Темы бесед по эстетическому воспитанию школьников. Конспект урока на тему «эстетическое воспитание как основа формирования культуры личности средствами декоративно-прикладного творчества

Конспект занятия по эстетическому воспитанию
«Русский лес как песня для души…»

Конспект занятия по эстетическому воспитанию "Русский лес как песня для души"для детей 13-15 лет с ОВЗ.


Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе, к лесным богатствам, помочь увидеть их красоту
Задачи:
1. Познакомить с многообразием природных богатств России, воспитывать стремление беречь и приумножать красоту природы
2. Повышать заинтересованность детей к природе, развивая их способность любоваться и очаровываться ее красотой.
3. формировать и корректировать имеющиеся навыки внимательно слушать, не перебивая других, формировать связную речь
4. Обогатить и расширить словарный запас(багряный, расписной, лазурь, лиловый, пестрый и т.д.)
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание
6. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход занятия.

Звучит музыка
Широка страна моя родная
Много в ней лесов полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек…
Ребята, всем вам известны эти слова, вы, конечно же, знаете, в какой огромной стране мы живем. Скажите, как она называется?
Россия.
Правильно, наша необъятная страна называется Россия. И ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как наша. На Севере очень холодно, там льды, айсберги и вечные снега,


на юге жаркие пустыни,


в средней полосе природа богата и разнообразна. Одно из богатств нашей природы- это леса. Посмотрите, какие бывают леса.


Хвойные.Какие деревья там растут?(Сосны, ели,)
Лиственные. Липа, клен, береза, дуб
Смешанные.(И то, и другое)
А теперь мы проверим, внимательные ли вы слушатели и распределим названия деревьев по месту их произрастания.
Леса
Лиственные Хвойные
(дети вешают на доску картинки с изображением деревьев)
Видите, какое разнообразие деревьев и красок царит в лесу!
Давайте послушаем стихотворение
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как мышки елочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца
И очень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Вот вы сейчас прослушали такое волшебные стихотворение, а может быть значения некоторых слов вам неизвестны? «Лиловый, золотой, багряный»
Подумайте, что означают эти слова?(Ответы детей)
(За рассуждениями детей следует подсказка на экране.)




В самом начале занятия вы сказали, что у лиственных деревьев листья, у хвойных хвоя, давайте сейчас поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Я называю дерево, а вы говорите правильное название его листка(лист клена- кленовый и т.д.)
Лист дуба- дубовый, хвоя сосны – сосновая, лист ивы- ивовый, шишка кедра -кедровая, лист тополя- тополиный, лист осины- осиновый, лист липы- липовый, шишка ели- еловая, лист березы- березовый.
Правильно, ребята, березовый.


Береза- любимое дерево России, это ее символ. Березку можно встретить и в лесу, и в парке, и в школьном дворе. . Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге встречаются березы огромные, как мачты,


а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.


Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.


Очень много стихотворений посвятил русский народ этому деревцу. - Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув стоит. »


А сейчас мы послушаем отрывок из еще одного стихотворения
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне…
Ребята, только что мы слушали зимнюю березовую сказку..


А весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.


Как он называется? березовый. А сейчас мы с вами попробуем его сами и угостим наших гостей.
Дети пробуют березовый сок и угощают гостей.
Видите, ребята, какие сладкие мгновения может подарить нам русская природа, сколько удовольствия и приятных минут переживает человек, общаясь с ней. Об этом никогда не стоит забывать.
Давайте еще немного поговорим о богатствах леса, его жителях, его звуках и красках.
Весной роняет слезы
Белая…(БЕРЕЗА)
Если дует ветерок
Задрожит ее листок
Ветерок совсем не сильный
Но дрожит листок …(ОСИНЫ).
В каждый дом под Новый год
Это дерево придет.
Зеленое и колкое
Оно зовется…(ЕЛКОЮ)
На дубовых ветках
Вырастают детки
Маленькие озорные
На них шапочки резные(ЖЕЛУДИ)
Так много деревьев в лесу! Каждое дерево звучит по-своему то шелестит, то скрипит. Все это звуки леса.
Стихотворение (Романцова Лиза)
Садись на камень под сосну
Лесную слушай тишину
Журчит лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек
Упала шишка, скрипнул сук
Жужжит, жужжит тяжелый жук
Листва рассказывает сны
Ты слышишь голос тишины…
Давайте и мы с вами, не выходя из класса, тоже послушаем лесную тишину…Какая она? Необычная, чудесная, волшебная.(Релаксация под звуки леса 2 мин)

