствие личного пространства или возможности побыть наедине при желании - не самое благоприятное условие для развития. Ребенку приходится скитаться с места на место, пока он не занят выполнением распорядка дня, согласно режиму (есть, спать, учиться, играть и т.п.). Никто не разрешит ему ни поесть вне режима, ни полежать на кроватке, ни даже спокойно поиграть, сколько хочется. В таких условиях ребенку трудно чувствовать себя комфортно, а постоянное напряжение, беспокойство вызывают стрессы, страхи и болезни.

Механический, один для всех, режим детского сада рассчитан на среднестатистического ребенка, без учета индивидуальных особенностей (если речь идет о постсоветских государственных детских учреждениях). То есть спать, сидеть на горшке вся группа должна одновременно. Никаких колыбельных или объятий перед сном, никакого выбора пиши.

В частных детсадах условия немного лучше, но тип собственности совсем не определяющий фактор в этом вопросе. Родителям, которые отдают детей в детский сад, важно запомнить, что при выборе сада самый важный фактор - человеческий. Это личность воспитателя, поскольку детские сад или ясли - место, которое у детей ассоциируется с домом. Соответственно воспитатель - это тот человек, которые временно заменяет ребенку близких взрослых, и он должен быть приятным для ребенка человеком. Дети проводят в саду большую часть времени, иногда больше, чем дома, а ведь провести целый день в саду - не то же самое, что сходить в гости, - это их жизнь. Воспитатель должен нравиться ребенку, чтобы его можно было спокойно оставлять с ним.

День - очень долгий срок для ребенка. В детстве время тянется бесконечно долго, для ребенка время - вечность. В яслях ребенок на целый день изолирован и от окружающего мира, и от жизни в семье. У него однообразные впечатления, мало возможностей для движения, он не чувствует по отношению к себе заботы и любви. Воспитатели, даже хорошие, просто физически не могут уделить достаточно времени всем, поэтому дети обделены вниманием, предоставлены сами себе, в группе. К тому же некоторые воспитатели даже и не стремятся к этому - они без угрызений совести очень плохо выполняют свою работу.

Многие родители видят пользу в подобном режиме, «дисциплине» и спартанских условиях жизни. Иногда они отдают ребенка в сад, несмотря на слезы и нежелание его посещать, мотивируя свои действия тем, что в противном случае у ребенка будет психологическая травма, когда он пойдет в школу. Выходит, родители считают, что, чтобы избежать травмы в 6-7 лет, лучше получить ее в 3 года? Подобный аргумент сложно воспринимать серьезно. Тем более что, неизвестно по какой причине, игнорируются возрастные потребности и особенности ребенка - в 7(6) лет любому нормально развивающемуся ребенку проще адаптироваться к школе, чем в 3 года к детскому саду.

Санитарные условия в детских садах можно сравнить с лотереей: повезет - будут нормальные, не повезет, что более вероятно, - будет или слишком чисто (читай: вычищено хлоркой и бытовой химией), или слишком грязно (одна видимость уборки). Родители жалуются то на вечный холод в плохо отапливаемых помещениях детсадов, то на жару, поскольку никто не проветривает помещение (чтобы дети не простыли и для сохранения тепла, окна на зиму вообще принято заклеивать бумагой). Неблагоприятный микроклимат - одна из причин частых болезней в детском саду.

Хотя в саду много детей, они до определенного возраста играют не вместе, а рядом. Это особенно касается детей ясельного возраста, многие из которых еще не умеют разговаривать. Более-менее осознанно играть и общаться между собой дети начинают с 4-4,5 лет. Никогда ребенок не играет и не общается со всеми сразу, так что «много детей» - это не преимущество детского сада, а его минус, привносящий в его стены шум и бесполезную массовку. Дети, даже в школе, как правило, чаше всего близко общаются в небольшом кругу, а с остальными детьми взаимодействуют ситуативно. Что уж тогда говорить о дошкольниках? Они могут иметь двух-трех друзей и без посещения детсада, а массовка есть и на детской площадке, и в кружке, и в детском развивающем центре, в который только за общением и стоит ходить. Таким образом, аргумент, что плюс детского сада - в возможностях для общения не кажется мне убедительным: они есть, да толку от них мало.

