Основную ответственность за воспитание ребенка несут. Обязанности родителей по воспитанию детей

Семья – естественная и лучшая атмосфера для жизни и становления ребенка. Лишь в семейном кругу дети получают полноценное физическое развитие и духовное воспитание.

Огромную роль в этом процессе играют родители. С самого рождения малыша они должны заботиться о нем, содержать и воспитывать.

В случае несоответствующего исполнения обязанностей может наступить ответственность родителей за воспитание детей.

Развиваться и воспитываться в кругу семьи является одним из самых приоритетных прав несовершеннолетнего, закрепленных законодательством о семейных отношениях. Иная альтернативная форма воспитания не способна принести такие же положительные результаты.

Закон охраняет и защищает права несовершеннолетних на жизнь в кругу семьи, вместе со своими родителями. Не допускается внешнее воздействие и вмешательства во внутреннюю жизнь семьи.

Исключением являются нарушения прав лиц до 18 лет и соответствующая ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Когда дети не могут жить в родной семье, государство стремиться обеспечить им подобную форму развития: усыновление, передача в другую семью или опекуну.

Только при отсутствии последних вариантов, они остаются в социальных учреждениях.

С семейным воспитанием тесно связаны такие права как: общение с биологическими родителями, близкими и дальними родственниками, уважение чести и достоинства, забота.

Обязанности родителей

Оба супруга наделены одинаковыми обязанностями и права в отношении своих детей. Закон возлагается ответственность за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и их нормальное развитие. Поэтому родители должны добросовестно осуществлять возложенный на них долг по воспитанию.

Забота о психическом и физическом здоровье детей . Это касается питания, удовлетворения потребностей растущего организма, среды обитания, круга общения, времяпровождения с семьей и пр.

Развитие нравственного и духовного состояния. В эту группу стоит отнести обучение, обращение внимание на способности ребенка, его склонности и увлечения, участие в формирование личности будущего взрослого человека.

Сегодня выполнение этих обязанностей наиболее востребовано. Влияние внешних факторов способно нарушить нормальное духовное становление личности подростка, стремление к обучению, управлению чувствами и эмоциями.

Качественное исполнение обязанностей родителей послужит хорошим образцом поведения для несовершеннолетнего.

До окончания 9 классов супруги, учитывая мнения детей, вправе выбирать учебное заведение, школу и форму образования. Семья должна обеспечить обучение несовершеннолетнего. При этом допускается совмещения занятий с творческой или коммерческой деятельностью, работой и другими увлечениями. Препятствование возможности получить образование влечет ответственность родителей за воспитание и обучение детей. Выбирая форму или место обучения важно прислушиваться к их желаниям, а иногда полностью ориентироваться на них.

Защищаться должны все интересы и права несовершеннолетних. Родительским долгом является обеспечивать надлежащую реализацию правомочий личного характера, а также жилищные, наследственные интересы, вставать на защиту достоинства и чести.

Регулирование законом этой обязанности относит родителей к законным представителям несовершеннолетнего. Для подтверждения права нужно только предъявить документ о рождении.

Ответственность родителей

В соответствии с нормами об ответственности родителей за воспитание детей, предусмотрены следующие виды:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

В рамках семейного права закон об ответственности родителей за воспитание детей устанавливает гражданско-правовые последствия.


Ограничение полномочий родителей
. Допускается при наличии опасности для несовершеннолетнего оставаться в семье. Основаниями являются психическое состояние родителя, заболевания, трудные жизненные ситуации и пр.

Ограничение применяется при недостаточности оснований для полного прекращения прав.

Лишение прав . Устанавливается при совершении противоправных поступков в отношении детей, жестком обращении, насилии физического или психического характера.

Сюда входят уклонение от обязанностей перед своими детьми, алкоголизм, наркомания, намеренно опасные действия против несовершеннолетнего или второго супруга.

При ограничении или прекращении прав сохраняется обязанность содержать своих детей. Они не утрачивают .

Гражданским законодательством установлена ответственность родителей несовершеннолетнего, возместить вред от его действий. Если несовершеннолетний не достиг 14 летнего возраста, то ущерб полностью ложиться на его родителей. Исключение, когда они смогут доказать отсутствие своей вины.