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Чудесный концерт в лесу дают птицы. Голоса животных – это их разговор. И так важно не помешать этому разговору, ведь если мы будем шуметь в лесу, слушать громкую музыку, мы можем не услышать пения птиц, порхания бабочек, а животные не смогут сообщить друг другу что-то важное, напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Вот поэтому так важно ходить по лесу осторожно и аккуратно, ведь так чудесно насладиться красотой родной природы, зеленой лужайкой на лесной опушке, звонким пением птиц, радужным порханием бабочек и стрекоз. Это же несложно- без беготни, не крича и аукая, а тихо-тихо, спокойно пройтись по лесной тропе. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
Давайте проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Игра на внимание.
Я буду называть вам примеры поведения в лесу, а вы, если вы согласны, будете говорить «Это я, это я, это все мои друзья, а если нет, то промолчите
-По тропинке кто шагает, на жуков не наступает?
-Веточки мы не ломаем когда по лесу гуляем
-Магнитофон мы взяли в лесок, и заглушили птичек голосок
-Муравейник мы найдем, понаблюдаем и уйдем.
-Мухомор увидел я, мимо прохожу, друзья
-В лес собачек мы возьмем, спокойней птичкам будет в нем.
-Кто бруснику собирает, с корнем кустик вырывает?
Молодцы, ребята. Есть ли в нашей группе лесные хулиганы? Нет, и это хорошо. Человек должен бережно относиться к лесным богатствам, потому что это не только красота и отдых для души, но и огромная польза. В лесу растут деревья, из которых производят бумагу для книг, альбомов, тетрадей. А еще в лесу растут грибы и ягоды, живут многочисленные звери и насекомые.
Давайте поговорим об этом. Какие грибы растут в лесу?
СЪЕДОБНЫЕ и НЕСЪЕДОБНЫЕ
Белые мухоморы
Подберезовики, бледная поганка
ложные опята
Лисички,
Сыроежки
Вам нужно правильно с помощью стрелок распределить названия грибов по группам
А какие лесные ягоды вы знаете?
Земляника, малина, клюква, черника, брусника
Ребята, а как используют лесные ягоды?
Сушат, замораживают, варят варенье, соки, компоты.
А какое варенье вы любите?
Вот видите, ребята, сколько радости и наслаждения доставляет нам природа!
Лес- это главное богатство России. Он дает человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес- это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц. А каких лесных жителей вы знаете?
(ЛИСА,ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ВОЛК, БЕЛКА, ЕЖ)
Отгадайте, о ком пойдет речь сейчас.
По лесу бежит петляет
К лету шубу он меняет
На снегу его невидно
Волку и лисе обидно…. (Заяц)
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко
Не пустая никогда
У меня кладовка… (Белка)
Трав колючками касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко…. (Лось)
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком…. (Волк)
Без тропинки без дорог
Серый катится клубок
Он в иголках острых сплошь
Потому что это…. (Ёж)
Зимой спит, летом ульи ворошит(Медведь);
Меньше тигра, больше кошки, над ушами- кисти-рожки, с виду кроток, но не верь, страшен в гневе этот зверь(Рысь);
Водяные мастера строят дом без топора, дом из хвороста и тины и добротные плотины (бобры);
Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.(Олень);
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый -краса! Как зовут ее…(Лиса);
возле дуба острым рылом деловито землю рыл он(Кабан);
Немытое в рот ни за что не возьмет и ты будь таким, как крошка…(Енот);
Роскошный полосатый мех имеет это хищный зверь, он ходит тихо, словно ветер, живет в природе, словно царь(Тигр)
Да, ребята, действительно, лес- это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой дом. А как называются дома лесных жителей? Кто где живет? Давайте попытаемся дать правильные названия домикам лесных жителей.
Белка – в дупле