Общение в исключительно одновозрастном коллективе, к сожалению, тоже не настолько полезно, как принято считать. Не очень много можно почерпнуть от сверстников. В жизни нужно прежде всего умение общаться с людьми разных возрастов, а не со сверстниками. Детсадовский коллектив ребенку навязан, он создан искусственно и имеет мало общего с той реальной жизнью, к которой он якобы призван подготовить ребенка.

Даже хорошие воспитатели всегда хуже заботятся о детях, чем любящие родители, да и ясли предлагают уход за детьми, но не любовь к детям. Но и в этом многие родители видят плюс. Им кажется, что так ребенок готовится к реальной жизни. Но ведь годы, проведенные в детских яслях и саду - это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь. Мы никогда не готовимся к жизни - мы каждое мгновение живем. Хорошо или плохо. Как будет жить ребенок в детстве, во многом зависит от родителей.

Как пишет С. Биддалф, в отчетах команды Пенелопы Лич, исследовавшей влияние яслей на развитие детей, сообщалось, что ясельные дети в возрасте до года часто агрессивны, замкнуты и печальны. Дети, за которыми ухаживают не мамы, а другие люди, менее развиты по сравнению со сверстниками. Если за ребенком не может ухаживать мама, то, согласно результатам исследований, предпочтительнее, чтобы за ним ухаживал папа, а не бабушки, дедушки или другие родственники. Конечно, могут быть единичные исключения, когда родители ухаживают хуже, чем воспитатели, но чаще всего именно мамы и папы лучше всех ухаживают за своими детьми.

Качество ухода в яслях несколько снижает негативные последствия для развития ребенка, но не слишком сильно. Даже если качество ухода отличное, то все равно дети находятся под присмотром чужих людей и это влияет на их отношения с родителями. Самый важный фактор, определяющий психическое развитие ребенка, - это материнская отзывчивость, материнская способность тепло и чутко реагировать на потребности ребенка. Этого нет даже в самых лучших яслях.

У детей, которые посещают детский сад, чаще проявляется агрессия. До трех лет дети способны играть совместно не дольше нескольких минут, поэтому между ними часто возникают конфликты и драки, что травмирует психику малышей и не является ничем полезным для их развития. Замечено по некоторым «садиковым» детям, что они в присутствии других детей постоянно пребывают в состоянии тревожного ожидания чего-то нехорошего. Будто ждут, что сейчас будет драка или у них начнут отбирать игрушки, или произойдет еще что-то негативное. У них отсутствует внутреннее спокойствие. Очевидно, из-за длительного пребывания в компании, часто доходящей числом до 30 человек. Каждый взрослый знает, как изматывают подобные большие и шумные коллективы, а ребенку не проше в детсаду, чем маме или папе на работе. Правда, в отличие от них он к подобным нагрузкам еще не готов.

Часто родители отдают детей в ясли или детсад ради раннего обучения, подготовки к школе. Чем больше занятий и кружков в садике, тем лучшим считается садик. Но это очередное заблуждение. О бессмысленности и возможном вреде раннего обучения я писала в предыдущей главе. Первые годы жизни ребенок учится постоянно и осваивает в этот период больше, чем в последующие годы в школе, хотя обучение в раннем и дошкольном возрасте проходит естественным образом. Из-за того, что в яслях ребенок постоянно испытывает стресс, преждевременное целенаправленное обучение дается ему трудно. Спокойный и счастливый ребенок учится легко, с интересом, а обучение приносит ему удовольствие и дает стимул к дальнейшей учебе. Если же ребенок расстроен, если ему плохо и грустно, учиться нормально он не способен. Обстановка детских садов развитию и обучению ребенка, к сожалению, не благоприятствует.

Нравится ли самим детям ходить в садик?

Вот некоторые высказывания на форумах:

  • «Каждое утро так плачет, что захлебывается».
  • «Сначала была согласна идти, а потом истерику устроила».
  • «А мой Сашуля уже вторую неделю плачет».
  • «А еше у него две фобии появились...»

Это значит, что многие дети так и не смогли адаптироваться к детскому саду. Почему так вышло - уже не важно. Важно то, что детям в саду плохо, но родители на это не обращают должного внимания, ничего не предпринимают, чтобы изменить ситуацию. Не ко всем условиям каждый ребенок способен адаптироваться. Если родители сторонники посещения детсада и ребенок к нему быстро привык - хорошо. А если не привык за месяц-другой, то его нужно оттуда забирать, потому что решение отдать его в детсад было как минимум преждевременным.