В возрасте 14 - 18 лет ребенок самостоятельно возмещает вред. Однако если суд установит отсутствие у него средств на покрытие расходов, то возмещение возлагается на семью.

Эти нормы относятся также к людям, лишенным прав на своих детей. Они будут обязаны возместить ущерб, причиненный их детьми в течение 3 лет после прекращения прав. В этом случае должна быть доказана связь, что действия несовершеннолетнего стали следствием воспитания.

Ответственность родителей перед их детьми носит нравственных характер. Она состоит в формировании у ребенка образа мыслей, настроений, культуры поведения, отношение к людям и обществу.

Наказание за нарушения в воспитании

Административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей отражена в КоАП РФ. Норма устанавливает санкции в случаях несоответствующего исполнения супругами своего долга перед несовершеннолетними по воспитанию, содержанию, образованию и защите.

При установлении состава правонарушения применяются: предупреждение или денежное взыскание от 100 до 500 руб.

Штраф увеличится до 3000 рублей при выявлении ряда фактов со стороны супругов:

  • нарушение права общаться с близкими родственниками;
  • нарушение судебного акта о месте проживания несовершеннолетнего;
  • нарушение решения о порядке исполнения прав родителя.

Законы об ответственности родителей за воспитание детей включают норму Уголовного кодекса – ст. 156. Наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию могут понести:

  • родители;
  • работники учебных заведений – педагоги, преподаватели;
  • сотрудники медицинских учреждений;
  • служащие иных организаций, осуществляющих надзор за детьми.

Статья устанавливает следующие виды наказаний:

  • финансовое взыскание до 100 тыс. руб.;
  • обязательные, исправительные или принудительные работы;
  • лишение должности и право занимать ее в будущем;
  • заключение до 3 лет.

Обязательным условием применения статьи является установление факта ненадлежащего воспитания с наличием жестокого обращения. Под таким обращением понимаются действия, которые не привели к значительному ухудшению здоровья. Иначе содеянное будет квалифицироваться по более тяжким статьям.

Кроме того, родитель или иное лицо, ответственное за воспитание, будет привлечен к уголовным санкциям в случаях:

  • Вовлечения ребенка в участие в преступлении;
  • Вовлечение в антиобщественные деяния.

Рассматривая вопрос, имеют ли право родители бить детей, стоит обратить внимание на установленный порядок выполнения их прав.

Члены семьи не должны причинять физический или психологический вред своим детям, препятствовать их нормальному развитию.

Методы законного воспитания не включают грубые, жестокие или унижающее достоинство действия.

Заключение

На сегодня вопрос регулирования внутрисемейных отношений, правильного воспитания детей на фоне воздействия внешних факторов (интернет, телевидение, экономическая ситуация) остается во многом проблемным.

Изучая, ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей, данная статья по этой теме будет достаточно актуальной. Ведь стать полноценным членом современного общества ребенок сможет посредством положительного развития в семье.

Закон направлен на своевременное пресечение нарушений со стороны родителей, чтобы травмы причиненные несовершеннолетнему в детстве, не отразились на всей его дальнейшей жизни.

Родительский лекторий на тему:

«Обязанности и ответственность родителей

за воспитание детей»

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания.

Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.

В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями.

Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (сотовые телефоны, компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер, сотовый телефон. И всё реже современные дети проводят время за чтением.

Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, а в школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции.

Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа?
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. В нашей школе за хулиганские действия на учёте в полиции состоит 4 обучающихся. На ВШУ – 1 обучающийся. По сравнению с предыдущими годами, у нас идёт увеличение детей стоящих на учёте в полиции. За последние три года у нас таких детей не было. Данные правонарушения можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей. Часто можно увидеть наших детей прогуливавших компаниями в позднее время, а порою и в ночное время. А как запрет на нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в вечернее или ночное время. Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" установлено, что ночное время - время с 22 до 6 часов местного времени.