медведь- в берлоге,


лиса -в норе,


волк -в логове,


птица -в гнезде


муравей -в муравейнике,


Давайте послушаем стихотворение «Есть у каждого свой дом».
1. У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нём.
В лесу у каждого есть свой дом, А для человека таким домом является природа, она для нас считается родным домом. И от нас с вами зависит, в каком доме будем жить мы и наши дети дети.
Человек- он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход.
Деревья, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек-венец природы
И без природы нам конец?

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Красоту ее не губить

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

Программа

«Красота спасёт мир»

(для учащихся с умственной отсталостью)

5 - 11 классы

Составитель: Пепеонкова Н.В.,

учитель математики

высшей квалификационной категории.

г. Череповец,

2015 - 2016 уч. год

«Чтобы воспитать человека чувствующим

и думающим, его следует, прежде всего,

воспитать эстетически».

(Ф. Шиллер)

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 - 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.

На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие требования:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;

- вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;

- использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).

Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Задачи:

Способствовать развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.

Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.

Создание высокого уровня эстетических потребностей.

Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.

Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.

№ п/п

Название блока

Задачи блока

Формы работы

1

Красота и труд - вместе идут

Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека.

Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда.

Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда

Экскурсия, беседа,

игры-тренинги, ролевые игры.

2

Красота родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника чувств и творческой деятельности.

Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений

3

Я в мире… мир во мне…

Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём.

Содействовать определению своего Я и места для себя в этом мире.

Способствовать раскрытию внутреннего мира человека.

Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма.

4

Сила красоты и доброты

Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей.

Эстетика в одежде, поступках людей.

Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций.

5

Наследники традиций

Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся.

Активизировать воображение.

Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи)

Блок «Красота и труд - вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.

Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины - Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки - «звуки природы», знакомства с картинами русских художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.

Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).

Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.

Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.

Тематика классных часов

по художественно-эстетическому воспитанию

5 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Шубка овечки - теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит?

Любимый парк родного города.

Анализ стихотворений о парках КиО

г. Череповца. Рисование иллюстраций.

«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

«Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?».

«Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков.

6 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева.

Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера».

Тайны вокруг нас - вещь временная. Тайное всегда становиться явным.

Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им.

«Кузьминки» - 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области.

7 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом.

Моя малая Родина - Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины)

Фотоконкурс «Я и природа».

Хорошие манеры.

Красота человеческих отношений. Сеющий неправду - пожнет беду.

Традиция празднования Рождества на Руси. Что такое «Вертепный театр»?

8 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник.

«Люблю берёзку русскую…»

Береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни.

«Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.).

«Подарок моим друзьям».

«Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле - солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков

9 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области.

Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года)

«Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»

«Зима недаром злится»

«Что значит владеть собой?»

Расскажи мне о себе.

Расскажи мне обо мне.

Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них.

«Вода - всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания.

10 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«В пастухи наймёшься - вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос.

Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года).

«Отговорила роща золотая…»

«Еду. Тихо. Слышны звоны…»

«Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут)

«Надо ли любить всех?»

«Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху

11 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Берёза, моя берёзонька!»

Ремесло не коромысло - плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты)

Творчество Рубцова «Родная природа»

«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?» (диспут)

«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

«Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса - обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре.

Калейдоскоп возможных форм работы с детьми

по художественно-эстетическому воспитанию

Праздники:

· «Мы за чаем не скучаем».

· «Праздник семейных династий»

· «Папа, мама и я - дружная семья».

Устные журналы:

· «Очевидное - невероятное».

· «Моя родословная».

· «Семейные традиции».

Диспуты:

· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи-стом?».

· «Что такое духовность человека?».

· «Разумное и нравственное всегда совпадают».