Прочитать подобное можно на любом родительском форуме: как дети плачут по нескольку недель или месяцев, когда начинают посещать садик, а потом уже «любят» садик (а был ли выбор?). Или как сначала дети с интересом бегут в сад, а потом плачут и отказываются продолжать его посещать. Или как появляются страхи и начинаются длинные болезни. В то же время, если родители могут все это вынести (а таких большинство), значит, они не считают это чем-то чрезвычайным.

Чаше всего подобное поведение объясняют «обычной адаптацией» к детскому саду. Аналогичная реакция у человека возникает при большом горе или утрате, с которой трудно смириться. Но ведь эти обстоятельства не «обычные», а «чрезвычайные»... И «адаптация» тоже не обычная - она болезненная и стрессовая. Волноваться, переживать - нормально для человека любого возраста при адаптации к серьезным жизненным переменам, если они для него своевременны. Постоянные скандалы, болезни, страхи и депрессии - это уже свидетельство психологической и/или физиологической неготовности к переменам в жизни. Поэтому «поплачет и привыкнет» - довольно странная надежда. Ассоциируется с глупым и жестоким «стерпится - слюбится». А смысл?

Если человек к чему-то уже готов, то он не будет плакать, получив это. Разве что от радости. Ребенок, который готов находиться в детском учреждении, не будет плакать, посещая его, по крайней мере плакать долго и сильно. Возможно, в результате пребывания в долговременных стрессовых условиях вырастают люди, которым вечно не хватает гормона стресса (адреналина) и они все время рискуют своим здоровьем ради экстрима. Часто эта привычка - искать новые, более сильные стрессы, чтобы было не так скучно жить и чтобы чувствовать себя живым, - родом из детства. Это следствие ситуаций, в которых так часто приходилось пребывать в состоянии стресса, что он превратился в потребность, стал «естественным» состоянием человека.

Родители, которые отдают детей в чужие руки, надеются, что если ребенку будет плохо или с ним будут плохо обращаться, то они узнают об этом первыми и примут соответствующие меры. Но, как показывает опыт, чаще всего о проблемах ребенка родители узнают последними. Даже если раньше ребенок имел привычку все рассказывать родителям, то с началом посещения детсада все может незаметно измениться.

В некоторых детских садах воспитатели шлепают и ругают детей за непослушание, но часть родителей считает, что в этом нет ничего страшного. По их словам. «ребенок будет знать, что в жизни бывает всякое, и будет готов к жизни». Конечно, это не так - если воспитатели наказывают ребенка или применяют к нему другое насилие, это крайне отрицательно влияет на его психическое, физическое и социальное здоровье. Но даже если родители категорически против такого отношения воспитателей к их ребенку, не факт, что они смогут что-то изменить. Как говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», а поскольку детсадов у нас на всех желающих не хватает, то правила устанавливает их руководство в одностороннем порядке. Родители могут или согласиться с ними, или искать другой детсад.

А нужен ли моему ребёнку детский сад? Этим вопросом задаются все родители, воспитывающие маленького человечка. Однозначного ответа на этот вопрос вам точно не даст никто - ни психологи, ни педиатры, ни педагоги. Почему? А потому что в решении этого вопроса очень много нюансов. О них подробнее и поговорим в этой статье.

Изучив эту информацию, напрашивается вывод, что плюсы посещения детского сада существенные, но и минусы упускать из внимания тоже не следует. Как же поступить? Решать, отправлять ребёнка в садик или воспитывать его дома - решать только вам. Учитывайте индивидуальные особенности развития и здоровья вашего чада в первую очередь. Если решение в пользу детского коллектива, то позаботьтесь о том, чтобы ребёнок попал в то дошкольное заведение, где вся работа коллектива взрослых направлена на благо детей. Учитывайте следующие моменты.

Отдавайте ребёнка в детский сад тогда, когда точно будете видеть, что он к этому готов. Наблюдайте за общением своего крохи с детками на площадке во время прогулок, в гостях. Если малыш легко расстается с мамой, увлекается играми с детьми, легко идёт на контакт - пробуйте ходить в садик.

Прежде, чем отдать ребёнка в сад, познакомьтесь с воспитателями, понаблюдайте за их работой со стороны. Педагоги должны быть педагогами не только по образованию, но и по состоянию души, речь идёт о таких человеческих качествах, как любовь к детям, сочувствие, доброта.

Наталья Лукаш специально для сайта 3-years.ru

Публикации по теме