Согласно пункта 3 статьи 14.1. Федерального закона № 24-ФЗ установлено, что в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

Меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, и в иных общественных местах БЕЗ сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).

Таким образом это влечет наложение административного штрафа на граждан (родителей, лиц, заменяющих родителей, или лиц, осуществляющих) - от пятисот рублей до одной тысячи рублей, а если повторное нарушение то от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь. (К.Д. Ушинский)

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок - это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает. На родительские собрания ходят в основном женщины, либо вообще никто не ходит, причём не предупреждая классного руководителя о том, что не смогут присутствовать, не считая это нужным. Не смогли в назначенное время – придите в удобное для Вас, узнайте о проблемах или успехах ученика. Также пример, ребёнок отсутствует на занятиях по какой-либо причине, родители не считают нужным поставить классного руководителя в известность. Объясните почему? Ведь у нас учреждение не развлекательного характера, которое посещают желающие, а общеобразовательное, где ребёнок по закону обязан посещать его и получать знания. А это один из моментов ответственности Вас, товарищи родители, за воспитание ваших детей. Ребёнок в свою очередь думает, ну раз папа или мама себе это позволяют, значит и мне можно не выполнять обязанности школьника. Так формируется безответственность во всём и к жизни в целом. Ваши дети берут пример с Вас, зачастую они копируют не только поведение родителей, но и стиль общения. Если педагога в кругу семьи обсуждают не с лестной стороны, так и школьник в последствии с неприязнью начинает относиться к педагогу, не выполняя его указаний. А ведь успех воспитания зависит в основном от семьи . Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. Ребенок не может быть дополнением к жизни, он должен быть её смыслом.

К сожалению, некоторые взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их, зачастую обвиняя других.

Иногда налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему.

О правах, обязанностях и ответственности родителей в Федеральном законе об образовании

Ваш ребенок учится в общеобразовательной организации – школе. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в части обеспечения конституционного права ребенка, как гражданина России, на образование определяются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45),

Согласно закону

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Лучшая школа дисциплины есть семья.
Воспитание увы, не ограничивается только школой.

Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите - Ваш труд будет не напрасен. Счастливы там, где есть взаимопонимание.

Только когда мы вместе - ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

Уважаемые родители! Только совместными усилиями мы сможем добиться желаемого результата как в воспитании так и в обучении ваших детей. Давайте плыть по течению школьной жизни, по течению требований общеобразовательной организации, а не против. Надеемся на понимание и сотрудничество с Вами в дальнейшем.

Спасибо за внимание.

(264,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.
  • Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Оформление: изречения:

  • “По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех и для учителей, и для родителей” (В.А. Сухомлинский).
  • “Большое зло нашего времени... заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что... могут сделать для воспитания своих детей” (И.Г. Песталоцци).
  • “Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть” (Монте)
  • “Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать; они поступают, как поступаем мы сами” (Л.Хей)

Форма проведения: родительский лекторий

Подготовка:

  • Изучение научно-методической литературы, нормативно-правовых документов.
  • Анкетирование родителей “Правовое воспитание”
  • Подготовка памятки для родителей.
  • Составление презентации.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, дорогие друзья и гости родительского собрания! Мы рады тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. В любой школе, в любом классе есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого - своего ребёнка. Именно этим занимаются педагоги в школе, т.к. школа, семья и ребёнок - это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы, призваны вместе решать все проблемы.

А сейчас, когда идёт становление характера, особенно необходимо ваше внимание. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. И что за ним кроется?

“Об ответственности родителей за воспитание детей”

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и, тем не менее, не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

У родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.

Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Первые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. К сожалению, взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.

Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

“Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать: “Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то”.

Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что, рассматривая родительскую должность как творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь.

Вывод: Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

Завуч школы по воспитательной работе “Правовое воспитание родителей”

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Различают три уровня нормативно-правовых материалов.

1-й уровень - международный:

Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году)

Декларация в отличие от Конвенций, носит не столько законодательный характер, сколько “характер нравственного ориентира”;

Четыре принципа осуществления прав детей:

Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.

Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.

Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.

Четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.

Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.

Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение свои взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

2-й уровень, регулирующий права ребенка:

Конституция Российской Федерации ст.38,42

Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

Семейный кодекс РФ ст.61 “Равенство прав и обязанностей родителей”, ст.63 “Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей”, ст.64 “Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст.65 “Осуществление родительских прав

3-й уровень, регулирующий права ребенка:

Федеральная президентская программа “Дети России”, в составе которой целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Планирование семьи”, “Одаренные дети” - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;

Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” - принят 28.06.95 г.

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07. 2000 года.

Образовательная правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.

Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ;

  • ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ “Об образовании”;
  • ст. 63 Семейного кодекса РФ;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом образовательного учреждения.

К основным правам родителей обучающихся относят:

  • выбор формы обучения, вида образовательного учреждения для своего ребенка;
  • защиту законных прав и интересов ребенка;
  • участие в управлении образовательным учреждением;
  • ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. а также оценками успеваемости обучающегося;
  • ознакомление с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • согласие на оставление ребенком до получения им основного общего образования образовательного учреждения по достижении 15 лет;
  • согласие на проведение начальной профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях;
  • согласие оставления ребенка на повторный курс обучения в случае получения им на итоговой аттестации двух и более неудовлетворительных оценок;
  • оформление договора об оказании образовательным учреждением платных образовательных услуг.

Родители (законные представители) несовершеннолетних лен получения последними основного общего образования не только имеют права, но и несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.

Родители обучающегося, воспитанника обязаны:

  • заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;
  • подать заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение;
  • оформить договор с образовательным учреждением, если ребенок поступает в данное учреждение;
  • обеспечить получение детьми основного общего образования;
  • отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
  • выполнять Устав образовательного учреждения;
  • контролировать проведение перевода обучающегося в специальные (коррекционные) группы и классы только с их согласия и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий;
  • контролировать осуществление гражданским образовательным учреждением военной подготовки учащихся только с их согласия и на факультативной основе;
  • контролировать проведение начальной профессиональной подготовки общеобразовательным учреждением только с их согласия и согласия их ребенка;
  • контролировать привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, только с их согласия и согласия их ребенка;
  • отвечать за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года, если обучающиеся были переведены в следующий класс условно.

Обязанности и права родителей, не предусмотренные вышеуказанными документами, могут закрепляться заключенным между ними и образовательным учреждением договором в соответствии с Уставом данного учреждения.

Инспектор КДН или социальный педагог “Защита детей от жестокого обращения”.

Уважаемые родители!

Пусть Вас не удивляет тема моего выступления на сегодняшнем родительском собрании. К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших воспитанников. Когда же мы начинаем говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка. Вот для того, чтобы ликвидировать данный пробел в Вашем правовом образовании я и попросила слова на сегодняшнем собрании.

Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые “подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания”.

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Рассмотрим подробно каждую из форм насилия над ребёнком и задумаемся: а не делаю ли я что-то такое со своим ребёнком, что подпадает под определение “жестокое обращение”.

1. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Какое же влияние оказывает физическое воздействие на ребёнка?

Признаки физического насилия над ребенком:

  • раны и синяки:
  • ожоги:
  • укусы:
  • “синдром тряски ребенка”: сопутствующие признаки - синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

2. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

  • обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни;
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

3. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

  • обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
  • может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
  • может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

Прислушайтесь внимательно к моим словам; в Вашей семье происходит что-то подобное? Я не буду сейчас называть адреса и фамилии, но акты посещения семей воспитанников школы, рассказы детей, запущенный вид некоторых из них, постоянно возникающий вопрос с педикулёзом, конечно, наводят нас на размышления.

Я не пытаюсь учить Вас жизни или давать советы, просто задумайтесь, найдите в себе силы признать, что необходимо как-то менять жизнь, делать так, чтобы Вашим детям было хорошо в Ваших семьях, чтобы нам не приходилось защищать их от Вас, самых родных и близких для них людей.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации “Об административных правонарушениях” (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

3. Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности. В соответствии с семейным законодательством: лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

4. Дисциплинарная ответственность

Наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Вывод: Известно, что жестокость порождает жестокость, если Вы исчерпали все аргументы, пытаясь воздействовать на ребёнка, никогда как последнюю меру не применяйте физическое наказание, ни к чему хорошему это не приведёт, ребёнок просто затаит на вас обиду, замкнётся в себе, вы потеряете с ним всякий контакт, а проблема так и останется нерешённой. Успехов Вам и помните, что Ваши дети - это самое дорогое из того, чем наделил Вас Господь.