Вечера :

· «Молодость наших бабушек».

· «Орден твоего деда».

Викторины :

· «Классики литературы о добре и зле».

· «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».

· «Новогодняя. По странам и континентам».

· «Братья наши меньшие».

Беседы :

· «Как изучить самого себя».

· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

· «В дружбе - сила».

Выставки поделок :

· «Золотые бабушкины руки».

· «Природа и фантазия».

Конкурс сочинений:

· «Я и мой старший брат».

· «Я в ответе за младших в семье».

· «Мои соседи».

· «Что значит быть человеком?».

· «Береги честь смолоду».

· «Самый дорогой человек».

Заочные путешествия:

· «Здесь живут мои родственники».

· «Дорогами великих географических открытий».

· «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

· «Праздничный сюрприз».

· «Снежная сказка» (для 5 - 6 классов).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

· «Волшебный стул».

· «Презентация мира».

· «Социодрама».

· «Разброс мнений».

· «Публичная лекция».

· «Открытая кафедра».

· «Пять минут с искусством».

· «Защита проекта».

· «Философский стол».

· «Приглашение к чаю».

· «Сократовская беседа».

· «Дерево, посаженное тобою».

· «Корзина грецких орехов».

· «Театр-экспромт».

· «Час тихого чтения».

· «Турнир знатоков этикета».

· «Дискуссионные качели».

· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».

· «Интеллектуальный аукцион».

· «Большой круг».

· «Диалог с веком».

· «День добрых сюрпризов».

· «Путешествие в свое прошлое».

· «Проблемы и аргументы».

· «Свободный разговор».

· «Смешинка».

· «Этический тренинг».

· «Конверт дружеских вопросов».

· «Выпускной ринг».

· «Когда говорят предметы».

· «Калейдоскоп».

· «Лукошко».

· «Маски».

· «В одной связке».

Творческие конкурсы:

· На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).

· На лучшее стихотворение о...

· Рисунков на асфальте.

· Рисунков на тему... («Первый день зимы»).

· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

· Агитпредставлений.

· Юных фотолюбителей.

· Юных модельеров.

· На лучшую праздничную стенгазету.

· Поделок из бумаги (оригами).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей).

· Юных джентльменов.

· Фигурок из желудей и шишек.

· Инсценированной сказки.

· Картин из цветов (флористика).

Список литературы:

1. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2006.

2. Гуров В.Н . Социальная работа школы и семьи. - М., 2002.

3. Дитятко - что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I . - Череповец: КнигоГрад, 2013. - 260 с.

4. Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. - М., 2008.

5. Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. - М., 2009.

6. Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. - Череповец, 2001.

Галина Орехова
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа)

Вид деятельности : Аппликация

Тема : «Сказочная птица»

Программные задачи :

Учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания сказочной птицы, используя полученные ранее знания и умения на занятиях по аппликации (объемной, отрывной, обрывной) .

Развивать воображение, образное мышление, эстетическое отношение к окружающему муру, чувство цвета, эстетическое восприятие .

Средствами музыки и изобразительного искусства создать у детей хорошее настроение, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, птицам, побуждать к помощи друг другу и живым существам.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных птиц. Беседы о сказочных персонажах.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации сказочных птиц, ножницы, клей, кисточка, салфетка, набор цветной бумаги.

Ход занятия:

В. Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло, весело и уютно. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

В. Когда мы с вами гуляли на улице, мы слышали как поют птицы. А почему раньше, не было слышна пение птиц?

(Птицы улетали зимовать в теплые страны)

В. Ребята каких птиц вы знаете?

(Домашних и диких и перечисление)

В. Скажите ребята, а чем похожи птицы?

(У птиц есть крылья, клюв, перья, туловище, голова) .

В. А чем они отличаются друг от друга?

(Цветом, размером, оперением)

В. Ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка :

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили.

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

В. Ребята, у нас есть возможность отправиться в путешествие в сказку. Там мы сможем увидеть сказочных птиц. Хотите?

(Хотим)

В. Давайте сядем на ковер, закроем глаза (Звучит музыка «Лебедь» ) и представим себе сказочную птицу. Представили?

В. Ребята опешите, какую сказочную птицу вы представили.

(Ответы детей)

В. Удивительно красивый образ у вас получился. Посмотрите, пожалуйста, на сказочный сад, какие красивые птицы живут в нем.

В. Ребята, чтобы создать сказочных птиц надо быть волшебником и сейчас мы с вами станем волшебниками, вы ведь хотите сделать сказочных птиц?

(Ответы детей)

В. Но, для этого надо произнести заклинание!

Чтобы стать волшебником

Нужно просто встать,

Свои глаза зажмурить

Немножко помечтать

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих.

И чудо происходит

У тех, кто верит в них!

В. Ну. А теперь ребята вы волшебники, возьмите волшебные инструменты, которые вам необходимы, для создания сказочных птиц и приступайте к волшебству.

(дети выполняют работу, педагог напоминает приемы : вырезания, наклеивания. Подсказывает, помогает).

В. Ребята, мы с вами хорошо поработали, но нам нужно возвращаться назад в группу и своих сказочных птиц вы возьмите с собой. Эти прекрасные птицы украсят нашу группу и будут напоминать нам о нашем сказочном путешествии.

В. Ребята, давайте произнесем заклинание :

Раз, два, три,

В группу нас верни !

В. Ребята, а почему ваши птицы сказочные?

(Ответы детей и краткий анализ работ)

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка-умняшка в гостях у ребят» Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка в гостях у ребят». Цель: познакомить детей с красками как средством.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Нас песня к Победе вела» Конспект НОД по художественному- эстетическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему: «Нас песня к Победе вела» Цель: - Воспитывать.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) - «Флаг Мира» старшая группа КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ с использованием нетрадиционной.

Конспект совместной НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей» в старшей группе Цель: расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дом, в котором ты живёшь» (средняя группа) Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Научить детей рисовать дом прямоугольной формы с треугольной крышей. Задачи: 1. Учить детей рисовать.

  • Девочка хорошая по лесу идёт,
  • В этой сказке - именины. Много было там гостей.
  1. «Знатоки сказок».
  • Как называется эта сказка?
  • Кто её написал?

Строил ей глупые рожицы;

Защекотал до полусмерти;

Въехал во дворец на печке.

  • Как называется эта сказка?
  • Назовите автора сказки?
  • Кто вам её рассказал?
  • Скажите, какое яичко лучше - простое или золотое? Почему?
  1. «Узнай сказку по героям».
  1. «Песенка героя сказки».
  1. «Весёлые вопросы».

2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц-хваста»).

7. Герой джунглей? (Маугли).

  1. «Мой любимый герой сказки».

В мире много сказок - грустных и смешных.

В сказке может всё случится,

Наша сказка впереди.

Скажем сказке: «Приходи!»

Конкурс 1 «Узнай сказку по началу».

  1. «Давно- давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги…»(Новый наряд короля)
  2. « Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую» (Принцесса на горошине)
  3. «Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье» (Дюймовочка)
  4. «Далеко-далеко в той стране, куда улетают на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и 1 дочь.»(Дикие лебеди)
  5. «В Китае, как ты, верно, знаешь, и сам император китаец, и все кругом китайцы. Давным-давно это было, потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она ещё не забылась совсем. »(Соловей)
  6. «Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях золотилось рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски- этому языку он выучился у своей матери.»(Гадкий утёнок.)

Замечательно! Мы выяснили, что вы прекрасно знаете сказки Андерсена.

Конкурс 2. Ромашка- викторина.

На лепестках написаны задания.

  1. « Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол. Каких только чудес не бывает на свете…» (Стойкий оловянный солдатик).
  2. «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время. Когда все смеялись над ним и гнали его ». (Гадкий утенок)
  3. « Каждый день обманшики требовали от своей работы тончайшего шелку и чистого золота»(Наряд короля.)
  4. « Я всю ночь не смогла сомкнуть глаз. Бог знает. Что за постель у меня была» (Принцесса на горошине)
  5. « Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». (Дюймовочка)
  6. « Всю ночь плела последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы…» (Дикие лебеди.)