Психолог школы “Психологическая поддержка

  • Оказание психологической поддержки ребёнку весьма необходимо.
  • Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка

Психологическая поддержка - один из способов улучшить взаимоотношения между взрослыми и детьми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Поддержать ребенка - значит верить в него

Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: Укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.

Психологическая поддержка осуществляется и при неудачных ситуациях. Надо дать понять ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его достоинств. Ненавязчивое прикосновение даёт сигнал ребенку - “Что бы ни произошло - я тебя люблю, и ты находишься под моей защитой”. Надо научить ребенка переживать неудачи и не зависать в негативе. Само депрессивное состояние является пагубным для взрослого человека, тем более для ребенка. Жизнь состоит взлетов и падений. Каждый негатив это урок, что здесь что-то не так, нужно пережить этот момент и сделать вывод.

Памятка родителям

Для успешности своего ребенка родителям необходимо видеть его на пьедестале. Для этого:

Разговаривайте с ребенком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы сильно устали за день.

Помните, жалея себя, вы теряете драгоценное время для установления доверия. Вы теряете доверие своего ребенка - это дорогая потеря, а оно восстанавливается с великим трудом.

Говорите о своей любви ребенку. Если Вы раньше стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие предметы не заменят ему искренних слов о любви.

Доверяйте ребенку. Доверие - это ответственность за свои поступки, умение открыто анализировать их с Вашей помощью.

Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Если ребенок слышит хвалебные слова в сравнении, то тем самым вы переворачиваете его душевный мир. Подсознание получило информацию, что он хуже, что он не любим. Не удивляйтесь потом откуда у Вашей дочери ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравиться. Вы не хотите принимать такими, какими они есть - и они мстят Вам за Ваше предательство. Эта злая черта характера может пройти через всю жизнь.

Обратитесь к специалисту, если ваши отношения не налаживаются. Воздержитесь от мнения, что только ребёнку можно пойти к педагогу или психологу и что Вы сами не нуждаетесь в помощи. Это трудно, но ребёнку еще труднее, чем Вам.

Чувство собственного достоинства развивайте. Любая неудача не должна восприниматься как провал. Если ты упал в пути, то это не значит, что ты идёшь неверной дорогой.

Используйте свой авторитет. Папа и мама для ребенка являются теми, кто открывает ему взрослый мир. Авторитет взрослого человека играет огромную роль для него при формировании взглядов и убеждений, способствует становлению его самостоятельных суждений, влияет на его поведение. Если на глазах сына отец оскорбляет мать, то эта модель воспринимается им как норма. Если добрый юмор, ненавязчивые прикосновения, улыбка присутствуют в семье, для ребенка это тоже воспринимается как норма.

Заключительное слово классного руководителя

Рефлексия

Мы достаточно продуктивно провели время. Правила жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите - ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучающее: добро, ласку и заботу.

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе - ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

оспитание ребенка с четким представлением ы. Это целенаправленный и жедневный процесс, в котором происходит его амосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к риумфy личности ребенка. Это путь к динению ученика, его родителей и школы.

Источники.

  1. Конституция РФ. М., 2000
  2. Гражданский кодекс РФ. М., 2000 г.
  3. Семейный кодекс РФ. М., 2002 г.

Литература.

  1. “Простые истины воспитания” Б.Т. Лихачёв, издательство Москва “Просвещения”
  2. “Каким должен быть твой ребёнок?” Хельмут Штольц, Москва “Просвещение”
  3. “Дети и семейный конфликт” - Линда Анзорг Москва “Просвещение”
  4. Журнал “Классный руководитель” № 8, 2000 г., рубрика “Семья и школа” - стр. 77-83
  5. Журнал “Классный руководитель” № 7 , 2002 г., Поляков С.Д. “Возрастные проблемы и классный руководитель” стр. 93-105
  6. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная пресса, 2005 г.
  7. Правовое воспитание в школе. Волгоград. Учитель, 2007 г.