Конкурс 3. Загадки.

  1. Хоть верь, хоть не верь:пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он не спроста два развернутых куста.(Олень. « Снежная королева»)

  1. Окраской сероватая, повадкой- вороватая, крикунья- хрипловатая- известная персона. Кто она? (Ворона. « Снежная королева»).
  2. Растёт зелёный кустик, дотронешься- укусит.(крапива. «Дикие лебеди»).
  3. Удивительный ребёнок, только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать.(утёнок. «Гадкий утёнок»).
  4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, звончей… Кто же это?(соловей. «Соловей»).
  5. В одежде богатый, да сам слеповатый, живёт без оконца, и не видевши солнца.(крот. «Дюймовочка»).\

Конкурс4 домашнее задание.

Девочки подготовили небольшие сценки по отрывкам из сказок Андерсена.

Выступление команд

Подведение итогов, награждение команд и самых активных участников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Умка»

Уральский федеральный округ, Свердловская область г. Камышлов,

Конспект занятия

по художественно-эстетическому воспитанию детей

в дошкольном учреждении

Составила:

Шурова Елена Владимировна

воспитатель 1 к.к.

Камышлов 2015

«Путешествие по сказкам».

Цель: Викторина по сказкам.

Образовательные задачи: Закрепление и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях; формирование звуковой выразительности речи у детей.

Развивающие задачи: Развитие речи и фонематического восприятия у детей; обогащение словаря.

Воспитывающие задачи: Повышение интереса к сказкам.

Методические рекомендации: Данную викторину рекомендуется проводить с детьми 6-7 лет; после ознакомления детей с устным народным творчеством (сказками); так же викторину можно провести и совместно с родителями детей, для приобщения их к совместному домашнему чтению сказок.

Ход занятия.

Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса. А что это у меня в руках? Правильно, книга. Да не простая, а со сказками.

Человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И всё это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алёша Попович. Человек наделял силой птиц и рыб. Так появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.

Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Особенно сказки любят дети. А вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас мы с вами проведём викторину по сказкам и проверим, кто из вас лучший знаток сказок. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто наберёт больше всех жетонов, тот и самый лучший знаток сказок. Ну, что, вы готовы? Тогда начинаем викторину.

    «Сказочные загадки».

Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.

    Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки, чтоб вовремя успеть (Маша и медведь).

    Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится на её пути.

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь? (Красная Шапочка)

    В этой сказке – именины. Много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил (Муха-Цокотуха).

    Столяр Джузеппе-Сизый Нос полено как-то в дом принёс.

Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.

Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)

    Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка).

Сказочница: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А сможете ли вы узнать сказку по иллюстрации?

    «Знатоки сказок».

    Я на мольберт (доску) размещаю иллюстрацию к сказке («Гуси-лебеди»). А вы должны ответить на мои вопросы:

    Как называется эта сказка?

    Кто её написал?

    Почему Гуси-лебеди унесли братца?

    Почему Алёнушке помогли печка, яблонька и речка?

    Чтобы сделали бы вы, если оказались в такой ситуации?

    Чтобы рассмотреть следующую мою иллюстрацию к сказке, вам необходимо ответить на мой вопрос и выбрать из трёх ответов нужную иллюстрацию на обороте.

*Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?

Строил ей глупые рожицы;

Защекотал до полусмерти;

Въехал во дворец на печке.

Вывешивается следующая иллюстрация («По щучьему велению»), и задаются

    Как называется эта сказка?

    Что бы вы попросили у щуки, если бы вы её поймали?

    Следующую иллюстрацию к сказке («Курочка Ряба») нужно составить из частей и решить на каждой части пример. После этого ответить на мои вопросы:

    Когда вы первый раз услышали эту сказку?

    Кто вам её рассказал?

    Скажите, какое яичко лучше – простое или золотое? Почему?

2+2= 4+5= 3+6= 8-4= 6-3= 10-5=

    «Узнай сказку по героям».

Сказочница: Молодцы! А теперь самое сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

    Царь, три сына, стрела, болото (Царевна-лягушка).

    Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея (Золушка).

    Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка (Дюймовочка).

    Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз (Морозко).

    «Песенка героя сказки».

Сказочница: Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю послушать песни сказочных героев. Определить героя и назвать, из какой он сказки. Песенка «Буратино» и «Красной Шапочки».

    «Весёлые вопросы».

Сказочница: Ну, а теперь самый важный этап викторины. За этот этап вы можете набрать большое количество баллов. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Кто быстрее даёт ответ, зарабатывает балл.

1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).

2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).

3. Мальчик-луковка? (Чиполино).

4. Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).

5. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).

6. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).

7. Герой джунглей? (Маугли).

8. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).

9. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).

10. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).

11. Деревянный мальчик? (Буратино).

    «Мой любимый герой сказки».

У каждого из вас есть самая любимая сказка. Правда? Перед вами листочки бумаги и разные материалы. Нарисуйте мне своего любимого сказочного героя из вашей сказки. А потом все вместе попробуем их отгадать. После выполнения задания проводится дидактическая игра «Кто, и от куда?»

Сказочницы: Молодцы, ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки.

В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случится,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к вам стучится,

Скажем сказке: «Приходи!»

И самому лучшему знатоку сказок я вручаю новую большую книгу сказок. С которой, ты сможешь познакомиться сам или вместе с родителями. Остальным участникам вручаются памятные призы за участие в викторине. Ну а сейчас, до свидания, ребята! До новых встреч!

Приложение

Иллюстративный материал к этапу викторины «Знатоки сказок».


Тема. Эстетическое воспитание.
Цель: дать учащимся представление об эстетическом воспитании, указать особенности эстетического воспитания, познакомить со средствами и методами. Развивать навыки работы с книгой. Воспитывать интерес к учебной литературе.
Оборудование Ю.К. Бабанский «Педагогика»
Тип урока: лекция
Ход урока.
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. Сообщение темы, цели урока. План.
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержание

4. Условия эстетического воспитания
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Значение эстетического воспитания.
1. Выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
2. Формирование нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.
3. Средство духовного возвышения человека. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержаниеПонятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим пауку о прекрасном. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Содержание эстетического воспитания
1. Формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
2. Развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
3. Овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
4. Формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
5. Приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
6. Раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
3. Задачи эстетического воспитания.
1. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностейЭстетическое воспитание в школе начинается с младших классов на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.
Методы
1. Пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Это создает условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.
2. Прием сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.
3. Заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.
4. Показ красоты родной природы, экологические экскурсии, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д.
2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусовОднако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
1. Обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
2. Осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и др.
3. Написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
4. Использование на занятиях произведения музыки и изобразительного искусства.
5. Эстетика занятий: эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний
6. Использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
3. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусстваБудучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности.
Методы
1. Задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие.
2. Различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
4. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихсяПри изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца – такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики.
Методы
1. Различные формы внеклассной работы: литературно-художественные вечера
5. Формирование эстетики поведенияОдновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся.
Методы
На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися.
Эстетика организации труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время.
Беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе.
Встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.
6. Формирование эстетической культуры учащихся
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
4.Условия эстетического воспитания.
1. Эстетика детской жизни.
2. Научно-организованный труд
3. Гармоничная учебная деятельность.
4. Творческая деятельность учащихся.
5. Этика общения.
6. Природа.
7. Беседы и конференции по произведениям художественной литературы
8. Средства искусства. Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство, чтение,
9. Музыкальная фонотека, кино-, видео- и телефильмы, театр.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Ш. Проверка самостоятельной работы учащихся по вопросам
IV. Подведение итога урока. Выставление оценок.
V. Д/з: записи в тетради. «Педагогика»И.Харламов с. 405


Приложенные файлы



Публикации по теме