Приложение

Анкета для учащихся “Я и моя семья”

  1. С кем ты в семье особенно дружен?
  2. Кому доверяешь секреты?
  3. Все ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя папа и мама?
  5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  6. Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

Анкета для родителей “Правовое воспитание” Что такое права?

  1. Какие международные документы о правах детей Вы знаете?
  2. Основополагающие законы РФ - закрепляющие права детей?
  3. Какими статьями Семейного кодекса РФ определяются права и обязанности родителей?
  4. Правовой статус ребенка?
  5. Какие меры поощрения и наказания Вы применяете к своим детям?

Памятка для родителей

  1. Разговаривайте с ребенком.
  2. Говорите о своей любви.
  3. Доверяйте ребенку.
  4. Не сравнивайте ни с кем.
  5. Обратитесь к специалисту
  6. Развивайте чувство собственного достоинства.
  7. Используйте свой авторитет.

Казалось бы, вопрос об ответственности родителей за воспитание детей, как моральная, так и юридическая, понятна всем и не вызывает никаких сомнений. Тем не менее, далеко не в каждой семье, имеющей ребенка, существует представление об этом, и далеко не каждая семья может показать образец адекватного отношения к детям. Так же, как и то, что не в каждой семье существует порядок, дисциплина и режим, но главное – доверительные отношения с ребенком и членами семьи. Некоторые родители вообще не могут и не должны воспитывать детей и даже находиться рядом с ними. Так какова же за воспитание детей, в моральном и законном плане?

Воспитание и моральная ответственность

Воспитание детей представляет собой многогранный сложный процесс, результатом которого является формирование морально правильной личности, способной адаптироваться в социуме, приносить пользу себе и людям, жить полноценной счастливой жизнью. Все воспитание детей включает в себя многие аспекты – это воспитание ребенка как духовно богатой личности, это воспитание человека в морально-этическом плане, воспитание физическое, сексуальное, воспитание определенных черт характера. Воспитание – это ответственность родителей, отличная от любой другой работы или обязанности.

Задача родителей – привить ребенку правильные моральные ценности, устои и взгляды, основанные на принципе «Не навреди». При этом, если сами родители не имеют этих моральных ценностей, не обращают внимания на нравственные аспекты своих поступков, не руководствуются законами этики и морали, вряд ли они воспитают нормальную полноценную личность, способную в свою очередь нести ответственность за своих детей или просто за свои поступки. Личный пример родителей – это единственно верный и мощный воспитательный метод, непонимание которого ведет к перекосам, трагедиям и бедам в семьях.

Но кроме ответственности за моральное воспитание, существует родительская ответственность и за другие аспекты воспитания, упомянутые выше. Именно родители закладывают детям первые представления о том, что правильно, а что неправильно, как нужно делать и чего не нужно делать, как смотреть на мир и как его оценивать, как относиться к вопросам пола и так далее. Чистые детские души восприимчивы ко всему, но родительское слово бывает для них самым веским, даже если они этого не осознают.

Помимо моральной ответственности в самом широком смысле этого слова, родители ответственны и перед законом за то, как они воспитывают своих или приемных детей. Закон говорит об этом прямо: родитель обязан оказывать своим или приемным детям всяческую поддержку и помощь, присматривать за ними, удовлетворять их физические и материальные потребности. Также родители должны защищать своего ребенка, его права, обеспечивать его всем необходимым для полноценной жизни. В Конституции и Семейном кодексе – документах, содержащих вопросы воспитания детей, говорится об обязанностях и ответственности родителей перед обществом и самими детьми. Родители обязаны присматривать за детьми, заботиться о них, обеспечивать питанием, обучать и развивать своих детей до достижения ими 18 лет. Родители ответственны за психическое и , за их физическое здоровье

Ответственность родителей по закону

Законом также предусмотрена ответственность за неисполнение своих родительских обязанностей или ненадлежащее их исполнение. Законом предусматривается уголовно-правовая ответственность, административно-правовая, гражданско-правовая ответственность.

Семья, являясь ячейкой общества, представляет ценность для социума и государства. Одной из важнейших задач, возложенных на семью, а именно на родителей, является забота о своих детях.

Согласно Конституции Российской Федерации родители в одинаковой мере обязаны проявлять заботу о ребенке. Как правило, совершение проступков, преступлений, причинение ущерба имуществу или вреда здоровью несовершеннолетними детьми является следствием недостаточного воспитания. Поэтому законодательством предусмотрена ответственность родителей не только за ненадлежащее воспитание, но и ответственность за причиненный их детьми вред.

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Обязанности, предусмотренные семейным законодательством

Обязанность по воспитанию несовершеннолетних детей предусмотрена Семейным кодексом (ст. 63 СК). Воспитание включает в себя целый комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка в обществе. Опекуны вправе самостоятельно выбирать приемы и методы воспитания. Однако при этом они не должны нарушать права и интересы своих подопечных.

Родители должны создать условия по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 63-67, 80 СК РФ).

Под воспитанием понимается привитие элементарных навыков поведения в обществе, вежливости, уважения к старшим и прочее.

Обучение – в первую очередь создание условий для посещения образовательных учреждений, а также обеспечением всем необходимым (тетради, учебники).

Защита интересов детей подразумевает представление интересов ребенка в суде или иных публичных организациях.

При уклонении от воспитания, ненадлежащем воспитании, злоупотреблении родительскими правами, а также жестоком обращении Семейным кодексом предусмотрены меры воздействия — ограничение либо полное лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Административная ответственность за ненадлежащее воспитание детей

За неисполнение возложенных на родителей обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом, на опекунов может быть возложен административный штраф (ст. 5.35 КоАП РФ). Как правило, рассматриваемое правонарушение совершается в форме бездействия. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать комиссии по делам несовершеннолетних (п. 2 ч. 1 ст. 22.1. КоАП РФ).

Отдельно стоит отметить нарушение одним из родителей обязательств по уплате алиментов, так как алименты можно отнести к обязанности по содержанию детей (ст. 5.35.1. КоАП РФ).

Положения статьи 5.35.1 КоАП РФ являются новыми для российского законодательства, появившиеся в 2016 году в результате проведения реформы по декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса. Рассматриваемой статьей предусмотрена ответственность за неуплату алиментов свыше 2 месяцев.

При совершении указанного правонарушения неоднократно (2 и более раза) лицо подлежит уголовному преследованию.

Уголовно-правовая ответственность за несовершеннолетних детей

Неоднократное неисполнение обязанности по уплате алиментов влечет привлечение опекунов к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ). Одним из обязательных условий является наличие вступившего в силу административного наказания по ст. 5.35.1. КоАП РФ.

Также Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания за ненадлежащее воспитание, которое сопряжено с жестоким обращением (ст. 156 УК РФ). Понятие жестокого обращения в контексте рассматриваемого вопроса довольно обширное – это и избиение ребенка, и игнорирование требований лечащего врача опекунами, и отсутствие в доме необходимых продуктов для поддержания организма ребенка в нормальном состоянии и т.д. Таким образом, жестокое обращение с детьми является квалифицирующим признаком, позволяющим применить к родителям меры именно уголовного, а не административного воздействия. Уголовная мера воздействия может быть применена не только в отношении опекунов, но и в отношении педагогов, врачей или других лиц, под присмотром которых находится ребенок.

Так же Уголовным кодексом предусмотрены санкции за склонение ребенка к совершению преступления (ст. 150 КУ РФ) или вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Санкции статей 150 и 151 УК РФ могут быть применены не только к опекунам несовершеннолетнего ребенка, но и к иным лицам.

Для справки. Антиобщественными действиями признаются действия ребенка, выражающиеся в систематическом употреблении запрещенных веществ (наркотики, а также алкогольная и табачная продукция) занятии проституцией, попрошайничеством.



Публикации по теме